Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности

Содержание
Введение
1. Правовая характеристика предпринимательской деятельности
1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности
1.2 Формы предпринимательской деятельности
2. Правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности
2.1 Предмет хозяйственно-правового регулирования
2.2 Принципы и метод правового регулированияпредпринимательской деятельности
2.3 Источники правового регулирования предпринимательскойдеятельности
3. Понятие, формы и способыгосударственного регулирования предпринимательской деятельности в республикеБеларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Хозяйственное право играетважную роль в организации и осуществлении хозяйственной деятельности,предпринимательства. Его нормы определяют организационные формы хозяйствования,порядок образования и прекращения юридических лиц, права и обязанностиучастников хозяйственных правоотношений.
Особенно возрастает рольхозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразияформ и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования, новыхявлений в отношениях непосредственных производителей товаров, работ, услуг и ихпотребителей с вышестоящими органами хозяйственного руководства. Данноеобстоятельство требует адекватных мер по совершенствованию хозяйственногозаконодательства, приданию ему строго определенной и единой правовой формы (например,кодификации), четкого определения места среди других отраслей права.
Экономическая политикагосударства основывается на объективных экономических законах и отражается вправовых нормах, обеспечивается различными отраслями права, среди которыхважное значение имеет хозяйственное право, независимо с каких позицийтеоретически и практических его рассматривать. Особо важное значение приизучении хозяйственного права получает такое понятие как предпринимательскаядеятельность. Ведь именно предпринимательская деятельность являетсянеотъемлемым элементом любой хозяйственной деятельности.
Не смотря на то, чтопредпринимательская деятельность является сравнительно молодым понятием, этововсе не говорит о том, что данное понятие не нуждается в постоянном обновлениии доработке, увеличении правовой базы, регулирующей данный аспектхозяйственного права.
И именно по тому, что в современномзаконодательстве Республики Беларусь данному аспекту уделяется мало внимания вплане правового регулирования, я считаю данную тему актуальной идостойной рассмотрения в моей курсовой работе.
Цель курсовой работы — изучить и охарактеризовать механизм правового регулирования предпринимательской(хозяйственной) деятельности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить ряд задач:
1. дать правовую характеристикупредпринимательской деятельности: понятие, признаки, формы;
2. определить предметхозяйственно-правового регулирования;
3. рассмотреть принципы и методправового регулирования предпринимательской деятельности;
4. перечислить иохарактеризовать источники правового регулирования предпринимательскойдеятельности;
5. описать понятие, формы испособы государственного регулирования предпринимательской деятельности вРеспублике Беларусь.
При написании работыиспользовались средства MS Word, законодательные акты Республики Беларусь,статьи в периодических изданиях: «Судовы веснiк», «Белорусскаяделовая газета», «Советская Белоруссия», а также учебные пособиятаких авторов, как: Вабищевич С.С., Витушко В.А., Войткевич Е.А., Деревцов В.Ф.,Захарченко С.С., Кашинский Ю.И., Маньковский И.А., Реуцкая Е.А.
1. Правовая характеристика предпринимательскойдеятельности1.1 Понятие и признаки предпринимательскойдеятельности
В норме ст.1 действующегоГражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельностьопределена как самостоятельная деятельность организаций со статусомюридического лица и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте отсвоего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность инаправленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указаннымилицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если этиработы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используютсядля собственного потребления. [2, ст.1]
Дня раскрытия юридическойсущности предпринимательской деятельности необходимо рассмотреть ее признаки, т.е.свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того,чтобы та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской. Правильноепонимание предпринимательской деятельности необходимо, прежде всего, дляосуществления контроля за соблюдением требования о государственной регистрациифизического лица в качестве индивидуального предпринимателя или организации состатусом юридического лица, закрепленного в нормах Декрета ПрезидентаРеспублики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращениидеятельности) субъектов хозяйствования», ст.154 Кодекса РеспубликиБеларусь об административных правонарушениях, ст.233 Уголовного кодексаРеспублики Беларусь. Если это требование выполнено, вопрос о квалификациидеятельности в качестве предпринимательской, как правило, не возникает. Кромеэтого, характер деятельности имеет значение для определения прав и обязанностейсубъектов тех или иных экономических отношений.
Определяющим моментом дляуяснения сущности предпринимательской деятельности является норма ч.4 ст.13Конституции, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступаетразновидностью деятельности экономической, т.е. предпринимательскаядеятельность может осуществляться только в рамках экономической. Из приведеннойконституционной нормы следует, что если деятельность не являетсяпредпринимательской, то она относится к «иной не запрещенной закономэкономической деятельности». [1, ст.13]
После того как определеннаядеятельность отнесена к экономической, необходимо решать вопрос о возможностиили невозможности ее квалификации в качестве предпринимательской. С этой цельюпопытаемся выполнить поставленную выше задачу — проанализировать системупризнаков предпринимательской деятельности. Таковыми являются:
1. Участие лица в гражданскомобороте. Как следует из нормы ч.2 п.1 ст.1 Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь, осуществляя предпринимательскую деятельность, лицо участвует вгражданском обороте. Под 1ражданским оборотом следует понимать «процессперехода вещных нрав на гражданско-правовые объекты от одних лиц к другимрезультате исполнения обязательств». На первый взгляд данное определениене учитывает ситуацию, когда предметом обязательства выступают услуги. Однако,если рассматривать нематериальные блага в качестве товаров в экономическомсмысле, то приведенное определение будет охватывать все, что входит в гражданскийоборот. [16, с.5]
2. Самостоятельный характердеятельности. Этот признак указывает на так называемый «волевой источник»предпринимательской деятельности. Следует отметить, что это не простосамостоятельная, но еще и инициативная деятельность, направленная на реализациюсвоих способностей и удовлетворение различных потребностей других лиц иобщества в целом. Условно можно выделить имущественную и организационнуюсамостоятельность. Имущественная самостоятельность предполагает наличие упредпринимателя обособленного собственного имущества в качестве экономическойбазы деятельности. Объем имущественной самостоятельности организаций состатусом юридического лица определяется тем видом вещного права, на котором заними закрепляется имущество. Больше возможностей в осуществлениипредпринимательской деятельности у организаций-собственников и индивидуальныхпредпринимателей, меньше — у организаций, за которыми имущество закреплено направе хозяйственного ведения и оперативного управления. Организационнаясамостоятельность подразумевает возможность принятия предпринимателемсамостоятельных решений в процессе осуществления деятельности. Необходимаяпредпосылка такой самостоятельности — наличие правоспособности, которая уорганизации со статусом юридического лица возникает с момента государственнойрегистрации (п.3 ст.45 Гражданского кодекса Республики Беларусь). По общемуправилу, способность физического лица осуществлять предпринимательскуюдеятельность возникает с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.[16, с.6]
3. Лицо действует от своегоимени. Необходимо иметь в виду, что в современных условиях в отдельных случаяхпредприниматель, например, коммерческий представитель, может действовать отимени и в интересах другого лица (ст.186 Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь). Однако, в отношениях с представляемым такой предпринимательдействует от своего имени. [16, с.6]
Выступление лица в гражданскомобороте от своего имени отличает предпринимательскую деятельность от наемноготруда, а предпринимателя — от наемного работника. Последний выполняет потрудовому договору (контракту) определенную трудовую функцию, действуя от именинанимателя, который в результате действий работника приобретает права ипринимает на себя обязанности. [16, с.6]
4. Предпринимательский риск,являющийся логическим продолжением самостоятельности предпринимателя. Легальноеопределение понятия «предпринимательский риск» в действующем праведается применительно к договору страхования. В соответствии с нормой п.2 ст.819Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательский риск представляетсобой риск убытков от предпринимательской деятельности, вызванных следующимисобытиями: [2, ст.819]
нарушениями своих обязательствконтрагентами предпринимателя (например, неисполнение контрагентомпредпринимателя обязательств по поставке оплаченных товаров, оплатепоставленных товаров, обеспечению требуемого количества и качества поставленныхтоваров; неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств посвоевременному возврату денежных средств (основной суммы долга без учетапроцентов) по кредитному договору);
изменениями условийпредпринимательской деятельности по не зависящим от предпринимателяобстоятельствам (например, остановка производства в случае повреждения,уничтожения (гибели) имущества вследствие пожара, взрыва, стихийного бедствиялибо иных чрезвычайных ситуаций).
Рассматривая рисковый характерпредпринимательской деятельности, следует отметить, что в случае наступлениянеблагоприятных результатов деятельности предприниматель лишь рискует ухудшитьсвое имущественное положение. При этом убытки из-за нарушения своихобязательств контрагентами могут быть возмещены посредством привлеченияконтрагентов к гражданско-правовой ответственности, что значительно снижаетстепень риска таких убытков. Если же предприниматель нарушает нормы права либообязательства перед контрагентами, то он сам несет ответственность, котораятакже является необходимым элементом понятия предпринимательской деятельности.[16, с.7]
5. Самостоятельная имущественнаяответственность находится в неразрывной связи с предпринимательским риском. Отличительнаяособенность ответственности предпринимателя заключается в том, что онанаступает независимо от вины. Нарушитель обязательства освобождается отответственности, если он. докажет, что надлежащее исполнение обязательстваоказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных инепредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Вина является необходимымусловием ответственности предпринимателя, если это прямо предусмотреноправовыми нормами или договором (п.3 ст.372 Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь). [16, с.7]
Для обеспечения самостоятельнойимущественной ответственности коммерческих организаций законодательпредусматривает два способа: установление минимального размера уставного фондаи субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей (участников) организациипо ее обязательствам. Индивидуальный предприниматель отвечает по своимобязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может бытьобращено взыскание. [16, с.7]
6. Цель деятельности — систематическоеполучение прибыли. Прибыль — это конечная цель осуществленияпредпринимательской деятельности, но не обязательный результат. Даже еслипервоначально предприниматель ставил целью получение дохода, а в итоге понесубытки (результат предпринимательского риска), его деятельность все равно будетсчитаться предпринимательской, т.е. для отнесения экономической деятельности кпредпринимательской принципиальное значение имеет не фактическоесистематическое получение прибыли, а совершение действий, направленных на еесистематическое получение. [16, с.8]
Квалифицирующим признакомизвлечения прибыли как цели предпринимательской деятельности являетсясистематичность ее извлечения. Это один из самых спорных моментов в определениипредпринимательской деятельности ввиду отсутствия легальных критериевсистематичности применительно к указанной деятельности. Принципиальнымприменительно к толкованию словосочетания «деятельность, направленная насистематическое получение прибыли», по мнению исследователей, являетсявопрос о том, должна ли эта деятельность носить систематический характер илидостаточно совершения одной сделки, приносящей систематическую прибыль. [16, с.8]
Понятие «системность» использовалосьранее и используется в настоящее время в гражданском праве применительно кразличным ситуациям, однако какие-либо ориентиры для определениясистематичности в указанных случаях в Гражданском кодексе Республики Беларусьне приводятся. В нормах других отраслей права систематичность характеризуетсячаще всего с количественной стороны, хотя в отдельных случаях законодательиспользует и качественную характеристику. Чаще всего используется такойкритерий как «более двух раз в течение года». [16, с.8]
Таким образом, систематичностькак характеристика цели предпринимательской деятельности может состоять либо всистематическом (более двух раз в течение года) совершении действий,направленных на получение прибыли, либо в совершении действий, которые не имеютсистематического характера, но очевидно свидетельствуют о намерении лицаосуществлять эти действия в будущем с целью систематического получения прибыли.[16, с.8]
7. Способ осуществленияпредпринимательской деятельности (получения прибыли). К таковым согласно нормеч.2 п.1 ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся: [2, ст.1]
1) пользование имуществом;
2) продажа вещей, произведенных,переработанных или приобретенных для продажи;
3) выполнение работ;
4) оказание услуг, при условии,что эти работы и услуги предназначаются для реализации другим лицам и неиспользуются для собственного потребления.
Данный перечень сформулированкак исключительный, однако в соответствии с правилом ч.4 ст.13 Конституции«государство гарантирует всем равные возможности свободного использованияспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной закономэкономической деятельности». [1, ст.13]
Следует обратить внимание такжена тот факт, что законодатель в отдельных случаях прямо указывает на предпринимательскийхарактер деятельности. Это сделано, например, применительно к аудиторскойдеятельности, торговле. Однако для правоприменительной практики большеезначение имеет указание на непредпринимательский характер деятельности. Вчастности, в соответствии с нормой ч.2 ст.3 Закона Республики Беларусь «Оличных подсобных хозяйствах граждан» деятельность граждан, осуществляющихведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализациипроизведенной ими, сельскохозяйственной продукции не относится кпредпринимательской деятельности. [11, ст.3]1.2 Формы предпринимательской деятельности
Исходя из легальногоопределения, предпринимательская деятельность может осуществляться в двухформах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательскаядеятельность) и с образованием юридического лица (предпринимательскаядеятельность в предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусьорганизационно-правовых формах). [19, с.21]
Понятие «организационно-правоваяформа» употребляется в отношении организаций со статусом юридическоголица, поэтому, когда идет речь о предпринимательской деятельности собразованием юридического лица, можно говорить о предпринимательскойдеятельности в различных организационно-правовых формах. Соответственно подорганизационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают «совокупностьимущественных и организационных отличий, способов формирования имущественнойбазы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, ихответственности друг перед другом и контрагентами». [19, с.21]
Имущественные отличияпроявляются в зависимости от того, кто выступает субъектом собственности или набазе какого вещного права осуществляет свою деятельность организация. Еслиимущество является государственным, то речь идет о государственныхпредприятиях, находящихся в республиканской или коммунальной собственностиХозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственныекооперативы, частные унитарные предприятия относятся к частным коммерческиморганизациям. [19, с.21]
В зависимости от объема правсамой организации на используемое ею имущество можно выделить три отличных другот друга модели имущественных отношений: [19, с.21]
организации, обладающие правом оперативногоуправления на имущество, в частности казенные предприятия;
организации, обладающие правомхозяйственного ведения на имущество, — унитарные предприятия;
организации, обладающие правомсобственности на имущество, — все остальные организации.
Организационные отличия отражаютособенности внутренней структуры управления деятельностью коммерческойорганизации. Так, в унитарных предприятиях данная структура представленаотношениями руководителя и собственника имущества, основанными на контракте, вхозяйственных товариществах — взаимоотношениями участников, в хозяйственныхобществах и производственных кооперативах — взаимоотношениями общего собранияучастников и исполнительных органов. [19, с.22]
Особенности взаимодействиясобственника имущества и учредителей (участников) проявляются в первую очередьв их правах на участие в управлении деятельностью организации. Так, собственникунитарного предприятия определяет цели деятельности предприятия, утверждаетустав и назначает руководителя, но в последующем не вмешивается в оперативнуюдеятельность предприятия. В коммандитном товариществе управление деятельностьюосуществляется только полными товарищами, вкладчики (коммандиты) в управленииделами товарищества не участвуют. [19, с.22]
Конструкция ответственноститакже является отличительным признаком организационно-правовой формы. Так,участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность подолгам товарищества всем своим имуществом. В хозяйственных обществах, заисключением общества с дополнительной ответственностью, участники не отвечаютпо долгам общества, а лишь рискуют своей долей в капитале общества. Участникипроизводственного кооператива кроме риска своим паем отвечают по долгамкооператива субсидиарно, в пределах, определенных уставом, что характерно и дляучастников общества с дополнительной ответственностью. [19, с.23]
Исходя из перечисленныхпризнаков можно выделить следующие организационно-правовые формыпредпринимательской деятельности: [20, с.39]
хозяйственные товарищества (полныеи коммандитные);
хозяйственные общества (сограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные);
производственные кооперативы;
государственные и частныеунитарные предприятия.
Указанные организации всоответствии с действующими правовыми нормами являются коммерческими, т.е. основнойцелью их деятельности является получение прибыли и (или) распределение ее междуучастниками. [20, с.39]
Организации, не имеющие вкачестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющиеполученную прибыль между участниками, являются некоммерческими (п.1 ст.46 Гражданскогокодекса Республики Беларусь). Некоммерческие организации могут создаваться вформе потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений),финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, атакже в других формах, предусмотренных законодательными актами. [20, с.40]
Например, в соответствии снормами Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре» создаются коллегииадвокатов, в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь «Оторгово-промышленной палате» — торгово-промышленные палаты, в соответствиис правилами Закона Республики Беларусь «О Национальной академии наукБеларуси» действует Национальная академия наук. Нормы главы 14 КодексаРеспублики Беларусь о земле допускают возможность создания садоводческихтовариществ, являющихся некоммерческими организациями. [20, с.40]
Некоммерческие организации могутосуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что эта деятельностьсоответствует следующим требованиям: [20, с.40]
1) она необходима для уставных целей,ради которых они созданы;
2) соответствует этим целям;
3) отвечает предметудеятельности некоммерческих организаций (ч.4 п.3 ст.46 Гражданского кодексаРеспублики Беларусь).
Первое требование состоит в том,что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций способствуетдостижению уставных целей таких организаций, например, учреждение образованиянаправляет полученную прибыль на приобретение литературы, выплату заработнойплаты, финансирование служебных творческих командировок и т.д. [20, с.41]
Буквальное толкование второготребования означает единство целей создания некоммерческой организации иосуществляемой ею предпринимательской деятельности. Например, целям созданияучреждения образования соответствуют оказание платных образовательных услуг; научнаядеятельность, производство товаров, соответствующих профилю учреждения. [20, с.41]
По смыслу норм ч.2, ч.3 ст.46 Гражданскогокодекса Республики Беларусь некоммерческие организации могут создаваться вцелях, направленных на достижение общественных благ; например, для достижениясоциальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных,научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физическойкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностейграждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешенияспоров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с правовыминормами и т.п., а также для удовлетворения материальных (имущественных) потребностейграждан либо граждан и организаций в случаях, предусмотренных нормами Гражданскогокодекса Республики Беларусь и других законодательных актов. [20, с.41]
Исходя их этих целей — направленныхна достижение общественных благ или на удовлетворение материальных (имущественных)потребностей — определяется предмет деятельности некоммерческой организации, т.е.конкретные виды деятельности, которые перечислены в ее учредительных документах.[20, с.41]
В отношении отдельныхорганизационно-правовых форм некоммерческих организаций (ассоциации, союзы) установлензапрет на осуществление предпринимательской деятельности, однако такиеорганизации вправе выступать в качестве вредителей коммерческих организаций. [2,ст.121]
Политические партии не имеютправа и на участие в создании коммерческих организаций. Они не вправезаниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления ипродажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационныхматериалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики [10, ст.23]
В целях удовлетворенияматериальных (имущественных) потребностей участников создаются некоммерческиеорганизации в форме потребительских кооперативов. Для достижения этой целипоследние объединяют имущественные паевые взносы (п.1 ст.116 Гражданскогокодекса Республики Беларусь). Норма ст.116 Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь не содержит прямых указаний либо запретов на осуществлениепотребительским кооперативом предпринимательской деятельностью. Однако норма п.5данной статьи Гражданского кодекса Республики Беларусь содержит прямой запретна распределение доходов и прибыли между членами потребительского кооператива,из чего следует вывод о том, что кооператив может заниматься деятельностью,направленной на получение прибыли при условии соблюдения рассмотренных вышетребований, предъявляемых к предпринимательской деятельности некоммерческихорганизаций. [20, с.42]
2. Правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской)деятельности2.1 Предмет хозяйственно-правового регулирования
В научной и учебной юридическойлитературе в качестве предмета правового регулирования называют общественныеотношения. В качестве предмета хозяйственно-правового регулирования выступаеткруг общественных отношений, которые можно разделить на два вида.
1. Вертикальные — это отношения,складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности игосударственными органами, регулирующими эту деятельность различными способамии в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъектхозяйствования, а другой — орган государственного управления, например,антимонопольный орган. [17, с.14]
2. Горизонтальные — этоотношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности впроцессе ее осуществления. Большая часть этих отношений урегулирована нормамигражданского права и строится на равенстве их участников. [17, с.14]
Перечисленные общественныеотношения, урегулированные нормами, закрепленными в нормативных правовых актах,составляющих систему хозяйственного законодательства, приобретают качествахозяйственных правоотношений. Последние, представляя собой правовую связь междусубъектами, имеют сложное содержание и структуру, так как их составляющие — горизонтальныеи вертикальные отношения — не всегда выступают в чистом виде.
Наиболее полное представление охозяйственном правоотношении возникает тогда, когда оно рассматривается в видесоставляющих его элементов, к числу которых относят: субъект, объект,содержание, юридические факты. [17, с.14]
Участники хозяйственногоправоотношения именуются их субъектами. В качестве таковых выступают лица,осуществляющие предпринимательскую деятельность, Республика Беларусь и ееадминистративно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентныхорганов. [17, с.14]
Объектам хозяйственногоправоотношения являются материальные и нематериальные блага, по поводу которыхучастники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включаяденьги и ценные бумаги, иное имущество, действия субъектов, фирменныенаименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д. [17, с.15]
Содержание хозяйственногоправоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности егоучастников, являющиеся соответственно мерой возможного и должного поведения,обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением. [17, с.15]
Основанием возникновения,изменения и прекращения хозяйственного правоотношения выступают юридическиефакты. Поскольку данные отношения возникают в процессе осуществленияпредпринимательской деятельности, обстоятельствами, с которыми нормы правасвязывают возникновение хозяйственного правоотношения, являются, прежде всего,действия участников правоотношения (юридические акты). Право изменяющими и правопрекращающимиюридическими фактами выступают чаще всего события. [17, с.15]
Действия участниковхозяйственных отношений подразделяются на правомерные и неправомерные. Примеромпоследних является указание органа государственного управления, данное повопросу, не входящему в его компетенцию. Правомерные действия можноподразделить акты-соглашения (например, договор, заключенный между двумякоммерческими организациями), акты-разрешения (например, лицензия наопределенный вид деятельности, выдаваемая уполномоченным государственныморганом), акты одностороннего характера (к ним относятся меры оперативногохарактера, применяемые как субъектом предпринимательской деятельности длязащиты своих субъективных прав и законных интересов, так и уполномоченнымигосударственными органами). [17, с.16]2.2 Принципы и метод правового регулированияпредпринимательской деятельности
Под принципами правового регулированияпредпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходныеначала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательныйхарактер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основуэкономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иныхфундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том численаша Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительнок конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложитьследующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характерправового регулирования предпринимательской деятельности.
1. Принцип свободыпредпринимательской деятельности является, безусловно, основнымконституционно-правовым началом для построения всей системы правовогорегулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с положением ч.4ст.13 Конституции «государство гарантирует всем равные возможностисвободного использования способностей и имущества для предпринимательской ииной не запрещенной законом экономической деятельности». [1, ст.13]
Возможность ограничения свободыпредпринимательства «в интересах национальной безопасности, общественногопорядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц»и «только в случаях, предусмотренных законом» следует и из нормы ч.1ст.23 Конституции. [1, ст.23]
В условиях же чрезвычайного иливоенного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободноепредпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах,определенных Конституцией и законом (ч.1 ст.63 Конституции).
На основании изложенногорассматриваемый конституционный принцип целесообразно сформулировать какпринцип свободы предпринимательской деятельности в решках правовых предписаний,направленных на охрану общественных интересов. Иными словами, речь идет обограниченной (государством) свободе.
2. Принцип равной защиты иравных условий для развития всех форм собственности (ч.2 ст.13 Конституции). Данныйпринцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет опринципе юридического равенства форм собственности, под которым понимаетсяравенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения. Производнымот названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектовпредпринимательской деятельности независимо от формы собственности. [17, с.17]
3. Принцип неприкосновенностисобственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст.44Конституции. Собственность — это ядро экономической и правовой системы,фундамент любой общественно-экономической формации, поэтому собственнику (какчастному, так и государственному) необходимо обеспечить стабильности восуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащимему имуществом. При несоблюдении этого условия никакая экономикафункционировать не может. При этом указанный принцип не исключает возможностьпринудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимостипри соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным иполным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласнопостановлению суда (ч.6 ст.44 Конституции).
4. Принцип государственногоуправления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч.4ст.13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляетрегулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечиваетнаправление и координацию государственной и част ной экономической деятельностив социальных целях. При этом ч.5 ст.13 Конституции закрепляет основноетребование, которому должно соответствовать государственное управлениеэкономической деятельностью, — его социальную направленность. [17, с.17]
5) Безусловно, определенныеособенности экономической системы зависят от существования и содержания такназываемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом, в данной сфереобщественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области комплексимперативов. Так, принцип верховенства права (ст.7 Конституции), являясьобщеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается вдвух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельностидолжно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой — деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этойдеятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры пообеспечению верховенства права в процессе государственного регулированияпредпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст.12 ГражданскогоКодекса Республики Беларусь, которая закрепляет возможность признаниянедействительным ненормативного акта государственного органа или органа местногоуправления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданскиеправа и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.[2, ст.12]
В системе принципов правовогорегулирования предпринимательской деятельности кроме вышеперечисленныхконституционных принципов следует включить и принцип свободы конкуренции иограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит своелегальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь. [17,с.18]
Особое значение для правовогорегулирования предпринимательской деятельности имеют принципыгражданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются наположениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражаютсущность гражданско-правовых отношений в целом. В общей форме онисформулированы в норме ст.2 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.
Под методом правовогорегулирования предпринимательской деятельности понимается совокупностьконкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественныеотношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Сущностьметода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновениев процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественноотличных групп общественных отношений позволяет говорить о комплексном методеправового воздействия. Составляющими метода правового регулированияпредпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемыгражданско-правового и административно-правового методов. [17, с.23]
Горизонтальные общественныеотношения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействия) приемов,способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторонправоотношения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннеговолеизъявления путем заключения хозяйственных договоров. [17, с.23]
Вертикальные же общественные отношения,составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируютсяспособами, характерными чертами которых являются властеотношения междуучастниками, возникающие на основе четко определенных в нормах правообстоятельств,с четко определенными правами и обязанностями участников. [17, с.23]2.3 Источники правового регулированияпредпринимательской деятельности
Поскольку основным источникомправа в Республике Беларусь является нормативный правовой акт, характеристикуисточников правового регулирования предпринимательской деятельностицелесообразно начать с анализа законодательства о предпринимательскойдеятельности, именуемого в юридической литературе в зависимости от принятойтерминологии предпринимательским или хозяйственным законодательством.
В основе всей национальнойправовой системы лежит Конституция. Конституционная основа предпринимательскойдеятельности — это система конституционных норм, призванных обеспечиватьравновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательскойдеятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать этудеятельность в строго определенных пределах. [22, с.46]
С этой целью конституционныенормы: [22, с.46]
1) закрепляют предпосылки дляреализации права на осуществление предпринимательской и иных видовэкономической деятельности (единая денежная система, единая финансово-кредитнаясистема, право частной собственности и т.д.);
2) определяют условияосуществления предпринимательской деятельности (свобода осуществления,равенство субъектов предпринимательства независимо от формы собственности,государственное вмешательство в частные дела только в социальных целях и т.д.);
3) устанавливают гарантии прав иинтересов предпринимателя (неприкосновенность собственности, возможность еепринудительного отчуждения только при условии соблюдения специальных императивныхнорм, гарантия судебной защиты прав и интересов и т.д.).
Таким образом, конституционнаяоснова предпринимательской деятельности содержит основные направления правовогорегулирования предпринимательской деятельности в стране.
Эти направления получают своедальнейшее развитие в законодательных актах и иных актах законодательства опредпринимательской деятельности. Для применения соответствующих нормпервостепенное значение имеет юридическая сила этих актов. Именно с точкизрения этого критерия начнем рассмотрение указанных видов нормативных правовыхактов. При этом большее внимание будет уделяться тем актам, которые чаще всегоиспользуются для объективирования правил поведения в сфере предпринимательства.
К законодательным актам кромеКонституции относятся законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь. [22,с.46]
Категория «закон» предполагает:[22, с.47]
во-первых, закон, обладающийвысшей юридической силой — Конституцию, именуемую в ее преамбуле и ст.2 Закона«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Основным Законом;
во-вторых, конституционныезаконы, которые включают законы о внесении изменений и дополнений вКонституцию, о введении в действие указанных законов, акты о толкованииКонституции;
в-третьих, программные законы, ккоторым отнесены закон об основных направлениях внутренней и внешней политикиБеларуси, о военной доктрине. Конституционные и программные законы имеют высшуююридическую силу по сравнению с еще одной разновидностью законов — обычнымизаконами.
Особое значение и приоритет вотношении обычных законов имеют кодифицированные законы — кодексы (ч.4 ст.2Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). В системузаконодательства о предпринимательской деятельности входит несколько такихзаконов: Гражданский Кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс,Инвестиционный кодекс и т.д. Важное значение для применения норм, регулирующихпредпринимательскую деятельность, имеет положение ч.3 п.2 ст.3 ГражданскогоКодекса Республики Беларусь о том, что нормы гражданского права, содержащиеся вдругих законах, должны соответствовать Гражданскому Кодексу Республики Беларусь.В случае расхождения указанных актов с Гражданским Кодексом Республики Беларусьдействует последний. [2, ст.3]
Законодательные акты ПрезидентаРеспублики Беларусь имеют большой удельный вес в регулированиипредпринимательской деятельности. На сегодняшний день нормы декретов и указов,принимаемых Главой государства, регулируют отдельные виды предпринимательскойдеятельности, изменяют концепцию отдельных правовых институтов. НормыКонституции предусматривают два вида декретов: [22, с.48]
1) декреты, издаваемые всоответствии с Конституцией на основании делегированных Парламентомзаконодательных полномочий;
2) декреты, издаваемые в случаяхособой необходимости (временные декреты) по своей инициативе либо попредложению Правительства.
В обоих случаях декреты имеютсилу закона, но во втором случае при расхождении декрета и закона высшаяюридическая сила признается за декретом. При этом особая необходимость как оценочнаякатегория не получила специальной правовой характеристики и, как следствие,Глава государства в каждом конкретном случае по своему усмотрению решает вопросо том, имеется ли особая необходимость в издании временного декрета.
Чаще всего законодательныеполномочия Президента Республики Беларусь реализуются посредством изданияуказов. Классификация этих актов более обширна по сравнению с декретами. Так,указы Главы государства могут: [22, с.48]
иметь нормативный илиненормативный (индивидуальный) характер (ч.2 ст.3 Закона «О нормативныхправовых актах Республики Беларусь»);
издаваться на основе полномочий,предоставленных законом (п.30 ст.84 Конституции) или на основе полномочий,вытекающих из положений Конституции (ч.1 ст.85 Конституции);
конкретизировать нормы законовлибо устранять пробелы в правовом регулировании.
Указы, полномочия на изданиекоторых предоставлены законом, в иерархии нормативных правовых актов находятсяпосле временных декретов и законов. По юридической силе указы, изданные на основеконституционных полномочий, как и законы, следуют после временных декретов. Послеэтих указов и законов следуют делегированные декреты и лишь затем указы,полномочия на издание которых предоставлены законом. [1, ст.116]
Далее с точки зрения юридическойсилы следует назвать распоряжения Президента, возможность издания которыхпредоставлена нормой ст.85 Конституции без конкретизации перечня вопросов,правовое решение которых можно оформлять в форме этих актов. Впоследствии онибыли включены в систему законодательства как правовые акты, которые могут иметьнормативный характер (ст.3 Гражданского Кодекса Республики Беларусь и ч.2 ст.3Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Однако втаком качестве (т.е. для закрепления норм права) распоряжения в настоящее времяиспользуются редко. Что касается ненормативных распоряжений, то данная формаправого акта используется Президентом для установления льгот субъектампредпринимательской деятельности в части уплаты налогов, нормативногораспределения выручки, обязательной продажи иностранной валюты и т.д. [22, с.49]
Важные для правовогорегулирования предпринимательской деятельности положения содержатся впостановлениях Совета Министров как центрального органа государственногоуправления, обладающего широкими регулятивными полномочиями в сферепредпринимательских отношений. По юридической силе эти постановления следуют зазаконами, декретами, указами (ч.4 ст.116 Конституции, ч.4 ст.10 Закона «Онормативных правовых актах Республики Беларусь»). На одном уровне сПостановлениями Правительства находятся постановления палат Парламента, ПленумаВысшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда. В отдельных случаяхпостановления палат Парламента могут иметь определенное отношение и к правовомурегулированию предпринимательской деятельности, например, в форме постановленияоформляется решение Палаты представителей и Совета Республики об отменевременного декрета, которое фактически повлечет изменения в таком регулировании.Аналогичным образом оформляется отмена решения местных Советов депутатов, несоответствующего требованиям правовых норм (ч.5 ст.98 Конституции). [22, с.49]
Рассматривая виды иных актовзаконодательства как способов закрепления моделей поведения субъектовпредпринимательской деятельности в целом и отдельных ее видов, в частностибанковской, следует указать на нормативные правовые акты Национального банка — постановленияПравления Национального банка и постановления Совета директоров Национальногобанка.
Наибольший удельный вес всистеме законодательства о предпринимательской деятельности занимают актыследующего уровня — нормативные правовые акты министерств, иных республиканскихорганов государственного управления (функциональных или отраслевых). Они могутприниматься в различных формах, однако утверждаются только приказами ипостановлениями. Ведомственные акты могут приниматься только в случаях ипределах, установленных нормами Конституции, нормативных правовых актовПрезидента, законов, положений о соответствующих органах и нормативных правовыхактов Правительства. Министерство или иной республиканский органгосударственного управления обязаны указывать в своих нормативных правовыхактах на акт Президента, Парламента, Правительства, на основании и воисполнение которого они их принимают. [22, с.50]
Совокупность рассматриваемыхактов имеет свою иерархию, которая строится по критерию компетенции: приоритетперед другим ведомственным актом аналогичного уровня имеет нормативный правовойакт соответствующего государственного органа, специально уполномоченного нарегулирование определенной области предпринимательских отношений. Кроме этогодля определения юридической силы значение может иметь и критерий временипринятия нормативных правовых актов при условии, что они приняты по тому жевопросу тем же государственным органом (ч.10, ч.11 ст.10 Закона о нормативныхправовых актах). Ведомственные нормативные правовые акты могут быть отмененыПравительством (ч.8 ст.107 Конституции). [22, с.50]
Следующий уровень занимаютнормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных ираспорядительных органов, принимаемые в форме решений [ (ч.1 ст.122Конституции, ч.1 ст. 19 Закона «О нормативных правых актах РеспубликиБеларусь», ч.7 ст.9, ч.1 ст.17 Закона Республики Беларусь «О местномуправлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Они имеют обязательнуюсилу на соответствующей территории и не должны противоречить действующемузаконодательству. В противном случае они подлежат отмене. При этом всоответствии с нормой ст.122 Конституции решения местных Советов депутатовотменяются вышестоящими представительными органами, а решения местныхисполнительных и распорядительных органов — соответствующими Советамидепутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а такжеПрезидентом Республики Беларусь. [22, с.50]
Учитывая изложенное, а также то,что решения Советов депутатов, принятые в пределах их компетенции, обязательныдля исполнения местными исполнительными и распорядительными органами (ч.2 ст.17Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»),можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты местных Советовдепутатов, принятые в пределах их компетенции, имеют большую юридическую силупо сравнению с актами указанных органов местного управления. [22, с.50]
Особое значение для правовогорегулирования предпринимательской деятельности имеют локальные нормативныеправовые акты, которые выделены на законодательном уровне в норме абз.11 ст.1Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Особенностьюуказанной разновидности нормативных правовых актов является то, что онидействует в рамках одной или нескольких организаций. В частности, к таковымактам относятся учредительные документы организаций со статусом юридическоголица (ст.48 Гражданского Кодекса Республики Беларусь), положения: о филиале ипредставительстве (п.3 ст.51 Гражданского Кодекса Республики Беларусь), обучетной политике (ч.4 ст.6 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности»),о коммерческой тайне. [22, с.51]
Завершая характеристикузаконодательства о предпринимательской деятельности, необходимо отметить такуюего характерную особенность как наличие специфических нормативных правовыхактов, одни из которых определяют общие условия осуществленияпредпринимательской деятельности, а другие — порядок этой деятельности вотдельных сферах. Речь идет о «программах», «концепциях»,«основных направлениях...» и т.п. Указанные акты не предусмотрены вположениях ст.2 Закона «О нормативных правовых актах» и имеют силутого нормативного правового акта, которым они утверждены. [22, с.51]
Проводя анализ источниковправового регулирования предпринимательской деятельности, следует учитыватьправило ст.8 Конституции, не допускающее заключение международных договоров,которые противоречат Конституции. Следовательно, по юридической силемеждународные договоры следуют за Конституцией и непосредственно связанными снею нормативными правовыми актами: заключениями Конституционного СудаРеспублики Беларусь, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию,законами о толковании Конституции. При этом в соответствии с правилом ч.4 ст.116Конституции приоритет имеют лишь нормы международных договоров,ратифицированных Республикой Беларусь. [22, с.52]
Переход от разрешительногометода регулирования экономических отношений к общедозволительному устранилмонополию правовой нормы как инструмента регулирования и, на первый взгляд, повысилзначение такого диспозитивного регулятора как обычаи. [22, с.52]
По очередности применения обычайследует за нормативным правовым актом и договором. При этом обычайрассматривается как средство восполнения пробелов в нормативных правовых актахи договоре. Такая оценка роли и места обычая в системе регуляторовпредпринимательской деятельности возможна по результатам анализа отдельныхположений Гражданского Кодекса Республики Беларусь и ряда других актовзаконодательства. Следует иметь в виду, что в отличие от норм права, обычаи непредусматривают конкретный вариант поведения — таковой подлежит установлению,если только он не зафиксирован в каком-либо документе. При этом главное условиеих применения — соответствие основным началам гражданского права и условиямдоговора. Как свидетельствует правоприменительная практика, основной сферойприменения обычаев остается внешнеторговый оборот. [22, с.52]
Судебная практика какмногократное единообразное решение судами одной и той же категории дел вправовой системе Республики Беларусь не признана источником права в юридическомсмысле, т.е. суды при разрешении спора не уполномочены осуществлятьправотворческую деятельность, и их решения не должны содержать правовые нормы. Осуществляясвою основную функцию суд применяет норму права к конкретной ситуации. Врезультате мы имеем не многократное и единообразное решение однотипныхситуаций, которое приобрело прецедентное значение, а прецедент в толкованиинорм права. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что одновременно спрецедентом в судебном толковании не появляется новая норма права, аразъясняются содержание и порядок применения уже существующей. Практикаразрешения судами какой-либо категории дел либо практика применения конкретнойнормы права в обобщенном виде формулируется в постановлениях ПленумовВерховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Вместе стем, в положениях Закона о нормативных правовых актах Постановления ПленумаВерховного суда, Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, актыКонституционного Суда определены как нормативные правовые акты, принятые впределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленнойКонституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами (ч.10ст.2). Акты перечисленных высших судебных инстанций включены также в переченьисточников гражданского права. [22, с.53] Следует отметить, что среди актов,принимаемых Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, большой удельныйвес занимают разъяснения, которые имеют такие реквизиты как вид акта, дата егопринятия, порядковый номер и название. В отличие от постановлений ПленумаВысшего Хозяйственного Суда разъяснения не включены в состав нормативныхправовых актов. [22, с.53]
3. Понятие, формы и способы государственногорегулирования предпринимательской деятельности в республике Беларусь
Государственное регулированиепредпринимательской деятельности, являясь по своей сути публичнойдеятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например,реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличиепредусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е.способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этихсредств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму такихактов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия), процесса ееосуществления (предусмотренные нормами права процедуры). [15, с.5]
Государственная экономическаяполитика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные посланияПрезидента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасностиРеспублики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики РеспубликиБеларусь на текущий год. [15, с.5]
Субъекты государственногорегулирования предпринимательской деятельности реализуют функции государства порегулированию предпринимательской деятельности. Таковыми, в частности, являются:[15, с.5]
защита экономическогоправопорядка;
распределение иперераспределение доходов между административно-территориальными единицами,отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности;
контроль за соблюдением нормправа в процессе осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности;
стимулирование развитиякакой-либо отрасли в заданном направлении; создание конкурентной среды; обеспечениенормальной занятости населения и т.п.
Действия по реализации указанныхфункций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляютсяпосредством различных способов.
Таким образом, государственноерегулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленнуюдеятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующихорганов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечиваютдостижение поставленных целей, решение различных экономических и социальныхзадач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране. [15, с.5]
В качестве важнейших можноназвать следующие формы государственного регулирования предпринимательскойдеятельности.
1. Прогнозирование — представляетсобой подготовку представлений о возможном состоянии экономического исоциального развития. Закон Республики Беларусь «О государственномпрогнозировании и программах социально-экономического развития РеспубликиБеларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временныерамки — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие — системунаучно аргументированных представлений (предположений) о направлениях,критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на соответствующий период с указанием основныхпрогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению ихдостижения. В целях реализации положений указанного Закона ПостановлениемСовета Министров Республики Беларусь утверждены «Основные положенияорганизации государственного прогнозирования в Республике Беларусь».«Основные направления социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на период до 2010 года» утверждены Постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь. [23, с.7]
Официальное закрепление прогнозынаходят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой дляпланирования.
2. Планирование — этоопределение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей исроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных,оборонных и иных). В экономической науке такой вид планирования называютиндикативным, поскольку в этом случае используются индикаторысоциально-экономического развития, характеризующие, например, динамику,структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы,денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязанностьи ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановыхпоказателей. [23, с.7]
Планы находят свое внешнеевыражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национальнойпрограммы развития экспорта на 2006-2010 годы»). [23, с.7]
3. Денежная политика — используеттакие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование. [23, с.7]
4. Антимонопольное регулирование- направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основыпредпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка изащиты прав потребителей. [23, с.7]
Способы государственногорегулирования предпринимательской деятельности условно можно разделить на: [23,с.7]
1) административные — представляютсобой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования,основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредствомиздания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направленына: [23, с.7]
установление правил поведенияобщеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сферереализации исполнительной власти;
предписание об обязательномсовершении определенных действий;
утверждение конкретных (адресных)заданий;
разрешение определенных действий(например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
регистрация определенныхдействий;
установление стандартов, квот и т.п.;
ограничение определенныхдействий и др.
2) экономические — представляютсобой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит,налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъектарегулирования посредством воздействия на его имущественные интересы. [23, с.7]
Указанные способы взаимосвязаныи взаимозависимы, т.к одновременно могут иметь властно-распорядительныйхарактер и экономическое содержание.
Заключение
Таким образом, рыночнаяэкономика вносит существенные изменения в содержание предпринимательскихотношений, а также в правовое положение их субъектов. Внимательно изучивматериалы приведенные в курсовой работе мы видим, что предприниматель — этопонятие двоякое. С одной стороны, это лицо, которое осуществляет общеполезнуюдеятельность, не запрещенную законом, от которой имеется выгода не только длясамого предпринимателя, но и для государства, других членов общества; лицо,которое наделено в установленном законом порядке дополнительными, по сравнениюс другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особыйправовой и экономический интерес.
Государство как институт властипытается активно влиять на предпринимателей путем регулирования их деятельностичерез программы развития, утверждение конкретных (адресных) заданий, разрешениеопределенных действий, выдачу квот, выдачу лицензий, приостановление,аннулирование их, ограничение различного рода действий, также использованиеэкономических приемов (кредитование, налогообложение, ограничение прибылипредпринимателей и т.д.), но при этом используемая система не имеет конкретнойквалификации таких способов, т.е. среди ученых не существует единого мнения поиспользованию таких методов и никто не может с уверенностью утверждать, чтотакая система принесет пользу при развитии предпринимателей. Среди ученых такженет единого мнения по поводу того, каким образом нужно стимулировать развитиепредпринимательства как социальной прослойки и следует ли это делать вообще. Отсюдаи различное отношение к такого рода коммерческой деятельности, которое частовоспринимается негативно еще с постсоветскими предрассудками, нопредусмотрительно завуалированными под непонимание устройства рыночнойэкономики.
Права предпринимателейпредставлены достаточно широким кругом, обязанности разработаны значительнолучше, особенно внушает доверие разработанность имущественной ответственностипо различным материальным обязательствам, также действует принцип весьма несоразмерныхштрафов за нарушение каких-либо предпринимательских обязанностей. Взаконодательстве также не говориться ничего о правах предпринимателей, кромеобращения в хозяйственные суды, при несогласии их с дополнительнымиобязанностями возложенных на них администрацией рынков, таких как «займына развитие рынков» и т.д. Единственно обнадеживающим фактором являетсято, что лично Президент Республики Беларусь обратил внимание на несовершенствозаконодательства в данной области, в связи с чем на сегодняшний день ведетсяактивная законотворческая работа в соответствующей отрасли.
Таким образом, относительноправового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусьнеобходимо отметить следующее:
для того, чтобы институтпредпринимательства в Республике Беларусь в своём развитии достиг каких-либовысот, необходимо более лояльное отношение к ему со стороны государства в планезаконодательной деятельности. В частности, необходим обязательный пересмотрвопросов налогообложения предпринимателей, необходимо пересмотреть всюэкономическую политику нашего государства, ведь, если посмотреть, в настоящеевремя она вовсе не ориентирована на поддержку предпринимателя;
не следует упускать из вниманияи тот факт, что законодательство, регулирующее вопросы предпринимательскойдеятельности, хотя и сравнительно молодое, но в нём уже существуют присущиелюбому законодательству противоречия и недостатки;
не смотря на то, что институтпредпринимательства является сравнительно молодым по сравнения с другимиинститутами гражданского права, это вовсе не означает тот факт, что правоваябаза, регламентирующая данный институт не требует постоянного обновления иусовершенствования.
Список использованных источников
1.        Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изм. и доп. принятыми нареспубликанском референдуме 1996г). — Мн.: Амалфея, 2003. — 48 с.
2.        Гражданский кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Амалфея, 2009. — 712 с.
3.        Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. -Мн.: Амалфея,2008. — 489 с.
4.        Кодекс Республики Беларусь о земле. — Мн.: Амалфея, 2008. — 124 с.
5.        Уголовный кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Амалфея, — 352 с.
6.        «О предпринимательстве в Республике Беларусь»: ЗаконРеспублики Беларусь от 28.05.1991г. №813-XII (с изм. и доп. от 15.01.1992г. №1419-ХII,18.01.1994г. №2711-XII, 15.07.1997г. №64-З, 31.12.1997г. №115-З, 10.01.2000г. №358-З,14.06.2003г. №203-З, 30.07.2004г. №307-З, 26.12.2007г. №300-З) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. — №12/4714.
7.        «О нормативных правовых актах»: Закон Республики Беларусь от10.01.2000г. № 361-З (с изм. и доп. от 01.11.2004г. №421-З) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2004. — 175, 2/7010.
8.        «О местном управлении и самоуправлении»: Закон РеспубликиБеларусь от 20.02.1991г. №617-XII (с изм. и доп. от 11.06.1993г. №2369-XII, 17.06.1993г.№2424-XII, 10.12.1993г. № 2634-XII, 24.02.1994г. №2804-ХII, 30.04.1994г. №2912-XII, 06.10.1994г. №3275-xII, 09.02.1995г. №3275-XII, 09.02.1995г. №3572-XII,13.04.1995г. №3729-XII, 22.021996г. №96-XIII, 12.05.1997г. №32-З, 28.12.1998г. №221-З,10.01.2000г. №362-З, 16.06.2000г. №399-З, 09.11.2000г. №428-З, 16.05.2001г. №22-З,05.01.2004г. №263-З, 01.11.2004г. №340-З, 07.05.2007г. №212-З, 18.05.2007г. №233-З,05.01.2008г. №317-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2008. — №14, 2/1414.
9.        «О торгово-промышленной палате»: Закон Республики Беларусь от16.06.2003г. №208-З (с изм. и доп. от 08.01.2004г. №264-З, 29.04.2004г. №275-З,29.06.2006г. №137-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2006. — №107, 2/1235.
10.     «О политических партиях»: Закон Республики Беларусь от 05.10.1994г.№3266-XII (с изм. и доп. от 29.11.1999г. №327-З, 13.12.199г. №338-З, 22.06.2001г.№36-З, 26.06.2003г. №213-З, 19.07.2005г. №35-З, 08.05.2007г. №221-З, 21.07.2008г.№416-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008. -№184,2/1513.
11.     «О личных подсобных хозяйствах граждан»: Закон республикиБеларусь от 11.11.2002г. №149-З (с изм. и доп. от 02.07.2009г. №31-З) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. — 161, 2/1583.
12.     «О Национальной академии наук Беларуси»: Закон РеспубликиБеларусь от 05.05.1998г. (с изм. и доп. от 29.11.2003г. №211-З) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. — №7423.
13.     «Об адвокатуре»: Закон Республики Беларусь от 15.06.1993г. №2406-XII(с изм. и доп. от 06.07.1998г. №176-З, 30.04.2003г. №193-З, 29.06.2009г. №137-З,26.12.2007г. №301-З, 08.07.2008г. №378-З) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2008. — №2/1475.
14.     «О государственной регистрации и ликвидации (прекращениидеятельности) субъектов хозяйствования»: Декрет Президента РеспубликиБеларусь от 16.01.2009г. №1 // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2009. — №1, 1/855.
15.     Альбертович С. Регулирование предпринимательской деятельности // СоветскаяБелоруссия, 2009. — №240 (21615). -С.5.
16.     Вабищевич С.С., Маньковский И.А. Хозяйственное право. Правовоерегулирование хозяйственной деятельности. — Мн.: Молодежное, 2006. — 392 с.
17.     Вабищевич С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективыразвития предпринимательской деятельности. — Мн.: Молодежное, 2008. — 498 с.
18.     Витушко В.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник.- Мн.: Мисанта, 2004. — 832 с.
19.     Захарченко С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право. -Мн.: БИП-С,2004. — 111 с.
20.     Маньковский И.А. Курс гражданского права. Общая часть. -Мн.: Молодежное,2006. -427 с.
21.     Правовые основы ведения бизнеса в Республике Беларусь / Е.А. Войткевич,В.Ф. Деревцова, Ю.И. Кашинского и др. — Мн.: Интерпресссервис, 2003. — 682 с.
22.     Реуцкая Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки. -Мн.: ТетраСистемс,2008. — 384 с.
23.     Сергеев А.П. Государственное регулирование предпринимательскойдеятельности в Республике Беларусь // Белорусская деловая газета, 2008. — №187(13549). -С.7.
24.     Яхновец С. Предпринимательская деятельности как объект правоотношений //Судовы Веснiк, 2009. — №1. -С.4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.