Реферат по предмету "Государство и право"


Правонарушения, борьба с которыми возлагается на государство

/>ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ… 6
Глава II.ПРАВОНАРУШЕНИЯ, БОРЬБА С КОТОРЫМ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫБЕЗОПАСНОСТИ… 10
2.1. Государственная измена. 10
2.2.  Шпионаж… 13
2.4. Насильственный захват власти или насильственноеудержание власти. 15
2.5. Вооруженный мятеж… 16
2.6. Публичные призывы к насильственному изменениюконституционного  строя Российской Федерации. 16
2.7. Диверсия. 17
2.8. Возбуждение национальной, расовой или религиознойвражды… 18
2.9. Разглашение государственной тайны… 19
2.10. Утрата документов, содержащих государственную тайну. 20
2.11.  Административные правонарушения. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 25
ВВЕДЕНИЕ
Действующий закон о безопасности, определяя само понятиебезопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности,общества и государства от внутренних и внешних угроз (статья 1), дает поясненияи в отношении определения жизненно важных интересов, а также объектыбезопасности.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей,удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможностипрогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектамбезопасности законом отнесены: личность — ее права и свободы; общество — егоматериальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй,суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности признаногосударство, осуществляющее функции в этой области через органызаконодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательствомобеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РоссийскойФедерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами,государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения такжеявляются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию вобеспечении безопасности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, законодательством республик в составе Российской Федерации,нормативными актами органов государственной власти и управления краев,областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенциив данной сфере. Государство лишь обеспечивает правовую и социальную защитугражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающимсодействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Безопасность достигается проведением единой государственнойполитики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического,политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненноважным интересам личности, общества и государства при неукоснительном соблюдениипринципов законности, соблюдения баланса жизненно важных интересов общества,личности и государства, их взаимной ответственности, интеграции в международнуюсистемы безопаности.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенностиобъектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовыхнорм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основныенаправления деятельности органов государственной власти и управления в даннойобласти, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности имеханизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечениюбезопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти всоответствии с законом образуются государственные органы обеспечениябезопасности.
При этом при обеспечении безопасности не допускаетсяограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямопредусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации иобъединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав исвобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такиеразъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельностипо обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии сзаконодательством.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляютКонституция РФ 1993 г., Закон о безопасности, законы и другие нормативные актыРоссийской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности;конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе РоссийскойФедерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев,областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах ихкомпетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенныеили признанные Российской Федерацией.
Предметом исследования настоящей курсовой работы станутзаконы, устанавливающие запреты, уголовно – правовые и административные.
Ее целью является исследование правонарушений, борьба скоторыми возложена на государственные службы безопасности.
Нормативной базой исследования являются нормы УголовногоКодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях.ГлаваI. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Систему безопасности в Российской Федерации образуют органызаконодательной, исполнительной и судебной властей, государственные,общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие вобеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство,регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Создание органов обеспечения безопасности, не установленныхзаконом Российской Федерации, не допускается.
Ее основными функциями являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угрозжизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплексаоперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечениябезопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности вповседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционированияобъектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновениячрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности запределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами исоглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Обеспечение безопасности личности, общества и государстваосуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной,исполнительной и судебной властей в данной сфере.
Органы исполнительной власти:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов,регламентирующих отношения в сфере безопасности;
организуют разработку и реализацию государственных программобеспечения безопасности;
осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасностиличности, общества и государства в пределах своей компетенции;
в соответствии с законом формируют, реорганизуют иликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы:
обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации,руководствуясь Конституцией РФ и законами Российской Федерации, конституциями изаконами республик в составе Российской Федерации;
осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающихна безопасность личности, общества и государства;
обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иныхорганизаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью пообеспечению безопасности.
Общее руководство государственными органами обеспечениябезопасности осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
контролирует и координирует деятельность государственныхорганов обеспечения безопасности;
в пределах определенной законом компетенции принимаетоперативные решения по обеспечению безопасности;
Правительство Российской Федерации:
в пределах определенной законом компетенции обеспечиваетруководство государственными органами обеспечения безопасности РоссийскойФедерации;
организует и контролирует разработку и реализацию мероприятийпо обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетамиРоссийской Федерации, другими подведомственными ему органами РоссийскойФедерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей,автономной области, автономных округов.
Министерства и государственные комитеты Российской Федерации:
в пределах своей компетенции, на основе действующегозаконодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации ипостановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализациюфедеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
на основании настоящего Закона в пределах своей компетенцииразрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечениюбезопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.
Силы и средства обеспечения безопасности создаются иразвиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями ГосударственнойДумы Федерального Собрания  Российской Федерации, указами Президента РоссийскойФедерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечениябезопасности.
Силы обеспечения безопасности включают в себя: ВооруженныеСилы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки,обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебнойвластей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственнуюпротивопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы,обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, натранспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средствсвязи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровьянаселения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующиена основании законодательства.
Службы Министерства безопасности Российской Федерации,Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительнойвласти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства,действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии сзаконодательством.
Руководители органов обеспечения безопасности в соответствиис законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядкаих деятельности.
Глава II. ПРАВОНАРУШЕНИЯ,БОРЬБА С КОТОРЫМ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ2.1. Государственная измена
    
Объектом государственной измены является внешняя безопасностьРоссийской Федерации как государства. Под безопасностью государства законпонимает состояние защищенности жизненно важных интересов государства — конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности отвнутренних и внешних угроз[1].Следовательно, под внешней безопасностью РФ нужно понимать состояниезащищенности жизненно важных интересов государства, т. е. конституционногостроя, суверенитета и территориальной неприкосновенности  РФ, от внешних угроз.В связи с этим государственная измена может быть совершена лишь в пользукакого-то определенного государства. Понятие конституционного строя выводитсяиз содержания гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя».Эта глава закрепляет исходные принципы конституционного строя, экономическихотношений, политической системы общества. В ней определена формагосударственной власти в Российской Федерации (ст. 1), дано определение народакак носителя суверенитета и источника государственной власти (ст. 3),установлены пределы суверенитета Российской Федерации (ст. 4), закрепленпринцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10), признано идеологическое и политическое многообразие (ст. 13), определеносоотношение действия Конституции и других законодательных и нормативных актов иобщепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров(ст. 15)  др. Содержание этих и других положений Конституции и представляетосновы конституционного строя как неотъемлемую часть объекта государственнойизмены и других преступлений против государственной власти.
Суверенитет – свойство государственной власти, заключающеесяв верховенстве внутри страны и ее независимости во внешнеполитической сфере.Суверенитет есть важнейшее свойство самостоятельности и независимости какгосударственной власти, так и государства в целом. В соответствии с ч. 1 ст. 4Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю еетерриторию.
В ст. 275 дается исчерпывающий перечень деяний, образующихсостав государственной измены: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3)иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или ихпредставителям  в проведении враждебной деятельности в ущерб внешнейбезопасности РФ. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 УК. Выдачагосударственной тайны иностранному государству, иностранной  организации или ихпредставителям заключается в умышленном сообщении им гражданином  РоссийскойФедерации сведений, составляющих государственную тайну.
Понятие  государственной тайны определяется в ЗаконеРоссийской Федерации «О государственной тайне» 1993 г[2].Под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической,экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасностиРоссийской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне,утверждается по представлению Правительства Президентом Российской Федерации.
Выдача государственной тайны может осуществляться любымспособом (устно или письменно, с помощью чертежей или образцов изделий и т.д.). В отличие от шпионажа виновный при выдаче государственной тайны несобирает и не похищает сведения, ее составляющие, а располагает ими по службеили работе. Иное оказание помощи иностранному государству, иностраннойорганизации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельностипротив Российской Федерации заключается в таких действиях, которые неохватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Конкретно этоможет выразиться, например, в предоставлении убежища агентам иностраннойразведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствамипередвижения и т. д. Данный вид государственной измены считается оконченным смомента фактического оказания гражданином Российской Федерации помощииностранному государству, иностранной организации или их представителям в такойдеятельности.
Субъектом (исполнителем) государственной измены может бытьтолько  гражданин Российской Федерации, достигший 16 летнего возраста. Ссубъективной стороны государственная измена может быть совершена  толькоумышленно. При этом все формы такой измены могут быть совершены только  спрямым умыслом. Виновный осознает, что совершает одно из деяний,предусмотренных ст. 265 УК, и желает совершить это деяние. Мотивы данногопреступления могут быть различными и не влияют на квалификацию содеянного. Примечаниек ст. 275 предусматривает освобождение лица от уголовной ответственности загосударственную измену (а также за шпионаж и за насильственные захват илиудержание власти), если оно добровольным и своевременным сообщением органамвласти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущербаинтересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится признаковиного состава преступления. Указанная норма есть конкретизация ч. 2 ст. 75 УКоб освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием иносит ярко выраженный профилактический характер.2.2.  Шпионаж
Статья УК РФ формулирует ответственность за два видашпионажа, отличающихся по своему предмету. Первый вид — это шпионаж, предметомкоторого являются только сведения, составляющие государственную тайну. Второйвид — это шпионаж, предметом которого являются и иные сведения, передаваемыедля использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Подпередачей указанных в статье сведений понимается их сообщение иностранномугосударству, иностранной организации или их представителям. Сообщение это можетбыть сделано любым способом (устно, письменно, по телефону и т. д.). Собираниеуказанных сведений осуществляется различными способами (путем личногонаблюдения, фотографирования секретных объектов, использования звукозаписи,приобретения за деньги и т. д.).
Похищение сведений — это изъятие из учреждений, предприятий,организаций,  у отдельных лиц определенных документов (планов, чертежей,отчетов и т. д.),  содержащих государственную тайну. Хранение сведений можетосуществляться как в помещении, принадлежащем  виновному, занимаемом илииспользуемом им, так и в другом месте (в саду, огороде,  лесу и т. д.).
Передача или собирание иных сведений, т. е. хотя и несодержащих государственной  тайны, но для использования их в ущерб внешнейбезопасности РФ, образует состав  шпионажа лишь в случае, если это делается позаданию иностранной разведки. Субъектом шпионажа может быть иностранный гражданинили лицо без гражданства,  достигшие 16 лет.
    С субъективной стороны шпионаж характеризуется прямым умыслом. Виновныйосознает, что передает, собирает, похищает либо хранит в целях передачииностранному государству, иностранной организации или их представителямсоответствующие сведения для использования их в ущерб внешней безопасности РФ,и желает этого.
2.3. Посягательство на жизнь государственного илиобщественного деятеля
Объективная сторона преступления (террористического акта)выражается либо в убийстве соответствующего лица, либо в покушении на егоубийство.  Под государственными деятелями в теории и на практике до последнеговремени понимались работники государственных предприятий, учреждений иорганизаций, не только занимающие высокие посты в государстве, но и рядовые.Следует признать, что сегодня такое толкование устарело и являетсярасширительным. Государственным деятелем может быть признано лишь лицо, занимающеедостаточно высокий пост в государстве. Это — представители высшего руководстваРФ, члены Правительства, заместители министров либо руководители другихведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники. Подобщественными деятелями следует понимать руководителей или видных  членовразличных общественных организаций и партий. Посягательство на жизнь считаетсяоконченным, если наступила смерть потерпевшего или было совершено покушение наего жизнь. Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций охватывается составом убийства либосоставами посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие илипредварительное расследование (ст. 295), или посягательства на жизнь сотрудникаправоохранительного органа (ст. 317). Субъектом преступления является лицо,достигшее 16 лет. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет несетответственность за такое преступление в соответствии со ст. 20 УК как заубийство (ст. 105) или покушение на убийство (ст.ст. 30 и 105). Субъективнаясторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, чтосовершает посягательство на жизнь указанных лиц, предвидит возможность илинеизбежность в результате этого причинения смерти потерпевшего и желает этого.Обязательным признаком субъективной стороны является цель — прекращениегосударственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив — месть за указанную деятельность.2.4. Насильственный захват властиили насильственное удержание власти
 
    Объективную сторону данного преступления образуют действия, направленные на: а)насильственный захват власти, или б) насильственное удержание власти внарушение Конституции РФ, или в) насильственное изменение конституционногостроя РФ. В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в РФ (онаразделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляютПрезидент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст.ст. 10 и 11Конституции РФ). Насильственный захват власти — это завладение еюнасильственным (предположительно вооруженным) путем лицами, группировками,организацией, которым власть не принадлежала.
Насильственное удержание власти — это насильственное еесохранение  в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала позакону Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом  насильственногоудержания власти является бывший носитель государственной  власти, поКонституции обязанный передать ее другим лицам (лицу). Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершаетдействия, направленные на насильственный захват власти или насильственноеудержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные нанасильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.2.5. Вооруженный мятеж
    
Объективную сторону преступления образуют действия: а)организация  вооруженного мятежа либо б) активное участие в вооруженном мятеже.Под организацией вооруженного мятежа понимается деятельность лица или несколькихлиц, умышленно поднявших людей на вооруженное восстание (мятеж) против законнойвласти, а также действия по руководству мятежом. Активное участие в вооруженноммятеже — это оказание властям вооруженного  сопротивления, участие в применениисилы по отношению к представителям власти,  в насильственном захватеправительственных помещений, транспортных узлов,  узлов связи, средств массовойинформации и т. д. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Субъективнаясторона преступления характеризуется прямым умыслом.  Лицо осознает, чтоорганизует вооруженный мятеж либо принимает в нем активное  участие, и желаетэтого. Обязательным признаком субъективной стороны является  цель — насильственное изменение конституционного строя РФ либо нарушениетерриториальной  целостности РФ 2.6. Публичныепризывы к насильственному изменению конституционного  строя РоссийскойФедерации
Призывы к насильственному захвату власти, насильственномуудержанию власти или насильственному изменению конституционного строя  означаютподстрекательские действия в устной или письменной форме, направленные надостижение указанной цели. Эти призывы должны быть публичными, что выражается втом, что они совершаются непосредственно в присутствии третьих лиц либо (вслучае их письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других лицвпоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующегосодержания). Последнее, т. е. расчет на ознакомление с содержанием призывовдругих лиц в дальнейшем, может быть характерно и для устных призывов путемиспользования, допустим, магнитофонных записей. Под призывами с использованиемсредств массовой информации понимаются призывы, опубликованные в печати, сиспользованием радио, телевидения и иных средств массовой информации. Субъектпреступления — лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона преступленияхарактеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что осуществляет указанныепубличные призывы, и желает этого.2.7. Диверсия
Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных наразрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения,средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрываэкономической безопасности  и обороноспособности Российской Федерации. Подразрушением указанных в комментируемой статье объектов понимается приведение ихтем или иным способом (взрыв, поджог, другие действия) в полную негодность. Повреждениеуказанных объектов отличается от разрушения тем, что в этих случаяхсоответствующие объекты временно или частично выведены из строя и возможно ихвосстановление. К предприятиям относятся заводы, фабрики и другие промышленныеобъекты. Под сооружениями понимаются электростанции, водонапорные сооружения,  склады,здания государственных и общественных предприятий и учреждений и т.  д. Пути исредства сообщения — это все виды транспорта и всевозможные  средства сообщения(железнодорожный и другие виды транспорта, мосты, шоссейные дороги и т. д.). Средствасвязи — это телефонная и телеграфная связь, радиосвязь, телевидение и т. д. Объектыжизнеобеспечения населения — объекты, обеспечивающие население хлебом водой,теплом, лекарствами, объекты медицинского обслуживания и т. д. (например,аптечные склады, станции скорой помощи).
Субъект — лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторонадиверсии характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершаеткакие-либо из указанных действий, и желает их совершения. При этом онпреследует цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ. Экономическаябезопасность — это безопасность государства в экономической сфере. Диверсионныеакты могут повлиять на резкий спад производства или добычу энергоресурсов, чтоможет вызвать кризис экономики и усиление зависимости от иностранной помощи.2.8. Возбуждение национальной,расовой или религиозной вражды
В соответствии со ст. 13 Конституции РФ в России запрещаетсяразжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, статья УК РФпредусматривает уголовную ответственность за наиболее опасные формы нарушенияуказанного конституционного запрета. Объективная сторона преступленияхарактеризуется следующими действиями, направленными на: а) возбуждениенациональной, расовой или религиозной вражды; б) унижение национальногодостоинства; в) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценностиграждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовойпринадлежности. При этом уголовная ответственность наступает лишь в том случае,если указанные действия совершаются определенным способом — публично или сиспользованием средств массовой информации. Под возбуждением национальной,расовой или религиозной вражды понимается попытка создать конфликты междугражданами разных национальностей, рас или конфессий (религиознойпринадлежности).
Унижение национального достоинства — выражениедискриминационного отношения к определенной нации в неприличной форме. Пропагандаисключительности, превосходства граждан по признаку их  отношения к религии,национальной или расовой принадлежности — распространение оценок граждан(личности, их способностей, поведения) в зависимости от их отношения к религии(верующий или атеист), а также религиозной, национальной или расовойпринадлежности. Пропаганда неполноценности граждан — распространениедискриминационных оценок граждан в зависимости от их отношения к религии, атакже религиозной,
национальнойили расовой принадлежности.
      Уголовнаяответственность за совершение данного преступления наступает с 16 лет. Субъективнаясторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, чтосовершает указанные в диспозиции комментируемой статьи действия, и желаетэтого. Признаком субъективной стороны является также цель — возбудитьнациональную, расовую или религиозную вражду либо унизить национальноедостоинство или пропагандировать мнение об исключительности, превосходстве илинеполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной илирасовой принадлежности.2.9. Разглашение государственнойтайны
Разглашение государственной тайны есть предание огласке илираспространение с нарушением установленного порядка (правил) сведений,составляющих государственную  тайну, вследствие чего они становятся известныдругим лицам. К таким другим лицам следует отнести тех лиц, которымсоответствующие сведения не были доверены или стали известны по службе илиработе. Разглашение может быть как устным (например, в ходе публичноговыступления), так и письменным (опубликование в средствах массовой информации,сообщение в письме). Оно может выразиться путем не только действия, но ибездействия — например, оставление документов, содержащих государственнуютайну, в доступном для посторонних месте. Преступление является оконченным смомента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этомтребуется восприятие (осознание) таким лицом фактического смысла полученных имсведений. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, которомуразглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.Правила и порядок допуска должностных лиц, граждан и организаций кгосударственной тайне определяются Законом РФ «О государственнойтайне» 1993 г[3].
Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и нестали известны по службе или работе, состава преступления, предусмотренногокомментируемой  статьей, не образует (например, разглашение сведений изслучайно найденного  на улице документа). Субъективная сторона преступления характеризуетсякак прямым, так  и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения,составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так инеизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает илисознательно допускает это
либоотносится к этому безразлично.2.10. Утрата документов,содержащих государственную тайну
Документ, содержащий государственную тайну — официальный илинеофициальный носитель информации о такой тайне (документы официальногохарактера — справки, отчеты и т. д., черновые записи, данные, занесенные намагнитную ленту, фото и кинопленку, и т. д.). Предметами, сведения о которыхсоставляют государственную тайну, являются  различные изделия и материалы,например отдельные экземпляры или модели техники,  приборов, вооружения. Объективнаясторона преступления характеризуется: а) нарушением установленных  правилобращения с указанными документами и предметами и б) их утратой и наступлением  тяжкихпоследствий вследствие указанных нарушений.
Субъектом преступления может быть только лицо, имеющее допускк государственной тайне. Субъективная сторона преступления характеризуетсянеосторожностью (в виде легкомыслия или небрежности). При легкомыслии лицопредвидит возможность утраты соответствующих документов и предметов врезультате нарушения правил обращения с документами, содержащимигосударственную тайну, а равно с предметами, сведения о которых составляютгосударственную тайну, и наступление вследствие этого тяжких последствий, но бездостаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этихпоследствий. При небрежности лицо не предвидело возможности утраты указанныхдокументов и предметов и наступление тяжких последствий,  хотя при необходимойвнимательности и предусмотрительности должно было и могло  это предвидеть.2.11.  Административныеправонарушения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях, систематизациянорм которого не привела к выделению отдельной главы, содержащей все предусмотренныезаконом составы административных правонарушений, основную часть из нихформулирует в главе 20, поименованной  «Административные правонарушения,посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». Так, статья20.1. «Мелкое хулиганство», определяя его как нарушение общественного порядка,выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью вобщественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равноуничтожением или повреждением чужого имущества, устанавливает ответственность ввиде штрафа или административного ареста на срок до пятнадцати суток. В другихстатьях названной главы установлена ответственность также за нарушениеустановленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия илипикетирования, нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга,демонстрации, шествия или пикетирования, организацию либо проведениенесанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетированияв непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационногоисточника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, аравно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналомуказанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасностинаселения и окружающей среды,  (ст.20.2); пропаганду и публичноедемонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики илисимволики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения(статья 20.3); нарушение требований пожарной безопасности (статья 20.4); нарушениетребований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правилкомендантского часа (статья 20.5); невыполнение требований норм и правил попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 20.6); нарушениеправил гражданской обороны (статья 20.7); Нарушение правил производства,продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения илиуничтожения оружия и патронов к нему (статья 20.8); установка на гражданскомили служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела(прицельного комплекса) ночного видения (статья 20.9); незаконные изготовление,продажа или передача пневматического оружия (статья 20.10); нарушение сроковрегистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (статья20.11); Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования илииспользования оружия и патронов к нему (статья 20.12); Стрельба из оружия в неотведенных для этого местах (статья 20.13)Нарушение правил сертификации оружияи патронов к нему (статья 20.14); Продажа механических распылителей,аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающимивеществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующейлицензии (статья 20.15); Незаконная частная детективная или охраннаядеятельность (статья 20.16); Нарушение пропускного режима охраняемого объекта (статья20.17); Блокирование транспортных коммуникаций. (статья 20.18); Нарушениеособого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) (статья20.19); Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной испиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств илипсихотропных веществ в общественных местах (статья 20.20); появление вобщественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21); появление в состоянииопьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков,изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потреблениеими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья20.22); нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретенияспециальных технических средств, предназначенных для негласного полученияинформации (статья 20.23); незаконное использование специальных техническихсредств, предназначенных для негласного получения информации, в частнойдетективной или охранной деятельности (статья 20.24); неуплатаадминистративного штрафа либо самовольное оставление места отбыванияадминистративного ареста (статья 20.25); самовольное прекращение работы каксредство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора (статья20.26); нарушение правового режима контртеррористической операции (статья20.27); организация деятельности общественного или религиозного объединения, вотношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья20.28).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, борьба справонарушениями в области государственной безопасности возлагается вРоссийской Федерации на государственные службы безопасности. Закон обезопасности. Ключевой закон в названной сфере, определяет возможныенаправления такой борьбы, в том числе и законодательные основы. Уголовныйкодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, конкретизируя этиположения, устанавливают запреты, путем определения ответственности за ихсовершение. Поскольку Конституция РФ 1993 года относит уголовноезаконодательство к предмету ведения федерации, а законодательство об административныхправонарушениях к совместному ведению, субъекты РФ вправе устанавливать новыесоставы лишь в отношении административных проступков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.  Конституция РФ1993 г.
2.  Комментарий к КонституцииРФ. под ред. Окунькова.
3.  УК РФ 1996 г.
4.  КоАП РФ 2001 г.
5.  Закон обезопасности
6.  Закон «Огосударственной тайне РФ» 1993 г.
7.  Комментарий к УКРФ под ред. Радченко
8.  Комментарий кКоАП РФ. с материалами судебной практики
9.  Учебник Правоохранительныеорганы. Под ред. Шаропуто
10.            Учебник Правоохранительные органы Под ред. Гриценко.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.