Реферат по предмету "Государство и право"


Правовая норма: понятие, структура, виды

Министерство образованияи науки РФ
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
Ульяновскийгосударственный университет
Институт дополнительногообразования
Юридическое отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Теория государства иправа
на тему: «Правовая норма: понятие,структура, виды»
Выполнил: слушатель 1 курса
группы 1
Коротин Александр Викторович
Научный руководитель
Доцент, к.ю.н., Пычёва Оксана Викторовна
Работа сдана «30» ноября 2010 г.
К защите допущена «10» декабря 2010 г.
Ульяновск
2010

План курсовой работы
Введение
Глава 1. Понятие ипризнаки нормы права
Глава 2. Структура нормы права
Глава 3. Виды норм права
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Введение
 
Любая системадля сохранения своего устойчивого состояния должна определенным образомрегулироваться. В случае же дисбаланса внутренних сил системы и внешнеговоздействия она подвержена риску выхода из состояния равновесия и переходу вновую, измененную форму существования.
Обществолюдей как социальная система состоит из большого количества индивидов, имеющихкак общие сплачивающие связи, так и разные, порой противоположные идеструктивные интересы, взгляды на жизнь, ценности, личностные качества. И этасистема, постоянно находясь под воздействием внутренних и внешних сил, такженуждается в стабилизирующих ее механизмах. Еще в древности первые коллективылюдей начали самоорганизовываться, изначально для выживания, а затем в целяхразвития в более сложные и гармоничные социальные структуры, вырабатывая общиедля каждого своего члена правила поведения. Общими регуляторами жизни такихобществ сначала были социальные нормы, закрепленные в обычаях и традициях,которые люди приспосабливали в результате взаимодействия друг с другом и сокружающим миром. По мере развития социальных систем, их укрупнения иусложнения требовались новые формы и способы их организации и регулирования,которые были бы ясны для каждого, действенны и адекватны текущему состоянию. Насмену правилам жизни, установленных в обычаях, зафиксированных в памяти людей ипередаваемых из уста в уста, в высокоразвитых культурах стали формироватьсяписьменные правила поведения и взаимоотношения, которые начали обретатьсистематизированную структуру и стройную форму.
Древнейшимписьменным сборником законов, дошедшим до нас, считаются Законы Шульги —правителя Древней Месопотамии (2093-2046 гг. до н.э.). Эти законы сохранились ввиде клинописи на двух поврежденных обломках таблички, на которых зафиксированыконкретные правовые нормы, определяющие правила поведения в жизненныхситуациях. Именно отдельные правовые нормы, закрепленные в письменном виде,стали первичными элементами механизма правового регулирования порядка истабильности в социальных системах, в них заключалась информация о должномповедении, о вариантах допустимого и разрешаемого поведения.
Изучениеправовых норм, их структуры и видов, способов образования и реализации имеет впервую очередь практическую значимость, так как каждый человек сталкивается сними в повседневной жизни. И ясное представление о правовых нормах — элементарных составляющих права позволит легче и быстрее разобраться в сложнойсистеме права и эффективно использовать эти знания в реальных жизненныхситуациях. Представляет интерес изучение содержания норм права, взаимосвязей ихвнутренних структурных элементов также в связи с неоднозначностью подходов имнений, которые описаны в специальной юридической литературе.
Поэтому вэтой работе я попытаюсь наиболее полно изложить общие взгляды и индивидуальныеточки зрения различных ученых-юристов на вопросы, касающиеся норм права,обобщить, систематизировать и провести их сравнительный анализ, а такжевысказать свое собственное мнение.

Глава 1. Понятие ипризнаки нормы права
Понятие«Норма» происходит от латинского слова norma и дословно переводится как«наугольник», оригинальное значение которого — инструмент плотника,используемый для того, чтобы определить будет ли угол стола или другогопредмета прямым углом. Переносное значение этого слова — «правило» —регулирующее правило, указывающее границы своего применения. В словарях июридической литературе часто также встречается перевод слова norma какруководящее начало, правило, образец. В настоящее время понятие «норма»отождествляется с понятием «правило».
Рассматриваяпонятие «норма права» или «правовая норма», необходимо обратиться к научнойюридической литературе, уяснив и обозначив существенные элементы содержанияэтого определения.
Ссылаясь насовременную юридическую литературу, в учебнике «Теории государства и права» подредакцией доктора юридических наук С. С. Алексеева под нормой права понимают«общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное иобеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальныхактах, направленное на регулирование общественных отношений путем определенияправ и обязанностей их участников.»[1].
Профессор В.К. Бабаев называет юридической нормой (нормой права) «общеобязательное веление,выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующееобщественные отношения»[2].
Еще однопонятия нормы права приводится в учебнике «Общая теория права и государства»под редакцией В.В. Лазарева. Норма права – это «признаваемое и обеспечиваемоегосударством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанностиучастников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данноеправило в качестве образца, эталона, масштаба поведения»[3].
Норму правадоктор юридических наук А.Б. Венгеров определяет как «общеобязательное правило(веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностьюгосударственного принуждения, регулирующее общественные отношения»[4].
МинистерствомЮстиции Российской Федерации разъясняется, что «под правовой нормой принятопонимать общеобязательное государственное предписание постоянного иливременного характера, рассчитанное на многократное применение "[5].
Вот несколькоопределений нормы права, перечень которых можно еще долго продолжать, так каккаждый автор учебной юридической литературы пытается придать этому понятию своюиндивидуальность и вложить в него личное понимание наиболее значимых признаковнормы права. На первый взгляд все вышеизложенные определения нормы права верныи похожи друг на друга. То, что норма права является правилом поведения людей,будем считать это фактом установленным, не требующим дополнительныхобоснований. Но чтобы окончательно принять какую-то одну формулировку нормыправа и признать наиболее полно раскрывающей ее содержание, необходимо обратитьвнимание на признаки, лежащие в основе правовой нормы, и отметитьпервостепенные функции, которые она выполняет.
Обобщивпризнаки нормы права, раскрываемые разными учеными-юристами, можно отметитьследующие признаки:
1) Нормаправа имеет признак государственной принадлежности. Только государство черезсвои уполномоченные органы может устанавливать или санкционировать юридическиеправила поведения людей или организаций. Нормы, созданные отдельными людьми,общественными, религиозными или политическими организациями, не могут считатьсяправовыми. Помимо создания собственных норм права, государство может признаватьмеждународные правовые нормы и санкционировать их для регулированияобщественных отношений между субъектами внутри страны, а также в отношениях слицами иностранной принадлежности. Так частью 4 статьи 15 КонституцииРоссийской Федерации определено, что «нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы».
2) Формальнаяопределенность. Норма права обладает качеством формальной определенности, т.к.она обязательно закрепляется в официально опубликованном документе государства– нормативном правовом акте. «Любые нормативные правовые акты, затрагивающиеправа, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, еслиони не опубликованы официально для всеобщего сведения»[6],и, следовательно, описанное в таком документе правило поведения не можетсчитаться юридической нормой.
Формальнаяопределенность правовой нормы имеет два связанных между собой аспекта: внешнийи внутренний. Внешняя определенность нормы заключается в том, что она выраженав определенной форме, в форме закона, указа, постановления, приказа и т.д.Внутренний аспект нормы проявляется в ее необходимой и достаточнойопределенности, ясности, недвусмысленности, позволяющей единообразное пониманиеи толкование нормы всеми правоприменителями. Неопределенность же содержанияправовой нормы «допускает возможность неограниченного усмотрения в процессеправоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит к нарушению принциповравенства, а также верховенства закона».[7]
3)Общеобязательность. Правило поведения, выраженное в правовой норме, обязательнодля исполнения каждым, кто оказался в сфере ее действия, независимо от егообщественного положения, субъективного отношения к изложенным в нормеюридическим предписаниям и т.п. «Органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонституцию Российской Федерации и законы»[8]в целом и их правовые нормы по отдельности.
4)Предоставительно-обязывающий характер. Любая правовая норма определяет порядокотношений между субъектами, устанавливает их взаимные юридических права иобязанности, наделяет одних правами и возлагает на других обязанности. Этоотносится к любым видам норм и не зависит от того, как выражено нормативноеправило: в виде правомочия, обязывания или запрета. Так, «управомочиваякого-либо на совершение определенных действий, норма права одновременновозлагает обязанности (активные или пассивные) на тех, кто оказывается в поледействия правомочия данного лица. (Например, норма, предусматривающая правокаждого на жизнь, одновременно возлагает на каждого же обязанность не совершатьдействий, посягающих на жизнь другого). Норма, которая запрещает какие-либодействия (т.е. возлагает обязанность не совершать определенных действий),одновременно предоставляет право требовать исполнения соответствующейобязанности и право привлекать к правовой ответственности в случае еенеисполнения.»[9]
5)Обеспечивается властью государства. Государство гарантирует реализацию нормыправа возможностью применения государственного правового воздействия – принуждениемили поощрением, тем самым обеспечивает ее действенность и эффективность.
6) Системность.«Норма права обладает качеством системности, которое проявляется в структурномпостроении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей иинститутов права».[10]
Некоторыеавторы отмечают еще такие признаки правовой нормы как: общезначимость в видепозитивной социальной значимости; волевой характер, выраженный волей субъекта впроцессе правотворчества, с одной стороны, и воздействием нормой права на волюправоприменителя, с другой стороны; многократность и неперсонифицированностьдействия правовой нормы.
Относительно функций,которые осуществляют нормы права, большинство авторов юридической литературысходятся во мнении, что они бывают регулятивные и охранительные. «Регулятивныенормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные — ихзащиту в случае нарушения».[11]
Подводя итог анализуосновных признаков, присущим правовой норме, можно определить, что норма права- это общеобязательное формально-определенное правило поведения, направленноена регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностейих участников, установленное или санкционированное государством, опубликованноев официальных актах и обеспеченное государственной властью.
 
Глава2. Структура нормы права
Слово«структура» происходит от латинского слова structura — строение. В самом общемвиде структура — это строение и внутренняя форма организации системы,выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а такжезаконов данных взаимосвязей. Структура является неотъемлемым атрибутом всехреально существующих объектов и систем. Говоря о структуре правовой нормы,здесь следует рассмотреть и проанализировать элементы, которые входят в составюридической нормы, а также связь между ними.
Среди ученых-юристов нетединодушия относительно количественного состава правовой нормы, функциональногоназначения отдельных элементов нормы, а также их взаимосвязи. Большинствоавторов склонны придерживаться традиционной точки зрения о том, что норма правасостоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Такой 3-х элементнойправовой норме соответствует логическая формула: «если» — «то» — «иначе».
Существуют также и другиемнения, согласно которым правовая норма может состоять только из двухэлементов: «в регулятивных нормах – гипотеза и диспозиция, в охранительных –гипотеза (или диспозиция) и санкция»[12], словесное выражение которых, как говорит В. К.Бабаев, приводят к многочисленным и утомительным спорам по данному вопросу.Придерживаясь такой же позиции, С.В. Курылев и Н.П. Томашевский «пришли кзаключению, что состав правовой нормы исчерпывается двумя элементами –гипотезой и диспозицией, именуемыми в уголовном праве иначе – диспозицией исанкцией»[13]. Далее приводитсяразъяснение, что регулятивные нормы регулируют общественные отношения путемопределения прав и обязанностей, охранительные – путем установления мерпринуждения к правонарушителям (поэтому диспозиция здесь именуется санкцией).Отдельным авторам представляется, что правовая норма может «при определенныхусловиях, содержать и один элемент (диспозицию)»[14]. С двухэлементным составомюридической нормы согласен и Хропанюк В.Ю. Он считает, что каждая норма состоит«из определения условий применения правила и изложения самого правила. Первыйэлемент называется гипотезой или предположением; второй – диспозицией илираспоряжением. Каждая юридическая норма может быть, следовательно, выражена втакой форме: если – то»[15].
В.Н. Протасов считает,что «юридически целостная правовая норма состоит не из трех, а из четырехэлементов, а точнее — из двух двухэлементных нормативно-правовых предписаний посхеме: «если..., то..., а если..., то...». Первое предписание в этой схемеимеет регулятивный (позитивный) характер, а второе — охранительный (защитный,обеспечивающий)»[16].
В литературе приводитсясхема правовой нормы, состоящей из шести элементов, сконструированной «М. М. Агарковым:гипотеза + диспозиция + гипотеза (нарушение предшествующей диспозиции) +диспозиция (изменение содержания первой диспозиции) + санкция (принудительноеосуществление первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление второйдиспозиции)»[17]. В этом случае структураправовой нормы рассматривается как система взаимосвязанных элементов, которыемогут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать вединстве.
Несмотря наразные мнения относительно количественного состава правовой нормы, большинствоюристов считают, что «основным элементом, без которого правовая норма немыслима (не имеет смысла)»[18] является диспозиция, которая содержит самоправило поведения, согласно которому должны действовать участникиправоотношений. Венгеров А.Б. выделяет пять правил поведения, которые могутсодержаться в диспозиции правовой нормы. Он считает, что все правила поведениясводятся к «разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическомубезразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам можетзаключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения,впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании».[19] На мой взгляд, понятия«разрешение» и «правомочие» достаточно близкие по смыслу и их можно объединитьв одно, а правило поведения соответствующее «юридическому безразличию» сложнопредставить и найти в законодательстве. Безусловно – это мое личное мнение ионо может быть ошибочным. По мнению Д.А. Липинского диспозиция правовой нормы,предписывая определенные правила поведения, в одних случаях «обязывает, вдругих – запрещает, а в третьих – дозволяет совершить те или иные действия»[20].
В качествепримеров разновидностей правового поведения возьмем для анализа диспозицииюридических норм из Правил дорожного движения Российской Федерации (далее ПДДРФ), с которыми ежедневно сталкивается большинство людей.
Разрешительныедиспозиции: «Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятиирегулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренномуторможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшеедвижение» (п. 6.14. ПДД РФ);
«Водителитранспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняянеотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кромесигналов регулировщика) и 8 — 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящимПравилам при условии обеспечения безопасности движения» (п. 3.1. ПДД РФ);
«Правоостановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовыхавтомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки,в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — такжеработникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.» (п. 2.4. ПДД РФ).
Исходя изанализа описанных правил поведения можно сделать вывод, что участникамдорожного движения предоставляется определенный выбор в своих действиях: имразрешается и они могут поступать либо тем, либо иным образом. Лица, которымпредоставляется право остановки транспортных средств, также альтернативно могутили воспользоваться этим правом, или не воспользоваться им, не останавливаятранспорт. Отличает же правомочное поведение этих лиц от разрешительныхдействий лишь то, что наличие указанных прав предполагает существованиесвязанных с ними обязанностей, но изложенных уже в других правовых нормах или вдругих нормативных правовых актах.
Обязывающиедиспозиции: «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиесяк ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнятьраспоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав ирегулирующих дорожное движение установленными сигналами.» (п. 1.3. ПДД РФ);
«Участникидорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создаватьопасности для движения и не причинять вреда.» (п. 1.5. ПДД РФ).
Слова-приказы«обязаны» и «должны» схожи по своему воздействию на участников правоотношений.Также возможно употребление в правовых нормах и других синонимов, означающихобязанность выполнения действий.
Запрещающиедиспозиции: Участникам дорожного движения «Запрещается повреждать илизагрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольноустанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средстваорганизации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи длядвижения.» (п. 1.5. ПДД РФ);
«Водителюзапрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения(алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственныхпрепаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленномсостоянии, ставящем под угрозу безопасность движения» (ч.1 п.2.7. ПДД РФ)[21].
В специальнойюридической литературе диспозиции также различают в зависимости от способаизложения: абстрактные; конкретные (описательные); простые (безальтернативные);сложные (безальтернативные); альтернативные; прямые; отсылочные; бланкетные.
Абстрактные диспозиции «характеризуютсяотвлеченно-общим (обобщающим) характером формулируемого правила поведения.(Обязанность родителей воспитывать детей)»[22].
Конкретные(описательные) диспозиции, представляют собой правила поведения,сформулированные при помощи конкретных, индивидуализированных признаков. Всесущественные признаки поведения описаны в данной диспозиции. («Перед началомдвижения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязанподавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, аесли они отсутствуют или неисправны — рукой. При этом маневр должен бытьбезопасен и не создавать помех другим участникам движения. Сигналу левогоповорота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая,вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правогоповорота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая всторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подаетсяподнятой вверх левой или правой рукой.». П.8.1. ПДД РФ).
Простые(безальтернативные) диспозиции предполагают один вариант поведения. («Во всехслучаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропуститьслепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.» П. 14.5. ПДД РФ).
Сложные диспозициисодержат два и более вариантов поведения, которые субъекту обязательнонеобходимо выполнять. (11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедитьсяв том, что: полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна надостаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречными движущимся по этой полосе транспортным средствам;
следующеепозади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортноесредство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте(перестроении) налево;
по завершенииобгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству,вернуться на ранее занимаемую полосу. П.11.1. ПДД РФ).
Альтернативныедиспозиции определяют несколько возможных вариантов поведения («Пешеходы должныдвигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — пообочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также вслучае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипеднойдорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительнойполосой — по внешнему краю проезжей части». П.4.1. ПДД РФ).
При прямомспособе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье.
Отсылочныедиспозиции не излагают правило поведения, а отсылают для ознакомления с ним кдругой конкретной статье того же или другого нормативного правового акта.(«Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствоватьтребованиям ГОСТа 25907-89» п.10 Основные положения по допуску транспортных средствк эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасностидорожного движения).
Бланкетныедиспозиции содержат правила поведения в самой общей форме, отсылая субъектареализации для ознакомления «к другому нормативно-правовому акту в целом или кего части, или к нескольким нормативным актам»[23] без указания наконкретную норму, где можно найти недостающие сведения, к определённым отраслямправа и даже к «действующему законодательству» («Принятие в РоссийскуюФедерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке,установленном федеральным конституционным законом.» ч.2 ст.65 Конституции РФ).
В структуреправовой нормы перед диспозицией стоит гипотеза. Гипотеза содержит переченьусловий (жизненных обстоятельств), наличие которых дает возможность осуществитьправило поведения – диспозицию, она приводит в движение юридическую норму.«Гипотеза придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение,превращает их в юридические факты»[24].
Гипотезы, каки диспозиции, различают по видам: простые, сложные, альтернативные,абстрактные, конкретные.
Гипотезаназывается простой, если в ней указано одно обстоятельство, с наличием илиотсутствием которого связывается действие юридической нормы. (Если проезжаячасть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средствдолжно осуществляться строго по обозначенным полосам. П.9.7. ПДД РФ).
«Еслигипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствияодновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной.»[25] (Если водитель не можетопределить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и томуподобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится навторостепенной дороге. П.13.13.ПДД РФ)
Альтернативнойназывают гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одногоили другого перечисленного обстоятельства. (Если транспортное средство из-засвоих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдениемтребований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условииобеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другимтранспортным средствам. П.8.7. ПДД РФ).
«Абстрактные и конкретные гипотезы определяютсяпо тем же правилам, что и абстрактные и конкретные диспозиции.»[26]
Что касаетсятакого элемента правовой нормы как санкция, то в отличие от понимания гипотезыи диспозиции среди юристов нет однозначного отношения к ее содержанию ифункциям. Дискуссия относительно санкции носит противоречивый характер.
В большинствесловарей, как и в Большом юридическом словаре, слово «санкции (от лат. sanction— строжайшее постановление) означают «меры и решения, имеющие, как правило,окончательный, не подлежащий пересмотру характер. В праве понятие санкции имеютчетыре основных значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие длянего определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер иприменяющих их органов санкции делятся на уголовно-правовые,административно-правовые, дисциплинарно-правовые, имущественные. б) структурнаячасть общей нормы права, указывающая на возможные меры воздействия нанарушителя данной нормы; в) разрешение (согласие) прокурора на производстводознавателем, следователем соответствующих следственных и иных процессуальныхдействий и на принятие ими процессуальных решений (п. 39 ст. 5 УПК РФ); г) вмеждународном праве — меры воздействия на государство, нарушившее нормы этогоправа, свои международные обязательства.»[27]
В болеешироком смысле понятие санкция определяется как мера воздействия, важнейшеесредство социального контроля. Различают негативные санкции, направленныепротив отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующиеодобряемые обществом, группой отклонения от норм. Формальные санкции налагаютсяофициальным общественным или государственным органом; неформальные — проявляются через реакцию членов группы, друзей и т. д.
Исходя из 3-хэлементной структуры правовой нормы, санкция следует за диспозицией и являетсяреакцией на применение правила поведения, изложенного в ней.
Указывая, что философы, а чаще всего социологипод санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но ипозитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое поведениечеловека, большая часть юристов, ссылаясь на юридическую науку, придерживаютсяодносторонней позиции, что санкция – это часть юридической нормы, указывающаяна неблагоприятные последствия имущественного, морального, психического,физического характера, возникающие в результате нарушения диспозиции правовойнормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства,личности к нарушителям правовой нормы. Такой позиции придерживаются авторскийколлектив во главе с Алексеевым С.С.[28], Бабаев В. К.[29], Венгеров А.Б.[30], Марченко М.Н.[31], Мухаев Р.Т.[32], Протасов В.Н.[33] и другие. Они считают,что санкции — это всегда неодобрительное отношение государства к тому или иномунарушению требований правовой нормы, выраженные в мерах принудительноговоздействия. Неодобрительное отношение может выражаться в порицании нарушителя,его наказании. Санкции могут иметь форму мер ответственности — лишение свободы,дисциплинарные взыскания, возмещение ущерба, штрафные или карательные санкции.Иной характер имеют санкции в форме мер предупредительного воздействия – арестимущества, предостережение, задержание, отмена неправомерных актовгосударственных органов, снос самовольно возведенных строений и т.п. Выделяютсятакже меры защиты – восстановление на прежней работе, взыскание алиментов,устранение вреда, извинение. Наконец, неблагоприятные последствия могут иметь итакие формы – утрата пособия по временной нетрудоспособности, оплата расходовпо судебному процессу в случае его проигрыша и т.п.
Отстаиваясвою позицию, авторы в тоже время признают наличие иного мнения, выраженного вконцепции положительных санкций, которые имеют место не при нарушении нормыправа, а при ее соблюдении и содержат указания на благоприятные последствия(награду, поощрение).
Второй точкизрения придерживаются Малько А.В.[34], Мусаткина А.А.[35], Лазарев В.В.[36], Липинский Д.А.[37]. Вопросам правовыхпоощрений целую главу в своем учебнике «Административное право России» посвятилБахрах Д.Н.[38] Авторы подробноостанавливаются на поощрительных санкциях, сравнивают их с санкциями наказания,выявляют общие и различные характеристики между ними, а также приводятмногочисленные примеры поощрительных санкций, которые закреплены в нормативно-правовыхактах.
Вот некоторыеиз подтверждающих аргументов, которые приводит Малько А.В., относительносуществования поощрительных правовых санкций:
Во-первых,само этимологическое значение слова «санкция» несет в себе не только нанегативные, но и на позитивные последствия. Санкция – мера воздействия,важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции,направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции,одобряемые обществом.
Во-вторых,позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи в целом всем социальнымнормам. Наиболее распространено деление социальных санкций на “негативные”,пресекающие нежелательное поведение, и “позитивные”, стимулирующие желательное.
Учитывая тотфакт, что правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на нихтоже в полной мере распространяется данная закономерность.
В-третьих,логика общественного развития, практика подсказывают, что в качестве санкцииследует признавать не только некий отрицательный результат – наказание,ответственность, но и другие результаты, которые могут выражаться в поощрении.Наличие поощрительных санкций неизбежно и по той причине, что задача правасостоит как в сдерживании правонарушений и в наказании лиц, их совершивших, таки в стимулировании правомерного поведения и в поощрении лиц, действующих винтересах общества.
В-четвертых,структура юридических норм, содержащих поощрения, внешне напоминает структурубольшинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В санкциипоощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения(в уголовно-правовой санкции – соответственно неблагоприятные последствия, мерынаказания).
В-пятых,определенным доказательством того, что меры поощрения выступают позитивнойсанкцией, является то, что они во многих нормативных актах зачастую расположенырядом с мерами наказания (негативными санкциями).
В-шестых,признание поощрительных санкций будет означать дальнейшее движение научноймысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве,увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннегоиспользования управленческих методов воздействия, отвечающего требованиямзакона необходимого разнообразия.
Исследуя вкачестве санкции юридическую ответственность, Липинский Д.А. рассматривает еекак целостное правовое явление, обладающее позитивной и негативной формамиреализации, каждая из которых подчеркивает одну из ее граней, не отражая всейсложности данного феномена.
Государство,устанавливая правовую норму, конструирует в ней возможный будущий вариантразвития поведения субъектов ответственности — запрещенный или разрешенный. Вправовой норме выражается связанность субъекта теми требованиями, которые кнему предъявляются, и возможная оценка его поведения: осуждение, применениемеры принуждения, одобрения или поощрения.
Анализируявозможные варианты положительных санкций, Липинский Д.А. приводит «три вариантатакой оценки: молчаливое одобрение со стороны государства (нет необходимостиреагировать на любой правомерный поступок); производство соответствующейпроверки и как итог — процессуальное решение, констатирующее факт правомерногорешения (например, признание действий лица соответствующими необходимойобороне, крайней необходимости, обоснованному риску, физическому принуждению);применение поощрительной санкции. Второй и третий варианты оценкиответственности осуществляются в процессуальной форме.» [39]
От себяхотелось бы добавить, что если в нормативно-правовых актах официальнозакреплены положительные, благоприятные последствия для лиц добросовестновыполняющих предусмотренные государством правила поведения, значит положительныесанкции объективно существуют независимо от субъективного их восприятиякем-либо или обозначения их термином иным нежели слово «санкция».
Так в части 1статьи 55 «Поощрения и награждения за гражданскую службу» Федерального законаот 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» прямо прописаны диспозиция и санкция поощрительной правовойнормы:
«1. Забезупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие видыпоощрения и награждения:
1) объявлениеблагодарности с выплатой единовременного поощрения;
2)награждение почетной грамотой государственного органа с выплатойединовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные видыпоощрения и награждения государственного органа;
4) выплатаединовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию завыслугу лет;
5) поощрениеПравительства Российской Федерации;
6) поощрениеПрезидента Российской Федерации;
7) присвоениепочетных званий Российской Федерации;
8)награждение знаками отличия Российской Федерации;
9)награждение орденами и медалями Российской Федерации.»[40]
Резюмируя,можно разделить все правовые санкции на 2 большие группы: охранительные ипоощрительные (регулятивные).
Средиохранительных санкций выделяют «правовосстановительные и карательные (штрафные)санкции. Правовостановительные санкции направлены на восстановление нарушенногоправа субъекта. (Например, возмещение причиненного вреда, изъятие собственностииз чужого незаконного владения). Карательные (штрафные) санкции направлены напричинение правонарушителю такого правового урона, который заключается в новыхдля него обременениях (правоограничениях, специальных обязанностях)».[41]
Поощрительныеписьменные санкции нормы права разделяют на «возлагающие дополнительные блага ильготы и сокращающие (исключающие) дополнительные обременения».[42]
Общейклассификацией для охранительных и поощрительных санкций будет деление санкцийна абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Вабсолютно-определенных санкциях точно указан один вид последствий.
Относительно-определенныесанкции предполагают применение последствий в определенных границах (от … и до…).
Альтернативныесанкции предусматривают несколько вариантов последствия, которыеразграничиваются союзом «или».
Встречаютсятакже и бланкетные санкции, имеющие абстрактно-обобщенное содержание инаправляющие к другим нормативно-правовым актам.
Завершаярассмотрение структуры правовой нормы целесообразно проанализироватьвзаимосвязь отдельных ее элементов на примере реальных правовых нормах.
В пункте 1.3.Правил дорожного движения Российской Федерации говорится, что «Участникидорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требованияПравил, ….», иначе «Лица, нарушившие Правила, несут ответственность всоответствии с действующим законодательством» как указано в пункте 1.6. ПДД РФ.В приведенных 2-х пунктах Правил изложены гипотеза, диспозиция и охранительнаясанкция. Если человек является «участником дорожного движения» (абстрактнаяобобщающая гипотеза), то он «обязан знать и соблюдать относящиеся к немутребования Правил» (ссылочная диспозиция, указывающая на данные Правила вцелом). Далее возможны два варианта поведения: правомерное и неправомерно. Присоблюдении Правил, реакция государства положительная, но никак формальнонеоформленная. Иначе, при их не соблюдении, человек будет «нестиответственность в соответствии с действующим законодательством» (бланкетнаясанкция, которая не указывает на конкретный правовой акт или норму).
Рассмотримболее конкретную норму права, элементы которой содержаться в пункте 2.7. ПДД РФи в части 1 статьи 12.8. Кодекса об административных правонарушениях РоссийскойФедерации (КоАП РФ).
«2.7.Водителю запрещается:
управлятьтранспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического илииного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию ивнимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозубезопасность движения;»
«Статья 12.8.Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения,передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянииопьянения
1. Управлениетранспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, -
влечетлишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двухлет.»
Из анализаэтих выдержек получается: если человек является «водителем» и соответственно«участником дорожного движения» (гипотеза), то ему «запрещается управлятьтранспортным средством в состоянии опьянения» (диспозиция). Той же диспозициейявляется и запрещенное поведение, изложенное в абзаце 1 части 1 статьи 12.8КоАП РФ, которое повторяет вышеизложенную диспозицию почти дословно с акцентомлишь на констатацию уже совершенного неправомерного поведения – «водитель,находящийся в состоянии опьянения, управляет транспортным средством». Дублированнуюдиспозицию в этом случае нельзя рассматривать в качестве другого правилаповедения, т.к. повторное изложение лишь создает правоприменителю удобство всоединении конкретной диспозиции с конкретной санкцией, не направляя его дляпоиска к другому нормативно-правовому акту, что создало бы определенныетрудности.
Можно было быоставить в части 1 статьи 12.8 только санкцию, с указанием на то, что онаотносится к диспозиции абзаца 1 пункта 2.7. ПДД РФ, то такое изложение ничегобы принципиально не изменило кроме неудобства в уяснении содержания диспозиции.
Подобнаявзаимосвязь элементов нормы прослеживается и в уголовном законодательстве.Несмотря на то, что нигде в диспозициях норм уголовного права прямо непрописано, что запрещено совершать те или иные действия (бездействие),описанные в Особенной части Уголовного Кодекса (УК), но такой вывод можносделать из содержания статьи 14 УК РФ. В ней говорится, что Уголовным Кодексомзапрещаются под угрозой наказания все общественно опасные деяния (преступления),изложенные в данном кодексе. Таким образом, в Особенной части УголовногоКодекса содержаться запрещенные правила поведения, которые являются диспозициейуголовных охранительных норм, а не условиями их применения. В силу этого дляясности понимания при воспроизведении охранительных правовых норм уголовногоправа после текста диспозиции следовало бы умозрительно добавлять фразу — «которое осуществлять запрещено». Безусловно, такое изложение звучит не гладко,но вносит определенную ясность в процесс поиска как самого правила, так иусловий, при которых оно начинает действовать. Рассмотрим часть 1 статьи 264 УКРФ.
1. Нарушение лицом, управляющимавтомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правилдорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее понеосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека («которое осуществлять запрещено») — наказываетсяограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шестимесяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлятьтранспортным средством на срок до трех лет или без такового.
В качестве гипотезы данной правовойнормы уместно использовать следующее условие: Если лицо является «Участникомдорожного движения», т.е. принимающим «непосредственное участие в процесседвижения в качестве водителя …… транспортного средства» (п.1.2. ПДД РФ).Диспозиция – правило запрещенного поведения будет выглядеть как: то «лицу,управляющему … транспортным средством, запрещено нарушать правила дорожногодвижения или эксплуатации транспортных средств, что может повлечь понеосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека» (абз. 1 ч.1. ст.264УК РФ). Иначе наступает охранительная санкция – и это лицо «наказываетсяограничением свободы на срок до трех лет …..» (абз. 2 ч.1. ст.264 УК РФ).
По другомусчитает профессор Бабаев В.К. Он говорит, что в каждой статье Особенной частиУголовного закона «целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов»,«при этом диспозицию как третий элемент юридической нормы следует «проявлять»логическим путем, и выглядеть она, к примеру, будет так: «Хулиганство совершатьзапрещено», «Получение взятки запрещено» и т.д.»,[43] т.е. правоприменительдолжен сам додумывать диспозицию.
В диспозиции,в которой изложено правило поведение не запрещенное, а обязательное, элементыправовой нормы связаны подобным образом. Гипотеза и диспозиция в одномнормативно-правовом акте, а в другом акте продублированная диспозиция вместе садминистративно-охранительной санкцией.
В Правилахдорожного движения Российской Федерации излагается:
«2.1.Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.2. Придвижении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, бытьпристегнутым …..»
И далееследует в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации:
Статья 12.6.Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
Управлениетранспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, …. -
влечетналожение административного штрафа в размере пятисот рублей.»
Рассматриваяэти части правовой нормы в едином целом, можно сформулировать правило: если«водитель движется на транспортном средстве, оборудованном ремнямибезопасности» (гипотеза), то он ими «обязан быть пристегнутым» (диспозиция),иначе – «влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
В случаерасположения всех частей правовой нормы в одной статье или одном правовом акте,необходимость дублирования диспозиции отпадает.
Если дляправовых норм с охранительной санкцией подходит логическая схема выражениясвязи элементов как «Если», «То», «Иначе», то для норм права с поощрительнойсанкцией схема взаимосвязи может выглядеть как «Если», «То», «Тогда».
Такая схемаподтверждается правовой нормой, изложенной статьях 13, 15 и 55 ч.1 Федеральногозакона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»:
Если«гражданин Российской Федерации, взял на себя обязательства по прохождениюгражданской службы», то он обязан «исполнять должностные обязанности», тогда кнему «применяются поощрения и награждения».
Трехчленнаяструктура норм права имеет исключительно большое значение для правотворческой иправоприменительной деятельности, так как позволяет создавать жизнеспособную,проверенную практикой, эффективную систему государственно-правового воздействияна поведение человека. Трехэлементный состав юридической нормы обеспечиваетчеткое определение самого варианта необходимого поведения, ситуации егодействия (бездействия), побудительных средств, обеспечивающих реализациюправового предписания.
Как уже былоранее сказано, поощрительная санкция в регулятивных нормах может быть выраженав молчаливом одобрении государством правомерного поведения. Но реакциягосударства на поведение, нарушающего установленную жизненную модель, должнабыть обязательно выражена в охранительных санкциях. В противном случае такаяправовая норма будет ущербной, т.к. не сможет воздействовать на выполнениеобязательного или воздерживаться от запрещенного поведения. Проиллюстрироватьэто можно на следующем примере.
24.01.2001года[44] был введен пунктом 2.7.ПДД РФ запрет водителю транспортного средства, на пользование во время движениятелефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вестипереговоры без использования рук, но охранительная санкция за такое нарушениеправил была установлена лишь 24.07.2007 года[45] в статье 12.36.1. КоАП РФ. Таким образом, в течениеболее шести лет, водители могли безнаказанно нарушаться установленноеюридическое правило.
Если брать зааксиому, что правовая норма должна иметь все три элемента – гипотезу,диспозицию, санкцию, то отсутствие одной из ее составляющих влечет признаниеотсутствия юридической нормы в целом. Но данное утверждение скорее пригоднотолько для диспозиций, содержащих в себе обязательные или запрещенные правилаповедения. Дозволительные (правоустанавливающие) модели поведения врегулятивных нормах могут обходиться без письменных санкций, т.к. в случае ихисполнения — одобрение будет «молчаливым». Если же разрешенное поведение непроисходит совсем, то его отсутствие не может привести к негативным социальнымили политическим последствиям, а если реальное поведение человека выйдет зарамки дозволительного, то оно должно будет попасть уже в сферу влиянияохранительных норм.
Норма права,включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться встатьях закона или иного нормативного акта. Есть три случая такого изложения.Первый случай — норма права и статья закона совпадают. Одни авторы, как и В.К.Бабаев, считают, что это «типичный случай», другие авторы, как напримерР.Т.Мухаев, утверждают, что «трехчленная классическая структура правовой нормыв чистом виде редко встречается в одной статье нормативно-правового акта»[46]. Второй самый распространенный случай – элементыодной правовой нормы расположены в нескольких статьях и даженормативно-правовых актах. Третий – когда несколько норм включено в одну статьюзакона. Лично мне трудно найти в законодательстве такой пример.
Заканчиваярассмотрение структуры нормы права, следует отметить проявление различныхсвойств структурных элементов нормы в зависимости от изменения фактическихобстоятельств, особенностей их как системно-структурных явлений.
«Вопределенных аспектах они могут выступать как диспозиции, имеющие свои гипотезыи санкции, в других — как элементы гипотезы или санкций других норм; санкцияодной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применениимер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспектестановятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следуетпридавать юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов и водителейтранспортных средств, соблюдение правил дорожного движения являетсяобязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнениеобязанностей — санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил; с точкизрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматриватьдела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другомаспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения,диспозицией — обязанность применить взыскание в установленных законом пределахи соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этойобязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановленияпо делу об административном правонарушении, а также меры персональнойответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильномприменении закона»[47].
«Навозможность проявления структурных элементов нормы уголовного права в различныхкачествах обращали внимание И. С. Самощенко, О. Э. Лейст и А. С. Пиголкин. Ониотмечали, что та часть уголовных норм, которая является диспозицией для граждан(запрет совершать общественно опасные деяния), одновременно является гипотезойдля государства и государственных органов, рассматривающих дела о совершенныхпреступлениях. Интересна в этом плане и позиция К. Сайто. Он пишет, чтоуголовно-правовая норма в качестве нормы поведения обращена ко всем индивидамдо совершения преступного деяния, в качестве нормы правосудия — к участникампроцесса после совершения преступного деяния и в качестве пенитенциарной(карательной, исправительной) нормы — к наказуемому»[48].
Глава 3. Виды норм права
норма право поведение
Многогранныеобщественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций инеобходимость установления рамок социально полезного поведения человекаобусловливают тот факт, что в системе права сформулированы достаточноразнообразные правовые нормы. Чтобы определить общие и отличительные чертыданных норм, необходимо их классифицировать. В научной юридической литературеприводятся разные классификации правовых норм. Порой бывает так, что один и тотже вид норм авторы обозначают по-разному, что приводит к некоторой путанице впонимании.
Проанализировави обобщив многообразие делений, следует остановиться на классификации,отражающей наиболее значимые основания деления правовых норм, на которыхакцентируют внимание большинство ученых-юристов.
1. По кругулиц, чьи интересы защищают нормы права, принято производить деление на нормычастного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римскомправе, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лици их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующихдеятельность государства, его органов и должностных лиц). Публичное правозащищает то, что вредит обществу, а частное право — то, что вредит отдельнымлицам. В тоталитарных государствах, где огосударствлена большая частьобщественных отношений, значительная часть частного права поглощена публичным.Развитие отношений гражданского общества, основанного на юридическом равенствелюдей, на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе ипредприимчивости, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права,регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а такжеохраняющих их норм гражданского процесса.
«К частномуправу относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслейправа, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включаетгосударственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное игражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельностьгосударственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится такжебольшинство норм уголовного права»[49].
Среди критериев деленияправовых норм на публичные и частные наиболее существенное значение имеютследующие два.
«Первый: для публичногоправа характерны отношения “власть — подчинение”, для частного права —отношения юридического равенства субъектов.
Второй: публичное правопостроено на принципе субординации, частное право — на принципе координацииволи и интересов участников отношений»[50].
2. Попредмету правового регулирования различают нормы различной отраслевойпринадлежности: конституционного, гражданского, уголовного, административного,трудового и иных отраслей права.
3. По методуправового регулирования выделяются императивные, диспозитивные,рекомендательные нормы.
Императивныенормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающийотклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административногоправа.
Диспозитивнымнормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношенийсамим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав иобязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.Диспозитивность обозначается как право или возможность поступить иначе, чемуказано нормой. Носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им.Такие нормы применяются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательныенормы «обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают вариантыжелательного для государства поведения»[51].
4. По своим функциямнормы делятся на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормырегулируют поведение субъектов права путем установления их прав и обязанностей.Они обеспечивают позитивное регулирование поведения.
Охранительныенормы фиксируют меры государственного принуждения и обеспечивают защитуустановленных правил в случае их нарушения.
Такоефункциональное деление, на мой взгляд, следует производить исходя из функции,которую несет содержащаяся в норме санкция. Если санкция охранительная, котораявыражает негативную оценку государства факта нарушения установленных правилповедения и несет неблагоприятные последствия для нарушителя, следовательно,норма в целом тоже охранительная. Если санкция поощрительная, в том числе и умозрительная,выраженная в молчаливом одобрении государства, которая выражает позитивнуюоценку любого правомерного поведения – допустимого, обязательного,запрещенного, значит правовая норма также поощрительная или регулятивная. Дляликвидации правовой неопределенности в вопросе неписанной положительной реакциигосударства можно было бы искусственно ввести в законодательство общуюпоощрительную санкцию для всех моделей правомерного поведения.
5. Похарактеру субъективных прав и обязанностей различают три основных вида норм:
управомочивающие, которыепредоставляют своим адресатам право на совершение положительных действий.Социальный смысл управомочивающих норм — предоставление субъектам праваопределенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностямидругих лиц;
обязывающие,содержащие обязанность совершения определенных положительных действий;
запрещающие,которые устанавливают пассивные обязанности не совершать определенных действийи безусловный запрет на совершение действий и поступков, которые определенызаконом как правонарушения.
6. Отраслевыенормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Первыеявляются правилами поведения субъектов, определяют содержание прав,обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулированиеобщественных отношений, указывают «что делать».
Вторыесодержат предписания, устанавливающие порядок, процедуру, форму реализации илиохраны норм материального права, указывают, «как делать».
7. По сфередействия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия илокальные нормы.
«Нормы общегодействия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территориигосударства.
Нормыограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными,временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органамивласти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящиеот представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальныенормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных,общественных или частных структур»[52].
8. По временидействия нормы права классифицируются на постоянные, установленные нанеопределенный срок, и временные, действующие лишь на определенном отрезкевремени.
9. По кругулиц. «Распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четкообозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.»[53].
10. Посубъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства,непосредственно от гражданского общества, от международных субъектов.
В первомслучае это нормы органов представительной, исполнительной и судебнойгосударственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).
Во второмслучае нормы принимаются непосредственно населением отдельного территориальногообразования или всей страны (всенародный референдум, на котором была принятаКонституция Российской Федерации).
В третьем случае это нормы международного права,которые представляют собой результат согласования интересов субъектов из разныхстран.
11. По юридической силеправовые нормы делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, федеральныенормы и региональные нормы.
При выявлениипротиворечия между нормами, установленными на разных законодательных уровнях,применяются определения норм, содержащиеся в нормативных актах РоссийскойФедерации, которые имеют преимущество по отношению к нормам, установленным вактах субъектов Федерации.
«Во всехслучаях расхождения норм закона и подзаконных актов действуют определениязаконов.
Последующийнормативный акт того же (или вышестоящего) государственного органа вноситизменения в предыдущие.»[54]
12.По степени специализации различают общие испециальные нормы. Специальные нормы обеспечивают более конкретноерегулирование одного и того же предмета. В случае противоречивости общих испециальных норм, приоритет остается за последними.
13. Особо стоит остановиться на рассмотренииспециальных или специализированных норм.
Такие нормы выделяют А.В. Поляков[55],авторские коллективы под руководством В.В. Лазарева[56]и С.С.Алексеева[57].
Нормы-принципы (учредительные нормы) – это нормы,закрепляющие основные, исходные начала права. Они не создают непосредственноправ и обязанностей, но указывают принципиальное направление правовогорегулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. Таковымногие конституционные нормы.
Декларативныенормы — это положения программного характера, которые определяют задачиправового регулирования отдельных видов общественных отношений и содержатнормативные объявления.
Дефинитивные нормы содержат определениякаких-либо юридических понятий.
Оперативные нормы отменяют действующиенормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы на новыйкруг отношений и т.д.
Коллизионные нормы направлены на разрешениеправовых коллизий, понимаемых в узком смысле слова. Они указывают, право какогогосударства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иномуправоотношению, сторонами которого являются субъекты разных государств.
Другуюпозицию высказывают А.Б.Венгеров[58] и авторский коллектив подруководством М.Н. Марченко[59]. Они утверждают, что при подобныхразделениях происходит смешение элементов нормы с самой нормой, что для такогоделения нет объективных оснований, если исходить из того, что сущность правасостоит в регулировании поведения людей и их отношений. Так называемыенормы-принципы, дефинитивные и иные нормы представляют собой нормативныепредписания высокого уровня обобщения, вынесенные за скобки многих правовыхнорм-правил поведения, но обретающие действенность и юридическую силу лишь всоставе каждой из них. Кроме того, к нормам-принципам, нормам-определениям ит.д. иногда относят содержащиеся в законах и других нормативных актахдекларативные, программные, социально-политические, нравственные положения,призванные обосновать и поддержать авторитет права, но не содержащиеюридических норм; соответственно, они не могут рассматриваться какразновидности норм права. Что касается предложенного некоторыми авторамиделения норм на дефинитивные, описательные, ссылочные и т.п., то этоклассификация не правовых норм, а статей нормативных актов.
Мое мнение относительноспециализированных норм близко к позиции второй группы авторов по следующимпричинам. Во-первых, как было изначально показано, что норма права – этоправило поведения человека или группы лиц. Таким образом, если в правовыхположениях не изложена какая-либо модель поведения, следовательно, нельзяговорить о наличии полноценной правовой нормы. Во-вторых, если рассмотретьболее внимательно отдельные специализированные нормы во взаимосвязи с другимиправовыми нормами, то будет очевидно, что они являются составными частямипоследних, а не выступают в качестве независимых, самодостаточных норм права, спомощью которых возможно регулирование общественных отношений.
Остановимся надефинициях.
В разных пунктах Правил дорожного движенияизложены определение и правило:
«Остановка» — преднамеренноепрекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также набольшее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузкиили разгрузки транспортного средства. (1.2. ПДД РФ)
Остановка и стоянка транспортных средствразрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — напроезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — натротуаре. (12.1. ПДД РФ).
Можно изложить одно в составе другого:
Остановка, означающая преднамеренное прекращениедвижения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, еслиэто необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузкитранспортного средства, и стоянка транспортных средств разрешаются на правойстороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края ив случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
Обратимвнимание на случаи, касающиеся момента вступления в силу или отмены правовыхактов или их отдельных частей.
Рассмотрим изложенныеправовые положения в самом Постановлении Правительства РФ от 10.05.2010 №316«О внесении изменений в Постановление Совета Министров — ПравительстваРоссийской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090» и в утвержденных имизменениях:
«2. НастоящееПостановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официальногоопубликования.»
«9) пункт 9.2 изложить вследующей редакции:
«9.2. На дорогах сдвусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжатьдля обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. Натаких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках ив других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или)разметкой.» »
Можно было бы изложить ихв следующем виде:
«9.2. Надорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещаетсяс 20.11.2010 года выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначеннуюдля встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могутвыполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами,знаками и (или) разметкой."
Таким образом, дефиниции,указания на сроки изменения действия правовых норм можно «растворить» вгипотезе, диспозиции или санкции правовой нормы, без ущерба для содержания. Ихотдельное расположение в нормативно-правовых актах осуществляется лишь с цельюудобства применения, без оказания влияния на содержание самого правилаповедения.
Мне представляется, чтоколлизионные, учредительные и декларативные правоположения также возможноввести в состав одного из элементов правовой нормы без искажения содержаниянормы права. При этом, совместное их прочтение может облегчить понимание смысларегулируемых общественных отношений.

Заключение
 
Нормы права,являясь исходными, основополагающими элементами построения правовой системыгосударства и механизма правового регулирования, выступают как наборпредписаний, моделей поведения в правовых отношениях, и оказывают активноевоздействие на сознание, волю и поведение людей. В них указывается, чтодозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушениязафиксированного в них предписания, поэтому знания о структуре правовой нормы,внутренних взаимосвязях ее элементов, выполняемых функциях и разновидностяхнорм права важны не только начинающему юристу, но и обычному человеку, несвязанному с юриспруденцией, так как человеческая деятельность постоянно сопровождаетсяи регулируется установленными государством различными правилами, и нужно уметьсамостоятельно разбираться в огромном количестве юридических предписаний играмотно их применять.
Следуетотметить, что конструкции правовых моделей поведения, изложенные в действующемзаконодательстве, во многих случаях отличаются от научного представления оклассической структуре нормы права. Вероятно, законодатель при создании новыхправовых актов и формировании текстов правил ориентируется в первую очередь набольшинство людей, не имеющих юридического образования и всесторонних знаний онорме права, поэтому преподносит их в упрощённом виде, делает доступнымзаложенный в документах смысл, пытается довести до сознания людей то, что отних требуется. Но с другой стороны, такое изложение создает определенныетрудности при соотнесении того или иного содержащегося в нормативно-правовомакте правоположения с элементами классической структуры нормы.
В ходеанализа различных точек зрения авторов учебных юридических пособий относительнонормы права, можно сделать вывод, что профессиональные юристы, ученые, педагогии практики, порой не могут придти к единообразному пониманию отдельныхмоментов, касающихся структуры правовой нормы, ее составных элементов и ихсоответствующих положении в многообразии правовых положений и актов. Конечно,наличие противоположных точек зрения является движущей силой развития ипрогресса научной мысли, в том числе и в правовых науках, но нельзя такжеупускать из виду необходимость направления научные усилий на формированиеединообразного понимания основополагающих элементов системы права, на созданиетеоретической базы для эффективного законотворчества, которые бы позволилиоптимизировать законодательство, сделав его понятным, простым, действенным ибез правовых пробелов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
 
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. — №4. — Ст. 445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 1996. — №25. — Ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 г.) // Собрание законодательстваРФ. -2002. — №1 (ч. 1). — Ст. 1.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ (в ред. от 23.07.2010г.) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. – 2007.- №31. — Ст. 4007.
5. Федеральный закон от27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства РФ. -2004. — №31. — Ст. 3215.
6. Постановление Правительства РФ от 10.05.2010№316 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090» //Собрание законодательства РФ. 2010. -№20. — Ст. 2471.
7. Постановление Правительства РФ от 24.01.2001 №67 «Овнесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации повопросам обеспечения безопасности дорожного движения» // Собраниезаконодательства РФ. – 2001. — №11. — Ст. 1029.
8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от24.02.2010 г.) «О Правилах дорожного движения» (вместе с«Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации иобязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожногодвижения») // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. — №47.- Ст. 4531.
9. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 №88 «Обутверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовыхактов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации» // Российская газета. – 2007. — 24 мая.
Книги
10. Алексеев С.С. Частное право. – М.: Статут,1999. — 137 с.
11. Бахрах Д.Н. Административное право России.Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000. — 640 с.
12.Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. иперераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 868 с.
13.Братусь С.Н. Юридическая ответственность изаконность. –М.: Юридическая литература, 1976. — 213 с.
14. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-еизд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
15. Мухаев Р.Т. Теория государства и права:Учебник для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. — 464 с.
16. Общая теория права. Курс лекций / Под общейредакцией профессора В. К. Бабаева. — Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВДРоссийской Федерации, 1993. — 539 с.
17. Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472с.
18. Протасов В.Н. Теория права и государства.Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999.- 240 с.
19. Теория государства и права. Учебник дляюридических вузов и факультетов / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова –М.: Издательская группа Норма – ИНФРА, 1998. — 570 с.
20. Теория государства иправа: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2004. — 397 с.
21. Теория государства иправа. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: НОРМА, 1998 г. — 457 с.
22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права.Хрестоматия. Учебное пособие. – М.: ИНТЕРСТИЛЬ, 1998. — 944 с.
Статьи
23. Липинский Д.А. Позитивная юридическаяответственность и поощрительные санкции: проблемы взаимосвязи. // Право иполитика. — М.: — 2008. — № 1. – С. 19-26.
24. Малько А. В. Поощрение как правовое средство//Правоведение. -1996. — № 3. – С.26-36.
25. Мусаткина А.А. Поощрительныефинансово-правовые санкции // Современное право. — М.: Новый Индекс. — 2005. — № 5. – С.65-68.
Электронные ресурсы
26. Поляков А.В. Введение в общую теориюгосударства и права. Курс лекций. — СПб.: Юриспруденция. Электронное издание,2000. — 140 с.Материалысудебной практики
27. Постановление Конституционного суда РФ от 25Апреля 2001 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 265Уголовного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А.Шевякова» // Собрание законодательства РФ. – 2001. -№ 23. — Ст. 2408.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.