Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие источников права

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.        ПОНЯТИЕ ФОРМЫ(ИСТОЧНИКА) ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА
2.        НОРМАТИВНЫЙ АКТКАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3.        ВЗАИМОДЕЙСТВИЕРАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностькурсовой работы. Развитиетеории государства и права в нашей стране требует критического переосмысленияряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований,призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Кчислу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы(источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всегообщего понятия источника права, явно недостаточен. Проблема роли источниковправа в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системызаконодательства. Одной из причин недостаточной теоретической разработки даннойпроблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права.Ведь «источник права» — это не более как образ, который скорее должен помочьпониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. В самомделе, под источником права понимают и материальные условия жизни общества(источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательностинормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мыпознаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов — отечественныхи зарубежных — выделяют исторические источники права. В условиях такоймногозначности использование данного понятия в качестве научной категориисвязано с серьезными проблемами. В 60-е годы ряд авторов предлагали заменитьпонятие «источник права» понятием «форма права», которое, по их мнению, позволяловести исследование права более глубоко и всесторонне. Такая позиция не получилаширокой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин «источникправа» сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановлениев «правах гражданства» старого понятия. При употреблении понятия «источникправа» обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник правав формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении «источникиправа» между этими словами в скобках добавляется уточнение – «формы», или наоборот.
Темакурсовой работы:«Формы (источники) права».
Объектомисследования вкурсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативныеакты, которые относятся к источникам права.
Предметомисследованиякурсовой работы являются формы (источники) права.
Цельисследования состоитв том, чтобы раскрыть понятие и сущность форм (источников) права.
Задачиисследованияпредопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
— дать понятие формы (источников)права;
— рассмотреть нормативный акт, какисточник права;
— изложить, взаимодействие различныхисточников права в деятельности правоохранительных органов.
Характеристикаисточников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция РеспубликиБеларусь и другие законодательные акты; во-вторых, специальная юридическая литература.
Приразрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовалисьследующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа,комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структуракурсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три вопроса,заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 25 страницахкомпьютерного текста.

1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА) ПРАВА. ОСНОВНЫЕ
ИСТОЧНИКИПРАВА
Для того чтобы статьреальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должноиметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературеэто «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формамиправа, в других — источниками, а в третьих — их именуют одновременно и формами,и источниками права.
Источникамиправа можно считать те материальные, социальные и иные условия жизни общества,которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнениятех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом.
Термин «источник права»имеет также философский смысл, который указывает на то, какие по своемухарактеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основутой или иной правовой системы. Однако это не меняет дела.
Под формой (источником) правапонимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенныхактах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иныхисточниках. На протяжении длительной историисуществования права как социального института развивались и изменялись взглядына форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того илииного этапа общественного развития, прежде всего в Европе[1].
Уже юристы Древнего Рима выделяли вправе всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, те чертыправа, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем.
В XVIII-XIX веках резко усилиласьдискуссия о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако уже в XX веке по критерию формыправа исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающими изсамого существования человека, и другими правовыми положениями. Формастановится единой для всех сфер права — объективированное закрепление получаютвсе правила поведения в актах и иных источниках.
Некоторые ученыеполагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права — внешней ивнутренней. По их мнению, внешняя форма — это закрепленные в актах и иныхисточниках объективированные правила поведения, а внутренняя — эта та самаяформальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы,масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системеправа, отражает иные аспекты устройства права как системы.
Необходимо отметить, чтов отечественной теории права развивается еще один подход к определению формыправа – информационный.
Словом, существуют разныеподходы к определению форм права. Но в современной теории права особых проблемс этим понятием уже не возникает. Наиболее распространенным является вывод, чтопонятие форма права — это синоним понятия источника права.
Таким образом, всекогда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, нонаиболее важными и широко известными являются следующие. Это — правовые обычаи;нормативно-правовые акты; правовые договоры; прецеденты; правовые доктрины.
Важными источникамиримского права были деловые обыкновения — правила, вырабатывавшиеся деловойповседневной практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Дляромано-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII — XIX вв.) считалась правоваядоктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступаютКоран — священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланиемАллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, илисуждение по аналогии.
Следует особо отметить,что представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда неоставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент),совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовыхсистемах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либопрактическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последнихможно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие обязательную силудля судей и фактически выступавшие в качестве закона; правовые акты, принимавшиесяв Древнем Риме народными собраниями и сенатом.
Разумеется, формы(источники) права варьировались и варьируются в зависимости не только от этаповразвития общества, государства и права, но и от особенностей самих правовыхсистем.
Правовой обычайпредставляет собой санкционированное государством правило поведения,сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.Он является одним из древнейших и важнейших источников права.
Правовые обычаи восновном имеют те же характерные черты и особенности, что и не правовые обычаи,с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированыгосударством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае ихнарушения государственным принуждением. Вторые, не правовые обычаи, не обладая юридическойсилой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь об­щественным мнением.
Каким должен бытьправовой обычай, чтобы эффективно воздействовать на общественные отношения?Существует несколько в той или иной степени различающихся, но в целом сходныхмежду собой ответов на данный вопрос.
Так, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям: а)содержать в себе нормы, которые основываются «на правовом убеждении» и проявляются«в более или ме­нее частом применении»; б) непротиворечить разумности; в) не нарушать добрых нравов; г) не иметь в своемосновании заблуждения». О наличии правового обычая, можно говорить лишь тогда,когда «в основании однообразно повторяемой нормы лежит правовое сознание илинародное убеждение.
Исторически правовой обычайкак источник права предшествует всем другим источникам права. Впервые он возникна переходном этапе от первобытно-общинной, догосударственной организацииобщества к государственной в результате санкционирования существующихобыкновений нарождающимися государственными структурами. В древнихгосударственно-организованных обществах правовой обычай занимал ведущееположение.
По мере развития обществаи государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенновытеснялись законами и другими формами права, становились второстепенными егоисточниками. С возникновением крупных государственных образований ицентрализацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами идругими нормативно-правовыми актами не только не замедлился, а, наоборот,ускорился.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительноеместо в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следуетнедооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих вмасштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания,обычаи портов, международные обычаи и др.).
Важнейшее место средиформ (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентомпонимается решение судебного органа по конкретному делу, котороерассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичныхдел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемоепо гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемоеадминистративным органом или административным судом).
Наиболее распространеннойформой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том,что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческойдеятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы.Судебная практика является источником права. Однако следует отметить, чтовопрос о судебной практике как об источнике права является далеко не новым длябелорусской правовой действительности. Он неоднократно ставился и обсуждалсякак на общетеоретическом уровне, применительно к источникам советского, а затем– постсоветского белорусского права, так и на уровне отдельных отраслевых дисциплин.
Прецедент как источник права известенс древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали, например,устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и другихмагистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичныхдел лишь для самих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило,один год) пребывания их у власти.
Однако постепенно многие,наиболее удачные с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельцевположения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранныхмагистратов и приобретали, таким образом, устойчивый характер. В частности,решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенносложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.
В тех правовых системах,где прецедент традиционно признается, он пользуется, по заверению западныхавторов, неизменным уважением, а в случае нарушения содержащихся в немпредписаний обеспечивается государственным принуждением. «Судья, которыйпренебрег своей обязанностью относиться с уважением к прецедентному праву, — пишет в связи с этим английский юрист Р. Кросс, — будет, подвергнут самомунедвусмысленному воздействию...».
Определенную роль вправовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается отобычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли,обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера,нормы поведения, обязательные для всех.
В отечественной изарубежной практике правовые договоры имеют место, например, вовзаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. Наоснове правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствамии государственными образованиями — субъектами федерации, всегда — междугосударствами, образующими конфедерацию.
В качестве примера можносослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г.
Важным видом договораявляется международный договор. Он представляет собой явно выраженноесоглашение между различными субъектами международного права, и в первую очередьмежду государствами, призванное регулировать возникающие между ними отношенияпутем установления, прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей.Существуют различные виды международных договоров: двусторонние и многосторонние;политические, экономические договоры и договоры, заключаемые по специальнымвопросам. Ярко выраженным примером правового договора может служитьколлективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях междуработодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономическиеи иные взаимоотношения[2].
В Республике Беларусь порядокразработки и заключения коллективного договора определяется Трудовым кодексомРеспублики Беларусь. Содержание коллективного договора составляют взаимныеобязательства сторон по вопросам труда, заработной платы, отпусков,медицинского обслуживания и социального обеспечения в случае утратытрудоспособности, сокращения рабочих мест, по вопросам обучения новымспециальностям и повышения квалификации. Особойформой права, существовавшей и поныне существующей в некоторых правовыхсистемах, является так называемая правовая доктрина. По существу вопрос об этойформе права – это размышление о регулятивной роли юридической науки. Сюдаотносится и такая сфера деятельности, как толкование (уяснение, разъяснение)права. Но доктрину как форму права не следует смешивать с так называемыми комментариями.
Правовая доктрина — этосистема взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложеннаяпризнанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина — этотеоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируютсяважнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. Внекоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, ванглийских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известныхюристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практикасуществует и в некоторых мусульманских государствах. В Республике Беларусь в юридическойпрактике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но ониприменяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же накомментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решенийнельзя.
И последний, но оченьважный аспект темы о форме права. Это вопрос о преемственности и обновлении вправе, а также о рецепции права. Преемственность означает использование вправовой системе предыдущих форм права при обновлении их содержания. Этотпроцесс имеет место при сменах общественно-экономических, государственныхстроев. Форма права является весьма устойчивой по отношению к переменам вэкономике, в политике, в духовной жизни общества. Не менее значимым становитсяи использование, сохранение организационно-технического опыта, которыйскладывался в прошлом в создании форм правовой системы. Рецепция права — заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других странили из прошлого опыта — это еще одна проблема формы права в современной теории.
Разумеется, рецепция неозначает механического заимствования содержания и форм права. Это процессскорее восприятия, адаптации права к конкретным условиям того государства,которое в этом нуждается. Но это реальный процесс формирования некоторыхнациональных правовых систем.

2.НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ВИДЫ
НОРМАТИВНЫХАКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
НОРМАТИВНЫЕАКТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Среди многочисленных форм(источников) права важное место занимают нормативные акты государственныхорганов.
Под нормативно актамипонимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственныхорганов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которымиустанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы[3].
Понятиенормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое многообразиеправовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальныесвязи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобыклассифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этойклассификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практическогоупотребления.
Нормативный акт характеризуетсятакими признаками: утверждается или санкционируется уполномоченными органамигосударства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и иходносторонним волеизъявлением; имеет внешнюю форму в виде определенногописьменного документа; включает новые нормы права или изменяет, отменяет ужедействующие; принимается в соответствии с определенной процедурой; имеетюридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами,место и роль в системе законодательства и правового регулирования; придает воленарода официальный характер.
Нормативными актами, издаваемымигосударственными органами, являются законы, декреты, указы, постановленияправительства (кабинета), приказы министров, председателей государственныхкомитетов, решения и постановления, принимаемые местными органамигосударственной власти.
Системанормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданнымина ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственныхорганах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаютсятакже порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовыхактов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.
Так, согласно действующейКонституции Республики Беларусь представительный высший и законодательный органРеспублики Беларусь Парламент — принимает законы и постановления. Президент какглава государства издает указы и распоряжения. Правительство РеспубликиБеларусь издает постановления и распоряжения.
Конституция  определяеткомпетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и кругвопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения илиже различные нормативно-правовые акты. В соответствии с Конституцией РБочерчивается общий круг вопросов, по которым правительство может издавать своипостановления и распоряжения. Это вопросы бюджета, проведения в пределах РБ единойфинансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственнойполитики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии исоциального обеспечения; осуществление управления государственной собственностью;принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности,реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прави  свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы спреступностью.
Кроме данного кругавопросов, по которым правительство издает постановления и распоряжения, онотакже «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РеспубликиБеларусь, законами, указами Президента Республики Беларусь. В Конституции особооговаривается, что порядок деятельности правительства, а значит, и порядок(процедура) издания правительственных актов устанавливаются конституционнымзаконом.
Нормативно-правовыеакты как источники права имеют организационно-технические и иные преимуществаперед другими источниками права. В чем же эти преимущества?
Во-первых, в том, что уиздающих их государственных органов гораздо больше  координационных возможностей,чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в правене только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.
Во-вторых, в том, чтоблагодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержаниянормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихсянорм.
В-третьих, в том, чтонормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «вобращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики ипрактики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы,осуществлять контроль за его исполнением. Нормативный акт как форма (источник)права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера,прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как ихзачастую называют.
И нормативно-правовые, ииндивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всегопрочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридическиепоследствия. Однако принципиальное различие их заключается в следующем. Первыесодержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократноеприменение, тогда как суть вторых — предписания индивидуального характера.Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругуюридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены кстрого определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенномуповоду. И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий кругобщественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строгоопределенный вид общественных отношений. Действие индивидуального актапрекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, всвязи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В то же времянормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуютили не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Например, действие такогоиндивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретномууголовному делу, прекращается после его исполнения (окончание срокаисправительных работ, тюремного заключения и т. п.). Однако это вовсе неозначает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную мерууголовного наказания за совершение подобного преступления.
Аналогичным образомобстоит дело в сфере применения норм не только уголовного права, но и другихотраслей права.
Нормативно-правовые акты следуетотличать от актов разъяснения или толкования правовых норм. Различиезаключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовыеакты устанавливают либо изменяют со­держание правовых норм, то акты разъясненияили толкования, как видно из их названия, направлены, прежде всего, наразъяснение смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а такжепределов действия ранее установленных норм.
Все нормативно-правовыеакты подразделяются на два вида, или группы: законы и подзаконные акты.Основание их классификации — юридическая сила, определяемая положением органа,издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческихгосударственных органов, его компетенцией и соответственно характером самихиздаваемых актов.
В зависимости от этих жекритериев в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливаетсястрогая иерархия, т. е. строгая система расположения, соподчиненностинормативно-правовых актов.
Внизу этой иерархиинаходятся нормативные акты, издаваемые ме­стными органами государственнойвласти, вверху иерархии — нормативно-правовые акты (законы, статуты и т. п.),издаваемые представительными высшими органами. Эти акты — законы обладаютвысшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам.Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и вего исполнение. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства,которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой ииграют ведущую роль.
Сложившаяся иподдерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеетважнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества иправоприменения, для создания и поддер­жания режима законности иконституционности.
Наряду снормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников)права определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемыеобщественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественныхорганизаций, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат всебе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишьв двух случаях.
Во-первых, при изданиисовместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу.
Во-вторых, в случаепредварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Санкция можетвыражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие санкции,благодаря которым в случае необходимости каждый отдельный акт общественнойорганизации приобретает юридический характер, а также придание юридической силыактам общественных организаций на основе специально изданного для этого законаили иного законодательного акта.
Понятие законараскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практическойдеятельности. Иногда понятие закона употребляется как синоним понятия права,любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном иматериальном смыслах. В материальном опять же как синоним всех источниковправа, в формальном — как акт, принятый в соответствии с установленнойпроцедурой законодательным органом.
Смешение этих значенийможет приводить к негативным последствиям.
Закону посвящались ипосвящаются многие научные труды, известны классические и метафорическиеопределения закона, как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.
В научной и учебной юридической литературе гораздо чащеиспользуется понятие закона в узком, собственном его смысле. Довольно типичные,отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиницииследующие. Закон — это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» поосновным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общуюгосударственную волю и обладающий высшей юридической силой». Или: закон — этонормативно-правовой акт, «принимаемый представительным высшим органомгосударства в особом законодательном  порядке, обладающий высшей юридической силойи регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересови потребностей населения страны». Или: «в юридическом смысле закон — этонормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституциинаибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важныхобщественных отношений».
Что отмечает закон издругих нормативно-правовых актов? Что характеризует его и каковы его основныечерты?
Во-первых, закон — этонормативно-правовой акт, принимаемый только представительным высшим органом,представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или женепосредственно самим народом путем референдума.
Во-вторых, закон обладаетвысшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством иявляется главенствующей формой права.
В-третьих, закон какисточник права, исходящий от представительного высшего органа, выражающего (покрайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тожедолжен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной изарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона вкачестве выразителя «общей воли».
В-четвертых, закон, вотличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важнымвопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются ирегулируются наиболее важные общественные отношения.
В-пятых, законпринимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке.Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, какправило, особыми актами — положениями или регламентами высших органовгосударствен­ной власти и является объективно необходимой.
Будучи весьма схожими,между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системеправа, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Ониподразделяются на опреде­ленные виды. Существуют различные критерииклассификации законов.
В зависимости от значимостисодержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, илитекущими, как их иногда называют[4].
К конституционным законам относятся, прежде всего, самаКонституция; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения втекст Конституции, и, наконец, законы, необходимость издания которыхпредусматривается самой конституцией. Конституционныезаконы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов нетолько по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения вних изменений и дополнений.
Указ — это акт главыгосударства и должен реализовывать полномочия главы государства, но подменятьили даже временно замещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушаетсяпринцип «верховенство закона» и рушится вся иерархия правовой системы, что,разумеется, имеет не только формальные последствия. Кроме этого формальногомомента, происходят большие потрясения и в социальной жизни, возникают большиесоциальные напряженности.
Наиболееважными подзаконными нормативными юридическими актами в РБ (если расположить ихпо убывающей «величине» юридической силы) являются: Указы (и распоряжения)Президента РБ, изданные в пределах его компетенции. Указы Президента РБ какподзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам РеспубликиБеларусь. В противном случае действует норма Конституции и закона РеспубликиБеларусь. Предварительное следствие в органах внутренних дел производитсяследователями. Они выполняют функцию расследования, осуществляют возбуждение уголовныхдел. В качестве органа предварительного следствия выступает следователь,которым наделен широким кругом полномочий по осуществлению предварительногоследствия.
Постановленияследователя, вынесенные в соответствии с законом обязательны для исполнениявсеми учреждениями предприятиями, организациями должностными лицами игражданами.
Правоприменительныеакты, издаваемые органами внутренних дел, фиксируют принятое решение, придаютему официальное значение и властный характер. Следовательно, можно датьследующее определение правоприменительного акта издаваемого ОВД.
Правоприменительныйакт, издаваемый органом внутренних дел — это официальный правовой документ, содержащийиндивидуальное государственно-властное предписание органа внутренних дел(следователя), которое выносится в результате разрешения конкретного дела.
Этиакты имеют большое значение в уголовно — процессуальной деятельности так как,выполняя задачи уголовного процесса, они направлены на возникновение, изменениеили прекращение уголовно-процессуальных отношений, констатацию наличия илиотсутствия материально-правовых отношении являющихся предметом процессуальнойдеятельности.
Вчисле правоприменительных актов издаваемых органами внутренних дел можноназвать: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление опривлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, постановление опроведении экспертизы и др. (см. ниже).
Другуюгруппу правоприменительных актов органов внутренних дел составляют протоколыследственных действий, в которых удостоверяется акт осуществления содержание ирезультаты соответствующих следственных действий — осмотр места происшествия,обыск, допрос и т.д. Форма протокола следственных действий, правила их подписания,и принесения замечаний детально регламентируются законом.
Вкачестве примера акта применения права, издаваемого органом внутренних дел,приведем постановление о привлечении в качестве обвиняемого, которое имеетбольшое значение к уголовном судопроизводстве, так как в нем реализуетсятребование о привлечении к ответственности только виновных.
Направлениедела в суд для предания, обвиняемого суду, является основной формой окончанияпредварительного расследования, в связи, с чем принимается обвинительное заключение.
Такимобразом, акты, издаваемые органами внутренних дел можно охарактеризовать какправоохранительные — т.е. предназначенные для охраны существующих норм отвозможных правонарушений в профилактических целях или же в связи с совершениемправонарушения.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Однимиз субъектов правоприменительной деятельности являются органы внутренних дел.Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом одним изсубъектов процессуальной правоприменительной деятельности, руководствуясьпринципом публичности в, установленной законом процессуальной форме приводят вдействие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права,дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов,порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения. Применениенорм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органамипроцессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, ворганизации деятельности других участников судопроизводства в соответствии спредставленными им законом правомочиями и отведенными функциями, виспользовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения[5].
Правоприменительнаядеятельность органов внутренних дел характеризуется следующими признаками:
1. носитгосударственно-властный характер (например, деятельность следователя порасследованию уголовного дела);
2. содержаниеправоприменительной деятельности органов внутренних дел выражается в издании наоснове норм права индивидуальных правовых предписаний (актов);
3. индивидуальныеправовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определеннымжизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершенопреступление и следователем выносится постановление о привлеченииподозреваемого к уголовной ответственности);
4. применение нормправа органами внутренних дел осуществляется в строго установленном закономпорядке.
Другимисловами существует определенная процедура правоприменительной деятельностиорганов внутренних дел, причем степень детализации порядка правоприменительнойдеятельности данных органов весьма высокая. Порядок их деятельностирегламентируется нормами уголовно-процессуальной отрасли права. Степеньрегламентации правоприменительной деятельности других государственных органов,например, административных органов и должностных лиц всегда намного меньше, чему следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленныхисполнительных органов государственной власти, администрации предприятий,учреждений организаций в РБ, занимающихся вопросами приема и увольненияоформления отпусков, пенсий, пособий и другими вопросами правоприменительнойдеятельности. Столь высокая степень регламентации правоприменительнойдеятельности органов внутренних дел объясняется тем, что в их деятельностинеобходимо последовательное проведение законности, глубокое и всестороннееисследование обстоятельств дела, строгое соблюдение прав личности,гарантированных Конституцией Республики Беларусь.
Органывнутренних дел как субъектов правоприменительной деятельности можноохарактеризовать как государственные органы, на которые возлагается выполнениезадач уголовного судопроизводства, охрана государственных интересов ивыполнение функций, направленных на достижение задач уголовного процесса(раскрытие и расследование преступлений). Сюда относятся: органы дознания,следователь (начальник следственного отдела).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написавкурсовую работу на тему: «Формы (источники) права», сделаем выводы.
Под формой (источником) правапонимается объективированное закрепление и проявление содержания права вопределенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаяхи иных источниках. На протяжении длительной историисуществования права как социального института развивались и изменялись взглядына форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того илииного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.
Своеобразиеисточников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них нагляднопроявляются исторические особенности тех или иных общественных систем,разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
Наиболееизвестные формы существования государственно-признанных норм следующие:правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правоваядоктрина, принципы международного права, нормативный правовой акт.
Нормативныйправовой договор— это совместный юридический акт, выражающий взаимноеизъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт.Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав иобязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а такжезакрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства.
Формы(источники) права имеют исключительно большое значение для укреплениязаконности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников)напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества посуществу всех видов юридической практики. Юридическая наука призванасвоевременно, готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, апрактика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой,динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качестваэтой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковыосновные пути усовершенствования форм (источников) права в Республике Беларусь?При оптимизации форм права надо полнее учесть юридические традиции РеспубликиБеларусь, взять лучшее из дореволюционной правовой системы. А также в связи спереходом РБ к новой социально-экономической формации необходимо полнееосветить юридический опыт стран имеющих многовековой опыт демократическогоразвития. Необходимо определиться в отношении к таким источникам права какобычай, а главное юридическому прецеденту.
Припринятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа«верховенства закона» и признание всех нормативно-правовых актов противоречащихКонституции ничтожными.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        КонституцияРеспублики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г.Минск « Беларусь » 1997.
2.        Комаров С. А.,Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткийучебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 448с.
3.        В. П.Федоров — Современные идеи правового государства, В. И. Дымченко. О соотношениизаконности и правового государства, 2002г.
4.        Основыгосударства и права: Учебн. пособие для поступающих в юридические вузы / Подред. члена — корреспондента РАН О.Е. Кутафина. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2001. – 447с.
5.        Общая теориягосударства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н.Марченко. Том 1 Теория государства. — М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 456с.
6.        Общая теориягосударства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н.Марченко. Том 2 Теория права. — М.: Издательство «Зерцало», 1998. — с. 656.
7.        Общая теориягосударства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н.Марченко. Том 2 Теория права. — М.: Издательство «Зерцало», 1998. — с. 656.
8.        Общая теорияправа / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998.
9.        Общая теориягосударства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
10.     Теориягосударства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.
11.     Теориягосударства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.