Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус личности согласно Конституции РФ

Содержание
Введение
1. Понятие конституционных прав исвобод
2. Содержание прав и свобод человека
3. Классификация конституционных прави свобод
3.1. Личные (гражданские) права и свободы
3.2. Политические права и свободы
3.3. Экономические, социальные икультурные права и свободы
4. Основные обязанности человека игражданина
Заключение
Список литературы

Введение
Средивсех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых демократическихобществах, права и свободы человека остаются самыми важными. В основе этихвзглядов лежит либеральная демократическая традиция общественно-политическоймысли, развиваемая уже более трех столетий. Из словесной конструкции «правачеловека»- следует, что они могут принадлежать лишь человеку иликоллективу людей. Значит, необходимо найти некий объединяющий признак, которыйбы принадлежал всем людям без исключения и позволил бы ответить на вопрос оприроде принадлежащих им прав. Итак, права человека — это:
— неотъемлемыесвойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовыхнормах, нравственных и политических правилах, религиозных догматах;
— возможностииспользования человеком наиболее существенных благ, зашиты его жизненныхинтересов;
— пределы осуществления государственной власти, способ свободного развитияличностью ее способностей и талантов;
— способ защитычеловечества от глобальных угроз его существованию.
Правовой статус личностивключает совокупность прав и свобод, отраженных в нормах всех отраслейдействующего права. Наиболее важные и социально значимые для отдельногочеловека, общества и государства права и свободы закрепляет Конституция РФ.
СогласноКонституции РФ, государство должно исходить из приоритета прав человека.Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеютправовые нормы, посвященные человеку и гражданину, устанавливающие его правовоеположение.

1. Понятиеконституционных прав и свобод
Праваи обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение взакреплении положения человека в обществе имеет конституционное(государственное) право, прежде всего, конституция, устанавливающая основыправового статуса человека и гражданина.
К основамправового статуса личности относятся конституционно закрепленные права исвободы. Они включают: гражданство, конституционные принципы правовогоположения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские,политические, экономические, социальные и культурные), конституционныеобязанности. Основы правового статуса играют решающую роль в определенииположения человека в обществе, имеют жизненно важное значение; их содержаниесоставляют положения гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека игражданина», которая включает 48 статей, подавляющая часть которыхпосвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определеннуюсистему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав исвобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
Причины,по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие — в текущемзаконодательстве, непроизвольны. Можно выделить следующие причины, от которыхзависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав исвобод.
1. Значимостьданного права и данной свободы для человека и общества
ВКонституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и внаибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целомдля общества, для государства, т.е. основные права и свободы.
Длячеловека они являются условием достойного и свободного его существования,естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления темобществом, членом которого человек состоит; экономической и социальнойпредпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовныхпотребностей.
Длягосударства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и свободвыражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворениев жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.
Самосуществование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностьюлюдей во всех сферах их жизнедеятельности — политической, экономической,духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла быбыть создана соответствующая экономическая среда, без реализации избирательныхправ граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.
Поэтомуосновные права и свободы не только признаются государством именно вКонституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования.Вместе с тем, перечисление в Конституции Основных прав и свобод не должнотолковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свободчеловека и гражданина (ст. 55 Конституции).
2. Необходимостьзакрепления в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, вытекающих изобщепризнанных принципов и норм международного права и международных договоровРоссийской Федерации, которые в соответствии с Конституцией РФ являютсясоставной частью правовой системы России.
3. Изначальныйили производный характер принадлежности человеку данного права и даннойсвободы. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основные праваи свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именнотакого рода права и свободы закрепляются конституционно. Конституционным правами свободам присущи особые юридические свойства. Эти права и свободы:
а)составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав исвобод, закрепляемых иными нормативными актами.
Так,все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционныхположениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социальногообеспечения, — на соответствующем конституционно закрепленном основном праве;права граждан в области здравоохранения — на праве на охрану здоровья.
Всеправа и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прави свобод; поэтому основные права и свободы являются главными в характеристикеправового положения личности;
б)адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком игражданином либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права исвободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права,увязываются с обладанием лицом различными статусами — рабочих и служащих,собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов,ответчиков и т. д.;
в)характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения,соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая тоили иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми.Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере созданиясоответствующих социально-экономических предпосылок.
Основныеправа и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав исвобод основанием возникновения. Единственным таким основанием являетсяпринадлежность к гражданству Российской Федерации, Они не связаны с осуществлениемгражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину каксубъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободывыражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они неприобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силугражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены тольковместе с утратой гражданства.
г) отличаютсяособым механизмом реализации. Все другие права; и свободы могут статьдостоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособностичерез участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободывыступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере,постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;
д)имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируется в нормативномправовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции;
е) обеспечиваютсяповышенной правовой охраной:
— конституционныенормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующейКонституции, без принятия новой;
— гражданевправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционныхправ и свобод для проверки конституционности закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле; причем жалоба допустима, если законзатрагивает именно конституционные права и свободы граждан;
— вУголовном кодексе имеется специальная гл. 19 «Преступления противконституционных прав и свобод человека и гражданина».
Указанныевыше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека игражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом: конституционные(основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права исвободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу егогражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статусаличности.
Различиемежду понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно.И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид имеру своего поведения как человека, как гражданина государства. Вместе с темпонятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиямиличности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести,вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видовтворчества, преподавания). Понятие «право» в большей мерепредполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства илиправомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических,хозяйственных структур.
Характернойчертой конституционного регулирования является соответствие международным актамо правах человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права исвободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и всоответствии с Конституцией РФ. Общепризнанные принципы и нормы международногоправа и международные договоры РФ являются составной частью российской правовойсистемы. Действующая Конституция содержит важнейшие положения основополагающихмеждународных документов о правах человека, что выступает как средство,способствующее их реализации. В числе международных документов о правахчеловека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую 10 декабря1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.,Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Европейскую конвенцию о защитеправ человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

2. Содержание прав исвобод человека
Содержаниюправ человека присущиразличные аспекты вследствие того, что права человека являются комплекснымсоциальным явлением, в котором концентрируются разнообразные формы социальнойдействительности и общественного сознания.
Нравственныеаспекты содержания прав человека состоят в том, что они выражают идею социальной ценностиличности. Например, в праве на жизнь, закрепленном в статье 6 Международногопакта о гражданских и политических правах 1966 г., проявляется высокое уважениек человеческой жизни как бесценному, наивысшему благу.
Политическаясоставляющая содержания прав человека заключается в том, что они неотъемлемы от демократии и являютсянеобходимым условием, целью и смыслом всех демократических институтов власти.Формирование и развитие прав человека неразрывно связано с генезисомдемократии.
Социально-экономическийаспект содержания прав человека связан с тем, что они детерминируются социальными иэкономическими условиями существования общества. Они гарантируют свободу труда,развитие личности и достойный уровень жизни, выражают прогрессивные потребностиэкономического развития человечества и социальные интересы людей. И это один изсамых существенных аспектов содержания прав человека.
Духовныйвзгляд на содержание прав человека прослеживается в произведениях таких великих деятелей мировойкультуры, как Микеланджело, Байрон, Пушкин, Толстой, в которых отстаивалисьблагородные идеи совершенства человеческой личности, ее достоинства, свободы,непримиримости к угнетению и несправедливости.
Содержаниеправ человека с точки зрения религиозных аспектов имеет двойственную природу. Содной стороны, религия может санкционировать, одобрять и поддерживать концепциюправ человека. Так, заповеди Ветхого Завета: «не убий», «неукради», «не прелюбодействуй» — отражают нравственные правила,принятые в человеческом обществе. С другой — такой религиозный постулат, как «нетвласти не от Бога», показывает совсем другое отношение к правам человека.
С правовойточки зрения содержание прав человека является юридической категорией,зафиксированной как нормами международного, так и нормамивнутригосударственного права (конституционного административного, гражданского,уголовного, уголовно-процессуального и др.). Всякое право человека субъективно.Это означает, что выработанные в юридической науке признаки субъективных прав восновном относятся и к правам человека.
Субъективныеправа — этогарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого,разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционногостатуса.
Субъективнымиправа называются потому, что они принадлежат отдельным субъектам (отдельнымлицам, группам, общественным организациям и т.д.) и их использование зависит отволи этих субъектов. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоитеще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могутсуществовать вне правовых отношений. Обычно субъективные права возникают впроцессе реализации правовых |норм на основе возникновения юридических фактов.
Каждоесубъективное право, включая права человека, имеет сложную структуру, т.е.состоит из элементарных, дробных частей, именуемых правомочиями. Юридическоесодержание каждого права человека образует конкретные правомочия (юридическиевозможности). Их взаимосвязь образует определенную структуру. Надо заметить,что структура правомочий, составляющих содержание прав человека, совпадает соструктурой обычного субъективного права. Таким образом, структура субъективногоправа, включая права человека, состоит из четырех элементов:
— совершатьопределенные поступки (право-поведение);
— требовать от обязанного лица определенного поведения (право-требование). Каждыйобладатель прав человека вправе требовать от государства признания и выполнениямеждународных стандартов прав человека;
— вслучае необходимости обратиться в государственные органы для принудительногоосуществления своих требований (право-притязание). Человек вправе обратиться зазащитой своего права не только в государственные органы, но и в международныеорганизации,
— правоуправомоченного лица пользоваться социальным благом (право-пользование). Правачеловека направлены к обладанию наиболее ценными благами личности, без которыхона не может существовать (жизнь, достоинство, личная неприкосновенность,свободный труд и т.д.).

3.Классификация конституционных прав и свобод
Конституционныенормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод,возлагают на него обязанности. Основные права, свободы и обязанности охватываютвсе главные области жизни и деятельности человека, но, разумеется, неисчерпывают всей их совокупности (множество других прав и свобод, как ужеотмечалось, устанавливается всеми отраслями права, многими нормативнымиактами).
Основныеправа и свободы — закрепленные Конституцией РФ неотчуждаемые, наиболее важныеправа и свободы. Онипринадлежат каждому человеку или каждому гражданину. Эти права и свободыодинаковы и равны для всех.
Основныеправа и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: личные (гражданские)права и свободы; политические права и свободы; экономические, социальные икультурные права и свободы.
Классификацияосновных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ характеризуетсяне только их группировкой, но и тем порядком расположения, которыйустанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, аотражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживаетсягосударство, хотя жестких границ между этими правами нет.
Вдействующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, переченьправ и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные,затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именнотакова последовательность прав и свобод во Всеобщей декларации прав человека,принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
Вроссийском законодательстве такая последовательность впервые былавоспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22ноября 1991 г., и отражена в Конституции РФ 1993 года.
Вовсех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 г. в егопервоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод былаиной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические иличные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, прикоторой личные права отодвигались как второстепенные на последнее место.
3.1 Личные (гражданские) права и свободы
Личные(гражданские) права и свободы охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, выражаютгуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизничеловека, индивидуальную свободу от вмешательства извне.
Основноеназначение личных прав заключается в том, чтобы: гарантировать человеческуюжизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающегочеловеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать емуусловия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбораразличных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных ииных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Этагруппа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства,национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самимчеловеком.
Вдействующей Конституции личные (гражданские) права и свободы (ст. 20-29) нетолько открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но ипредставлены в значительно более широкой степени, чем это было впредшествующих, советских конституциях.
Специфическиеособенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1)эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е.каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, невытекают из него;
2) этиправа и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) этотакие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы,достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с егоиндивидуальной, частной жизнью.
Основнымличным правом человека является право на жизнь, закрепляющее в юридической форме эту высшую ценность.Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Никого нельзя произвольно лишитьжизни. Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятияДекларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права вКонституции не раскрывается. Это естественное право человека, защита которогоохватывает широкий комплекс активных действий всех государственных иобщественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержаниюбезопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого родафакторам относятся, прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ отвойны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов,целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранениеми распространением оружия, наркотиков и прочее.
Важноезначение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание,служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т. д. Обеспечение права на жизньнапрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитаниячеловека.
Характерно,что ст. 20 Конституции в ч. 1 закрепляет право на жизнь, а в ч. 2 содержитположения о смертной казни. Такая связка этих положений в одной статье логична,поскольку ч. 2 определяет те исключительные обстоятельства, когда государствосамо может отнять у человека жизнь по судебному приговору к смертной казни. Внастоящее время в России установлен мораторий на применение смертной казни. Оназаменена пожизненным заключением. Временный характер сохранения смертной казнизафиксирован и в самой Конституции. При этом оговаривается исключительный характерэтой меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни, припредоставлении обвиняемому возможности рассмотрения его дела судом с участием присяжныхзаседателей.
КонституцияРФ устанавливает право на государственную охрану достоинства личности иподчеркивает, что ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст.21).
Понятие «достоинстволичности» имеет специфическое по сравнению с другими личными правамисодержание. Впервые оно было применено во Всеобщей декларации прав человека,принятой
ГенеральнойАссамблеей ООН в 1948 году. В ней понятие «достоинство» выделяетсякак особая категория наряду с правами и трактуется как присущее всем членамчеловеческой семьи. «Все люди рождаются свободными и равными в своемдостоинстве и правах».
ВКонституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию,другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению илинаказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским,научным и иным опытам (ч. 2 ст. 21).
Понятие«достоинство личности» применимо ко всем людям. Достоинством обладаеткак человеческий зародыш, так и осужденный к пожизненному заключению.Содержание понятия «достоинство личности» в теории прав человека покане определено, но в практике защиты достоинства оно используется широко.
Значительноеместо в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенностьличности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).
Весьмаважное значение имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст.22), обеспечивающее государственную охрану и защиту от противоправныхпосягательств на жизнь, здоровье, личную свободу человека. Это право означаетсвободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагатьсобой, своим временем.
Неприкосновенностьличности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправенасильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своимидействиями, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мирчеловека.
Конституцияустанавливает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражейдопускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не можетбыть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22).Законодательство предусматривает ряд гарантий от незаконного ограничениясвободы. Гарантия этому — установление ответственности за привлечение заведомоневиновного к уголовной ответственности, вынесение заведомо неправосудногоприговора, за заведомо незаконный арест и задержание.
Важноезначение имеет конституционное закрепление права на тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого правадопускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23). Нормативныеакты гарантируют соблюдение тайны переписки, телефонных переговоров,телеграфных сообщений, устанавливают юридическую ответственность за нарушениетакой тайны. Расширяются объекты защиты путем включения различных формэлектронных носителей информации.
Предусмотреныразличные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизньграждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых,телеграфных и иных сообщений.
Тольков строго определенных законом случаях и при соблюдении определенного порядкагосударственные органы могут знакомиться с корреспонденцией граждан. Так, всвязи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения может бытьналожен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфныхучреждений. Эти конституционные нормы конкретизируются в федеральных законах «Опочтовой связи» от 17 июля 1999 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.), «Обоперативно-розыскной деятельности от 12 марта 1995 г. (в ред. от 22 августа2004 г.) и в других актах.
Конституцияфиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейнуютайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
Впервыев Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст.23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право навозмещение морального вреда.
Правона неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется взапрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространенияинформации о его частной жизни (ст. 24).
Конституцияустанавливает обязанность органов государственной власти и местногосамоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами иматериалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).
Существенныйэлемент свободы человека — неприкосновенность жилища. В ст. 25 Конституции РФустановлено: жилище неприкосновенно. Никто не имеет права без законногооснования проникать в него, а также оставаться в нем против воли проживающих внем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или наосновании судебного решения. В определенных, строго ограниченных случаях присоблюдении установленного законом порядка компетентные государственные органывправе проникнуть в жилище человека и против его воли, совершить там обыск. Законодательствочетко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на тоорганов. Этому посвящены специальные правовые нормы, в первую очередь — уголовно-процессуального права.
Каждомучеловеку предоставляется право определять и указывать свою национальнуюпринадлежность. Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицанияправового значения признака национальности для каждого конкретного человека,означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая сталадля него родной и близкой по языку и образу жизни.
Важнойдополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальностиявляется конституционная норма о том, что никто не может быть принужден копределению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). Вофициальных анкетах не допускается вопрос о национальности.
Всоответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. (в ред. от 23 января 2004г.), к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание нанациональность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения,не предусмотренные Положением.
Большоезначение имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языкаобщения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26).
ВКонституции РФ фиксируется и такая важная сторона свободы человека, как правокаждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободупередвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ (ч. 1 ст.27).
Наоснове конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. „О правеграждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства впределах Российской Федерации“ (в ред. от 2 ноября 2004 г.).
Законзакрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан РоссийскойФедерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрацияили отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условиемреализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.
Закон устанавливает иопределенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Оникасаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса,закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоныэкологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военноеположение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи синфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).
Конституцияпризнает право каждого, кто законно находится на территории России, свободновыезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственновозвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).
Федеральныйзакон от 15 августа 1996 г. „О порядке выезда из Российской Федерации ивъезда в Российскую Федерацию“ (в ред. от 29 июня 2004 г.) по содержаниюсоответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данномувопросу. Федеральный закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределыРоссии и возвращаться в свою страну. Выезд, естественно, связан с согласием тойстраны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная визапоследней.
Правогражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограниченотолько в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение можетбыть осуществлено, если гражданин:
1)имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям,отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт),предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срокограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица сназванными сведениями — до истечения срока ограничения, установленного трудовымдоговором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2)призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу — до окончания этих служб;
3)задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого всовершении преступления — до вынесения решения по делу или вступления взаконную силу приговора суда;
4)осужден за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения отнего;
5)уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — доисполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6)сообщил о себе заведомо ложные сведения — до решения вопроса в срок не болееодного месяца органом, оформляющим такие документы.
Основнымидокументами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт,дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.
Федеральныйзакон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц безгражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территориюРоссийской Федерации.
ВРоссийской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свободавероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно сдругими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь ираспространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними(ст. 28).
Основополагающейгарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемыйв качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14Конституции). В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной. Установлено, что религиозные объединенияотделены от государства и равны перед законом, государство не вмешивается вопределение гражданином своего отношения к религии и религиознойпринадлежности, в деятельность религиозных объединений, если она непротиворечит закону. Они не выполняют функции органов государственной власти иместного самоуправления, не участвуют в выборах в органы государственной властии местного самоуправления, в деятельности политических партий и политическихдвижений, не оказывают им материальную и иную помощь.
Государствоне вмешивается в воспитание детей родителями (или лицами, их заменяющими) всоответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совестии свободу вероисповедания, обеспечивает светский характер образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях. Каждый человекимеет право на получение религиозного образования по своему выборуиндивидуально или совместно с другими. Религиозные организации могут создаватьобразовательные учреждения. Вместе с тем и в государственных, и в муниципальныхобразовательных учреждениях их администрация предоставляет религиозныморганизациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательнойпрограммы по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию ссоответствующим органом местного самоуправления.
Положения Конституции РФконкретизируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (в ред. от 29 июня2004 г.) „О свободе совести и о религиозных объединениях“. В немпредусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободысовести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения,что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшегоиз состава религиозного объединения. Федеральный закон предусматривает правограждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, чтоих цели и действия не противоречат закону.
Правомна свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РоссийскойФедерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законнонаходящиеся на территории России.
Важнойсферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли ислова, право свободно искать, получать, передавать, производить ираспространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).
Закрепляяфундаментальную общечеловеческую ценность — свободу мысли и слова, КонституцияРФ вместе, с тем гарантирует, что никто не может быть принужден к выражениюсвоих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29). В то же время недопускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую,национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропагандасоциального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства(ч. 2 ст. 29).
Кназванному праву тесно примыкает право на информацию — право свободно искать,получать, передавать, производить и распространять информацию любым законнымспособом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяетсяфедеральным законом (ч. 4 ст. 29). Гарантируется свобода массовой информации,провозглашается запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).
ВЗаконе РФ от 6 октября 1992 г. „О государственной тайне“ (в ред. от21 июля 2003 г.) запрещается засекречивание сведений в области здравоохранения,демографии, сельского хозяйства, о привилегиях, о нарушениях прав, о состоянииздоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности органамигосударственной власти и их должностными лицами.
Мысли,убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которуюбез его согласия никто не может вторгаться. Человек не должен подвергатьсяникакому неправомерному воздействию на его мозг и сознание — медикаментами,техническими средствами, незаконными экспериментами.
ЗаконРФ от 27декабря 1995 г. „О средствах массовой информации“ (в ред. от21 июля 2005 г.) запрещает использование технических средств для воздействия намозг человека — электронно-лучевых и электромагнитных (25-й кадр и др.).
ЗаконРФ „О средствах массовой информации“ предусматривает, что учредителемсредств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободыпо приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными.Это право подлежит судебной защите.
В ст.29 (ч. 4 и 5) этого Закона установлено, что каждый имеет право свободно искать,получать, производить и распространять информацию любым законным образом.Гарантируется свобода массовой информации.
Однаконе допускается злоупотребление свободой массовой информации, использованиесредств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, дляразглашения сведений, составляющих государственную или иную специальноохраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменениюконституционного строя и целостности государства, разжигания национальной,классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропагандывойны.
Средствамассовой информации — сильное средство воздействия на политическое поведениелюдей, на их политическое сознание. Поэтому часто данные свободы и праваотносят к политическим, хотя их содержание выходит далеко за пределы политики.
3.2Политические права и свободы
Важноеместо в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина вРоссийской Федерации принадлежит политическим правам и свободам.
Особенностиданных прав:
— онитесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретнымсодержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивидана свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то жевремя сами политические права выступают гарантией и условием реализацииотдельных личных прав и свобод граждан);
— вотличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку какбиосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, какправило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могутбыть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
— самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлениемполитической власти в государстве, характеризуют положение личности вполитических отношениях и обладают политическим содержанием;
— являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию(на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местногосамоуправления).
Кполитическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:
1)право на объединение (ст. 30);
2)право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
3)право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);
4)право граждан РФ на обращения (ст. 33).
Естественныйхарактер прав и свобод гражданина обусловлен тем, носителем суверенитета иединственным источником власти в Российской Федерации является еемногонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя РоссийскойФедерации реально реализуется через политические права и свободы каждогогражданина.
Политическиеправа и свободы тесносвязаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политическойжизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства,позволяют оказывать влияние на властные структуры.
Всоответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельноосуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Этанорма касается и политических прав и свобод.
Центральноеместо в системе политических прав и свобод занимает право граждан РФучаствовать в управлении делами государства как непосредственно, так и черезсвоих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Указаны и главные формыосуществления этого права. Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресованокаждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированныхкак народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, являетсясубъектом этой власти (ст. 3 Конституции). Рассматриваемое право осуществляетсягражданами в различных формах как непосредственно, так и через представителей.
Участиев управлении делами общества и государства реализуется посредством выборов,референдумов, собраний, через местное самоуправление и т.п.
ВКонституции РФ закреплен ряд политических прав граждан РФ, путем реализациикоторых осуществляются разные формы участия в управлении делами государства.Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а такжереализация их права избирать и быть избранными в органы государственной властии органы местного самоуправления, права на равный доступ к государственнойслужбе, права участвовать в отправлении правосудия.
Референдум- форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросамгосударственного, регионального и местного значения и принятия по ним решенийпосредством голосования. Законодательство различает референдум РоссийскойФедерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальныхобразованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдумаРоссийской Федерации принадлежит гражданам.
При проведениивыборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности дляактивного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведенияпредвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании,право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах.
КонституцияРФ фиксирует активное и пассивное избирательное право граждан — право избиратьи право быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления. Однако некоторые категории граждан не имеют права избираться ибыть избранными: граждане, признанные судом недееспособными, а такжесодержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Референдуми выборы имеют общие черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа;основываются на всеобщем равном прямом и тайном голосовании граждан; ихрезультаты, решения обладают юридической силой. Отличия между выборами иреферендумом заключаются в характере решаемого вопроса. При выборах избираютсядепутаты всех уровней представительных органов и Президент; при референдумерешается конкретный вопрос (вопросы) государственного или местного значения.
Участиеграждан в управлении делами государства осуществляется также путем ихвоздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своихдепутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководствегосударственными делами, о направлениях политики государства, о егодеятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.
ГражданеРоссийской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч.4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
Федеральныйзакон от 27 июля 2004 г. „О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации“ закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступграждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданскойслужбе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы,национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными, иделовыми качествами гражданского служащего.
Формойпривлечения граждан к решению государственных дел является их участие вотправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами,привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.
Федеральныйзакон от 20 августа 2004 г. „О присяжных заседателях федеральных судовобщей юрисдикции“ определяет условия и основания привлечения граждан кучастию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей;требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего изапасного списка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечениеприсяжных заседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности.Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится вВерховном Суде РФ, в федеральных судах всех субъектов федерации, в окружных(флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в качестве первойинстанции подсудных им уголовных дел.
Конституционнозакреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления (ст. 33). Это право — важное средство проявленияобщественно-политической активности граждан, заинтересованности их вобщественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеютзначение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением,как источник информации, необходимой для решения текущих социальных иобщественно-политических проблем1.
Проявлениемполитического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждогона объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30 конституции). Свобода деятельности общественных объединений гарантируется(ч. 1 ст. 30 Конституции РФ). Однако нельзя принуждать к вступлению вкакое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).
ГражданеРФ активно пользуются правом на объединение, которое включает право создаватьна добровольной основе общественные объединения, право вступать в существующиеобщественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, правобеспрепятственно выходить из общественных объединений.
Учитываяразнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаватьсяобщественные объединения, Федеральный закон „Об общественных объединениях“,принятый 19 мая 1995г (действует в редакции от 2 ноября 2004г) предусматриваетразличные организационно-правовые формы их функционирования. К ним относятся: общественнаяорганизация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение;орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Особоеместо в системе общественных объединений, как и вообще в политической системелюбого демократического государства, занимают политические партии. Онисоздаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательныхкомпаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем.
Однойиз массовых общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядоких создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственностьпрофсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996г. „Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“ (в ред. от 9мая 2005г.).
Выражениемсоциальной и политической активности граждан, их воздействия на процессыуправления государством является право (свобода) — собираться мирно и безоружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование(ст.31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданамиРоссийской Федерации.
Дляреализации этого права принят Указ Президента РФ от 25 мая 1992г. „Опорядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций ипикетирования“. В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФпорядка организации проведения этих мероприятий следует исходить из положенийДекларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ22 ноября 1991г. о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводитьмитинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомлениявластей. Таким образом, вместо разрешительного порядка был установленуведомительный. Федеральный закон от 19 июня 2004г. „О собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“ названные акцииобобщил единым понятием „публичное мероприятие“. Закон устанавливаетдефиницию каждой конкретной формы публичного мероприятия, различия между ними.
3.3Экономические, социальные и культурные права и свободы
Особую группу основныхправ и свобод человека и гражданина составляют экономические, социальные икультурные права и свободы.
КонституцияРФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражаяпроводимые в стране реформы, прежде всего экономические.
Ихперечень начинается со свободы экономической деятельности: каждый имеет правона свободное использование своих способностей и имущества дляпредпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Однаконе допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию инедобросовестную конкуренцию и вообще запрещенная законом (ст. 34).
Признаетсяи охраняется законом право частной собственности (ч. 1 ст. 35). Это означает,что каждый человек вправе иметь имущество в собственности, владеть,пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другимилицами. Лишить имущества можно только по решению суда. Принудительноеотчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только приусловии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется правонаследования (ч. 4 ст. 35).
В ст.36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в частнойсобственности землю. Подчеркивается, что владение, пользование и распоряжениеземлей и другими природными ресурсами осуществляется их собственникамисвободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав изаконных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяютсяна основе федерального закона.
КонституцияРФ провозглашает свободу труда, подкрепляя это запретом на принудительный труд(ст. 37). Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).
Закрепляетсяправо на труд в условиях, отвечающих требованиям опасности и гигиены; право навознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимальногоразмера оплаты труда и без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37); правона защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Это отвечает реалиям формирующихсярыночных отношений.
Им жесоответствует и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры сиспользованием законных способов их разрешения, включая право на забастовку (ч.3 ст. 37).
Фиксируетсяи право каждого на отдых (ч. 3 ст. 37). Закреплены конституционные гарантииэтого права для работающих по трудовому договору: установленная закономпродолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемыйежегодный отпуск.
КонституцияРФ устанавливает государственную защиту материнства, детства, семьи (ст. 38). Заботао детях, их воспитание рассматриваются как равное право и обязанностьродителей; закрепляется также долг трудоспособных детей, достигших 18 лет,заботиться о нетрудоспособных родителях.
Средисоциальных прав важное место занимает гарантированное право на социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, длявоспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственныепенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В то же время поощряютсядобровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социальногообеспечения и благотворительность (ст. 39).
Закрепляетсяправо на жилище — одно из самых необходимых жизненных благ. Оно имеет рядконституционных гарантий. Во-первых, оно подкреплено положением о том, чтоникто не может быть произвольно лишен жилища. Во-вторых, органы государственнойвласти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создаютусловия для осуществления права на жилище. В-третьих, малоимущим, а также инымназванным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляетсябесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и другихжилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Вчисле важнейших социальных прав — право на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст. 41). Действенная конституционная гарантия этого состоит в том, что медицинскаяпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохраненияоказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета,страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации такжефинансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системздравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровьячеловека, развитию физической культуры и спорта, экологическому исанитарно-эпидемиологическому благополучию. Гарантия рассматриваемого правазаключается и в предусмотренной Конституцией РФ ответственности должностных лицза сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровьялюдей.
Следующиеконституционные права как бы примыкают к предыдущему и способствуют охранездоровья населения. Это право на благоприятную окружающую среду, право надостоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба,причиненного здоровью людей или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).
Большоезначение имеет закрепленное в Конституции РФ право каждого на образование (ст.43): она гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основногообщего и среднего профессионального образования в государственных илимуниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Конституция РФсодержит положения о высшем образовании: каждый вправе на конкурсной основебесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальномобразовательном учреждении или на предприятиях. Установлена обязательностьосновного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, должныобеспечивать получение детьми основного общего образования. Конституционныенормы конкретизируются и развиваются в Законе РФ „Об образовании“ (вредакции от 13 января 1996 г. с последующими изменениями).
ВРоссийской Федерации гарантируется свобода литературного, художественного,научного, технического и других видов творчества, преподавания; закон охраняетинтеллектуальную собственность (ч. 1 ст. 44).
Предусматриваетсяправо на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, надоступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44), а также обязанность заботиться осохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории икультуры (ч. 3 ст. 44).

4.Основные обязанности человека и гражданина
Правовойстатус личности характеризуется не только правами и свободами, но иобязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, вкоторых субъектом выступает человек.
Правачеловека и гражданина становятся реальностью лишь при тех обстоятельствах,когда они неразрывно связаны с обязанностями.
Целесообразноразличать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человекасвязаны с самим фактом общественного бытия. Будучи официально признанными вгосударстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина.
Основныеобязанности закреплены Конституцией Российской Федерации.
Признакиконституционных обязанностей:
1)они служат охране, защите и развитию важнейших социальных ценностей;
2)способствуют реализации как личных, так и общественных интересов;
3)имеют высшую юридическую силу.
Конституционныеобязанности можно подразделить на общие и конкретные.
Кпервой группе относятся следующие обязанности российских граждан:
— соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права исвободы других, нести иные установленные законом обязанности;
— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам(ст. 58);
— заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятникиистории, культуры, природы (ст. 44).
Этиобязанности распространяются на все без исключения категории населения страны.Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае ихнедостаточности — средствами административного и уголовного права.
Втораягруппа обязанностей, предусмотренная Конституцией РФ, включает в себя:
— родительские обязанности (в частности, родители обязаны заботиться о детях, ихвоспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться онетрудоспособных родителях) (ст. 38);
— обязанностьплатить законно установленные налоги и сборы (причем законы, устанавливающиеновые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы неимеют) (ст. 57);
— воинскую обязанность и долг (защита Отечества, воинская или альтернативнаяслужба) (ст. 59).
ГражданинРФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Если же егоубеждениям, а также вероисповеданию несение военной службы противоречит илиимеются иные установленные федеральным законом обстоятельства, он обладаетправом на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59). В настоящеевремя решается вопрос о возможном переводе армии на профессиональную,контрактную основу формирования.
Данныйкруг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям,налогоплательщикам, военнообязанным.
Внормах Конституции РФ, закрепляющих обязанности, обобщены те наиболее важныетребования, в исполнении которых проявляется ответственность личности передгосударством, обществом, надлежащее его отношение к государственным иобщественным интересам.

Заключение
Конституционные права и свободы являются главнымэлементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство игражданин. Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права исвободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношенийгосударства и личности, выдвигая на передний план именно личность.
Для гражданина смысл такого правоотношения состоит вполучении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить этузащиту. Основные права и свободы не только признаются государством, но изащищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается втом, что именно их реализация обеспечивает объявление государства какдемократического и правового.
Таким образом, принцип признания человека, его прав исвобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строяРоссийской Федерации, образующей основу не только конституционноорганизованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрожденияпопыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальныхинтересов и потребностей людей. Он должен оказывать определяющее влияние нетолько на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всюдеятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальныевозможности.
Государство в условиях действия этого принципа невправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границывзаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересахчеловека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его какконституционное.

Список литературы
1. Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации: учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- М.: Норма,2005.- 784с.
2, Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г.Конституционное право России: учебник для вузов.- М.: Издательско-торговаякорпорация „Дашков и К°, 2005.- 1124с.
3. Головистикова А.Н. Конституционноеправо России: учебник / А.Н. головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А.Михалевой.- М.: Эксмо, 2006.- 864с.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: учебник 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2007.- 608с.
5. Колюшин Е.И. Конституционное правоРоссии: курс лекций.- М.: ОАО “Издательский дом „Городец“»,2006.- 416с.
6. Конституционное право России:учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина и др.; под ред. А.Е.Плотникова.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.- 504с.
7. Мазаев В.Д. Конституционное правоРоссийской Федерации: практикум / В.Д. Мазаев, С.В. Васильева, В.А.Виноградов.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 114с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.