Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и виды налоговых льгот в Украине

Министерство образования и науки Украины
Европейский университет
Юридический факультет
Контрольная работа по Налоговому праву
на тему
Понятие и виды налоговых льгот в Украине
Киев 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
1.Понятие налоговых льгот. 4
2. Видыналоговых льгот в Украине. 8
Заключительные выводы… 13
Литература… 15
/>Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений вобществе с момента возникновения государства, развитие и изменение формкоторого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. Всовременном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этойчисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействиягосударства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитиенаучно-технического прогресса.
Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос),установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенномразмере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующегоуровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов,которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками вбюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на тецели, ради которых они взимались.
Современное налоговое законодательство Украины не в полноймере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняяуплотненность, запутанность, а также наличие большого количества льгот дляразличных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективностипроизводства. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — незастывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается квоспроизводственным процессам, рынку.
Решение актуальных налоговых проблем современной экономикиУкраины (таких как рационализация системы налоговых льгот, оценка их объема ипотерь бюджета, обусловленных их предоставлением) показывает актуальностьтеоретического исследования налоговых стимулов, в частности налоговых льгот, ихпонятии и видов.
/>/>/>1. Понятие налоговых льгот
Проанализируем современные определения категории «налоговыельготы». Анализируя определения налоговых льгот, которые встречаются вотечественной и российской финансовой литературе, необходимо констатировать,что не все они отвечают поставленным требованиям. Например, определениеналоговых льгот как снижения бремени налогообложения или уменьшения объемавыплачиваемых налогов[1], не отвечаеттребованиям исчерпывающей полноты характеристики описываемого явления. Такиеопределения разрешают отнести к налоговым льготам и то, что не можетквалифицироваться как льгота. В частности, оптимизация налоговых платежей иуклонения от уплаты налогов также обеспечивают снижение налогового бремени,хотя не могут быть отнесенные к категории налоговых льгот.
В соответствии с ст. 56 Налогового кодекса России, льготами поналогам и сборам признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборахпреимущества (в том числе возможность не платить налог или сбор или платить ихв меньшем размере), которые предоставляются отдельным категориям плательщиков налогови сборов сравнительно с другими[2]. Фактически такоеопределение отождествляет налоговые льготы с преференциями и имеет весьма общийхарактер, разрешая трактовать как льготу любое из преимуществ, к которым, вчастности, можно отнести списания и реструктуризацию налоговой задолженности. Одновременнооно не охватывает всех видов льгот (в частности, общих льгот, которыепредоставляются всем категориям плательщиков и не могут трактоваться какпреимущества, предоставляющиеся одним плательщикам сравнительно с другими).
Более удачными можно назвать такие определения:
«налоговые льготы — полное или частичное освобождениеот уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличииобъекта налогообложения, а также другое смягчение налогового бремени дляналогоплательщика»[3];
«налоговые льготы — это предоставления преимущества,частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил,обязанностей или облегчение условий выполнения их. Налоговые льготы — это освобождениеот налогов в соответствии с действующим законодательством»[4];
«льгота — освобождение (полное или частичное) налогоплательщика,учитывающее его особенности, от уплаты налога»[5].
Все эти определения характеризуются общими чертами:
·          содержат указание на способ снижения налоговогобремени, характерный лишь для налоговых льгот, — путем полного или частичного освобожденияот уплаты налогов;
·          акцентируют внимание (кроме приведенного М. Кучерявенко)на том, что такое освобождение может считаться льготой, если предполагается ирегламентируется действующим налоговым законодательством.
Основное отличие приведенных определений коренится в разномтолковании понятия «полное или частичное освобождение от уплаты налогов».В частности, по мнению М. Кучерявенко, полное освобождение имеет место, «еслиплательщик полностью освобождается от уплаты налога», а частичное – «еслисокращается налоговое бремя за счет уменьшения объекта (предмета и т.п.) илирассрочки уплаты налога»[6]. Итак, все виды иформы налоговых льгот он рассматривает как разнообразные формы проявления полногоили частичного освобождения от уплаты налога: снижение налоговой ставки — частичноеосвобождение от уплаты налога, отсрочка платежа — освобождение отналогообложения на определенный срок с обязательством уплатить налог после егоокончания и т.д.
Характер других определений свидетельствует о том, что освобождениеот уплаты налога фактически рассматривается как одна из форм налоговых льгот,тогда как тот эффект, который оказывается предоставлением налоговых льгот вдругих формах (уменьшение объекта, налоговой базы, налоговой ставки, отсрочка(рассрочка) выполнения налоговых обязательств), точнее передают такиевыражения, как «другое смягчение налогового бремени», «освобождениеот выполнения установленных правил и обязанностей или облегчение условий ихвыполнения».
Сказанное позволяет сделать вывод, что адекватноеопределение категории «налоговая льгота» должно иметь несколькоосновных признаков.
Наиболее общей и вместе с тем существенной характеристикойналоговых льгот, которая должна учитываться в определении этой категории, являетсяих трактовка как облегчения налоговой погрузки на налогоплательщиков.
Следующим важным признаком налоговых льгот является то, чток ним можно относить лишь облегчения налогового бремени, предусмотренное ирегламентированное нормами действующего налогового законодательства при наличииобъекта налогообложения[7].
Необходимо подчеркнуть не только то, что льготыпредоставляются законами, но и то, что лишь освобождение от налогообложенияопераций, которые являются объектом налогообложения, может квалифицироватьсякак льгота.
Однако и эти характеристики являются недостаточными дляидентификации налоговых льгот, поскольку не позволяют отмежевать налоговыельготы от «налоговых лазеек», используя которые налогоплательщики добиваютсяуменьшения налогового бремени, не нарушая налогового законодательства.
Уточнить определение понятия «налоговая льгота»можно, указав в нем, каким именно путем происходит облегчение налоговогобремени, которое может квалифицироваться как налоговая льгота. По мнениюбольшинства ученых, под определение категории «налоговая льгота»подпадает такое снижение налогового бремени, которое осуществляется путем полногоили частичного освобождения налогоплательщиков от его уплаты.
Другим важным моментом, который не получил отражения вопределениях, приведенных в монографической и учебной литературе, выданной вУкраине и в России, является то, что в качествен налоговых льгот могут пониматьсяне все освобождения от налогообложения. Среди них есть такие, которые необходимыс точки зрения соблюдения нормативных требований налогообложения и егофундаментальных принципов. Они рассматриваются как неотъемлемый элемент(составная часть) механизма пересчета и взыскания налога. Вместе с тем льгота — это отклонение от нормативных требований, или (как на этом акцентируетсявнимание в словаре Ожегова) исключение из общих правил.
Учитывая сказанное, можно дать такое определение налоговойльготы — это предусмотренное и регламентированное нормами налоговогозаконодательства (при наличии объекта налогообложения) отклонение отнормативных требований налогообложения, которое происходит в форме полного иличастичного освобождения плательщиков налога от его уплаты с целью облегченияналогового бремени.
 2. Виды налоговых льгот в Украине
Налоговые льготы, предусмотренные отечественным налоговымзаконодательством, рассматриваются в формах[8]:
Необлагаемый налогами минимум объекта налога,предусматривает в условиях инфляционной экономики утверждение парламентомвеличины денежной суммы, кратной минимальной заработной плате, которая можетавтоматически увеличиваться в случае изменения минимальной зарплаты.
Изъятие из обложения определенных элементов объектаналогообложения ради интереса налогоплательщиками вопросами охраны природы, энергосбережения,ипотечного кредитования, благотворительности и т.п.
Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорийплательщиков, которое предусматривает увеличение реальных доходов отдельныхкатегорий налогоплательщиков (инвалиды, малообеспеченные, ученики, студенты,аспиранты, ординаторы, адъюнкты, пострадавшие от следствий ЧАЭС и т.д.), требующихсоциальной защиты со стороны государства. Таким образом государствоподдерживает таких плательщиков, избегая лишнего движения денежных средств вбюджет и назад к их плательщикам. Более того, снижается себестоимость налоговыхпоступлений и вероятность злоупотреблений с ними, как со стороны плательщиков,так и со стороны налоговых и социальных органов.
Снижение налоговых ставок, направленное на стимулированиегосударством отдельных видов финансово-хозяйственной деятельности, в которых наиболеепроявляется его интерес. Так, нулевую ставку по налогу на добавленную стоимостьприменяют относительно операций по продаже товаров, вывезенные (экспортированные)налогоплательщиком за границы таможенной территории Украины.
Отчисление из налогового состава, предусматривает взысканиеиз налогового состава, осуществленное за определенный расчетный период.
Целевые налоговые льготы, предусматривают разные формыотсрочки взыскание налогов и собрания. В качестве примера — механизмиспользования налогового кредита[9].
Другие налоговые льготы, предоставляющие право, в частности,субъектам малого предпринимательства перейти на упрощенную системуналогообложения, учета и отчетности, при условиях определенных УказомПрезидента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетностисубъектов малого предпринимательства». В Украине снова рассматриваются вопросывнедрения налоговой амнистии относительно полученных соотечественниками впрошлом доходов, из которых не уплачены налоги. Такие мероприятия частоиспользуют европейские государства, что позволяет обеспечить значительные дополнительныедоходы в бюджет.
Кроме вышеупомянутой классификации налоговых льгот,существует еще следующее их деление на основе отнесения льгот на прибыль илизатраты плательщика, влияния на элементы налогового механизма. Соответственно этильготы делятся на три основные вида: изъятие, скидка, налоговый кредит.
Изъятие (отчисление) — вид налоговой льготы, при которойпроисходит изъятие отдельных составных частей из общей базы налогообложения сцелью его уменьшения. Механизм предоставления такого вида льгот непосредственнопроектируется на объект налогообложения. Подобные уменьшения можноклассифицировать следующим образом[10]:
·          по видам плательщиков: полные (предоставляются всемплательщикам) или частичные (предоставляются определенным категориямплательщиков);
·          по срокам действия: постоянные (которые действуютпостоянно на протяжении продолжительного времени) или временные (которыедействуют на протяжении определенного заранее, ограниченного периода);
·          по видам объекта: имущественные (отчислениеопределенной части имущества, облагаемого налогами) и прибыльные отчисления(применяются к части прибыли плательщика);
·          по видам деятельности.
Скидка — это вид налоговой льготы, которая уменьшаетналоговую базу или сумму налога на определенные размеры. Величина этой скидки определяетсясуммой затрат плательщика, законодательно выводящейся из-под налогообложенияпутем уменьшения на эквивалентную величину налоговой базы. Путем предоставлениятакого вида льгот государство стимулирует развитие приоритетных для обществанаправлений деятельности хозяйничающих субъектов. Выделяются такие виды скидок[11]:
·          лимитированные, размер которых прямо ограничен;
·          нелимитированные, при которых итоговая базаналогообложения может уменьшаться на всю сумму затрат налогоплательщика.
Налоговый кредит — вид льгот, при котором освобождение касаетсяобщей суммы налогового платежа, начисленного для уплаты. По формам предоставленияналоговые кредиты делятся на[12]:
·          снижение ставки налога;
·          сокращение налогооблагаемой суммы;
·          перенесение срока уплаты или уплата налога частями;
·          возвращение прежде уплаченного налога (части налога);
·          зачисление прежде уплаченного налога в счет будущихплатежей.
В Украине налоговый кредит применяется в виде перенесения срокауплаты налогового платежа субъекта хозяйствования в бюджет соответствующегоуровня, предоставленного органом налоговой службы в форме кредитногосоглашения, при условии использования налогоплательщиком освобожденных средствна законодательно определенные цели.
Налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы смомента возникновения соответствующих оснований для их применения и в периодвсего срока их действия самостоятельно, без предшествующего сообщения налоговыхорганов.
Налоговая политика Украины содержит мероприятия по стимулированиюотечественного товаропроизводителя с целью повышения покупательного спроса иконкурентоспособности отдельных видов товаров посредством предоставленияналогоплательщикам льгот и других преференций. Именно системой налоговых льготгосударство реализует стимулирующую функцию налогов, исходя из общеобязательнойконституционной обязанности платить налоги и сборы в порядке и размерах,установленных законом.
Стимулирующая функция налогов обнаруживается и в развитомрыночном отношении, поскольку возникает необходимость стимулирования повышенияименно эффективности производства.
Как свидетельствует опыт западных стран, в условиях полногообеспечения спроса населения продуктами питания и предприятий сырьемотечественного производства, исключительно стимулирующая функция налоговобеспечивает ограничение производства.
Итак, фискальная и стимулирующая функции являются определяющими,а, кроме того, система налогообложения должна оказывать содействие формированиюбюджета, но не быть производной от него. Именно на таких основах должнаформироваться налоговая система и адекватный ей налоговый механизм.
Таким образом, система налоговых льгот выступает необходимойпредпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов с целью экономическогои правового регулирования социальных процессов, стимулирование развития товаропроизводстваи т.п. Виды, формы и размер налоговых льгот, предусмотренных действующимналоговым законодательством, определяются особенностями объектов и субъектовналогообложения, их значимостью для экономики государства, а также состояниемфинансовой безопасности страны.
/>Заключительные выводы
Налоговые льготы — это инструменты налогового регулирования,которые закреплены в нормативных актах как исключения из общей схемы исчисленияконкретного вида налога и касаются объекта, ставки или других составных частей налогообложения.Также налоговой льготой определяется освобождение налогоплательщика отначисления и уплаты налога или уплата им налога в меньшем размере при наличииоснований, определенных законодательством Украины. Наиболее частый случай — этополное или частичное освобождение от налога.
Налоговые льготы являются альтернативой субсидий, дотаций идругих отдельных инструментов льготного кредитования. Поэтому для внедренияналоговых льгот следует придерживаться системного подхода, который можетобеспечивать связь всех этих инструментов в единый комплекс. Система льгот ипривилегий является своеобразным ориентиром для юридических или физических лицво время выбора ними сферы деятельности, формы получения доходов.
Возможности применения налоговых льгот в Украинерегламентируются соответствующими налоговыми законами. Правовое регулированиельгот осуществляется, во-первых, на уровне налоговых законов, которыеустанавливают основные принципы предоставления льгот определенным категориямплательщиков, во-вторых, на уровне подзаконных актов, определяющих конкретныельготы для конкретных субъектов налогообложения.
В соответствии с действующим налоговым законодательствомУкраины предусмотренные следующие формы предоставления налоговых льгот: установлениенеоблагаемого налогами минимума; изъятие из налогообложения определенных элементовобъекта налогообложения; освобождение от налогообложения отдельных лиц иликатегорий налогоплательщиков; уменьшение налоговых ставок; применение целевыхналоговых льгот, в т. ч. налоговых кредитов.
Основными видами налоговых льгот являются: освобождение,изъятие, скидки и налоговый кредит. Освобождение от налога — этозаконодательное определение конкретных физических и юридических лиц, освобожденныхот уплаты определенных видов налогов. Изъятие — это исключения из налогооблагаемогодохода, то есть ситуация, когда отдельные виды доходов не учитываются дляопределения объекта налогообложения. Скидки — это форма налоговых льгот,связанные с затратами плательщика. Налоговый кредит — это вид льготы, объектомкоторой является исчисленная сумма налога, а не доходы или затраты плательщика.Этот вид льгот используется в формах: уменьшение налогового оклада, уменьшениеставки налога, отсрочки платежа, уменьшение налоговой ставки для части доходови т.п.
Налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы смомента возникновения соответствующих оснований для их применения и в периодвсего срока их действия самостоятельно, без предшествующего сообщения налоговыхорганов.
/>/>/>/>Литература
1.  Про податок на додану вартість Закон України вiд 03.04. 1997 № 168/97-ВР(ред. вiд 04.06. 2008) // Відомості Верховної Ради, 1997, № 21. Ст.156.
2.  Про оподаткування прибутку підприємств. Закон України вiд 28.12. 1994 №334/94-вр (ред. вiд 04.06. 2008) // Відомості Верховної Ради 1995, № 4. Ст.28.
3.  Стоян В.І. Удосконалення податкової системи України // Фінанси України,№ 7, 2001, С.115-118.
4.  Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.,Соцэкгиз, 1962.
5.  Попович В.М. Реформування податкової системи — підґрунтя для зміцненнядохідної частини держбюджету // Фінанси України, № 6, 2003, С.22-26
6.  Загорський В.С., Благун І.Г. Принципи функціонування податкової системиринкового типу // Фінанси України, № 10, 2003, С.92-99.
7.  Соколовська А., Луніна І. — Визначення категорії «податковапільга» та його практичне значення // Економіка України, 2005. С.21-30.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.