Реферат по предмету "Государство и право"


Психология судебного процесса

Вариант № 18
Тема: «Психологиясудебного процесса»

План/>1.Общая характеристика судебного процесса2.Принцип состязательности3.Формирования убеждения и принятия решений4.Контрольное тестированиеЛитература
1. Общая характеристика судебногопроцесса
Стадийность являетсясущественной особенностью психологической структуры судебной деятельности.Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентируемойпроцессуальным законом последовательности, которая создает соответствующиестадии развития общей судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболеецелесообразные условия исследования доказательств, способствовать установлениюистины и осуществлению правосудия.
Наличие стадий, четкоеразличие задач, условий деятельности на каждой стадии — все это создаетнаиболее оптимальные психологические предпосылки для правильного и полногоосуществления правосудия судом. Усиление этих предпосылок достигаетсяпрактической возможностью внутри регламентированных процессуальным законодательствомстадий провести дополнительное их деление на определенные этапы, что такжеобосновывается выявлением различий в психологической структуре, в задачахдеятельности.
Уголовный процессопределяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду,судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие.[1]
В стадии предания судурешаются вопросы познания предварительного расследования и планированиесобственной деятельности.
Непосредственноевосприятие всех источников доказательств и познание обстоятельств делаосуществляется при проведении судебного следствия.
Заслушивание словесныхсообщений о результатах познавательной деятельности, проведенной участникамисудопроизводства (прокурором, адвокатом и т. д.).
Реализация основнойконструктивной деятельности (вынесение приговора).
Осуществление действий,связанных с принятым конструктивным решением (исполнение приговора).
На каждой изперечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельностьсуда проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психическиеотношения, различно осуществляются компоненты общей психологической структурысудебной деятельности.
Психология рассмотренияуголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психическойдеятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательноевоздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, рольобщественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебноеследствие и вынесение приговора по делу являются логически неизбежной стадией,следующей за событием преступления и предварительным следствием. Деятельностьсуда, участников судебного процесса весьма многообразна.
Правосудие, которое вбольшей степени, чем многие другие виды деятельности, выступает как сфераобщения между людьми, связано с целым рядом социально-психологических явлений,например эффективностью деятельности социальных групп, особенностями оценочныхсуждений в группе, восприятием и пониманием людьми друг друга, внушением,авторитетностью, с социально-психологической ролью личности и т. д. При этом в сфересудопроизводства закономерности социальной психологии могут служить и улучшениюи ухудшению результатов деятельности. Коллегиальное и состязательное начала приосуществлении правосудия отвечают закономерностям социальной психологии.Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, к таким относитсябольшинство уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решениягруппой лиц. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателейпсихических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления,сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести кошибочному результату. Коллективная оценка доказательств является максимальнообъективной, особенно в суде присяжных.[2]
Довольно редко в судебнойпрактике встречаются случаи разногласия в судейской коллегии. Вынесениеприговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать какдополнительную гарантию законности и обоснованности приговора, посколькувнутреннее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает, что делает егонесомненным. Такое единогласие, однако, встречается и при вынесении приговора,отмененного впоследствии вышестоящим судом, что может свидетельствовать одавлении неправильного мнения большинства в судейской коллегии на формированиесобственного убеждения каждого члена суда. Поэтому все члены суда должныпостоянно помнить о тех опасностях, которые подстерегают их при формировании коллективногомнения при разрешении уголовных дел. Они должны подвергать внутреннемусамоконтролю свои выводы по данному уголовному делу, чтобы лишний разпроверить, не формируют ли они их таким образом под влиянием большинства.Следует учитывать и то, что состав суда действует при такой внутреннейобстановке, которая может усилить проявление конформизма. Эта обстановкахарактеризуется тем, что судья среди членов судейской коллегии находится вособом положении. Он более всех членов суда владеет информацией, связанной срассмотрением дела, являясь как бы лидером в группе совместно действующих лиц.В судейской коллегии, кроме того, существует неравный социальный статусвзаимодействующих лиц. Такой неравный социальный, а не правовой статусвыражается в том, что судья выполняет свою профессиональную деятельность,остальные члены суда являются непрофессиональными судьями.
Согласно законупредседательствующий судья подает свой голос в процессе совещания судейпоследним, имеет своей целью ограничить возможность влияния мнения судьи намнение других членов суда
Для судьи в егореконструктивной деятельности важны следующие моменты: предварительное изучениеи оценка всех обстоятельств дела и квалификации, сопоставление полученной входе судебного процесса информации с материалами предварительного следствия,нормами закона, окончательный синтез всей информации при вынесении приговора.
Наличие исходной моделипрошлого события в материалах дела создает возможность познавательнойдеятельности суда по четкому заранее определенному плану. Собранные следствиемданные вновь изучаются, планируется анализ и синтез отдельных фактов,выдвигаются и разрабатываются возможные версии, другие модели того же события,действия. Важно при этом построение версий о личности подсудимых, об их участиив событии, о причинах определенного поведения, об условиях действий и т. д.Состояние готовности предполагает предельную концентрацию мыслительныхпроцессов судей именно на всех обстоятельствах данного уголовного дела. 2. Принцип состязательности
Состязательность сторон и свобода предоставления имисуду своих доказательств, доказывания перед судом их убедительности закрепленыв п.4 ч.3 ст.129 Конституции Украины. Принцип состязательности раскрывается вследующих положениях:
·      Правосудиедолжно быть независимым, осуществление функций правосудия и обвинения должнопринадлежать независимым друг от друга субъектам;
·      Наделение сторонравными процессуальными правами для осуществления своих функций (ст.261 УПК Украины,ч.3 ст.6 Европейской конвенции о правах человека 1950 г.);
·      Руководящееположение суда в процессе и предоставление только суду права принимать по делурешение.
Функция государственногообвинения в соответствии со ст.121 Конституции Украины возлагается на прокуратуру.Следователь, органы дознания и суд являются независимыми сторонами по делу, т.к. к компетенции первых относится сбор, оценка доказательств, а суд наосновании представленных доказательств выносит мотивированное решение.[3]
Принцип состязательностисостоит в обеспечении широкой возможности лицам, которые принимают участие впроцессе, отстаивать свои права и интересы, позицию в деле. Состязательностьюопределяется весь процесс отбора (представления, истребования, привлечения)фактического материала, необходимого для решения судебного дела,устанавливаются формы, методы и способы исследования этого материала,процессуальная деятельность субъектов доказывания, ее последовательность иправовые последствия. Утверждение своих соображений, оспаривание доводовпротивной стороны определяют внешнюю форму гражданского процесса, придавая емусостязательный вид- борьбы сторон перед судом. Состязательная форма процессаобеспечивается активным процессуальным положением суда, которому принадлежитзавершающее определение предмету доказывания, содействие в собирании принеобходимости надлежащих доказательств.
Принцип состязательностизакреплён в Конституции Украины:
Статья 129. Судьи приосуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Судопроизводствоосуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных.
Основными принципамисудопроизводства являются:
1) законность;
2) равенство всехучастников судебного процесса перед законом и судом;
3) обеспечениедоказанности вины;
4) состязательностьсторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказыванииперед судом их убедительности;
5) поддержаниегосударственного обвинения в суде прокурором;
6) обеспечениеобвиняемому права на защиту;
7) гласность судебногопроцесса и его полная фиксация техническими средствами;
8) обеспечениеапелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев,установленных законом;
9) обязательность решенийсуда.
Законом должны бытьопределены также иные принципы судопроизводства в судах отдельных судебныхюрисдикции.
За неуважение к суду исудье виновные лица привлекаются к юридической ответственности.
Также принципсостязательности закреплён в Гражданском Процессуальном Кодексе:
Статья 15. Выяснениесудом обстоятельств дела на началах состязательности
Рассмотрение и разрешениегражданских дел в судах производятся на началах состязательности.
Суд обязан приниматьпредусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному выяснениюобстоятельств дела, разъяснять лицам, участвующим в деле, их права иобязанности и оказывать содействие в осуществлении их прав.

3.Формирования убеждения и принятия решений
Этот этап деятельности имеетособенность в психических общениях, которые здесь возникают только междусоставом судей, рассматривающих уголовное дело. Закон прямо и категорическизапрещает судьям вступление на данной стадии в какие-либо общения со всемидругими лицами без исключения. С учетом повышенной ответственности этой стадиивынесение приговора всегда осуществляется коллегиально, причем в строгоопределенном составе. Совещание судей является специфической совокупностьюэлементов формализованного и неформализованного общения. Формализованностьпризвана обеспечить полноту решения необходимых вопросов в формированииубеждения, активность деятельности каждого судьи. Элементы неформализованностиобеспечивают свободу высказывания мнений по любому вопросу.[4]
Строгое ограничениеколлегиальности способствует повышению чувства ответственности судей за ход ирезультаты их деятельности в совещательной комнате, предельной активизации ихпсихических процессов, гарантирует от посторонних влияний. Успех действийколлегии судей находится в прямой зависимости от деятельности каждого из них. Увсех членов коллегии должно быть четкое понимание целей их деятельности,сознание высокой ответственности, что в свою очередь должно обеспечитьповышенную психическую активность каждого судьи.
Формирование судейскогоубеждения не просто результат воздействия на сознание судей определеннойсовокупностью доказательств, установленной и проверенной в ходе судебногоразбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познанияпричинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности,ценностного к ним подхода, их соотношения с запретами уголовного права,чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов познания,сделанных из них правовых выводов. На формирование судейского убеждения влияютсоциально-психологические и внесудебные факторы (поведение подсудимого в суде, оценкасредств массовой информации и т. д.).
В соответствии с нормамизакона коллегия присяжных заседателей в совещательной комнате на основанииитогов судебного следствия должна вынести вердикт, то есть решение попоставленным перед ней вопросам, включая основной — о виновности подсудимого.Исходя из контекста представлений о суде присяжных, последние руководствуютсяпри этом своим разумом, совестью, житейским опытом, чувствами справедливости,долга, ответственности и т. д. В сложном мыслительном и психологическомпроцессе по оценке результатов судебного следствия существенное значение можетиметь «правовое мировоззрение» присяжных заседателей, особенно познания их вобласти уголовного и уголовно-процессуального права. Непреходящее значение вэтом отношении имеет и напутственное слово, с которым председательствующийобращается к присяжным заседателям перед удалением их в совещательную комнату.[5]
В гносеологическом аспектепроцесс формирования судейского убеждения развертывается в системе «незнание —знание», от вероятностного знания к знанию истинному и достоверному на основеисследования совокупности доказательств. Осознание судьей своей роли восуществлении правосудия способствует появлению психологической установкинесвязанности своего вывода по существу уголовного дела с выводами органовпредварительного расследования. Такая психологическая установка способствуеткритическому отношению к результатам предварительного расследования, помогаетвскрыть допущенные при расследовании ошибки или нарушения закона.
В психологическом аспектесущественным для процесса формирования судейского убеждения являетсяперерастание сомнения как следствия вероятного знания в убежденность судьи,характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать всоответствии с ними.
Изложенное выше позволяетнам наметить следующие этапы формирования убеждения судей; 1) предварительноеизучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о преданииобвиняемого суду; 2) планирование судебного разбирательства и выдвижениесудебных версий; 3) проверка материалов предварительного следствия в судебномразбирательстве; 4) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценкамиобвинения и защиты и, наконец, 5) окончательное формирование убеждения судьи всовещательной комнате при выработке коллективного убеждения. Первые два этапахарактеризует убеждение в гносеологическом аспекте как знание вероятностное, ав психологическом — наличие сомнений. Судья в ходе судебного следствия, изучаядоказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений,вероятные предположения подтверждает или приходит к выводу, что они былинеобоснованными. На двух последних этапах происходит окончательное формированиесудейского убеждения. И хотя это деление схематично, важно подчеркнуть, чтопроцесс формирования убеждения основывается не только на исследовании собранныхдоказательств, но и является выражением личностной позиции судьи, его этическихвзглядов, профессионального правосознания, требования закона.[6]
Следует отметить, чтосудья как организатор процесса должен обладать высоким уровнемсамоорганизованности, целеустремленностью, настойчивостью и другими волевымикачествами. Председательствующему в процессе, кроме того, необходимо иметьнезаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условияхсостязаний между сторонами уголовного процесса.
Остановимся кратко наспецифике допроса в судебном заседании, который определяется самой процедуройсудебного допроса. Председательствуюший предлагает подсудимому дать показанияпо поводу предъявленного обвинения и известных ему обстоятельств дела. Судвыслушивает показания подсудимого, не перебивая его. В ходе изложенияподсудимым показаний суд вправе лишь обращать его внимание на необходимостьсообщать факты, имеющие отношение к делу и представляющие для суда интерес.После того как подсудимый закончит изложение своих показаний, его допрашиваютпо закону — судьи, обвинитель, потерпевший, гражданский истец и гражданскийответчик, защитник. Затем подсудимому вправе задавать вопросы другие подсудимыеи их защитники. Независимо от принятого процессуальным законом порядка судвправе в любой момент допроса подсудимого участниками судебного разбирательствазадавать ему уточняющие и дополнительные вопросы.
В общих чертах такой жеявляется процедура допроса в суде потерпевших и свидетелей. Перед допросом этилица предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и имразъясняется обязанность рассказать правдиво все известное по делу. По общемуправилу, потерпевшие допрашиваются раньше свидетелей.
Следует исключительноосторожно относиться к формированию общественного мнения до рассмотрения дела всуде, так как оно может оказать сильное воздействие на весь ход ведениясудебного процесса и вынесение приговора. По общему правилу, никто не может ине должен через средства массовой информации утверждать о виновности того илииного лица и тем более требовать для него сурового наказания, прежде чемвиновность этого лица будет доказана в судебном порядке.
На стадии вынесенияприговора выполняется воспитательная функция. Каждый приговор долженвоспитывать, и его воспитательное воздействие будет достигнуто в том случае,если он будет понят всеми присутствующими, если он отвечает их нравственномуубеждению, основанному на правосознании, воспринятым обстоятельствам дела.
/>/>/>4. Контрольное тестирование
1.Предмет юридической психологии:
А — закономерности возникновения,особенности протекания психических процессов у человека;
Б — закономерности и механизмы психики людей,включенных в сферу отношений, регулируемых правом;
В — пограничные психические расстройства личности;
2. Кзадачам юридической психологии относятся :
А — синтезпсихологических и юридических знаний; обеспечение морально психологическойзакалки юристов; раскрытие психических особенностей различных субъектовправоотношений;
Б — раскрытие особенностей протекание нейрофизиологических процессов в мозге;установление психологических контактов с больными людьми;
В — синтез психологических и юридических знаний; научная организация трудапедагогов; морально-политическая закалка личности.
3.Раздел юридической психологии, изучающий проблемы психического отраженияправозначимых явлений, психологические аспекты правотворчества, правосознания-это:
А — криминальная психология;
Б — возрастная психология;
В — правовая психология.
4.Раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты имущественных,экономических и личных отношений, регулируемых гражданским правом -это:
А — судебная психология;
Б — психология гражданско-правового регулирования;
В — криминальная психология.
5.Раздел, изучающий психологию десоциализации личности, психологические механизмыделинквентного и преступного поведения,, психологию личности преступника ипреступных групп -это:
Асудебная психология;
Б — криминальнаяпсихология;
В — психология исправительной деятельности;
6.Психология исправительной деятельности решает проблемы:
А — установления вменяемости — невменяемости; установление формы вины; изучениясоциального окружения;
Б — ресоциализации иреадаптации осужденных после отбывания наказания; проблемы исполненияуголовного наказания;
В — проблемы исполнения уголовного наказания; проблемы эстетического воспитания.
7.Методологическую основу исследований по юридической психологии составляю:
А — системный подход, детерминизм, научная обоснованность;
Б — анкетирование, тестирование, системный подход;
В — детерминизм,эксперимент, включенное наблюдение.
8.Наиболее древним по происхождению является раздел юридической психологии,изучающий:
А — психологию преступного умысла;
Б — правовоемировоззрение;
В — психологию судебной деятельности.
9. Самыйпервый фундаментальный труд «Криминальная психология» принадлежит:
А — Г.Гроссу,
Б — Ч.Ломброзо;
В — Пиаже.
10.Основатель антропологической школы, автор теории преступных типов:
А Фрейд;
Б- Юнг,
В — Ломброзо;
11.Русские судебные ораторы, впервые интегрировавшие в своей деятельности знанияпо праву, психологии и социологии:
АБехтерев, Плевако;
Б — Фрезе, Кони;
В — Кони, Плевако.
12.Автор научных концепций, пограничных между психологией и психиатрией, а такжетрудов по патопсихологии :
А — Сербский;
Б) Кони;
В) — Петражицкий.
13.Биологическую основу для формирования личности составляют :
А — характер, темперамент,тип нервной деятельности;
Б — темперамент, экстраверсия, нейротизм;
В — знания, умения, навыки.
14.Психологическое состояние, связанное с накоплением отрицательных эмоций врезультате невозможности удовлетворения желаний « конфликт желания »- это:
А — Фрустрация;
Б — апатия;
В — аффект.
15.Человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющихсоциально значимые формы его деятельности и поведения — это:
А — индивид;
Б — личность;
В — индивидуальность.
16.Индивидуально-психологические особенности личности, в которых отражается сила,подвижность и уравновешенность нервных процессов :
А — поведение;
Б — темперамент;
В — талант.
17.Крайний вариант нормы, который при определенных условиях может стать патологией:
А — адаптация;
Б — интеграция;
В — акцентуация.
18.Поведенческий подход к изучению личности, теория, на базе которой выделеныаверсивные стимулы:
А — бихевиоризм;
Б — фрейдизм.
19.Выработка социального опыта, усвоение социальных норм личностью:
А. — ресоциализация;
Б — десоциализация;
В — социализация.
20.Система доминирующих личностных ценностных ориентации, ее интересы, установки,идеалы, желания составляют:
А- направленностьличности;
Б — характер личности;
В — способности личности.
21.Отклоняющееся от нормы поведение подростков, выражающееся в систематическомсовершении незначительных проступков:
А — ситуативное поведение;
Б — дезадаптивное поведение;
В — делинквентноеповедение.
22.Стремление подростка высвободиться от опеки, самоутвердиться:
А-реакция группирования;
Б-реакция компенсации;
В — реакция эмансипации.
23.Качество психики, обеспечивающее человеку возможность сознательно регулироватьсвои действия и поступки в соответствии с поставленной целью:
А — эмоции;
Б — воля.
24.Эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженнойинтенсивностью, бурное проявление и кратковременное:
А — стресс;
Б — прострация;
В — аффект.
Литература
1.    Васильев В. Л. Юридическаяпсихология. — 3-е изд. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 612 с.
2.    Грошевой Ю.М. Проблемы формированиясудейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975. – С. 72.
3.    Зажицкий В. Напутственное словопредседательствующего. Российская юстиция. М., 1994, № 3, с. 5
4.    Кашанина Т. В., Катании А. В. Основыроссийского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: ИздательствоНОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 781 с.
5.    Коваленко, А. Г., Сергеева,О. Ю., преп. Значение принципа состязательности в судебном доказывании. //Правоведение. -1998. — № 1. — С. 160 – 161.
6.    Масленников М. Я. Порядок примененияадминистративных взысканий: Учебно-практическое пособие. — М.: ИздательствоБЕК, 1998. — 257 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.