Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ

Санкт-Петербургский институтвнешнеэкономических связей, экономики и права
Юридический факультет
Предмет «Конституционное право России»
Контрольная работа
Тема
«Правовой статус иностранного гражданина и лица безгражданства в РФ»
Санкт-Петербург, 2010 г.

План
Введение
1. Понятие и основа правового положения иностранных граждани лиц без гражданства
2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ
3. Основные права, обязанности и ответственность иностранныхграждан и лиц без гражданства
Заключение
Список использованной литературы

Введение
12 декабря 1993 г. российскийнарод на Референдуме принял Конституцию России[1].Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранныеграждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами инесут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев,установленных федеральным законом или международным договором РоссийскойФедерации.
Государства, в соответствии сдействующими международно-правовыми актами, в своей законодательной иправоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свободграждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которыенаходятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономическойдеятельности для российских предпринимателей и открытость отечественнойэкономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд вРоссийскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан илиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма — все это привело крезкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающихв нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблемаправового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждани лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.
Данная работа посвященаисследованию правового института конституционно-правового статуса иностранныхграждан и лиц без гражданства в РФ. Объектом данного исследования являетсяконституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовойстатус иностранных граждан в Российской Федерации. Итак, цель данной работы –исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

1. Понятие и основа правовогоположения иностранных граждан и лиц без гражданства
Законодательство о правовомположении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерацииосновывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[2] и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «Опорядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[3], иных законодательных актов. Наряду сэтими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерацииопределяется международными договорами Российской Федерации.
Наряду с законодательнымиактами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего,во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Лица, находящиеся натерритории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствиягражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующихкатегорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо безгражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющиеустойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности ихвзаимных прав и обязанностей[4].
ФЗ «О правовом положениииностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям «иностранныйгражданин» и «лицо без гражданства». Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличиягражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательствналичия гражданства (подданства) иностранного государства.
В целях Закона понятие«иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо безгражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лицбез гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил,установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).
Различие между иностранцами илицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеютюридическую связь с отечественным государством и это государство несетопределенную ответственность за своего гражданина и обязано в случаевозникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц безгражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государствоместа их пребывания.
Я уже подчеркивала, чтоправовое положение иностранных граждан в РФ определяется международнымидоговорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисомнационального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ,общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Еслимеждународным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренныезаконом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимовыделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданамистраны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: — Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии ГенеральнойАссамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[5]; — Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[6]; — Международный пакт о гражданских иполитических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[7] и другие.
2. Порядок въезда, временногопребывания и выезда из РФ
Основные положения режимавъезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее времяопределяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФи въезда в РФ». В статье 24 данного закона указано, что иностранные гражданемогут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительнымдокументам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией вэтом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РоссийскойФедерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию ивыезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам,выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим ихличность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное непредусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Срок пребывания иностранногогражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временногопребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данномслучае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторонауведомляет об этом соответствующий орган. Для заключивших трудовое илигражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временногопребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этогопорядка следует отличать временное проживание иностранца в РФ. Такое разрешениеиностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лицутверждается Правительством РФ)[8].В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу можетбыть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятсяв вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в РФ.Вид на жительство выдается на 5 лет и может неоднократно продлеваться[9]. Иностранныеграждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд изРФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность ипризнаваемых РФ в этом качестве и виде на жительство. Лица без гражданства, получившие вид нажительство в РФ, осуществляют въезд РФ и выезд из РФ на основании вида нажительство[10].
Иностранные граждане и лицабез гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, натерритории РФ беженцами, могут выезжать из РФ, и въезжать в РФ на основаниипроездного документа беженца[11].
Иностранец может бытьприглашен в РФ любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения итрудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаютсяфедеральным органом исполнительной власти.
Иностранный гражданин или лицобез гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционнуюкарту. Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданинанезависимо от возраста.
Временно пребывающий в РФиностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визыили иного срока временного пребывания. При выезде из РФ иностранный гражданинобязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроляв пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органапограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въездеиностранного гражданина в РФ и отметку о его выезде из РФ[12].
Транзитный проезд черезтерриторию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитныйпроезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства вгосударство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлениироссийской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршрутуследования государство либо визы государства назначения и действительных длявыезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения впункте пересадки на территории РФ.
Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешаетсяиностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:
— совершают беспересадочный полет воздушным транспортом черезтерриторию РФ;
— следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой ваэропорту на территории РФ и имеют надлежащим образом оформленные документы направо въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылетаиз аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия,за исключением случаев вынужденной остановки;
— проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующиймеждународный договор[13].
В период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игриностранные граждане, принимающие участие в организации и проведенииОлимпийских игр и Паралимпийских игр, а также иностранные граждане, являющиесяучастниками Олимпийских игр и Паралимпийских игр, осуществляют въезд вРоссийскую Федерацию, пребывание на территории Российской Федерации и выезд изРоссийской Федерации без оформления виз на основании действительных документов,удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, иолимпийского удостоверения личности и аккредитации. Олимпийским удостоверением личностии аккредитации признается выданный Международным олимпийским комитетом илиОргкомитетом «Сочи 2014» документ, дающий его обладателю право научастие в Олимпийских играх и Паралимпийских играх или осуществление инойдеятельности, связанной с организацией и проведением Олимпийских игр иПаралимпийских игр[14].
3. Основные права, обязанности иответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
Как уже отмечалось,иностранные граждане, и лица без гражданства пользуются в Российской Федерацииправами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кромеслучаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч.3ст.62 Конституции РФ). Россия гарантирует полное соблюдение в отношении иностранныхграждан и лиц без гражданства принципов равноправия.
Проживающие в России иностранные граждане илица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскуюдеятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другимисоциально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать впрофсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических),если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданствапользуются личными конституционными правами (свобода совести,неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданамиРФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд[15].
Иностранцы и лица без гражданства не могутучаствовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах РФ исубъектов РФ (при определенных условиях, на основе международных соглашений ивзаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут бытьчленами политических партий, занимать государственные должности. В соответствиис российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакетакций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы этоограничение не распространяется). Ограниченно право собственности иностранцевна землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев(иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим нарадио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военныегородки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные сядерным производством), а преимущества при приёме на разрешенные виды работмогут отдаваться собственным гражданам[16].
Для посещения ряда объектов иностранцамтребуется разрешение (территории закрытых административно-территориальныхобразований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещеныорганы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.)[17].
Иностранные граждане и лица без гражданстваимеют право на политическое убежище. Политическое убежище в Россиипредоставляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФот 21.07.1997 г. [18]При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриватьсякак недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическоеубежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угрозапреследования) в стране их гражданской принадлежности или обычногоместожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которыесоответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, инормам международного права[19].В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых заполитические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемыев РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а такжепередача осужденных для отбывания наказания в других государствахосуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ(ч.2 ст.63 Конституции РФ).
Основные конституционныеобязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовойответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц,находящихся на территории государства, либо только к поведению собственныхграждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участияв обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Конституция РФ возлагает навсех обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (п.2 ст.15).
Согласно ст. 57 Конституции РФ«каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Ст. 58 Конституции РФустанавливает обязанность каждого «сохранять природу и окружающую среду,бережно относиться к природным богатствам».
Гарантии основных прав, свободи обязанностей — это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Главныеже условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и ихконституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, которыйдостигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями[20].
Иностранный гражданин, виновный внарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственностив соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранныйгражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, либо подлежащийпередаче в соответствии с международным договором Российской Федерации ореадмиссии, либо принимаемый в соответствии с международным договоромРоссийской Федерации о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию иобязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующимпомещением полученных сведений в центральный банк данных. При нарушениииностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена департация —административное выдворение (без судебного решения) за пределы России.Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, илиего территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти,ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административноевыдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляютинформацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающийвопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти всфере миграции.
Иностранные граждане, подлежащиеадминистративному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению судасодержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел илибезопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке,установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения обадминистративном выдворении за пределы Российской Федерации.

Заключение
В последнее время в Российской Федерацииостро встала проблема нелегальной иммиграции.
На сегодняшний день эта проблемаприобретает особую актуальность в связи с тем, что Россия становится с каждымднём все привлекательнее для эмигрантов, а это в свою очередь создает проблемы,в первую очередь финансовые. Это связано с тем, что основная масса иммигрантовнаправляется в Россию с целью заработков. Как правило – это граждане изреспублик бывшего СССР. Работодатели таких иммигрантов с удовольствиемпринимают, т.к. оплата их труда составляет гораздо меньший размер, чем за такуюже работу необходимо платить гражданам России. При этом, как правило,иностранные работники работают без заключения трудового договора, чтосоответственно влечет уклонение работодателя от уплаты целого ряда налогов и сборов,установленных законодательством Российской Федерации.
Сейчас отсутствует реальныйконтроль со стороны государства за въездом, пребыванием и выездом даннойкатегории лиц. Въезжая в Российскую Федерацию они, как правило, теряются на еёпросторах. И часть из этой категории мы видим в криминальных сводках, причёмдалеко не в роли пострадавших. Эта категория лиц не ограничивается простымикражами или ограблениями. Очень часто дело доходит и до убийств.
В заключении можно сделать вывод, чтоправовое регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц безгражданства в законодательстве Российской Федерации осуществляемое на основенорм Конституции РФ, федеральных законов полностью соответствует стандартаммеждународного права и обеспечивает надежную защиту прав и свобод иностранныхграждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. // «Российская газета» от 25.12. 1993 г.
2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядкевыезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.от 21.12.2009 №337-ФЗ) // СЗ РФ. 1996г. №34. Ст.4029.
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положениииностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №374-ФЗ от 27.12.2009 /СЗ РФ от 28.12.2009) // СЗ РФ. 2002г. №30. Ст.3032.
4. ФЗ РФ от 1.12. 2007г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведенииXXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городеСочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении измененийв отдельные законодательные акты РФ» // РГ от 5.12.2007.
5. Указ Президента РФ от 21.07.1997г. №746 «Об утвержденииПоложения о порядке предоставления РФ политического убежища» // СЗ РФ. 1997.№30. Ст. 3601.
6. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессииГенеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ.10 декабря 1998г.
Основная:
1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция.– СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2003.
2. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М.: БЕК, 2000.
3. Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, каксубъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6.
4. Конституционное право России: Уч. Пособие / Под ред. А.В.Малько. М.: Юристъ, 2002.
5. Рождествина А.А. «Комментарий к ФЗ от 25.07.2002г. N 115-ФЗ«О правовом положении иностранных граждан в РФ». М.: Юстицинформ, 2006.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ,2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ожоги обморожения Первая медицинская помощь
Реферат Конспект лекций по курсу Ценные бумаги
Реферат 400050, г. Волгоград, а/я 228 Тел
Реферат Види позакласної та позашкільної роботи з образотворчого мистецтва у початкових класах
Реферат Разработка процесса восстановления ступенчатого вала
Реферат Глушков Виктор Михайлович
Реферат Процесс выбора, поиска, сбора и анализа необходимой маркетинговой информации
Реферат Доверительное управление имуществом 5
Реферат Розроблення системи автоматизації процесу очищення нікельмістких стічних вод
Реферат Воздухораспределитель №483
Реферат Структура полиэтилена в ориентированных бикомпонентных смесях, отожженных выше точки его плавления
Реферат Государственное управление в пограничной сфере
Реферат Відмінності життєвого циклу обєкта права інтелектуальної власності від життєвого циклу нового товару
Реферат Суспільно-політичні фактори змін у складі селян УСРР у 1927-1932 рр
Реферат Традиции в теории международных отношений