Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы

Министерствовнутренних дел Российской Федерации
Белгородскийюридический институт

Кафедрауголовного права, криминологии
Дисциплина  «Уголовное право»
 
 
 Реферат
На Тему: «Понятие и виды гарантий реализацииправ и свобод осужденных к лишению свободы»
 
Подготовил:
Студент 332группы
МаленькийП.Д.
Белгород2008

Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных клишению свободы
Несомненно,что важнейшим показателем высокой степени демократичности и цивилизованностисовременного государства является закрепление в действующем законодательствеширокой системы прав и свобод человека и гражданина. В такой ситуации права исвободы приобретают качество своеобразного базиса, на котором основывается всяразветвленная система юридических возможностей, обеспечивающих максимальнополную реализацию личностью своих интересов.
Вместе стем провозглашение прав и свобод может стать пустой формальной декларацией,если их осуществление не будет обеспечено при помощи различных средств,получивших в научной литературе название гарантий, под которыми понимаетсясистема действия общих условий и специальных средств, обеспечивающихправомерное осуществление прав и свобод личности. Эти гарантии представляютсобой не простую совокупность разрозненных элементов, а образуют отвечающуютребованиям законности слаженную и сбалансированную в своих частях систему,выступающую действующим механизмом осуществления прав и свобод.
Вюриспруденции гарантии традиционно принято воспринимать в качестве триединойсистемы, включающей в себя: 1) общие; 2) специально-юридические и 3)организационные гарантии. Общие гарантии представляют собой экономические,социальные, политические, идеологические и другие виды условий, выступающих поотношению к правам и свободам в качестве благоприятной среды их реализации.Подробно останавливаться на их характеристике мы не будем, потому что они уже вдостаточной мере изучены в юридической литературе и, кроме того, не имеюткакой-либо специфики, очерченной рамками нашего диссертационного исследования.Отметим только, что сущность общих гарантий заключается в наличии своеобразнойсреды, создающей лишь возможность реального осуществления прав и свободличности. Поэтому, выступая в таком качестве, они не могут сами по себеобеспечить их реализацию и защиту, прежде всего потому, что такое обеспечениесвязано с использованием правовых средств, представляющих собой не что иное,как юридические гарантии.
Противоречивостьэкономических, политических и духовных реалий пореформенного периода в Россиипорождает неоднозначность политико-правовых тенденций, определяющих положениеосужденных к лишению свободы в нашем обществе. Наряду с негативнымипроявлениями социальной действительности, определяющими совокупность условийобщего характера, влияющих на процесс осуществления данной категорией лиц своихправ и свобод, следует отметить появление в последнее время определенныхпозитивных тенденций, которые значительным образом расширили сферу ихмаксимально полной и эффективной реализации.
Юридическимгарантиям прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, вданной системе отводится особая роль потому, что они являются своего родафактором, определяющим специфику всей их реализации. Именно наличие юридическихгарантий позволяет в большинстве случаев осужденным к лишению свободы наиболеерезультативным образом воспользоваться имеющейся у них правовой возможностью,реализовав свой тот или иной интерес.
Общеепонятие юридических гарантий в научной литературе не является столь уж спорным,несмотря на включение в него тех или иных аспектов, характеризующих даннуюправовую категорию. Большинство авторов трактуют ее весьма однозначно исклоняются к мнению, что под юридическими гарантиями следует пониматьзакрепленные законодательством средства и способы, которые непосредственнообеспечивают правомерное осуществление и защиту прав, свобод и законныхинтересов личности.
Переходя кнепосредственной теме нашего исследования, следует отметить, что в системереализации прав и свобод рассматриваемой нами категории лиц юридическиегарантии имеют существенное самостоятельное значение и их не следуетвоспринимать в качестве второстепенного элемента, оказывающего лишь служебныефункции. Выполняя свое предназначение, они не только обеспечивают процессреализации прав и свобод, но и благодаря этому превращаются в самостоятельныйэлемент правового положения осужденных к лишению свободы. Это же, в своюочередь, предопределяет необходимость обращения к изучению их системы, а такжесущности и содержания каждого из ее элементов.
В чем жеконкретно проявляется юридическое гарантирование прав и свобод? Н.В. Витруксреди всех юридических гарантий прав и свобод личности предлагает выделять двегруппы: 1) гарантии реализации и 2) гарантии охраны (защиты). К гарантиямреализации он относит следующие их виды: конкретизацию пределов (границ) прав исвобод; юридические факты, с которыми связывается их реализация; процессуальныеформы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулированияправомерной инициативной их реализации.
Ко второйгруппе гарантий он относит надзор и контроль за правомерностью поведениясубъектов права в целях выявления случаев правонарушений; правовую защиту;юридическую ответственность; пресечение и другие правоохранительные меры;процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая формы примененияправоохранительных мер); профилактику и предупреждение правонарушений.
Указаннаяточка зрения является весьма обстоятельной, затрагивающей практически всеосновные аспекты правовой системы. Вместе с тем предложенная модель носитнесколько расширительный характер, достаточно нечетко характеризующий рассматриваемуюнами юридическую категорию. В частности, включение в систему юридическихгарантий таких элементов, как конкретизация границ прав и свобод,представляется достаточно абстрактной. Что это за границы и как ихконкретизировать, остается только догадываться. На наш взгляд, в данном случаеприменима более емкая формулировка данного вида гарантий, предложенная А.Н.Бабаем – самообеспеченность прав и свобод, подразумевающая их четкуюформулировку в законодательстве без возможности двоякого толкования.
То же самоеследует отнести и к гарантиям защиты, в которые Н.В. Витрук включаетпрофилактику и предупреждение преступности. Указанные меры, несомненно, имеютбольшое значение в деле борьбы с правонарушениями, но с сугубо правовой точкизрения назвать их юридическими средствами защиты представляется весьмапроблематичным.
Поэтому, сучетом специфики нашего исследования, столь широкая трактовка юридическихгарантий, на наш взгляд, является едва ли применимой в отношении осужденных клишению свободы. Такое положение вещей обусловлено включением в него слишкомбольшого количества компонентов, что ведет к размытию его содержания, а такжене позволяет реально определить его внутреннюю сущность. Поэтому системаюридических гарантий прав и свобод рассматриваемой категории лиц представляетсянам следующим образом. Соглашаясь с мнением Н.В. Витрука, мы также предлагаемвыделять две формы юридических гарантий: 1) гарантии реализации прав и свобод и2) гарантии их правовой защиты. Но, что касается определения содержания двухэтих форм, то мы наполнили их несколько иным смыслом.
К первойгруппе юридических гарантий мы отнесли ряд характерных признаков иособенностей, раскрывающих содержательную сторону прав и свобод лиц,находящихся в исправительных учреждениях: закрепление прав и свобод в нормахправа; наличие правового механизма их реализации; правоприменительнаядеятельность компетентных органов; процессуальные формы реализации. Остановимсяна их более подробном рассмотрении и попытаемся исследовать их сущность.
Первой иодной из важнейших юридических гарантий защиты является непосредственноезакрепление прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, вюридических нормах. Иными словами, речь здесь идет об их самообеспеченности.Ведь воля государства, возведенная в ранг закона в виде нормы права, сама посебе является сильнейшим фактором гарантии ее реализации. Кроме того,особенностью прав и свобод является и то, что им корреспондируютсоответствующие обязанности именно государства и его органов. Поэтому возложениеими на себя данных обязанностей накладывает дополнительную ответственность пообеспечению реализации той или иной правовой нормы.
В условияхпостроения развитого демократического общества должны доминировать тенденции красширению сферы регулирования прав и свобод, подкрепленные необходимостьючеткой фиксации в законодательстве их ограничений в отношении лиц, содержащихсяв исправительных учреждениях. Наличие детальных правоустановлений, позволяющиходнозначно воспринимать ту или иную юридическую норму, должно стать одним изважнейших факторов, обеспечивающих осужденным к лишению свободы максимальнополную реализацию своих прав.
Вместе стем одно лишь закрепление соответствующих норм в законодательстве не можетобеспечить осуществление рассматриваемой нами категорией лиц своих прав исвобод. Для этого необходимы дополнительные средства. Поэтому к следующему видурассматриваемой нами формы гарантий прав и свобод лиц, содержащихся висправительных учреждениях, мы отнесли наличие механизма их реализации. Ведьнедостаточно только продекларировать право, для того, чтобы им можно былореально воспользоваться, надо отразить в законодательстве и порядок егоосуществления. Без установления такого порядка юридическая норма просто сама посебе не сможет действовать.
Вюридической литературе вопрос о содержании механизма реализации прав и свободрешается весьма неоднозначным образом. Так, А.С. Мордовец называет элементамирассмариваемого механизма сами гарантии, общественные нормы, гласность,общественное мнение, ответственность, процедуры, контроль, Н.И. Раздымалина –систему государственных органов, призванную защищать права и свободы, правовыенормы, цель правового регулирования и наличие конкретной социально-правовойситуации. Однако, по нашему мнению, эти и подобные им точки зрения в силу своейнеопределенности и расплывчатости включаемых в рассматриваемую категориюэлементов (общественное мнение, наличие конкретной социально-правовой ситуациии др.) не могут служить основой для определения содержания механизма реализацииправ и свобод лиц, находящихся в исправительных учреждениях, как одного изсредств их осуществления.
На нашвзгляд, в структуру механизма реализации прав осужденных к лишению свободыдолжны входить строго юридические категории, имеющие под собой сугубо правовуюпочву и не допускающие двойственности своего толкования. Отталкиваясь от этого,а также учитывая позитивные стороны обозначенных точек зрения, мы сочлинеобходимым включить в указанное понятие следующие элементы:
— наличиенормативно-правовой базы, закрепляющей субъективные права осужденных к лишениюсвободы, а также определяющей конкретный порядок и условия их осуществления;
— правомерная деятельность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях,направленная на их реализацию;
— корреспондированная правом рассматриваемой категории лиц деятельность обязанныхсубъектов (администрации исправительного учреждения, органов социальногообеспечения и др.) по его осуществлению.
Справедливостиради следует отметить, что предложенная нами структура механизма реализацииправ и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, носит весьмаупрощенный и несколько схематичный характер. Однако мы сознательно пошли наэто, включив в нее лишь обязательные, на наш взгляд, элементы, характеризующиеанализируемый механизм с исключительно юридически-догматической позиции, что, всвою очередь, не исключает появления дополнительных элементов, насыщающих егосоциальным содержанием.
Остановившисьна основных аспектах механизма реализации прав и свобод рассматриваемой намикатегории лиц, перейдем к характеристике другой, не менее важной юридическойгарантии их осуществления — полноте и непротиворечивости законодательства,регламентирующего права и свободы лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.Совершенствование законодательства является неотъемлемым и обязательнымпроцессом, сопутствующим становлению правового государства. Формулируя те илииные юридические положения, законодатель должен не только стремиться привнестив правовую систему нечто новое, но и проанализировать данные положения с точкизрения целесообразности и сочетаемости с уже существующими правовыми нормами.
Названныеположения о полноте и непротиворечивости законодательства в сфере регулированияправ и свобод осужденных к лишению свободы будут являться несколькоабстрактными, если мы не наполним их определенным содержанием, обусловливающимнеобходимость выделения конкретных форм выражения повышения качествазаконодательства. На наш взгляд, следует остановиться на следующих проявлениях,связанных с совершенствованием нормативно-правового массива, регулирующегопроцесс реализации рассматриваемой нами категории лиц своих прав:
1)соответствие принимаемых законодательных актов положениям Конституции изаконодательства государства, непротиворечие с закрепленными в них принципами инормами права;
2)использование единой терминологии, ясность и доступность юридических норм, чтоимеет немаловажное значение не только с позиции законодательной техники, но итакже правоприменительной деятельности;
3)постоянное повышение качества процесса обновления правовой базы, регулирующейисследуемую нами сферу общественных отношений.
Данныеположения тем более актуальны в отношении прав и свобод осужденных к лишениюсвободы, потому как нами уже были вскрыты значительные пробелы и противоречия,негативно влияющие на процесс их реализации. В целях повышения юридическойгарантированности осуществления лицами рассматриваемой категории своих прав исвобод необходим незамедлительный пересмотр действующей в данной сфереправоотношений законодательной базы с последующим устранением выявленныхнедостатков.
Кследующему виду гарантий реализации прав осужденных к лишению свободы мыотнесли правоприменительную деятельность государственных органов, в том числе иадминистрации исправительного учреждения, представляющую собой осуществлениеими властных полномочий по осуществлению правовых норм применительно кконкретным случаям. Из курса общей теории государства и права известно, чтоправоприменение является особой формой реализации права и подразделяется нанесколько видов (исполнительная, контрольно-надзорная и другие видыдеятельности). С позиций исследуемого аспекта проблемы нас интересует, преждевсего, исполнительная форма правоприменения.
Исполнительнаядеятельность государственных органов по осуществлению прав и свобод осужденныхявляется неотъемлемым элементом их юридической гарантированности, т.к. зачастуюот ее своевременности и квалифицированности зависит реализация того или иногоправа лиц рассматриваемой категории. Теоретический анализ позволил выделить намтри основных вида деятельности компетентных органов, в которых проявляетсяданная форма:
1)содействие в осуществлении лицами рассматриваемой категории своих прав и свобод(например, издание приказа об увольнении с работы в случае желания осужденногок лишению свободы, достигшего необходимого возраста, реализовать право напенсионное обеспечение);
2)посредничество (разрешение администрации исправительного учреждения на занятиепредпринимательской деятельностью на его территории и др.);
3) контрольза реализацией прав осужденными к лишению свободы (например, деятельностьадминистрации исправительного учреждения по контролю за их телефоннымипереговорами).
Названныеформы проявления правоприменительной деятельности достаточно полнохарактеризуют указанную юридическую гарантию, однако следует отметить, чтоотсутствие у данной деятельности по реализации прав и свобод лиц, содержащихсяв исправительных учреждениях, таких свойств, как своевременность и соответствиепредписаниям правовых норм, может повлечь за собой их необоснованное ущемление.В этой связи нельзя не согласиться с мнением Е.В. Аграновской, считающей, чтодействия законодателя должны быть направлены не на расширение сферы правовогорегулирования правоприменительной деятельности по реализации прав и свободграждан, а на повышение качественного состояния уровня ее осуществления.
Специфическимвидом юридических гарантий прав лиц, отбывающих наказание в виде лишениясвободы, являются процессуальные формы их реализации. Это означает, чтопроцедура осуществления того или иного права происходит в порядке,устанавливаемом юридическими нормами. Процессуальная форма служит средствомуспешной и надежной реализации лицом, содержащимся в исправительном учреждении,своих прав и свобод и одновременно является связующим звеном между другимиюридическими гарантиями.
Проведенныйнами анализ действующего законодательства, касающегося сферы юридическогогарантирования процесса реализации осужденными к лишению свободы своих прав,дает веские основания согласиться с точкой зрения И.В. Ростовщикова,полагающего, что в данных обстоятельствах поведение управомоченного субъектаможет подчиняться двум правилам:
1)самостоятельное определение порядка пользования правом (например, свободойслова и др.), когда законодатель не находит целесообразным урегулированиеправоотношений данного вида. В этом случае осужденный к лишению свободывыбирает из массы не запрещенных законодательством способов реализации своегоправа такой, который, на его взгляд, является наиболее приемлемым и в полноймере отражает его интересы;
2)следование четкой процедуре, закрепленной в правовых актах (реализацияосужденными к лишению свободы права на занятие предпринимательскойдеятельностью). В этом случае согласованность задается законом через системуюридических фактов (составов), которые и вызывают соответствующие действия,направленные на достижение наиболее полного и точного осуществлениярассматриваемой категорией лиц своего права. Реализуя на практике предписаниязаконодателя, осужденные к лишению свободы преследуют ту же цель, что и припервом способе, – достижение своих интересов, но при помощи средств и впорядке, четко регламентированном рамками закона.
Специфичностьобозначенных нами гарантий реализации прав и свобод лиц, содержащихся висправительных учреждениях, во многом объясняется исключительностью ихправового положения. Несмотря на значительную оторванность от общества,правомерная деятельность осужденных к лишению свободы должна быть подкрепленасоответствующими условиями по осуществлению своих жизненных интересов. Данныеусловия, как представляется, носят двухуровенный характер: 1) общеправовой –когда они являются обычными юридическими средствами, обеспечивающими реализациюсвоих прав и свобод любым человеком и 2) специальный – присущий толькоосужденным к лишению свободы. Его наличие не надо рассматривать в качествесамостоятельной группы гарантий, а следует считать особой формой проявленияобщеправовых гарантий, преломленных под углом специфичности правового положениялиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Исходя из этого, мы предлагаемвыделять следующие характерные черты данного вида гарантий:
1)относятся только к рассматриваемой нами категории лиц (не могут применяться кзаконопослушным гражданам);
2)опосредованы наличием правовых норм, закрепляющих особенности субъективных правосужденных к лишению свободы (например, права на осуществлениепредпринимательской деятельности);
3) служатсредствами обеспечения правомерной реализации указанных прав и свобод(например, такой вид рассматриваемых гарантий, как правоприменительнаядеятельность администрации исправительного учреждения создает реальную основудля осуществления некоторых прав осужденных к лишению свободы – приказ о приемена работу способствует реализации ими положений действующего законодательства,определяющего права в сфере трудовой деятельности).
Естественно,что указанные признаки концентрируют в себе лишь основные правовые чертыспециальных юридических гарантий лиц, содержащихся в исправительныхучреждениях, по реализации прав и свобод, в полной же мере они проявляются лишьв процессе непосредственного осуществления последних, наполняя их при этомконкретно-юридическим содержанием.
Подводяитог сказанному, хотелось бы отметить, что значение гарантий реализации правосужденных к лишению свободы. заключается не только в том, что они создаютблагоприятную среду осуществления прав и свобод рассматриваемой категории лиц,но и в том, что они также являются своеобразными предпосылками существованиядругого вида юридических гарантий – гарантий защиты.

Понятие и видыгарантий защиты прав и свобод осужденных к лишениюсвободы
Даженаличие самого демократичного законодательства, характеризующегося широкимперечнем предоставляемых гражданам прав и свобод, в том числе и подкрепленныхсоответствующими условиями, обеспечивающими их полную и эффективную реализацию,будет являться простой формальностью в том случае, если мы не сможем обеспечитьих защиту в случае нарушения. Это, в свою очередь, предполагает необходимостьтеоретической разработки проблем, связанных с выделением среди юридическихгарантий такой категории, как средства и механизмы, или, по-другому, гарантиизащиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Указанныегарантии являются второй основной формой юридических гарантий прав и свободрассматриваемой нами категории лиц. Их наличие в структуре правового положенияобусловлено необходимостью обеспечения возможности осужденным обратиться вгосударственные органы и общественне организации, найти там необходимую защитусвоих прав и свобод, а также восстановить их в случае нарушения. Причемоснованием подачи жалоб осужденными к лишению свободы может служить не тольконарушение законности со стороны соответствующих субъектов правоотношений, но инесоблюдение ими норм морали.
Проведенныеавтором исследования свидетельствуют о том, что гарантии защиты являются весьмаспецифичной категорией в юриспруденции, обладающей неоднозначностью форм своегопроявления и многоаспектностью влияния на правовое положение рассматриваемойнами группы лиц. Это, в свою очередь, предполагает обращение к вопросамвыделения самостоятельных видов этого структурного элемента юридическихгарантий и раскрытия их сущности.
Проблемагарантий защиты прав и свобод в научной литературе имеет достаточно однозначноерешение, характеризующееся схожестью позиций различных ученых. Как правило,авторы придерживаются традиционной схемы, называя общеизвестные видыюридической защиты – прокурорский надзор, судебную защиту, обращение вспециализированные органы, или пытаются расширить рассматриваемое понятие,включая в него некоторые иные категории. Так, по мнению С.А. Волкова, помимовышеназванных к гарантиям средств защиты прав и свобод следует также относитьпарламентский и президентский контроль. Указанные и подобные им точки зрения,несомненно, достаточно полно характеризуют виды юридической защиты, однако к ихнедостаткам можно отнести отсутствие определенной системности, позволяющей комплекснорассматривать исследуемую нами проблему.
На нашвзгляд, гарантии защиты прав и свобод осужденных следует рассматривать какединую двухуровневую систему: 1) средства национальной юрисдикции, включающие всебя государственные и общественные механизмы защиты и 2) средствамеждународно-правовой защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительныхучреждениях. Учитывая специфику их правового положения, несколько отличного отзаконопослушных граждан, попытаемся исследовать предложенную нами систему болееподробно.
К гарантиямгосударственной защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительныхучреждениях, мы предлагаем относить: ведомственный контроль, контрольгосударственных органов и органов местного самоуправления, прокурорский надзори судебную защиту. Указанный перечень не является исчерпывающим; мы не сталивключать в него основополагающие средства охраны и защиты прав и свобод любогочеловека (например, парламентский контроль или надзор Конституционного судаРФ), т.к. они достаточно полно освещаются в юридической литературе. В этойсвязи представляется целесообразным подробнее остановиться на средствахюридической защиты прав и свобод рассматриваемой категории лиц, которыеопределяются особенностями их правового положения.
Первым инаиболее традиционным, ввиду его широкой распространенности, следует назватьведомственный контроль, который представляет собой деятельность вышестоящихорганов уголовно-исполнительной системы по проверке состояния законности висправительном учреждения. Сферы осуществления ведомственного контроля весьмаобширны и могут носить достаточно специфичный характер (проверкифинансово-хозяйственной деятельности администрации и др.). Однако насинтересует лишь одна, но, пожалуй, самая значимая по степени важности сторонаего содержания – защита прав и свобод лиц, содержащихся в исправительныхучреждениях. В данном случае органы Министерства юстиции выступают в качествеинстанции, которая не только осуществляет контроль за субъектами правоотношенийв сфере, очерченной рамками их компетенции, но и обеспечивает законность всвоем ведомстве.
Формыосуществления этой деятельности весьма различны. К ним мы отнесли следующие:
1)непосредственное выявление нарушений прав и свобод лиц, содержащихся висправительных учреждениях. В качестве способов осуществления такойдеятельности могут выступать осмотры, опросы, принятие жалоб от осужденных клишению свободы на ущемление своих прав;
2) изучениена соответствие действующему законодательству локальных нормативных актов иактов правоприменения, затрагивающих сферу реализации указанными лицами своихправ и свобод. В случае обнаружения несоответствия данных актов требованиямнорм вышестоящего законодательства, связанного с регулированием правовогоположения осужденных к лишению свободы, они подлежат немедленной отмене.
Следующимвидом юридических гарантий защиты прав осужденных к лишению свободы являетсяконтроль государственных органов и органов местного самоуправления, спецификакоторого отражена в ст.19 УИК РФ. Согласно ее нормам, федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а такжеорганы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностьюрасположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказание.Далее там указано, что порядок осуществления такого контроля регулируетсязаконодательством РФ. Однако каких-либо конкретных норм или даже ссылок,относящихся к данному виду юридических гарантий прав и свобод лиц, содержащихсяв исправительных учреждениях, мы не нашли абсолютно ни в одномнормативно-правовом акте. Представляется, что данный пробел необходимонезамедлительно устраненить путем внесения дополнений в действующеезаконодательство. На наш взгляд, указанный вид контроля целесообразно закрепитьаналогично с ведомственным, но с одной разницей – в случае установления фактовнарушения прав и свобод осужденных по результатам проверок в соответствующиеинстанции (вышестоящие органы, прокуратуру и т.д.) должны направляться всеполученные в их ходе материалы. Это позволит значительно повысить качествонормативного регулирования компетенции государственных органов в этой сфередеятельности, создаст основу механизма эффективной реализации их полномочий поохране прав и свобод, позволит усилить их правозащитные функции.
Особая рольв деле защиты прав и свобод рассматриваемой категории лиц отводится органампрокурорского надзора. Несмотря на достаточно часто высказываемые претензии корганизации данного направления деятельности прокуратуры и даже предложения сего отмене и передаче этих функций в руки судебных органов, до тех пор, покасуществуют единые требования Закона РФ «О прокуратуре», следует устанавливатьэффективное осуществление этой деятельности в его рамках.
Учитываявесьма многогранную специфику данной области прокурорского надзора, мыпопытались вычленить ее ключевые стороны, непосредственно относящиеся к защитеправ и свобод осужденных к наказанию в виде лишения свободы. На наш взгляд,данный вид деятельности должен осуществляться по следующим направлениям.
I. Инициативныйнадзор за исполнением действующих нормативно-правовых актов, а также занормотворчеством со стороны администрации исправительного учреждения, прямозатрагивающим вопросы реализации прав и свобод содержащихся в них лиц.
II.Рассмотрение обращений осужденных к лишению свободы по поводу нарушения их прав(различных писем, жалоб, обращений и т.д.).
В случаевыявления фактов нарушения прав и свобод органами прокурорского надзорапринимаются соответствующие меры, обусловленные как требованиями закона, так ихарактером и степенью нарушения (внесение представления, возбуждение уголовногодела и т.д.). Высокое значение таких мер, на наш взгляд, кроется не только всвоевременности пресечения нарушений и восстановлении прав и свобод лиц,содержащихся в исправительных учреждениях, но и в том, что они являютсяфактором, обеспечивающим недопустимость осуществления подобных действий вбудущем.
В рядуюридических гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительныхучреждениях, реализация ими права на судебную защиту занимает особое место.Так, при изучении ее влияния и значимости для защиты прав и свобод абсолютноебольшинство опрашиваемых (95,8%) поставили судебную защиту в системеюридических гарантий на первое место. Такое положение вещей, на наш взгляд,объясняется желанием людей видеть судебную власть не только эффективной инезависимой, но и обеспечивающей равный доступ к правосудию для каждогочеловека, в каких условиях бы он ни находился.
Вюридической литературе сложилось необоснованное мнение, что право осужденных клишению свободы на судебную защиту следует воспринимать лишь в узком смысле какправо на обжалование незаконных действий и решений должностных лиц. Однакотакой подход, на наш взгляд, страдает не только односторонностью суждений, но ипрямо противоречит ч.1 ст.46 Конституции РФ, которая гарантирует каждомусудебную защиту его прав и свобод, не уточняя при этом конкретные формы еевыражения. В связи с этим указанное право, по нашему мнению, должнорассматриваться как широкое комплексное понятие, включающее все известныезаконодательству способы защиты правосудия (рассмотрение споров, вытекающих изгражданско-правовых, трудовых, семейных правоотношений и т.д.).
Значениеюридической гарантии лиц рассматриваемой категории в виде права на судебнуюзащиту состоит в следующем: 1) выступая в качестве основного юридическогосредства защиты при отстаивании частных интересов лиц данной категории, оно вконечном счете содействует обеспечению режима законности и правопорядка во всемобществе; 2) служит эффективной формой контроля за деятельностьюгосударственных органов, средством борьбы со злоупотреблениями властью.
Наосновании изложенного попытаемся дать определение права осужденных к лишениюсвободы на судебную защиту. Под ним следует понимать предусмотреннуюКонституцией и законодательством РФ и служащую обеспечению режима законности вобществе юридическую гарантию в виде возможности лиц, находящихся висправительных учреждениях, на обращение к органам правосудия в случаях, когдаони считают, что их права и свободы были нарушены или ущемлены в любой сфережизнедеятельности. Содержанием указанного механизма юридической защиты в данномслучае являются три вида правомочий: а) возможность требования восстановитьнарушенное право (например, путем устранения препятствий к его осуществлению,отмены незаконного правового акта и др.); б) возможность возмещенияпричиненного ущерба (морального, имущественного и др.); в) право требования опривлечении виновных к ответственности (например, должностного лица администрацииисправительного учреждения).
На нашвзгляд, являются ошибочными мнения некоторых исследователей, высказывающихсуждения о том, что, предоставляя осужденным к лишению свободы возможностьобращаться в суд за защитой своих субъективных прав и законных интересов,необходимо сделать оговорку: лица данной категории могут обжаловать действиядолжностных лиц в суд лишь после обжалования этих действий в вышестоящие органыи в прокуратуру. Такое положение вещей ведет к прямому противоречию не только сдействующим законодательством, но и с Основным законом государства –Конституцией РФ. Содержащиеся в них правовые нормы предоставляют любомугражданину не обусловленную обязательным предварительным рассмотрением в другихинстанциях возможность обращения за судебной защитой.
Учитываямногочисленные нарушения в сфере функционирования уголовно-исполнительнойсистемы, мы склонны присоединиться к точке зрения В.И.Селиверстова, которыйсчитает, что для более действенного контроля за соблюдением прав и законных интересовосужденных к лишению свободы, а также исполнением ими своих обязанностейнеобходимо учреждение специальных пенитенциарных судов, целесообразностьсоздания которых диктуется неэффективностью защиты прав и законных интересовосужденных с помощью иных средств. Одновременно следует уточнить, что такиесуды, на наш взгляд, в целях уменьшения материальных затрат должныфункционировать в системе судов общей юрисдикции в виде пенитенциарных палатлибо отдельных специализированных судей, наделенных соответствующейкомпетенцией.
В случаесоздания указанных структур, как представляется, к их компетенции должны бытьотнесены три блока вопросов: 1) обжалование нормативных актов и действийдолжностных лиц администрации исправительного учреждения, нарушивших права исвободы осужденных к лишению свободы (например, обжалование незаконноналоженного дисциплинарного взыскания); 2) рассмотрение исков, вытекающихнепосредственно из правоотношений, возникших в период нахождения лица висправительном учреждения (например, вынесение решений по гражданско-правовымспорам между администрацией и осужденным); 3) решение вопросов, которыетрадиционно относятся к уголовно-процессуальной сфере исполнения приговора (обизменении вида исправительного учреждения и др.). В остальных ситуацияхосужденные к лишению свободы, на наш взгляд, вправе обращаться в суды общейюрисдикции, как и законопослушные граждане.
Одним извидов гарантий, входящих в национальную систему защиты прав и свобод лиц,содержащихся в исправительных учреждениях, мы также назвали общественныйконтроль. До недавнего времени, когда наша страна являлась тоталитарнымгосударством, вести речь о контроле общественности за деятельностью каких-либовластных структур, а тем более за соблюдением прав и свобод человека в учрежденияхуголовно-исполнительной системы не было никакой возможности. В условиях жесовременного общества, когда Россия стремится к построению правовогогосударства, деятельность различных общественных объединений, ставящих вкачестве своих целей контроль за соблюдением прав человека, обретает достойноеместо в системе их гарантированности.
Логичнымпродолжением данной ситуации стало внесение на рассмотрение в ГосударственнуюДуму законопроекта, регулирующего порядок и формы деятельности общественныхобъединений, ставящих своей задачей защиту прав и свобод человека. Одним изнаправлений осуществления ими своих функций, безусловно, должен статьобщественный контроль за соблюдением прав и свобод человека в исправительныхучреждениях.
Несмотря нато, что перспективы принятия данного закона пока не ясны, а соответственно имеханизм общественного контроля за учреждениямиуголовно-исполнительной системы остается неразработанным, уже внастоящее время существуют определенные общественные формирования, активнозанимающиеся проблемами защиты прав человека.
Соответственнов качестве еще одной гарантии защиты прав осужденных к лишению свободы можетбыть возможность обращения в специальные органы, компетенцией которых являетсярассмотрение вопросов соблюдения прав человека (Уполномоченный по правамчеловека, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Комиссии попомилованию и др.). Конечно, назвать их в полной мере общественными можно сопределенной долей натяжки, т.к. они зачастую действуют при государственныхорганах власти, но, тем не менее, элемент социальности в них присутствует.
Основныезадачи функционирования учреждений такого типа сводятся как к рассмотрениюиндивидуальных обращений, так и к сбору и анализу совокупной информация онарушениях в области прав человека, в частности, и осужденных к лишениюсвободы. Данная информация находит свое отражение в докладах указанныхучреждений о деятельности за отчетный период, предложениях и рекомендациях вкомпетентные органы, при обсуждении различных проблем на заседаниях иконференциях.
В настоящеевремя наблюдается значительное несовершенство законодательной базы,регулирующей работу указанных учреждений. Так, существенным отличием от другихмеханизмов защиты прав человека и, одновременно, крупным недостатком функционированияэтих органов является отсутствие властных полномочий, что фактически не дает имвозможности полноценно решать возложенные на них задачи. Например, Комиссия поправам человека при Президенте РФ на своих заседаниях неоднократнорассматривала вопросы о нарушении прав человека в учрежденияхуголовно-исполнительной системы, но, к сожалению, смогла принять лишьрекомендации по их устранению, большинство которых в силу разных причиносуществляется исключительно медленно. Наделение же их в законодательномпорядке хоть какими-то контрольными функциями за исполнением этих рекомендаций,на наш взгляд, способствовало бы значительному повышению законности висправительных учреждениях. Помимо того, в число дополнений, которые следовалобы внести в законодательство, касающееся правового статуса специальных органовпо правам человека, необходимо включить положения, позволяющие формировать ихпо отраслевому принципу (органы по делам молодежи, детей и др.). Несомненнымявляется тот факт, что среди них свое место должны занять и учреждения позащите прав осужденных к лишению свободы.
Исследованиепроблем защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях,было бы не до конца полным без изучения международных механизмов контроля зарассматриваемой нами сферой общественных отношений. Соответственно очереднымэлементом системы юридических гарантий выступает деятельность государств иразличных международных организаций по защите прав человека.
Созданиесистемы международного контроля за претворением в жизнь обязательств, взятых насебя государствами в области прав человека, является одним из наиболеезначительных достижений в этой сфере. Наличие иных, помимо национальных,институтов, занимающихся проблемами контроля за соблюдением, обеспечением изащитой прав и свобод граждан различных стран, стало обстоятельством,позволившим суверенным государствам сделать еще один шаг на пути интеграциивсего человечества.
Несмотря нато, что роль международных средств защиты в современных условиях постоянновозрастает, до недавнего времени их осуществление международным сообществомограничивалось лишь взаимным контролем, регулярными докладамигосударств-участников интернациональных соглашений о выполнении принятых насебя обязательств в области прав человека и др.
В нынешнихусловиях ситуация изменилась кардинальным образом. Огромное значение вмеханизме защиты прав и свобод лиц, отбывающих наказание, приобрелимеждународные органы и организации, деятельность которых прямо направлена наконтроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств вгуманитарной сфере. Наибольшее их число действует в рамках или под эгидойсистемы Организации Объединенных Наций. К ним, в частности, относятся Верховныйкомиссар по правам человека, основным направлением деятельности которогоявляется защита любых прав человека; Комитет ООН по предупреждению преступностии борьбе с ней, представляющий собой орган по рассмотрению реализацииМинимальных стандартных правил обращения с заключенными; органы ООН,занимающиеся проблемами прав человека, включая Комитет по правам человека,созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политическихправах и рассматривающий жалобы о нарушениях данного Пакта и др. Основнымзначением, которое имеет факт существования данных структур, является учетинформации об их деятельности, используемой Генеральным секретарем ООН приподготовке своего отдельного ежегодного доклада о ходе осуществленияМинимальных стандартных правил на территории государств-членов ООН.
Помимоэтого имеется и ряд региональных соглашений, играющих существенную роль вмеханизме международной защиты прав осужденных к лишению свободы. Среди нихогромное значение имеет Европейская конвенция о предотвращении пыток ибесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, вступившая всилу в 1989 г. С ее помощью решаются задачи превентивного характера, онапредусматривает периодическое посещение государств-участников Комитетомнезависимых экспертов в целях осмотра любых мест заключения. Определенную рольв гарантировании прав и свобод лиц рассматриваемой категории играет идеятельность одноименного Комитета, образованного в соответствии с указаннойконвенцией.
Однакопоистине грандиозное значение, перевернувшее отношение государств к проблемезащиты прав человека, имело принятие Европейской конвенции о защите правчеловека и основных свобод в 1950 г. Для нашей страны таковым событием сталовступление Российской Федерации в Совет Европы и ратификация этой конвенциивесной 1998 г. По мнению М.Л. Энтина, все значение данного международногодокумента выявилось лишь спустя десятилетия. С одной стороны, конвенцияоказалась наиболее эффективным из всех ныне действующих международныхинструментов защиты прав человека и в качестве такового послужила образцом присоставлении других подобных документов, а с другой – дала толчок глубокимизменениям, во многом преобразившим современное международное право в областиправ человека.
С 1 ноября1998 г. вступил в силу Протокол №11 к Европейской конвенции о защите правчеловека и основных свобод. В соответствии с этим протоколом, ставшимнеотъемлемой ее частью, была осуществлена широкомасштабная реформа контрольныхмеханизмов защиты прав человека в Европе. Частные лица, находящиеся подюрисдикцией государств-участников Европейской конвенции, в том числе иосужденные к лишению свободы, наконец получили право напрямую обращаться вмеждународный судебный орган – Европейский суд по правам человека, в случае,если они считают, что какое-либо из их прав или свобод было нарушеносоответствующим государством. Целью таких нововведений стало повышениеэффективности защиты прав любого человека, обеспечение ее высокого качества, атакже сокращение сроков рассмотрения жалоб. Протокол подробно раскрывает весьпорядок, условия и механизм реализации возможности всех физических лиц назащиту своих прав, поэтому останавливаться на этой процедуре мы считаемнецелесообразным.
Далеехотелось бы отметить, что международные средства контроля за соблюдением правчеловека нельзя воспринимать как кассационную инстанцию в отношениивнутригосударственных решений. Однако указанная процедура рассмотрения жалоблиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по поводу нарушения их правпризвана стать эффективным механизмом деятельности мирового сообщества,проводящего своеобразную экспертизу национального законодательства насоответствие нормам международного права, причем в той сфере, которая ранеевсецело относилась к внутренним вопросам деятельности государства.
Рассматриваявопрос о гарантиях, следует сказать несколько слов и об организационныхгарантиях. Хотя они непосредственно не входят в структуру правового положенияосужденных к лишению свободы, мы не можем не учитывать их влияния на процессреализации данными лицами своих прав и свобод. Не умаляя самостоятельногозначения организационных гарантий, необходимо отметить, что их в какой-тостепени можно назвать организационно-правовыми, потому что они не всегдаотделимы, а зачастую неразрывны с юридическими.
Подорганизационными гарантиями предлагается понимать целенаправленную деятельностьразличных государственных органов и общественных организаций по созданиюмаксимально благоприятных условий для реализации прав и свобод личности. Квидам этих гарантий можно, в частности, отнести деятельность различных комиссий,координационных советов, которые тем или иным образом занимаются вопросамиобеспечения прав и свобод граждан (например, разъяснительная деятельностьКомитета Государственной Думы РФ по вопросам соблюдения прав человека).Подобного рода мероприятия прямо не влияют на процесс реализации и защиты правосужденных к лишению свободы, но оказывают большое моральное влияние надеятельность всех государственных органов и учреждений, связанных с проблемамиобеспечения законности в исправительных учреждениях.
Таким образом,мы закончили рассмотрение проблем, связанных с определением юридической природыгарантий реализации и защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительныхучреждениях. На основе анализа существующего правового массива и научныхпубликаций, относящихся к исследуемым аспектам темы, нами была предложена ихклассификация, включающая отдельные виды гарантий; исследована правовая природакаждого из них; на базе полученных результатов предложено внестисоответствующие изменения в текущее законодательство, обоснованныенеобходимостью совершенствования правового регулирования процесса реализацииосужденными к лишению свободы своих субъективных прав.

Литература:
1.   Комментарий к Уголовному Кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой/ под ред. Никулина С.И.,Издательство «Менеджер», М., 2006.
2.   Уголовное право / Общая часть/ подредакцией Рарога А.И., М., 2005.
3.   Бюллетень Верховного суда 1998-2006гг.
4.   Антонов О.А. Система наказаний вРоссийском уголовном праве и проблемы применения отдельных видов наказаний:учеб. пособие / О. А. Антонов, С. И. Коновалова, Н. Г. Осадчая. — М.: ИМЦ ГУКМВД России, 2002. — 100 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.