Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование деятельности зарубежных правоохранительных органов по охране морских пространств

Содержание
Введение
§1. Правовое регулированиедеятельности Береговой охраны США как органа, обеспечивающего безопасностьморских пространств
§2. Правовые основы деятельности Департамента морской охраны Японии
§3. Правовые аспекты деятельности ВМФ Австралии какэлемента военной организации государства по защите морских пространств Австралии
§4. Правовое регулирование деятельности Береговой охраныКанады в сфере обеспечения безопасности морских пространств
Заключение
Список используемой литературы и источников
Введение
Актуальность работы.
Суверенитет любого государства долженнеукоснительно соблюдаться как на суше, так и на воде. Сложная современная экономическаяобстановка обнажает недостаточную законодательную базу в области защиты морскихпространств и морских биологических ресурсов многих государств.
Предметом серьезной озабоченностивсего мирового сообщества является глобальная проблема безопасности мореплавания,требующая объединения усилий различных государств в борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности морского судоходства, которые угрожают безопасностилюдей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру народовмира в безопасность морского судоходства.
Примером этому служат участившиеся случаи морского пиратства.Количество нападений на морские суда со стороны пиратов выросло в минувшем годуна 39%, достигнув 406 зафиксированных случаев[1]. Более половины инцидентов связаны с действиями сомалийскихпиратов.
Как сообщает агентство Рейтер (АР) со ссылкой на МеждународноеМорское Агентство, количество нападений пиратов увеличивается уже четвертый годподряд.
По оценкам агентства, в последней четверти 2009 года пираты переместилисвою активность из Аденского залива, где развернута флотилия международных сил,к непатрулируемому восточному побережью Сомали, где с октября зафиксировано 33 нападенияна суда и 13 захватов.
Всего за прошлый год пиратами было захвачено 49 судов с 1052членами команд на борту. Восемь моряков были убиты и 68 получили ранения.
Количество пиратских нападений также выросло и в Южной Америке,где в ушедшем году было зафиксировано 37 подобных инцидентов. Также увеличилоськоличество пиратских нападений в Бангладеш, Южно-Китайском море и Сингапурском проливе.
Охраной своих водных пространств в различных государствах занимаютсякак военные структуры, так и гражданские. Из 50-ти исследованных структур береговойохраны 38 являются военными и, как показала практика, именно они наиболее эффективновыполняют возложенные на них задачи. В связи с появлением в морских пространствахтакого большого количества угроз особенно возрастает роль уполномоченных органовпо противодействию данным угрозам и обеспечению своих национальных интересов.
Большинство государств, имеющих береговую охрану на правах гражданскоговедомства, всё чаще и чаще задумываются о передаче этой функции военным, но сложнаяэкономическая обстановка и недостаточность финансирования программ по охране морскихпространств заставляют откладывать эти решения на более поздние сроки.
Цель проводимого в данной работе исследования предполагаетучёт иностранного опыта правового регулирования вопросов обеспечения национальнойбезопасности в морских пограничных пространствах тех государств, которые имеют наибольшуюплощадь территориального моря, исключительной экономической зоны и континентальногошельфа. Среди них США (20 918 418 кв.км), Австралия (15 835 100 кв.км), Канада(15 583 747кв.км) и Япония (Россия по данному показателю находится на первом месте- 24 641 873кв.км).
Задачи:
1. Выявить на основе анализа особенности правового регулированиядеятельности Береговой охраны США, как органа, обеспечивающего безопасность морскихпространств;
2. Рассмотреть правовые аспекты деятельности Береговой охраныКанады в сфере охраны морских пространств;
3. Дать характеристику правовым аспектам деятельности ВМФ Австралиикак элемента военной организации государства по защите морских пространств Австралии;
4. Раскрыть особенности правового регулирования деятельностиДепартамента морской охраны Японии.
Объект работы: общественные отношения, складывающиесяв сфере деятельности уполномоченных органов зарубежных государств по охране морскихпространств.
Предмет работы: нормы права, регламентирующие деятельностьзарубежных правоохранительных органов в сфере охраны морских пространств.
§1. Правовое регулирование деятельности Береговой охраныСША как органа, обеспечивающего безопасность морских пространств
После совершения 11 сентября 2001 г. террористических актов в США была проведена административная реформа, в результате которой наоснове объединения ряда служб, действующих в смежных отраслях, было создано суперминистерство[2] — Министерство национальной безопасности США (далее — МНБ США). Это министерствообъединило 22 службы и агентства, отвечающие за безопасность, в том числе и Береговуюохрану[3].В структуре МНБ США выделяется три агентства, отвечающих за обеспечение пограничнойбезопасности: Бюро таможни и защиты границ, Бюро иммиграционного и таможенного контроляи Береговая охрана[4].
Данные ведомства ответственны за охрану государственной границыСША[5].Достаточно интересным представляется опыт США по результативному использованию средстввышеперечисленных органов. Бюро таможни и защиты границ (далее — БТЗГ США) отвечаетза осуществление сельскохозяйственного надзора, миграционного и таможенного контроляв пограничных пунктах пропуска, в том числе и в морских портах, а также за досмотргрузов. В состав этого же Бюро входит отдельное подразделение — Пограничный патруль.
Это подразделение осуществляет патрулирование сухопутных границСША, в том числе и в приморских регионах. На Бюро иммиграционного и таможенногоконтроля (далее — БИТК США) возложены обязанности по расследованию нарушений миграционногои таможенного законодательства внутри страны, а также проведение мероприятий поборьбе с незаконным ввозом наркотиков. БОХР США является головным ведомством, ответственнымза обеспечение национальной безопасности на морских направлениях, в том числе портовойбезопасности. Министерство обороны действует в качестве вспомогательного ведомствав данной сфере, однако является основным ведомством, осуществляющим охрану государственногосуверенитета на море[6].
Береговая охрана подотчетна напрямую Министру национальной безопасностиСША. БОХР является одним из пяти видов Вооруженных сил США[7]. Функции БОХРСША не дублируют функции Военно-морского флота (далее — ВМФ). БОХР США в отличиеот других видов Вооруженных сил США не концентрирует свою деятельность исключительнона вопросах национальной обороны, а осуществляет еще три функции — обеспечение безопасностина море, обеспечение исполнения законодательства и защита морской среды[8].
Возложенные на БОХР США задачи она, в отличие от ВМФ США, выполняетне военными, а полицейскими методами, хотя структура данного органа как военнойорганизации позволяет осуществлять их более эффективно и использовать БОХР США вкачестве вспомогательного подразделения ВМФ.
В своей деятельности БОХР США руководствуется положениями широкогокруга федеральных законодательных актов. При этом и сама БОХР активно занимаетсяразработкой нормативных актов по вопросам обеспечения национальной безопасностина море, которые в последующем принимаются МНБ США.
В §2 тома 14 «Береговая охрана» Свода законов США определеныосновные обязанности БОХР в открытом море, водах, находящихся под юрисдикцией США,а также над этими пространствами и в подводной среде. К наиболее важным из них можноотнести:
1) обеспечение принудительного исполнения применяемых федеральныхзаконов, а также оказание помощи в обеспечении принудительного исполнения указанныхзаконов;
2) осуществление наблюдения за морскими пространствами с воздуха,проведение мероприятий по пресечению правонарушений в целях обеспечения принудительногоисполнения законов США, оказания помощи в обеспечении принудительного исполнения;
3) осуществление различных мероприятий по развитию, укреплению,поддержанию морского судоходства, организации работы ледоколов, спасательных операций,учитывая при этом потребности национальной обороны;
4) поддержание состояния готовности к функционированию в качествеспециального подразделения в составе ВМФ США во время войны, включая исполнениеобязанностей по управлению морской оборонной зоной. Одним из примеров исполненияобязанностей БОХР является пример у берегов Гватемалы, 23 октября 2009 года Агентыслужбы США по борьбе с контрабандой наркотиков провели совместную операцию с БОХР.В результате была задержана самодельная подводная лодка, перевозившая кокаин.
Судно было обнаружено в Тихом океане примерно в 280 километрах от берега Гватемалы. На субмарине находились четыре человека, трое колумбийцев и один мексиканец;все они арестованы.
По предварительной оценке, на борту подлодки перевозились 10тонн кокаина, что является самой крупной конфискованной партией наркотика за всюисторию Гватемалы.
Наркокартели безнаказанно промышляют в джунглях на севере Гватемалы,где они получают кокаин из Южной Америки и откуда переправляют его в Мексику. Впоследнее время мексиканские картели, с которыми на родине ведут усиленную борьбу,предпочитают перемещать свой бизнес в соседнюю Гватемалу.
Напомним, 16 октября сербские спецслужбы задержали крупный грузкокаина — 2,8 тонны. Он был изъят в результате совместной операции управления поборьбе с наркотиками США и сербских спецслужб. По подозрению в причастности к перевозкенаркотиков задержаны несколько человек, находившихся на борту судна. Изъятые наркотикибыли произведены в одной из стран Южной Америки.2,8 тонны кокаина, стоимость которогосоставляет около 120 млн евро ($180 млн), предназначались для поставки в страныЗападной Европы. При розничной продаже стоимость такого количества наркотика моглабы достигнуть 250 млн евро (около $374 млн).
Закон о национальной безопасности США[9], принятый в 2002 г., в разд.888 определяет в общих чертах задачи БОХР США. Одной из примечательных особенностей данногозакона является то, что в нем различаются задачи, связанные с обеспечением БОХРСША национальной безопасности и не связанные с таковой (разрядка наша — Н. И.).Следует обратить внимание на подход американского законодателя к разделению задачБОХР США на подобные группы.
К задачам, не связанным с обеспечением национальной безопасности,закон относит: а) обеспечение безопасности судоходства (инспектированиесудов в целях проверки соблюдения их технического состояния и мореходных качеств);б) проведение поисково-спасательных работ (оперативное реагирование на сигналы бедствия,полученные с морских судов); в) установка, сохранение и поддержание в исправномсостоянии навигационных средств; г) охрана морских живых ресурсов (обеспечение исполнениятребований законодательства о рыболовстве); д) защита морской среды (предупреждениеи устранение негативных последствий загрязнения морской среды); е) проведение ледокольныхопераций.
В свою очередь, к задачам, связанным с обеспечением национальнойбезопасности относятся: а) обеспечение безопасности портов, водных путейи побережья (патрулирование вод портов, определение наиболее уязвимых для террористическихатак портовых объектов и др.); б) противодействие противоправному ввозу наркотиков(патрулирование в целях воспрепятствования ввозу наркотиков не территорию США морем);в) борьба с нелегальной миграцией (патрулирование морских пространств в целях противодействиявъезда на территорию США нелегальных мигрантов); г) поддержание состояния боеготовностисвоих подразделений; д) обеспечение исполнения требований иных законов (противодействиенезаконной перевозке вооружений, нападению на морские суда и др.) [10].
В целях обеспечения безопасности морского судоходства в 2002 г. был принят Закон о безопасности морского судоходства[11]. Особое внимание в данном законе уделяется обеспечениюбезопасности судов и инфраструктуре портов.
В соответствии с положениями Закона о безопасности морского судоходствавсем службам БОХР США было поручено разработать до 1 июля 2004 года планы обеспечениябезопасности системы транспортных перевозок в водах США, портов и важнейших морскихсооружений (всего около 3 200 объектов), а также почти 9 000 грузовых и пассажирскихсудов, посещающих территориальные воды и порты США. При этом ведется оценка уязвимостиважнейших объектов, которые могли бы быть выбраны террористами в качестве целей,организуется патрулирование на фарватерах, в гаванях и акваториях 55 основных портовна катерах с вооруженными командами.
Руководствуясь положениями Закона о безопасности морского судоходства,МНБ США разработало ряд правил[12], касающихся обеспечения безопасности морского судоходства.В частности, глава 33 Свода федеральных правил была дополнена подглавой «Н»(Maritime Security). Ст.104 этой подглавы устанавливает требования к обеспечениюбезопасности морских судов, в частности, к июлю 2004 г. все владельцы или операторы судов должны были обеспечить нахождение на их судне:
а) одобренный план безопасности судна со всеми изменениями вданном плане и подтверждающее свидетельство от руководителя Морского центра безопасности;б) план безопасности судна, который был передан на утверждение с письмом от руководителяМорского центра безопасности
Хотя ведомственные нормативные предписания содержат в себе детализированныетребования, по сути, они требуют от капитанов судов принятия наиболее оптимальныхрешений относительно обеспечения безопасности своих судов, пассажиров и экипажа[13].
В соответствии с положениями разд.102 Закона о безопасности морскогосудоходства в целях повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасностив морских портах были созданы территориальные комиссии по вопросам морской безопасности.Данные комиссии предназначены для обмена информацией, связанной с вопросами обеспеченияпортовой безопасности, между заинтересованными ведомствами и организациями. Основнойже целью комиссий является оказание помощи руководителю комиссии — капитану порта,которым является офицер БОХР США, — в разработке плана безопасности порта[14].
Исследовав опыт правового регулирования вопросов обеспечениянациональной безопасности в морских пограничных пространствах США, представляетсявозможным сделать следующие выводы.
В связи с большой протяженностью прибрежной полосы, ограниченностьюимеющихся у каждого агентства, входящего в структуру МНБ США, сил и средств, дляэффективного использования воздушного и морского флота в 2003 году были созданыдва специальных министерских совета по авиации и морскому флоту. Эти советы готовятпредложения по использованию средств находящихся в распоряжении БОХР, БТЗК и БИТКСША. Данные предложения рассматриваются и утверждаются высшим руководством МНБ США,что позволяет избежать дублирования при патрулировании морских и прибрежных районовсредствами различных ведомств.
Закон о национальной безопасности США, принятый в 2002 году,определяет в общих чертах задачи БОХР США. Одной из примечательных особенностейданного закона является то, что в нем различаются задачи, связанные с обеспечениемБОХР США национальной безопасности (в качестве специального подразделения в составеВМФ США во время войны) и не связанные с таковой (выполнение задач полицейскимиметодами).
Резюмируя все вышесказанное, представляется сделать следующиевыводы. В целях повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасностив морских портах были созданы территориальные комиссии по вопросам морской безопасности.Данные комиссии предназначены для обмена информацией, связанной с вопросами обеспеченияпортовой безопасности, между заинтересованными ведомствами и организациями.
Кроме того, важной особенностью законодательства США в рассматриваемойсфере является то, что оно обязывает администрации порта разрабатывать планы безопасностипорта.§2. Правовые основы деятельности Департамента морскойохраны Японии
Задачи, решаемые Департаментом морской охраны (ДМО), трансформировалисьадекватно потребностям японского общества. Департамент морской охраны, как объединеннаягосударственная структура, обеспечивающая безопасность государственной границы иимущества Японии на море, выполняла широкий спектр задач, которые дифференцировалисьпо следующим направлениям:
Задачи, определяемые в мирное время:
охрана территориального моря, континентального шельфа, рыболовнойзоны и районов рыбного промысла;
задержание нарушителей границы и нарушителей правил рыболовства;
пресечение нелегального въезда в страну и выезда из нее морскимпутем японских и иностранных граждан;
контроль за соблюдением международных соглашений по мореплаванию;
оказание помощи судам и самолетам, терпящим бедствие, осуществлениепоисково-спасательных операций;
поддержание общественного порядка, защита человеческой жизнии имущества на море;
контроль за иностранными судами в территориальном море и внутреннихводах, а также следующих в японские порты и из них;
расследование преступлений, аварий и других происшествий на море,в портах и гаванях;
ведение разведки на море (в том числе радиоразведки) и российскогопобережья;
контрразведывательная работа среди экипажей японских промысловыхи иностранных судов, посещающих порты Японии;
пресечение контрабандной деятельности на море;
контроль за японскими рыболовными судами, ведущими промысел вэкономических и рыболовных зонах иностранных государств, защита их от преступныхпосягательств;
гидрографическое и навигационное обеспечение мореплавания, организациясоответствующих навигационных служб;
навигационное оборудование побережья, портов и гаваней;
контроль за техническим состоянием гражданских судов и соблюдениемими правил судоходства;
обеспечение проведения океанографических исследований, метеорологическихи гидрографических работ;
осуществление контактов с представителями сопредельных государствпо вопросам, входящим в компетенцию ДМО (функции иностранного отдела);
охрана окружающей среды, борьба с загрязнением моря;
боевое обеспечение районов проведения учений ВМС Япония, выполнениедругих специальных задач.
В военное время или при объявлении чрезвычайного положения вусловиях резкого обострения военно-политической обстановки задачи для решения ДМОпринимали следующий характер:
введение и поддержание установленных режимов (ограничений) всвоих районах;
усиленное наблюдение за морской надводной и воздушной обстановкойв зонах ответственности;
несение дозорной службы в прибрежных зонах;
охрана и защита портов, гаваней, рейдов, прибрежных морских коммуникаций(баз);
обеспечение защиты от мин;
выполнение аварийно-спасательных работ, вызванных вторжениемпротивника;
осуществление гидрографическо-навигационного обеспечения действийВМС;
корабельная и радиотехническая разведка на море.
Объем задач ДМО перманентно расширялся по причине развития международныхнорм права в области морской деятельности. Этому послужило принятие таких международныхдокументов, как; «Конвенция ООН по морскому праву[15]»,«Конвенция по поисково-спасательным работам на море», договора Япониис США по вопросам охраны морских коммуникаций в зонах Тихого и Индийского океанов.
Органы управления ДМО в отношении японских и иностранных судов,находящихся в территориальном море, а также в рыболовной зоне Японии с целью промысла,были наделены рядом полномочий (правами):
останавливать и осматривать суда в море, требовать измененияими курса;
командиры патрульных кораблей ДМО по результатам осмотра судов-нарушителей,при наличии соответствующих оснований (доказательств) могли возбуждать уголовныедела или налагать на них определенные законодательством денежные штрафы;
запрещать судам выход из порта (в условиях усиления режима);
требовать высадки команды, пассажиров и других лиц, находящихсяна судне;
запрещать или ограничивать высадку людей с судна на берег,
снимать груз (багаж) с судна, запрещать или ограничивать еговыгрузку;
задерживать суда на карантин на период осмотра, запрещать илиограничивать связь членов команды с берегом и другими судами;
опрашивать капитана судна или его помощника о подготовке и оборудованиисудна, требовать предъявления свидетельства регистра на право плавания;
выяснять цель и район плавания судна, а также наличие и характергруза;
требовать от должностных и частных лиц оказания необходимой помощипри выполнении органами УБМ своих обязанностей, связанных с оказанием помощи наморе или задержанием преступников, а также в других экстренных случаях;
применять оружие в соответствии со статьей 7 Закона № 1361948года «Об организации полицейской службы».
Для успешного решения вышеперечисленных задач ДМО при активномфинансировании правительства постоянно укрепляло и модернизировало свои морскиеи авиационные силы. Практически до конца 90-х годов служба строилась по принципу«тотального патрулирования». Такой подход заключался в равномерном расположениисил и средств (специальных патрульных кораблей с вертолетами на борту) для осуществлениянаблюдения, поиска и спасения на обширных пространствах контролируемой акватории.Другими словами, для повышения эффективности действий, в том числе оперативностиведения поисково-спасательных операций, значительные силы ДМО в превентивном порядкеразмещались в районах наиболее вероятных (возможных) несчастных случаев и катастроф,связанных с интенсивным движением судов, сложными погодными и географическими условиями,а также активной рыбопромысловой деятельностью[16].
В соответствии с директивой Департамента морской охраны № 24от 1966 года на подразделения ДМО возложены задачи ведения разведывательной деятельностив интересах охраны границы сил национальной обороны, а также ведения контрразведывательнойработы среди экипажей японских промысловых судов. Разведывательную и контрразведывательнуюработу в ДМО вели охранно-спасательные отделы (ОСО) [17]. Задачи охранно-спасательныхподразделений в области разведки отражены в приложении 6. В разведывательной работеосновное внимание уделялось получению информации о портах и портовых режимах, характеристикебереговой полосы и военных объектов на ней, системе охраны границы, а также сведенийполитического и экономического характера. На сторожевых кораблях морской охраныразведывательные задачи несли командиры кораблей, а непосредственными исполнителямиявлялись внештатные оперативные группы, возглавляемые, как правило, начальникамирадиостанций. В интересах разведки, ДМО активно привлекало агентуру на судах, посещавшихсоветские порты. Сотрудники охранно-спасательных подразделений ДМО всегда принималиучастие в разведывательном опросе японских рыбаков, задержанных российской сторонойи возвращенных после судебного разбирательства на родину.
береговая охрана морская зарубежная
Пристальное внимание ОСО УБМ уделяли российским судам, заходящимв порты Японии. Как правило, оформление российских судов осуществлялось усиленныминарядами сотрудников УБМ и таможни (до 15-20 человек). На канале международногосудоходства сотрудники ОСО основные усилия сосредоточивали на проведении работыпо выявлению, предупреждению и пресечению фактов незаконного перемещения через границуоружия, боеприпасов, наркотиков, а также нелегальных мигрантов. Они участвовалив разбирательствах по фактам различного рода правонарушений российских граждан наяпонской территории, а также осуществляли наблюдение за стоящими у причалов судами.
Сложность и разнообразие задач, выполняемых ДМО, предполагаливсестороннее обеспечение и детально организованное взаимодействие всех органов государственнойвласти, ответственных за безопасность государства в прибрежных районах. По закону№ 131 1948 года при выполнении своих функций ДМО и его подразделения осуществляливзаимодействие с полицией, таможенными, иммиграционными службами, силами самообороны,органами рыбоохраны, рыбопромышленными объединениями и корпорациями, соединениямии частями ВМС.
Подобно Министерству национальной безопасности США, управлениебезопасности на море Японии объединяет несколько департаментов. Интересы безопасностиграницы и имущества на море Японии осуществляет Департамент морской охраны, выполняющийширокий круг задач. ДМО является объединенной государственной структурой и взаимодействуетс полицией, таможенными, иммиграционными службами, силами самообороны, органамирыбоохраны, рыбопромышленными объединениями и корпорациями, соединениями и частямиВМС.
Адекватно потребностям японского общества на ДМО как на государственнуюструктуру возлагаются задачи, в том числе и разведывательные как в мирное, так ив военное время или при объявлении чрезвычайного положения в условиях резкого обострениявоенно-политической обстановки.
Объем задач ДМО перманентно расширялся по причине развития международныхнорм права в области морской деятельности. Этому послужило принятие таких международныхдокументов, как «Конвенция ООН по морскому праву», «Конвенция попоисково-спасательным работам на море», договора Японии с США по вопросам охраныморских коммуникаций в зонах Тихого и Индийского океанов.
/> 
Военно-морские районы Японии
Органы управления ДМО в отношении японских и иностранных судов,находящихся в территориальном море, а также в рыболовной зоне Японии с целью промысла,были наделены рядом полицейских полномочий для успешного решения вышеперечисленныхзадач ДМО при активном финансировании правительство постоянно укрепляло и модернизировалосвои морские и авиационные силы. Практически до конца 90-х годов служба строиласьпо принципу «тотального патрулирования». Такой подход заключался в равномерномрасположении сил и средств (специальных патрульных кораблей с вертолетами на борту)для осуществления наблюдения, поиска и спасения на обширных пространствах контролируемойакватории. Другими словами, для повышения эффективности действий, в том числе оперативностиведения поисково-спасательных операций, значительные силы ДМО в превентивном порядкеразмещались в районах наиболее вероятных (возможных) несчастных случаев и катастроф,связанных, с интенсивным движением судов, сложными погодными и географическими условиями,а так же активной рыбопромысловой деятельностью.§3. Правовые аспекты деятельности ВМФ Австралии какэлемента военной организации государства по защите морских пространств Австралии
Рассмотрим опыт Австралии по охране морских пространств[18].Опыт Австралии полезен в связи с тем, что в данном государстве отсутствует орган,подобный Береговой охране США (разрядка наша — Н. И.). В Австралии функции данногооргана на море в большей части осуществляются военно-морским флотом (далее — ВМФ).Следует, однако, заметить, что в Австралии отсутствует ведомство, к чьей исключительнойкомпетенции отнесено обеспечение исполнения законодательства в морских пространствах.Эту деятельность осуществляет целая система органов исполнительной власти. ОднакоВМФ является одним из ключевых органов, так как располагает наиболее крупным и мощнымфлотом. Как утверждает И. Ширер, ВМФ довольно часто привлекаются к выполнению задач,связанных с обеспечением исполнения законодательства государства в его морских пространствах[19].В случаях, когда в прибрежном государстве отсутствует Береговая охрана, только ВМФможет стать органом, ответственным за обеспечение исполнения законодательства наморе[20].Использование ВМФ в указанных целях приобретает еще большее преимущество в тех случаях,когда государства, в чьей юрисдикции находятся значительные по своей площади морскиепространства, сталкиваются с необходимостью противостоять хорошо оснащенным, современнымэкспедиционным браконьерским флотилиям[21]. Основной недостаток применения ВМФ в целях обеспеченияисполнения законодательства состоит в том, что основная задача ВМФ заключается все-такив обеспечении обороны государства. Чрезмерное отклонение от выполнения этой задачинедопустимо. Кроме того, возникают определенные проблемы при решении вопроса о возможностинаделения должностных лиц ВМФ полномочиями по применению мер административного воздействияв отношении правонарушителей, особенно граждан своего государства. Это связано страдиционно негативным отношением к применению в отношении граждан Вооруженных Силэтого же государства.
Отмечается, что в Австралии только два федеральных органа имеютвозможность обеспечивать исполнение законодательства непосредственно в морских пространствах- это ВМФ и Таможенная служба, в то время как другие органы наделены законом полномочиямина использование средств данных ведомств[22]. Австралийский ВМФ решает широкий комплекс задач, неотносящихся напрямую к обеспечению обороноспособности страны[23]. В Стратегическойполитике Австралии[24] определены два постоянных направления деятельностиВМФ Австралии, которые не относятся напрямую к обеспечению обороны государства.В частности к ним относятся[25]:
1) оказание поддержки при проведении контртеррористических операций;
2) использование уполномоченными гражданскими ведомствами средствВМФ в целях обеспечения таможенного, миграционного контроля и контроля за соблюдениемрыбоохранного и иного законодательства.
Кроме того, в Стратегической политике Австралии отдельно выделеныв качестве задач австралийского ВМФ осуществление поисково-спасательных работ; гидрографическоеобеспечение; планирование ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; противодействиенезаконной перевозке наркотиков; борьба с пиратством и др.
Стратегическая политика Австралии также определяет и основныезадачи Вооруженных Сил Австралии[26]:
отражение нападения на Австралию;
защита региональных интересов Австралии;
обеспечение международной безопасности.
Следует заметить, что, несмотря на возложение на ВМФ дополнительныхзадач, действующее австралийское законодательство далеко не во всех случаях наделяетВМФ необходимыми для решения этих задач полномочиями. Так, Д. Леттс отмечает, чтополномочия австралийского ВМФ при выполнении возложенных на него нетрадиционных,несвойственных для Вооруженных Сил Австралии задач не всегда получают должного правовогозакрепления[27].
Полномочия ВМФ Австралии по выполнению задач, не связанных собеспечением обороноспособности государства, определены целым рядом законов. К нимможно отнести Миграционный закон 1958 г. (ст.189, 198A,198B, 245B, 245C, 245F, 245H)[28],Закон о защите границ 2001 г. [29], Закон об опасных отходах 1989 г. [30], Закон о защитеокружающей среды 1981 г. [31], Закон о карантине 1908 г. [32], Закон о нефти 1967 г. [33],Таможенный закон 1901 г. (ст.184A) [34]. Закон об управлении рыболовством 1991 г. [35] наделяет определеннымиполномочиями должностных лиц ВМФ Австралии. В частности, ряд должностных лиц, втом числе и Вооруженных Сил Австралии, наделяются полномочиями по осуществлениюконтроля и надзора за исполнением рыбоохранного законодательства. Так, в части 6Закона об управлении рыболовством закреплено их право подъема на борт судна и досмотрсудна, в отношении которого имеются подозрения в совершении правонарушения. Крометого, ВМФ Австралии наделен правом преследования судна, совершившего в морском пространствеАвстралии правонарушение. Закон об управлении рыбными ресурсами[36] закрепляет задолжностными лицами ВМФ право задержания промысловых судов.
Следует обратить внимание на то, что ВМФ Австралии занимаютсяисключительно выявлением правонарушений в морских пространствах и конвоированиемсудов-правонарушителей в порт, остальная часть работы по привлечению правонарушителейк ответственности возлагается на должностных лиц федеральных органов специальнойкомпетенции (рыбоохранные, таможенные и другие органы). Последние также занимаютсяпатрулированием морских пространств, но из-за отсутствия собственных патрульныхкораблей либо фрахтуют суда на время у частных лиц, либо пользуются услугами ВМФ.
Террористические атаки 2001 г. вызвали всплеск законодательных инициатив во всех государствах, в том числе и в Австралии. Основнойсмысл большинства законопроектов состоял в создании условий для упреждения террористическихактов. Так, одной из мер, принятых Австралией, стало введение системы идентификацииморских судов.
Террористические атаки в сентябре 2001 г. на США оказали определенное влияние и на взгляды австралийских политиков относительно системыорганов, обеспечивающих исполнение законодательства на море.
Кроме того, указывается, что существующая в Австралии системаконтроля за соблюдением законодательства в морских пространствах в целом эффективна.В Австралии существует целый ряд специализированных ведомств, ответственных за обеспечениеисполнения законодательства на море и решение таких задач, как: противодействиенезаконной перевозке наркотиков; борьба с незаконной миграцией, браконьерством,таможенными, природоохранными правонарушениями; поисково-спасательные работы; обеспечениебезопасности морского судоходства. Немаловажную роль в системе органов, ответственныхза соблюдением законодательства в морских пространствах, играет специальный орган- Надзор за побережьем.
Надзор за побережьем является специальным подразделением Таможеннойслужбы, подчиняющимся напрямую руководителю этого ведомства. При этом руководителемэтого органа является контр-адмирал, командируемый из Вооруженных Сил Австралии.Надзор за побережьем с 1988 г. выполняет авиа — и морское патрулирование морскихпространств Австралии преимущественно с целью наблюдения, выявления совершаемыхправонарушений и передачи полученной информации заинтересованным ведомствам, к числукоторых относятся Министерство по делам иммиграции и национальностей, Служба карантинногонадзора, Таможенная служба, Федеральная полиция, органы рыбоохраны, Министерствообороны, Служба морской безопасности, органы охраны окружающей среды. Надзор запобережьем фрахтует у частных компаний на долговременной основе 15 самолетов различногокласса (8 из которых оснащены радарами) и 2 вертолета. В последние годы на контрактнойоснове стали использоваться и космические спутники
В июне 1999 г. выводы, аналогичные мнению оппонентов лейбористов,были сделаны в докладе Специальной комиссии при Премьер-министре Австралии[37].В докладе отмечалось отсутствие необходимости создания Береговой охраны, так какв США данному органу все равно приходится осуществлять свою деятельность в тандемес другими ведомствами. Деятельность же Надзора за побережьем позволяет надлежащимобразом вести наблюдение за ситуацией на море.
В целях повышения уровня безопасности государства на морскихнаправлениях и объединениях разрозненных усилий различных ведомств с апреля 2005г.в Австралии начало функционировать Объединенное командование морской охраны, переименованноев октябре 2006 г. в Командование пограничной защиты[38]. Целью созданияданного Командования являлось координирование усилий различных ведомств в сфереобеспечения национальной безопасности на морских направлениях[39]. В качестве общеговывода по результатам рассмотрения опыта Австралии в сфере обеспечения исполненийположений законодательства в морских пространствах можно указать следующее. ВМФАвстралии является основным органом, отвечающим за «силовое» обеспечениепроводимых контрольных мероприятий, а также за выявление совершаемых правонарушений.Кроме того, часть средств Вооруженных Сил Австралии используется для осуществлениядеятельности Надзором за побережьем по патрулированию морских пространств. Сложившаясяпрактика привлечения ВМФ к выполнению несвойственных ему по своей природе задачне позволяет австралийскому правительству распылять бюджетные средства между множествомведомств, осуществляющих контроль на морских направлениях.
Анализируя практику Австралии по защите своих морских граници интересов можно сделать следующие выводы: что Австралия, как одна из ведущих морскихдержав, уделяет вопросам обеспечения безопасности на море пристальное внимание.Это выражается в правовом регулировании деятельности уполномоченных органов по обеспечениюнациональной безопасности на море. В качестве приоритетных средств правового регулированияв указанной сфере выступают законодательные нормы. Полномочия ВМФ Австралии закрепленызаконами государства. Кроме того, есть тенденция по принятию актов концептуальногохарактера, определяющих долгосрочные перспективы и направления развития деятельностигосударства по обеспечению национальной безопасности на море.
Основные функции по обеспечению национальной безопасности наморе выполняют Вооруженные силы Австралии. Государство уделяет пристальное вниманиевопросам взаимодействия, а именно быстрому обмену информацией в целях оперативногореагирования на внезапно возникшие угрозы. Именно по этой причине созданы различныемежведомственные коллегиальные органы — Командование пограничной защиты, Надзорза побережьем.
Испытывая постоянное недофинансирование в средствах, необходимыхдля охраны своих морских пространств Австралия широко использует практику заключениядоговоров бербоут-чартера с частным сектором, а также меморандумов о взаимопониманиис различными ведомствами, чьи полномочия связаны с обеспечением безопасности морскихпространств.
§4. Правовое регулирование деятельности Береговой охраныКанады в сфере обеспечения безопасности морских пространств
Отметим, что в Канаде самая большая протяженность береговой линии- 243 772 км[40],а общая площадь морских пространств Канады составляет около 5,3 млн. кв.км[41].
Принципиальное отличие БОХР Канады от одноименной структуры вСША состоит в том, что канадская БОХР представляет собой гражданскую организацию(курсив мой. — О. Ю.) и выполняет в морских пространствах по сравнению с БОХРСША сравнительно небольшой круг задач.
Согласно Акту о Британской Северной Америке 1867 г. (ст.91) к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, связанные с установкой бакенов,буев, маяков, а также с навигацией и судоходством. Поэтому данные вопросы регулируютсяна уровне федерального законодательства.
Характеризуя систему федеральных органов исполнительной власти,прямо или косвенно обеспечивающих национальную безопасность на морских направлениях,можно отметить, что она чрезвычайно разветвленная. В научной литературе отмечается,что управление в сфере морской деятельности Канады осуществляет большое количествофедеральных ведомств, число которых в 1995 г. составляло 14. В целом их усилия носят разобщенный характер и никак не координируются[42]. Данные ведомстваосуществляют управление более чем 80 программами в области морской деятельности[43].Однако в настоящее время только за двумя из них закреплен полноценный морской флот.К этим ведомствам относятся Министерство по рыболовству и делам океанов (БОХР Канадынаходится в подчинении этого министерства) и Министерство национальной обороны.Королевская конная полиция не располагает собственными морскими средствами с 1974 г.
Национальная политика Канады в области безопасности[44]определяет мультиведомственный подход в качестве основного в сфере обеспечения морскойбезопасности:
1) Министерство транспорта — головной орган в области обеспеченияморской безопасности;
2) Королевская конная полиция — головной орган при проведенииконтртеррористических операций;
3) Агентство по обеспечению пограничной охраны — головной органв области таможенной деятельности и миграционной политики;
4) Министерство национальной безопасности — головной орган припроведении контртеррористических операций на море.
БОХР Канады отведена роль органа, обеспечивающего платформу дляперемещения сотрудников других ведомств в различные морские районы для решения задач,связанных с морской безопасностью[45]. Как уже отмечалось выше, в отличие от БОХР США канадскаяБОХР — гражданская организация, и ее сотрудники не вооружены. Кроме того, канадскаяБОХР не наделена какими-либо полицейскими функциями и не отвечает за обеспечениепринудительного исполнения законодательства на море, за исключением полномочий,которыми она наделена Законом о защите судоходных вод. Так, БОХР имеет право останавливатьи досматривать только те морские суда, которые подозреваются в загрязнении морскихпространств[46].
Вследствие нахождения БОХР Канады в составе Министерства по рыболовствуи делам океанов, ее компетенция в законодательстве четко не определена. Однако вразд.41 Закона об океанах[47] установлено, что Министр по рыболовству и делам океановотвечает за деятельность БОХР Канады, и что в этой сфере его компетенция распространяетсяна вопросы, связанные с:
1. обеспечением безопасности судоходства в канадских водах, атакже его экономичность и эффективность путем: а) навигационного обслуживания судов;б) управления движением судов и обеспечения морской связи; в) проведения ледокольныхопераций; г) поддержание судоходности водных каналов.
2. проведением поисково-спасательных работ на море;
3. обеспечением безопасности плавания прогулочных судов, включаярегулирование конструирования, инспектирования, оснащения и эксплуатации прогулочныхкораблей;
4. предупреждением загрязнения морской среды;
5. оказанием содействия другим федеральным органам исполнительнойвласти путем предоставления имеющихся морских кораблей, воздушных судов и оказаниядругой помощи на море.
Фактически только три из вышеперечисленных задач Министерствапо рыболовству и делам океанов решаются непосредственно БОХР Канады:
защита морской среды и пресноводных водоемов;
обеспечение безопасности судоходства;
содействие торговому мореплаванию (например, ледовая проводкаторговых судов, содержание маяков, установка буев).
Согласно Закону о рыболовстве[48] и Закону об охранеприбрежных рыбных запасов[49] БОХР обеспечивает присутствие Канады в морских пространствахдля обеспечения исполнения канадского рыбоохранного законодательства путем морскогопатрулирования с рыбоохранными инспекторами на борту.
Закон о судоходстве определяет основные полномочия БОХР в сферепоисково-спасательной деятельности; содержания радиомаяков, маяков, буев, обеспеченияморского судоходства, проведения мероприятий по предупреждению загрязнения морскойсреды и ликвидации его последствий, а также спасения имущества судов, потерпевшихкрушение[50].
Члены Комитета Сената по рыболовству и делам океанов пришли кобщему мнению о том, что необходимо сделать БОХР Канады автономным агентством, котороене входит в структуру Министерства по рыболовству и делам океанов и имеет собственныйбюджет. Задачи БОХР и Министерства слишком различны и не совместимы, объединениеэтих ведомств привело к серьезному умалению роли БОХР в стенах Министерства[51].Руководители Министерства, специализирующегося на промышленном рыболовстве, рассматриваютБОХР как излишний придаток, а выполняемые им задачи — как второстепенные. В результатеэтого деятельность БОХР систематически недофинансируется. БОХР Канады, по мнениюсенаторов, должна преобразоваться в военную организацию, представляющую собой отдельныйвид Вооруженных Сил. В противном случае следует обеспечить БОХР необходимым вооружением,достаточным для пресечения правонарушений.
Важно отметить, что в 1962, 1970 и 1990 гг. различными правительственнымирабочими группами были проведены исследования на предмет повышения эффективностииспользования флота различных ведомств в морских пространствах. И все группы пришлик единому выводу об отсутствии целесообразности объединения флота по «крышей»одного ведомства. В качестве аргументов в пользу данной позиции приводились следующиедоводы:
узкоспециализированный характер деятельности БОХР Канады, Министерствапо рыболовству и делам океанов и Министерства национальной обороны;
отсутствие значительных финансовых выгод от вышеуказанного объединения;
смешение военного и гражданского флотов приведет к нарушениюдемократической традиции неприменения военной силы для обеспечения исполнения национальногозаконодательства[52].
Организация охраны морских пространств Канады значительно отличаетсяот тех, что созданы в США и других государствах. В частности принципиальное отличиебереговой охраны Канады от одноименной американской структуры состоит в том, чтопервое представляет собой гражданскую организацию и выполняет в морских пространствахсравнительно небольшой круг задач.
Система федеральных органов исполнительной власти, прямо иликосвенно обеспечивающих национальную безопасность на морских направлениях чрезвычайноразветвленная. Управление в сфере морской деятельности Канады осуществляет большоеколичество федеральных ведомств (в 1995 году их было 14). В целом их усилия носятразобщенный характер и никак не координируются. Данные ведомства осуществляют управлениеболее чем 80 программами в области морской деятельности. Однако в настоящее времятолько за двумя из них закреплен полноценный морской флот. Это Министерство национальнойобороны и Министерство по рыболовству и делам океанов в подчинении которого находитсяБОХР Канады.
Береговой охране Канады отведена роль органа, обеспечивающегоплатформу для перемещения сотрудников других ведомств в различные морские районыс целью решения задач, связанных с морской безопасностью.
На основе изучения опыта береговой охраны Норвегии и Великобританииканадские сенаторы сделали вывод о перспективности фрахтования на время определенногочисла морских судов для нужд БОХР страны у частных компаний.
Подводя итог важно отметить, что канадская БОХР — гражданскаяорганизация и ее сотрудники не наделены полицейскими функциями (они не отвечаютза обеспечение принудительного исполнения законодательства на море) и это вызываеткритику со стороны представителей сената, считающих, что этот орган вполне мог бывнести существенный вклад в обеспечение национальной безопасности на морских направлениях.Несмотря на споры по поводу реформирования БОХР, сделать данное ведомство целикомвоенным законодательная и исполнительная ветви власти не спешат.
Заключение
Исследовав опыт правового регулирования вопросов обеспечениянациональной безопасности в морских пространствах четырёх государств, имеющих наибольшуюплощадь морских пространств, необходимо отметить следующее.
Все государства находятся в постоянном поиске наиболее эффективныхмер для достижения поставленных целей.
Каждое государство учитывает мировой опыт. Именно учитывает,а не копирует его слепо. Учитывает исходя из сложившейся политической обстановкив отношениях с соседними государствами. Учитывает силу сопредельного государства,который может помочь противодействовать международному терроризму и пиратству. Действительно,борьба с пиратством объединила многие государства, посадила за стол переговорових руководителей.
Именно в это время наиболее эффективным является военное руководствоохраной морских пространств.
Сложная экономическая обстановка, мировой кризис заставили задуматьсягосударства о рациональном расходовании имеющихся сил и средств, а именно активнеезаинтересованные ведомства стали. Стало применяться фрахтование морских судов длянужд береговой охраны у частных компаний.
Нам представляется, что рассмотренный опыт мог быть весьма полезендля пограничных органов федеральной службы безопасности в части, касающейся обеспеченияподразделений береговой охраны материальными ресурсами на основе заключения с заинтересованнымиведомствами меморандумов о взамопонимании и договоров бербоут-чартера с частнымсектором. Кроме того, логично было бы воспринять рассмотренный зарубежный опыт вцелях совершенствования взаимодействия пограничных органов и иных органов, обеспечивающихбезопасность в морских пространствах: создать территориальные комиссии по вопросамморской безопасности или иные межведомственные коллегиальные органы. В целях совершенстоваваниясистемы безопасности морских портов, целесообразно разработать для каждого портаплан обеспечения безопасности порта.
Список используемой литературы и источников
Иностранные нормативные правовые акты:
1. American Fisheries Act (46 United States Code § 12102(c) and 46 United States Code § 31322 (a); Public Law 105-277).
2. Australia's Strategic Policy(ASP). Department of Defence (1997). — [Электронный ресурс]. — режим доступа: www.minister. defence.gov.au/sr97/SR97. pdf.
3. Beazley's national security plan. — [Электронныйресурс]. — режим доступа: www.ag.gov. au/agd/WWW/attorneygeneralHome. nsf/Page/Media_Releases_2001_October_Beazley's_National_Security_Plan.
4. Border Protection (Validation and Enforcement Powers)Act of 2001 (No.126, 2001)) // Commonwealth of Australia Gazette. — 2001. — September,27.
5. Canada Border Services Agency Act.
6. Canada Shipping Act
7. Coastal Fisheries Protection Act (R. S., 1985, c.C-33).
8. Customs Act of 1901 (No.6, 1901).
9. Deepwater Port Act of 1974 (33 United States Code§§ 1501-1524).
10. Environment Protection (Sea Dumping) Act of 1981 (No.101, 1981).
11. Federal Water Pollution Control Act of 1972 (33 UnitedStates Code 1251).
12. Fish and Wildlife Act of 1956 (16 United States Code742a et seq.).
13. Fish and Wildlife Improvement Act of 1978 (16 UnitedStates Code §§ 460k-3, 666g, 668a, 668dd, 690e, 695i, 695j-1, 706, 712, 715d, 715i,715j, 718c, 718f, 742f, 742l, 753a).
14. Fish Resources ManagementAct of 1994 (No.53, 1994) // Commonwealth of Australia Gazette. — 1995. — September,29.
15. Fisheries Act.
16. Fisheries Management Act of 1991 (No.162, 1991)// Commonwealth of Australia Gazette. — 1992. — February, 14.
17. Fishery Conservation and Management Act of 1976(Public Law 94-265, 94 th Congress, H. R. 200, April 13).
18. Hazardous Waste (Regulation of Exports and Imports)Act of 1989 (No.6, 1990).
19. Homeland Security Act of 2002 (Public Law 107-296).
20. Implementation of National Maritime Security Initiatives(68 Federal Register 60,448 (October 22, 2003).
21. Labor's Framework for an Australian Coast Guard. — [Электронный ресурс]. — режим доступа: www.alp.org. au/policy/pdpcoastguard230100. ht.
22. Magnuson-Stevens Fishery Conservation and ManagementAct (16 United States Code§1801et sec.; Public Law 94-265).
23. Maritime Transport Security Act of 2003 (No.131,2003).
24. Maritime Transportation Security Act of 2002 (PublicLaw No.107-295, 116 Stat. 2064 (2002).
25. Migration Act of 1958 (No.62,1958) // Commonwealth of Australia Gazette. — 1958. — November, 10.
26. National Environmental Policy Act of 1969 (PublicLaw 91-190, 42 United States Code 4321-4347, January 1, 1970, as amended by PublicLaw 94-52, July 3, 1975, Public Law 94-83, August 9, 1975, and Public Law 97-258,§ 4 (b), Sept.13, 1982).
27. Ocean Dumping Act (33 United States Code §§ 1401et seq.).
28. Oceans Act of 1996.
29. Oil Pollution Act of 1990 (33 United States Code§§ 2701 et seq.).
30. Petroleum (Submerged Lands) Act of 1967 (No.118, 1967).
31. Ports and Waterways Safety Act of 1972 (Public Law92-340).
32. Quarantine Act of 1908 (No.3, 1908).
33. Strengthening Offshore Maritime Security’ Media Releaseof the Prime Minister of Australia, John Howard (14 Dec 2004). — [Электронныйресурс]. — режим доступа: www.pm.gov. au/news/media_releases/media_ Release1173.html.
34. The Homeland Security Act of 2002 (Public Law 107-296).
35. The Ports and Waterways Safety Act of 1972 (33 UnitedStates Code §§ 1221-1227).
36. The Security and Accountability For Every Port Actof 2006 (Public Law No.109-347, 120 Stat.1884 (2006).
37. United States Coast GuardRegulations. CG-300. — Washington: GPO, 1975.
38. Теоретические источники:
39. Canty Rachel. Limits of Coast Guard Authority toBoard Foreign Flag Vessels on the High Seas // Tulane Maritime Law Journal. — 1998.- Vol.23. — № 1. — PP.123-137.
40. U. S.government Accountability Office, Port Risk Management: Additional Federal Guidance Would Aid Ports inDisaster Planning and Recovery (GAO-07-412): Reportto Congressional Committees. — Washington, 2007.
41. U. S.government Accountability Office, Maritime Security: Information-Sharing Efforts Are Improving (GAO-06-933T): Testimony before the Subcommittee on Government Management, Finance,and Accountability, Committee on Government Reform, House of Representatives. — Washington, 2006.
42. O'Rourke R., Homeland Security: Coast Guard Operations- Background and Issues for Congress (RS21125): Congressional Research ServiceReport for Congress. — Washington, 2002.
43. U. S.government Accountability Office, Coast Guard: Challenges during the Transition to the Department of HomelandSecurity (GAO-03-594T): Testimony Before the Subcommitteeon Coast Guard and Maritime Transportation, Committee on Transportation and Infrastructure,House of Representatives. — Washington, 2003.
44. U. S. General Accounting Office, Maritime security:Progress Made in Implementing Maritime Transportation Security Act, but ConcernsRemain, GAO Doc. GAO-03-1155T. — [Электронный ресурс]. — URL: www.gao.gov.
45. U. S.government Accountability Office, Maritime Security: The SAFE Port Act and Efforts to Secure Our Nation'sSeaports (GAO-08-86T): Testimony before the Committeeon Commerce, Science, and Transportation U. S. Senate. — Washington, 2007.
46. U. S.government Accountability Office, Maritime Security: Information-Sharing Efforts Are Improving (GAO-06-933T): Testimony before the Subcommittee on Government Management,Finance, and Accountability, Committee on Government Reform, House of Representatives.- Washington, 2006. — P.10.
47. . Murray L. E. Maritime enforcement: The Canadianfederal government's marine fleets and the navy's mission // Marine Policy. — 1994. — Vol.18. — № 6.
48. Day D. Public Policy and Ocean Management in Canada // Marine Policy. — 1995. — Vol. 19.- № 4.
49. Report of the House of Commons Standing Committeeon National Defence and Veterans Affairs, Arnold Malone, Chairman, House of Commons.Maritime Sovereignty. Ottawa, November 1990.
50. Crickard F. Canada's oceanand maritime security: A strategic forecast // Marine Policy. — 1995. — Vol.19. — № 4. — P.336.
51. Canada, Securing An OpenSociety: Canada’s National Security Policy, April 2004. — [Электронныйресурс]. — URL: www.pco-bcp. gc. ca/docs/Publications/NatSecurnat/natsecurnat_e.pdf.
52. Canada’s Oceans MaximizingOpportunities for Canadians from a Sovereignty and Security Perspective. P.2.
53. Adams J. Maritime Security:A Canadian Coast Guard Perspective. In: The Future of Canada’s Maritime Capabilities:The Issues, Challenges and Solutions in a New Security Environment.
54. Standing Senate Committee on National Security andDefence. Canada’s Coastlines: The Longest Under-Defended Borders in theWorld. Vol.2. Ottawa, Oct. 2003.
55. Lostracco J. T. What forcefor Canada? A theoretical and practical study of the Canadian Navy in the 1990s:Submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of Masters ofArts. — Halifax: Dalhousie University, 1998.
56. Ian Atkins, Proceedings of the Standing SenateCommittee on National Security and Defence, Hearing Transcript, September 22,2003, Issue 22, 37th Parl., 2nd Sess. — [Электронный ресурс]. — URL: www.parl. gc. ca/37/2/parlbus/commbus/senate/Come/defee/22evbe.htm? Language=E&Parl=37&Ses=2&comm_id=76 (accessed May 8, 2004).
57. An Interim Report by the Senate Committee on NationalSecurity and Defence. Borderline Insecure. Ottawa, June 2005.
58. Standing Senate Committee on National Security andDefence. Canada’s Coastlines: The Longest Under-Defended Borders in theWorld. Vol.2. Ottawa, Oct. 2003.
59. Standing Senate Committee on National Security andDefence. Canadian Security Guide Book. An Update of Security Problems in Searchof Solutions. Coasts. Ottawa, March 2007.
60. Report of the Auditor General of Canada to the House of Commons. Chapter 31. Fisheries and Oceans — Fleet Management. Ottawa, 2000. P.13.
61. A Status Report of the Auditor General of Canada. Chapter 4. Managing the Coast Guard Fleet and Marine Navigational Services — Fisheriesand Oceans Canada. Ottawa, 2007.
62. Report of the Auditor General of Canada to the House of Commons. Chapter 2. Fisheries and Oceans Canada — Contributing to Safeand Efficient Marine Navigation. Ottawa, 2002.
63. Standing Committee on Fisheries and Oceans. Safe,Secure, Sovereign: Reinventing The Canadian Coast Guard. Ottawa, 2004.
64. Fisheries and Oceans Canada, Performance Reportfor the period ending March 31, 2003, Ottawa, November 2003.
65. Department of Finance Canada. Budget 2001 — EnhancingSecurity for Canadians. — [Электронный ресурс]. — URL:www.fin. gc. ca/budget01/booklets/bksece. htm. Accessed on 2 June 2003.
66. Report of the Auditor General of Canada to the House of Commons. Chapter 2. National Security in Canada — The 2001 Anti-TerrorismInitiative: Air Transportation Security, Marine Security, and Emergency Preparedness. Ottawa, 2005.
67. Transport Canada. Response to Committee Recommendations. Ottawa, July 7, 2006.
68. Hobson Sh. Canada cancels HFSWR radar in spendingcuts // Jane’s Defense Weekly. — 2006. — Oct., 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Малокаліберна гвинтівка 4
Реферат Краткий курс истории ВКП б
Реферат Звітність організацій і підприємств з питань охорони праці
Реферат Инфразвук и ульразвук Вибрация Лазерное излучение
Реферат Задачи по бжд 2
Реферат Зона небезпеки та їх захисні засоби 2
Реферат Землетрясения вулканы сели пожары наводнения
Реферат Инструктаж по охране труда Защита от опасных напряжений прикосновения
Реферат История становления и развития эргономики и ее роль в создании безоп
Реферат История исследования электромагнитных полей и их воздействие на чел
Реферат 2/нк о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях на территории Российской Федерации и выдаче соответствующих свидетельств
Реферат Как не погореть при проверке пожарной безопасности
Реферат Компоненты системы человек среда обитания . Характерные состояния системы человек среда об
Реферат Компьютер и безопасность
Реферат Кислотные дожди 2