Реферат по предмету "Государство и право"


Проблемы развития системы оказания юридической помощи в Российской Федерации

Содержание
Введение
Глава 1. Юридическаяпомощь и её организация
Глава 2. Проблемы развитиясистемы оказания юридической помощи населению в РФ
Заключение
Список литературы

Введение
Право на юридическую помощь — это важный конституционный принцип,закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждомугарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; вслучаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказываетсябесплатно» (ст. 48, п.1). 1
На данный момент, юридическая помощь — это перспективное,быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности.
Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направлениенедостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времениосновными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат иправовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, ворганизациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этимпредприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новыхформ юридической деятельности, так называемые «иные формы оказанияюридической помощи», то есть все остальные формы оказания юридическихуслуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, болееточного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великоемножество различных форм оказания юридических услуг, причем их переченьявляется открытым.
Несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, системаоказания юридической помощи населению в нашей стране активно развивается, исегодня почти в любом городе можно встретить нотариальную контору, адвокатуру,частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентстваи детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.
Проблема развития системы оказания юридической помощи в настоящеевремя, однако, не перестаёт оставаться актуальной в силу несовершенстванекоторых сторон её деятельности, вызванных разнообразием форм данной помощи идерегулированием в сфере юридических услуг.
Цельюработы является: обосновать актуальность развития системы оказания юридическойпомощи.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) дать определение юридической помощи и выявить основныеэлементы системы оказания юридической помощи населению в РФ;
2) выявить основные проблемы развития системы оказанияюридической помощи населению в РФ.

Глава 1. Юридическаяпомощь и её организация
Юридическая помощь это: «государственная, негосударственная или частная(коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказаниюквалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильномиспользовании и соблюдении законодательства, которая направлена на защиту испособствует осуществлению прав и законных интересов граждан».1
Действительно, юридическая помощь бывает государственной(государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной(юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящиев коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).
Профессиональность юристов и квалифицированность помощи являетсяконституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи.
Что касается лиц, которым оказывается помощь, то это могут быть какфизические лица всех статусов — граждане страны, иностранные граждане, а такжелица без гражданства, так и юридические лица.
Юридические услуги обычно платные, плата за юридические услугиопределяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей этиюридические услуги.
В некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно.Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных законом случаяхпредоставление бесплатной юридической помощи. Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст.26) предусматривает:
Юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых нижевеличины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии сфедеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходыкоторых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:
1) истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам овзыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьемили иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
2) ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным спредпринимательской деятельностью;
3) гражданам РФ – при составлении заявлений о назначении пенсий ипособий;
4) гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам,связанным с реабилитацией.
Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатнонесовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.1
Бесплатно юридическая помощь оказывается военнослужащим, проходящимвоенную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военнойслужбы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, наосновании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»2.
Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях,предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. Вуголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК обобязательном участии адвоката при производстве дознания, предварительногоследствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих,слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков немогут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершениипреступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначенасмертная казнь, и некоторым другим делам.1
При рассмотрении проблемы развития системы юридической помощи следуетиметь в виду, что положения ст.48 Конституции необходимо увязывать спредписаниями, содержащимися в ст. ст.45, 46 Конституции, согласно которымкаждому: а) гарантируется судебная защита прав и свобод; б) обеспечиваетсявозможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещеннымизаконом.
Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различныхорганизаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ:
- адвокатуры (в том числе, иностранных государств).
- суда;
— прокуратуры;
— нотариата;
— специализированных общественных и государственных организаций(общественных объединений потребителей; федеральных и территориальныхантимонопольных органов и др.);
— юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях;
— частных детективных служб;
— частных организаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальныхпредпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися наоказании юридических услуг;
— общественных приемных органов власти, местного самоуправления;
— патентных поверенных;
Оказание юридической помощи гражданам и организациям является основнойзадачей адвокатуры. Она отделена от государства, работа адвокатов им неоплачивается. Адвокатская деятельность — это «квалифицированная юридическаяпомощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статусадвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод иинтересов, а также обеспечения доступа к правосудию».1 В то жевремя адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и можетпротивостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органовлибо должностных лиц влиять на нее.
Суды в силу своего статуса, разъясняют гражданам и представителямюридических лиц и организаций порядок обращения в судебный орган, порядоксоставления иска или заявления об обжаловании действий должностных лиц, вслучае выявления ошибок при подаче документов, — в своих определениях указываютна порядок внесений исправлений и устранения недостатков.
То же разъясняют и работники прокуратуры и приемные органов власти приприеме заявлений и обращений граждан.
Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органахгосударственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, вучреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы,знающие специфику соответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Ониоказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.
Так, например, в соответствии со ст.22 ФЗ «О статусе военнослужащих»,юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом ПравительствомРоссийской Федерации:
— органами военного управления и органами военной юстиции в пределахсвоих функциональных (должностных) обязанностей — всем военнослужащим,гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связаннымс прохождением военной службы;
— органами предварительного следствия, прокурором и судом, впроизводстве которых находится уголовное дело.1
Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетворяет нотариат.Основы законодательства России о нотариате возлагают на нотариат защиту прав изаконных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусамипредусмотренных законодательством нотариальных действий от имени РоссийскойФедерации.2
При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действиясовершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные насовершение этих действий.
Ряд норм об оказании юридической помощи населению по государственной иобщественной защите прав потребителей содержится в Законе РФ «О защитеправ потребителей».3 В нем, например, предусмотрено, чтофедеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправеобращаться в суд для защиты прав потребителей в случае обнаружения ихнарушения. Широкие возможности по оказанию юридической помощи потребителямпредоставляются общественным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзам.Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение прав потребителей и правилторгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать в проведенииэкспертиз по фактам нарушений прав потребителей.
Работа по оказанию юридической помощи населению и юридическим лицам коммерческимиорганизациями и ПБОЮЛ юридического профиля сходна с адвокатской деятельностью,однако, целью такой работы как раз является извлечение прибыли. Но, в связи свостребованностью и такого вида юридической помощи, т.е., преследующейкоммерческие цели, следует сделать вывод о ее необходимости и дальнейшем развитии.
Таким образом,юридическая помощь бывает государственной, негосударственной и частной.
Профессиональность юристов и квалифицированность помощи являетсяконституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи.
Конституция Российской Федерации гарантирует в определенных закономслучаях предоставление бесплатной юридической помощи. Квалифицированнуююридическую помощь каждый может получить от различных организаций, образующихсистему оказания юридической помощи населению в РФ, а именно: суда;прокуратуры; нотариата; специализированных общественных и государственныхорганизаций (общественных объединений потребителей; федеральных итерриториальных антимонопольных органов и др.); юридических служб вучреждениях, предприятиях, организациях; частных детективных служб; частныхорганизаций (ООО, АО и т.д.), а также, индивидуальных предпринимателей безобразования юридического лица, специализирующимися на оказании юридическихуслуг; общественных приемных органов власти, местного самоуправления; патентныхповеренных; адвокатуры (в том числе, иностранных государств).
Глава 2. Проблемыразвития системы оказания юридической помощи населению в РФ
На современном этапе развития России решение провозглашеннойПрезидентом Российской Федерации задачи борьбы с правовым нигилизмом икоррупцией не может быть осуществлено без обеспечения гарантированного ст. 48Конституции России права на получение квалифицированной юридической помощи. Всвою очередь, это требует исправления неудовлетворительной ситуации, сложившейсяв России в сфере оказания юридической помощи (услуг).1
В настоящее время такая помощь гражданам и организациям оказываетсядвумя группами: с одной стороны — членами квалифицированных профессиональныхсообществ (адвокатами, нотариусами, патентными поверенными), а с другой стороны— всеми иными желающими юридическими и физическими лицами (в рамках как коммерческой,так и непредпринимательской деятельности). При этом в отношении этих двух группгосударственное регулирование содержит совершенно неоправданные различия вподходе.
Так, чтобы стать адвокатом или нотариусом, юрист должен соответствоватьвысоким профессиональным и нравственным требованиям: иметь высшее юридическоеобразование, опыт работы по специальности; глубоко знать законы; не иметьзапятнанной судимостью репутации; выдержать сложный квалификационный экзамен.
При осуществлении своей профессиональной деятельности он обязан подконтролем соответствующих палат постоянно повышать квалификацию; соблюдатьэтические правила, за нарушение которых привлекается к дисциплинарнойответственности вплоть до прекращения статуса; соблюдать
профессиональную тайну; не допускать конфликта интересов; отказыватьсяследовать незаконным просьбам обратившихся к нему лиц; оказывать юридическуюпомощь гражданам Российской Федерации бесплатно; страховать своюпрофессиональную деятельность от возможных ошибок и т.д.
Оказание же юридической помощи иными лицами (это организации играждане) вообще не регулируется, никаких условий для их участия в оказаниитакой юридической помощи (услуг) в российском законодательстве несформулировано.
Центральной проблемой является то, что эти лица могут:
а) вообще не быть юристами; б) не иметь образования (не только высшего,не только юридического, но и вообще никакого); в) не иметь никакого опыта(навыков применения на практике даже и имеющихся знаний); г) быть ущербными сморальной точки зрения (например, иметь судимость).
Тем не менее, они все равно сейчас вправе оказывать юридические услугиза плату: давать любые советы (консультировать); составлять любые документы;представлять и защищать интересы лиц в любых органах (в т.ч. налоговых, контрольно-надзорныхи т. д.), а также в любых судебных делах, включая даже некоторые уголовные дела(кроме дел в Конституционном Суде России и уголовных дел, производство которыхосуществляется не у мировых судей).
Подобная ситуация потребностям в построении правового государства иборьбы с правовым нигилизмом не отвечает.
Судебные органы уже неоднократно выражали озабоченность тем, что судьямприходится иметь дело с неквалифицированным представительством при рассмотренииими дел.
Эта ситуация также способствует разрастанию коррупционной среды (таккак, не имея должных знаний, опыта и не неся обязанности соблюдать требованиязакона и профессиональной этики, такие лица могут быть склонны к использованиюнеправовых средств, не рискуя понести при этом профессиональнуюответственность).
Лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, вчем-то граничащие с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей,тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса илипатентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги, никакихтребований и условий осуществления такой деятельности, законодательство неустанавливает. При существующем правовом регулировании оказывается доходнеезаниматься юридическими услугами, не обременяя себя обязательствами исоблюдением квалификационных требований. Кроме того, это выгоднее коммерчески,если даже судить просто по налогообложению. Так, если предприниматель икоммерческие организации вправе воспользоваться упрощенной системойналогообложения и платить максимум 6 % с получаемых доходов, то адвокаты невправе использовать такую систему налогообложения и уровень их налогообложениясоставляет не менее 15 % от их дохода.
Более того, действующее законодательство не содержит никакихквалификационных требований к иностранным юристам, действующим в России иоказывающим услуги по российскому праву (в том числе в отношении знаниярусского языка и российского права). Это не только не соответствует интересамобщества и государства, но и ставит в невыгодное положение российских юристов,к которым в иностранных государствах всегда предъявляются жесткие требования.
«Парадоксально, но правовые гарантии получения квалифицированноймедицинской помощи давно существуют и действуют, хотя в Конституции Россиисоответствующего положения нет (в ее статье 41 говорится просто о медицинскойпомощи). С юридической помощью (юридическими услугами) ситуация обстоит сточностью до наоборот, как будто имеет место недооценка важности юридическихуслуг и права как такового».1
Такую ситуацию желательно и нужно как можно быстрее исправить, чтобы неимело места игнорирования требования статьи 48 Конституции России.
Преодоление такой неудовлетворительной ситуации возможно путемприведения законодательного регулирования в соответствие с Конституцией Россиии международными стандартами.
Проблема создания сбалансированного регулирования оказания юридическихуслуг в России не может быть разрешена путем введения лицензированиядеятельности по оказанию юридических услуг. Как известно, эксперимент свведением их лицензирования в 90-х гг. XX в. не удался.
В связи с этим в 2008 году был разработан проект Федерального закона «Обоказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», авторомкоторого является Президент Адвокатской палаты г. Москвы Генри Резник.
«Предлагаемый закон полностью решает описанную проблему несоответствияположения дел в сфере оказания юридической помощи Конституции России имеждународным стандартам. Необходимо, чтобы любую юридическую помощь как видуслуг могли оказывать только лица, отвечающие установленным закономквалификационным признакам и прочим требованиям профессионального сообщества игосударства. Как показывает и отечественный, и мировой опыт, эти цели достижимыпри нормативном обязании таких лиц иметь надлежащее образование и сдаватьсоответствующие экзамены, объединяться в профессиональные сообщества, которые ибудут заниматься как системой организованного повышения квалификации, так иконтролировать их деятельность, при необходимости налагая санкции».1
Нельзя не учитывать ту важность, которое качественное оказаниеюридических услуг и уважение к юридической профессии имеют для граждан,субъектов делового оборота, общества и государства. Соответственно предлагаемыйзакон нацелен в том числе на повышение качества юридических
услуг. Это соответствует интересам получателей таких услуг, равно как обществаи государства.
Сохранение существующего положения хаоса и дерегулирования в сфереюридических услуг выгодно, прежде всего, тем, кто не заинтересован в развитииРоссии. Без установления стандартов качества юридических услуг и устранениядискриминации в этой сфере российские юристы будут проигрывать в конкуренциииностранным. Более того, развитие правовой системы России также в немалойстепени зависит от того, будет ли надлежащим образом урегулирована сфераюридических услуг.
Предметом особой заботы должно стать совершенствование оказанияквалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, включая оказаниебесплатной юридической помощи. Известно, что с 1 января 2006 года Министерствомюстиции РФ во исполнение постановления Правительства РФ проводится экспериментпо оказанию малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи по гражданскимделам (в Карелии, Чечне, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской,Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях).1 Цельэксперимента — оптимизировать механизм по реализации государственной политики вобласти оказания бесплатной юридической помощи малоимущим по гражданским делам.Для оказания юридической помощи малоимущим гражданам в этих регионах в рамкахэксперимента создаётся система государственных юридических бюро.
Деятельность лиц, оказывающих юридические услуги, очень значима с точкизрения перспектив создания в России правового государства. Такую деятельностьследует без преувеличений квалифицировать как один из элементов национальнойбезопасности России, на защиту которой и направлен законопроект. «Если Россияне намерена оказаться в арьергарде процесса развития цивилизации и проиграть вгеополитической конкуренции, ей нужно озаботиться самым серьезным развитием юридическихправил, как внутри себя, так и вовне. Иными словами, дальнейшее серьезноеразвитие России без эффективной системы права невозможно. Однако исуществование такой эффективной системы права невозможно без наличия в Россииразвитой сферы оказания юридических услуг».1
Такимобразом, в России в сфере оказания юридической помощи сложиласьнеудовлетворительная ситуация. Лица, оказывающие юридические услуги, поставленыв неравные условия, в чем-то граничащие с дискриминацией: адвокаты несутмножество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката,нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги,никаких требований и условий осуществления такой деятельности, законодательствоне устанавливает. Необходимо, чтобы любую юридическую помощь как вид услугмогли оказывать только лица, отвечающие установленным законом квалификационнымпризнакам и прочим требованиям профессионального сообщества и государства.
Предметом особой заботы должно стать совершенствование оказанияквалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, включая оказаниебесплатной юридической помощи.

Заключение
В последние годы в стране заметно возрос спрос на юридические услуги. Появилосьогромное количество новых форм организации юридической помощи.
Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно иповсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, вкоторой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применятьте или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении илипродаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные илииные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах впарламент и так далее — везде может потребоваться квалифицированная помощьюриста. Для этого и существует система оказания юридической помощи населению.
Однако в этой системе на сегодняшний день сложиласьнеудовлетворительная ситуация. Существует проблема несоответствия положения делв сфере оказания юридической помощи Конституции России и международнымстандартам, проблема создания сбалансированного регулирования оказанияюридических услуг.
Среди первоочередных задач развития системы оказания юридической помощинаселению:
- обеспечение оптимального сочетания негосударственных игосударственных институтов юридической помощи, в том числе с учетомэксперимента по созданию системы государственных юридических бюро для оказанияюридической помощи малоимущим гражданам;
- существенное повышение качества профессиональной подготовкиюридических кадров, совершенствование квалификационной аттестации и расширениеконкурсных начал отбора субъектов оказания юридической помощи;
- усиление ответственности лиц, оказывающих юридическуюпомощь и т. д.
Нуждается в совершенствовании правовое регулирование оказанияквалифицированной юридической помощи.
Решению конкретных задач повышения качества юридической помощисущественным образом способствовало бы — наряду с внесением отдельных измененийв действующее законодательство — принятие комплексного, межотраслевого посвоему значению Федерального закона «О квалифицированной юридической помощи вРоссийской Федерации», а также принятие в порядке его развития и конкретизациизаконов субъектов Российской Федерации.
Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы развитиясистемы юридической помощи населению в РФ.

Список источников илитературы
Источники.
1. Конституция Российской Федерации (принята навсенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ от 25 декабря 1993 г. № 237.
2.Закон РФ «О защите прав потребителей»// СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140.
3.Основы законодательства России о нотариате ВВСРФ, 1993, № 10, ст. 357.
4.Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «Остатусе военнослужащих» // СЗРФ от 1июня 1998 г. №22, ст. 2331.
5.Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №23. Ст. 2102.
6.Уголовно-процессуальный кодекс РоссийскойФедерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // Собраниезаконодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4921.
7. ПостановлениеПравительства РФ от 22 августа 2005 года № 534 «О проведении эксперимента посозданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощималоимущим гражданам» // СЗ РФ. 2005. № 35. Ст. 3615.
8. Постановление Правительства РФ от 13 ноября2006 года № 676 «О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента посозданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощималоимущим гражданам» // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4906
Литература.
9.Гуценко К. Ф.Правоохранительные органы. М., 2006.
10.Невская О.В. Что такоеквалифицированная юридическая помощь?//Адвокат, № 11,2007. С.30 – 35..
11. Правоохранительныеорганы / Под ред. проф. В. П. Божьева. М., 2008.
12.Резник Г. О проектеФедерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи вРоссийской Федерации» // Адвокат, 2008,№11. С. 22 – 28.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.