Реферат по предмету "Государство и право"


Пенитенциарная система России в XIX веке

Введение
Пенитенциарная система России зародилась еще в глубокой древности и напротяжении многих веков развивалась и совершенствовалась. В даннойработе речь пойдет об отдельном периоде развития пенитенциарной системы России,а именно о том, какая была эта система в XIX веке.
В 1-й половине XIX в.пенитенциарную систему России изменяли медленно. Реформы Александра II выявили в пенитенциарной системеРоссии проблемы: слабость правовой базы, отсутствие централизованногоруководства УИС; низкая эффективность связи меж центром и местнымиучреждениями; недостаток финансирования (в т.ч. слабая материальная базапенитенциарных учреждений; нехватка тюремных помещений, ведущая к ихпереполнению); неудовлетворительное состояние зданий (антисанитарные условия впомещениях, примитивные бытовые условия заключенных); низкий профессионализмкадров персонала учреждений УИС (нехватка, низкий уровень образования); широкоеприменение мер, унижающих человеческое достоинство (позорящие знаки; 4-угольныелоскуты, бритье правой или левой стороны головы), кандалы, розги, кулачноеправо среди осужденных и др. В связи с этим, во 2-й половине XIX в. началисерьезную разработку теоретической пенитологии.
В данной работе мырассмотрим систему исполнения наказаний в России в первой половине XIX века, а также тюремную реформувторой половины XIX века.
Для написания работы былииспользованы труды Рогова В.А., Демина В.А., Рыбникова В.В., Алексушина Г.В.,Исаева И. А., Александрова С.В.
1.Система исполнения наказаний в России в первой половине XIX века
Начавшееся в 1801 г. присоединение Предкавказья, Кавказа и Закавказья к России сформировало новый вид наказания — отправку провинившихся офицеров в действующую армию на Кавказ.
В каждом из уездныхгородов губернии имелась тюрьма — острог, позже — «тюремный замок».Центрального управления тюремными учреждениями до 1879 г. не было. Тюрьмы находились в ведении: политические — 3-го отделения СЕИВК, общеуголовные — Департамента полиции исполнительной МВД. В губерниях тюрьмами ведали губернскиеправления, а в самих местах заключения имелись смотрители из полицейских чинов.Тюремные замки в уездах были тесными, ветхими, без церквей, молитвенных домов,больниц и устроенных хозяйственных помещений. Из-за этого заключенные не моглитрудиться в мастерских, вне тюрем работали редко на казенных и общественныхработах (занимались чисткой улиц, получая за это улучшенную пищу).Нравственностью заключенных не занимались.[1]
По указу Сената от 12января 1803 г. сотрудников губернских правлений обязали подробно объяснятьэтапируемым, за что их наказывают, куда и на сколько отправляют, какие мерынаказания их ожидают. В самих губернских правлениях следовало завестиалфавитные книги для записи всей подобной информации. Эти предписания расширилфевральский указ Сената. Ввиду отсутствия за многими этапируемыми их дел, стого момента губернские правления обязали высылать с этапируемымисопроводительные документы.
Созданную Положением 3июля 1811 г. внутреннюю стражу обязали принимать и провожать арестантов.
В 1812 г. в ряде российских городов появились конвои полураздетых и полуразутыхфранцузов-военнопленных: «… тогда все состояния озлоблены были до неистовствапротив врагов нашего Отечества, вместо квартир запирали их кучами в пустыхсараях и амбарах. Равнодушно нельзя было смотреть на несчастные жертвывластолюбия Наполеона». Содержали военнопленных в ссылке, на поселении, чтогораздо более гуманно, нежели каторга в рудниках, лесоповалах илистроительствах или ссылка в Восточную Сибирь или Дальний Восток. Климат этихрегионов французы и итальянцы вряд ли бы пережили. Отношения с французамискладывались сложные. В июне 1814 г. военнопленных стали возвращать домой.[2]
8 февраля 1817 г. ввели этапную систему конвоирования арестантов.
Английский пенитологВенинг нашел российские места заключения в удручающем состоянии и предложилимператору создать благотворительную организацию для их улучшения. В 1819 г. по образцу и подобию Британского библейского общества с разрешения и под покровительствомАлександра I создали Общество попечительное о тюрьмах для благотворительнойдеятельности в отношении заключенных. Александр I провел еще ряд тюремныхпреобразований: обязал губернаторов (как сотрудников МВД) руководитьпенитенциарными учреждениями, следить за скорейшим решением дел о колодниках;поручил губернским прокурорам наблюдать за уголовными делами и ревизовать работныеи смирительные дома; запретил заковывать в кандалы осужденных и разжалованныхофицеров; пытался ввести различное и отдельное содержание осужденных по родусовершенных ими преступлений.
Контингент пенитенциарныхзаведений был разным, в острогах содержали и религиозных преступников. Так, в 1827 г. в тюрьме скончался И. Григорьев, посаженный за призыв верующих не ждать наступлениятысячелетнего царства Божьего на Земле, своими руками создавая лучшее общество.
Указ Сената от 19 августа 1830 г. регламентировал губернаторам организацию бритья голов арестантам передих этапированием посредством цирюльников внутренней стражи.
После подавленияПольского восстания 1831 г. многих осужденных поляков выслали в разные городастраны.
Функционирование вгуберниях Тюремных комитетов и Попечительных о тюрьмах обществ лишь номинальноотносилось к системе управления местами заключения, а в основном сводилось коказанию материальной помощи, организации духовно-нравственного воспитаниязаключенных. Вначале Тюремные комитеты не имели денежных средств, позднееполучили капиталы в наличных деньгах и процентных бумагах.[3]
Правительство Николая Iпо Уложению о наказаниях уголовных и исправительных, принятому ГосударственнымСоветом в 1845 г., стремилось систематизировать наказания. Все наказанияразделили на 2 разряда (уголовные и исправительные). Смертную казнь сохранилиза преступлениями государственными и карантинными.
К наказаниям уголовнымотнесли: лишение всех прав состояния и смертную казнь; лишение всех правсостояния и ссылку на каторгу; лишение всех прав состояния и ссылку в Сибирьили на Кавказ (публичное битье плетьми для лиц, не изъятых от телесногонаказания).
К наказаниямисправительным отнесли: ссылку; направление в арестантские роты; заключение вкрепость (тюрьму, смирительные и работные дома); кратковременный арест;выговор; денежные взыскания.
В 1851 г. значительно разросшееся попечительное о тюрьмах общество официально ввели в структуруучреждений МВД.
В городах работалиэшафоты. В книгах того времени можно встретить его описание: «… черного цветадеревянный разборный помост с стоящим на нем столбом. Это сооружение называлосьЭшафот. Он возвышался над землею аршина на 1-2 и имел около 2 сажен в обороте.Место же это в общем называлось Лобное место и было огорожено городьбой, закоторой обыкновенно теснился народ. На помост вела небольшая лестница».[4]
Наказания на эшафотепроводили по заведенному обычаю: «… привозили преступника с «барабанным боем».На «позорных дрогах» была сделана скамья, благодаря чему везомый возвышался надтолпой. Сидел он задом к лошади...
Привезенного из острогапреступника, на особых черного цвета «позорных дрогах», «выводили» навозвышение. На груди его висела деревянная доска с обозначением егопреступления, за каковое он подлежал наказанию. После прочтения приговора егопривязывали к столбу и проводили экзекуцию.
Толстый палач в краснойрубахе с засученными рукавами в широких черных шароварах с трехконечной плетьюв руке приступал к делу.
Перед ударом онвскрикивал «берегись» и наносил удар, затем, не торопясь переходил на другуюсторону столба, снова произносил «берегись», снова наносил удар...
Как всегда при экзекуциибыла масса мальчишек. Народ считал удары. В пользу наказуемого тут жепроизводился сбор денег».
В 1-й половине XIX в. вроссийской уголовно-исполнительной политике провели изменения: создалинормативно-правовую базу по исполнению наказаний; в УИС начали работатьблаготворительные организации; усложнили пенитенциарную систему (множествовидов заключения: тюрьмы, остроги, смирительные и работные дома, монастырскиетюрьмы и др.). 
2. Тюремная реформавторой половины XIX века
Как уже было сказано, во 2-йполовине XIX в. началась серьезная разработка теоретической пенитологии. Былиизданы работы пенитологов Н.С. Таганского, С.П. Мокринского. Из работпрофессора С.В. Познышева и И.Я. Фойницкого в научный юридический аппарат вошлитермины «тюръмоведение» и «пенитенциарная наука». Термин «тюрьма» употребляли вшироком значении, подразумевая все виды карательного заключения. Познышевопределял тюрьмоведение как «… отрасль знания, которая освещает сделанныеопыты общими научными идеями, проверяет, объединяет и оценивает их и на ихпочве строит свои указания относительно наилучшего при современных условияхсостояния тюрем», считал, что в традициях западноевропейской пенитологиипредпочтительнее одиночное заключение по сравнению с общим при обязательнойзанятости заключенных трудом (оборнская система, предполагающая совместнуюработу заключенных при их раздельном размещении на ночь). Он разработал«прогрессивную систему», заимствованную из опыта тюремных системзападноевропейских стран. По ней, в соответствии с поведением и стремлением кисправлению, заключенных делили на 4 класса — «испытуемые», «исправляющиеся»,«образцовые», «штрафники». В пределах одного карательного заведения для разныхгрупп заключенных вводили разные режимы.[5]
Российские пенитологиактивно участвовали в международных съездах.
В 1857 г. приняли Устав о содержащихся под стражей, регулировавший порядок и условия исполнениянаказания в местах лишения свободы гражданского ведомства. В 1862-1879 гг. приМВД по этим вопросам трудилось несколько комиссий. В их работе принималиучастие теоретики и реформаторы-практики пенитологии (Соллогуб, Грот,Галкин-Врасский), представители МВД и юстиции, ведомств.
После подавленияПольского восстания 1863 г. многих осужденных поляков выслали в разные городастраны. В местах заключения находилось немало наказанных за революционнуюдеятельность народников и их последователей.
В 1877 г. при ГосСовете организовали комиссию по тюремной реформе, из-за крайне негативной оценкитюремного дела в России: «… полною дезорганизациею и безусловнонеудовлетворительностью современного тюремного дела в Империи и совершеннымотсутствием на местах органов, способных прийти в этом отношении на помощьцентральному установлению». Член ГосСовета по Департаменту законов тайныйсоветник К.К. Грот возглавил комиссию, проведшую колоссальную работу, в томчисле по обобщению опыта зарубежной пенитенциарной практики. Среди предложенийКомиссии особого внимания заслуживали ее обоснования необходимости широкогоиспользования в карательной практике наказаний, связанных с лишением свободы: 1.Ссылка на каторгу (лишение всех прав состояния; тяжелые принудительные работы;по отбытии наказания обязательное поселение в Сибири; срок каторжных работ от 4до 15 лет); 2. Заключение в исправительном доме сроком от 1,5 до 5 лет(содержание в одиночных камерах сроком от 2-х недель до 8 месяцев, работа вобщих мастерских с полным разобщением в свободное от работы время, особенно вночное); 3. Тюремное заключение, преобладавшее в системе уголовного наказания:(срок от 1 дня до 8 месяцев, исключалось общение заключенных; обязательностьодиночного содержания и обеспечение заключенных трудом в одиночных камерах); 4.Заключение в крепости (по воинским законам приравнивалось к заключению висправительном доме или тюрьме. Для опасных государственных преступников,осужденных за: сочинения или изображения, «порочащие» государя; призывы к бунтуи неповиновению власти; принадлежность к тайным обществам; оскорблениеначальника подчиненным по службе и др.).[6]
23 февраля 1879 г. в МВД образовали Главное тюремное управление (ГТУ), ставшее центральным органом руководстваУИС России. Первым начальником ГТУ стал пенитолог-реформатор М.Н.Галкин-Врасский, занимавший должность до 1895г. ГТУ считало: «… деятельность ГубернскихПравлений проявлялась в крайне неопределенных формах и была по преимуществунаправлена на арестантов разряда пересыльных, а Тюремные Комитеты ОбществаПопечительного о тюрьмах, там где они действовали, являлись со значительноболее широкими прерогативами, нежели, может быть, целесообразным с точки зренияблагоустроенной тюремной системы.
Центральный органУправления местами заключения и общегубернская администрация не считали дажеобязанными проявлять свою власть в форме ревизии и контроля».
В 1881 г. учредили коллегиальный орган — Совет по тюремным делам из высших должностных лиц от разныхведомств; он рассматривал проекты смет доходов и расходов пенитенциарныхзаведений, тюремного устройства, этапирований, исправления заключенных,организации управления и отчетности мест заключения и т. д.
К 1882 г. в России сложилась система мест заключения из 767 учреждений в подчинении гражданскоговедомства: тюремныезамки в губернских и уездных городах, в отдельных местах уголовные тюрьмы –597; временные дополнительные помещения при этих тюрьмах – 6; смирительные дома– 5; С.-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы – 2; домапредварительного заключения в С.-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма –2; пересыльные тюрьмы – 11; исправительные арестантские отделения, роты иполуроты – 32; временные центральные каторжные тюрьмы – 11; подследственныеаресты в Привисленских губерниях – 75; Полицейские дома в С.-Петербурге (10) и Москве(16) – 26.
При Александре III дляэффективного управления УИС в ГТУ учредили Тюремную инспекцию, не имевшуюзарубежных аналогов, осуществлявшую ревизии тюремных учреждений, разработкузаконодательных проектов.
Законом от 31 марта 1890 г. для местного заведования тюремной частью в ряде регионов стали учреждать губернские тюремныеинспекции во главе с губернскими тюремными инспекторами.
Губернских тюремныхинспекторов и их помощников вне согласия губернатора назначало ГТУ из своихчиновников, иногда из судебного ведомства и прокурорского надзора. Губернскиетюремные инспектора имели права вице-губернатора, контролировали деятельностьместных карательных учреждений; возбуждали ходатайства в ГТУ об удовлетворениинужд местных тюрем; анализировали тюремную практику и отчитывались в ГТУ.[7]
В 1890 — 1896 гг.инспекции были уже в 24 губерниях. Но МВД привлекало и других чиновников кработе с арестантами. Так, циркуляр МВД от 30 марта 1892 г. требовал от губернаторов «… сделать распоряжение и строжайше вменять в обязанностьдолжностным лицам, при обращении приговоров к исполнению, арестантам каторжногоразряда брить правую половину головы, а осужденным, ссылаемым на поселение, ибродягам — левую сторону головы».
В 1893 г. начали выпуск печатного органа ГТУ — «Тюремный вестник». В 1893 г. в Санкт-Петербурге открыли тюрьму «Кресты» по проекту архитектора ГТУ профессора Томашко.Похожими на нее в уменьшенном варианте (в столице — два «креста», на местах — один)должны были стать местные.
Значимым этапом реформыуголовно-исполнительной политики России Николая II явилась передача системымест заключения из МВД в систему министерства юстиции в 1895 г.
Таким образом, во 2-йполовине XIX в. кардинально изменили организационно и содержательнодеятельность учреждений, курирующих исполнение уголовных наказаний в виделишений свободы.
Началась демократизацияУИС. В обществе начались споры о направлениях развития пенитологии. Если вдореформенный период основная цель состояла в обеспечении «возмездия» засовершенное зло и ограждении населения от новых преступлений, то тюремнуюреформу 1870-1880-х гг. направили на исправительные элементы, хотя на практикекартина зачастую напоминали дореформенное время.
Заключение
Итак, подводя итог всемувышесказанному, отметим, что 2-я половина XIX в. стала важнейшим рубежом в организационномоформлении системы ОВД и УИС России.
Полицейские органы Россиив XIX в. были многофункциональными, обладавшими огромными правами ивозможностями.
На протяжении всего XIXв. происходили расширение и конкретизация карательных функций департаментов иуправлений МВД и министерства юстиции.
Сужение, а с 1880 — 1890-хгг. и полный переход хозяйственно-надзорных функций к другим государственныморганам подняли эффективность выполнения ОВД и УИС их прямых обязанностей.
Система ОВД и УИС РоссииXIX в. являлась сложным организмом, контролировавшим буквально все стороныжизнедеятельности государства. И главными составляющими этой системы являлисьполиция (политическая и общая) и тюремные учреждения.
Списокиспользованных источников
1.     Александров С.В.История государства и права России. – М., 2004.
2.     Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российскогогосударства. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.
3.     Исаев И.А.История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996.
4.     Рогов В.А.История государства и права России. – М.: ПРИОР, 2000.
5.     Рыбников В.В.,Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во«Щит», 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.