Реферат по предмету "Государство и право"


Проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУВПО «Пермский государственныйуниверситет»
 
 
                                                                         Кафедра социальной работы
Проблемы становления и развития ювенальной юстиции вРоссии
 
Выполнил:студент 1 курса дневного отделения юридического факультета, специальности «Социальная работа», Шилов С. В.
Научныйруководитель: старший преподаватель кафедры « Социальная работа» СоболеваЛ. А.
Пермь 2005
Содержание
 
Введение                                                                                                                                       3
1.   Ювенальная юстиция: понятие ипроисхождение                                                          4
            1.1Понятие ювенальнойюстиции                                                                                 4
1.2Исторический путь ювенальнойюстиции                                                               5
     2.   Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ                                                10
             2.1 Основные проблемы становления и развития                                           10
              2.2 Ростовская региональная модель ювенальной юстиции                                  11
2.3 Основные направления предупреждения преступностинесовершеннолетних на    общегосударственном и региональном уровнях                                                         14
3.   Перспективы ювенальной юстиции вРоссии                                                           18                                                               3.1 ПроектФедерального закона                                                                               19
3.2 Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие                                            21
3.3 Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ          22
  Заключение                                                                                                                                23
  Список использованной литературы                                                                                      24
  Приложения
                                
Введение
В настоящей работе предпринята попытка исследованияосновных проблем, стоящих  на пути развития и становления ювенальной юстиции вРоссии, состояния и динамики преступности несовершеннолетних как вобщероссийском масштабе, так и в региональном, а также выявления факторов,способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.
            Актуальностьданной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемойподростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой –необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактикепротивоправных явлений  среди несовершеннолетних, системы предварительногоследствия и дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и,соответственно, методов и возможных вариантов наказания малолетних нарушителейзакона.
            В последние годы,в связи с кризисной социально-экономической обстановкой в нашей стране, уровеньморали и культуры неминуемо падает, и сильнее  всего это сказывается на молодомпоколении. У подавляющего большинства  детей Российской Федерации уровеньправовой культуры крайне низок. Это приводит к большому количествуправонарушений, совершаемых детьми, причем количество тяжких преступленийдинамически растет. Существующий принцип гласит, что незнание закона неосвобождает от ответственности, а большинство правонарушений совершается детьмии подростками именно по незнанию закона. Дети не задумываются о последующейответственности, так как ничего о ней не знают. Другой стороной проблемыявляется и то, что дети не знают своих прав и, тем более, не знают как их нужнозащищать. Это приводит к тому, что они защищают  их любыми известнымиспособами, кроме правовых. Перед обществом, его взрослой частью, встаетобъективная задача заняться формированием правосознания у детей с малых лет.Для решения этой проблемы должна быть создана система государственной поддержкии профилактики, которая разъясняла бы на доступном уровне ребенку его права иобязанности.
            Соблюдение правчеловека начинается с соблюдения прав ребенка. Отсутствие должного внимания состороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать какнесоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека иКонвенции о правах ребенка.
Все болееактуальной становится проблема создания в России системы ювенальной юстиции,хотя более понятным и точным является термин «юстиция, обеспечивающая защитуправ, свобод и законных интересов несовершеннолетних».
            К сожалению, дажесреди наиболее квалифицированных ученых и специалистов в области разработкизаконодательства о совершеннолетних нет единого мнения о том, что же такое«ювенальная юстиция» и насколько она необходима в России. Попробуемсформировать собственное видение данной проблемы.
1. Ювенальная юстиция: понятие ипроисхождение.
1.1Понятие ювенальной юстиции.
В 19 веке, впервые возникла проблема социализации тойчасти молодежи, поведение которой не соответствует социально одобряемым нормами ожиданиям. Вероятнее всего, подобная проблема существовала и ранее, но всвязи с тем, что действующие на тот период времени органы и структуры, в чьеведение были отданы проблемы девиантных подростков, исчерпали себя в этойотрасли, вопрос встал особенно остро. На волне ощущения остроты появившейсяпроблемы и возникли иные принципы и схемы работы, которые получили своевыражение в форме ювенальной юстиции (от англ. juvenile justice).
Говоря о ювенальной юстиции мы, в первуюочередь, имеем в виду весьма сложное множественное целое – комплекс концепций и«схем» влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействияна человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), атакже социальные институты.[1]В основе такого видения ювенальной юстиции лежат две предпосылки:
Во-первых, ювенальную юстицию целесообразнорассматривать не просто выделяя специфических для нее действующих лиц (судей,социальных работников, пробаторов), но и предполагая, что они своими действиямиреализуют особые («ювенальные») концепции, проекты и «схемы» работы. Этиконцепции, модели работы и «схемы» нельзя рассматривать как что-то раз инавсегда сложившееся – они были и остаются предметом специального поиска исовершенствования. Изменение концепций и моделей приводит к соответствующимизменениям в практике.
Во-вторых, важно подчеркнуть момент множественности иразнообразия действующих лиц и концепций, обеспечивающих их функционирование.Система ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом,уникальной констелляцией концепций и форм организации (схем) деятельности,определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такойсистемы реализуется не только множественность, но и особая связь кооперацииразличных специалистов, позволяющая им взаимодействовать в относительномединстве. Сложность обсуждаемого целого внешне выражается в том, что  системыювенальной юстиции различных стран имеют довольно существенные различия.
Принципиальным для возникновения как, собственно,структуры и системы ювенальной юстиции, так и ее понятия, стало соединение двухразнородных социокультурных образований – формально-юридически организованнойсистемы государственных судов и личностно определяемого попечения о детях.Именно соединение таких, казалось бы взаимоисключающих образований, привело квозникновению уникального способа работы с детьми-правонарушителями, подвлиянием которого была фактически перестроена вся система уголовного правосудиядля несовершеннолетних.
На основе изложенного материала можно утверждать, чтопонятие ювенальной юстиции нельзя заключить в рамки какого-либо формальногоопределения. Это понятие настолько многогранно и многопрофильно, что егоосновополагающие черты весьма сложно объединить в одной формулировке. Однако,что мы можем утверждать точно, так это то, что существо ювенальной юстициисостоит не только в подчинении судебной власти задачи решения проблемынаказания малолетнего правонарушителя. Особое место здесь занимают задачи,доселе судами нерешаемые – задачи социализации молодых людей и обеспечения ихбудущего в качестве законопослушных членов общества.
1.2Исторический путь ювенальной юстиции
Знание истории предметаисследования дает в руки ключ к раскрытию его сущности и перспектив развития.Это особенно актуально для ювенальной юстиции. Без знания ее истории оченьтрудно почувствовать ее специфику: почему ювенальной юстиции не было и почемуона возникла?  Почему ювенальная юстиция отклоняется от общих процессуальныхканонов и несмотря на это считается эффективной?  Почему, наконец, именноювенальную юстицию считают прообразом правосудия будущего?
Историческоепрошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким инесправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека – отантичного мира и средневековья до середины 19 века. Меч правосудия был поотношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержаниюнекоторых историко-правовых источников и следующих моментов общего плана:
v  В юриспруденции техвремен не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периодажизни человека;
v  Как следствие этого,в правовых актах не обнаруживается юридических правил  специальной защиты детейи подростков в суде, после освобождения из них. Можно даже предположить, чтоюристов древности, средневековья и раннего «капитализма» дети-преступники каксамостоятельная демографическая группа не интересовали.
v  Соответственножестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершалипротивоправные поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослымпреступникам. Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнемуребенку и взрослому бьет сильнее ребенка.
И все же нельзяутверждать категорически и однозначно, что римское право, более поздниеправовые акты средневековья и тем более законодательство 18-19 вв. вообще неоставило нам никаких юридических свидетельств того, что существовали попыткиоградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное деяние. Чтобыубедиться в обратном, необходимо вспомнить некоторые положения римского права.Начнем с норм гражданского права. Это обусловлено тем, что судебная защитанесовершеннолетних исторически возникла  в гражданском, а не в уголовном праве.
В Дигестах императораЮстиниана (4 в.н.э.) в книге четверной, есть титул 4, озаглавленный «О лицах,недостигших 25 лет». В п.1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана,римского юриста, префекта претория: «Следуя естественной справедливости,претор установил этот эдикт, путем которого предоставил защиту юным, так каквсем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой инепрочной и подвержена возможностям многих обманов этим эдиктом претор обещалпомощь и защиту против обмана…»[2]
Далее идет по текстуэдикта, из которого ясно, что защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют ихпопечители и речь главным образом идет о сделках с имуществом. В титуле 4 естьеще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершенияэтими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда– нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному пониманиюбудет высказывание того же Ульпиана, где  он отвечает на вопрос, нужно лиоказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение.  «Инужно признать, — отвечает Ульпиан, — что при правонарушениях не следуетприходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если онумышленно совершил воровство или противоправно причинил ущерб, помощь неоказывается».[3]
Римское право оставило нам еще одно свидетельство защитыдетей государством – это доктрина государства-отца (parens patriae). Государство объявляетсявысшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась(декларировалась) не один раз.
Если говорить о том, чтонам оставил античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних иоб их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только онаказаниях детей и подростков. Процессуальный статус стал интересовать юристовзначительно позднее.
В законах 12 таблиц был впервые сформирован принцип прощениянаказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторыхпоследующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона, формулировалсякак прощение, оправданное несовершеннолетием.
В законах 12 таблиц речьшла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий:
1.   Когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта;
2.   Когда сам преступный акт не был доведен до конца;
Этот принцип в течение длительного времени былраспространен в странах,
воспринявших римское право.
Жестокость, игнорирование детства как естественногосостояния человеческой личности более всего характерно для средневековыхправовых актов. Известные швейцарские исследователи преступностинесовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своихмноголетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетнихсвидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшеговозраста. К ним применялись все виды и иных  наказаний, которые применялись квзрослым преступникам.
            И хотя вомногих законодательных актах того времени («Швабское зеркало»-сборникгерманских законов 12 века.; «Каролина»-уголовно-судебное уложение короля Карла5, 16 век) нашло отражение упомянутого прощения наказания, в самих законах былиоговорки, позволяющие этот принцип обойти.[4]
            Дальнейшееразвитие уголовного права и правосудия давало все больше отклонений от принципапрощения наказания, когда речь шла о несовершеннолетних. Это было отражениеммрачной эпохи средневекового правосудия.
            Дальнейшееразвитие восстановительного правосудия (ювенальной юстиции) прочно связано с 19веком, а точнее с его второй половиной, которая ознаменовала собой постепенное,но неукоснительное изменение указанного традиционного отношения кнесовершеннолетним правонарушителям. Поворот правосудия не был случайным, егоготовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс,чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьбас детской и юношеской преступностью обречена на неуспех.
            Импульс возник ввиде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце 19 века.Достижения технического прогресса породили определенные новшества вэкономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца19-начала 20 вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг иправонарушителей. Существующие в то время средства борьбы с преступностью можнооценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним – какпровоцирующие новые преступления.
            2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс) на основании «Закона о детях покинутых, беспризорных ипреступных и о присмотре за ними» был утвержден первый в мире суд по деламнесовершеннолетних. Принятие Закона и создание ювенального суда былоинициировано женщинами-реформаторами Люси Флауер из Чикагского женского клуба,Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз», обществом патроната ( Visitation and Aid Society). Необходимо отметить, что название Закона точноотражает переворот в понимании проблем преступности несовершеннолетних, которыйпроизошел в конце 19 века.
            Созданиечикагского суда по делам несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала20 века, но сразу обнаружило неодинаковый подход в разных странах к видууказанной юрисдикции.
            Автономнаяювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко обозначились дваварианта:
1.   Автономные суды, не связанные  с общим судом;
2.    Составобщего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних;
Особыйинтерес представляет национальный опыт стран, где суды по деламнесовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция,Германия и Россия.
Первыйсуд по делам несовершеннолетних в России был открыт в г. Санкт-Петербурге 22января 1910 года.
Дальнейшеераспространение новой судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такиесуды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске,Саратове.
Помнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научногосотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой «российскаямодель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70 % несовершеннолетнихправонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзорпопечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался какорган социального попечения о несовершеннолетних».[5]
В Россиифункции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировойсудья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, атакже взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунскогопроизводства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого судаосуществлял надзор  за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетнихпреступниках. Именно поэтому российские юристы рассматривали суд длянесовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем,действующий в судебном порядке».
Позднее, в1913г., в компетенцию «детского суда» были включены дела о беспризорныхнесовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу егогражданского и опекунского судопроизводства.
Необходимотакже проанализировать длительный послереволюционный период российскойювенальной юстиции (1917-1959гг.). Это позволит понять характер действующегоправосудия по делам несовершеннолетних.
Автономнаяроссийская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17января 1918 года и была заменена на другую систему, которая, по-мнениюсоздателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению сдетьми и подростками. Преобразования судебной системы начались в январе 1918г.и были продолжены через два года после этого – в марте 1920г.
Декрет от17 января 1918г. «О комиссиях о несовершеннолетних» внес существенные измененияв российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремноезаключение и суды для них.
Для техлет непривычной была ведомственная принадлежность созданных комиссий по деламнесовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата общественного призрения.Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения,просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.
Вкомпетенцию комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственностиили направление их в одно из «убежищ» Наркомата, сообразно характерусодеянного.
30 июля1920г. была опубликована разработанная Инструкция «о работе комиссии онесовершеннолетних». Это медико-психологический и педагогический документ,определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политикив отношении несовершеннолетних. Заседания комиссий о несовершеннолетних былипубличными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковатьфамилии несовершеннолетних.
Преимущественноеучастие неюристов в заседаниях и в принятии решений о судьбе несовершеннолетнихснижало юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенностьдетей и подростков в этих комиссиях. Приходится с сожалением отметить, что этотизъян оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровеньправовой защищенности подростков сохранился до наших дней.
В то времяреалии жизни заставили вскоре вспомнить о судах. Ведь подростки совершали нетолько малозначительные поступки, но и вполне серьезные и опасные преступления.Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий небыло средств.
В феврале1920г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «Осуде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4марта 1920г.
В отличиеот декрета 17 января 1918г. новый декрет допускал передачу делнесовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия онесовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогическиемеры.
В 20-егоды вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебныеформы борьбы с преступностью несовершеннолетних. В УПК РСФСР (ред. 1923) быласформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, котораявключала правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования кпрофессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.
Впервыебыло сформулировано правило о недопустимости рассмотрения делнесовершеннолетних без участия защиты.
К огромномусожалению, эта, вторая, модель ювенальной юстиции развития не получила. Однако,последующие нормативные акты  выявляют отчетливую тенденцию карательнойпереориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.
Формальнымрубежом карательной переориентации уголовной политики в отношениинесовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935г. «Омерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление  это надолгие годы определило недемократическую прокурорскую и судебную практику вотношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связатьего с другими постановлениями, положившими начало политическим репрессиям инасилию в нашей стране.
Надо бытьблагодарным ходу истории. Все документы, определяющие карательную ориентациюправосудия утратили силу с принятием нового уголовного и процессуальногозаконодательства.
Думаю,что, несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40 гг.,необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы избежатьповторения прошлых, жестоких ошибок. Знание механизма нарушения законностипозволит выработать средства противостояния ему.

2. Сегодняшний день ювенальнойюстиции в РФ
2.1 Основныепроблемы становления и развития
Ювенальнаяюстиция пока является нетрадиционной формой правосудия. Ее задача состоит втом, чтобы без суда примирить потерпевших с несовершеннолетними преступниками.Это означает, что совершивший преступление малолетний правонарушитель можетбыть оправдан без судебного разбирательства, если он признает вину, захочетисправиться и возместить пострадавшим причиненный ущерб.
Сегодня мыеще не очень сильно продвинулись в области подобных форм правосудия. Стоитвыделить ряд проблем, которые прямо или косвенно способствуют этому. Во-первых,некоторые российские специалисты в области ювенальных технологий склонныклассифицировать их на три группы:
v  философские;
v  институциональные;
v  процессуальные;
Первыйуровень проблем ориентирован на социальный статус личности в государстве. Унас, на психику и мироощущение «родимыми пятнами» накладывается тоталитарноепрошлое, хотя личность не должна являться объектом деятельности государства, адолжна быть субъектом отношений общества и государства. Таким образом,отечественное правосудие должно рассматривать личность, как достойную уважения,иначе мы будем множить правонарушителей.
Второй итретий уровни проблем непосредственно связаны с развитием отечественных судов.Сказать, что состояние судебной системы плохое – не сказать ничего. Российскойсистеме правосудия следует, в первую очередь, заслужить уважение общества, атакже перейти от «культивации» суда присяжных к нормальному развитию этоймодели правосудия. Ювенальная юстиция не может противоречить некоторымпринципам отечественной судебной системы. В частности, критики введения вРоссии восстановительного правосудия утверждают, что оно вместо принципазаконности устанвливает некую форму надправовой справедливости. Но этот принципне отрицается, а лишь трактуется несколько шире: от формальной справедливости ксодержательной.
Крометого, возникает юридическая коллизия и с провозглашенной Конституциейпрезумпцией невиновности: недоказанная и непризнанная никем вина не подлежитискуплению. Здесь доказательство вины играет против тех, кто склонен кутверждению ювенальных технологий в жизнь. Однако, в то же время, ювенальнаяюстиция базируется не на понятии вины, а на понятии виновности. Поэтомугосударство отказывается в этом случае опровергать презумпцию невиновности,давая шанс обществу иными способами урегулировать ситуацию.[6]
С трудомтакже представляется появление в стране восстановительного правосудия безперелома российского менталитета, который сегодня сформирован, по разнымпричинам, больше под влиянием криминальной среды. Таким образом, мы даемподросткам совсем не шанс на исправление и перевоспитание. Мы даем им другоеобразование – знакомство с криминальной средой и тем самым помогаем статьпреступниками. Еще одна сторона российского менталитета заключается в том, чтонаши судьи склонны выполнять свои профессиональные функции чересчур «иронично»по отношению к той категории правонарушителей, которые, мягко говоря, выглядят«непрезентабельно». Вот когда российские судьи научатся говорить с такимиподростками «на их языке», тогда все и получится.
Подобныхпроблем существует еще много. Ни для кого не секрет, что несовершенствороссийского законодательства тоже одна из основополагающих причин практическиполного отсутствия в России ювенальной юстиции. В Государственной Думе залежался проект Федерального Конституционного закона «О внесении дополнений вФедеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» вчасти введения ювенальных судов. 15 февраля 2002 года этот закон прошел первоечтение, но дальше о нем как-то «забыли».
Необходимовнести изменения в российское законодательство в части определениязаконодательным путем сроков рассмотрения дел в специализированных судах.Оказывается, что времени, предусмотренного в обычной правоприменительнойпрактике, не хватает для ювенальной юстиции. Обращает внимание и отсутствие вроссийском законодательстве (впрочем как и в законах других государств,использующих ювенальную юстицию) норм, защищающих права жертвы в рамкахвосстановительного правосудия. На практике это может происходить следующимобразом: все решили, помирились, малолетнего правонарушителя призвалиисправиться и разошлись. Одинпотерпевший не понял, почему пострадал он, а ущерб обязали возместитьгосударству. И так далее…
Тем неменее, специализированные суды уже действуют в Ростовской области, хотя пока ив рамках пилотного проекта с участием ООН. В Воронежской области, республикеСаха (Якутия) прошли парламентские слушания, где, в частности, отмечаласьнеобходимость разработки «нормативно-правовой базы для формирования органовювенальной юстиции», соответствующие положения приняты в Москве,Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Кемеровской области…
Яркимиллюстрирующим примером является Постановление № 220 главы муниципальногообразования Нижневартовский район Хантымансийского автономного округа Тюменскойобласти господина Хохрякова Б.С. «об утверждении положения о ювенальнойюридической службе», где, в частности, говорится, что «ювенальная юридическаяслужба обеспечивает право на защиту детей, находящихся в трудной жизненнойситуации». Абсолютно оправданная и по- человечески понятная инициативагосподина Хохрякова Б.С. требует не осуждения, а незамедлительного правовогорегулирования.
Однако,зарубежные специалисты оптимистично настроены по поводу внедрения в Россиивосстановительного правосудия. Представитель правительственной организации поработе с правонарушениями несовершеннолетних в Великобритании «Wandsworth Youth Offending Team» Гай Мастерс на одной из многочисленных конференций попроблемам ювенальной юстиции, заявил, что в России практика ювенальной юстицииразвернется гораздо быстрее, чем, например, в Великобритании. Хотелось быверить…
2.2Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
 
Всоответствии с Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года, утвердившимосновные направления государственной социальной политики по улучшению положениядетей («Национальный план действий в интересах детей»), в числе мер поукреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальнойюстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних.Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции обусловленаобязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международногоправа в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Российское законодательство,в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в соответствие не толькос нашей Конституцией, но и с принципами и нормами международного права имеждународными договорами.
Сегоднявозможно применение норм международного права, которые стали частью правовойсистемы России. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепленный вКонституции РФ, начинается с обеспечения прав и свобод несовершеннолетнихграждан.
Несмотряна многочисленные проблемы становления ювенальной юстиции в РФ, нам все жеудается соблюдать международные правовые стандарты и осуществлять контроль занадлежащим исполнением существующего законодательства о профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (например за работойкомиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Одним изпримеров такой прогрессивной работы может служить реализация проекта программыразвития ООН «Поддержка осуществления правосудия в отношениинесовершеннолетних» (ПРООН) в Ростовской области.
В 2000 году в Ростовской области побывала делегацияПредставительства ПРООН в
 РоссийскойФедерации, котораяпознакомилась с организацией работы судов, Управления Судебного департаментапри Верховном Суде РФ вРостовской области, прокуратуры, правоохранительных органов и органов иучреждений государственнойсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитыих прав. Она сделалавывод о том, что названные службы готовы к работе в системе ювенальной юстиции.Было заключено «Соглашение о сотрудничестве» между Ростовскимобластным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской областии Представительством программы развития ООН (ПРООН) в РоссийскойФедерации".
После Москвы и Санкт-Петербурга в которых проекты ПРООНосуществляются уже несколько лет, Ростовская область стала третьим регионом России, к сотрудничеству скоторым приступило ПредставительствоПРООН Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта — познакомить работников судебной системы,правоохранительных органов, органов и учрежденийсистемы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмомосуществления правосудия,соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом
Согласно данному проекту с 1 января 2001 г. в районных судах г.Ростова-на-Дону, помимо существующейспециализации федеральных судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, введены новыедолжности — социальные работники при судах. Их задача — оказание помощи судье в исследовании личностинесовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды,причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и реабилитации.Деятельность социальных работников финансово поддержана ПРООН. Для наблюдения за ходом реализациипроекта и его поддержки при Ростовском областном суде создан координационный Совет.[7]
Судья прирассмотрении дела преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает мерыпо выявлению причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощиподростку. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.
Социальный работник взаимодействует с органами и учреждениями государственнойсистемы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при решении конкретныхпроблем подростка, оказавшегося  в конфликтес законом (по продолжению обучения, трудоустройству, разрешению конфликтных ситуаций в семье и т.п.).Многие подростки нуждались в психологической помощи, оказание которой было организовано социальнымиработниками при судах на базе Ростовского областного центра психолого — педагогической  и  медико- социальной помощи Министерства общего и профессионального образования области, Психологическогоцентра управления образования г. Ростова-на-Дону.
В необходимых случаях для индивидуальной профилактическойработы с семьями, социальное положение которых было неблагополучно, социальные работники при судепривлекали специалистов органов социальнойзащиты. Контроль за поведением подростка осуществляется судом с помощьюсоциального работника при суде и послевынесения судебного решения. Случаев повторного совершения правонарушений подростками, прошедшими через новую процедурусудопроизводства, не зарегистрировано. Об эффективности проекта свидетельствует и статистика, например, за 6месяцев 2001 года в г. Ростове-на-Дону отмечено снижение показателейпреступности несовершеннолетних.
В реализации проекта ПРООН и в создании региональноймодели ювенальной юстиции активное участие принимают различные общественные правозащитные организации. Ких работе на общественных началахпривлекаются добровольцы волонтеры (например, студенты — будущие юристы,педагоги, психологи). Входе реализации проекта ПРООН в Ростове-на-Дону в первом полугодии 2001 г. поинициативе координационногоСовета создана и действует специализированная юридическая консультацияадвокатов «Ювенал».
Заключены договоры с Ростовским госуниверситетом о сотрудничестве:введена специализация студентовпо проблемам ювенальной юстиции, организовано прохождение ими практики в судах.В дальнейших планах — организация бесплатной юридической помощи несовершеннолетним на базе судов по типу существующих в некоторых регионахРоссии и за рубежом «юридических клиник» с участием специалистов вузов и студентов.
В 2001 году поинициативе областного суда Управления Судебного департамента при Верховном СудеРФ в Ростовской области и прокуратурыобласти проведена серия рабочих совещаний с судьями, работниками следственныхорганов, прокуратуры, органов и учреждений системы профилактики, средствмассовой информации по разъяснению положениймеждународных норм в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
При поддержке ПРООН и Института «Открытоеобщество» областным судом проведены три конференции: в феврале 2001 г. — с участием ведущихюристов — ученых, а также судей и социальных работников г. Санкт-Петербурга (по обмену опытом); вапреле 2001 г. — Международный научно — практический семинар «Правосудие в отношении несовершеннолетних:зарубежный и российский опыт» (с участием специалистов по ювенальной юстиции Франции и Швейцарии); в сентябре2001 г. — симпозиум «Ювенальная юстиция: „мультидисциплинарныйподход“ в рамках 3-й Международной конференции „Серийные убийства и социальная агрессия: что ожидает нас в XXI веке?“, в котором приняла участиеделегация Саратовской области(там в 2001 году началась реализация аналогичного проекта ПРООН).
Полученный за не столь продолжительный период опытреализации проекта ПРООН позволяет сделать некоторые предварительные выводы.Прежде всего, определены региональные минимальные стандарты показателей качества жизни детей, впервую очередь детей, оказавшихся в конфликте с законом, а также выработаны рекомендации по оптимальному взаимодействиюразличных социально — профилактических службкак между собой, так и с судом в отношении   несовершеннолетних, преступившихзакон.
Последнее обстоятельство особенно важно в связи сподготовкой Законодательным собранием Ростовской области проекта областного закона „Обосновных гарантиях прав ребенка в Ростовской области“. В составе рабочей группы по егоподготовке участвуют представители областного суда и Управления Судебного департамента.
Представляется, что социальный работник при суде — это работник органовсудебной власти, а именно исполнительногооргана судебной власти — Судебного департамента. Введение этой должности вовсех судах позволило быобеспечить судам надлежащее исполнение рекомендаций Пленума Верховного Суда РФот 14 февраля 2000 г.
При соответствующей поддержке Верховного Суда РФ и Судебногодепартамента при Верховном Суде РФ Ростовский областной суд готов в порядке эксперимента ввести во всехсудах области должности социальныхработников (организационно включив их в структуру Судебного департамента).Предлагаем также на базе Ростовской области создать Центр поддержки судебно — правовой реформы и ювенальной юстиции.
Восстанавливая наш отечественный дореволюционный опыт деятельностимировых судей по делам несовершеннолетних, инициаторы создания в Ростовесистемы ювенальной юстиции предлагают передать из районных судов мировым судьямрассмотрение материалов, направляемыхв суды в соответствии Федеральным законом „Об основах системы профилактикибезнадзорности иправонарушений несовершеннолетних“; для их рассмотрения можно было бывыделить специализированногомирового ювенального судью.
2.3 Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетнихна общегосударственном и региональном уровне .
 
Криминология несовершеннолетних – важное направлениекриминологической науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработаннойв этом направлении является проблема контроля государства и общества надпреступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этойпроблемы должна лежать концепция государственной политики предупрежденияпреступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попыткапредложить основы такой концепции.
Политика предупреждения  преступности не имеет  вполнесложившегося толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами иработниками системы правоохранительных органов терминов, наиболеераспространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную,психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причини мотивации совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин  не«борьба», а «предупреждение».[8]
Так, государственная политика предупреждения преступностинесовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность системыгосударственных и негосударственных институтов по формированию и реализацииосновных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явленияпреступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государстваот преступных посягательств.
Государственная политика предупреждения  преступности неавтономна. Она является важным компонентом политики в сфере укреплениязаконности и правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферыжизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку политикапредупреждения преступности воздействует на все основные сферы государственнойполитики. Каждая сфера должна стремиться к тому, чтобы иметь своим особымобъектом детей. Национальная политика нашего государства  в отношениинесовершеннолетних нашла выражение в обязательных по выполнению: Конвенции оправах ребенка, взятых на себя РФ; в Основных направлениях государственнойсоциальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальныйплан действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14.09.95г. № 942; в Указе Президента РФ от 1.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах пореализации Всемирной декларации об  обеспечении  выживания, защиты и развитиядетей в 90-е годы»; в президентской программе «Дети России», утвержденнойУказом Президента РФ от 18.08.94г.
Предупреждение преступности несовершеннолетних, согласноподходу, по которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектомдетей, является компонентом общей политики государства в сфере предупрежденияпреступности. С другой стороны, политика предупреждения преступностинесовершеннолетних – компонент национальной политики государства в отношениинесовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно включение целевойпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на1997-98 годы» в президентскую программу «Дети России».
Явление преступности несовершеннолетних занимает особоеместо среди проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии. Этаособенность придает специфику целям  политики предупреждения преступностинесовершеннолетних. С одной стороны,  ее цель – защита прав и интересовнесовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и преступныхпосягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политикипредупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросыкриминологической и правовой практики.
 С позиции формулирования цели не вызывает сомнениярешения одной из важнейших задач при разработке концепции ювенальной юстиции –обоснование комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних.Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, — это судмежотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются  в комплексе вопросы каксудебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересовнесовершеннолетних как цель политики), так и юридической их ответственности засовершенные проступки и правонарушения ( одна из форм защиты общества отправонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цельполитики).
Игнорирование двойного содержания  цели политикипредупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых кнеобоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних,  на которыхраспространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространствазадана преступным поведением подростка.
Предложенное понимание цели государственной политикипредупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов изащита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних –очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовыеположения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:
-     Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативныхтенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностьюнесовершеннолетних;
-     Социально-психологического состояния общества,  его позитивных инегативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностьюнесовершеннолетних ;
-     Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих напрогнозные оценки;
-     Социального контроля (формального и неформального, внутреннего  ивнешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих надисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;
-     Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства ивозможностями (финансовыми, организационными,  правовыми) ее реформирования иразвития.
В политике предупреждения преступности выделяют 3взаимосвязанных элемента:
Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношениягосударства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процессформирования политики предупреждения преступности;
Второй – деятельность государственных и негосударственныхинститутов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способыреализации политики.
Третий – последствия.  Это показатель эффективности политикипредупреждения преступности.
Пониманию взаимосвязи политики  как идеи и политики какпрактики способствует анализ направлений трансформации принципов политикипредупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права онитрансформируются прежде всего в определении:
-     объема и характера уголовно-правового запрета (проблема криминализации идекриминализации);
-     видов и пределов санкций ( проблема пенализации и депенализации);
-     направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых нормна правосознание молодежи.
Государство располагает многими средствами реализацииполитики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:
-     социальная профилактика (меры,  направленные на защиту прав и интересовнесовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования,труда, досуга).
-     Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правовоговоспитания).
-     Криминологическая профилактика (меры,  направленные на ослабление,блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).
-     Виктимологическая профилактика (меры,  направленные на формированиебезопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвойпреступления и ослабление виктимогенной среды).
-     Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствамуголовного права. Процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого –обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.
Право в политике – регулятор формирования и средствореализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направленийправовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетнихдолжны стать:
-     разработка критериев определения профилактического потенциала права;
-     расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счетболее широкого включения в него норм гражданского, административного
трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании»,закона «О занятости населения РФ».
-     Увеличение числа профилактических норм в УПК и УИК РФ;
-     Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетнимв рамках уголовно-правовой процедуры;
-     Разработка правового регулирования осуществления процедурысобеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семейвстречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшениявероятности повторного его возникновения.[9]
Систему субъектов формирования и реализации политикипредупреждения преступности несовершеннолетних должны образовыватьгосударственные и негосударственные институты. Особое место среди институтовреализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимаетсистема «правоохранения».
Цель системы правоохранения –обеспечение безопасности вобществе ( защита человека, общества и государства  от преступных посягательств)путем реализации закона и других норм права.
Субъектами политики предупреждения преступностинесовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако вотличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступностинесовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабостигражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций,государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.
Проблема участия граждан и различных объединений как впроцессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживаетсамостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правовогорегулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать трипринципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка(система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая исоциальная защита.
Политика предупреждения преступности имеет три уровня:федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенностиформирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежитконституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующихосновные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместномведении РФ и ее субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупрежденияпреступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципыполитики:
1.Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения,которая нуждается в повышенной защите.
-     Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
-     Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группысоциальной и правовой защиты;
-     Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
-     Организация подготовки специалистов, использующих дискреционныеполномочия.
2.Подходк проблеме с учетом ее приоритетности:
-  решение всех задач, связанных спредупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы»общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависитбудущий уровень безопасности общества.
-     последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципапротекционизма.
-     Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализацииосновных прав несовершеннолетних.
-     Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных насоциальную криминологическую и виктимологическую профилактику.
3.Подходк процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципаповышенной юридической защиты прав несовершеннолетних.
-     Усиление профилактического потенциала права.
-     Принятие специальных законов и специальных процедур длянесовершеннолетних.
-     Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.
-     Специализация следователей, прокуроров, судей.
-     Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.
4.Подходк проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.
-     Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости отхарактера и тяжести деяния.
-     Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.
-     Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласнокоторому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться вкачестве крайней меры.
1.   Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
-     Формирование многоуровневой системы предупреждения преступностинесовершеннолетних.
-     Создание системы координации предупредительной деятельности всоответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневогоподхода.
-     Создание единого пространства профилактики.
-     Образование системы мониторинга деятельности по формированию иреализации политики.Подход к проблеме с учетом региональных условий.
-     Оценка криминогенной ситуации.
-     Реализация принципа полноты региональных инфраструктурыреабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.
-     Максимальное использование для предупреждения преступностинесовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.
-     Принятие законов и иных подзаконных актов.
-     Согласование программ предупреждения преступности на региональном
уровне с программами  потребностями на местном уровне.

3. Перспективы ювенальной юстиции в России
 
3.1Проект Федерального закона
 
15 февраля 2002 г. принят в первом чтении проектфедерального конституционного закона «О внесении дополнений в ФедеральныйКонституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в РоссийскойФедерации»  (в части создания ювенальных судов), в котором, в частности,говорится:
«Статья 1. Дополнить Федеральный КонституционныйЗакон «О судебной системе в Российской Федерации (Собрание ЗаконодательстваРоссийской федерации, 1997, N 1, ст.1) статьей 22-1 следующего содержания:
Статья 22-1. Ювенальные суды.
1. В целях защиты прав несовершеннолетних потерриториальному принципу создаются ювенальные суды.
2. Ювенальные суды в пределах своей компетенциирассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, вкачестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновьоткрывшимся обстоятельствам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельностиювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»
Проект закона был внесен депутатами ВикторомЗоркальцевым (КПРФ), Екатериной Лаховой (ОВР), Гаджи Махачевым («Народныйдепутат»), Еленой Мизулиной (СПС), Анатолием Чекисом (АПР), Александром Чуевым(«Единство»), Татьяной Ярыгиной («Яблоко»). Подготовлен рабочей группой, возглавляемойпрезидентом фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) Олегом Зыковым.
Этот проект – первый шаг на пути квосстановительному правосудию. Одновременно это хороший пример эффективностиобщественного лоббирования: проект продвигался усилиями фонда НАН иобщественного центра «Судебно-правовая реформа» Михаила Флямера и РустемаМаксудова, ювенальные модели отрабатывались в региональных судебныхэкспериментах в Москве и Петербурге.
В пояснительной записке к проекту федеральногоконституционного закона Российской Федерации «О внесении дополнений вФедеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе вРоссийской Федерации» говорится:
«Несовершеннолетние являются одной из наиболеекриминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения.Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примернов 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.
В настоящее время чрезвычайную остроту приобретаютпроблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений,совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.
Действующая судебная система оказалась не готовойгарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастноерассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом,которое закреплено в ст.40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированнойРоссией.
В связи с увеличением количества дел,рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних,а они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются втечение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливогорешения в следственных изоляторах.
Об этом свидетельствуют и цифры:
По состоянию на 1.01.98 г.в следственных изоляторах УИС МВД России несовершеннолетних обвиняемых иподозреваемых содержалось 5% от общего количества лиц, находящихся в СИЗО.
Удельный вес несовершеннолетних в общем числеосужденных составил — в 1996 г. — 10,9%., 1998 г. — 12,3 % (статистикусмотри также в приложениях).[10]
Без радикального совершенствования судопроизводствав отношении несовершеннолетних не возможно говорить о справедливости правосудияв нашей стране.
Изменить такое положение возможно только путемсоздания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по деламнесовершеннолетних, ювенальных судов (термин международный).
Современная судебная система должна рассматриватьребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не какобъект репрессий, а как субъект реабилитации.
Экспертное заключение на проект закона, подготовленное вмае 2002 г. кандидатом юридических наук О.А. Шварц, координатором проекта«Судебная реформа» Российского фонда правовых реформ, гласит:
«Рассматриваемый законопроект, как следует из пояснительнойзаписки к нему, направлен на воссоздание российской ювенальной юстиции, первымшагом к которой является введение в судебную систему России такого понятия, как»ювенальный суд".
По мнению авторов законопроекта, системная разобщенностьныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемаминесовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как вобласти снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, таки в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилийразличных государственных органов и структур, а также негосударственныхорганизаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системыювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.
Институт ювенальной юстиции представляет собой весьмасложный комплекс концепций и «схем» влияния на подростка, его семью инепосредственное окружение, а также социальные структуры. Он включает, в томчисле, ориентирование суда на решение задач социализации молодых людей иобеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества».
Однако данный проект закона вызвал у членов экспертнойкомиссии и ряд возражений. В частности, «вызывает возражения и определение,данное в самом общем виде, специализации ювенальных судов, так как всоответствии со статьей 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком(несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнеговозраста. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями(лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опекии попечительства, прокурором и судом. И лишь несовершеннолетний, признанный всоответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеетправо самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе правона защиту. Согласно части первой статьи 32 Гражданского процессуального кодексаРСФСР способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение делапредставителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежитгражданам, достигшим совершеннолетия. Таким образом, нельзя говорить о делах,стороной в которых выступает несовершеннолетний, поскольку по закону он невправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав».
Тем не менее, принятый проект закона является важным шагомна пути становления ювенального права в России.
Известный политолог Борис Золотухин свое заключение напроект принятого в первом чтении закона завершил следующими словами: «Принятиерассматриваемого законопроекта не означает немедленного введения ювенальныхсудов, но создает необходимые правовые предпосылки к незамедлительному началуэтой крайне необходимой для страны работы».
 
3.2 Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие
Восстановительное правосудие стало в определенном смыслеответом на тот кризис, который переживала ювенальная юстиция.
На протяжении второй половины 20 века и начала 21 века вряде стран происходит качественная коррекция миссии и принципов ювенальнойюстиции, сложившихся в конце 19 века под влиянием реабилитационной парадигмы.Эта коррекция проявилась в реформах и принятии нового законодательства.[11]В принципыювенальной юстиции в ее истории впервые была включена необходимость обеспечениязащиты общества от противоправного поведения молодежи и ответственностиправонарушителей. Эти акценты определенно контрастирует с прежней философией,согласно которой делинквент рассматривался исключительно как ребенок, ставшийжертвой неправильных жизненных установок и заблуждений, ребенок, нуждающийся впомощи, поощрении  и содействии. Сегодня, в противоположность такомупониманию, к примеру, новозеландская модель ювенального суда исходит изследующей, установленной законом цели: обеспечить, чтобы малолетнийправонарушитель «отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственностьза него…, чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность вбудущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществучеловек». Аналогично в Канаде Закон «о молодых правонарушителях гласит:
«…а. 1) подростки ни в коем случае не должны быть приравнены к взрослым, втом что касается уровня их ответственности и последствий их поступков; тем неменее, молодые правонарушители должны нести ответственность за своиправонарушения;
б) хотя общество должно принимать разумные меры, чтобыпредотвратить преступное поведение молодежи, оно должно быть в состояниизащитить себя от любого незаконного поведения;
в) положение молодых правонарушителей требует надзора,дисциплины и заботы; при этом, учитывая зависимое состояние, в котором онинаходятся, степень их развития и зрелости, они испытывают специфическиепотребности и нуждаются в помощи и советах;
в. 1) ресоциализация молодого правонарушителя всякий раз,когда это возможно, направлена на защиту общества, что является одной изосновных целей уголовного права применительно к молодежи; добитьсяресоциализации можно только учитывая потребности молодого человека иобстоятельства, способные объяснить его поведение;
г) если молодых правонарушителей решено привлечь кответственности, следует рассматривать возможность замены судебной процедуры,предусмотренной настоящим законом в целях защиты общества, альтернативнымимерами…».
Провозглашение этих принципов вовсе не стало шагом назад ккарательному подходу: сама коррекция на новой почве  возникновения и расширенияпрактики восстановительного правосудия.
Ответственность правонарушителя здесь понимается каквозникшее в результате преступления обязательство по заглаживанию причиненноговреда, а не наказание.
Противоречие, которое стало возникать в рамках ювенальнойюстиции, — между принципом минимизации контактов с судебной системой инеобходимостью призвать несовершеннолетнего правонарушителя кответственности, — нашло свое разрешение в рамках восстановительногоправосудия. 
3.3 Предложения поформированию системы ювенальной юстиции в РФ
 
Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи,обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращенияиспользования в отношении детей карательных санкций делает актуальной задачусоздания в России системы ювенальной юстиции.
Основополагающим принципом при разработке этой системыдолжно стать положение ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии скоторым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда,административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей,первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.
Ювенальная юстиция должна быть построена на болеегуманистических процессуальных нормах и могла бы включать в себя сетьразнообразных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетнихправонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
В систему ювенальной юстиции в широком понимании должнывходить:
v институтювенального судьи;
v ювенальнаяпрокуратура;
v детскаяадвокатура;
v агентствауполномоченных по правам ребенка;
v инфраструктурасоциальных учреждений и институт социальных работников;[12]
Непосредственное уголовное наказание должно статьчрезвычайной мерой наказания для подростка. Распространенной формойправоприменительной практики, основанной на реализации в отношениинесовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовнымнаказанием, должно стать присуждение подростка к различнымсоциально-психологическим и реабилитационным программам, направленным на егоресоциализацию.
Таким образом ювенальная юстиция должна обеспечивать:
v эффективную профилактикуправонарушений среди несовершеннолетних;
v справедливостьлюбого правового решения в отношении несовершеннолетних;
v защиту прав изаконных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских,административных и уголовных дел, связанных как с их условиями жизни ивоспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями;
v обеспечениесоциализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни;
На сегодняшний день мы вынуждены признать отсутствиеювенальной юстиции в Российской Федерации. Основная часть специалистов пока незадумывается, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно отличатьсяот общего правосудия. Проблемы правосудия в отношении несовершеннолетнихпо-настоящему не изучаются.
Поэтому в обществе недостает знания и понимания этихпроблем. В связи с этим важно своевременно проанализировать развитие судебнойсистемы и увидеть перспективы правосудия в отношении несовершеннолетних сучетом имеющегося российского и международного опыта.
                                                           Заключение
Всегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей – это втри раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи.Специалисты эксперты признают, что лишение свободы для многихнесовершеннолетних – избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить своеотношение к детям, следуя примеру большинства развитых стран, в которыхотношение к ребенку, переступившему закон, иное – его не спешат карать, апредпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из малолетнегозаключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.
Уже более100 лет известна форма судопроизводства, с помощью которой цивилизованноегосударство «протягивает руку» ребенку, сделавшему неверный шаг.
Хочетсяверить, что Россия станет цивилизованным государством, обратясь к своемубудущему, детям.
 

Список использованной литературыНормативно-правовые акты
1.    КонституцияРФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2.    КонвенцияО Правах Ребенка. 20 ноября 1989года.
3.    Минимальныестандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношениинесовершеннолетних (Пекинские соглашения), приняты резолюцией 40/ 33Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985г.Федеральный Конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации», от 31. 12. 1996г. Уголовный кодекс РФ, от 13. 06. 1996г. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, от 18. 12. 2001г. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ, от 24. 07. 1998г. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ, от 24. 06. 1999г. Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» № 533-83, от 09. 09. 1996г.Научная и учебная литератураАстемиров З. А. «Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних». М., 1976г. Лунеев В. В. «Преступность 20 века». М., 1997г. Люблинский П. И. «Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки)». М., 1923г. Мельникова Э. Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». М.: Дело, 2001г. Мельникова Э.Б. «Из истории российской ювенальной юстиции»// Правозащитник. 1998г., №3. Ткачев В. Б. «В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции», статья, «Российская юстиция» № 2, 2002г. «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа». Учебное пособие/ под ред. Л. М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001г. Дигесты Юстиниана: избр. Фрагменты/ пер. и примеч. И. С. Перетерского. М., 1984г. «Каролина»: Уголовно-судебное уложение Карла 5. Алма-ата, 1967г. «Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение». Казань. Издательство Казанского Университета, 1993г. «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних». М., Юридическая литература, 1986г. Правосудие по делам несовершеннолетних: Перспективы развития/ Сб. ст. Вып.1.М., 1999г. Резолюция Всероссийского семинара-совещания «Перспективы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации». 28-30 января 2003 года, г. Санкт-Петербург. Резолюция Всероссийской конференции «Ювенальная юстиция: правовой и образовательный аспекты». 14-15 января 2005 года, г. Ростов-на-Дону. Свод законов Российской империи. Том 15. 1909г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образно–стилiстичний та iконографiчний аналiз iкони "Старозавiтна Триiця" ("Гостиннiсть Авраама")
Реферат Давність української мови
Реферат Immigration Into The USA Essay Research Paper
Реферат Создание web-сайта Богородского Благочиния
Реферат Парадоксы современного сэйлза: здравый смысл или отчетность?
Реферат Дополнительные средства оформления текстов (разработка урока, 11 класс)
Реферат Адище города в ранней лирике Маяковского
Реферат Совершенствование учёта животных на выращивании и откорме
Реферат О. Конт как основатель позитивной науки об обществе - социологии
Реферат 9. 3 Стратегічна ціль. Привабливе для туристів Оперативна ціль. Наявність потужного інформаційного туристичного сайту
Реферат Jules Verne Essay Research Paper Jules VerneThat
Реферат Репрессии 30-х годов. Сущность. Последствия
Реферат Право собственности как проявление отношений собственности. Частная и общественная собственность
Реферат Mystification Essay Research Paper Mystification
Реферат Защита информации в компьютерной сети предприятия