Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие, система и функции правооохранительных органов

Оглавление:
Введение……………………………………………………………...……………3
Основная часть.
Глава 1. Понятие правоохранительныхорганов:
1.1.    Понятие ипризнаки правоохранительных органов…………………….5
1.2.    Законодательствоо правоохранительных органах…………………..….7
Глава 2. Характеристикаправоохранительных органов:
2.1. Система правоохранительныхорганов…………………………………...16
2.2. Функции правоохранительныхорганов……………….........................19
Заключение………………………………..…………………………...............23
Список используемойлитературы……………………………………………24

Введение
Актуальностьтемы исследования. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации,закрепившей новые для нашего общества права и свободы, отразившей коренныеизменения во взаимоотношениях личности и государства, вступление России в СоветЕвропы, требующее признания и соблюдения международно-правовых стандартов вобласти прав человека, не могло не отразиться на развитии российскогозаконодательства.
Одноиз приоритетных направлений правовой реформы в России — усиление правовой защищенностиличности. Статья 2 Конституции РФ объявляет права и свободы человека высшейценностью, подчеркивая, что признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека — обязанность государства. Она исходит из универсальной обязанностигосударства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека игражданина. Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит насудебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах.
Всевышеуказанное не могло не сказаться на состоянии российской правоохранительнойсистемы, которая в прошедшие годы претерпела значительные изменения. Этиизменения обусловлены двумя обстоятельствами: с одной стороны, необходимостьюсоблюдения международных стандартов в области прав и свобод человека,предоставления максимальных прав и свобод отдельной личности, усиления роли иавторитета суда, а с другой — необходимостью принятия адекватных мер попротиводействию преступлениям и разного рода правонарушениям, бурный росткоторых буквально захлестнул российское общество в последние годы.
Цели и задачи контрольнойработы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотренииправоохранительных органов РФ.
Для достиженияпоставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:
1.   определить понятие правоохранительныхорганов РФ;
2.   рассмотреть признакиправоохранительных органов РФ;
3.   рассмотреть законодательство оправоохранительных органах РФ;
4.   дать характеристикуправоохранительных органов РФ.
Объект исследования –правоохранительные органы РФ.
Предметом исследованияявляются общественные отношения, связанные с рассмотрением правоохранительныхорганов РФ.

Основнаячасть
 
Глава 1.Понятие правоохранительных органов
 
1.1.    Понятие ипризнаки правоохранительных органов
Государствоосуществляет свои функции в различных сферах общественной жизни. Важнейшимизадачами государства выступают обеспечение законности, правопорядка, защитаправ и свобод человека и гражданина, охрана законных прав и
интересовобщества в целом, различных организаций, осуществление борьбы справонарушениями и преступлениями.
КонституцияРФ в ст. 2 устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства, в ст. 45 гарантируетгосударственную защиту прав и свобод человека. Эта функция государстваименуется правоохранительной функцией. Для ее реализации государство создаетспециально уполномоченные на то органы, наделенные соответствующимиполномочиями и осуществляющие свою деятельность в установленных законом формах.Эти органы именуются правоохранительными органами.
Правоохранительныеорганы — специальносоздаваемые государством органы, уполномоченные осуществлять деятельность поохране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности иправопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями путем примененияюридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.
Кчислу отличительных признаков правоохранительных органов необходимо отнестиследующие их характерные черты:
1.Правоохранительные органы являются специально уполномоченными государственнымиорганами. Основная функция правоохранительных органов заключается в обеспечениии защите прав и свобод человека, интересов общества и государства в сфересоблюдения законности и охраны правопорядка.
2.Правоохранительные органы правомочны применять юридические меры воздействия, кчислу которых относятся различные меры государственного воздействия и мерывзыскания и наказания[[1]].
3.Правоохранительные органы функционируют в рамках строго определенного правовогополя: порядок их организации и деятельности четко регламентированнормативно-правовыми актами, свои действия они осуществляют в строгомсоответствии с предписаниями закона.
4.Правоохранительные органы соблюдают установленные законом процедуры,процессуальные правила при осуществлении своей деятельности.
1.2. Законодательство о правоохранительных органах
Традиционновсе нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительныхорганов можно классифицировать по нескольким основаниям.
Есливзять за основу содержание нормативно-правовых актов о правоохранительныхорганах, то их можно разделить на следующие группы.
1.Акты общего действия:
1)международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции,положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферудеятельности правоохранительных органов и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы.
Кчислу таких актов следует отнести Всеобщую декларацию прав человека,Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенциюправ и свобод человека и гражданина, Основные принципы, касающиеся ролиюристов, Основные положения о роли адвокатов, Руководящие принципы, касающиесяроли лиц, осуществляющих судебное преследование, Резолюцию Экономического иСоциального совета ООН от 24 мая 1989 г. № 1989/60. «Процедуры эффективногоосуществления Основных принципов независимости судебных органов», Европейскуюхартию о законе «О статусе судей», «Европейская хартия о статусе судей в общемсудебном пространстве Совета Европы», законодательство о Европейском суде поправам человека и др.;
2)Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общийуниверсальный характер, имеет прямое действие на всей территории РФ.Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляетсамостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебнойсистемы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства иосуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторондеятельности правоохранительных органов (ст. 2,15,19,22,24, 29,48,49,122 и др.)[[2]].
2.Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах,обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебнойвласти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенциюсудебных органов в Российской Федерации, деятельность органов судейскогосообщества, правовой статус судей и т.д.
Кданной группе актов относятся Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 23июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральныйконституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.
3.Акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. В них установленасистема органов прокуратуры в Российской Федерации, порядок их деятельности иполномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорскихработников, средства прокурорского реагирования. К источникам данной группыотносятся: Решение о Координационном совете генеральных прокуроров государств —участников Содружества Независимых Государств, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуреРоссийской Федерации», приказы Генерального прокурора РФ и др.
4.Акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, осуществляющихохрану безопасности и правопорядка в Российской Федерации. В этих актахустановлены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка,их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. К даннойгруппе нормативно-правовых актов относятся Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности», Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949 «Об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации», Закон РФ от 18апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и др.
5.Акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений. Вданных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществленияоперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, органы,полномочные осуществлять данные виды деятельности, порядок проведенияоперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. Сюда отнесены такиенормативно-правовые акты, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18декабря 2001 г. № 174-ФЗ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и др.
6.Акты об организации юридической помощи в Российской Федерации. В этихнормативно-правовых актах регулируется порядок организации органов, оказывающихюридическую помощь в Российской Федерации, их полномочия и основные задачи,виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, оказывающихюридическую помощь, и т.д. К данной группе могут быть отнесены такие акты, какФедеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации», Основы законодательства РоссийскойФедерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, Закон. РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РоссийскойФедерации» и т.д.[[3]].
Воснову другой классификации нормативно-правовой базы положена юридическая силанормативно-правовых актов.
Поюридической силе все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельностьправоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены наследующие группы.
1.Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всейтерритории Российской Федерации.
Онаопределяет основы деятельности правоохранительных органов, регулирует вопросы,касающиеся построения судебной системы, и некоторых других правоохранительныхорганов.
КонституцияРФ принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом),является наиболее стабильным актом, выступает в качестве основного закона.
НормыКонституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другиенормативно-правовые акты, за исключением международных актов, содержащихобщепризнанные принципы и нормы международного права, являются актами более низкогоуровня и должны соответствовать положениям Конституции РФ.
2.Международно-правовые акты, содержащие общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры РФ, касающиеся вопросоворганизации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в областиобеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этихорганов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы, установленные вданных актах, являются составной частью российской правовой системы. Если международнымдоговором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора.
3.Законы. Законы регулируют все важнейшие стороны правоохранительной деятельностив Российской Федерации. Законодательные акты имеют следующую иерархию:
1)федеральные законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания РФ,утверждаемые Советом Федерации и подписываемые Президентом РФ. Они в свою очередьмогут быть разделены на:
•федеральные конституционные законы — их издание осуществляется в силу прямогопредписания Конституцией РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, этонаиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы РФ. К числуфедеральных конституционных законов, составляющих правовую основу деятельностиправоохранительных органов в РФ, относятся Федеральные конституционные законыот 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 23июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
•федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые нафедеральном уровне: Федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и многие другие;
2)законодательство субъектов РФ:
•конституции и уставы субъектов РФ;
•законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительнойдеятельности. К числу таких законов следует, например, отнести Закон г. Москвы от28 марта 2001 г. № 9 «Об участии жителей Москвы в охране общественногопорядка», Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине», Закон Московской области от 29 декабря 2000 г. № 111/2000-ОЗ «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московскойобласти» и др.
Приэтом следует отметить, что все наиболее важные вопросы, касающиеся устройства идеятельности правоохранительных органов, отнесены в силу ст. 71 Конституции РФк исключительной компетенции Российской Федерации. Законодательство жесубъектов РФ может регламентировать только те вопросы, которые находятся всовместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Применительно к правоохранительнойсфере такими вопросами в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются:
•защита прав и свобод человека и гражданина;
•обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
•административное и административно-процессуальное
законодательство;
•кадры судебных и правоохранительных органов;
•адвокатура и нотариат.
Регулированиезаконодательством субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведениюсубъектов РФ и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениямифедеральных законов. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральнымзаконам.
4.Указы и распоряжения Президента РФ. Данные нормативно-правовые акты издаются вслучае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ ифедерального законодательства по вопросам, относящимся к правоохранительнойдеятельности. Содержание указов и распоряжений Президента РФ всегдаопределяется Конституцией РФ и законами. Как правило, указы Президента РФиздаются по вопросам, не регламентированным законодательными актами. К числуактов президентского нормотворчества, касающихся организации и деятельностиправоохранительных органов, относятся Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», УказПрезидента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью», Указ Президента РФ от 10января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации» и др.
Частьуказов Президента РФ носит индивидуальный характер: ими назначаются надолжность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов.Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положениямКонституции РФ и законов.
5.Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они издаются по вопросам,относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы,установленные законодательными актами, создают механизм реализации от дельныхправовых норм и институтов.
Кчислу таких актов Правительства РФ следует отнести, например, постановлениеПравительства РФ от 22 июня 1999 г. № 660 «Об утверждении перечня федеральныхорганов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции впредупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности»,распоряжение Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1546-р «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РоссийскойФедерации», постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовномсудопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительногоследствия, прокурора или судьи» и др. Правительственные акты не должныпротиворечить вышестоящим правовым актам.
6.Ведомственные правовые акты — акты министерств, ведомств и служб. Они издаютсяруководителями соответствующего уровня. К числу таких актов относятсяинструкции, приказы, распоряжения, указания и т.д. Они детально и применительнок той или иной сфере, тому или иному ведомству регулируют вопросы, ужезатронутые в вышестоящих нормативно-правовых актах, определяющихправоохранительную деятельность в Российской Федерации. Ведомственные нормативно-правовыеакты не должны противоречить предписаниям актов, имеющих высшую юридическуюсилу. К числу ведомственных нормативно-правовых актов относятся приказы, указанияи распоряжения Генеральной прокуратуры РФ и Генерального прокурора РФ (приказГенеральной прокуратуры РФ от 24 декабря 2001 г. № 80 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах иучреждениях прокуратуры Российской Федерации», указание Генеральной прокуратурыРФ от 1 декабря 1997 г. № 72/7 «Об усилении воздействия на должностных лиц, невыполняющих законные требования прокуроров», приказ Генеральной прокуратуры РФот 24 февраля 1999 г. № 10 «О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор заисполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации» и др.), Министерстваюстиции РФ (приказ Минюста России от 21 июня 2000 г. № 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должностьнотариуса», приказ Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. № 257/89-н «Об утверждении порядка оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника вуголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительногоследствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела»,приказ Минюста России от 29 июля 2002 г. № 211 «Об утверждении Порядка веденияреестров адвокатов субъектов Российской Федерации» и др.).

Глава 2. Характеристика правоохранительных органов
 
2.1. Системаправоохранительных органов
Вюридической науке нет единой точки зрения по вопросу о том, какие из органовследует отнести к числу правоохранительных. Существует два основных взгляда напроблему определения круга правоохранительных органов. Одни авторы полагают,что к числу правоохранительных органов следует относить лишь органы,осуществляющие борьбу с преступностью и охрану правопорядка, другие значительнорасширяют круг правоохранительных органов, включая в него судебные органы,нотариат, таможенные органы и др.       Правоохранительные органы могутвыполнять различные функции, но одним из основных направлений деятельностикаждого из этих органов является осуществление деятельности правоохранительной.         Систему правоохранительных органов можно подразделить на:
·         органы суда(суды);
·         иныеправоохранительные органы.
Судыв свою очередь состоят из конституционных судов, судов общей юрисдикции,арбитражных судов.
Системаконституционных судов РФ включает в себя Конституционный Суд РФ иконституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Вэтой системе Конституционный Суд РФ занимает особое положение. Он являетсявышестоящим судом не только по отношению к местным конституционным судам, но вопределенной мере по отношению ко всем прочим судебным органам. Конституционные(уставные) суды субъектов РФ моделируют деятельность Конституционного Суда РФприменительно к подведомственным территориям, а также опираются в своейдеятельности на схожие принципы функционирования и формирования судейскогокорпуса.
Системасудов общей юрисдикции своим названием подчеркивает широту охвата правовыхвопросов, подпадающих под его юрисдикцию. По сути, все правовые вопросы,возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общейюрисдикции[4].
Всистеме судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: системаобщих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции.Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган — Верховный Суд РФ (он является иобщим, и военным судом одновременно).
Системаобщих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды, мировых судей.Система военных судов состоит из судов округов (флотов) и гарнизонных судов.
Системаарбитражных судов создана преимущественно для разрешения хозяйственных споров,возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иныеполномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя ВысшийАрбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов,арбитражные суды субъектов РФ.
Иныеправоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:
·         органовпрокуратуры;
·         органоввнутренних дел;
·         федеральной службыбезопасности;
·         органовгосударственной охраны;
·         органовгосударственной налоговой службы;
·         таможенныхорганов;
·         органов борьбы снезаконным оборотом наркотиков;
·         органовпредварительного расследования;
·         органов юстиции.
Системаправоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:
·         конституционныйконтроль;
·         отправлениеправосудия;
·         прокурорскийнадзор;
·         расследованиепреступлений;
·         оперативно-розыскнаяфункция;
·         исполнениесудебных решений;
·         оказаниеюридической помощи и защиты по уголовным
·         делам;
·         предупреждениепреступлений и иных правонарушений.
Всеэти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

2.2. Функции правоохранительных органов
Известно, что многиегосударства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделениявластей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципасостоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой“противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимальносокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, чтоправоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позициисущества названного принципа.
При этом надо иметь ввиду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции,которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверкиконституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрениягражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществленияпрокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследованияпреступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупрежденияпреступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прави свобод.
В совокупности этифункции характеризуют распределение компетенции правоохранительных органов и вопределенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функциизависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.Ниже будет дана подробная характеристика всех правоохранительных органов. Здесьже рассмотрим только некоторые общие вопросы соотношения функций, распределенияих между правоохранительными органами и другими участниками правоохранительнойдеятельности, определения места правоохранительных органов в системе органоввласти и управления.
Наиболее тесно связанымежду собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная,расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Этифункции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могутреализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно,например, для расследования и правосудия, одновременное — для обвинения, защитыи правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществлятьсяи не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства поуголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, самподсудимый — выполняет функцию защиты.
Некоторые одноименныефункции выполняются различными правоохранительными органами при разграниченииих подведомственности, подследственности или подсудности: функциюоперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органыбезопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознаниивыполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны ит.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствиявыполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговойполиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским иуголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.
Функция предупрежденияпреступлений и иных правонарушений занимает особое место. Средиправоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для еереализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключенияправоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функциитак или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иныхправонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленныедействия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с тойфункцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана,например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности,расследования и правосудия.
Выполняемой функциейопределяется место правоохранительных органов в системе органов власти иуправления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих ивоенных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные судыпредставляют судебную власть в стране — одну из трех ветвей власти. Это важноподчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногдавысказывается мнение о том, что судебная власть — это только КонституционныйСуд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VIIКонституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).
Отправление правосудияимеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что судыпри отправлении правосудия являются единственными в государстве органами,которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности,после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение.6Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу,не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды кправоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, покрайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того илииного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения егонезависимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру,отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и неведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых,исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет котрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишенологики и прямо противоречит Конституции РФ.
Функциямиправоохранительных органов являются:
·         осуществлениеправосудия;
·         конституционныйконтроль;
·         прокурорскийнадзор;
·         выявление ирасследование преступлений и других правонарушений;
·         обеспечениеквалифицированной юридической помощи;
·         обеспечениеобщественной безопасности и правопорядка;
·         предупреждениеправонарушений.
Итак, в общемпредставлении правоохранительные органы мы можем определить как государственныеорганы, специальной функцией которых является противодействие правонарушениям иобеспечение законности. Более развернутое определение дается Галустьяном: подправоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенныйправами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфическихдействий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальнойформе.

Заключение
Итак, мы определили понятие правоохранительныхорганов РФ, рассмотрели признаки правоохранительных органов РФ, рассмотрелизаконодательство о правоохранительных органах РФ, а также дали характеристикуправоохранительных органов РФ.
Извсего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Правоохранительныеорганы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права,действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правомприменения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовногозакона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.
Необходимоотметить что вся система правоохранительных органов создана в соответствии сКонституцией России и действует в интересах обеспечения и защиты неотъемлемыхправ человека и гражданина.
Безопасностьгосударства никоим образом неотделима от безопасности гражданского общества иего членов. Поэтому система правоохранительных органов функционирует ради этогообщества и его граждан.
Основнымипринципами деятельности системы правоохранительных органов являются соблюдениезаконности, уважение и защита прав человека и гражданина.
Вцелом можно сказать, что в области улучшения деятельности системыправоохранительных органов предстоит ещё много сделать, чтобы она реально, а нетолько на бумаге отвечала потребностям современного демократического общества.Для этого на данном этапе нужны большие капитальные вложения, таковы реалиисегодняшнего дня и от этого никуда не деться.

Список используемой литературы:
 
Нормативные правовые акты:
1.   Конституция РФ от 12.12.1993г.Российская газета, № 237, 25.12.1993.
Литература:
1.   Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросытеории). М., 1991.
2.   Бутылин В.Н. Институтгосударственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журналроссийского права — N 12, 2001.
3.   Горшкова С.А. Европейская защита правчеловека и реформирование российской судебной правовой системы // Журналроссийского права… – 2002. — № 7
4.   Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебникдля вузов. – М., 2006.
5.   Ефимичев С.П. Обеспечение правличности, интересов общества и государства — приоритетная составляющаясудебно-правовой реформы // Журнал российского права. – 2001. — № 11.
6.   Лукиничев Ю.А., Вахмистрова СИ. Правоохранительные органы: Курслекций. СПб., 2006.
7.   Наумов А. Суд как орган борьбы спреступностью, а прокуратура — как институт общего надзора // Российская юстиция.– 2002. — № 1.
8.   Правоохранительные органы: Учебникдля вузов // Под ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского. М., 2006.
9.   Черников В.В. Судебная система, правоохранительныеорганы, специальные службы России. М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.