Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое положение личности в государстве

КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Государственноеправо»
Тема:
«Правовое положениеличности в государстве»

Содержание
 
Введение
1. Определениегосударством правового положения личности
2. Классификация прав,свобод и обязанностей личности
3. Международная защитаправ человека
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
 
Основойсовременных демократических теорий правового статуса человека и гражданинаявились идеи, высказанные еще в XYII-XYIII веках такими философами-просветителямикак Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778),Ф.М.А. Вольтер (1694-1778), в частности идеяо том, что человек — высшаясоциальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неотъемлемымиправами (право на жизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никемотнятыми правительством, ни обществом. Нам представляется необходимым назвать иболее ранние правовые источники правового статуса человека и гражданина: ВеликуюХартию Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и опредупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователиотносят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать ихважную роль в развитии демократии.
Вконце XVIII в. после буржуазных революций во Франции, Англии, Америке права исвободы были закреплены на законодательном уровне. В частности, во Франции 26августа 1789 г. была провозглашена Декларация правового статуса человека игражданина и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года — Билль о правах(поправка к Конституции США).
Вплоть догигантских потрясений XX века — первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны — даже в государствах с давними республиканскими и демократическимитрадициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но ивозможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полноеуважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования,места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Такоеизменение отношения к проблеме прав человека, как на международном уровне, таки внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 годуОрганизации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей являетсяподдержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека игражданина и распространение идей об этих правах.

1. Определение государством правового положения личности
 
Место и рольличности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении сгосударством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболееполно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, которыйпозволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическоеположение человека в обществе.
Концепцияправового статуса человека и гражданина включает в себя два основных понятия.Первое состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права присущи человекупросто потому, что он человек. Это моральные права, которые вытекают из самойчеловеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобыподдерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятиюконцепции правового статуса человека и гражданина относятся юридические права,устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими какна национальном, так и на международном уровнях. Основой подобных прав являетсясогласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права,тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок. Один изизвестных юристов в области международного права Назаров В.Л. подчеркивает, чтомногообразие характеристик отдельных сторон правового статуса человека игражданина если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно,не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенногообъединения их важнейших сущностных признаков[1]. В такомнаиболее общем определении права человека представляются как признаваемые иохраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенныеравные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений поудовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующихпритязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное иответственное развитие и активное участие личности в многообразныхобщественных, в том числе правовых отношениях.
Наиболеераспространенное, по нашему мнению, определение правового статуса человека игражданина было дано в опубликованном ООН сборнике «Права человека. Вопросы иответы». «В общих чертах права человека можно определить как права, присущиеприроде человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития ииспользования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов исовести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущейпотребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство иценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой»[2].
Правовойстатус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законныхинтересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции,законов и подзаконных актов.
Конституционноевоплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона:«Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах, в правовой формезакреплена одна из важнейших основ конституционного строя России,провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В нейустанавливается, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного института закрепленысистемой нормативных правовых актов, в которых детально раскрывается содержаниеи порядок реализации закрепленных в Основном Законе Российской Федерации прав исвобод человека и гражданина.
Важныемоменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных КонституционныхЗаконах:
«ОКонституционном суде Российской Федерации» (1994 г.);
«Ореферендуме в Российской Федерации» (1995 г.);
«Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.);
в ФедеральныхЗаконах:
«Огражданстве Российской Федерации» (2002 г.);
«О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» (1995 г.);
«Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» (2002 г.);  а также многих других федеральных законах иподзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах РоссийскойФедерации.
Вобласти регулирования правового статуса личности действует также Федеральныйзакон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступившийв силу 1 ноября 2002 г.
Конституционно-правовойинститут, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает наиболеесущественные исходные начала, определяющие положение человека в обществе игосударстве, принципы их взаимоотношений.
Преждевсего, государство признает данного человека субъектом действующего в странеправа. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия,характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося наего территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицогражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер,устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ееотношения с обществом и государством.
Конституционно-правовойинститут гражданства есть совокупность юридических норм, которые закрепляютустойчивую юридическую связь человека и государства.
Всоответствии с этими нормами состояние гражданства есть устойчивая правоваясвязь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав,обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства,основных прав и свобод человека.
Устойчивойэта связь является потому, что она не зависит от времени и пространства и дляподавляющего большинства граждан сохраняется от рождения до смерти, причем независимоот того, находится ли гражданин на территории своей страны или за ее пределами.
Правовой этасвязь называется:
·    во-первых,потому что закреплена в нормативных актах;
·    во-вторых,потому что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека игосударства;
·    в-третьих,потому что эта связь закрепляется соответствующими личными документами граждан:свидетельством о рождении, паспортом или заменяющими его удостоверениями.
ДляРоссии как федеративного государства очень важен принцип единого гражданства.На какой бы территории ни проживали его граждане, они, прежде всего, являютсягражданами России. Важно также равенство граждан, независимо от основания егоприобретения.
Гражданствоявляется предпосылкой наиболее полного содержания право- и дееспособностиличности, в частности их политического аспекта. Именно гражданин имеетполитическую правоспособность, т.е. способность быть субъектом данныхконституционно-правовых отношений, обладать всеми правами и нести всеобязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Это совокупностьвозможностей, предоставленных государством гражданину.
Политическаядееспособность, как реализация этих возможностей, представляет способностьгражданина своими действиями вызвать юридические последствия, предусмотренныенормами конституционного права.
Институтгражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принциповправового положения личности, например, права человека на гражданство; запретана лишение его гражданства; признания права на изменение гражданства, а внекоторых случаях права на двойное гражданство (бипатриды); запрета выдачисвоего гражданина другому государству, кроме как на основании закона илимеждународного договора; равенства прав гражданина, независимо от способовприобретения гражданства. Заключение или расторжение брака не влечет за собойобязательного изменения гражданства.
Способыприобретения и утраты гражданства регламентированы Федеральным законом огражданстве Российской Федерации, а оформление конкретных случаев приобретенияи утраты гражданства производится указами Президента РФ или правовыми актамисоответствующих министерств и ведомств. Основания и порядок приобретениягражданства закрепляются в нормах гл. 2 Закона о гражданстве России.
Несмотряна то, что в Российской Федерации права граждан равны, независимо от основанийприобретения гражданства, у каждого из способов есть свои особенности, которыекасаются как субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом, так ипроцедуры прохождения документов и вида правовых актов, которыми оформляетсяэто приобретение. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие отпрежнего закона, прежде всего, устанавливает, что гражданами РоссийскойФедерации являются:
а)лица, состоящие в гражданстве России на день вступления в силу нового Закона;
б)лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с настоящим Законом.
Способовприобретения гражданства Российской Федерации стало меньше, и требования предоставленияэтого гражданства несколько усложнились. Этот закон признает следующие способыприобретения российского гражданства:
А)Приобретение гражданства по рождению.
Субъектамиэтого способа признаются:
1.     Дети,оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами РоссийскойФедерации. Они получают гражданство независимо от места рождения (такназываемый принцип крови), которое оформляется путем регистрации рожденияребенка в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) или консульскихорганах России за рубежом.
2.     Дети,находящиеся на территории России, родители которых неизвестны, теми же органамиЗАГСа регистрируются в свидетельстве о рождении как граждане РоссийскойФедерации, если родители не объявятся до истечения шести месяцев с даты обнаруженияребенка.
3.     Дети,один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой –лицом без гражданства либо признан безвестно отсутствующим, становятсягражданами РФ независимо от места рождения (по документу о регистрации рожденияребенка).
4.     Дети,один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой –иностранец, становятся гражданами России при условии, что ребенок родился натерритории России либо если иначе он стал бы лицом без гражданства, чтоотмечается в свидетельстве о рождении. Спорные между родителями вопросырешаются судом.
5.     Дети,которые родились на территории России, если их родители не имеют никакогогражданства (апатриды); дети, родители которых иностранцы, приобретают гражданствоРоссийской Федерации, если они родились на ее территории, а государство,гражданами которого являются их родители, не предоставляет им своегогражданства.
Какуже было сказано, приобретение гражданства оформляется соответствующими органамипутем выдачи свидетельств о рождении.
Законвводит два способа приема в гражданство: в общем и упрощенном порядке.
Субъектомпервого способа может быть любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет, неявляющееся российским гражданином, независимо от происхождения, языка, религии,политических и иных убеждений. При этом, как правило, ставится условиепостоянного проживания на территории России для иностранцев и апатридов втечение пяти лет непрерывно перед подачей заявлений.
Наспособ приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (безобязательного проживания на территории России и без подачи заявления об отказеот иного гражданства) имеют право иностранцы и лица без гражданства, достигшие18 лет, обладающие дееспособностью, если они:
·    родилисьна территории России и состояли в прошлом в гражданстве СССР;
·    имеютхотя бы одного из родителей, состоящего в гражданстве Российской Федерации.
Всоответствии с Законом о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации былозапрещено лишать людей гражданства России. Это же запрещение подтверждено вКонституции РФ (п. 3, ст. 6) и поддержано Законом о гражданстве 2002 г.
Законнымиоснованиями утраты гражданства Российской Федерации считаются: выход изгражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация)гражданства, усыновление.

2. Классификация прав, свобод и обязанностей личности
 
Институт прави свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо внем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретногочеловека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь,является неотъемлемым условием нормального функционирования и развитияправового государства.
Наиболеечасто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических пособиях ипопулярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующиегруппы правового статуса человека и гражданина:
1.Гражданские права.
2.Политические права.
3.Экономические права.
4.Социальные права.
5.Культурные права.
Висторическом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое– политические и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазнымиреволюциями и закрепленные в известных декларациях (американской, английской,французской); второе – социально-экономические права, возникшие под влияниемсоциалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд,отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); онидополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документахООН; третье – коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странамив ходе национально-освободительных движений (право народов на мир,безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность,суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь ит.д.).[3] Выделениетрех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показываетпоследовательную эволюцию развития данного института, историческую связьвремен, общий прогресс в этой области. Когда-то права человека составляли такназываемую третью корзину в торге СССР с западными странами (наряду с ядерныморужием и политическими вопросами). Но эта эпоха прошла, и Хельсинкскиесоглашения (1975 г.) остались лишь вехой на общем пути человечества к болеесовершенному порядку.
Вотечественной литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии правпо степени их значимости. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия ролисоциально-экономических прав», попытки объявить их «социалистическимизобретением», неизвестным «цивилизованным странам». Эти права якобы лишеныкачеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантомтакого подхода является оттеснение на второй план социально-экономических правкак прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимымик «высшему разряду».[4] Однако,думается, вряд ли оправдано такое противопоставление прав — все они для личностиважны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того,именно сейчас российские граждане на себе почувствовали значимость многихсоциально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы,чем сейчас, когда складываются «несоциалистические» отношения. Утрата этихзавоеваний особенно остро ощущается в наши дни.
Разграничениеконституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические исоциально-экономические – наиболее распространенное основание их классификации.Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам:
а) посубъекту – на права и свободы человека (для них характерна конституционнаяформулировка «каждый») и на права и свободы гражданина (осуществляются толькогражданами Российской Федерации)[5];
б) по формеосуществления – на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права исвободы реализуются личностью самостоятельно, без участия других лиц (право нажизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т. д.). Коллективные праваи свободы человек самостоятельно реализовать не может – необходимы согласованныедействия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру,«каждый имеет право на объединение»[6], новоспользоваться этим правом должны не менее трех человек, иначе общественноеобъединение никогда не будет создано;
в) помеханизму реализации – на права, свободы, реализуемые вне правоотношения(например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права,свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении(например, право выбирать род деятельности и профессию, право на конкурснойоснове бесплатно получить высшее образование в государственных илимуниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и др.)[7];
г) по моментувозникновения – на права, свободы, возникающие у индивида с момента рождения (вчастности, право на охрану достоинства личности), и права, свободы, моментвозникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве (кпримеру, право избирать в органы государственной власти и местногосамоуправления возникает у гражданина России только по достижении им 18-летнеговозраста)[8].
Личные праваи свободы граждан РФ перечислены в статьях 19–29 Конституции РФ.
Перечислимосновные виды прав и свобод:
1. Право нажизнь – важнейшее личное право человека, предопределяющее все остальные права.
2. Право наохрану государством достоинства личности.
Наиболееважные гарантии, обеспечивающие охрану человеческого достоинства, закреплены вКонституции Российской Федерации:
а) никто неможет подвергаться пыткам;
б) никто неможет без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;
в) каждыйимеет право на защиту своей чести и доброго имени, включая право требовать посуду материальной компенсации причиненных физических и нравственных страданий.
3. Право насвободу и личную неприкосновенность.
4. Право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
5.Неприкосновенность жилища.
6. Правоопределять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться роднымязыком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.
7. Право насвободу передвижения.
8. Свободасовести, свобода вероисповедания.
9. Свободамысли и слова.
Политическиеправа и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаютсягосударством. Однако они имеют четкую юридическую специфику:
а) это правав сфере политики (политика – область деятельности, связанная с отношениямимежду классами, нациями, социальными группами, ядром которой является проблемаобладания и реализации государственной власти; участие в делах государства,определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные сосуществлением в стране государственной власти;
б) посколькув осуществлении государственной власти в Российской Федерации могут участвоватьлишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы сувереннымгосударством), политические права и свободы – это права граждан России. Дажеправо каждого на объединение[9] получило в настоящеевремя важное законодательное уточнение: в частности, не может быть признанополитическим общественное объединение, устав которого предусматривает членствов нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранныхили международных организаций;
в) посколькуполитические права и свободы связаны с сознательным участием гражданина вполитических отношениях, обладание этими правами обусловлено наступлениемопределенного возраста. Так, правом избирать в органы государственной власти иместного самоуправления гражданин обладает с 18 лет, правом участвовать вотправлении правосудия – с 25 лет, правом быть членом или участникоммолодежного общественного объединения – с 14 лет.[10]
КонституцияРоссийской Федерации закрепляет следующие основные политические права и свободыграждан.
1. Право наобъединение.
2. Правособираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествияи пикетирование.
3. Право научастие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей.
4. Правообращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления.
Группасоциально-экономических прав и свобод человека и гражданина принципиальноотличается от личных и политических прав и свобод. Как справедливо указываетпрофессор Е.А. Лукашева, «для их осуществления недостаточно воздерживаться отвмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальныепрограммы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантироватьпровозглашенные социальные, экономические и культурные права».[11]
Алиев М.считает, что в отличие от других видов прав человека социально-экономическиеправа обладают следующими особенностями:
·  эти права распространеныв определенной социально-экономической области жизни человека;
·  реализациясоциально-экономических прав зависит от состояния экономики страны.[12]
В настоящеевремя значение социально-экономических прав в обеспечении правового статусаличности является бесспорным. Социально-экономические права объединяют в себеправа обеспечивающие человеку достойный образ жизни и социальную защиту. Ужедовольно долгое время в обществе сформировались всеобщие идеи и ценности осправедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе и осоциально-экономических правах. Эти идеи, которые со временем обретают еще болееширокое содержание, составляют основу концепции о правовом и социальномгосударстве.
Основныесоциально-экономические права и свободы человека и гражданина закреплены встатьях 34-44 Конституции Российской Федерации.
Содержаниеправ человека конкретизируется в различных отраслях права: гражданском,трудовом, семейном, аграрном и т.д. Так, например, статья 34 Конституции РФ закрепляетправо на собственность. При этом право частной собственности являетсякомплексным институтом, регулируемым многими отраслями российского права. ВУголовном Кодексе РФ преступления против собственности выделены в отдельнуюглаву.[13] Правусобственности посвящена значительная часть Гражданского Кодекса РФ.[14]
Правачеловека тесным образом связаны с его обязанностями. Закрепление правовогостатуса человека и гражданина и основных свобод как одной из основ современногогосударственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов,жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретомдействий, разрушающих личные права других людей.
 
3. Международная защита прав человека
 
Принципуважения прав и основных свобод человека закреплен в преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН.Так, например, в ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится осотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека иосновным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласност. 55 Устава «Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровняжизни, полной занятости населения и условиям экономического и социальногопрогресса и развития… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека иосновных свобод для всех».
Наиболееполно эти общие положения Устава ООН были конкретизированы во Всеобщейдекларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте обэкономических, социальных и культурных правах.
10декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию правчеловека. Трудно переоценить значение этого документа. Впервые в международнойпрактике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленностивсего комплекса основных прав и свобод. Это положение нашло дальнейшее развитиев резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человекаи основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита однойкатегории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государствот развития и защиты других прав». Сегодня Всеобщая Декларация прав человека –это основной международный кодекс поведения в области правового статусачеловека и гражданина. И хотя Декларация не создает для государств правовыхобязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулированиеотношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее времяразрабатываются и заключаются все международные договоры.
Болеедвадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООНМеждународного пакта об экономических, социальных и культурных правах иМеждународного пакта о гражданских и политических правах. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол,предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц.
Этитри документа вместе составляют Международный Билль о правах человека.
Внастоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают всебя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. Кним относятся названный выше Международный Билль о правах человека, а такжепринятые на его основе международно-правовые документы о самоопределениинародов, о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о правена гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе информации, освободе ассоциаций, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе,обеспечении и развитии и т.д. К эти актам относится также ряд договоренностей,касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей,инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое нерассматривается гражданином каким-либо государством в силу закона этогогосударства) и др. Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнениямеждународных соглашений.
Международныенормы и стандарты в области правового статуса человека и гражданинаустанавливаются путем соглашений между государствами, но не создаютнепосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только длягосударств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норми стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международныхдоговоров о правах человека, в случае ратификации которых, они (государства)обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие собязательными нормами. Международная защита правового статуса человека игражданина, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь наобщепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, новсе же вспомогательной мерой.
Тем не менее,существует также определенный набор институтов, обеспечивающих такую защиту напрактике: Международный уголовный суд, Европейский суд по правам человека,Комитет ООН по правам человека и т.д.
Рассматриваяевропейский регион, стоит особо остановиться на деятельности крупнейшейевропейской межгосударственной организации – Совете Европы. Одной из целейданной организации является: охрана прав человека, плюралистической демократиии главенства закона[15].
На сегодняшний день членами Совета Европы являются 44государства (все европейские государства за исключением Ватикана, Беларуси, Монакои бывшей Югославии). Основным инструментом по исполнению Европейской конвенциипо правам человека является Европейский Суд по правам человека, который и будетрассмотрен далее.
ЕвропейскийСуд по правам человека согласно Конвенции состоит из судей, число которых равночислу подписавших Конвенцию государств. Не существует ограничений по количествусудей одной национальности. Суд работает во французском Страсбурге на постояннойоснове. Сейчас в нем заседают судьи – из 41 страны, Армения, Азербайджан иБосния пока не прислали судей.
Избираютсясудьи Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) из списка (каждая странаотправляет список из трех кандидатур). Кандидатура от каждой страны выбираетсябольшинством. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы на срок вшесть лет. Поскольку вначале действия Суда половина судей прекратила своиполномочия после срока в три года, теперь каждые три года половина состава Судаобновляется. Судьи в Суде выполняют свои обязанности индивидуально и непредставляют ни одно из государств. Они не могут быть вовлечены в деятельность,которая может повлиять на их независимость. Срок полномочий судей также заканчиваетсяв случае достижения ими возраста семьдесят лет. Общее собрание Суда избирает изсвоего состава Президента, двух Вице-президентов и двух Президентов секций Судана срок три года[16].
Любое изподписавших Конвенцию государств, а также индивидуальный заявитель может бытьистцом по делу о нарушении любого из гарантируемых Конвенцией прав со сторонылюбого из подписавших государств. Специальные формы, а также руководство по ихзаполнению может быть получено в Регистратуре Суда в Страсбурге.
При этомпрежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение несколькихнепременных условий.
Во-первых,предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ееПротоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуютнекоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. Этиправа закреплены в другой Конвенции Совета Европы – Европейской социальнойхартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенциио защите прав человека и основных свобод.
Во-вторых,жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когдажалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личныепретензии.
В-третьих,жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев послеокончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.
В-четвертых,жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после датыратификации Конвенции государством.
В-пятых, длятого, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны бытьисчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, преждевсего, судебные средства такой защиты.
Процедурарассмотрения дел в новом Европейском Суде по правам человека является открытойи гласной. Слушания проходят открыто, если одна из Палат Суда ввидуисключительных обстоятельств не примет решения об обратном. Постановления Суда,а также другие документы, связанные с рассмотрением дела открыты дляобщественности.
Индивидуальныезаявители могут подавать иск самостоятельно, однако наличие официальногопредставителя рекомендовано и даже необходимо для проведения слушаний. СоветЕвропы основал специальную схему помощи для заявителей, не имеющих необходимыхсредств для обеспечения наличия официального представителя.
Официальныеязыки Суда английский и французский, однако, заявление может быть подано налюбом из государственных языков стран, подписавших Конвенцию. Далее после тогокак иск будет признан принятым к рассмотрению, должен быть использованофициальный язык Суда, если только Президент одной из Палат не утвердитиспользование того языка, на котором был подан иск.
Палатыпринимают решения большинством голосов. Любой из судей, принимавший участие врассмотрении дела может приложить к решению суда отдельное мнение, совпадающиеили расходящееся с общим решением.
В течениетрех месяцев после оглашения решения любая из сторон может потребоватьрассмотрения дела Большой Палатой. Подобные требования рассматриваютсякомиссией из пяти судей в составе: Президента Суда, Президентов Секций, заисключением Президента той секции, которая участвовала в вынесении решения поделу, другими судьями выбираемыми путем ротации из судей, которые не входят вПалату.
Решенияпалаты становятся окончательными по истечении трехмесячного периода или ранее,если стороны объявили об отсутствии намерения требования пересмотра, либо послеотклонения требования вышеупомянутой Комиссией.
В случаепринятия Комиссией дела к пересмотру, Большая Палата принимает решение по делубольшинством голосов, и данное решение является окончательным. Окончательныерешения суда являются обязательными по отношению к Государству ответчику поделу. Хотя и не существует механизма, который бы заставлял государстваисполнять решения Суда, прецедент отказа исполнить решение Европейского суда завсе годы его существования был только один: по урегулированию ситуации наострове Кипр.
Ответственностьпо контролю за исполнением решения Суда несет Комитет Министров Совета Европы.Также Комитет Министров несет ответственность по контролю за адекватностью техмер, которые были приняты Государством во исполнение решений Суда.
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе в соответствиис международными договорами Российской Федерации обращаться вмежгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны всеимеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.[17]
РатификацияФедеральным Собранием Европейской Конвенции о защите прав человека и основныхсвобод предоставила всем жителям России возможность обращаться за защитой своихправ в Европейскую Комиссию по правам человека, а также в Европейский Суд поправам человека.
По состояниюна 9 февраля 2004 года через Европейский Суд прошло 8199 заявлений отРоссийской Федерации (от граждан Российской Федерации, а так же от иностранныхграждан, обжалующих действия властей Росси). Эти заявления поступили с моментавступления Конвенции в силу для Российской Федерации (5.05.1998). Из этогочисла заявлений в работе находится уже 2181 досье, готовое к решению. 45заявлений было послано с запросом Правительству Российской Федерации,российским властям, 3 жалобы признаны приемлемыми и по 3158 жалобам заведеныпредварительные досье, по которым ведется переписка заявителей. Т.е можнопредполагать значительное увеличение решений по Российской Федерации в2005-2006 годах[18].
В то жевремя, незавершенность судебной реформы в Российской Федерации, плохоефункционирование судов могут привести к констатации нарушений ст. 6 Конвенции,гарантирующей право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки.Исходя из практики Европейского суда по правам человека, в котором около 50%рассматриваемых дел связаны с нарушением разумных сроков судебногоразбирательства, может стать частой практикой то, что Европейским судом будутвыноситься решения о нарушении Россией положений Конвенции в данной области.

Заключение
 
Правовойстатус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительнок ее качеству человека и гражданина, к связям личности только с государством, ане с обществом в целом. В самом общем виде правовой статус личностиопределяется как юридически закрепленное положение личности в государстве иобществе.
Важнейшейюридической предпосылкой правового положения личности в обществе являетсясостояние гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума кданному государству, которая обуславливает характер политико-правовых отношениймежду личностью и государством. Гражданство – это устойчивая правовая связьчеловека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанностиграждан и государства в случаях, указанных в законе.
Гражданиннаходится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от неговыполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своейстороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать импокровительство, когда они находятся за ее пределами.
Институт прави свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо внем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретногочеловека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь,является неотъемлемым условием нормального функционирования и развитияправового государства. Выделяют личные, политические и социально-экономическиеправа человека. Причем все эти группы прав одинаково значимы.
Говоря омеждународной защите прав человека, следует отметить, что существуетопределенный набор документов, определяющий предмет и содержание в даннойобласти. В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека,включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров идеклараций. К ним относятся, прежде всего, Международный Билль о правах человека
Уважениеи защита правового статуса человека и гражданина – это фундамент, на которомстроится демократизм государственной власти, политическая структурачеловеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождаетволю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в своюочередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества.

Список использованных источников
 
1.     КонституцияРФ.
2.     ГражданскийКодекс РФ.
3.     УголовныйКодекс РФ.
4.     ФедеральныйЗакон РФ «О политических партиях» от 23.06.03 №85-ФЗ.
5.     Международнаязащита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
6.     РегламентЕвропейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г.
7.     СоветЕвропы: Деятельность и результаты. Издание службы Общественных Отношений. 1998.
8.     АлиевМ. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности илипо случаю потери кормильца. // Право – теория и практика. 2005. №1.
9.     ЗиновьевА.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 1998.
10.   ИгнатенкоГ.В.Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемыевроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения.Екатеринбург, 2004.
11.    Интернет-конференцияСовета Европы и Европейского Суда по правам человека «Европейские стандартызащиты прав человека. Обеспечение доступа в Российской Федерации»
12.   КовешниковЕ.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд.М, 2000.
13.   НазаровВ.Л. Право для человека: ограничение или стимул? //Правоведение. 1992. № 5.
14.   Права человека в историичеловечества и в современном мире / Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 1989.
15.   СкоковА.М. Строев А.М. Общество, государство и право России. М., 1998.
16.   ЭбзеевБ.С.Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Хозяйственный и общественный строй древних славян
Реферат Организация методической работы по руководству сюжетными играми детей 5-го года жизни
Реферат Фауна и растительность Свердловской области
Реферат Взаимоотношения в коллективе
Реферат Социология как объективный анализ
Реферат Понятие и структура гражданских правоотношений
Реферат Impressionism And Postimpressionism Essay Research Paper Impressionism
Реферат Все о кофе виды производство история традиции
Реферат 191040, Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, 8 оф. 51
Реферат Binge Drinking Essay Research Paper Personal EssayBinge
Реферат Правовые основы управления транспортным комплексом страны
Реферат «Национальный характер как объект социально-философского анализа» (на примере таджикской нации)
Реферат Poem I Knew It Would Eng Essay
Реферат Великий князь Иван-III значение его деятельности в истории Русского государтсва
Реферат Причины перехода к барщинно-крепостнической системе в XV веке