Реферат по предмету "Государство и право"


Работа органов прокуратуры с обращениями граждан

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство пообразованию
Ивановскийгосударственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного,административного и финансового права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРОКУРОРСКОМУ НАДЗОРУ
ТЕМА:
«Работа органовпрокуратуры с обращениями граждан»
Шуя, 2009

1.Конституция РФ о праве граждан на обращение в органы государства
В современный период работа с обращениями граждан в органыпрокуратуры занимает значительное место в общем объеме деятельности органовпрокуратуры. Ежегодно в прокуратурах всех уровней рассматриваются и разрешаютсясотни тысяч обращений заявителей. Число жалоб и заявлений в последние годынеизменно возрастает. Это говорит о том, что население России широко используетпредоставленное ему ст. 33 Конституции РФ право личного обращения вгосударственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранятьправа и свободы человека и гражданина, а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановлениянарушенных прав и свобод.
2.        Организацияработы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан
Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляетсобой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры ирегулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкция о порядке рассмотренияобращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации,утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г.и иное федеральное законодательство.
Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации ворганах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления,жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, неподлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности сизвещением об этом заявителя. Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. «Овведении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приемаграждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорампредложено: работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задачзащиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.
Заявления, жалобы и иные обращения – важные источники информации онарушениях законов. Они в сочетании с другими данными позволяют оперативнореагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законностииздаваемых органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.
Поступающая в органы прокуратуры информация о нарушении прав исвобод человека и гражданина может быть как в письменной, так и в устной формах(с личного приема прокурора).
П. 1.11. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приемаграждан в системе прокуратуры Российской Федерации устанавливает различные способыобращения граждан в прокуратуру:
1) обращение – изложенные в письменной или устнойформе предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное,гражданина, должностного и иного лица;
2) предложение – рекомендация заявителя посовершенствованию правовых актов, деятельности органов управления, улучшениюдеятельности государства и общества в различных сферах;
3) заявление – просьба гражданина о содействии вреализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение онарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органовуправления;
4) жалоба – просьба заявителя о восстановлении илизащите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод илизаконных интересов других лиц;
5) ходатайство – изложенное в письменной формеобращение заявителя с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод;
6) коллективное обращение – обращение двух или болеелиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанноеорганизаторами или участниками митинга, собрания;
7) первичное обращение – обращение по вопросу, ранеене рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;
8) дубликат обращения – обращение заявителя,являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному итому же вопросу и в интересах одного и того же лица;
9) повторное обращение – обращение, поступившее отодного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуетсярешение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру,или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешениипредыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрениипредыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленныйзаконодательством срок рассмотрения;
10) парламентский запрос – запрос, принятыйсоответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации ссоблюдением требований, по вопросам, входящим в компетенцию Генеральногопрокурора Российской Федерации;
11) запрос – оформленный надлежащим образом документ,направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами СоветаФедерации или депутатами Государственной Думы, адресованный Генеральномупрокурору Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
12) обращение члена Совета Федерации, депутатаГосударственной Думы – документ, направленный в органы прокуратуры, ссообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации,сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, неоформленный как запрос.
Из вышеперечисленных определений можно сделать заключение, работаорганов прокуратуры с обращениями граждан решает следующие задачи:
·         защитаправ и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенной законности,укрепление законности и правопорядка;
·         удовлетворениеобоснованных обращений и пресечение нарушений законов средствами прокурорскогореагирования;
·         выработкамер по совершенствованию правозащитной деятельности органов прокуратуры,устранению ошибок и недостатков.
Не следует также забывать, что обращения граждан являются основнымповодом, обусловливающим необходимость вмешательства со стороны органовпрокуратуры.
Успешность рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, иныхобращений в органах прокуратуры зависит, прежде всего, от организации этойработы.
Правом на обращение в органы прокуратуры наделены физические июридические лица. В органах прокуратуры рассматриваются обращения на действия(или бездействие) или решения объектов надзора. Обращение в органы прокуратуры должнообязательно содержать сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека игражданина.
Обращение, как правило, направляется (по почте, передается наличном приеме, в канцелярию и т.п.) в прокуратуру по месту нахождения органаили лица, допустившего нарушение. Обращения, разрешение которых не входит вкомпетенцию данной прокуратуры, вместе с имеющимися по этому вопросуматериалами, необходимыми для их разрешения, подлежат пересылкесоответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. Жалобы надействия (или бездействие) или решения прокурорских работников рассматриваютсявышестоящим по отношению к ним должностным лицом.
Обращения граждан после их поступления в органы прокуратуры допередачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются впорядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учрежденияхпрокуратуры Российской Федерации. Письменные обращения подлежат обязательнойрегистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры. Далеесообщения передаются прокурору-руководителю, который обязан принять одно изследующих решений: принять обращение к своему производству; поручитьрассмотрение обращения работнику прокуратуры (с указанием фамилии); передать наразрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившегообращения; направить на рассмотрение в суд или иной орган по принадлежности.
Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихсяпреступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности вуполномоченные органы. Жалобы граждан на действия должностных лицуполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение опреступлении, проверяются незамедлительно.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, нарешение или действие которого принесена жалоба. При рассмотрении обращенийзапрещается без согласия гражданина распространять сведения о частной жизни.Анкетные данные и домашний адрес не подлежат разглашению по мотивированнойпросьбе гражданина.
Организация проведения личного приема граждан (посетителей)осуществляется во всех органах прокуратуры.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан,представителей государственных и общественных организаций, а также иных лицосуществляется отделом по приему граждан в день их обращения с участиемотраслевых подразделений. Руководителями Генеральной прокуратуры РоссийскойФедерации, начальниками управлений и отделов (на правах управлений) принимаютсяграждане согласно графику, утвержденному Генеральным прокурором РФ или егопервым заместителем. Прием Генеральным прокурором и его заместителямиосуществляется по жалобам и обращениям, которые разрешались в центральномаппарате начальниками управлений, отделов (на правах управлений), либо пожалобам на действия прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителейдругих правоохранительных органов, министерств и ведомств. Личный приемГенерального прокурора РФ может быть организован также по его прямомупоручению.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурахгородов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных иобразовательных учреждениях Генеральной прокуратуры прием населения проводитсяв течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен вдоступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные ипраздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры.Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза внеделю. Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них даетсяруководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.
Не подлежат разрешению обращения:
·         несодержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовыйадрес);
·         вкоторых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;
·         содержаниекоторых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органовпрокуратуры;
·         еслитекст письменного обращения не поддается прочтению.
На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостаткахв обращениях, препятствующих их рассмотрению.
Без разрешения и ответа могут быть оставлены обращения:
·         вкотором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни,здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;
·         еслипо содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение судао признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психическогозаболевания.
3.        Срокии порядок рассмотрения обращений
По обращению, поступившему в органы прокуратуры РоссийскойФедерации, должно быть принято одно из следующих решений:
·         принятиик рассмотрению;
·         прекращениипроверки;
·         передачена разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
·         направлениив другие органы;
·         приобщениик ранее поступившей жалобе.
Обращения, решения по которым не принимали руководителинижестоящих прокуратур, направляются им для проверки с одновременнымуведомлением об этом заявителя.
Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции несколькихподразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указаннымсреди исполнителей первым.
Обращения, адресованные в органы Следственного комитета, а такжеобращения, относящиеся к компетенции следственных органов, направляются всоответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятомрешении.
Если обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесенокак к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования,такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах.
Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию даннойпрокуратуры, в 7-дневный срок с момента регистрации направляетсясоответствующему прокурору, другие органы и учреждения.
При направлении обращения на рассмотрение в другой государственныйорган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случаенеобходимости у них может быть истребована информация о результатахрассмотрения обращения.
В случае, если решение поставленных в письменном обращениивопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органовместного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 днейсо дня регистрации направляется по принадлежности.
При передаче поручений, взятых на особый контроль, об этом вобязательном порядке уведомляется организационное управление Главногоорганизационно-инспекторского управления.
В органах прокуратуры Российской Федерации ведется раздельный учетобращений и обращений, взятых на особый контроль.
Так, предложения, обращения и жалобы граждан, военнослужащих ичленов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в следующие сроки:
– не требующие дополнительного изучения и проверки, в ихчисле и те, по которым нужно дать разъяснения, – до 15 дней;
– требующие дополнительного изучения и проверки – до 30 дней.
Запрос или обращения следующих органов или должностных лицразрешаются в сроки:
·         парламентскийзапрос – в срок до 15 дней;
·         запросили обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации – не позднее 30 дней;
·         запросУполномоченного по правам человека – не позднее 15 дней, если в самом запросене установлен иной срок;
·         запросОбщественной палаты Российской Федерации – не позднее чем через 30 дней со дняего регистрации, а в исключительных случаях – не позднее чем через 14 дней;
·         обращенияПрезидента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации исубъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято наособый контроль, – безотлагательно.
Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется смомента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры. Окончанием срокарассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направленияписьменного ответа автору о принятом решении.
В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов ив других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностныхили иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременнымуведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер,но не более чем на 30 дней.
В ходатайстве о продлении срока проверки по обращению указываютсяпричины продления срока и срок, в который обращение будет разрешено. Ходатайствооформляется не позднее, чем за 3 дня до истечения контрольного срока.
Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свободграждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должнойоценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, проверяются, какправило, с выездом на место.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведениюмогут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители.
При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеетправо представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться спросьбой об их истребовании.
По итогам разрешения обращений может быть принято одно изследующих решений:
1.     «удовлетворено»– приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законныхинтересов заявителя;
2.     «удовлетвореноповторное обращение» – обращение, в котором обжалуются ответы соответствующейпрокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранееподанного обращения. При этом первичное решение отменяется;
3.     «отклонено»– требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
4.     «разъяснено»– по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либотребований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
5.     «принятоиное решение» – обращение оставлено без разрешения, приобщено к материаламуголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
6.     «направлено»– обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру илидругое ведомство по принадлежности.
4.        Полномочияпрокурора при рассмотрении жалоб и заявлений
Исходя из содержания ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РоссийскойФедерации», на прокурора возложена прямая обязанность:
·         рассматриватьи проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свободчеловека и гражданина;
·         разъяснятьпострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
·         приниматьмеры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека игражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещениюпричиненного ущерба.
Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод необходимо,прежде всего, тогда, когда требуется личное обращение пострадавшего за защитойсвоих прав в соответствующий компетентный орган либо в суд. При этомразъясняются все альтернативные способы защиты нарушенных прав, конкретноесодержание закона, которым регулируется этот вопрос. Кроме того, прокурордолжен назвать конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенныеправа и свободы либо разъяснить содержание закона, в соответствии с которымразрешается спор о восстановлении нарушенного права.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина:
1.        имеетместо преступление – прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, егосовершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии сзаконом;
2.        имеетхарактер административного правонарушения – прокурор возбуждает производство обадминистративном правонарушении или незамедлительно передает сообщение оправонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которыеполномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
3.        защищаемыхв порядке гражданского судопроизводства (когда пострадавший по состояниюздоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде илиарбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободызначительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрелоособое общественное значение) прокурор предъявляет и поддерживает в суде илиарбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Несмотря на то что в последнее время возможность полученияправовой помощи и судебной защиты значительно расширилась, населениепо-прежнему считает прокуратуру наиболее доступной и эффективной структурой,способной квалифицированно, оперативно и, что немаловажно, бесплатно принятьмеры к восстановлению их нарушенных прав.
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявлениянаселения, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественноемнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и ее работниках вотдельности, что само по себе имеет большое значение. Совершенствование работыорганов прокуратуры с обращениями граждан и иных лиц, несомненно, будетспособствовать улучшению их деятельности, повышению авторитета, а главное – уменьшениюнарушений прав и свобод человека и гражданина.

Списокиспользованной литературы
1.   Конституция РоссийскойФедерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. 25 декабря.
2.   О прокуратуре РоссийскойФедерации: Закон РФ от 17 февраля 1992 (в ред. ФЗ от 17 ноября 1995, 10 февраля1999, 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472; 1999. №7.Ст. 878; 2007. №31. Ст. 4011.
3.   О порядке рассмотренияобращений граждан Российской Федерации: ФЗ от 2 мая 2006 г. // СЗ РФ.206. №19. Ст. 2060.
4.   О введение в действиеинструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системепрокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерацииот 17 декабря 2007 г. // Законность. 2008. №4.
5.   Прокурорский надзор:Учебник / Винокуров Е.Ю. и др. М., 2006.
6.   Скуратов Ю. Комментарии кзакону «О прокуратуре РФ». М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Безопасность производственной деятельности и средства индивидуальной защиты
Реферат Основные этапы становления и развития экономической теории 2
Реферат Використання комп'ютерів для тестування в комп'ютерному класі
Реферат Антивірусні програми та архівування даних
Реферат Phobias 2 Essay Research Paper Most people
Реферат Судебные акты арбитражного суда понятие, виды
Реферат Визначення економічної ефективності реконструкції кабельної лінії зв’язку
Реферат Екологічне виховання учнів на уроках біології
Реферат Как лечат простуду
Реферат Карло Гольдони. Феодал
Реферат 1. Лечебно-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении и детей с девиантным поведением
Реферат Разработка обучающей программы Выявление аномалии статистическими окнами разных иерархических уровней
Реферат Харчування різних груп населення
Реферат Специфика оказания помощи семьям группы риска
Реферат Комплексный экономическиий анализ хозяйственной деятельности