Реферат по предмету "Государство и право"


Правовые проблемы недропользования

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Иркутский государственный университет
Юридический институт
Кафедра гражданского права
Правовые проблемы недропользования
Курсовая работа
Студентки 3 курса
очного бюджетногоотделения
гр.03211-Д
Защищена"____"____________2009 г.
с оценкой_______________________
Подписи:___________________
___________________
Научный руководитель
ИРКУТСК 2009г.
Содержание
Введение
Глава I.Нормативно-правовая база, регулирующая отношения недропользования
Глава II.Правоотношения, возникающие в связи с пользованием недрами
Глава III. Недра какобъект права
Глава IV. Проблемасоотношения законодательства о недрах и земельного законодательства
Глава V. Проблемагосударственной регистрации прав на участки недр
Заключение
Список литературы
Введение
Согласност.9 п.1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются иохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающихна соответствующей территории»[1]. Среди природных ресурсовособое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьмаценных свойств.
 Ресурсынедр делятся на 6 основных видов: месторождения твердых, жидких и газообразныхполезных ископаемых; отвалы вскрывшихся и вмещающих пород, терриконы угольныхшахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых; отходыгорно-обогатительного и металлургического производства; глубинные источникипресных, минеральных и термальных вод; внутреннее глубинное тепло недр Земли;природные и техногенные полости в массиве горных пород.[2]
Полезныеископаемые принято классифицировать на общераспространенные инеобщераспространенные полезные ископаемые, в отдельную категорию выделяетсяторф. Общераспространенными называются полезные ископаемые, включенные вспециальный перечень. По сравнению с необщераспространенными они считаютсямалоценными. Их месторождения часто встречаются на всей территории России, всилу чего добыча ведется из месторождений, выходящих на земную поверхность илирасположенных на небольшой глубине. Она, как правило, не требует сложныхтехнических приемов и поэтому в небольших размерах по силам даже отдельнымгражданам. Добытые полезные ископаемые в большинстве своем используются в сыромвиде для строительных целей.[3]
Полезныеископаемые в ходе хозяйственной эксплуатации отделяются от толщи земного шара ипревращаются в другую юридическую категорию – минеральное сырье.[4]
Невозможнопредставить научно-технический прогресс, и даже сохранение завоеванийсовременной цивилизации без применения добытого из недр минерального сырья. Егоиспользует практически любая отрасль народного хозяйства. Для России эксплуатациябогатств недр имеет огромное значение. Наша страна является одним их крупнейшихпроизводителей минерального сырья, занимая ведущее место по его экспорту. Взарубежные страны экспортируется около 80% многих видов полезных ископаемых. Вэкономическом и социальном устройстве нашего общества горнодобывающая отрасльзанимает исключительно важное место. Будучи крупнейшим в мире экспортеромминерального сырья, Россия обеспечивает благоприятный для себя торговый баланс.Горнодобывающая промышленность создает основу национальной безопасности страны.В этой отрасли занята значительная часть трудоспособного населения России, чтоспособствует экономической жизнеспособности большинства городов и посёлков. Вобщей сложности в данной отрасли занято более 20% работоспособного населения.Горнодобывающая отрасль служит источником значительного количествадополнительных рабочих мест не только в области разведки, добычи и обогащенияполезных ископаемых. Но и в сфере различных услуг и ряда других вспомогательныхи обрабатывающих секторов экономики, таких, как транспорт производствооборудования, строительство.
Политическиесобытия последних восемнадцати лет в стране, недостаточно продуманный переход кновым экономико-производственным отношениям негативно сказались на такойспецифической сфере, как недропользование.[5] Сегодняминерально-сырьевой комплекс страны переживает не самые лучшие времена. И этоне смотря на его огромный потенциал и более высокую выживаемость по сравнению сдругими отраслями экономики в условиях ее реформирования.[6]В конце девяностых годов прошлого столетия упали объемы производства и добычиполезных ископаемых, недопустимо снизились масштабы геологоразведочных работ,остро встали проблемы инвестиций, совершенствования налогообложения. Такжефактором не вполне благополучного состояния минерально-сырьевого комплексаявляется истощение сырьевых баз действующих предприятий. При существующихнизких темпах ввода в эксплуатацию новых месторождений и значительномсокращении объемов геологоразведочных работ негативные факторы в ближайшейперспективе могут привести к существенному сбою в работе минерально-сырьевогокомплекса, и как результат, к замедлению экономического развития и ослаблениюэнергетической безопасности страны.
Всовременных экономических условиях проблема эффективного природопользования,опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы и воссозданиястратегических запасов полезных ископаемых (к числу которых отнесенытопливно-энергетические ресурсы, благородные металлы, руды цветных и редких металлови неметаллов) должна являться одной из приоритетнейших в государственнойполитике России.
Всвязи с этим проблема эффективности использования богатств недр сегодня и вперспективе остаётся актуальной. Огромную роль в решении этой проблемы играет законодательствоо недрах (горное законодательство).[7]
Исходяиз выше изложенного, целью моей работы является рассмотрение некоторых проблемправового регулирования отношений недропользования.
Теоретическойи методологической основой работы являются научные исследования в области общейтеории государства и права, горного, земельного, экологического,административного, гражданского права.
ГлаваI. Нормативно-правовая база, регулирующая отношениянедропользования
Конституция Российской Федерации является высшим правовымактом, положения которого носят характер норм прямого действия. Часть 2 статьи9 гласит, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,государственной, муниципальной и иных формах собственности» (недра относятся ккатегории «природные ресурсы»). В части второй статьи 67 предусматривается, что«Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию наконтинентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации в порядке, определяемом федеральными законами и нормамимеждународного права». В части 1 статьи 72 перечисляются вопросы, находящиеся всовместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вчастности, в пункте «в» указывается, что к таким вопросам относится владение,пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природнымиресурсами.
В развитие указанных конституционных положений был принятцелый ряд общих и специальных федеральных законов, постановлений ПравительстваРоссийской Федерации и множество ведомственных правовых актов, особенноМинистерства Природных Ресурсов и экологии России.
К числу общих федеральных законов относится Гражданскийкодекс Российской Федерации, в п. 1 ст. 130 которого участки недр отнесены ккатегории недвижимого имущества. В отличие от права собственности и другихвещных прав на землю, которым посвящена отдельная глава 17 ГК РФ, вопросы правасобственности и других вещных прав на участки недр не нашли отражения вподобной отдельной главе ГК РФ. Тем не менее, общие нормы в отношении вещных иобязательственных прав, применимые к недвижимому имуществу, подлежат применениюи в отношении участков с учетом, безусловно, их специфики.
К числу общих федеральных законов относится Налоговый кодексРоссийской Федерации, глава 26 которого предусматривает налог на добычуполезных ископаемых, а глава 26.4 устанавливает систему налогообложения привыполнении соглашений о разделе продукции при добыче полезных ископаемых.
К числу общих федеральных законов можно отнести исоответствующие положения бюджетного законодательства Российской Федерации.Так, в Федеральном законе от «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановыйпериод 2010 и 2011 годов» утверждаются основные характеристики федеральногобюджета на 2009 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП вразмере 51475,0 млрд.рублей, который включает в себя прогнозируемый общий объемдоходов федерального бюджета в сумме 10927137733,0 тыс.рублей, в том числепрогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме4692509635,0 тыс.рублей, и основные характеристики федерального бюджета на 2010год и на 2011 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размересоответственно 59146,0 млрд.рублей и 67610,0 млрд.рублей, включающие в себяпрогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2010 год в сумме11733612293,0 тыс.рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходовфедерального бюджета в сумме 4526198415,0 тыс.рублей, и на 2011 год в сумме 12838964131,0тыс.рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федеральногобюджета в сумме 4637479817,0 тыс.рублей.
Базовым специальным законом, регулирующим отношения впользовании недрами и претендующего в определенной степени на роль кодифицирующегоправового акта в сфере пользования недрами, является Закон Российской Федерацииот 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
К числу специальных федеральных законов в этой областиотношений относятся также:
Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «Оконтинентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон от 17 декабря1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»,установившие суверенные права Российской Федерации на поиск и добычу полезных ископаемыхна континентальном шельфе и морском дне исключительной экономической зонеРоссийской Федерации.
Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «Осоглашениях о разделе продукции», впервые установивший в России применениедоговорной формы при поиске и добыче полезных ископаемых;
Федеральный закон от 31 марта 1998 года № 69-ФЗ «Огазоснабжении в Российской Федерации», определивший порядок формированияфедерального фонда разведанных месторождений природного газа;
Федеральный закон от 2 января 2000 года № 20-ФЗ «Одрагоценных металлах и драгоценных камнях», установивший порядокгосударственного регулирования в области геологического изучения и разведкиместорождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи,производства и обращения.
К числу актов, имеющих законодательный характер, относится идействующее Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля1992 года № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядкелицензирования пользования недрами».
Многочисленными подзаконными актами детально урегулированывопросы лицензирования, например, в отношении деятельности по обеспечениюпромышленной безопасности опасных производств и выполнения маркшейдерскихработ, формирования и использования ликвидационных фондов при реализациисоглашений о разделе продукции, мер регулирования экспорта геологическойинформации, вознаграждений за выявленные месторождения полезных ископаемых,возложения на МПР России функций государственного контроля за геологическимизучением, разработку полезных ископаемых и охрану недр.ГлаваII. Правоотношения, возникающие в связи с пользованиемнедрами.
ЗаконРФ «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическимизучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ееконтинентального шельфа, а также в связи с использованием отходовгорнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа,сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды,рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. В ст. 6 говорится о шести видахпользования недрами. Недра предоставляются в пользование для:
1)регионального геологического изучения, включающего региональныегеолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологическиеизыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы,направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы попрогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности,созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземныхвод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостностинедр;
2)геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезныхископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недрдля строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых;
3)разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходовгорнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4)строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых;
5)образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное,культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные иучебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы,пещеры и другие подземные полости);
6)сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционныхматериалов.[8]
Недрамогут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения(поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча можетпроизводиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно поего завершении. Следует отметить, что далеко не все виды недропользования,указанные в Законе о недрах, строго говоря, образуют пользование участкаминедр. В частности, Закон о недрах относит к числу видов недропользованиягеологическое изучение недр, а также разведку полезных ископаемых, то есть видыдеятельности, которые непосредственно не сопряжены с извлечением полезныхсвойств из подземных пространств. Иными словами, Закон исходит из предельноширокого понимания категории «недропользование», рассматривая в качествепользования в том числе деятельность, предшествующую и вместе с темобусловливающую извлечение полезных свойств недр. Следует отличать отношения,складывающиеся между государством и недропользователем до открытияместорождения и после. В первом случае отношения, возникающие междугосударством и недропользователем, не являются гражданско-правовыми, посколькуотсутствует объект, присущий таким отношениям. На момент начала геологическойразведки участок недр как объект права, как правило, не сформирован, так какотсутствуют достоверные данные о месторождении, о его качественныххарактеристиках, границах, объемах содержащихся в нем полезных ископаемых ит.п. Это и понятно. Индивидуализация горного отвода в большинстве случаев имеетсмысл тогда, когда уже известно местоположение залежей полезных ископаемых, асоответствующая информация становится доступной лишь после окончания поисковойдеятельности. На указанной стадии государство может лишь обеспечить частномулицу доступ к территории, на которой предполагает вести геологическое изучение.
Предоставляяразрешение (лицензию) недропользователю на проведение геологической разведки,государство действует как суверен, носитель публичной власти, а не каксобственник имущества.
Разрешаятакой доступ, государство распоряжается принадлежащим ему в силу закона правомна поиск полезных ископаемых (геологическую разведку), проистекающим из егосуверенных прав, и делегирует осуществление данного права частному лицу(недропользователю). Поскольку предметом отношений, возникающих в этом случаемежду государством и недропользователем, являются публичные права, то иуказанные отношения в целом следует квалифицировать как публично-правовые.
Наукагорного права условно выделяет пять обособленных «блоков» отношенийнедропользования, правовое регулирование которых осуществляется преимущественнона федеральном уровне:
— отношения, связанные с предоставлением и прекращением права пользования недрами,с оформлением лицензией предоставленного права на пользование недрами и еегосударственной регистрацией — государственная система лицензированияпользования недрами;
— отношения, связанные собственно с использованием участка недр (в целях поисков,разведки и добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземныхсооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образованием и охранойгеологических объектов и т.д.);
— отношения, связанные с получением, использованием, передачей и хранениемгеологической информации;
— отношения, связанные с уплатой недропользователями платежей при пользованиинедрами;
— отношения, связанныес охраной недр и безопасным ведением работ в процессе недропользования.[9] Глава III. Недра как объектправа
Первоначально недра рассматривались как неотъемлемая частьземельного участка, границы которого простирались, по мнению древних римлян, добесконечности вверх и вниз. Такой подход влек немаловажные правовыепоследствия. Собственнику земельного участка принадлежало в качестве плодов всето, что было скрыто в земле независимо от глубины залегания. Указаннаяконструкция не требовала определения границ участка недр, поскольку онисовпадали с границами земельного участка.
В Средние века вопрос о правах на добычу полезных ископаемыхрешался следующим образом. Собственником недр признавался король или инойсобственник соответствующей территории. Характер пользования недрами мог бытьразличен. Иногда добычу полезных ископаемых собственник производил своимисилами и за свой счет, чаще — территории отдавались для разработки отдельнымчастным лицам или компаниям. Наиболее же распространенный способ пользованиянедрами состоял в том, что разработку недр осуществляло лицо, открывшеесоответствующее месторождение. В этом случае для данных территорий, по сути,устанавливался режим «горной свободы». Впоследствии принцип«горной свободы» был существенно ограничен, и лицо могло бытьдопущено для проведения геологической разведки на земельные участки,расположенные на разведываемых территориях, только с согласия собственниковданных участков.
Ряд современных западноевропейских порядков с известнымиограничениями воспринял подход, формировавшийся на протяжении столетий.Согласно ст. 905 Германского гражданского уложения (далее — ГГУ) правособственника земельного участка распространяется на пространство над и подповерхностным слоем участка. Согласно ст. 552 Французского гражданского кодекса(далее — ФГК) право собственности на землю включает в себя право собственностина то, что находится на земле и под ней. Согласно английскому общему правунедра признаются частью, «парцеллой» земли, и собственник участкарассматривается как собственник расположенного под поверхностью недр и всего ихсодержимого «вплоть до центра земного шара».
Однако в отличие от римского права правовые системы,относящие недра к земельному участку, для целей правового регулированияразличают поверхностный слой земли и скрытые под ним недра и ограничиваютсобственника земельного участка в части использования последних. Согласно ст.905 ГГУ собственник не может запретить воздействия, которые осуществляются натакой глубине, где устранение воздействия не представляет для него интереса.Так, право собственности на земельный участок не распространяется на полезныеископаемые, открытые для горного промысла (§ 3 Горного закона ФРГ). Дляосуществления недропользования заинтересованное лицо обязано получить лицензиюили приобрести право собственности на горное предприятие (§ 6 Горного законаФРГ).
Согласно ст. 552 ФГК под землей собственник вправе возводитьлюбые сооружения и делать любые углубления, которые он сочтет уместным, а такжеизвлекать из последних все, что там может находиться, с учетом специальныхправил, которые вытекают из законов и регламентов, относящихся к недрам, атакже к охране правопорядка. В свою очередь, Горный кодекс Францииустанавливает, что и собственник земельного участка, и третьи лица вправепроизводить разработку недр только на основании концессии от государства.
Некоторые правопорядки пошли еще дальше по пути обособленияземельного участка и находящегося под ним пространства и предполагают, чтонедра отделены от земли и в силу специального указания закона не могут бытьприсвоены частным лицом. Аналогичная модель заложена и в российскомзаконодательстве. Хотя в юридико-техническом плане установление различногоправового режима земли и недр создает определенные сложности, политически иэкономически такое обособление оправданно. Предложенная модель позволяетсохранить недра как стратегический экономический ресурс в монопольнойгосударственной собственности, одновременно допустив введение частнойсобственности на землю и, как следствие, ее активное участие в гражданскомобороте. Кроме того, причиной обособления служит то, что земля и недра служатразличным хозяйственным целям.[10]
В преамбуле Закона 1992 г. «О недрах» впервые в нашемзаконодательстве дано широкое понятие недр. Согласно данному Закону недраявляются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при егоотсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейсядо глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Хотя преамбула неявляется нормативной нельзя не согласиться с Заславской Л.А. в том, чтохотелось бы, чтобы определение понятия недр было более точным, т.к. оно неохватывает выходы полезных ископаемых на поверхность земли.[11]По смыслу преамбулы Закона о недрах недра не простираются до центра земли, какэто предусматривает, к примеру, английское право, а ограничиваются глубинами,доступными для геологического изучения и освоения. При указанныхобстоятельствах определение категории «недра» имеет сугубоюридический характер, поскольку с точки зрения геологии к недрам, безусловно,относятся и те участки земной коры, которые в настоящее время недоступны дляизучения и освоения.
Для целей правового регулирования предложенный закономусеченный характер категории «недра» вполне допустим и имеет простоеобъяснение: то, что недоступно человеку, не может являться объектом права. Вчастности, А.И. Перчик указывает, что недра — это не вся земная кора, а толькота ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническимисредствами. Таким образом, указывает он, с юридической точки зрения понятие«недра» является динамическим. Оценка величины недр как части земнойкоры во времени будет постоянно увеличиваться по мере совершенствованиядействующих и создания новых технических средств и технологий.
Помимо изложенного необходимо отметить существование инойточки зрения в отношении правового положения недр, которая в России былаизложена ещё в 1909 г. Удинцевым и до сих пор находит своих последователей.По-мнению Вс. Удинцева, земные недра как источник ископаемых богатствсоставляют несомненное экономическое благо, но, пока залегающие в недрахископаемые не отделены от скрытых под землей пластов, они не могут фигурироватьв гражданском обороте, не способны быть предметом обладания ни индивидуального,ни общественного. На недра нельзя установить никаких вещных прав ни в пользучастного лица, ни в пользу государства, а право собственности на минералы,металлы и вообще ископаемые устанавливается лишь с момента, дозволенногогосударством и обставленного известными условиями выделения их из недр. [12]Е.Н. Трубецкой также полагал, что вещью в смысле объекта права может бытьтолько то, что доступно господству лица или совокупности лиц, соединившихсявместе. Все то, что находится вне этих пределов, не может быть объектом права.Такой подход к определению вещи как предмета правоотношения, отстаиваетсямногими авторами и сегодня. Н.Н. Аверченко считает, что никакой материальный ифизически ограниченный предмет не является вещью в юридическом смысле, если присовременном уровне техники человек не может установить над ним фактическоегосподство.[13] Соответственно этомуземельному собственнику принадлежит лишь право искать полезные ископаемые, итолько это право он может передать другому: не право на недра, а праворазработки недр, связанное с правом собственности на землю.[14]
Дляцелей гражданско-правового регулирования необходимо различать недра и участкинедр. Предмет частноправовых (имущественных) отношений составляет участок недркак объект гражданских прав, а публично-правовых недра как природный объект.Действительно, недра объектом гражданских прав быть не могут, поскольку они неотвечают признакам вещи.
Сампо себе вопрос о том, что такое вещь и каковы ее признаки, весьмадискуссионный. Традиционное понимание вещи состоит в том, что она представляетсобой предмет материального мира. Характерным признаком вещи является еедискретность, то есть физическая и/или учетная обособленность от всех другихобъектов. В свою очередь, недра свойством дискретности не обладают, посколькуне имеют пространственных границ. В широком смысле недра, конечно, имеютграницы: верхнюю, отделяющую их от земной поверхности, и нижнюю, находящуюся вцентре Земли. Однако это описание геологического объекта, а не объектагражданских прав. Недра ни при каких обстоятельствах невозможно представить какиндивидуально-определенную вещь. Недра не представляют собой какой-либоопределенный предмет, который можно видеть, осязать или хотя бы мыслить. Мызнаем, что под землей залегают ископаемые богатства, что они могут оказаться втом или ином месте, иметь то или иное положение, но и только. Но если так, тонемыслимо и какое-либо обладание столь неопределенным предметом. Установлениеправ собственности на объект, не имеющий физической возможности по своейнеопределенности и безграничности фигурировать в гражданском обороте,невозможно.
Вопросо принадлежности недр должен решаться так же, как и в отношении земли какприродного ресурса. Не обладая достаточной степенью индивидуализации, земляявляется ничьим, публичным достоянием. Как в этом случае относиться кположениям законодательства, которые содержат понятия «право собственностина недра», «право собственности на землю» и т.п.? В данномслучае речь должна идти о праве не частном, а публичном, проистекающем изсуверенных прав государства на природные богатства, находящиеся на еготерритории.
Еслив отношении недр невозможно установление субъективного гражданского правасобственности, то невозможно установление и каких-либо иных субъективныхгражданских прав (ограниченных вещных и обязательственных прав), поскольку всеони производны от права собственности. На производность таких прав указывалБ.Б. Черепахин. По его мнению, в этих случаях имеется в некотором роде«переход» правомочий от одного лица к другому, но без потери их исоответствующего права в целом правопредшественником (конститутивноеправоприобретение); на основе права праводателя создается право с инымсодержанием (более ограниченным).
Сказанное,однако, не означает, что доступ к природным богатствам не может опосредоватьсягражданско-правовыми механизмами. Хотя недра как таковые не участвуют вгражданском обороте, в него могут быть вовлечены части данного геологическогообъекта, то есть участки недр, которые способны к индивидуализации, аследовательно, к приобретению в собственность и вовлечению в оборот. Подиндивидуализацией следует понимать выделение, отграничение вещи от ей подобныхлюбым возможным способом.
После обнаруженияполезных ископаемых недра способны к индивидуализации путем облечениясоответствующих месторождений в форму горных отводов. Согласно ст. 7 закона «Онедрах» горный отвод – это геометризованный блок недр. При определении границгорного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезныхископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземныхсооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны отвредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контурыпредохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями,разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недри земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использованиянедр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлениилицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта,получения на него положительного заключения государственной экспертизы,согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 закона «О недрах»документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характернымиразрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию вкачестве неотъемлемой составной части. Следовательно, горные отводы имеют своипространственные границы, то есть обладают свойством дискретности, котороеприсуще вещам. При индивидуализации, описании участка недр суверенное правогосударства на недра трансформируется в право собственности на участок недр,имеющее частноправовую природу. Соответственно соглашения, опосредующие ихоборот, являются гражданско-правовыми.
Может ли участок недрбыть отнесен к числу непотребляемых вещей или же горный отвод — потребляемаявещь, поскольку потребительские свойства участка недр безвозвратно утрачиваютсяпо мере добычи полезных ископаемых?
Для обоснования однойили другой позиции необходимо обратиться к теоретическому вопросу оразграничении потребляемых и непотребляемых вещей. Юридическая литература вцелом обделила вниманием данную классификацию вещей, что вполне объяснимо.Действительно, на первый взгляд критерии, по которым вещи различаются напотребляемые и непотребляемые, кажутся предельно простыми. Может быть, в этом ипричина отсутствия легального определения потребляемой и непотребляемой вещи.При таких обстоятельствах практика опирается на определения, сформировавшиеся вдоктрине.
Е.В. Васьковскийполагал, что если хозяйственное назначение вещи состоит в ее уничтожении, тоона называется потребляемой; если же в чем-либо другом, то непотребляемой.Таким образом, писал он, уничтожаемость для потребляемых вещей — существенноекачество, для непотребляемых — побочный результат, необходимое зло,уменьшающееся с прогрессом промышленности. По мнению В.И. Синайского,потребляемыми являются вещи, которые при пользовании ими сразу уничтожаются.Е.А. Суханов относит к потребляемым вещи, утрачивающиеся в процессе ихиспользования.
Иную точку зрениявысказывает А.П. Сергеев, который относит к потребляемым вещи, утрачивающие впроцессе использования свои потребительские качества полностью или по частям,например продукты питания, либо преобразующиеся в другую потребляемую вещь,например строительные материалы. В чем-то сходной позиции в свое времяпридерживался В.М. Хвостов. Он именовал потребляемыми вещи, которые при ихнормальном хозяйственном употреблении или сразу уничтожаются, или такизменяются, что не могут служить своей прежней цели, или же, наконец, быстроизнашиваются.
Анализ указанных идругих приводимых в литературе определений потребляемой вещи выявляетпринципиальный вопрос, относительно которого ведется заочная дискуссия:считается ли вещь «потребленной» при истощении ее потребительскихсвойств или лишь при уничтожении ее как предмета материального мира?
Ответ на него напрямуюзависит от понимания категории «вещь». Следует сразу отметить, чтопонятие «вещь» в философском и физическом смысле отграничивается отвещей в смысле юридическом. Поэтому оговоримся, что в дальнейшем прихарактеристике вещи речь пойдет о вещах как о правовой категории, более того, овещах в гражданско-правовом аспекте, поскольку в разных отраслях праваобособленные предметы природы и продукты предметно-практической деятельностилюдей определяются по-своему.
Среди множествапризнаков вещи как объекта гражданского права, предложенных в литературе,следует выделить дискретность, материальность, которые берут свои истоки изфилософии, и сугубо юридические признаки вещи — наличие «юридическойпривязки» вещи к определенному субъекту, а также возможность при современномуровне техники установить господство над нею. Представляется, что совокупностьданных признаков вполне точно отражает сущность вещи как предметагражданско-правовых отношений. При таком подходе вещь считается потребленнойлишь в случае уничтожения ее как объекта материального мира. Соответственноистощение потребительских свойств горного отвода, например, путем извлеченияполезных ископаемых не означает его потребление, поскольку горный отводсохраняется как материальная субстанция. Указанные взгляды уже высказывались влитературе. В частности, Н.А. Сыродоев считает, что недра как часть природнойсреды не являются потребляемыми. Полезные ископаемые извлекаются из недр земли,вследствие этого изменяется состав содержимого недр, но потребления недр как таковыхне происходит, ибо сколько бы ни извлекалось полезных ископаемых, недра какчасть природной среды остаются.
Напротив, трудносогласиться с теми авторами, которые наряду с перечисленными признаками вещивыделяют назначение, ценность, полезность вещи и тому подобные признаки,подчеркивая, что вещь является вещью в гражданско-правовом смысле лишь приналичии у нее определенных потребительских свойств. Выделение указанногопризнака принципиальным образом меняет критерии разграничения потребляемых инепотребляемых вещей. Действительно, в этом случае вещь считается потребленнойпри прекращении ее потребительских свойств независимо от того, сохранилась лиматериальная субстанция вещи или нет. Применительно к участку недр извлечениеиз горного отвода находящихся в нем полезных ископаемых означает при такомподходе уничтожение (потребление) вещи в гражданско-правовом смысле, несмотряна сохранение горного отвода как предмета материального мира, а следовательно,отнесение участка недр к числу потребляемых вещей и его невозможность бытьпредметом договора аренды.
Почему назначение,ценность, полезность вещи, предполагающие наличие у вещи цели использования,нецелесообразно рассматривать в качестве ее признака? Нетрудно убедиться, чтопрактически каждая вещь может быть использована для различных целей. Так, книгаможет быть использована не только как источник информации, но и как подставкапод телевизор, пресс для разглаживания бумаги, пространство для хранения денеги ценных бумаг и т.д. Естественно, указанные побочные цели пользования являютсяво многом экзотическими, но тем не менее могут иметь место и предопределенысвойствами такого предмета материального мира, как книга, особенностями еекачественных характеристик: весом, размером, формой и т.п. Можно ли в этом случаепри утрате возможности чтения книги, например текст выцвел или размазался врезультате попадания влаги, говорить об ее уничтожения как вещи? Вряд ли. Г.С.Васильев указывает, что, если телефон не может быть средством связи, он неявляется телефоном, а выступает как игрушка или элемент интерьера. Однакоправильно ли в этом случае утверждать, что вместо одной вещи появляется другая?При таком подходе необходимо объяснить, какова судьба прав на прекращеннуювещь. Очевидно, они прекращаются и возникают вновь, но уже в отношении другойвещи. Но это всего лишь предположение, которое нуждается в развернутомдоказательстве, которое, вероятно, даже может быть предоставлено. Вопрос вдругом: стоит ли создавать проблемы для их последующего разрешения?
Можно,конечно, занять более умеренную позицию, утверждая, что вещь считаетсяпотребленной лишь в том случае, когда невозможно достижение любых целей ееиспользования. Однако возможно ли установить такую ситуацию? Пожалуй, нет. Цельиспользования, впрочем, как и ценность, — понятие субъективное. Что ценно дляодного, неценно для другого. Зачастую человек использует вещь для такихэкзотических целей, которые другим не могли даже прийти в голову.
Приналичии признаков дискретности, материальности, «юридической привязки»к определенному субъекту, а также возможности при современном уровне техникибыть предметом человеческого господства соответствующий объект долженпризнаваться вещью независимо от наличия у него потребительских свойств.Соответственно добыча полезных ископаемых, извлечение иных потребительскихсвойств из горного отвода, влекущее их прекращение, не свидетельствует опотреблении участка недр как объекта гражданских прав, а значит, участок недрследует относить к числу непотребляемых вещей. И, следовательно, может бытьпредметом ограниченных вещных прав. Глава IV. Проблемасоотношения законодательства о недрах и земельного законодательства
В первую очередь право пользования недрами соприкасается сиспользованием земли. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемыхневозможна без использования для этих целей поверхности земли. К строительствугорных предприятий и добыче полезных ископаемых нельзя приступить безодновременного использования участка земной поверхности. На этих участкахразмещаются здания и сооружения шахт и карьеров, отвалы горных пород, буровыеустановки, техника, оборудование, сооружения, обслуживающие разработкуместорождений, временные строения и т.п. Земельные участки могут использоватьсятакже для геологического изучения недр, в том числе проведения сейсмическихисследований, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных сдобычей полезных ископаемых, например, хранения запасов нефти, захороненияразличного рода промышленных отходов, строительства и эксплуатациитрубопроводов и т.д.[15] Поскольку земля и недраобособлены как объекты права, необходимо определить их взаимосвязь иустановить, где проходит граница между ними.
Право землепользования является основанием возникновенияправа пользования недрами для внутрихозяйственных нужд землепользователя.[16]Так, согласно ст. 19 закона «О недрах», собственники земельных участков,землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право,по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работдобычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся нагосударственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд наглубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев искважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источникомцентрализованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующимиорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Н.Н. Мисникполагает, что правовая возможность использования недр под земельным участком неимеет отношения к вопросу определения земельного участка и его разграничения снедрами. Она лишь характеризует содержание права собственности или иноготитульного владения земельным участком. Осуществление правомочия пользованияземельным участком может означать фактическое пользование иным объектом прав — недрами, находящимися к тому же в собственности другого лица — государства.
Указанное объяснение противоречиво, поскольку предполагает,что содержание субъективного гражданского права на один объект (земельныйучасток) вбирает в себя некие правомочия в отношении другого объекта (недр).Такая правовая конструкция выглядит надуманной. Скорее следует прийти к выводуо том, что объекты, расположенные в пределах глубин, находящихся во властисобственника земельного участка, к недрам не относятся. Соответственно границамежду землей и недрами должна устанавливаться исходя из правил, закрепленныхст. 19 Закона о недрах.
Отсюда следует еще один вывод: земельный участок как объектправа трехмерен, а не двухмерен. Другое дело, что для индивидуализацииземельного участка достаточно его двухмерного описания, как это и предусмотреноЗемельным кодексом РФ.
Законодательство об охране окружающей природной среды изаконодательство о недрах формулируют специальную обязанность всехпользователей недрами по приведению земельных участков, нарушенных припользовании недрами, в безопасное состояние, а также в состояние пригодное дляих использования в народном хозяйстве.
Очень часто недропользование по своей сути ограничивает илиделает невозможным — длительное время или кратковременно — правоземлепользования. В этой связи обоснованно напрашивается вопрос: «Какое из правдолжно признаваться приоритетным — недропользование или землепользование?»
По мнению Б.В. Ерофеева, недропользование в этом случае являетсяосновным, ведущим по отношению к землепользованию. Необходимость в земельномучастке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недрадля тех или иных нужд, т.е. землепользование служит тому, чтобы создать условиядля осуществления права недропользования. Действительно, объективнаявостребованность ресурсов, залегающих в недрах земли и все еще являющихся насовременном этапе основой развития экономики и обеспечения потребностейчеловеческого общества, свидетельствует о необходимости признаниянедропользования ведущим видом природопользования.
Однако, такой, казалось бы, понятный приоритет в российскомзаконодательством к самостоятельной категории земельного фонда России, неотграничиваются от других земель по особому назначению для целейнедропользования, и включаются с итсостав земель специального назначения(промышленности, транспорта, связи и иного назначения).
В законе «О недрах» законодательные положения оботношениях недропользователей и землепользователей находят развитие в ст. 25.1.Согласно Закону земельные участки, необходимые для проведения работ, связанныхс геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могутотчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанныхземельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.Решение об отчуждении таких законодательстве не находит должного закрепления.
Земельные участки, предоставленные для разработки недр, неотнесены земельных участков принимается федеральными органами исполнительнойвласти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации всоответствии с разделением их полномочий.
Однако не совсем понятно, исходя из перечня оснований изъятияземельных участков для государственных или муниципальных нужд, приведенного вЗемельном кодексе РФ, распространяется ли эта норма на недропользователейсубъектов коммерческой деятельности.
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в томчисле путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальныхнужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств РоссийскойФедерации;
2) размещением следующих объектов государственного илимуниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещенияэтих объектов;
объекты федеральных энергетических систем и объектыэнергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатикии связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связирегионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственнойграницы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения,обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжениямуниципального значения;
автомобильные дороги общего пользования в границах населенныхпунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерныесооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границнаселенных пунктов;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральнымизаконами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа,земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РоссийскойФедерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законамисубъектов Российской Федерации.
Как следует из приведенных позиций, перечень основанийизъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд неявляется исчерпывающим. Однако цели недропользования не рассматриваются взаконе как повод отчуждения соответствующих земель и их обладателей. Крометого, учитывая то, что в настоящее время большинство предприятий, участвующих визучении и разработке недр, основаны на частных инвестициях, вряд ли они вправенастаивать на изъятии земельных участков, необходимых для их деятельности, пооснованию для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в настоящее время лица, имеющие лицензию направо пользования недрами, должны самостоятельно приобретать права на земельныеучастки: ходатайствовать о предоставлении земель в аренду в органахгосударственной власти или местного самоуправления (если земли относятся кгосударственной или муниципальной собственности), либо заключатьгражданско-правовые договоры с физическими или юридическими лицами (аренды,купли-продажи) — частными собственниками земли. При этом законодательство не наделяетнедропользователей какими-либо гарантиями в приобретении прав на земельныеучастки. В связи с этим нередко на практике недропользователи и правообладателиземельных участков не могут договориться об условиях предоставления прав наземельные участки, например, когда стоимость арендной или выкупной платынеобоснованно завышается.
Законне и не наделяет недропользователя гарантиями на приобретение прав на земельныйучасток, необходимый для реализации права пользования недрами, вообще. Речьидет о том, что правообладатель земельного участка, в частности, егособственник, на практике может своими действиями создавать препятствиянедропользователям, формально не нарушая положений Конституции РФ о пределахправомочий собственника земли. Как максимум он может отказаться отпредоставления земли для пользования недрами вообще, поскольку за это неустановлено никакой ответственности. Как минимум — настаивать о высокойдоговорной цене, требовать обязательного выкупа земли, причем по его«договорной» цене. С точки зрения гражданского законодательстваотношения землеобладателя и недропользователя будут строиться на общихпринципах обязательственного права и договорных отношений. Так, в соответствиис ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны взаключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, заисключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотренаГражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.Основная проблема заключается в том, что нигде в законе нет указания наобязательность заключения договора для правообладателя земельного участка,когда его земельный участок необходим другим лицам для реализации правапользования недрами.
В отношениях недропользователей с органами государственнойвласти или местного самоуправления, когда они выступают представителямисобственника земли — государства или муниципального образования, помимонедостаточной правовой регламентации отношений по поводу предоставления прав наземлю нередко прослеживаются сложности организационного характера. Имеются ввиду наличие противоречий в полномочиях по предоставлению прав на землю, атакже зачастую — существенное нарушение установленных сроков рассмотрениязаявлений и оформления договорных отношений.[17] Глава V. Проблемагосударственной регистрации прав на участки недр
Принятие Гражданскогокодекса РФ (далее — ГК РФ) ознаменовало новый этап в развитии российскогогражданского права. Возникли новые институты, в том числе институтгосударственной регистрации прав на недвижимое имущество. Статья 130 ГК РФопределяет понятие недвижимости, к которой относятся природные ресурсы (участкинедр, земельные участки, обособленные водные объекты, леса), а также все, чтопрочно связано с землей. В ГК РФ к имуществу отнесены не только единичная вещь,но и совокупность вещей. Следовательно, под недвижимым имуществом нужнопонимать, в том числе совокупность недвижимых вещей. Например, земельныйучасток и расположенные на нем объекты природы.
Соответствующие статьиГК РФ, содержащие положения о праве собственности и других вещных правах, восновном являются комплексными понятиями, так как речь идет об имуществе.Следовательно, ГК РФ и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»(далее — Закон о государственной регистрации) предусматривают в основномнеобходимость государственной регистрации права на недвижимое имущество,состоящее из нескольких недвижимых вещей, как на единый объект недвижимогоимущества. В ст. 12 Закона о государственной регистрации принцип единогообъекта недвижимого имущества определяется в качестве основополагающегоприменительно к вопросам, связанным с порядком ведения Единого государственногореестра прав. Основанием для такой регистрации может быть любое иноеосуществляемое собственником юридически значимое действие, совершаемое догосударственной регистрации и подтверждающее возможность объединения несколькихобъектов недвижимого имущества для придания им единого правового статуса.
В соответствии со ст.17 Закона о государственной регистрации обязательным приложением к документам,необходимым для государственной регистрации прав на недвижимое имущество,являются план земельного участка, участка недр и (или) план объектанедвижимости с указанием его кадастрового номера. При этом кадастровый номер — это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РоссийскойФедерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему приосуществлении кадастрового учета и сохраняется, пока данный объект недвижимостисуществует как единый объект зарегистрированного права. Таким образом, инымюридически значимым действием, осуществляемым собственником и совершаемым догосударственной регистрации соответствующего права, может быть получение всоответствующем уполномоченном органе государственной власти техническогопаспорта на сложный объект недвижимого имущества. Присвоение единого учетногономера новому сложному объекту недвижимого имущества будет достаточнымоснованием для осуществления государственной регистрации прав на него как наединый имущественный комплекс. Следовательно, если комплекс недвижимогоимущества индивидуализирован, то и государственная регистрация соответствующегоправа должна осуществляться именно на данный комплекс.
В соответствии сЗаконом о государственной регистрации к недвижимому имуществу (недвижимости),права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельныеучастки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которыесвязаны с землей так, что перемещение без несоразмерного ущерба их назначениюневозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса имноголетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы. Обязательностьгосударственной регистрации прав на недвижимое имущество установлена в ст. 131ГК РФ. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним(далее — государственная регистрация) является особенностьюгражданско-правового режима недвижимости. Порядок ее осуществления установлен вЗаконе о государственной регистрации.
В соответствии со ст. 2Закона государственная регистрация является юридическим актом признания иподтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), переходаили прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.Единственное доказательство возникновения или прекращения права на недвижимоеимущество — государственная регистрация, которая проводится на всей территорииРоссийской Федерации по установленной Законом о государственной регистрацииединой системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Единомгосударственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).
В настоящее времяуполномоченные органы по осуществлению государственной регистрации набралидостаточный опыт по успешной реализации положений указанного Закона. Однако, какэто всегда бывает на практике, перед регистрационными органами встают новыевопросы о применении тех или иных положений законодательства. К такимпроблемным вопросам относится и государственная регистрация прав на природныеобъекты, в частности участки недр. Нормативное регулирование отношений вобласти природопользования осуществляется нормами гражданского иприродоресурсного законодательства, которые в некоторых случаях не стыкуютсядруг с другом. Поэтому осуществление государственной регистрации прав наприродные ресурсы нуждается в устранение таких противоречий. Например, Закон РФ«О недрах» (далее — Закон о недрах) не содержит прямого указания нанеобходимость государственной регистрации прав на недра в учреждениях юстиции.Статья 28 данного Закона предусматривает, что «государственному учету ивключению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучениюнедр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также вцелях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами».Закон признает объектом государственной собственности недра в целом как частьземной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — какчасть земной поверхности и дна водоема. Участки же недр в виде горного отводаЗаконом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться впользование только после проведения учетных работ. При этом речь идет не огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,предусмотренной ГК РФ и Законом о государственной регистрации, а о специальнойучетной регистрации в уполномоченном органе государственной власти. Статья 28Закона о недрах предусматривает учет специально уполномоченными федеральныморганами управления государственным фондом недр. Однако наличие специализированногоучета не исключает необходимость государственной регистрации прав на участкинедр. По мнению А.Р. Кирсанова, «права пользования недрами могутотчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой оборотдопускается федеральными законами».
В статье 131 ГК РФустановлено, что помимо государственной регистрации может предусматриваться ииная специальная регистрация либо учет отдельных видов недвижимого имущества,которые не имеют правоустанавливающего значения. Это необходимо дляосуществления дополнительного контроля над некоторыми видами недвижимогоимущества. По мнению О.Л. Дубовик, «во всех случаях независимо отсубъектной принадлежности или формы собственности пользование природнымиобъектами должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересовобщества»
Необходимо отметить,что только государственная регистрация носит правоустанавливающий характер, таккак представляет собой юридически значимое действие, являющееся основанием длявозникновения, перехода и прекращения права на недвижимое имущество. Такая жезапутанная ситуация (двойная регистрация) имеется и в законодательстве,регулирующем отношения, связанные с использованием водных объектов. ГК РФ (ст.340) и Земельный кодекс РФ (ст. 1 и 35) устанавливают в качествеосновополагающего принципа оборота недвижимого имущества единство судьбыземельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. В настоящеевремя только в Лесном кодексе РФ указана необходимость государственнойрегистрации прав пользования участками лесного фонда в соответствии сгражданским законодательством (ст. 32). 
Заключение
В настоящее время дискуссии повопросам, связанным с дальнейшими путями совершенствования и развитияроссийского законодательства о недрах являются весьма активными и острыми, чтовполне объяснимо и связано с тем, что минерально-сырьевые ресурсы взначительной мере влияют на экономическую и социальную стабильность в стране.
Дальнейшее развитие минерально-сырьевойбазы государства, особенно по таким имеющим устойчивый спрос полезнымископаемым, как нефть, газ, благородные и цветные металлы, имеет хорошиеперспективы за счет изучения континентального шельфа Российской Федерации,районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Однако, проведениегеологоразведочных работ, вовлечение в освоение новых месторождений полезныхископаемых требует стабильности и предсказуемости развития законодательства онедрах.
Можноконстатировать, что в настоящее время сложилась развитая, но не лишенная противоречийи наличия не решенных проблем, правовая база, регулирующая отношения, связанныес правами собственности на недра и порядком пользования недрами. Современноезаконодательство о недрах включает в себя огромное количествонормативно-правовых актов различного уровня. Анализ вышеуказанныхзаконодательных положений позволяет сделать вывод о серьезных пробелах вправовом регулировании отношений землеобладателей и недропользователей.
Несмотряна внешне всестороннее внимание законодателя к вопросам недропользования, бездолжного внимания остается сфера взаимодействия двух важнейших формприродопользования — земле- и недропользования. Ценность ресурсов недр землиуже давно не вызывает сомнения, однако все больше возрастает осознаниегражданами и ценности самих земельных ресурсов. Земля выступает не только вкачестве средства производства, пространственного базиса для размещенияразличных объектов и живых ресурсов, но и все больше приобретает статус объектас высоким стоимостным потенциалом.
Именнопоэтому в настоящее время требуется четкая законодательная детализацияправового режима земель, необходимых для реализации права недропользования.Представляется, что недропользователь должен быть наделен правовыми гарантиямиприобретения прав на соответствующие земельные участки. В законе должно бытьзакреплено, что землеобладатель не вправе воспрепятствовать реализации праванедропользования. Необходимо сформулировать положение об обязательностизаключения договора аренды земельного участка в целях применения его дляпользования недрами. В то же время принципы построения правоотношений междуэтими двумя субъектами должны быть также определены в нормах права. С однойстороны необходимо установить пределы возможных претензий землеобладателяотносительно расчета причиненных земельному участку убытков, с другой стороны — стимулировать механизмы недропользования с причинением наименьшего ущербаземельным ресурсам.
Сегодня институт государственной регистрации прав наприродные объекты как недвижимое имущество, нуждается в развитии. Право наприродные объекты становится правом только после государственной регистрации, агосударственная регистрация прав — это государственная гарантия прав, поэтомуцелесообразно предусмотреть в действующем гражданском законодательстве и законодательствео недрах РФ нормы о государственной регистрации прав на участки недр какобъектов недвижимости, осуществляемые исключительно учреждениями юстиции. Итолько иная — техническая — регистрация может осуществляться в другихспециализированных органах государственной власти.
Для целей гражданско-правового регулирования необходиморазличать недра и участки недр. Данный тезис тем более справедлив, если мыговорим о том, что горное законодательство должно быть направлено нарегулирование двух типов отношений: частноправовых и публично-правовых.Действительно, недра, в отличии от участка недр, объектом гражданских прав бытьне могут, поскольку они не отвечают признакам вещи. Однако в ходе исследованиямы установили, что участок недр обладает всеми признаками вещей и его можноотнести к непотребляемым вещам. Современному российскому законодательству неизвестны какие-либо вещные права на участок недр, за исключением правасобственности. В будущем такого рода скудность правового регулирования было быцелесообразно устранить. В определенном виде мог бы быть заимствован институтсервитутов, который ведет свое начало из Германии и существовал вДореволюционной России. Отсутствуют и теоретические препятствия для конструкциидоговора аренды участка недр.
Списоклитературы
1.        КонституцияРоссийской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.//Рос. газ. –1993. – 25 дек.
2.        О недрах: законот 21 фев. 1992 г. №2395-1// Собр. Законодательства РФ. – 1995. – №10. –Ст.832.
3.        Гражданскийкодекс Российской Федерации от 12 дек. 1994 г. №51-ФЗ//Собр. законодательства РФ. – 1994 – №32. – Ст. 3301.
4.        Земельный кодекс РоссийскойФедерации от 29 ноябр. 2001 г. №136-ФЗ//Собр. законодательства РФ. – 2001. – №44– Ст. 4147.
5.        О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ//Собр. законодательства РФ. – 1997. – №30. – Ст. 3594.
6.        Башмаков Г.С.Право пользования недрами в СССР/Г.С.Башмаков. – М.: Наука, 1974. – 174 с.
7.        Гражданскоеправо: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. I. M., — 1999. – 631с.
8.        Гражданскоеправо: учебник / под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М., 2005. – с. 816.
9.        Дикусар В.М.Государственная регистрация прав на природные объекты.//Законодательство иэкономика. – 2006. – №2. – С.31-35
10.     Дроздов И.А. Оразвитии правового регулирования недропользования.//Вестник Высшего Арбитражногосуда Российской Федерации. – 2007. — №8. – С. 30-44.
11.     Недропользованиена территории Российской Федерации и её континентальном шельфе: Федеральноезаконодательство о недрах и практика его применения. – М.: Олита, 2004. – 1240с.
12.     Певзнер М.Е. Огорном праве//Государство и право. – 1996. – №8. – С.52-57.
13.     Салиева Р.Н.Правовое обеспечение предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики/ Р.Н.Салиева – Новосибирск: Наука,2001. – 232 с.
14.     Теплов О.Развитие федерального законодательства о недрах//Право и экономика. – 2003. – №2.– С.3-10.
15.     Удинцев Вс.Русское горно-земельное право/Вс.Удинцев. — Киев: Тип. Чоколова, 1909. – 371 с.
16.     Федорова Ю.Н.Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами. // Право иэкономика. – 2007. – №1. – С. 80-86.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.