Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь

Содержание
Введение
1. Понятие, формы и способы государственного регулированияхозяйственной деятельности
2. Государственный контроль всфере хозяйственной деятельности
3. Лицензирование хозяйственной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Хозяйственной являетсядеятельность субъектов хозяйствования, включающая в себя предпринимательскую деятельность,направленную на получение прибыли, так и деятельность некоммерческого характера,направленную на обслуживание данной деятельности, а также отношения по государственномурегулированию хозяйственной деятельности.
В процессе осуществления хозяйственной деятельностинеизбежно происходит столкновение частных интересов субъектов хозяйствования и публичныхинтересов общества. Задача государства — уравновесить эти интересы и избежать существенногоконфликта сторон. Однако не всегда замыслы законодателя совпадают с их воплощением.Достижение такого баланса является целью правового государства. Тема настоящей курсовойработы "Государственное регулирование хозяйственной деятельности".
Актуальность темы. С момента образования РеспубликиБеларусь как самостоятельного государства в стране произошли существенные экономико-политическиепреобразования, сформировались принципиально новые подходы к проблемам правовогорегулирования хозяйственной деятельности.
Введение частной формы собственности, процессы разгосударствленияи приватизации государственной собственности, развитие предпринимательства и другиепривели к необходимости кардинального обновления законодательства, регулирующегоотношения в сфере экономики.
В современных условиях хозяйственная деятельность осуществляетсяв новых правовых формах. Созданы и действуют такие организационно-правовые формыЮридических лиц, как акционерные общества, общества с ограниченной либо дополнительнойответственностью, частные предприятия и т.д.
Изучение рассматриваемого вопроса помогает определитьпонятие, роль и регулирование хозяйственной деятельности, правовое положение субъектовхозяйственной деятельности, их ответственность и т.п. Без понимания и знания данныхвопросов не может сложиться целостное видение экономического развития государстваи общества.
Целью проводимого исследования является проведениеисследования и анализа вопросов существующего правового механизма регулированияхозяйственной деятельности в Республике Беларусь.
Поставленная цель исследования предопределила выполнениеследующих задач:
- рассмотреть общие положения определить понятие, формы и способы государственногорегулирования хозяйственной деятельности;
- дать характеристику и рассмотреть вопросы государственного контроляв сфере хозяйственной деятельности;
- исследовать порядок лицензирования как особой разновидности контроляза хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- подвести итог проводимому исследованию.
Объектом исследованияв настоящей курсовой работе являются отношения, связанные с государственным регулированиемхозяйственной деятельности в Республике Беларусь.
Предметом исследованияявляются законодательные акты Республики Беларусь, регулирующие порядок государственногорегулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь, а также отдельныеисследования авторов в данной области.
Методологическую основуисследования на разных этапах, в зависимости от поставленных задач, составили: общенаучныеи частные методы познания, методы системного и ситуационного анализа, экономико-статистическиеметоды, сравнительно-правовой метод и др.
1. Понятие, формы и способы государственногорегулирования хозяйственной деятельности
Истории известны несколько типов организации экономики: хозяйствопримитивного общества, рыночная экономика, экономика командно-бюрократической системы.Как справедливо отмечает С.Э. Жилинский, «в реальной жизни „чистая“экономика встречается крайне редко. „Чистая“ экономика, будь то рыночнаяили командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Современнаямодель организации народного хозяйства — смешанная экономика, в которой рыночныеотношения сочетаются с государственным регулированием» [18, с.13]. Еще болеезначима роль государственного регулирования в переходный период, когда высок удельныйвес государственного сектора.
В науке административного права понятие «государственноерегулирование» рассматривается в широком и узком смыслах. В первом случае государственноерегулирование заключается в установлении государством общих правил поведения участниковобщественных отношений и приведении их в соответствие с изменяющимися условиями.Его субъектами являются органы законодательной, исполнительной и в определеннойстепени судебной власти [14, с.456]. Во втором случае государственное регулированиепредставляет собой одну из функций государственного управления, которая выражаетсяв правовом регулировании, т.е. в установлении определенных правил (норм) поведениясубъектов хозяйствования [23, с.32]. В каком бы смысле не рассматривалось государственноерегулирование, оно проявляется прежде всего через активную деятельность, котораявключает в себя такие элементы, как субъект, объект, цель, средства и формы ее осуществления.
Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности,являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданностицели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения(наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект),форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены)этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму такихактов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия)), процесса ее осуществления(предусмотренные нормами права процедуры) [16, с.186].
Государственная экономическая политика находит свое закреплениев таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту,Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, Основные направления денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь на текущий год.
Субъекты государственного регулирования хозяйственной деятельностиреализуют функции государства по регулированию хозяйственной деятельности. Таковыми,в частности, являются:
защита экономического правопорядка;
распределение и перераспределение доходов между административно-территориальнымиединицами, отраслями и отдельными субъектами хозяйственной деятельности;
контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления хозяйственнойдеятельности;
стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении;
создание конкурентной среды;
обеспечение нормальной занятости населения и т.п. [20, с.395].
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнеевыражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.
Таким образом, государственное регулирование хозяйственнойдеятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующихзаконодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системыразличных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различныхэкономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране[16, с.187].
Необходимость государственногорегулирования хозяйственной деятельности определяется:
обеспечением государственныхнужд;
приоритетами государственногои социального развития;
формированием республиканскогои местных бюджетов;
охраной окружающей среды;
обеспечением занятостинаселения;
обеспечением безопасностии обороноспособности страны;
реализацией свободы предпринимательства;
соблюдением порядка осуществлениявнешнеэкономической деятельности [20, с.396].
Меры государственного воздействияна экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранениясущественных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкойэкономического развития в необходимом обществу направлении. Эти пределы и должныбыть закреплены в нормах хозяйственного права.
В качестве важнейших можноназвать следующие формы государственного регулирования хозяйственнойдеятельности.
1. Прогнозирование — представляетсобой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социальногоразвития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РеспубликиБеларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки- на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, главные составляющие- систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях,критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей,целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.
Официальное закреплениепрогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкойдля планирования.
2. Планирование — это определениецелей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижениятех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных [21, с.151].В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку вэтом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие,например, динамику, структуру и эффективность, экономики, состояние финансово-кредитнойсистемы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязательностьи ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.
Планы находят свое внешнеевыражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление СоветаМинистров от 30 сентября 2005 г. № 1081 «Об утверждении Национальной программыразвития экспорта на 2006-2010 годы»).
3.Денежнаяполитика — использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.
4.Антимонопольноерегулирование — направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основыпредпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка изащиты прав потребителей.
Методы государственногорегулирования хозяйственной деятельности условно можно разделить на двавида.
Административные — представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования,основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством изданияактов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:
установление правил поведенияобщеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализацииисполнительной власти;
предписание об обязательномсовершении определенных действий;
утверждение конкретных(адресных) заданий;
разрешение определенныхдействий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
регистрация определенныхдействий;
установление стандартов,квот и т.п.;
ограничение определенныхдействий и др. [12, с.289].
Урегулированные нормамиправа действия государственных органов, государственных организаций, направленныена реализацию своих полномочий, закрепленных в актах законодательства, в юридическойлитературе по административному праву именуют административными процедурами. Процедуры,осуществляемые во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и не подчиненнымиим субъектами хозяйственной деятельности делят на такие виды как:
1) лицензионно-разрешительные;
2) регистрационные;
3) контрольно-надзорные[22, с.57].
Действия государственныхорганов, государственных организаций по рассмотрению и разрешению в соответствиис их компетенцией обращений (заявлений) субъектов хозяйственной деятельности, влекущихдля указанных субъектов установление, изменение, приостановление, сохранение и прекращение(переход) прав и обязанностей законодатель также именует административными процедурами,однако к их объектам относит лишь регистрацию и учет субъектов хозяйственной деятельности,их имущества, товаров, работ и услуг, объектов интеллектуальной собственности, атакже деятельности, осуществляемой на основании специальных разрешений, иных документов.Таким образом, о контрольно-надзорных процедурах речь не идет, что представляетсяважным, поскольку соответствующее Постановление Совета Министров от 27 августа 2007 г. № 1102 «О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношенииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает упрощениеи сокращение административных процедур, совершаемых государственными органами игосударственными организациями в отношении субъектов предпринимательской деятельности[10, п.1].
Экономические — представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль,кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъектарегулирования посредством воздействия на его интересы.
Указанные методы взаимосвязаныи взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характери экономическое содержание.
В юридической литературенет единого мнения по вопросу о квалификации этих методов. Более того, иногда ониименуются не методами, а способами. Одни авторы указывают на существование универсальныхметодов применительно к любой деятельности — убеждения и принуждения [12, с.290],другие считают, что административные и экономические методы — «это лишь разновидностипрямого и косвенного воздействия на экономические процессы» [15, с.187]. Темне менее, представляется, что метод — это более общая категория, объединяющая конкретныеспособы и приемы воздействия на объект регулирования.
Виды государственного воздействияна хозяйственную деятельность можно классифицировать по различным основаниям.
По способам воздействияразличают прямое и косвенное регулирование.
Прямое регулирование характеризуетсяприменением директивных методов воздействия и может рассматриваться по следующимнаправлениям:
установление требованийк хозяйственной деятельности;
установление запретов;
применение государствомсанкций и мер ответственности;
создание, реорганизацияи ликвидация субъектов хозяйствования;
заключение договоров дляобеспечения государственных нужд.
Для косвенного регулированиясвойственно применение экономических рычагов и стимулов (предоставление льгот, кредитов,субсидий и т.п.).
По стадиям осуществлениявыделяют государственное регулирование: при планировании хозяйственной деятельности(планы и программы экономического и социального развития), при создании субъектовхозяйствования, при осуществлении субъектами хозяйствования своей деятельности,при получении и реализации результатов хозяйственной деятельности (финансовые обязательстваперед бюджетом, предоставление отчетности и др.), при прекращении субъектов хозяйствования.
По своему проявлению государственноерегулирование хозяйственной деятельности подразделяется на: общее (государственныеорганы действуют от имени народа в публичных интересах) и особенное (государствов лице своих органов выступает в качестве собственника имущества).
По субъектам выделяют обязательныетребования, относящиеся ко всем субъектам хозяйственной деятельности, и требования,предъявляемые к определенной категории субъектов (ООО, ЗАО, индивидуальным предпринимателям,финансово-промышленным группам и т.д.).
Таким образом, завершаярассмотрение данного вопроса, следует отметить, что государственное регулированиехозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельностьсоответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которыепосредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленныхцелей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственнуюдеятельность в стране. Меры государственного воздействия на экономику и их пределыопределяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночногорегулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития внеобходимом обществу направлении. Государственное регулирование хозяйственной деятельностиосуществляется в определённых формах с использованием различных методов, которыеусловно можно разделить на административные и экономические.
 2. Государственный контроль в сфере хозяйственнойдеятельности
Организация контрольно-надзорной деятельности как одной из формреализации государственной власти непосредственно влияет на поддержание экономическогоправопорядка в стране. «Контроль является органической составляющей деятельностивсех государственных органов. Он осуществляется в разных формах, с применением различныхсредств, имеющих свои специфические черты, которые определяются природой и содержаниемкомпетенции субъектов контроля» [17, с.24].
Исходя из общего значения слова «контроль», государственныйконтроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюденияиндивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациямитребований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности[19, с.321]. Как известно, систематизация знаний об исследуемом явлении осуществляетсяпосредством классификации, построенной на основе критериев, отражающих сущностныесвойства явления. Важные с практической точки зрения критерии классификации определяютсяисходя из особенностей правового регулирования рассматриваемой функции государственногоуправления в сфере хозяйственной деятельности.
В зависимости от объема проверяемой деятельности выделяют общийконтроль и специальный контроль. Специальным является, например, валютный, налоговый,бюджетный, метрологический, лицензионный, таможенный, экспортный контроль.
В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный,текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля (например, контрольза образованием субъектов хозяйственной деятельности посредством государственнойрегистрации, контроль антимонопольного органа за созданием отдельных видов хозяйственныхобъединений) — предупреждение и профилактика нарушений условий осуществления хозяйственнойдеятельности. Цель текущего контроля (например, контроль за соблюдением лицензионныхусловий и требований) — определение соответствия осуществляемой хозяйственной деятельноститребованиям норм права. Последующий контроль преследует цель проверки исполнениярешений государственных органов в сфере хозяйственной деятельности и соответствующихрезультатов (например, контроль за правильностью исчисления и уплаты обязательныхплатежей, т.е. налоговый контроль).
В зависимости от того, какой государственный орган осуществляетконтроль, можно выделить: контроль Президента Республики Беларусь; контроль органовзаконодательной власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органовсудебной власти [16, с. 191].
Контрольные полномочия государственных органов и органов местногоуправления и самоуправления основаны на нормах Конституции Республики Беларусь.Конкретные контрольные полномочия тех или иных государственных органов основываютсяна положениях и законах, определяющих статус этих органов.
Непосредственный контроль за ведением хозяйственной деятельностиосуществляют лицензирующие органы, а также иные государственные органы (прежде всегоинспекции Министерства по налогам и сборам и Комитет государственного контроля РеспубликиБеларусь) в пределах своей компетенции.
К непосредственному контролю за осуществлением хозяйственнойдеятельности относится также валютный контроль, основными направлениями которогоявляются: определение соответствия проводимых валютных операций требованиям валютногозаконодательства; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иныхвалютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращениелегализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверностиучета и отчетности по валютным операциям; анализ данных учета, отчетности и информациипо валютным операциям [4, ст.23].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля2010 года «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)»определён конкретный круг государственных органов уполномоченных на осуществлениеконтроля (надзора) в определённых сферах.
Необходимо отметить, что за последние годы государством существеннымобразом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственнойдеятельностью.
19.12.2008 года был принят Указ Президента РеспубликиБеларусь от № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорнойдеятельности в Республике Беларусь». Данный законодательный акт приостановилпроведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу нового УказаПрезидента Республики Беларусь, регламентирующего единый порядок проведения контрольнойи надзорной деятельности в Беларуси.
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РеспубликеБеларусь» (далее — Указ) определил новый порядок контроля за деятельностьюсубъектов предпринимательской деятельности, который вступил в силу с 1 января 2010 г.
Указом определен «закрытый» перечень контролирующихи надзорных органов, которым разрешено проводить проверки, а также сфер их контроля(надзора) (далее — перечень контролирующих органов). Иные государственные органы,которые в этот список не были включены, права проводить проверки субъектов хозяйствованияне имеют.
Сферы контроля (надзора) этих органов достаточно существенносужены по сравнению с раннее действовавшими полномочиями определяемыми законодательствоми, самое главное, устранено их «пересечение». В частности, органы внутреннихдел и подразделения, входящие в их систему, могут в сфере хозяйственной деятельностиосуществлять только контроль за соблюдением проверяемыми субъектами правил реализациитоваров, выполнения работ или оказания услуг, не допускающих обман покупателей,заказчиков или иных потребителей, а также установленных законодательными актаминорм, регламентирующих наличие у проверяемых субъектов документов на реализуемыетовары, оказываемые услуги и выполняемые работы.
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течениекалендарного года могут осуществляться несколькими контролирующими (надзорными)органами только в форме совместной проверки. При этом проведение нескольких плановыхпроверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.Координировать же плановые проверки поручено Комитету государственного контроляРеспублики Беларусь и его органам.
В п.9 Указа установлен исчерпывающий перечень основанийпроведения внеплановых проверок (в первую очередь, для проверки имеющейся информации,которая свидетельствует о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства илио фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни либо здоровьюграждан) и должностных лиц, которые имеют право их назначать. При этом внеплановаяпроверка может быть назначена только руководителями отдельных контролирующих (надзорных)органов республиканского уровня либо их уполномоченными заместителями в целях проверкиимеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей осовершаемом или совершенном нарушении законодательства.
Указом изменены основополагающие принципы контрольнойдеятельности: действующий порядок назначения плановых проверок, основанный на периодичностиих проведения (не чаще одного раза в год), заменен «механизм» назначенияпроверок в зависимости от добросовестности субъекта хозяйствования (п.7 Указа).При этом все проверяемые субъекты распределены на так называемые группы риска наосновании достаточно четких критериев, учитывающих их потенциальную опасность вплане нарушения законодательства в соответствующей сфере деятельности.
Субъектов предпринимательской деятельности, отнесенныхк высокой группе риска, будут проверять не чаще одного раза в течение календарногогода. Если же в результате проведенной плановой проверки нарушений законодательстване будет установлено, то следующую плановую проверку этого субъекта разрешено назначатьне ранее чем через два года. Для тех, кто попал в среднюю группу риска, периодымежду проверками увеличиваются: не чаще одного раза в три года (не ранее чем через5 лет, если во время предыдущей плановой проверки нарушений не нашли).
Организации и индивидуальные предприниматели, которыев соответствии с критериями, установленными Указом, не относятся ни к высокой, ник средней группе риска, будут проверять по мере необходимости, но не чаще одногораза в 5 лет. А если у таких добросовестных субъектов хозяйствования будет иметьсяаудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверностибухгалтерской (финансовой) отчетности, то они вообще могут не проверяться (правда,от проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов,сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет и аудиторы не защитят).
Следующие две нормы Указа также являются совершенноновыми для белорусского законодательства:
1) согласно п.4 Указа акта запрещается проведение провероквновь зарегистрированных организаций, их обособленных подразделений и индивидуальныхпредпринимателей в течение двух лет со дня их государственной регистрации (присвоенияучетного номера плательщика), за исключением внеплановых проверок, перечень основанийдля которых также ограничен данным законодательным актом;
2) п.13 Указа существенно сужен период проведения проверок:разрешено проверять деятельность не более чем за три календарных года, предшествующихгоду, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший периодтекущего календарного года (исключением является исчерпывающий перечень случаев).Введены жесткие ограничения и на срок проведения проверок: для юридических лиц онне может превышать 30 рабочих дней, а для индивидуальных предпринимателей — 15 рабочихдней.
Нововведением является и понятие незначительности совершенныхправонарушений, за которые наказывать вообще не будут, если проверяемый субъектвозместит причиненный государству или иным лицам вред в течение трех рабочих днейсо дня подписания акта проверки (п.18 Указа). Такими нарушениями считаются неуплатаили неполная уплата налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленныхсумм по итогам каждого календарного года (части календарного года, если проверкеподлежала только эта часть), неисполнение иных обязательств, повлекшее причинениеимущественного вреда в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательствза проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальныхценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовыхвеличин.
Наведению порядка в сфере контрольной деятельностидолжны послужить положения Указа, усиливающие ответственность должностных лиц контролирующих(надзорных) органов за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за еенеобоснованное назначение. В этом случае они будут нести весьма серьезную административную(штраф до 100 базовых величин) и дисциплинарную ответственность (вплоть до освобожденияот занимаемой должности). А если в назначении проверки обнаружат корыстную или инуюличную заинтересованность должностного лица, повлекшую причинение существенноговреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным илиобщественным интересам, то ему грозит и уголовная ответственность. Сама же проверкав перечисленных случаях признается незаконной.
Согласно положения п.15 Указа:
1) незаконное вмешательство в деятельность проверяемогосубъекта запрещается;
2) проверяемый субъект признается добросовестно исполняющимтребования законодательства, пока не доказано иное;
3) в случае неясности или нечеткости предписаний актазаконодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Процедура проведения проверок и ревизий, выступающих правовымиформами последующего государственного контроля, финансово-хозяйственной деятельности,субъектов хозяйствования установлена нормами Положения о порядке организации и проведенияпроверок (далее — Положение), утвержденного Указом № 510.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности (проверка)- это способ контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверностьсовершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязаннымнаправлениям финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, а ревизияфинансово-хозяйственной деятельности(ревизия) — это способ контроля,предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельностисубъекта хозяйствования, в процессе которого устанавливаются законность и достоверностьсовершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерскогоучета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательскойдеятельности [16, с. 193].
От ревизии следует отличать аудит, причем по многим критериям.Так, аудиторская деятельность определена в нормах Закона Республики Беларусь от8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности» как предпринимательскаядеятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской(финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений,хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ(участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей,а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражатьсяв бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверностибухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных)операций законодательству [6, ст.1]. Ревизия всегда назначается вышестоящимили уполномоченным органом (организацией), который и определяет в каждом конкретномслучае объем ревизии. Масштабы аудита, как при обязательном, так и при инициативномаудите определены нормами права.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляетсяпутем:
изучения действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственногоучета, контроля и экономического анализа;
проверки документов в целях установления законности проведенныххозяйственных и финансовых операций;
проверки действительности совершения сделок, получения или выдачиуказанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг,выполнения работ;
сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с даннымиотчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой,балансом доходов и расходов и другими);
сопоставления записей, документов и фактических данных по однимоперациям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другимоперациям;
проведения встречных проверок; сличения в установленном нормамиправа порядке имеющихся у проверяемого субъекта хозяйственной деятельности выписокбанка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетамв банке и иными способами [16, с. 194].
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен бытьписьменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление,направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу местунахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечениитрех дней со дня его направления.
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего(надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделенияконтролирующего (надзорного) органа — его уполномоченного руководителя), заверенногопечатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.
Права работников контролирующих органов при проведении проверок(ревизий) перечислены в п.4 Положения, в частности, они имеют право:
при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведениепроверки в порядке, установленном законодательством, свободно входить в служебные,производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведенияпроверки;
при проведении проверки проверять у представителей проверяемогосубъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия,а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производитьличный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностейи транспортных средств;
в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получатьот проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверкидокументы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюсяего деятельности и имущества;
истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентовпроверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам,проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемымфинансово-хозяйственным операциям, а при необходимости — проводить встречные проверки;
истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основеу государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информациейи (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемогосубъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
привлекать экспертов, специалистов;
получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкамданных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации,информатизации и защите информации;
вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемогосубъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документыи (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
при проведении проверки использовать технические средства, втом числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование,устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, дляконтроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающихфакты правонарушений и т.п.
Должностные лица организаций, субъекты предпринимательскойдеятельности обязаны выполнять требования работников контролирующих органов, вытекающиеиз положений указанного пункта.
По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявленынарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляетсяакт. Результаты проверки (ревизии), входе которой не выявлено нарушений актовзаконодательства, оформляются справкой. Акты и справки подписываются проводившимпроверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем ревизионнойгруппы), руководителем организации со статусом юридического лица (обособленногоподразделения организации), а при его отсутствии — уполномоченным заместителем руководителялибо индивидуальным предпринимателем, а также лицом, выполняющим функции главного(старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательскойдеятельности, а при необходимости — другими участниками проверки (ревизии).
В случае отказа уполномоченного представителя субъектапредпринимательской деятельности от подписания акта проверки (ревизии) в нем делаетсясоответствующая запись. Представитель проверяемого субъекта вправе письменно изложитьмотивы отказа от подписания акта.
При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающиеего должностные лица проверяемой организации со статусом юридического лица либоиндивидуальный предприниматель делают об этом запись перед своей подписью и не позднее5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возраженияпо его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Проводившийпроверку (ревизию) работник контролирующего органа (руководитель ревизионной группы)вправе потребовать представить также письменные объяснения по выявленным нарушенияму должностных лиц организации со статусом юридического лица (уполномоченных должностныхлиц обособленного подразделения организации), индивидуального предпринимателя иу иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательскойдеятельности норм права, регулирующих предпринимательские отношения. Данные объясненияи возражения прилагаются к акту проверки (ревизии). По истечении установленного5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются. Если выявленное нарушениеможет быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры поих устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлеклинарушение субъектом хозяйственной деятельности норм права, регулирующих экономическиеотношения, проводящим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителемпроверки (ревизии) до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный промежуточныйакт.
В акте проверки (ревизии) должны быть соблюдены объективность,ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки(ревизии) различного рода не подтвержденных документально предположений и данныхо деятельности проверяемого субъекта хозяйствования. Проверяющий несет ответственностьза достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленныхсумм вреда, указанных в акте проверки.
В соответствии с действующими правовыми предписаниямихозяйственная деятельность организаций со статусом юридического лица является объектомвнутреннего контроля. Контрольным органом хозяйственного общества являетсяревизионная комиссия или ревизор хозяйственного общества. Общим собранием участниковхозяйственного общества могут быть образованы и иные контрольные органы, если этопредусмотрено учредительными документами в соответствии с нормами Закона РеспубликиБеларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах».ОАО, в отличие от иных видов хозяйственных обществ, обязано создать ревизионнуюкомиссию в порядке, установленном правилами ст.59 указанного Закона, для осуществлениявнутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности. По письменному требованиюакционеров, являющихся в совокупности владельцами десяти или более процентов акций,направленному ревизионной комиссии (ревизору) и (или) органу управления АО, определенномууставом АО, ревизия или проверка финансовой и хозяйственной деятельности обществадолжны быть проведены в любое время [7, ст.86].
Таким образом в завершение рассмотрения данного вопросаследует отметить, что государственный контроль в сфере хозяйственной деятельностиопределяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями,коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актовв процессе осуществления указанной деятельности. За последние годы в РеспубликеБеларусь государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлениюконтроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью. С принятием Указа ПрезидентаРеспублики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной)деятельности в Республике Беларусь» определен единый порядок проведения контрольной(надзорной) деятельности, в целях создания дополнительных условий для развития эффективныхформ хозяйствования.3. Лицензирование хозяйственной деятельности
Для обеспечения публичных интересов государство в отдельныхсферах деятельности устанавливает особый контроль. Одним из способов такого контроля,в том числе в сфере хозяйственной деятельности, является лицензирование. В соответствиис требованием п.1 ст.45 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) отдельнымивидами деятельности, перечень которых определяется в законодательных актах, организациясо статусом юридического лица может заниматься только на основании специальногоразрешения (лицензии). Учитывая содержание нормы п.2 ст.22 ГК, следует указать,что данное требование распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Приэтом следует иметь в виду, что в соответствии с нормой п.2 Положения о лицензированииотдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусьот 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»,лицензии на осуществление адвокатской и частной нотариальной деятельности выдаютсяфизическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.
Впервые в отечественном праве понятие «лицензированиевидов деятельности» было закреплено в Законе Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях». Из нормы ст.32 указанного Закона следовало,что «для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, предприятиеобязано получить необходимую лицензию в порядке, установленном Советом МинистровРеспублики Беларусь». Затем в норме ст.7 Закона о предпринимательстве (принят28 мая 1991 г.) была закреплена общая для физических лиц, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность, и организаций со статусом юридического лица обязанность «получатьв установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах,которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь».16 октября 1991 г. Совет Министров принял Постановление № 386, которымбыли утверждены Временное положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальныхразрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности; перечень видовдеятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия),и органов, выдающих эти разрешения (лицензии); перечень видов продукции и отходовпроизводства, использование которых на собственные нужды, реализация и обмен немогут свободно осуществляться субъектами хозяйствования. В последствии ПостановлениемКабинета Министров Республики Беларусь 21 августа 1995 г. № 456 был утвержден новый перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальноеразрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии). В дальнейшемлицензирующие органы принимали специальные нормативные правовые акты, положениякоторых определяли специфику лицензирования отдельных видов деятельности [16, с.201].
Концептуальные изменения в правовом регулированиилицензирования предпринимательской деятельности произошли после принятия ДекретаПрезидента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17, которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и перечень видовдеятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии),и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.Указанный законодательный акт закрепляет определения основных понятий и правилавзаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности и лицензирующими органами.В то же время нормы Положения не распространяются на все виды предпринимательскойдеятельности. Так, за его рамками остались отношения по лицензированию деятельности,связанной со специфическими товарами, работами, услугами; внешнеэкономической деятельностипо ввозу и (или) вывозу отдельных товаров; деятельности, осуществляемой воинскимичастями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органамивнутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям РеспубликиБеларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством; деятельности,лицензируемой Национальным банком. Вместе с тем, в результате принятия Декрета №17 был «унифицирован» перечень видов деятельности, на осуществление которыхтребуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственныхорганов и государственных организаций (далее — Перечень).
В целях реализации положений Декрета № 17 приняты постановленияСовета Министров, в частности Постановление Совета Министров от 19 декабря 2003 г. № 1666 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельные постановления СоветаМинистров», Постановление Совета Министров от 20 октября 2003 г. № 1390 «О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14июля 2003 г. № 17».
Особое значения для регулирования лицензирования хозяйственнойдеятельности имеют постановления Совета Министров, которыми утверждены положенияо лицензировании видов деятельности. Последние включают:
1) указание вида деятельности, работ и услуг, составляющихэтот вид деятельности;
2) указание срока действия лицензии;
3) перечень лицензионных требований и условий, предъявляемыхк организациям со статусом юридического лица и индивидуальным предпринимателям,физическим лицам, осуществляющим адвокатскую или частную нотариальную деятельность;
5) перечень документов, необходимых для получения лицензии,и требования по их содержанию;
6) полномочия лицензирующих органов и порядок контроляза соблюдением положений законодательства об осуществлении вида деятельности, лицензионныхтребований и условий;
7) порядок проведения в необходимых случаях проверкии (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиями условиям;
8) иные особенности выдачи лицензий на отдельный виддеятельности.
В соответствии с легальным определением лицензированиепредставляет собой «комплекс реализуемых государством мер, связанных свыдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии,приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращениемих действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемыхвидов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий». Такимобразом, определение рассматриваемого способа государственного регулирования хозяйственнойдеятельности сформулировано посредством перечисления конкретных мер, которые, во-первых,соответствуют полномочиям лицензирующих органов, закрепленным в Положении о лицензированииотдельных видов деятельности, во-вторых, могут быть объединены в две группы:
1) меры, направленные на выдачу лицензии;
2) меры, направленные на осуществление государственногоконтроля за соблюдением лицензионных требований и условий.
К лицензирующим органам отнесены республиканскиеорганы государственного управления и иные государственные организации, подчиненныеПравительству Республики Беларусь (например, Белорусский государственный концернпо нефти и химии), Национальный банк, местные исполнительные и распорядительныеорганы, другие государственные органы, уполномоченные в соответствии с нормами Декрета№ 17 осуществлять лицензирование.
В компетенцию лицензирующих органов входит выдача лицензий,их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление,возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контрольза соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующихлицензионных требований и условий, формирования и ведения реестров лицензий. Сведения,содержащиеся в реестре лицензий, являются открытыми, если иное не установлено нормамизаконодательных актов.
Важным аспектом правового регулирования лицензированияявляется определение критериев отнесения того или иного вида деятельностик лицензируемому. Как отмечалось, перечень видов деятельности, на осуществлениекоторых требуются лицензии, утвержден Декретом № 17. Из нормы п.1 Декрета следует,что лицензирование осуществляется «в интересах национальной безопасности, общественногопорядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающейсреды». Если учесть значение словосочетания «в интересах», то можносделать вывод о том, что в приведенной норме речь идет о потребностях личности,общества и государства.
В целом лицензирование как способ государственноговоздействия распространяется на два вида объектов:
1) хозяйственную деятельность, включающую неограниченноеколичество разных по содержанию и повторяющихся действий;
2) отдельную хозяйственную операцию с учетом ее количественныхпоказателей.
В первом случае имеет место государственное воздействиес целью защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства, во втором- речь идет об оперативном регулировании, пределы которого зависят от потребностейгосударства на текущий момент. Такое регулирование применяется в сфере внешнеторговойдеятельности и преследует, во-первых, цели количественного ограничения или введенияразрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров, перевода капитала из РеспубликиБеларусь, во-вторых, цель контроля уполномоченного государственного органа за количественнымипоказателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями(автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров).Указанный вид контроля, являясь временной мерой, сводится к обязанности участниковвнешнеторговой деятельности информировать уполномоченный государственный орган осовершаемых внешнеторговых операциях. Такое информирование осуществляется, когдаучастник внешнеторговой деятельности обращается с заявлением о выдаче автоматическойлицензии. При этом нормы ст.18 Закона Республики Беларусь «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности» от 25 ноября 2004 г. № 347-З запрещают требовать от заявителя каких-либо иных документов, помимо заявления, и предусматривают,что автоматическая лицензия выдается по возможности незамедлительно.
Анализ норм Декрета № 17 и Положения о лицензированииотдельных видов деятельности позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаяхнеобходимость получения лицензии не зависит от того, будет ли соискатель лицензииполучать прибыль от лицензируемой деятельности. Иными словами, вид деятельности,включенный в перечень лицензируемых видов деятельности, даже при условии, что оносуществляется организацией для собственных нужд без получения дохода (например,деятельность по осуществлению капитального ремонта собственных или арендуемых помещений),подлежит лицензированию и может осуществляться только после получения лицензии вустановленном порядке.
Лицензия (лат. Licentia- свобода, правомочие, власть) представляет собой специальное разрешение на осуществлениевида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий,выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату (п.2 Положенияо лицензировании отдельных видов деятельности). Анализ норм названного Положенияпозволяет сделать вывод о том, что лицензия — это, во-первых, правопорождающий юридическийфакт, во-вторых, официальный документ, подтверждающий наличие права на осуществлениевида деятельности.
Соискателями лицензии могут быть отечественныеорганизации со статусом юридического лица, индивидуальные предприниматели, иностранныеорганизации при наличии представительства на территории Беларуси, а также физическоелицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частнойнотариальной деятельностью. При этом отдельные виды лицензируемой деятельности,например, ведение рыболовного хозяйства, ведение охотничьего хозяйства могут осуществлятьсятолько организациями со статусом юридического лица [16, с. 201].
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (суказанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всейтерритории Республики Беларусь или ее части в соответствии с нормами права.При этом вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполнятьсятолько лицензиатом без передачи права на его осуществление другому субъекту предпринимательскойдеятельности. Приведем следующий пример.
Налоговый орган в ходе проведения целевой налоговойпроверки деятельности частного унитарного предприятия, подлежащей лицензированию,установил нарушение подп.3.8 Декрета № 17, т.е. предприятие осуществляло без лицензийвид деятельности — общественное питание и розничная торговля, подлежащий лицензированию.По мнению правонарушителя для осуществления такой деятельности ему было достаточнолицензий, выданных на имя учредителя — индивидуального предпринимателя. Налоговыйорган квалифицировал деятельность унитарного предприятия как незаконную и применилнорму п.6 ст.9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» о взыскании в бюджет суммыдохода, полученного от такой деятельности, и штрафа в том же размере.
Отказывая в признании решения налогового органа недействительнымпо заявлению унитарного предприятия, суд в решении отметил, что норма ч.2 п.21 Положенияо лицензировании отдельных видов деятельности предоставляет право осуществлять лицензируемыйвид деятельности только лицензиату без передачи права на использование лицензиидругой организации или физическому лицу. Таким образом, истец не имел права осуществлятьперечисленные виды деятельности на основании лицензии, выданной ее учредителю (индивидуальномупредпринимателю).
Одновременно с образованием коммерческой организацииу индивидуального предпринимателя, учредившего ее, остается возможность осуществлятьдеятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании лицензий, полученныхим ранее [13, с.12].
Сведения и реквизиты, которые должна содержать лицензия,определены нормой п.14 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности.К таковым отнесены: наименование органа, выдавшего лицензию; регистрационный номерлицензии; номер и дата принятия решения о выдаче лицензии; срок действия лицензии;сведения о лицензиате (наименование и место нахождения организации со статусом юридическоголица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которым выдаетсялицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственнойрегистрации, учетный номер налогоплательщика); наименование вида деятельности; указаниеработ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензированиивида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; сведения о представительствеиностранной организации, об обособленных подразделениях; отметка об ознакомлениисоискателя лицензии с положениями законодательства, определяющими лицензионные требованияи условия осуществления вида деятельности.
В соответствии с нормами Положения о лицензированииотдельных видов деятельности срок действия лицензии составляет не менее 5и не более 10 лет (общее правило) и исчисляется с даты принятия лицензирующим органомрешения о ее выдаче. Срок действия лицензии на конкретный вид деятельности указываетсяв соответствующем положении о лицензировании вида деятельности.
Срок действия лицензии по его окончании может бытьпродлен по заявлению лицензиата. Для продления этого срока лицензиат обязан не позднеечем за один месяц и не ранее чем за два месяца до его истечения подать в соответствующийлицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии, которое должносодержать сведения, предусмотренные в абз.3-5 ч.1 п.8 Положения, и обязательноеуказание на то, что лицензиат и его деятельность соответствуют установленным лицензионнымтребованиям и условиям и сведения, изложенные в заявлении, достоверны.
Процедура получения лицензии включает следующиеэтапы:
подача соискателем заявления с приложением необходимыхдокументов;
рассмотрение лицензирующим органом заявления с приложениемнеобходимых документов;
проверка соответствия возможностей соискателя лицензиилицензионным требованиям и условиям;
принятие решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче;
обжалование решения лицензирующего органа по усмотрениюсоискателя лицензии.
Документы, которые соискатель представляет всоответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, перечислены в нормеп.8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. К таковым отнесены:
1) заявление о выдаче лицензии указанием: для организациисо статусом юридического лица — наименования и места ее нахождения, для физическоголица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан,место жительства), лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данномувиду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;
2) копии учредительных документов организации со статусомюридического лица, свидетельства о государственной регистрации организации или индивидуальногопредпринимателя без нотариального засвидетельствования;
3) документ об уплате государственной пошлины за выдачулицензии;
4) легализованная выписка из торгового реестра страныучреждения или иной документ, подтверждающий правовой статус иностранного юридическоголица;
5) другие документы, определенные Президентом РеспубликиБеларусь, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемогона основании лицензии.
В соответствии с нормой ч.2 п.2 Положения лицензионныетребования и условия — совокупность закрепленных правовыми нормами требованийи условий, предъявляемых к соискателю лицензии при ее выдаче и к лицензиату приосуществлении им деятельности, на которую требуется лицензия.
Конкретные лицензионные требования и условия, выполнениекоторых необходимо для получения лицензии и последующего осуществления лицензируемоговида деятельности, определены в специальном положении о лицензировании этого видадеятельности. Они могут предъявляться к объектам недвижимости, оборудованию, которыеиспользуются при осуществлении деятельности. Кроме этого, в отношении отдельныхлицензируемых видов деятельности могут устанавливаться лицензионные требования иусловия, включающие квалификационные требования, выполнение которых необходимокак для получения лицензии, так и в период ее действия. Такие требования предъявляютсяк работнику организации либо индивидуальному предпринимателю.
Например, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемымик соискателю лицензии на осуществление издательской деятельности при ее выдаче,являются наличие: для организации со статусом юридического лица — в штате одногоспециалиста, имеющего высшее образование и прошедшего аттестацию в форме квалификационногоэкзамена; для индивидуального предпринимателя — высшего образования и пройденнойаттестации в форме квалификационного экзамена. Аттестация в форме квалификационногоэкзамена проводится для подтверждения знания технологии издательского дела и возможностиобеспечения соответствия изданий действующим государственным стандартам и другимнормативным правовым актам. Аттестационной комиссией выдается соответствующее заключениео прохождении аттестации. Порядок проведения аттестации и состав аттестационнойкомиссии определены в Инструкции о порядке проведения аттестации в форме квалификационногоэкзамена, утвержденной Постановлением Министерства информации Республики Беларусьот 4 ноября 2003 г. № 29.
Отдельные виды деятельности предполагают проведениепроверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензиилицензионным требованиям и условиям в порядке, определенном нормами Положения опорядке проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателялицензии лицензионным требованиям и условиям, утвержденного Постановлением СоветаМинистров от 20 октября 2003 г. № 1382. Проверка соответствия возможностей соискателялицензии осуществлять вид деятельности (включая соответствующие составляющие егоработы и услуги) проводится лицензирующим органом. На этой стадии лицензирующийорган проверяет соответствие представленных соискателем лицензии документов, а такжесведений, изложенных в них, требованиям норм права. Данная стадия является обязательнойпри подаче документов на получение лицензии в случае, если проведение проверки предусмотренонормами указанных выше положений. По результатам проверки составляется заключениео соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионнымтребованиям и условиям.
В случае, если для оценки соответствия соискателя лицензиилицензионным требованиям и условиям требуются специальные познания в науке, техникеи иных сферах деятельности, а также в случаях, предусмотренных в нормах соответствующихПоложений о лицензировании видов деятельности, осуществляемых на основании лицензий,проводится экспертиза. Экспертиза является дополнительной стадией и проводится лицензирующиморганом либо организацией со статусом юридического лица, независимо от правовойформы, имеющей в своем составе специалистов соответствующей квалификации, или физическимлицом соответствующей специальности и квалификации (далее — эксперты), что должнобыть подтверждено дипломом, аттестатом, свидетельством, удостоверяющим получениенадлежащего образования, документами, удостоверяющими стаж работы по определеннойспециальности, при наличии допуска для проведения определенных видов экспертиз.
С учетом результатов экспертизы о соответствии возможностейсоискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган принимаетрешение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.
Для рассмотрения заявления с приложением необходимыхдокументов для получения лицензии норма п.10 Положения о лицензировании отдельныхвидов деятельности устанавливает месячный срок. Данный срок может быть продленна период проведения проверки и (или) экспертизы, который не должен превышать 15дней. По результатам рассмотрения заявления лицензирующий орган принимает решениео выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
1) наличие в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверныхсведений;
2) несоответствие представленных документов требованиям положения о лицензированиивида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
3) наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионнымтребованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;
4) обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесениярешения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензиив связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.
Лицензия выдается соискателю лицензии при представлении:удостоверения — руководителем организации, доверенности, выданной иностранной организацией,- руководителем ее представительства; свидетельства о государственной регистрации- индивидуальным предпринимателем; паспорта — физическим лицом, ходатайствующимо предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью;паспорта и доверенности — уполномоченным представителем организации, индивидуальногопредпринимателя или физического лица. В случае отсутствия у руководителя организацииили у индивидуального предпринимателя указанных документов предъявляются паспорти (или) документ, подтверждающий их полномочия.
При выдаче лицензии соискатель (уполномоченный представитель)лицензии должен быть ознакомлен с законодательством, определяющим лицензионные требованияи условия осуществления вида деятельности, о чем делается соответствующая отметкав лицензии (п.13 Положения).
Важным с практической точки зрения является вопросо внесении изменений и (или) дополнений в лицензию. Соответствующая обязанностьу лицензиата возникает в случае смены собственника, изменения наименования (фирменногонаименования), места нахождения организации со статусом юридического лица, фамилии,имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, измененияположений законодательства, в соответствии с которым требуется внесение измененийи (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии. В любом из перечисленныхслучаев лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесениясоответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке,установленном нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Принарушении лицензиатом этой обязанности действие лицензии прекращается (п.20 Положения).
В случае реорганизации в форме слияния, преобразования,выделения или разделения вновь созданная организация в месячный срок со днясвоей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и(или) дополнений, внесенных в учредительные документы организации, обязана податьв орган, выдавший лицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачиновой лицензии в порядке, установленном нормами Положения о лицензированииотдельных видов деятельности. При реорганизации в форме присоединения одной организациик другой указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единыйгосударственный регистр сведений о прекращении деятельности присоединенной организации.Последствия нарушения данной обязанности такие же — прекращение действия лицензии.Действительно, в соответствии с правилами ГК о правопреемстве при реорганизациисубъектов гражданского права со статусом юридического лица к вновь возникшему субъектупереходят все права и обязанности реорганизованного, за исключением прав и обязанностей,которые не могут принадлежать возникшему субъекту, в частности, за исключением правна осуществление отдельных видов деятельности, предоставленных на основании специальныхразрешений (лицензий), т.е. речь идет о необходимости получения вновь возникшейорганизацией новой лицензии.
Как отмечалось, лицензирование предполагает последующийконтроль за осуществлением лицензиатами лицензируемого вида деятельности со сторонылицензирующих и иных государственных органов в пределах их компетенции. К такиморганам относятся, прежде всего, инспекции Министерства по налогам и сборам и органыКомитета государственного контроля Республики Беларусь. В случае если нарушениязаконодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий конкретнымлицензиатом выявлены указанными государственными органами, последние вправе известитьо нарушениях лицензирующий орган.
Такие нарушения являются основанием для вынесения предписаниялицензирующим органом об их устранении. При этом во внимание принимаются нарушения,совершенные как самим лицензиатом, так и его обособленными подразделениями. В предписанииоб устранении выявленных нарушений лицензирующий орган устанавливает срок для ихустранения, который не может превышать шести месяцев. Если указанные в предписаниинарушения лицензиатом не устранены, лицензирующий орган принимает решение о приостановлениидействия лицензии на срок до одного месяца. Действие лицензии считается приостановленнымсо дня, указанного в этом решении. Как видим, в данном случае лицензирующий органвправе, но не обязан принимать решение о приостановлении действия лицензии.
В случае систематического (три и более раз в течение12 месяцев подряд) нарушения лицензиатом либо его обособленным подразделением требованийзаконодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенныхв ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания,лицензирующий орган на основании представленной информации о наложении взысканийобязан принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до шестимесяцев.
О принятом решении лицензирующий орган обязан письменноуведомить лицензиата не менее чем за 5 дней до даты, с которой приостанавливаетсядействие лицензии, с указанием причины его приостановления. На время приостановлениядействия лицензии прекращается осуществление лицензиатом и его обособленным подразделениемвида деятельности, указанного в лицензии.
Основанием для возобновления действия лицензии являетсярешение лицензирующего органа, принимаемое по результатам проверки устранения лицензиатомнарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, проводимой лицензирующимили другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролируетосуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности. В соответствии с правиломп.28 Положения о лицензировании видов деятельности такая проверка проводится однимиз указанных органов в течение 10 дней после получения им предписания об устранениинарушений.
Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии,по результатам проверки принимает решение о возобновлении действия лицензии с указаниемдаты его возобновления, о чем в 5-дневный срок со дня принятия этого решения в письменнойформе уведомляет лицензиата. В случае осуществления проверки государственным органом,который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемыхвидов деятельности, он обязан по окончании проверки в течение 5 дней сообщить оее результатах лицензирующему органу.
Основания для аннулирования лицензии указаныв нормах п.30, п.34 Положения. Лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимаетрешение о ее аннулировании в случае выявления им или другим государственным органом,который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемыхвидов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделениемзаконодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществлениялицензируемого вида деятельности. В нормах Положения не названы критерии квалификациинарушения как грубого, в связи с чем решение данного вопроса входит в компетенциюлицензирующего органа. В отдельных положениях о лицензировании конкретного видадеятельности приведены действия, относимые к грубым нарушениям законодательствао лицензировании ил установленных требований и условий осуществления лицензируемоговида деятельности.
Кроме этого лицензирующий орган обязан принять решениеоб аннулировании лицензии, если:
1) лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения,повлекшие за собой приостановление действия лицензии, либо уполномоченными государственнымиорганами нарушения выявлены повторно в течение 12 месяцев после их устранения;
2) лицензия выдана, в нее внесены изменения и (или)дополнения, продлен срок ее действия на основании представленных соискателем лицензии(лицензиатом) недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) при принятиирешения о выдаче лицензии в перечисленных случаях;
3) лицензиат не обращался за получением лицензии втечение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;
4) лицензиатом либо его обособленным подразделениемв период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемоговида деятельности, составляющих его работ и (или) услуг;
5) лицензиат повторно (два и более раза в течение календарногогода) совершил нарушение установленного нормами права порядка приема наличных денежныхсредств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующихаппаратов и (или) специальных компьютерных систем. В последнем случае лицензирующийорган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основаниипредставления налогового органа или другого государственного органа, контролирующегов пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.
Лицензия также может быть аннулирована по решению судав случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или)дополнений, а также о продлении срока ее действия (ч.2 п.34 Положения). При принятиирешения суда не имеют значения причины, по которым лицензирующий орган принял решение,признаваемое незаконным. Не взирая на то, что суд оценивает действия лицензирующегооргана, принятие судебного решения об аннулировании лицензии по рассматриваемомуоснованию имеет самые неблагоприятные последствия для самого лицензиата.
Основанием для принятия решения суда о прекращениидействия лицензии является нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий,повлекших за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку,нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Перечисленныепоследствия должны быть подтверждены актом компетентного органа.
Лицензия считается аннулированной не ранее чем со дняпринятия соответствующего решения лицензирующим органом. Исключением являются случаианнулирования лицензии в связи с предоставлением лицензиатом недостоверных сведений,неполучения лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о выдаче лицензиии принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении изменений и (или) дополненийи продлении срока ее выдачи. При аннулировании лицензии по этим основаниям она считаетсяаннулированной со дня начала срока ее действия. Лицензирующий орган в течение 5дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этомлицензиата, который в 5-дневный срок со дня получения уведомления обязан возвратитьлицензию (ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, в соответствующийлицензирующий орган (п.35 Положения). При принятии решения о прекращении действиялицензии по иным основаниям лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дняпринятия решения о прекращении действия лицензии письменно уведомляет об этом лицензиатас указанием оснований для прекращения действия лицензии. Лицензиат не позднее дня,следующего за днем получения уведомления, обязан прекратить осуществление лицензируемоговида деятельности.
Аннулирование, приостановление или прекращение действиялицензии лишает лицензиата права на осуществление вида деятельности, подлежащеголицензированию. Следует иметь в виду, что нарушение этого правила влечет неблагоприятныепоследствия не только для лицензиата, но и для его контрагентов. Сделка, совершеннаяорганизацией со статусом юридического лица, не имеющей специального разрешения(лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительнойпо иску учредителя (участника) этой организации или государственного органа, осуществляющегоконтроль или надзор за деятельностью организации, если другая сторона в сделке зналаили в силу положений акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности,но совершила такую сделку умышленно или по неосторожности (ст.174 ГК). В соответствиис правилом ч.2 п.16 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства,регулирующего недействительность сделок» правила ст.174 ГК в силу п.2 ст.22ГК применяются к сделкам, совершенным индивидуальным предпринимателем, не имеющимлицензии на соответствующий вид деятельности. Если суд принимает решение о признаниисделки недействительной в связи с отсутствием у одной из ее сторон лицензии, каждаяиз сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п.2 ст.168 ГК).
Кроме этого осуществление деятельности без специальногоразрешения (лицензии), когда наличие такого разрешения является обязательным, влечетприменение мер административной или уголовной ответственности (ст.12.7 КоАП, ст.233УК).
В завершение рассмотрения настоящего вопроса ещё разследует отметить, что государство предоставляет возможности свободного использованияспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности.
Вместе с тем, в ряде случаев установленных законом,экономическая деятельность может запрещаться по различным основаниям и в различныхнормативно-правовых актах. Такую деятельность можно условно разделить на две группы:виды экономической (хозяйственной) деятельности, которыми нельзя заниматься ни прикаких условиях и виды экономической (хозяйственной) деятельности, занятие которымиразрешено лишь при наличии определенных условий. Одним из условий осуществленияопределенных видов хозяйственной деятельности является наличие для этого специальногоразрешения (лицензии).
Лицензирование — это комплекс реализуемых государствоммер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополненийв лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий,прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлениилицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Для лицензирования присущ ряд принципов: защита интересовнациональной безопасности и общественного порядка Республики Беларусь; защита прави свобод граждан; защита нравственности и здоровья населения; охрана окружающейсреды; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядкалицензирования на территории Республики Беларусь; гласность и открытость лицензированияи соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Заключение
 
В настоящей работе быларассмотрена тема «Государственное регулирование хозяйственной деятельности».Проведённое в работе исследование позволяет определить следующие основные выводы.
Государственное регулированиехозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельностьсоответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которыепосредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленныхцелей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственнуюдеятельность в стране. Меры государственного воздействия на экономику и их пределыопределяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночногорегулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития внеобходимом обществу направлении. Государственное регулирование хозяйственной деятельностиосуществляется в определённых формах с использованием различных методов, которыеусловно можно разделить на административные и экономические.
Государственный контрольв сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюденияиндивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациямитребований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности.За последние годы в Республике Беларусь государством существенным образом пересмотреныподходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью.С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствованииконтрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» определен единыйпорядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, в целях создания дополнительныхусловий для развития эффективных форм хозяйствования.
Государство предоставляет возможности свободного использованияспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности.
Вместе с тем, в ряде случаев установленных законом,экономическая деятельность может запрещаться по различным основаниям и в различныхнормативно-правовых актах. Такую деятельность можно условно разделить на две группы:виды экономической (хозяйственной) деятельности, которыми нельзя заниматься ни прикаких условиях и виды экономической (хозяйственной) деятельности, занятие которымиразрешено лишь при наличии определенных условий. Одним из условий осуществленияопределенных видов хозяйственной деятельности является наличие для этого специальногоразрешения (лицензии).
Лицензирование — это комплекс реализуемых государствоммер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополненийв лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий,прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлениилицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Для лицензирования присущ ряд принципов: защита интересовнациональной безопасности и общественного порядка Республики Беларусь; защита прави свобод граждан; защита нравственности и здоровья населения; охрана окружающейсреды; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядкалицензирования на территории Республики Беларусь; гласность и открытость лицензированияи соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятымина республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. — Минск, 2010;
2. Гражданский Кодекс Республики Беларусь 07 декабря 1998 года № 218-З // Эталон- Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2010;
3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон РеспубликиБеларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс]// Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
4. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от22 июля 2003 г. № 226-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центрправовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
5. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развитияРеспублики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2010;
6. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2010;
7. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2010;
8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента РеспубликиБеларусь от 14 июля 2003 г. № 17 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
9. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь:Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2010;
10. О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемыхв отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление СоветаМинистров от 27 августа 2007 г. № 1102 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс]// Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
11. О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующегонедействительность сделок: Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от28 октября 2005 г. № 26 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центрправовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2010;
12. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юристь,1999. — 728 с.;
13. Александров Д. Судебная практика // Бюллетень нормативно-правовой информации.- 2004. — № 23. — с.11-14;
14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации. — М: Зерцало, 1997. — 671 с.;
15. Бахрах Д.Н. Административное право. — М: БЕК, 1999. — 335 с.;
16. Вабищевич С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития:монография. В 2 т. Т.1 — Минск: Молодежное, 2008. — 497 с.;
17. Демичев Д.М. Тенденции развития контрольной деятельности законодательныхорганов Республики Беларусь, России и Украины в аспекте минимизации последствийчернобыльской катастрофы: Проблемы правового регулирования общественных отношенийв условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции,Минск, 16 октября 2007 г., УО «БГЭУ». — Минск: Изд-во УО«БГЭУ», 2007. — с.23-28.;
18. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательскоеправо. — М.: Норма, 2000. — 935 с.;
19. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г.Лах — но. — М.: Юристь, 2004. — 416 с.;
20. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник для экономическихспециальностей вузов / Под общ. Ред.В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. — Мн., 2004 г., — 832 с.;
21. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. — М.: Юрид.лит., 1988. — 318 с.;
22. Лазарев И.М. Административные процедуры как способ государственного регулированияв сфере экономики // Административно-правовое регулирование экономических отношений:Сб. статей по материалам пятого «круглого стола» «Лазаревские чтения».- М.: М3-Пресс, 2001. — с.52 — 64;
23. Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономическихотношений на современном этапе // Административно-правовое регулирование в сфереэкономических отношений. — Сб. науч. статей / Отв. ред. М.М. Славин. — М.: МЗ-Пресс,2001. — с.31 — 36.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование виброметра
Реферат Особенности российского избирательного процесса
Реферат The Stranger Essay Research Paper Meursault the
Реферат Народ в лирике Некрасова
Реферат Фізичні особи в римському цивільному праві
Реферат История почты и почтовых марок Гонконга
Реферат Осознание собственной вины Раскольниковым
Реферат Moby Dick Comparing Whaling Now To The
Реферат Анализ торгового предприятия 2
Реферат Анализ и выявление ключевых отличей между подходами к малой и средней предпринимательской деятельности в России и Европе
Реферат Краткий исторический обзор формирования государственного аппарата Китая, правовые основы английской буржуазной революции
Реферат Игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков
Реферат Компьютерное сопровождение технологии вышивания крестиком
Реферат Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Реферат С чего начиналась русская поэзия