Реферат по предмету "Государство и право"


Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

МосковскийГуманитарно-Экономический институт
Ставропольскийфилиал
Курсоваяработа
подисциплине: Конституционное право России
натему: Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
Выполнила
студентка 2курса
группа ЮС5/08
Яцык А.А
Приняла
К.ю.нСтрутинская Т.А.

Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика конституционного права нажизнь
1.1 Право на жизнь в системе основных прав исвобод человека, его свойства
1.2 Смертная казнь
Глава 2. Характеристика конституционного права насвободу и личную неприкосновенность
2.1 Право на свободу и личную неприкосновенностьв системе основных прав и свобод человека, его свойства
2.2 Право на свободу и личную неприкосновенностьв условиях действия особых правовых режимов
Глава 3. Обеспечение права на жизнь
3.1 Гарантии реализации права на жизнь, свободу иличную неприкосновенность
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Статья 2Конституции Российской Федерации раскрывает важнейшую сторону характеристикиРоссии как правового государства – человек, его права и свободы провозглашаютсявысшей ценностью.
Цель даннойкурсовой работы составить представления  о праве на жизнь, свободу и личнуюнеприкосновенность в системе основных прав и свобод человека.
Поэтому всвоей работе я поставила  задачи: во-первых, показать место человека в обществеи государстве, его правах и свободах. А во-вторых, поэтапно, используяразличную правовую литературу и необходимые для этого документы, рассмотретьнекоторые личные права  человека и гражданина.
Право нажизнь традиционно считается, естественным и неотъемлемым правом любогочеловека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясьполитико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либофилософское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у властиклассов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория,над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира.
Актуальность данного вопроса такова, что в рамках данной работы удастся проанализироватьлишь часть аспектов темы. Однако я  постараюсь заострить внимание на самых,пожалуй, интересных и дискуссионных «составляющих» современногоконституционно-правового регулирования самого важного из всех прав человека.
Конечно же,это, в первую очередь общее понятие права на жизнь и его свойствах,закрепленных Конституцией РФ[1]и многочисленными законодательными актами. При этом будут, по возможности,учтены и международно-правовые нормы, которые являются, несомненно, базовымидля закрепления основных прав и свобод человека в современном мире.
Во-вторых,значительный интерес представляет рассмотрение вопроса о смертной казни и еенормативном регулировании в нашей стране. Вопрос этот важен хотя бы потому, чтодаже Конституция содержит норму о смертной казни в той же самой статье 20,которая и закрепляет право на жизнь.
Наконец,последние события в нашей стране и в мире показали актуальность такого вопросакак пределы ограничения основных прав и свобод человека в условиях действияразличных «чрезвычайных» правовых режимов.
Итак, нельзяне рассмотреть, хотя бы и коротко, вопрос об обеспечении права на жизнь всовременных условиях в нашей стране. Ведь где бы это право ни было записано,хоть в Конституции, хоть в международных документах, до тех пор, покагосударство не будет исполнять определенных мероприятий, направленных на егореализацию, оно так и останется на бумаге.
При рассмотрениивсех данных вопросов я буду опираться, в основном, на соответствующие научныеработы отечественных и зарубежных ученых (причем не только конституционалистов,но и философов, представителей других отраслей права), например, Акопова В.И.,Воеводина Л.Д., Матузова Н.И., Алексеева С.С., Кутафина О.Е. и др., анализдействующего законодательства как России, так и (для сравнения) зарубежныхгосударств, а также, по мере возможности, на судебную практику, как российскихсудов (Конституционного Суда, Верховного Суда), так и на практику Европейскогосуда по правам человека.

Глава1.Характеристика конституционного права на жизнь
 
1.1  Право на жизнь в системеосновных прав и свобод человека, его
свойства
Важнейшимэтапом развития института прав человека стала вторая половина XX в. ПризнаниеВсеобщей декларации прав человека,[2]Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,[3] Международного пакта о гражданских и политическихправах,[4]Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,[5] Конвенции опредупреждении преступлений геноцида и наказания за него,[6] Международной конвенции о ликвидации всех формрасовой дискриминации[7]и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладомв развитие цивилизации и культуры XX в.
Что жекасается конституций, то они, подстраиваясь под определенный  этап жизниобщества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этомобеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторойчасти общества, являющейся  «правящей верхушкой» такого общества.
Конституциязакрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека,общества и государства права  и свободы. Для человека они являются необходимымиусловиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности;естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления темобществом, членом которого он является; социальных и экономических условий,необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных идуховных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированныев конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являютсяправовой базой для производных, но не менее важных прав.
В КонституцииРФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человекаи гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида сгосударством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав отнезаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в ихреализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи сгосударством – института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идето правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждомугарантируется» и т.д.,  что подчеркивает признание прав и свобод за любымчеловеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли онгражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
Конституционныеправа и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, вкотором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такогоправоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – вобязанности предоставить эту защиту.
Основныеправа и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так какзначимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно ихреализация обеспечивает объявление государства как демократического иправового.
Конституционныеправа и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основевсех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишьустанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.
Характерной особенностьюконституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины длявсех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано спринадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи с чем неприобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина  и могут бытьутрачены только вместе с утратой гражданства.
Итак,конституционные права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые наиболееважные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях всилу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правовогостатуса личности и получающие высшую юридическую силу.
В заключениесравнения можно добавить, что конституционные права и свободы закрепляются вправовом акте государства, имеющим высшую юридическую силу.
1.2Смертная казнь
Смертнаяказнь в Российской Федерации, согласно Конституции, установлена Уголовнымкодексом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступленияпротив жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его деласудом с участием присяжных заседателей. Последний раз была применена в 1996году.
Смертнаяказнь назначается мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет. Уголовный кодекссодержит 5 статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни:
•        Статья105 «Убийство», часть вторая
•        Статья277 «Посягательство на жизнь государственного или общественногодеятеля»
•        Статья295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие илипредварительное расследование»
•        Статья317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»
•        Статья357 «Геноцид»
Со 2 февраля1999 по 1 января 2010 года наказание в виде смертной казни в РоссийскойФедерации назначаться не может. Что вытекает из Постановления КонституционногоСуда Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действиеУголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». СогласноПостановлению, наказание в виде смертной казни не может назначаться до тех пор,пока на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому впреступлении, за совершение которого Уголовным кодексом в качествеисключительной меры наказания установлена смертная казнь, не будет обеспеченоправо на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Согласноже Федеральному закону, с 1 января 2010 года в последнем субъекте РоссийскойФедерации — Чеченской Республике, вводится в действие пункт 2 части второйстатьи 30 Уголовно-процессуального кодекса. В соответствии с которым, судпервой инстанции рассматривает уголовные дела о преступлениях, предусмотренныхнекоторыми статьями Уголовного кодекса, — в составе судьи федерального судаобщей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей.
Послевступления в силу с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации(УК РФ) взамен ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР в Россиизначительно сокращен перечень преступлений, видом наказания за которые моглабыть назначена смертная казнь. Согласно ч. 1 ст. 59 УК РФ смертная казнь какисключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкиепреступления, посягающие на жизнь.
Единственнымвидом смертной казни в России является расстрел. Смертная казнь не можетприменяться по отношению к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрастедо восемнадцати лет, и мужчинам возрастом более 65 лет. В порядке помилованиясмертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы насрок 25 лет. (Статья 59 УК РФ).
Согласностатье 186 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, смертная казнь исполняетсянепублично путём расстрела, отдельно в отношении каждого осужденного и вотсутствие остальных, в процессе чего присутствуют прокурор, представительучреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Наступление смертиосужденного фиксируется врачом. По исполнении приговора суда составляетсяспециальный протокол, подписанный лицами — участниками исполнения. Ставится визвестность суд и как минимум, один из близких родственников осужденного. Телоосужденного для захоронения не выдается и о месте захоронения не сообщается.
Всоответствии с ч. 11 ст. 16 УИК РФ наказание в виде смертной казни должноисполняться учреждениями уголовно-исполнительной системы. По сложившейсяпрактике до 1996 г. включительно данный вид наказания исполнялся следственнымиизоляторами и тюрьмами.
Последниесмертные приговоры были осуществлены в августе 1996 года, когда Президент РФБорис Ельцин перед наложением неофициального моратория отклонил 60 ходатайств опомиловании.
Относительновопроса дальнейшего применения либо замены смертной казни пожизненнымзаключением среди российских законодателей и сотрудников системы исполнениянаказания однозначного мнения не существует. В поддержку пожизненного лишениясвободы либо длительных, более 20 лет, сроков лишения свободы выступаетэкономическая сторона наказания: лицо, совершившее тяжкое преступление можетполучить необходимую профессию и выполнять трудовые обязанности в течениедлительного времени, принося определённую прибыль государству, что подтверждаетпрактика. Таким образом, компенсируется материальный ущерб и частично моральныйущерб содеянного. В пользу такой замены выступает так же возможностьисправления судебной ошибки, гуманность наказания в данной форме, противоречиесмертной казни духовным и религиозно-нравственным принципам.
В то жевремя, превентивная роль лишения свободы не достаточна для полноценной заменывысшей меры наказания, поскольку смертная казнь обеспечивает гарантированноеотсутствие каких-либо преступлений со стороны приговоренного, в то время какпосле отбытия срока лишения свободы ряд лиц совершают рецидивы. Иными словами,смертная казнь не может быть заменена лишением свободы, если речь идет не опожизненном заключении, для данных категорий лиц.
В данноевремя суды применяют в качестве альтернативы смертной казни пожизненное лишениесвободы или лишение свободы на срок 25 лет, основанием чему являются УказПрезидента РФ N 724 и Постановление Конституционного Суда РФ N 3-П. В то жевремя, отмечается, что данные акты содержат целый ряд элементов государственногоправового нигилизма, игнорируя федеральные законы, применяя предпочтительнонормативные акты с меньшей юридической силой и опираясь на нератифицированныемеждународные договоры. При этом, по мнению Н.И. Полищука, Указ Президента РФ N724 судами применяться юридически не может, поскольку имеет меньшую юридическуюсилу, нежели УК РФ и УПК РФ.
Несмотря нато, что Россия единственная из государств-членов Совета Европы так и нератифицировала протокол № 6, что она должна была сделать через два года послеподписания, Венская конвенция велит государству, подписавшему договор вестисебя в соответствии с договором до его ратификации. Поэтому без решения вопросаратификации исполнение смертных приговоров в РФ после 1 января 2010 года, можетбыть признано нарушением международного права.
19 ноября2009 года Конституционный суд признал невозможность назначения смертной казни.Суд мотивировал это тем, что, во-первых, согласно Конституции смертная казньявляется временной и исключительной мерой наказания, а в 1999 годуКонституционный суд полагал, что вопрос отмены смертной казни разрешится вразумные сроки, не превышающие сроки формирования судов присяжных на всейтерритории России; во-вторых, применение смертной казни противоречит Протоколу№6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а, подписав этотпротокол в 1997 году, Россия связала себя обязательством не предприниматьдействий, которые искажают суть Протокола №6, пока она официально не выразитсвое намерение не быть его участником (к этому обязывает статья 18 Венскойконвенции о праве международных договоров).

Глава 2.Характеристика конституционного права на свободу  и
личнуюнеприкосновенность
 
2.1 Правона свободу и личную неприкосновенность в системе
основныхправ и свобод человека, его свойства
Право насвободу и личную неприкосновенность — важнейшее право человека, которое онполучает с момента рождения. Свобода и личная неприкосновенность дают человекувозможность совершать любые действия, не противоречащие закону.
Неприкосновенностьможет быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная, духовная(честь, достоинство личности).
Право насвободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственнымиинститутами. Уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность,его защиты и гарантированности нормами права является важным показателемдемократизации общества, служит необходимой предпосылкой становления иформирования правового государства. Поэтому государство и все его институтыдолжны быть заинтересованы в том, чтобы были реализованы права и свободыличности.
В самом общемвиде суть принципа неприкосновенности личности в уголовном судопроизводствеотражена в ст. 22 Конституции. Применительно к уголовному судопроизводству этиположения конкретизируются в ст. 10 УПК РФ.
Под правом наличную неприкосновенность в уголовном процессе принято понимать субъективноеправо лица (в отношении которого закон допускает применение мер процессуальногопринуждения) на обеспечение его психической и физической неприкосновенности отпротивоправных посягательств должностных лиц и государственных органов.
Право гражданна личную неприкосновенность (неприкосновенность личности), имеющее длячеловека самостоятельное и жизненно важное значение, следует отграничивать отдругих смежных субъективных прав: собственности, свободы передвижения, выбораместа пребывания и жительства.
В связи сэтим, необходимо подчеркнуть, что неприкосновенность личности общеправовойинститут, к которому относят телесную, духовную, нравственную и психическую неприкосновенностьличности, в частности, ее индивидуальную свободу и личную безопасность .
НормамиКонституции впервые суду предоставлено право принимать решение об аресте,заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений. Это положение соответствует п. 4 ст. 5Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Каждый, ктолишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, входе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания ивыносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно.»
Средипроцедурных гарантий реализации принципа неприкосновенности личности, которыенеобходимо соблюсти при задержании или избрании меры пресечения в видезаключения под стражу, Международный пакт о гражданских и политических правах иЕвропейская конвенция о защите прав и основных свобод указывают: каждыйарестованный должен знать основания и причины его ареста; иметь доступ кматериалам дела, которые используются при решении вопроса о содержании лица подстражей; иметь право воспользоваться услугами адвокатов. Указанные права лица,чья личная неприкосновенность подлежит ограничению, могут быть реализованычерез уведомление.
Возложение насуд такого права является достижением законодательства. Ранее правоарестовывать, заключать под стражу принадлежало прокурору. Прокурор вбольшинстве случаев принимал решение заочно, т.е. в отсутствие лица, котороеарестовывалось, и обязан был допрашивать только небольшой круг лиц, в частностинесовершеннолетних. Предоставление права суду принимать решение об арестепредполагает участие в рассмотрении этого вопроса лица, которое должнопредстать перед судом. В решении вопроса об аресте вправе принимать участие и защитник.Следует отметить, что арест (заключение под стражу) является самой радикальнойиз мер пресечения способов уклонения от следствия и суда. В результатеприменения ареста (заключения под стражу) лицо лишается свободы и не всостоянии выполнять возложенные на него обязанности. Судебная процедура ссоблюдением принципов гласности, непосредственности и др. должна способствоватьпринятию законных и обоснованных решений, уменьшить количество ошибок приаресте (заключении под стражу).
Лицо,задержанное по подозрению в совершении преступления и помещенное в изоляторвременного содержания, также лишается свободы. Оно может быть подвергнутозадержанию в порядке, установленном уголовно — процессуальным законодательствомна основании решения следователя, лица, производящего дознание. Решение озадержании может быть обжаловано в суд.
Уведомление озадержании является одной из гарантий соблюдения принципа неприкосновенностиличности, а также законности ограничения ее свободы, соблюдения принципов инорм международного права, обеспечения доступа граждан к правосудию.
2.2 Правона свободу и личную неприкосновенность  в условиях
действияособых правовых режимов
Закрепленныйв ч. 3 ст. 55 Конституции РФ принцип возможности ограничения прав и свободчеловека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях обеспеченияобороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточностиприменяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какойэто требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являютсянесовместимыми с обязательствами России по международному праву и не влекут засобой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка,религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограниченияправ и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могутограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условияхчрезвычайного или военного положения. И среди таких прав на первом месте –право на жизнь.
В соответствиисо ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав человека игражданина являются обязанностью государства. Реальное обеспечение прав исвобод граждан и безопасности личности относится к жизненно важным интересамРоссийской Федерации. По заключению научного совета при Совете безопасности РФпроблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых всоциально-политической обстановке Российской Федерации и должна явиться однойиз основных составляющих политики возрождения России.
Задачаобеспечения прав и свобод граждан приобретает особое значение в период действияособых правовых режимов – при возникновении различных ситуаций чрезвычайногохарактера, когда нормальное функционирование общества и государства вследствиетех или иных причин становится невозможным. Как справедливо отмечают В.В.Маклаков и Б.А. Страшун, «… конституции часто предусматривают возможностьограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах».[8] Такимиобстоятельствами могут быть агрессия иностранного государства, непосредственнаяугроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства(например, попытки захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, теракты,межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природногои техногенного характера и др.). В подобных случаях вводятся предусмотренныенациональным законодательством особые (чрезвычайные) правовые режимыдеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления,учреждений, предприятий и организаций.
С принятиемКонституции РФ основания введения военного и чрезвычайного положений былистрого разграничены. Как следует из статей 87 – 88, военное положение можетбыть введено Президентом РФ на территории страны или в отдельных ее местностяхтолько при угрозе национальной безопасности исключительно внешнего характера,тогда как чрезвычайное положение может быть введено Президентом РФ в силупричин внутреннего характера при обстоятельствах, предусмотренных федеральнымконституционным законом. Вместе с тем специальные конституционные законы,которые должны определять основания введения военного и чрезвычайного положенийи их режимы, не принимались в течение довольно длительного времени. Пристальноевнимание общественности к разработке этих законов во многом было обусловленостремлением обеспечить согласованность их норм с международно-правовымистандартами, особенно по вопросам правового статуса личности в условияхвоенного и чрезвычайного положения.
Только вначале нынешнего столетия были приняты Федеральные конституционные законы: от30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[9] и от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»,[10] которые внастоящее время являются правовой основой двух особых режимов деятельностиорганов государственной власти, иных государственных органов, органов местногосамоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах.Такими обстоятельствами являются агрессия или непосредственная угроза агрессиипротив России (для военного положения), непосредственная угроза жизни ибезопасности граждан или конституционному строю России (для чрезвычайногоположения).
Международнаяпрактика применения чрезвычайного и военного положения в различных странахсвидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государстврассматривает эти режимы в качестве правовых институтов, регламентирующихчрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях,когда нормальное функционирование общества и государства невозможно. При этомподдержание режимов чрезвычайного или военного положения практически неизбежносвязано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими зачастуюнеоправданно жесткий характер.
Гарантиейсоблюдения основ правового статуса личности в условиях чрезвычайного и военногоположения могут являться существующие в Российской Федерации меры защиты прав исвобод граждан, предусмотренные статьями 45 – 46 Конституции РФ, включаявозможность обращения в суд и в органы прокуратуры. В связи с этим особоговнимания требует выяснение полномочий в период военного положения именно судови прокуратуры. Здесь необходимо исходить из того, что, в отличие отзаконодательства других стран и исторического опыта России, ч. 3 ст. 118Конституции РФ и п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[11] создание каких-либо чрезвычайных судов недопускается.
ПарламентскаяАссамблея Совета Европы неоднократно обращала внимание на то, что Россия впериод проведения широкомасштабной антитеррористической операции в ЧеченскойРеспублике в 1999 — 2002 гг. допускала массовые нарушения прав человека (правона жизнь, на безопасность, право на свободное передвижение и др.), ограниченияправ в условиях, когда не объявлялось ни чрезвычайное, ни военное положение врайоне боевых действий. Представители Совета Европы, посетившие Чечню, говорилио необходимости судебного расследования всех фактов нарушения прав человека,убийств и исчезновения людей.
Что можнодобавить в заключение от себя? Практики применения конституционных законов внашей стране еще не было, зато были всевозможные контртеррористическиеоперации, правовая основа которых весьма сомнительна. И опыт данных операцийпоказывает, что нарушения права на жизнь в подобных ситуациях нередки. Однако,отрадно хотя бы то, что пусть и под давлением правозащитных организаций запада(на то они, собственно и нужны), Россия все-таки сумела обеспечить пусть и невсем своим гражданам в зоне конфликта, но достойное обеспечение основныхконституционных прав.

Глава 3.Обеспечение права на жизнь
 
3.1Гарантии реализации права на жизнь, свободу и личную
неприкосновенность
Конституциязакрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека,общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимымиусловиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности;естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления темобществом, членом которого он является; социальных и экономических условий,необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных идуховных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированныев конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являютсяправовой базой для производных, но не менее важных прав.
 Основныеправа и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так какзначимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно ихреализация обеспечивает объявление государства как демократического иправового.
Часть 1 ст. 1Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовымгосударством с республиканской формой правления. Смысл правового государствараскрывается через ст. 2 Конституции: “Человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина — обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы нетолько признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие егосуществования.
Все права исвободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделениеносит чисто условный характер.
Личные праваи свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностьюк гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы ипринадлежат человеку от рождения (ст. 17 ч. 2)      Такие права и свободы,которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другиеестественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Личные прававключают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, нанеприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор местажительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своихправ, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения ксуду и т.д.
В статье 20Основного Закона провозглашено право на жизнь, введено правило, согласнокоторому никто не может быть произвольно лишен жизни.
К сфереличных прав человека относится право на охрану государством достоинстваличности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 20 КонституцииРФ).  Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активногосубъекта правового государства, поэтому целью государства является обеспечениеохраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовойобязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур, но, ксожалению, этот принцип в настоящее время практически не работает.
Право насвободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е.не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как личная свобода,заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободучеловека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками,пользоваться свободой передвижения. В Конституции Российской Федерации право насвободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией,запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому илиунижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без егосогласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму,закрепленную в Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечениеправ и свобод личности).  Введены гарантии от неосновательного ареста,заключения под стражей. Согласно ст. 22 ч. 2 Конституции РФ такое ограничениесвободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицоподвергается на срок не более 48 часов.
Ограничение вправах (согласно ст. 55 ч. 3 Конституции РФ) является следствием федеральногозакона, предусматривающего данный принцип, и только в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства.
Статья 23 ч.1 Конституции Российской Федерации гласит: “Каждый имеет право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести идоброго имени”. Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которыеон в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Впервые вКонституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени, приэтом, если честь и доброе имя человека подверглось унижению или оскорблению, тов законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право навозмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включаетв себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфныхи иных сообщений, если, конечно, ограничение таких прав не предусмотреносудебным решением, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностныхлиц правозащитных органов. Вышеуказанные постулаты изложены в обновленнойредакции по сравнению с предыдущими конституциями.
В настоящейКонституции указана гарантия реализация данных прав, о чем свидетельствует ст.24 п. 1 — сбор, хранение, использование и распространение информации о частнойжизни лица без его согласия не допускаются. Каждому должна быть предоставленавозможность ознакомления с материалами и документами, непосредственнозатрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Такоеисключение (предусмотренное законом, но не ведомственными инструкциями)возможно, когда речь идет, к примеру, о государственной тайне.

Заключение
Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность — это установленная игарантированная законом возможность каждого лица, вовлеченного в производствопроцессуальных действий, в любой момент производства по уголовному делувоспользоваться своей личной свободой, физической и психическойнеприкосновенностью, а равно воздержаться от использования указанныхвозможностей.
Бесспорно,что приоритетным правом является право на жизнь как важнейшее право, безобеспечения которого бессмысленно ставить вопрос о соблюдении остальных прав исвобод человека. С другой стороны, соблюдения лишь одного права на жизнь,конечно, недостаточно для полноценного существования и развития личности вобществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод.Иначе мы обнаружим не право на жизнь, а лишь право на существование, блестящиепримеры которого известны из русской и советской классической литературы.
Следуетпризнать, что сегодня в российской правовой системе функции государства пообеспечению права на жизнь урегулированы недостаточно, не создан необходимыймеханизм эффективной реализации полномочий государственных органов по охранеосновных прав и свобод личности. Усиление правозащитной функции государственныхорганов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений вдействующее законодательство, совершенствования организации системы органовгосударственной власти и административно-юридических процедур.
Соблюдениеправ человека в государстве обеспечивается, в первую очередь, уважением кличности и ее правам со стороны государственных служащих. Примеры пыток,бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, осуществления арестов изадержаний с грубыми нарушениями закона, свидетельствуют об отсутствии такогоуважения.
Развитиегарантий соблюдения прав человека до уровня международных стандартов возможнотогда, когда беспрекословно исполняется национальное законодательство.Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты о деятельностимилиции провозглашают абсолютный запрет на применение пыток, насилия, другогожестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Эти нормативныепредписания имеют предельно ясное изложение.

Списокиспользованной литературы
1. Конституция РФ. Принята всенароднымголосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 25.07.2003) // РГ от 25.12.1993 №237, СЗ РФ от 28.07.2003, № 30, ст. 3051.
2. Федеральный конституционный закон «Очрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ от04.06.2001, № 23, ст. 2277, СЗ РФ от 07.07.2003, № 27 (ч. 1), ст. 2697.
3. Федеральный конституционный закон «О военномположении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 04.02.2002, № 5, ст. 375.
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954,РГ от 30.12.2004, № 290.
5. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.
6. Конвенция о защите прав человека и основныхсвобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г.Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свободпомимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписанв г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.
7. Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защитеправ человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS № 114).Подписан в г. Страсбурге 28.04.1983 // Российская газета от 05.04.1995.
8. Доклад о деятельности Уполномоченного поправам человека в Российской Федерации в 2003 году.// Российская газета – 12февраля, 2004.
9. Баглай М.В. Конституционное право РФ, учебник.– М., 2004.
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционноеправо РФ. – М., 2003.
11. Конституционное право. Учебник. / Под ред.Лазарева В.В. — М.: «Юристъ», 2004.
12. Конституционное право. Учебное пособие./Авт.и сост. Богданова Н.А. М.: «Владос», 2006.
13. Права человека./Под ред. Е.А. Лукашева. – М.:НОРМА, 2005.
14. Р.С. Нагорный. «Смертная казнь: вопросызаконодательства» // «Российский судья», 2005, N 8
15. Ю.Л. Шульженко Конституционное право России.(2007)
16. В.Е. Чиркин. Конституционное право России. Твердыйпереплет (2009)
17.Л.А. Нудненко. Конституционные права исвободы личности в России. Мягкая обложка (2009)
18. Авакьян С.А., сост. Конституционное правоРоссии. Сборник нормативных актов. Твердый переплет (2007)
19. Р.С. Нагорный «Смертная казнь или пожизненноелишение свободы: за и против»
20. Р.С. Нагорный «Смертная казнь: Превентивнаяроль. Ужесточение наказания. Против неотвратимости наказания»
21. Н.И. Полищук, кандидат юридических наук,доцент Академии ФСИН России. «Правовые проблемы моратория на смертную казнь»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Петр Ильич Чайковский 1840-1893
Реферат Маржинализм в экономической теории
Реферат Энергоснабжение города
Реферат Шпаргалки к госэкзамену по теме Экономическая теория, финансы и кредит
Реферат Аббревиатуры-инновации: системно-описательный и лингвопрагматический аспект
Реферат Экономика республики Мадагаскар
Реферат Макроэкономический анализ инвестиций
Реферат Первобытное искусство 4
Реферат Сборка зеркально-линзового объектива с приемником лучистой энергии ПЛЭ Комплесные испытания
Реферат Краткие характеристики экономических регионов России
Реферат Конкурентоспособность организации и основные факторы ее конкурентного преимущества
Реферат Макроэкономические модели в системе макроэкономического анализа
Реферат Португалия 2002
Реферат География мирохозяйственных связей нефти и газа
Реферат Порядок проведения оценки собственности Оценка автомобиля