Реферат по предмету "Государство и право"


Предмет, система и основные понятия курса "Судоустройство"

ПРЕДМЕТ,СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА “СУДОУСТРОЙСТВО”
судоустройствосудебный адвокатура

Предмет, система изначение курса. Его связь с другими юридическими дисциплинами
Судоустройство – этоучебная дисциплина правоведения, изучающая теорию и историю судебной власти исудебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи,полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь инекоторых зарубежных государствах.
Система курса тесносвязана с его предметом, определяется им. Она состоит из трех частей: 1) общейчасти, посвященной общим вопросам теории курса; 2) особенной части, в которойрассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органовдознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и т.д. вРеспублике Беларусь; 3) специальной части, излагающей сведения об организацииюстиции зарубежных государств.
“Судоустройство”находится в определенном соотношении с другими юридическими дисциплинами ипрежде всего с общеправовыми и историко-правовыми курсами такими как общейтеорией права, историей государства и права Беларуси, истории государства иправа славянских народов и зарубежных стран.
Понятие оправоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции
Правоохранительнаядеятельность – это регулируемая законом деятельность компетентныхгосударственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлениюнарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей,применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридическихсанкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы в целях охраны прави свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений инравственно-правового воспитания населения.
Правоохранительной посвоей сущности является и деятельность адвокатуры. Поэтому ее также следуетвключать в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственнымучреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционноезначение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридическихлиц.
Ведущее место восуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственныйорган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе междулюдьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве какорган охраны права, его защиты от нарушений, как орган судебной власти,осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.
Согласно ст. 3 Закона осудоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь “Суды в РеспубликеБеларусь призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией иактами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономическиеи политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь,государственные и общественные интересы, права юридических лиц, независимо отформ собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования”.
Ведущая функция суда –это всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитнаяфункция, а не карательная, хотя и последняя занимает свое место в деятельностисуда. Именно такая концепция, такое понимание суда отвечает сущности демократическогоправового государства.
В связи со становлением вРеспублике Беларусь демократического правового государства, основополагающимпринципом которого является разделение властей на законодательную,исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции), необходимостью придания суду качествасудебной власти, суд не включается в систему правоохранительных органов вузком, собственном смысле этого слова и именуется органом судебной власти. До90-х годов суд безоговорочно относился к правоохранительным органам (чтонаблюдается, к сожалению, еще и сейчас), что принижало его роль в структуреорганов государства. Выделением же суда из системы правоохранительных органовподчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущееположение в системе юстиции. И это научно обоснованно, так как именно судединственный из всех органов, занимающихся правоохранительной деятельностью,окончательно судит о праве, окончательно от имени государства решает вопрос овиновности привлеченных к уголовной ответственности лиц и их наказании. Судзавершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительногорасследования, ставит в ней окончательную точку, определяет конечный результат.Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправнойдеятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное.Остальные органы, именуемые правоохранительными, несмотря на важностьвыполняемых ими задач, осуществляют вспомогательные по отношению к правосудиюфункции или иные самостоятельные полномочия, направленные на укреплениезаконности и правопорядка.
В официальных документахи научных публикациях последних лет, как правило, проводится разграничениетаких понятий как суд и правоохранительные органы, что полностью отвечаетконституционному принципу разделения властей на законодательную, исполнительнуюи судебную, обеспечивает дифференциацию органов правоохраны, подчеркивая особыйстатус суда в их системе, свидетельствует о введении в научный и официальныйоборот вызванных потребностями практики терминов.
Правоохранительные органы– это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержаниемправоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целяхукрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений и воспитанияграждан в духе уважения к закону.
Каждый изправоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительнуюфункцию: прокуратуры – прокурорский надзор, органы дознания и следствия – выявлениеи расследование преступлений, адвокатуры – оказания юридической помощи и защитыпо уголовным делам, органы юстиции – организационно-техническое обеспечениесудов и управление в области юстиции.
Органы судебной власти –функцию правосудия, которая является самостоятельной формой государственнойдеятельности наряду с законодательной и исполнительной.
В совокупности суд иправоохранительные органы образуют юстицию государства. Этим понятиемохватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия изадачи. Правоведы и практики-юристы широко используют еще такое понятие как“уголовная юстиция”. Под ней подразумевают всю систему государственных органови должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализацииуголовного закона, т.е., начиная с получения информации о совершенном илиготовящемся преступлении и кончая пенитенциарными (по действующей терминологии– исправительно-трудовыми) учреждениями, судебными исполнителями (и судебнымиприставами), исполняющими назначенное судом наказание. Впрочем, встречается иболее узкое толкование указанного понятия, отнесение к уголовной юстиции толькосуда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия.
Судебно-правовая реформа в РеспубликеБеларусь. Ее Концепция, цели, основные направления и некоторые итоги. Значениерешений первого съезда судей Республики Беларусь для совершенствованияорганизации и деятельности судов
Важным условием инеобходимой предпосылкой построения в стране демократического социальногоправового государства (ст.1 Конституции РБ) является проведение наряду сэкономической, политической и судебно-правовой реформы.
По поручению ВерховногоСовета Республики Беларусь была разработана Концепция судебно-правовой реформыкак система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстициии правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканскойнаучно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом. Впостановлении законодательного органа страны указывалось, что проведениесудебно-правовой реформы в Республике Беларусь на принципах, изложенных вКонцепции, является одним из важнейших направлений деятельности всех органовгосударственной власти и управления.
Главными целямисудебно-правовой реформы признаны: создание правовой системы, способнойобеспечить функционирование правового государства; утверждение самостоятельнойи независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан идругих участников правоотношений, действенности законов; воплощение взаконодательстве демократических принципов организации и деятельностиправоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международногоправа и научным рекомендациям.
Комиссиям ВерховногоСовета по законодательству, по вопросам национальной безопасности, обороны иборьбы с преступностью было поручено взять под контроль подготовку пакетазаконодательных актов о судебно-правовой реформе и осуществление иных практическихмер по ее реализации.
Концепция, таким образом,положила начало коренным преобразованиям в сфере системы юстиции и обновлениябелорусского национального законодательства, предложив новую модель устройства судебнойорганизации и правовой системы в целом, ориентированных на защиту прав и свободчеловека, рыночную экономику, строительство демократического правовогогосударства, верховенства закона.
Концепциясудебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральныйиз которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновываетсянеобходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложенынаправления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора,органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности.Восьмой – посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформызаконодательства, наконец, последний (десятый) – этапам реализации Концепциисудебно-правовой реформы.
Концепция не установилахронологические рамки проведения реформы, определив лишь ее этапы:подготовительный, переходный и завершающий. Это обусловлено кризиснымсостоянием общества, дефицитом и уровнем квалификации юридических кадров,наконец, отсутствием необходимых материально-технических условий и финансовыхсредств. Реализация конкретных мер на каждом этапе зависит от наличиясоответствующих социальных, финансовых и организационных предпосылок.
Намеченная программа позаконодательному обеспечению и организационному преобразованию системы юстицииосуществляется в силу неблагоприятных объективных причин недостаточно активно.Вместе с тем значительная часть предусмотренных Концепцией мер реализована. Какбыло предусмотрено Концепцией, значительно обновлена правовая база юстиции,принят ряд законов, регламентирующих ее организацию и деятельность: о Конституционномсуде, о прокуратуре, об адвокатуре, Закон о судоустройстве и статусе судей, охозяйственных судах и др.
Однако процесс реализацииКонцепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений всуществующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание врешениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997г. В своей резолюции съезд судей в целях реализации конституционных принциповосуществления правосудия и дальнейшего совершенствования судебной системыпоручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным иВысшим Хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованиюсудебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепциисудебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь “О судоустройстве истатусе судей в Республике Беларусь”, других актов законодательства, касающихсясудебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией РеспубликиБеларусь. Указанные предложения предлагалось внести субъектам правазаконодательной инициативы для их реализации.
Следует отметить, чтоабсолютное большинство высказанных на съезде предложений в течение года былореализовано. В частности, разработана и осуществляется программа по кодификациии систематизации законодательства, приняты новые Гражданский, Гражданско-процессуальный,Уголовный и Уголовно-процессуальный, Жилищный и другие кодексы. С лета 1998года введено единоличное рассмотрение гражданских дел, изменены сроки их рассмотрения.Упорядочены ставки государственной пошлины, приняты нормативы нагрузки судей.Специальным Указом Президента создан Институт переподготовки и повышении квалификациисудей, работников прокуратуры, строительства и реконструкции зданий судов, их материально-техническогои кадрового обеспечения. Более результативной и эффективной стала деятельностьсудов по осуществлению правосудия.
Съезд судей принял Кодексчести судьи, Положение о республиканском Совете судей, избрал его первыйсостав, поручил ему подготовить проект Закона “Об органах судейского самоуправления”.
Словом, Первый съездсудей Республики Беларусь, его решения имеют историческое значение для развитиянациональной судебной системы, совершенствования отечественногосудопроизводства. Он оказал активное влияние на процессы, связанные сформированием судейского сообщества и его органов.
Главной цельюсудебно-правовой реформы на современном этапе считается обеспечение доступностисудебных органов населению в территориальном и процессуальном отношении,оперативность разрешения всех дел, достижение реальности судебной защиты какобвиняемых – от необоснованных обвинений, так и лиц, пострадавших отпреступлений и должностных злоупотреблений.
Реформирование нашейсудебной и правовой системы в целом должно быть взвешенным, рациональным, срасчетом на перспективу и учетом того, что Устав Союза Беларуси и РоссийскойФедерации, Декларация о создании Союзного государства и другие соглашенияпредусматривают сближение национальных правовых систем этих государств,унификацию их законодательства, в том числе и о судебной власти и судоустройстве.
Правовые источники курса
Правовые источникиучебной дисциплины “Судоустройство” – это система законодательных и другихнормативно-правовых актов, регулирующих задачи, полномочия и организацию суда иправоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру ипорядок образования, а также исходные начала деятельности этих государственныхорганов.
Основным и главнымправовым источником курса судоустройства, как и других юридических дисциплин,является Конституция Республики Беларусь, принятая на 13 сессии ВерховногоСовета 12-го созыва 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанском референдуме 24 ноября 1996 года.
Основной Закон РеспубликиБеларусь отводит вопросам судебной власти значительное место. Рядпринципиальных положений содержится в I-ом разделе “Основы конституционногостроя” и II- ом “Личность, общество и государство”,самостоятельной главе 6-ой “Суд” раздела IV-го “Президент, Парламент, Правительство, суд” и 7-ой главе“Прокуратура” раздела VII-го“Прокуратура. Комитет государственного контроля”.
В систему документов,создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфереправосудия, входят: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международныйпакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция озащите прав человека и основных свобод (1950 г.); Основные принципы, касающиесянезависимости судебных органов (1985 г.); Европейская хартия о статусе судей(1998 г.); Основные положения о роли адвокатов (1990 г.); Кодекс поведениядолжностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Минимальные стандартныеправила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних(Пекинские правила) (1985 г.); Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990г.) и другие.
Организация судебнойвласти и правоохранительных органов регулируется главным образом законами,которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.
Базовым, основополагающимзаконом для отечественного судоустройства является Закон о судоустройстве истатусе судей в Республике Беларусь, принятый Верховным Советом в соответствиис Концепцией судебно-правовой реформы 13 января 1995 г. Этот правовой актоткрывает новый этап в белорусском судоустройстве, организации юстиции в целом.В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебнойвласти.
К законам, регулирующимвопросы организации судебной власти и правоохранительных органов, относятсятакже: Закон Республики Беларусь “О Конституционном Суде Республики Беларусь”от 30 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями от 3 марта 1995 г.; ЗаконРеспублики Беларусь “О хозяйственных судах в Республике Беларусь” от 9 декабря1998 г.; Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” от 29января 1993 г.; Закон Республики Беларусь “Об адвокатуре” от 15 июня 1993 г.;Закон Республики Беларусь “О милиции” от 26 февраля 1991 г.; Закон РеспубликиБеларусь “О возложении на управление налоговых расследований и егоподразделения функций дознания” от 2 декабря 1992 г. и др.
В последние годы принятряд законов о внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве истатусе судей, в частности от 9 и 15 июля 1998 г.; о внесении изменений идополнений в Закон о прокуратуре, в Закон об адвокатуре и др.
Некоторые вопросысудебного строительства урегулированы постановлениями Верховного СоветаРеспублики Беларусь, а именно: от 16 января 1992 г. “О включении военных трибуналовв систему судов Республики Беларусь” и “О военной прокуратуре” и др.
К правовым источникамсудоустройства относятся также Декреты и Указы Президента Республики Беларусь.Так, в качестве примера можно сослаться на Декрет Президента от 3 мая 1997 г. №12 “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности”,на Указ Президента от 4 декабря 1997 г. № 626 “О некоторых мерах поупорядочению деятельности судов Республики Беларусь” и др.
Указами ПрезидентаРеспублики Беларусь 4 декабря 1997 г. утверждены Положение о дисциплинарнойответственности судей судов Республики Беларусь, Положение о квалификационныхколлегиях судей судов Республики Беларусь, Положение о квалификационных классахсудей судов республики беларусь.
Следующим видом правовыхисточников рассматриваемого курса являются постановления Совета МинистровРеспублики Беларусь. В частности, такими постановлениями были утверждены 1 декабря1995 г. Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь и 12 февраля 1996 г.Кабинетом Министров юстиции республики было принято постановление “Омеждународном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате”. 9июня 1999 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон “О Международномарбитражном (третейском) суде”.
К источникамсудоустройства следует отнести также ведомственные нормативные акты,регулирующие делопроизводство, вопросы статистической отчетности, организацииработы судов и правоохранительных органов. Как правило, это утверждаемыеМинистром юстиции и руководителями правоохранительных органов Инструкции,Положения и пр.
Источникамисудоустройства следует признать и разъяснения по вопросам применения законодательства,возникающие при рассмотрении судебных дел, даваемые Верховным Судом РеспубликиБеларусь и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Они являютсяобязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, покоторому дано разъяснение. Нормативность указанных актов высших органовсудебной власти, оформляемых в виде постановлений пленумов этих судов,признается и Конституцией (ст.116). Они могут быть проверены КонституционнымСудом Республики Беларусь на предмет их соответствия Конституции. Некоторые изпостановлений регулируют вопросы организации работы судов. Так, 28 марта 1996 г.Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь принято постановление № 1 “Обулучшении рассмотрения жалоб и заявлений по судебным делам”. Вопросыорганизации работы судов затрагиваются и в других постановлениях пленумовназванных судов. Можно сослаться, в частности, и на постановление № 14 ПленумаВерховного Суда Республики Беларусь “О повышении культуры судебной деятельностии улучшении организации судебных процессов” и др.
В этой связи следуетотметить возрастающую роль заключений Конституционного Суда Республики Беларусьв правовой жизни страны, в том числе и в области правоохранительной деятельности.Согласно ст. 128 Основного закона республики нормативные акты, признанные этимсудом неконституционными, считаются не имеющими юридической силы в целом либо вопределенной их части с момента принятия соответствующего акта, если им нарушаютсяправа и свободы человека, либо с момента, определяемого Конституционным судом.
ЗаключенияКонституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию неподлежат, иначе говоря они обязательны для исполнения. Еще более возрастаетюридический авторитет и значение заключений Конституционного Суда в связи сустановлением предусмотренной законом ответственности за их неисполнение илиненадлежащее исполнение.
Не исключена возможностьпроверки Конституционным Судом соответствия Основному закону тех или иных чистосудоустройственных норм и правовых предписаний, имеющих отношение к организацииправоохранительных органов, а также вынесение соответствующих решенийрекомендательного характера. Все это имеет важное значение длясовершенствования национальной правовой системы, обеспечения прав и свободграждан.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.