Реферат по предмету "Государство и право"


Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека

Содержание
 
Введение
1. Становление и развитиеинститута Уполномоченного по правам человека в РФ государственно-правовойсистеме РФ
1.2 Основные этапыразвития института Уполномоченного по правам человека в РФ
1.3 Законодательноерегулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ
2. Правовой статус Уполномоченногопо правам человека в РФ
2.1 Порядок назначения иосвобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ
2.2 ФункцииУполномоченного по правам человека в РФ
2.3 Полномочия и порядокдеятельности Уполномоченного по правам человека в РФ
3. Правовые проблемыучастия Уполномоченного по правам человека в совершенствования законодательствав РФ
Заключение
Список использованных источников

Введение
Сегодня интерес к человеку,проблеме достоинства личности становится одним из основных проявленийподлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России вСовет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства всоответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прави свобод человека[1].
Решению такойсложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которыепомогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным,максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороныгосударства и его служащих, могло бы способствовать создание и развитиеинститута Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), которыйсформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня вомногих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бымежду обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналомобратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточнуюстепень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества,призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственныхструктур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. Впринципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себяобщество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих настраже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни вобщественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена,который сегодня, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает вРоссии.
Задачей Уполномоченного по правам человека по Конституции РФ 1993 г.является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственнымиструктурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений[2].По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина “… этот институтсоздан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человекавнесудебными методами. Это дополнительные методы. Уполномоченный не влияетсущественным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируяего с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образомвлияет на восстановление утерянных прав. Что касается базовой защитыКонституции и прав человека, то по Конституции, ею является Президент РФ”[3].
Таким образом, выбранная тема настоящей работы представляетсявесьма актуальной.
Целью исследования является формулирование иобоснование основных теоретических положений института Уполномоченного поправам человека, определение его места и назначения в современной правовойсистеме и современном обществе РФ.
Реализацияпостановленной цели осуществлялась путем решения следующих задач: рассмотретьисторию становления и развития института Уполномоченного по правам человека вРФ; рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ; проанализироватьпроблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства РФ.
Структураработы включает в себя введение, три главы, объединяющих шесть параграфов,заключение и список использованных источников.
1. Становление и развитиеинститута Уполномоченного по правам человека в РФ1.1 Значение и место института Уполномоченногопо правам человека в государственно-правовой системе РФ
Конституционно-правовой институт народного защитника впервые появилсяв Швеции в 1809 г., но закрепление на конституционном уровне получил только вовторой половине XX в. Во многих государствах институт омбудсмена стал неотъемлемойчастью юридической системы, так как он выражает точку зрения гражданскогообщества и доводит ее до сведения исполнительных и законодательных органов.Регламентированность этого института весьма различна: от целой главы вКонституции Намибии[4], до простогоупоминания в полномочиях представительного органа, который его назначает (ст. 103Конституции РФ).
Согласно определению международной ассоциации юристов, народныйзащитник “омбудсмен” – это “служба, предусмотренная Конституцией или актомзаконодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицомвысокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получаетжалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей илидействует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендоватькорректирующие действия, представлять доклады”[5].
Таким образом, в государственно-правовом смысле омбудсменпонимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентомна охрану прав отдельных граждан, и опосредованный парламентский контроль вформе обширного надзора за всеми государственными должностями, но без праваизменения принятых ими решений[6].
Учреждение вРоссии должности Уполномоченного по правам человека закреплено в ст. 103 КонституцииРФ, в соответствии с которой к ведению Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ относится назначение на должность и освобождение от должностиУполномоченного по правам человека, т.е. упоминание о нем дано через призмукомпетенции Государственной Думы. Постановлением Государственной ДумыФедерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. на должность Уполномоченного поправам человека в РФ назначен Лукин Владимир Петрович[7].
К сожалению, в Конституции нет отдельной специальной нормы,посвященной данному институту, как это имеет место в других странах. Остаетсянеясным, почему предпочтительнее для законодателя оказался такой вариантоформления в Конституции РФ нового правозащитного механизма.
Основная задача Уполномоченного – это помощь гражданам ввосстановлении их нарушенных прав. Он также должен способствоватьсовершенствованию российского законодательства, касающегося прав человека игражданина, приведению его в соответствие с международными стандартами,правовому просвещению в этой сфере. Выполнение этих задач обеспечиваетсянаделением Уполномоченного специфическими средствами таких как, например,направление заключений, обращение в судебные органы, обращение к субъектамзаконодательной инициативы, представлении ежегодного доклада ГосударственнойДуме и т. д.
Важным моментом статуса Уполномоченного является его независимостьи неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Этотинститут пользуется значительной самостоятельностью, несравнимой с другимиорганами. Такая независимость является основным условием и предпосылкойвыполнения контрольно-надзорной функции, которые ему доверяетконституционно-правовой порядок. Подобная практика существует и в другихстранах. Так, например, в соответствии с Конституцией Португалии проведор втечение срока своей выборной должности не подлежит никакому контролю, являетсясуверенным и распоряжается средствами, которые ему ежегодно выделяет парламент.
При выполнении возложенных на Уполномоченного функций он долженруководствоваться Конституцией РФ, ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека вРФ”[8],законодательством РФ, кроме этого, он должен согласовывать свою деятельность,опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного права, международныедоговоры РФ.
Уполномоченный должен собственными средствами способствоватьвосстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В этой связи введение в Россииподобного института как дополнительного средства защиты гражданских прав несвязано с отменой или пересмотром компетенции других государственных органов,обеспечивающих эту защиту, таких как, например, судебные органы, прокуратура идр. Ведь именно разветвленная система различных органов может помочьпарламентскому Уполномоченному в успешном осуществлении его функций. Чем большесуществует способов ликвидации нарушений законности, прав и свобод граждан, темдемократичнее общество.
Учитывая федеративный характер устройства российского государства,Закон об уполномоченном предусматривает возможность децентрализации службыУполномоченного путем учреждения подобных органов в субъектах РФ, т.е. созданиенескольких уровней уполномоченного на территории страны. На июль 2006 г. Уполномоченныепо правам человека работают в 43 субъектах РФ.
Практика зарубежных стран Швеции, Финляндии, ФРГ и др.свидетельствуют о целесообразности формирования этих органов также и поотраслевому принципу, на основании специализации института Уполномоченного стем, чтобы он, имея возможность в полную силу реализовать своиконтрольно-надзорные функции в случае нарушения прав и свобод граждан, учитываяспецифику различных сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации, например,по защите прав в сфере информации, по делам военнослужащих, по деламнесовершеннолетних и т.д. По данным на июль 2004 г. в 6 субъектах РФ учрежденадолжность Уполномоченного по правам ребенка[9].1.2 Основные этапы развития институтаУполномоченного по правам человека в РФ
Учреждениеинститута Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа –одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашейстраны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории онуже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена был создан в 1809году в Швеции.
До Первоймировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскуюэкзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно вэто время были приняты важные международные правовые документы в области правчеловека. В частности, 10 декабря 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека.Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека,
Сегодня болеечем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы встранах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает,что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнениеотсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения,способствует строительству демократического правового государства, развитиюправосознания граждан и должностных лиц.
После появления института омбудсменав государствах Восточной и Центральной Европы в конце 80-х – начале 90-х гг.стали поступать предложения ученых (Э.М. Аметистов, В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева)об учреждении в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека[10].В основном до недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными (Ю.С.Шемшученко, Г.А. Мурашин, В.А. Туманов, В.В. Маклаков, В.В. Бойцова и Л.В.Бойцова) в рамках административного и конституционного права зарубежных стран[11].Исследованиями этой проблемы плодотворно занимались А.С. Автономов, Т.А.Васильева, И.С. Власов, О.В. Воробьев, В. Гладышев, Н.М. Касаткина, Н.С.Колесова, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, И.А. Мелик-Дадаев, М.А. Никифирова, Н.Ю.Трещетенкова. В этот период появляется ряд интересных и глубоких работ поформированию института омбудсмена в России, защите прав граждан в различныхсферах, анализируется зарубежный опыт[12]. В 1997 г.Институт государства и права выпустил сборник “Защита прав человека” (под ред.члена — корреспондента РАН Е.А. Лукашевой).
Важной вехой стало принятиев ноябре 1991 г. Верховным Советом Декларации прав человека и гражданскихсвобод, в которой декларировалась необходимость парламентского Уполномоченногопо правам человека. Тем самым была создана правовая основа для дальнейшейработы по конституционной регламентации этого независимого института.
При подготовкеконституционных проектов институт Уполномоченного по правам человека оказался всфере повышенного внимания политиков и законодателей. В Конституции РФ (п. “д”ч. 1 ст. 103) были заложены нормы, согласно которым к ведению ГосударственнойДумы относятся назначение на должность и освобождение от должностиУполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральнымконституционным законом. Правозащитному институту был придан статусконституционного.
Должность Уполномоченного поправам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственнойзащиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственнымиорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.Предполагается, что его деятельность поможет решать весьма важные проблемы,активно пресекать факты нарушения прав человека, бороться с бюрократией.
С учетом федеративногоустройства нашего государства должность Уполномоченного по правам человека, какуже было отмечено выше, учреждается также в субъекте РФ в соответствии суставом, законом субъекта РФ. Во многих субъектах России действуют уполномоченныепо правам человека, а в большинстве из них пошли по пути создания комиссий поправам человека. Уполномоченный защищает гражданские права независимо от местапроживания гражданина России, поскольку они не могут быть различными взависимости от субъекта Федерации[13].1.3 Законодательное регулирование институтаУполномоченного по правам человека в РФ
Впервые правовая основа деятельности Уполномоченного по правамчеловека в России была создана ст. 40 Декларации прав и свобод человека и гражданинаРФ от 22 ноября 1991 г.[14], которая нетолько закрепила новое для российской правовой системы должностное лицо, но изаложила основные принципы его формирования, функции и порядок ихосуществления.
Согласно Декларации Парламентский уполномоченный по правамчеловека назначался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетенему и обладал той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР. Цельюдеятельности Парламентского уполномоченного являлось осуществлениепарламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина РФ,а порядок осуществления функций устанавливался специальным законом.
При подготовке проектов Конституции России в первоначальныхвариантах народный защитник именовался Государственным комиссаром ВерховногоСовета РФ по правам человека, в последующих – Парламентским уполномоченным поправам человека, Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека.
Общеизвестно, что Конституция РФ 1993 г. в ст. 103 предусмотрела вкачестве одной из компетенций Государственной Думы назначение на должность иосвобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего всоответствии с Федеральным конституционным законом №1-ФКЗ, который был приняттолько 26 февраля 1997 г.
Принятиеданного закона обеспечивает гарантию независимости и эффективной работыинститута омбудсмена, который “независим и неподотчетен каким-либогосударственным органам и должностным лицам”.
Еще до принятия ФКЗ Регламентом Государственной Думы (принятым 25марта 1994 г.) был закреплен ряд положений, относящихся к порядку избранияУполномоченного, также как его взаимоотношению с Государственной Думой.
Действующий в настоящее время Регламент Государственной Думы 1998 г.[15],так же как и предыдущий закрепляет право Уполномоченного присутствовать налюбом открытом или закрытом заседании палаты.
Кроме вышеперечисленных правовых актов, к правовым основамдеятельности Уполномоченного по правам человека относятся также ФКЗ оКонституционном Суде РФ, Уголовно-исполнительный, Гражданско-процессуальный,Уголовно-процессуальный кодексы, законы о международных договорах РФ, об актахгражданского состояния, о государственном банке данных о детях, оставшихся безпопечения родителей и др.
2. Правовой статусУполномоченного по правам человека в РФ2.1 Порядок назначения и освобождения отдолжности Уполномоченного по правам человека в РФ
В соответствии с ФКЗ об Уполномоченном по правам человекаУполномоченным может быть назначен только гражданин России не моложе 35 лет.
В ряде стран, например, в Новой Зеландии тип профессиональнойквалификации не является обязательным требованием к кандидату на должностьомбудсмена. В Великобритании первые три уполномоченных были назначены изгражданских служащих, не имеющих юридического образования и только в 1978 г.эту должность занял юрист. Вместе с тем, шведский закон предписывает, чтоомбудсменом могут быть лица с юридическим образованием и достойной репутацией.Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требованияналичие юридического образования, однако закрепляет положение, согласнокоторому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав исвобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.
Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделеныправом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Списокявляется исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты ГосударственнойДумы, депутатские объединения в Государственной Думе. В мировой практике есть идругой подход к решению этого вопроса, так в Великобритании ПарламентскийУполномоченный назначается Королевой по рекомендации премьер-министра. Избраниешведского омбудсмена готовится делегацией по делам парламентских омбудсменовпосле ее консультации с депутатами, назначенными от партийных групп вКонференцию при председателе парламента.
Закон устанавливает определенный срок, в течение которогопредложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься вГосударственную Думу. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца доокончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Кандидат на должностьУполномоченного выступает перед Государственной Думой с краткой программойпредстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправезадавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложеннойкандидатуре, выступать за или против. Если кандидатура на должностьУполномоченного отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправепредложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторноерассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатойсоответствующего представления.
Назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нееосуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общегочисла депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
В большинстве стран омбудсмен выбирается парламентом, например,датский омбудсмен выбирается прямыми выборами, в Португалии – избирается 2/3парламента.
По вопросу о назначении на должность УполномоченногоГосударственная Дума принимает постановление. Время его принятия ограничено –не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущегоУполномоченного.
Порядок назначения Уполномоченного носит сложный характер. Ввидутого, что претендентов на эту должность может быть достаточно много, законустанавливает специальную процедуру включения кандидатур на постУполномоченного в список для тайного голосования. Для этого претендент долженнабрать 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсменыприносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченногосформулирован в ст. 9 Закона, которая регулирует акт присяги. Этот акт – неформальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны,присяга – это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны,с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинаетосуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественнойобстановке в зале заседаний Государственной Думы сразу же после назначенияУполномоченного на должность.
Деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком,считая с момента принесения присяги. В других странах этот срок колеблется отдвух лет в Австралии до пяти лет в Новой Зеландии. В Швеции, Великобритании,Португалии и т.д. омбудсмен работает в течение четырех лет. Во Франции медиаторназначается на шестилетний срок. Деятельность Уполномоченного прекращается смомента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным ГосударственнойДумой.
Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может бытьназначено на должность омбудсмена повторно. Соответствующее положение нашлоотражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешносправляющемуся со своими обязанностями находиться на своем посту десять лет.
В ст. 11 Закона сформулированы определенные ограниченияправосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.
Так, находясь на своем посту, он не может быть депутатом не толькоГосударственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъектафедерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, атакже заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.
Закон делает исключение, позволяя Уполномоченному заниматьсяпреподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. В то же времяУполномоченный, находясь на своем посту, не может быть членом политическойпартии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Ондолжен быть далек от политики, и заниматься исключительно вопросами, входящимив его компетенцию, что соответствует мировой практике.
Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должностьон обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постоми указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то егополномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден отдолжности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает кназначению нового Уполномоченного.
Подобное правило, касающееся недопустимости совмещения постаомбудсмена и других публичных должностей, существует в большинстве стран,имеющих институт омбудсмена.
Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у негоиммунитета, т.е. Уполномоченный пользуется неприкосновенностью в течение всегосрока своих полномочий. Это выражается в том, что без согласия ГосударственнойДумы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административнойответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того, он не может бытьзадержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на местепреступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда этопредусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Приэтом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного итого же пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меруотносятся должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации,таможенных учреждений и т. д.
Следует отметить, что законодатель распространяетнеприкосновенность Уполномоченного на его жилое и служебное помещения, багаж,личное и служебное транспортное средства, корреспонденцию, средства связи,принадлежащие уполномоченному документы.
Аналогичные положения содержатся и в зарубежном законодательстве.Так, например, французский медиатор пользуется неприкосновенностью, поэтому неможет подвергаться преследованию, розыску, задержанию. аресту или преданию судуза высказанные мнения или за совершение действий при выполнении им своихобязанностей. Указанные положения служат своего рода гарантией егонезависимости. Польскому Уполномоченному принадлежит иммунитет от привлечения куголовной ответственности, ареста либо задержания, аналогичный иммунитетудепутата Сейма.
Уполномоченный может быть задержан на месте преступления. В этомслучае должностное лицо, производившее задержание обязано незамедлительноуведомить об этом Государственную Думу. На основании поступившей информацииГосударственная Дума, если сочтет это необходимым, принимает соответствующеерешение, в котором выражает свое согласие на дальнейшее применение этойпроцессуальной меры. Если согласие не получено в течение 24 часовУполномоченный должен быть освобожден.
Российский Закон предусматривает ряд случаев досрочногоосвобождения Уполномоченного от должности.
Во-первых, если он нарушил требования ст.11 Закона, т.е.продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: являетсядепутатом Государственной Думы или депутатом законодательного(представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации,занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемойдеятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой.
Во-вторых, когда в отношении Уполномоченного вступил в законнуюсилу обвинительный приговор суда.
Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного,если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять своиобязанности в течение не менее четырех месяцев подряд[16].
Следует добавить, что 9 февраля 2005 г. Московская областная Думаприняла решение о внесении изменений в Закон Московской области “ОбУполномоченном по правам человека в Московской области”. В соответствии спринятой поправкой, депутаты областной Думы получили право выражать недовериеУполномоченному по правам человека в Московской области и на этом основаниидосрочно прекращать его полномочия[17].
Закон предусматривает Уполномоченному право самому податьзаявление о сложении полномочий. В этом случае требуется согласиеГосударственной Думы, касающегося освобождения от должности.
Оформление досрочного освобождения от должности производитсяпринятием Государственной Думой специального постановления.
В ситуации досрочного прекращения полномочий Уполномоченным Законпредписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течениедвух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядокназначения регулируется статьями 6-10 ФКЗ об Уполномоченном по правам человекав РФ.
2.2 Функции Уполномоченного по правам человека вРФ
ФункцииУполномоченного по правам человека перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона обУполномоченном по правам человека:
1)   восстановление нарушенныхправ человека и гражданина;
2)   совершенствованиезаконодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его всоответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3)   развитие международногосотрудничества в области прав человека;
4)   правовое просвещение по вопросамправ и свобод человека, форм и методов их защиты.
Такимобразом, основными направлениями деятельности Уполномоченного по правамчеловека в России являются:
— рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека игражданина, принятие мер по их восстановлению;
— анализзаконодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовкарекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие собщепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитиемеждународного сотрудничества в области прав человека;
— правовоепросвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
— подготовкаежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в СоветФедерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный, Верховныйи Высший Арбитражный Суды РФ, Генеральному прокурору РФ;
— выступленияс докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массовогонарушения прав и свобод граждан;
— направлениев Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюденияправ и свобод граждан в РФ;
— обращение вГосударственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий порасследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведениипарламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимыхслушаниях;
— обращение всуды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свободграждан;
— принятие пособственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции приналичии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либов случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостьюзащиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовыесредства защиты;
— анализправоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработкапредложений по ее совершенствованию;
— информирование органов государственной власти и общественности о положении делс соблюдением прав и свобод граждан в РФ;
— направлениегосударственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицамзамечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свободчеловека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
Помимо прямопредусмотренных ФКЗ основных направлений деятельности Уполномоченного,возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий врамках установленной законом компетенции.
Уполномоченныйинформирует государственные органы и общественность о своей деятельности, оположении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране,взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти,с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ,неправительственными правозащитными организациями, средствами массовойинформации.
Подготовкаежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их досведения должностных лиц и широкой общественности дает возможностьУполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека какв целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощнымрычагом воздействия на общественное мнение.
Основнаямасса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматриваетсяна основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб гражданна решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местногосамоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Например, всентября 2007 г. к Уполномоченному по правам человека В.П. Лукину обратиласьАнна Николаевна Ф., проживающая в Смоленской области, ранее работавшаяаппаратчиком дозирования в цехе нитроаммофоски ОАО «Дорогобуж». В феврале 2001 г.она получила тяжелую производственную травму, в результате которой ей былаампутирована рука на уровне средней трети правого плеча.
Еще недостигшая пенсионного возраста, Анна Николаевна признана инвалидом с утратой100% трудоспособности, не может обслуживать себя и нуждается в постоянномуходе. Пережитое сказалось и на состоянии ее здоровья, ей требуется лечение имедикаменты. Ее семья испытывает теперь постоянные материальные трудности.
В.П. Лукиннаправил ходатайство Генеральному директору ОАО «Дорогобуж» Антонову И.Н. обоказании помощи пострадавшей.
В полученномна имя Уполномоченного ответе сообщалось, что администрация ОАО «Дорогобуж»выплатила Анне Николаевне единовременное пособие в размере 7 — летнегоминимального размера оплаты труда, приобрела протез, заключила договор соСмоленским гуманитарным университетом на оплату обучения ее дочери[18].
У гражданесть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителейАппарата Уполномоченного, позвонить по “горячей телефонной линии” и получитьнеобходимые консультации.
Важной формойработы, позволяющей получить “из первых рук” представление о ситуации с правамичеловека на местах является организация работы “выездных приемных” в техсубъектах РФ, откуда поступает наибольшее количество жалоб.
Например, в периодс 24 по 30 июля 2007 г. состоялась совместная выездная приемная Уполномоченногопо правам человека в РФ, Министра обороны РФ и Главного военного прокурора на10-й испытательный полигон противоракетной обороны РВСН в г. Приозерск,Республики Казахстан, организованная отделом защиты прав военнослужащих и членових семей.
В ходе работыприемной одной из проблем, с которой обращались военнослужащие, члены их семейи другие граждане, были трудности с получением ими паспорта гражданинаРоссийской Федерации, поскольку они не имели возможности выезжать на территориюРоссии для его оформления, что существенно затрудняло его получение и влекломатериальные затраты.
С цельюразрешения этой проблемы Уполномоченный обратился к Директору Федеральноймиграционной службы, откуда получен ответ, что воинские части, дислоцированныеза пределами РФ, закреплены за территориальными органами Федеральноймиграционной службы, которые будут осуществлять оперативное оформление и выдачупаспортов граждан России заявителям при их личном обращении. По данному вопросуруководством ФМС даны конкретные указания начальникам органов ФМС по субъектамРФ.
Значительноеместо в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению всфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формызащиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные,судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридическиеконсультации.
Уполномоченныйоказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать своеконституционное право обратиться в международные органы по правам человека(Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).
Такимобразом, основной функцией института омбудсмена можно назвать функцию “мостамежду обществом и властью”, функцию посредника, восстанавливающего связностьсоциальной системы, разрывы между простым человеком и государственной машиной.Институт омбудсмена становится своеобразным “дружелюбным интерфейсом”государственного механизма. Эта функция получила отражение в названии институтаомбудсмена во Франции – институт Медиатора (посредника)[19].
Наконец,институт омбудсмена берет на себя функции внесудебного рассмотрения дел,осуществляя свой деятельностью своеобразный “туннельный эффект” в условиях всеусложняющейся и все более дорогой судебной власти. И здесь деятельностьомбудсмена приближается, по сути, к функциям восстановительного правосудия, кфункции “восстановления мира в общине”[20].2.3 Полномочия и порядок деятельностиУполномоченного по правам человека в РФ
Одним из главных способов реализации Уполномоченным своихконтрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а такжеобращений иностранных граждан и лиц без гражданства.
Подобное правило существует в Новой Зеландии, Польше, Швеции идругих странах. Вместе с тем, например, в Польше к нему могут обращатьсяполитические, кооперативные, общественные организации, представители органовместного самоуправления.
Граждане обращаются к Уполномоченному в случае неудовлетворенияадминистративным решением, порядком его применения или поведения должностноголица и в других случаях, когда нарушаются права заявителя органомгосударственной власти или чиновником.
В целях ограждения Уполномоченного от тех обращений, которые могутбыть и должны быть рассмотрены в других инстанциях, так как институтУполномоченного не стремится заменить, вытеснить уже существующие каналыобжалования, а является важным дополнением к тем способам защиты прав граждан,которые сложились и функционируют в рамках российской правовой системы,законодатель счел нужным конкретизировать порядок обращения к Уполномоченному сжалобой.
В этой связи закреплено правило, в соответствии с которым жалобаможет быть подана Уполномоченному на решения или действия (бездействие)государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,государственных служащих только после того как гражданин обжаловал решения илидействия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но остался несогласен с принятым решением.
Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного,в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решенияСовета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а такжезаконодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Гражданин может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченномусубъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если гражданин вначале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам человека всубъекте РФ – это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичнойпроблеме Уполномоченным по правам человека в РФ.
В большинстве стран мира законодательством устанавливаетсяопределенный срок, в течение которого гражданин может подать жалобу омбудсмену.Так, например, в Новой Зеландии он равняется 12 месяцам, в Швеции – 2 годам стого момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и т.д.
Российский Закон устанавливает общее правило, в соответствии скоторым жалоба может быть подана Уполномоченному не позднее истечения одногогода со дня нарушения прав и свобод гражданина или с того дня, когда ему сталоизвестно об их нарушении.
Введение такого срока не означает, что в случае его истеченияУполномоченный, если сочтет, что имеются особые обстоятельства, не может ужепринять жалобу к своему рассмотрению.
Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан,находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерахпредварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительногосодержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц,содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация неимеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.
Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса,начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательствопредоставляет Уполномоченному четыре возможности.
Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, еслиранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственныхорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственныхслужащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволенрешением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу,если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свободзаявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу,сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю, куда ему следуетобратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.
В-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сампередать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления илидолжностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы посуществу.
В-четвертых, Уполномоченный имеет право, основываясь на чч. 1, 2ст. 16, ст. 17 Закона отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.
Уполномоченный обязан в течение десяти дней уведомить заявителя освоем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, тоон обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган,орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия(бездействие) обжалуются.
Важным фактором поддержания авторитета Уполномоченного является тообстоятельство, что отказ в принятии им жалобы обжалованию не подлежит.
Уполномоченный осуществляет защиту прав граждан не только на основаниифактов изложенных в жалобе, т.е. в связи с поступившим обращением гражданина,но он может начать производство и по своей инициативе в случаях полученияинформации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, в случаях,имеющих особое общественное значение либо когда необходимо защищать интересылиц, которые не в состоянии самостоятельно использовать правовые средствазащиты (например, престарелые, больные, несовершеннолетние и т.д.). В этихситуациях Уполномоченный обладает правом принимать в пределах своей компетенциисоответствующие меры, направленные на защиту прав и свобод человека игражданина.
Для правильного и объективного рассмотрения жалоб граждан Законнаделяет Уполномоченного правом обращаться к компетентным государственным органамили должностным лицам за помощью в проведении проверки обстоятельств,подлежащих выяснению.
Важной гарантией объективности осуществления проверочных действийявляется запрет на проведение их тем органам (должностным лицам), чьи решенияили действия (бездействие) обжалуются.
Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведениипроверочных действий. В соответствии с Законом он имеет право посещать любыеорганы государственной власти, органы системы местного самоуправления,предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форми форм собственности, воинские части, общественные объединения. Никто не долженпрепятствовать Уполномоченному в осуществлении его права. Более того,Уполномоченный может присутствовать на заседаниях коллегиальных органовгосударственной власти и органов местного самоуправления.
От всех перечисленных выше структур, а также от их должностных лици государственных служащих он имеет право запрашивать и получать необходимыедля объективного рассмотрения жалобы сведения, документы, материалы, объяснениядолжностных лиц и государственных служащих (кроме судей) по тем вопросам,которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
Уполномоченный может проводить проверочные действия каксамостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами,должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручатькомпетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведениеэкспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам,которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.
С учетом широкой компетенции Уполномоченного к его правамотносится также ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами обадминистративных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили взаконную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производствомделами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
При осуществлении своих полномочий, Уполномоченный пользуетсяправом безотлагательного приема всеми руководителями и другими должностнымилицами всех структур, которые расположены на территории РФ. К ним законодательотносит: органы государственной власти, органы местного самоуправления,предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форми форм собственности, руководителей общественных объединений, лицначальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинскихформирований, администрации мест принудительного содержания.
В ходе рассмотрения жалоб граждан Уполномоченный имеет правозапрашивать и получать от государственных органов, органов местногосамоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности сведения, документы,материалы, необходимые для рассмотрения жалобы либо факта нарушения прав исвобод человека и гражданина. Соответствующие структуры обязаны предоставлятьУполномоченному нужные сведения. Однако информация, составляющаягосударственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну должнапредоставляться в соответствии с законодательством РФ, так, например, ЗакономРФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 “О государственной тайне”[21].
Если Уполномоченного привлекают для дачи свидетельских показанийпо гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, которые стали емуизвестны в связи с выполнением им своих обязанностей по защите прав и законныхинтересов граждан, он вправе отказаться от дачи таких показаний.
В обязанность Уполномоченного входит предоставление возможностигосударственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу,чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, высказать свое мнение поповоду всех обстоятельств дела, дать свои объяснения по любым вопросам,подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию вцелом. Таким образом, Уполномоченный использует в своей работе принцип “audipartem” – недопустимость принимать во внимание объяснения только одной стороны,т.е. чтобы объективно разобраться в деле, необходимо выслушать обезаинтересованные стороны.
В том случае, когда в ходе рассмотрения жалобы заявителя,Уполномоченный установит факты нарушения прав и свобод граждан он обязаннаправить государственному органу, органу местного самоуправления илидолжностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружитнарушение прав и свобод граждан свое заключение. Эта обязанность сохраняется заУполномоченным также в том случае, когда он начинает производство по своейинициативе в соответствии со ст. 21 Закона об Уполномоченном.
В заключении Уполномоченный формулирует свои рекомендации,предлагает способы и меры, необходимые для восстановления нарушенных прав исвобод граждан.
Важным фактором соблюдения прав граждан является то, что Законзапрещает Уполномоченному разглашать сведения о частной жизни заявителя идругих лиц без их письменного согласия, которые стали ему известны в процессерассмотрения жалобы, а также придавать огласке материалы, полученные прирассмотрении жалобы до окончательного ее разрешения.
Уполномоченный наделен широкими полномочиями по защите правграждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные органы сзаявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего представителяучаствовать в судебном процессе; он может обратиться в различныегосударственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного,административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, вчьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свободчеловека и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством опроведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда,определения или постановления суда либо постановления судьи; присутствовать присудебном рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный судРФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененнымили подлежащим применению в конкретном деле.
Для придания гласности заключению, принятому Уполномоченным в ходерассмотрения жалобы либо факта нарушения прав и свобод гражданина,Уполномоченный вправе опубликовать его в средствах массовой информации.
Соответствующие печатные издания обязаны опубликовать заключения идругие документы, представленные Уполномоченным. Однако эта обязанностьвменяется только тем периодическим печатным изданиям, которые финансируютсялибо полностью, либо частично за счет бюджетных средств, а также тем, в которыходним из учредителей являются государственные структуры: государственные илимуниципальные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения,организации.
На основе изучения и анализа различных материалов и информации,поступившей по поводу нарушения прав и свобод граждан, обобщения итоговрассмотрения жалоб Уполномоченный направляет свои замечания и предложенияобщего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждангосударственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам;обращаться к субъектам законодательной инициативы с предложениями посовершенствованию законодательства, затрагивающего права и свободы человека игражданина.
В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при получениииным путем информации о грубых или массовых нарушениях прав и свобод гражданУполномоченный имеет право выступать по этому поводу на очередном заседанииГосударственной Думы с докладом, т.е. довести до сведения депутатов фактынарушений.
Кроме этого Уполномоченный имеет право обратиться к депутатамГосударственной Думы с предложением создать специальную парламентскую комиссиюпо изучению и расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан, провести поэтим вопросам парламентские слушания. Уполномоченный вправе лично участвовать вработе этой комиссии, а также парламентских слушаниях либо направить тудасвоего представителя.
Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам, иРоссийскому Уполномоченному в частности, является ежегодный доклад парламенту(во Франции медиатор представляет доклад еще и Президенту Республики). Кромепредставления своего доклада Совету Федерации и Государственной ДумеУполномоченный обязан направить его в другие высшие органы государства: ПрезидентуРФ, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, ВысшемуАрбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ.
В случае необходимости для привлечения особого внимания котдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный имеетправо направить специальный доклад в Государственную Думу.
Все ежегодные доклады Уполномоченного должны быть доведены довсеобщего обозрения. В этих целях они подлежат официальному опубликованию вофициальном источнике – в “Российской газете”. Специальные доклады по отдельнымконкретным вопросам также могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в“Российской газете” либо в других изданиях[22].
Законодательство РФ предусматривает юридическую ответственность завмешательство в деятельность Уполномоченного. В соответствии со ст.17.2 КоАП РФ[23]вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с цельюповлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере отодной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законныхтребований Уполномоченного по правам человека, а равно неисполнениедолжностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционнымзаконом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», влечетналожение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей/>, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правамчеловека в иной форме />влечет наложение административногоштрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
3. Правовые проблемы участияУполномоченного по правам человека в совершенствования законодательства в РФ
Уполномоченный по правам человека способствует совершенствованиюзаконодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его всоответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовомупросвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В Законе обУполномоченном не сказано о праве законодательной инициативы Уполномоченного. Имнение исследователей по этому поводу разделилось – некоторые высказываются впользу наделения уполномоченных по правам человека правом законодательнойинициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. В этом случаедумается, такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующихизменений в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую кругсубъектов законодательной инициативы.
Другиеотносятся к этой идее скептически, полагая, что ее реализация приведет к тому,что у уполномоченных не будет хватать времени на рассмотрение жалобобращающихся к ним граждан[24]. Однако взаконах некоторых субъектов РФ, например, Самарской области, содержится правозаконодательной инициативы Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.
В настоящеевремя влиять на совершенствование законодательства в области прав человека игражданина Уполномоченный может путем обнародования в ежегодных докладах поитогам своей деятельности фактов, свидетельствующих о нарушении прав человека игражданина и выступая с докладами на заседаниях Государственной Думы.
Так, вдокладе по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в 2007 г.В.П. Лукин отметил, что правовое обеспечение условий, необходимых для достойнойжизни и свободного развития человека, соблюдения его прав и свобод всоответствии с общепризнанными стандартами и международными обязательствамиРоссийской Федерации, относится к приоритетным задачам Уполномоченного. Причинойнарушений прав человека нередко является несовершенство федеральных законов,противоречие их международным обязательствам Российской Федерации. Анализпоступающей к Уполномоченному информации о соблюдении гражданских,политических, экономических, социальных и культурных прав человека позволяетему разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства.
За последниедва года Уполномоченный направил Президенту Российской Федерации, вПравительство Российской Федерации, комитеты Государственной Думы, инымсубъектам права законодательной инициативы свыше 70 предложений, направленныхна совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектовРоссийской Федерации, а также на внесение поправок в законопроекты, принятыеГосударственной Думой в первом чтении.
Обращенияграждан свидетельствуют о несовершенстве федерального законодательства,регулирующего социально-экономические права человека, в частности на справедливоевознаграждение за труд, на уважение его собственности и обеспечение правосудием
Анализобращений граждан о нарушениях их конституционных прав на свободу и личнуюнеприкосновенность, допускаемых при отбывании ими административного ареста,свидетельствует, что они происходят, в частности, из-за отсутствия надлежащегоправового регулирования этой меры административного наказания.
Эффективностьсовершенствования законодательства зависит от правовой экспертизы законов изаконопроектов, позволяющей выявлять в них пробелы и несоответствия задачамправового регулирования, предлагать меры по их устранению. При этом важнымявляется постоянное и системное взаимодействие Уполномоченного с палатамиФедерального Собрания РФ.
Следует прямосказать, что “достучаться” до законодателей Уполномоченному удается не всегда.Одной из основных причин этого является отсутствие правового регулированияпорядка его взаимодействия с Советом Федерации и Государственной ДумойФедерального Собрания РФ.
Примеромпроблемы участия Уполномоченного по правам человека в усовершенствованиязаконодательства можно назвать, например, отказ Уполномоченному по правамчеловека Владимиру Лукину в праве выступить 21 января на заседанииГосударственной Думы, посвященном исполнению закона о замене льгот денежнымикомпенсациями.
Депутатыобъясняют свое решение тем, что “массовых нарушений прав человека не былозафиксировано официально решениями органов государственной власти”. Однакоконстатация фактов грубого или массового нарушения прав и свобод гражданотносится к компетенции Уполномоченного, она не требует никакого подтверждениярешениями административных, судебных или законодательных органов.
Невзирая наэто, Уполномоченному по правам человека вопреки Закону об Уполномоченномфактически было отказано в праве давать публичную оценку действиям властейразличных уровней[25].

Заключение
По мнению исследователей,российский вариант института Уполномоченного по правам человека ближе к моделинезависимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель,он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органовгосударственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то жевремя его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнениюспециалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальноеявление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож нарумынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи истоль же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченногопо правам человека в Российской Федерации характеризуется юридическойнеопределенностью и неконкретностью[26].
Высказываютсяследующие предложения по усовершенствованию законодательства об Уполномоченном.Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правомзаконодательной инициативы, что существенно повысит его возможности иавторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующихизменений в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую кругсубъектов законодательной инициативы.
Кроме того,важный момент состоит в том, чтобы более четко прописать в Законе задачиУполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркиваликонтрольную функцию омбудсмена.
Далее, нужновыработать определенную концепцию деятельности омбудсмена – определить, чем ондолжен заниматься, а чем нет, какие именно жалобы он должен рассматривать.
Такимобразом, на сегодняшний день можно констатировать, что институт Уполномоченногопо правам человека пока все еще находится в начальной стадии своегостановления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будетсовершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать инадеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля задеятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственныхслужащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.
А такойинструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека состороны государственных структур и их служащих (в особенности это касаетсяправоохранительных органов, которые, казалось бы, должны стоять на стражезакона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно. Существующие жемеханизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.
Развитие институтаУполномоченного по правам человека может стать важным шагом в этом направлении.При этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность егодеятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правозащиты,тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. Омбудсмендолжен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, статьпредставителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Толькотогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующимнарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

Список использованных источников
1.   Декларация прав и свободчеловека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народныхдепутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – №52. – Ст. 1865.
2.   Конституция РФ от 12декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
3.   Федеральныйконституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правамчеловека в РФ” (с изм. от 16 октября 2006 г.) // Собрание Законодательства РФ.– 1997. – №9. – Ст. 1011.
4.   Кодекс обадминистративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в редакции от 3июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 1.
5.   Закон РФ от 21 июля 1993 г.№5485-1 “О государственной тайне” (с изм. от 1 декабря 2007 г.) // Собраниезаконодательства РФ. – 1997. – №41. – Ст. 4673.
6.   ПостановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД “О регламентеГосударственной Думы Федерального Собрания РФ” // Собрание Законодательства РФ.– 1998. – №7. – Ст. 801.
7.   ПостановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. №77-IVГД “О назначении ЛукинаВладимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в РФ” // СобраниеЗаконодательства РФ. – 2004. – №8. – Ст. 623.
8.   Александров А. Программасодействия развитию адвокатской деятельности // Адвокат. – 2006. – №6. – С. 12-15.
9.   Башимов М.С. Становлениеи перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журналроссийского права. – 2007. – №7. – С. 14-16.
10.     Вестниквосстановительной юстиции. Выпуск 5 (Правовое обеспечение практикивосстановительной юстиции) – М.: Общественный центр “Судебно-правовая реформа”.2003. – 211 с.
11.     ВладимируЛукина не дали выступить на заседании Государственной Думы // Российскаягазета. – 2005. – №7. – С. 17.
12.     ЖерарДельбофф. Уполномоченный по правам человека во Франции // Общая тетрадь. –2001. – №3(18). – С. 70-74.
13.     Интервьюс В.П. Лукиным о проблемах защиты прав личности // Российская газета. – 2006. –3 ноября. – С. 5.
14.     Интернет-конференцияУполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина “Состояние российского законодательствав области прав человека и гражданина” // СПС Гарант.
15.     КомароваВ.В. Уполномоченный по правам человека в РФ // Государство и право. – 2005. – №9.– С. 21-25.
16.     Комментарийк ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. – М.Юрист, 1999. – 265 с.
17.     Конституционное(государственное) право зарубежных стран. Т. 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.:БЕК, 1995. – 754 с.
18.     ЛиверовскийА.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусеУполномоченного по правам человека // Ученые записки, выпуск 2. СПб: Норма,2007. – 223 с.
19.     Московскаяобластная Дума приняла закон, лишающий омбудсмена независимости // Законность.– 2005. – №12. – С. 33.
20.     ХаманеваН.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право.– 2005. – №6. – С. 23-27.
21.     ШишковаА. Институт омбудсмена // Адвокат. – 2007. – № 12. – С. 17-20.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование одноступенчатого цилиндрического косозубого редуктора для привода к шнеку-смесите
Реферат Финансово-экономический анализ деятельности ДГРУ АК ПИБ Украины и разработка рекомендаций по пов
Реферат Основные прав и свободы человека и гражданина
Реферат Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж
Реферат Организация патриотического воспитания в средней школе
Реферат Экономические и правовые основы деятельности банков второго уровня
Реферат Электрические явления
Реферат Разработка БД "Магазин автозапчастей"
Реферат Правовое регулирование отношений по взиманию налогов и сборов
Реферат История США в 1945–1991 годах
Реферат Электрические системы и сети
Реферат Администрация города кургана
Реферат Виды компьютерой графики
Реферат Правовое регулирование иностранных инвестиций
Реферат Налоги и их виды. Принципы налогообложения.