Реферат по предмету "Государство и право"


Правоспособность, наследование и брак в Римском праве

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.   ПРАВОСПОСОБНОСТЬ
2.   ДЕЕСПОСОБНОСТЬ
3.   ВИДЫ БРАКА
4.   НАСЛЕДОВАНИЕ, АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯЗАВЕЩАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
/>/>/>/>Введение
Население Римского государства по своему составу было неоднородно. Оновключало исконных жителей римской общины – свободных римских граждан,включенных в состав государства других народов и рабов. Эти три категориинаселения отличались друг от друга различным объемом прав и обязанностей. Всвою очередь различный правовой статус имело население, составляющую ту илииную категорию. Так, среди свободных римских граждан можно выделить главсемейств и подвластных им лиц. Они пользовались разными правами иобязанностями.
Лицом признавался лишь тот, кто мог быть носителем прав и обязанностей.
К лицу мог относиться как отдельный человек, именуемый в настоящее времяфизическим лицом, так и организация – юридическое лицо.
Рабовладельческое общество признавало лицом, т.е. существом, способнымиметь права, не каждого человека. Это общество было основано на неравенстве;правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не былоприрожденным свойством человека.
Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полнойправоспособностью, невзирая на положение в семье, и никогда не могли претендоватьна таковое.
Задачи: 1) рассмотреть понятие, сущность правоспособности идееспособности граждан в Древнем Риме; 2) исследовать виды брака в ДревнемРиме; 3) исследовать институт наследования, активную и пассивную завещательнуюправоспособность.
Предмет исследования – правовой статус женщин вДревнем Риме.
Методы исследования — анализ документальных источников, наблюдения,сравнения и др.
Исследуемая тема очень широко изучена многими авторами. Теоретическуюбазу работы составили труды таких ученых как Новицкий И.Б., Омельченко О.А., КудиновО.А. и др.
/>/>/>1. Правоспособность
Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом,способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особеннонаглядным свидетельством того, что правоспособность (способность бытьсубъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, апредставляет, как и само государство и право, надстроечное явление на базисеэкономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится всоциально-экономическом строе данного общества в данный период его развития [1;90].
В Риме существовал многочисленный класс людей — рабы, которые были несубъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые(например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью(рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием.
С другой стороны, современное различие лиц физических (т.е. людей) июридических (т.е. различного рода организаций, наделен ных правоспособностью) вРиме разработано не было, хотя и было известно в практике.
Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовалтермин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов илисостояний (status):
1) status libertatis — состояние свободы,
2) status civitatis — состояние гражданства,
3) status familiae — семейное состояние.
С точки зрения status libertatis, различались свободные и рабы; с точкизрения status civitatis, — римские граждане и другие свободные лица (латины,перегрины); с точки зрения status familiae, — самостоятельные (sui iuris) отцысемейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieniiuris, “чужого права”). Таким образом, полная противоположность предполагала:свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.
Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis demi-nutio.Изменение в status libertatis называлось сapitis deminutio maxima (наивысшее,наиболее существенное); изменение status cfivitatis называлось capitis familiaeобозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее).
Регламентация правоспособности не была одинаковой во все периоды римскойистории. Вместе с развитием экономических отношений шло развитие иправоспособности свободных людей. По мере превращения Рима из небольшой сельскохозяйственнойобщины в огромное государство с развитой внешней торговлей пестрые различияправоспособности отдельных групп свободного населения (римских граждан,латинов, перегринов) стали сглаживаться, пропасть между свободным и рабомпо-прежнему оставалась. В конце концов был достигнут крупный для того временирезультат — формальное равенство свободных людей в области частного права [1;92].
Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почвепоявились специальные средства защиты правоспособности — так называемыестатутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником,предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.).
/>/>/>/>/>/>/> 2. Дееспособность
В Римском праве нет понятия дееспособности, однако и в Риме не за каждымлицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.Дееспособность прежде всего зависела от возраста. В Римском праве различалисьследующие возрастные категории лиц:
1) infantes (до 7 лет) — вполне недееспособные;
2) impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) — признавалисьспособными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишьприобретению для несовершеннолетнего (без потерь или установленияобязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращениюправа несовершеннолетнего или к установлению его обязанностей, требовалосьразрешение опекуна (auctoritas tutoris), которое должно было даватьсянепосредственно при самом совершении сделки (не раньше и не позже).
Опекуном обычно был ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего,сделанному в его завещании, или по назначению магистрата. Опекун обязан былзаботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имуществонесовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда этобыло безусловно необходимо. Если несовершеннолетний совершал сделку безразрешения опекуна, то она юридически обязывала его только в пределахполученного от нее обогащения;
3) следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособным. Но по просьбе таких лиц претор(в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться отзаключенной сделки и восстановить то имущественное положение, которое было досовершения сделки (так называемая реституция, restitutio in integrum). Со IIвека н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стало признаваться право испроситьсебе куратора (попечителя). Если совершеннолетний, не достигший 25 лет,испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своейдееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, скоторыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus)попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершениисделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте от 14 (12)до 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать вбрак.
На дееспособность лица влияли также всякого рода душевные болезни.Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились подпопечительством. Телесные недостатки влияли на дееспособность только всоответствующей сфере деятельности; например, в договорах, совершавшихся вформе устного вопроса и ответа, не могли принимать участия ни немые, ни глухиеи т.п..[4; 98]
Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лицаслабовольные, неспособные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества ипотому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения.Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельносовершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение. Иныесделки расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлятьзавещания расточитель не мог.
Долгое время существовали серьезные ограничения правоспособности идееспособности женщин. В республиканском Римском праве женщины находились подвечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классическогопериода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца,ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но невправе принимать на себя ответственность по чужим долгам.
На правовое положение римского гражданина оказывало влияние такжеумаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia,бесчестие. Infamia наступала:
а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особопорочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из такихотношений, где предполагается особая честность (договоры поручения, товарищества,хранения), из отношений по поводу опеки;
б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихсябрака, или ввиду занятия позорной профессией.
В классическом периоде права ограничения, связанные с infamia, былидовольно значительные. Personae infames не могли представлять других впроцессе, а также назначать процессуального представителя себе, также они моглибыть ограничены в области семейно-брачного и наследственного права.
От personae infames отличались personae turpes — лица, которыепризнавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своегоповедения. Наиболее существенными ограничениями для этой категории былиограничения в области наследования.
Имела немаловажное значение такая форма бесчестия, как intestabilitas.Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке вкачестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этойсделки, признается intestabilitas, т.е. неспособным так или иначе участвовать всовершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способносоставить завещание). [4; 150]
/>/>/>/> 3. Видыбрака
Семьяобразуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как «союзмужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного ичеловеческого права» [5; 55]. Это идеалистическая трактовка брака несоответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщинабыла далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этомобщем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связейправовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческогоправа» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, какпроявление требований «божественного права» брачный союз долженотвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера,предпосланным человеческому праву.[5; 60]
Вплоть доЮстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римскийбрак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium междулицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат-дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины,однако не отвечающее требованиям законного брака.[6; 220] Конкубина неразделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под егоpatria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной,мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщинойи одновременно в конкубинате с другой.
Вдоюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах,порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов идаже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, ипрекращавшегося в разном порядке.
Первым видомбыл брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой женапоступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж былподвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutioжены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cummanu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestateсвоего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа илиего paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьимужа.
Второй видбрака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнемудомовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож наконкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основатьримскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлятьежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала подего власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, нежелавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с неюсожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи итаким образом прерывать годичное давностное владение ею.[7; 102] По мнениюпрофессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и какстал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита этапервая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании властиpaterfamilias.[8; 40] Нет сомнений в том, что было время, когда manus и браксовпадали.
Создаваяразличный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manuрезко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключениебрака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был актформальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный видбрака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывалисьопределенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращениябраков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут нетолько по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной изсторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.
Основныеначала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римскогообщества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблениемсвободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Былаустановлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности,введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевшихдетей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sinemanu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну изинтереснейших черт римского брачного права.[8; 45]/>4. НАСЛЕДОВАНИЕ, АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯЗАВЕЩАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Наследованиемназывается переход имущества умершего лица к другим лицам.
Наследование моглосоздавать универсальное преемство. При универсальном преемстве наследник (наследники) получали завещание со всем тем, что должно войти в составнаследственной массы (по долгам завещателю) и должно было уйти из этой массы(по долгам завещателя). Иными словами, наследник приобретал все имущест-венныеправа и обязанности наследодателя. В силу сингулярного преемства наследникприобретал лишь отдельные права на опреде-ленные вещи наследодателя. Это такназываемые легаты.
Наследование возможно было или по завещанию или по закону. В законах XII таблицупоминаются эти два вида наследования. Сочетать два вида наследованиязапрещалось.
Первоначально вРиме существовало наследование, основанное на цивильном паве. Затем появилосьнаследование по преторскому праву. По цивильному паву наследниками по законумогли быть только агнаты. По преторскому праву могли быть и некоторые когнаты.Наследование по преторскому праву характеризовалось более постой формойзавещания, нежели наследование по цивильному праву. В период принципатаразличия, лежавшие в основе двух видов насле-дования были устранены.
Ульпиан так определял завещание:
Testamentum est mentis nostrae iustacontestatio in id sollemniter factum, ut post mortem nostram valeat.
(Завещание есть правомерное выражениеволи, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашейсмерти. [5; 450])
Это определение неточно, в нем нетуказания на основное содержание римского завещания: на heredis institutio,назначение наследника, т.е. универсального правопреемника наследодателя. Междутем без такого назначения нет и завещания. Первоначально требовалось назначениев торжественной форме: Titius heres meus esto или Titium heredem esse iubeo.Только с 339 г. было предоставлено назначить наследника в любых выражениях.
Для того чтобы завещание произвелоюридический результат, на который оно направлено, необходимо было, чтобы а) онобыло совершено в установленной форме; б) лицом, обладающим так называемойактивной завещательной правоспособностью (testamenti factio activa); в) сназначением наследником лица, обладавшего пассивной завещательнойправоспособностью (testamenti factio passiva).
Надо было также, чтобы надлежащимобразом составленное завещание не оказалось в дальнейшем до смерти завещателя пораженнымодним из обстоятельств, которые могли лишить его силы.
По свидетельству Гая, древнейшемправе существовали две формы завещания: а) testamentum comitiis calatis и б)testamentum in procinctu. Та и другая форма была выражением воли наследодателяперед римским народом. Однако порядок совершения этих двух видов завещания, также, как и условия, в которых они совершались, были различны.
1) Завещание comitiis calatisсовершалось в народном собрании по куриям, которое созывалось для этого двараза в год. Завещатель устно выражал свою волю, т.е. прежде всего назначал себенаследника, а кроме того, мог распорядиться о выдаче наследником легатов, могназначить опекуна жене и несовершеннолетним детям и т.п., а затем обращался кнароду с просьбой, по-видимому, в таких приблизительно выражениях: ita do, italego, ita testor, itaque vos, Quirites, testimonium mini perhibitote — так япередаю имущество, отказываю, завещаю, и вы, квириты, засвидетельствуйте это.
В более позднее время это обращение кнароду и самое участие народа в совершении завещания стали простойформальностью. Но в древнейшие времена это было, разумеется, не так. Однако влитературе нет единодушного взгляда на сущность завещания comitiis calatis. Вто время как одни ученые (Зом, Шулин) усматривают в этом завещании не что иное,как arrogatio, т.е. введение постороннего лица в семью для сообщения ему правнаследника по закону, другие (Жирар, Покровский) считают testamentum comitiiscalatis завещанием в собственном смысле, не продолжением, а отступлением отпорядка наследования по закону, для санкции которого и требовалось согласиенарода. Народ мог и отвергнуть rogatio наследодателя и, вероятно, отвергал ее,когда ее содержание не соответствовало обычаям и господствовавшим воззрениям.Многие историки римского права (Иеринг, Зом, Миттейс) полагают, что это правосохранялось за народным собранием еще во время издания законов XII таблиц.
Однако римские юристы усматривали всловах законов XII таблиц «uti legassit super pecunia tutelave suae rei,ita ius esto» признание свободы завещательных распоряжений. Помпонийговорил, что эти слова облекли завещателя «широчайшей властью».Поэтому и некоторые историки римского права (Жирар) считают, что уже в эпохузаконов XII таблиц завещание в народном собрании было только публичнымзаявлением частной воли. Как бы то ни было, но таким оно, несомненно, стало вболее позднее время.
2) Второй формой древнейшегозавещания было завещание in procinctu (по словам Гая, procinctus есть готовое кпоходу, вооруженное войско — expeditus et armatus exercitus).
Обе древнейшие формы завещанияпредставляли ряд недостатков: а) обе формы неизбежно влекли за собою гласностьзавещательных распоряжений, которая не всегда соответствовала интересамзавещателя; б) testamentum comitiis calatis могло совершаться только дважды вгоду в определенные дни, a testamentum in procinctu было недоступно лицам, невходившим в состав войска, в частности старикам и больным, т.е. тем, кто былособенно заинтересован в совершении завещаний.
Практика нашла способ удовлетворитьсоответствующие интересы, использовав здесь, как и в ряде других случаев,mancipatio. Testamentum per mancipationem или testamentum per aes et libramзаключалось в том, что завещатель передавал посредством mancipatio все своеимущество доверенному лицу, familiae emptor, который обязывался выполнитьраспоряжения, делавшиеся тут же завещателем. Держа в руках слиток металла, вприсутствии пяти свидетелей и libripens, familiae emptor произносил формулуmancipatio, приспособленную для данного случая:
Familiam pecuniamque tuam endomandatela tua custodelaque mea esse aio et quo tu iure testamentum facerepossis secundum legem publicam, hoc aere aeneaque libra esto mihi empta.
(Я утверждаю, что твое имуществонаходится по твоему указанию под моей охраной и оно пусть будет мною куплено заэту медь, в соответствии с твоим правом завещать имущество согласно публичномузакону.)
После этого он передавал слитокзавещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался ксвидетелям с просьбой, подобной той, с какой завещатель обращался к народу внародном собрании: «Ita do, ita lego, ita testor, itaque vos, Quirites,testimonium mihi perhibitote».
Устные распоряжения завещателясоставляли nuncupatio, присоединявшуюся к mancipatio и получавшую юридическуюсилу благодаря известному правилу законов XII таблиц: cum nexum facietmancipiumque uti lingua nuncupassit ita ius esto.
Эта форма завещания могла быть,разумеется, использована в любое время. Но, как и древнейшие формы завещания,она делала его гласным. Чтобы избежать этого недостатка, была введенаписьменная форма завещания: после совершения mancipatio завещатель передавалfamiliae emptor'y tabulae testamenti, навощенные таблички, на которых былаизложена воля завещателя, и говорил: «Haec ita ut in his tabulis cerisquescripta sunt ita do, ita lego, ita testor» — «как написано в этих навощенныхтабличках, так я и распоряжаюсь». Вслед за этим tabulae завязывались шнурком искреплялись печатями и подписями как завещателя, так и всех присутствующих присовершении акта семи лиц: familiae emptor, пяти свидетелей и libripens'a.
Один недостаток оставался, однако,общим для обеих разновидностей завещания: familiae emptor становилсяобладателем всего имущества завещателя, после смерти которого он ставился в положениенаследника, heredis loco. Правда, исполнение им обязанностей, возложенных нанего nuncupatio, санкционировалось не одной только fides, как при другихфидуциарных сделках, но также и иском, который вправе были предъявить к немувсе те, кому что-нибудь было отказано в завещании. Но все же familiae emptorбыл неизбежным юридическим средостением между завещателем и теми, в чью пользузавещатель желал сделать распоряжение.
Однако со временем mancipatio иnuncupatio обменялись ролями: основным моментом завещания per aes et libramстала nuncupatio, а на mancipatio стали смотреть как на некоторый формальныйпривесок, в котором familiae emptor играл роль простого фигуранта и который, пословам Гая (2. 103), «dicis gratia propter veteris iuris imitationem adhibetur»(фигурирует по названию, в подражание древнему праву). [5; 160]
В то же время письменная формазавещания per aes et libram начала все больше вытеснять устную, и во второйполовине республики претор объявил в эдикте, что он дает bonorum possessio secundumtabulas testamenti тому, кто представит письменное завещание, скрепленноеустановленным по закону числом печатей. Если, однако, это завещание несопровождалось mancipatio, то наследство подлежало выдаче цивильному наследникув случае предъявления им иска: bonorum possessio была sine re. Но во II в. дон.э. было установлено, что bonorum possessor'y дается exceptio doli против искацивильного наследника о выдаче ему наследства, petitio hereditatis; bonorumpossessio стала cum re. Преторское письменное завещание стало равноправным сзавещанием per aes et libram. По конституции 439 г. законную силу приобреталоуже всякое письменное завещание, подписанное завещателем и семью свидетелями.Это и было нормальное частное завещание позднейшего римского права. Наряду сним продолжало существовать и устное завещание в форме nuncupatio после мнимойпродажи наследства, которой уже не требует, однако, право периода домината:законно и устное завещание, совершенное в присутствии семи свидетелей. Как дляписьменного, так и для устного завещания требовалась unitas actus: всяпроцедура совершения завещания должна была протекать без перерывов.
Наряду с описанными формами частногозавещания, в период домината появились публичные формы завещания: testamentumapud acta conditum — завещание, заявленное перед судом, и testamentum principioblatum — завещание, передававшееся на хранение императору.
Помимо общих, существовали испециальные формы завещания, усложненные для одних особых случаев и упрощенныедля других. Так, например, завещания слепых совершались не иначе как с участиемнотариуса. Во время эпидемии допускалось отступление от правила unitas actus, вчастности, в отношении одновременного присутствия всех участвующих в совершениизавещания лиц. Завещание, которое содержало только распределение имуществамежду детьми завещателя, не требовало подписей свидетелей. Наконец, вследствие«крайней неопытности» в делах, было вовсе свободно от форм завещаниесолдат — testamentum militis.
Активная завещательнаяправоспособность. Активная завещательная правоспособность предполагала пообщему правилу наличие общей правоспособности в области имущественныхотношений. Однако servi publici имели право распоряжаться по завещаниюполовиной своего имущества. Такое же право было признано за personae inpotestate в отношении их peculium castrense и quasi castrense. [5; 120]. Сдругой стороны, были лишены этого права intestabiles, в императорском праве — еретики. В то же время самые формы завещаний comitiis calatis и in procinctuделали их недоступными для всех тех, кто не принимал участия в народныхсобраниях или не нес воинской службы: для несовершеннолетних, для женщин и т.д.Но для женщин было установлено особое правило: женщины, даже sui iuris, были доII в. вовсе лишены права совершать завещания. Во II в. им было предоставленоправо совершать завещания с согласия опекуна. С отпадением опеки над женщинамиони приобрели полную testamenti factio activa.
Пассивная завещательнаяправоспособность. Пассивная завещательная правоспособность также не совпадала собщей. Прежде всего, можно было составить завещание в пользу раба, своего иличужого. Если раб был назначен наследником в завещании господина, то такоеназначение должно было сопровождаться, а позднее предполагалось неразрывносвязанным с освобождением раба, который в то же время не имел права не принятьнаследства. Он явился heres necessarius, необходимым наследником.
Если раб был до открытия наследстваотчужден господином, он принимал наследство по приказу нового собственника,который и становился приобретателем этого наследства. Если раб был к моментуоткрытия наследства освобожден из рабства, он являлся наследником в собственномсмысле слова и был вправе принять наследство или отречься от него. Такимобразом, пассивная завещательная правоспособность рабов служила прежде всегоинтересам рабовладельцев: в одних случаях она давала господину необходимогонаследника, т.е. лицо, которое обязано было принять на себя ответственность подолгам наследодателя, в других случаях она ставила господина в такое жеположение, как если бы он сам был назначен наследником. Единственным случаем, вкотором пассивная завещательная правоспособность служила непосредственноинтересам раба, был случай, когда раб был до открытия наследства освобожден израбства: в этом случае он оставался наследником и был вправе по своемуусмотрению принять наследство или отречься от него.
Указанные в п. 241, как не имеющиеактивной завещательной правоспособности, intestabiles и еретики не имели ипассивной завещательной правоспособности.
По плебисциту lex Voconia (169 г. дон.э.) воспрещено было назначение женщин, кроме весталок, наследницами граждан,внесенных в ценз в качестве обладателей имущества стоимостью в 100 тысячсестерций и выше. Это была мера, направленная против расточительности состороны женщин высших общественных слоев. С отпадением ценза эта мера утратилапрактическое значение.
Существенное значение имелодействовавшее долгое время запрещение назначать наследниками incertae personae,т.е. не вполне определенных лиц, с чем связывалось запрещение назначатьнаследниками postumi, т.е. лиц, еще не зачатых к моменту составления завещания.Однако и цивильное право допустило в дальнейшем назначение наследниками всехsui postumi, т.е. могущих родиться детей наследодателя, а преторское правопризнало законным и назначение наследником postumus alienus.
По тем же соображениям не допускалосьназначение наследниками тех объединений, которые представляли собою в Римезачатки юридических лиц, за которыми лишь в отдельных случаях была признанаtestamenti factio passiva.
/>/>/>Заключение
Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовалтермин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов илисостояний (status):
1) status libertatis — состояние свободы,
2) status civitatis — состояние гражданства,
3) status familiae — семейное состояние.
С точки зрения status libertatis, различались свободные и рабы; с точкизрения status civitatis, — римские граждане и другие свободные лица (латины,перегрины); с точки зрения status familiae, — самостоятельные (sui iuris) отцысемейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieniiuris, “чужого права”).
В Римском праве нет понятия дееспособности, однако и в Риме не за каждымлицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.Дееспособность прежде всего зависела от возраста.
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum,законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iurisgentium между лицами, такого права не имеющими.
Вдоюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах,порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов идаже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, ипрекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, всилу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки,если сам муж был подвластным лицом.
Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставаласьподвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом.
Наследованиемназывается переход имущества умершего лица к другим лицам.
Активная завещательная правоспособность предполагала по общему правилуналичие общей правоспособности в области имущественных отношений.
Пассивная завещательная правоспособность также не совпадала с общей.Прежде всего, можно было составить завещание в пользу раба, своего или чужого.
/>/>/>Список литературы
1. НовицкийИ.Б. Римское право. – Изд-во 7-е – 2006. – 310 с.
2. Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие. М-:Манускрипт, 1994. — 232 с.
3. Римское частное право:Учебник / под ред. проф. И.Б. Новицкого. – М.: Юристъ, 2004. – 544 с.
4. Кудинов О.А. Римскоеправо. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. – 638 с.
5. Косарев А.И. «Римское право» — М.: Юрид. лит-ра, 1986. – 485 с.
6. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. — М.: Юрид. лит-ра,1972. – 472 с.
7. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. — Киев, 1990 –520 с.
8.Черниловский З.М. Лекции по римскому гному праву. — М.: Юрид. лит-ра, 1991– 382 с.
9. Савельева В.А. История римского частного права (Древнейший и предклассичес­кий периоды) -М.: Изд-во ВЮЗИ, 1986- 622с.
10. Штаерман Е.М. «Римское право» в коллективной монографии «КультураДревнего Рима» т1 — М.: Наука, 1985 —
11.«Латинская юридическая фразеология», сост. Б С Никифоров -М., 1979 –302 с.
12. Энциклопедический словарь М. Бартошека «Римское право» — М: Юрид.лит-ра, 1989. – 644 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.