Реферат по предмету "Государство и право"


Основные определения в области информационного права

МинистерствоОбразования Ростовской Области
ЮжныйФедеральный Университет
ТаганрогскийРадиотехнический Университет
Реферат
натему: «Основные определения в области информационного права»
г.Таганрог
2011

Содержание
 
1. Понятиеинформационного права
2.Принципы информационного права
3.Субъекты информационного права
4.Система информационного права, место информационного права в системе права
Список литературы

1.Понятие информационного права
Информационноеправо — новая, только лишь формирующаяся отрасль права, которая играетопределяющую роль в развитии современного общества XXI в. и в ближайшее времястанет полноценной отраслью права.
Откудапоявилось понятие «информационное право»? Что оно означает? Существует ли такоеправо вообще? А если да, то каково его содержание? На все эти и другие подобныевопросы мы попытаемся дать ответ.
Начем зиждется информационное право? Естественно, на общественных отношениях,возникающих при взаимодействии с информацией, — сложнейшем и уникальнейшем сточки зрения права объекте. К сожалению, этот объект недостаточно исследованправовой наукой. Недостаточно исследован он и информатикой — наукой, изучающейестественнонаучную сущность информации. Сегодня мало внимания уделяетсяправовой информатике и правовой кибернетике — наукам, изучающим информацию вправовой сфере. Думается, что комплексное исследование информации методамиправовой науки и естественных наук позволит изучить ее в полной мере как объектправоотношений.
Внаучной литературе последних лет можно выделить целый спектр понятий, с помощьюкоторых авторы пытаются назвать эту новую отрасль права. К таким терминам можноотнести: «программное право», «правовая информатика», «право информатики»,«компьютерное право», «информационно-компьютерное право», «право знать», «правона доступ к информации», «право на информацию», а также «телекоммуникационноеправо» и «информационное право» (см. работы А.Б. Агапова, Ю.М. Батурина, И.Л.Бачило, А.Б. Венгерова, М.М. Рассолова, Ю.А. Тихомирова и многих другихавторов).
Термины,определяющие содержание этой новой отрасли (или ее составных частей), одним изпервых обсудил Ю.М. Батурин. Он проанализировал термины, применяемые разнымиавторами, — «программное право», «правовая информатика», «право информатики»,«компьютерное право», «информационно-компьютерное право» (в узком и широком егопонимании). В последнем случае информационное право и компьютерное праворассматриваются как два множества отношений, возникающих в этих областях. Вшироком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как сумма илиобъединение множеств отношений, составляющих «информационное право» и«компьютерное право», т.е. производное множество, в которое входят всеотношения и первого, и второго множества, а в узком смысле словаинформационно-компьютерное право понимается как произведение двух множеств,т.е. производное множество, в которое входят только те отношения, которыеодновременно присутствуют и в первом, и во втором множестве.
Вработе «Телекоммуникации и право: вопросы стратегии» Ю.М. Батурин вводитпонятие «телекоммуникационное право» и отмечает: «… несмотря на все условноститеоретической проблемы определения самостоятельных отраслей права в системероссийского права, телекоммуникационное право, право Интернета и другиеподобные обозначения самостоятельных правовых отраслей пока не имеют «права насуществование». Такая терминология может использоваться и уже используется, нобезотносительно к юридическому анализу соответствующих проблем. Изменениетехнологической инфраструктуры пока еще не привело к созданию принципиальноновой сферы общественных отношений. Проблемы соблюдения авторских прав прииспользовании глобальных сетей, проблема защиты частной жизни, проблемыэлектронного документооборота, проблемы применения цифровой подписи вэлектронных сообщениях и другие остро стоящие сегодня проблемы использованияИнтернета и иных новейших технологических средств — это не принципиально новыепроблемы, а новое звучание старых проблем».
Этодействительно так. Однако, на наш взгляд, телекоммуникационное право — составная часть того целого, что называется информационным правом. Винформационной сфере это сводится к обращению информации в системетелекоммуникаций.
Информационноеправо находится в стадии становления и потому понятно разнообразие терминов, спомощью которых специалисты пытаются определить его содержание. Все эти терминывыбираются исходя из объектов, по отношению к которым или в связи с которымивозникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.
Перечисленныевыше термины можно условно разделить на две группы. Термины первой группыформируются, скорее всего, исходя из объектов, в связи с которыми возникаютобщественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационнойсфере. Это программы для ЭВМ; компьютеры; информатика как наука, изучающая информацию;одновременно «информация» и «компьютеры» как причинно связанные понятия;телекоммуникация как средство передачи, получения информации и удаленной связи.Так, в основе программного права лежат отношения, возникающие при создании,производстве, распространении и употреблении программных продуктов длякомпьютеров. В основе права информатики — отношения, существующие в областиинформатики, — науки, изучающей информацию, информационные процессы иинформационные системы или проблемы производства, преобразования и потребленияинформатики. В основе компьютерного права рассматриваются отношения,возникающие при разработке, производстве, распространении и применениикомпьютеров.
Втораягруппа терминов основана на применении понятий, обозначающих информационныеправа и свободы, которые должны гарантироваться информационным правом, — «правознать», «право на доступ к информации» и др.
Несмотряна разнообразие упомянутых наименований, все они семантически близки и легкообъединяются в один класс через понятие «информационная сфера», в которой ониприменяются либо как ее составные части, либо как ассоциативно связанные с ней.
Впоследнее время чаще всего применяется термин «информационное право». Вероятно,«информационное право» так именуется исходя из основного объекта, по поводукоторого или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащиеправовому регулированию, по аналогии с такими отраслями права, как, например,лесное, водное, аграрное, предпринимательское, экологическое право и т.п. Воснове наименования этих отраслей также лежат объекты правоотношений — лес,вода, аграрное производство, предпринимательство, экология и т.п. Ю.А.Тихомиров использует термин «информационное право» для обозначения этой новойкомплексной отрасли права и относит ее к публичному праву. Рассуждая осодержании этой отрасли, он отмечает, что «можно вести речь о комплексеспецифических правовых вопросов в рамках названной отрасли». И далее:«… имеются в виду информационные отношения как предмет правовогорегулирования, субъекты информационных отношений, правовой режим получения,передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информацииразного содержания, пользования банками и базами данных, информационныеправоотношения, ответственность. Думается, в таком виде формирующеесяинформационное законодательство и право в полной мере охватят нормативныймассив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или ккодексу информатики».
Это,по нашему мнению, достаточно полная характеристика информационного права,однако при таком определении за бортом остаются общественные отношения,возникающие по поводу создания или производства и распространения информации, взначительной мере регулируемые гражданским правом (например, в частиинтеллектуальной собственности), а также отношения по поводу создания ииспользован им информационных ресурсов, которые также в значительной мередолжны регулироваться нормами гражданского права. Да и в целом информационноеправо как комплексная отрасль, на наш взгляд, зиждется как на публичном праве,так и на частном праве.
А.Б.Агапов также применяет термин «информационное право», хотя и не даст егоопределения. При этом отношения по поводу производства информации (массовойинформации) относит к составу информационных отношений.
Снашей точки зрения, информационное право — «система социальных норм иотношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере, — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные предметыправового регулирования здесь — это информационные отношения, т.е. отношения,возникающие при осуществлении информационных процессов, -процессов создания,сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребленияинформации».
М.М.Рассолов рассматривает информационное право как отраслевую юридическую науку:«… информационное право — это отраслевая юридическая наука, изучающаясовокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе исодержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности вцелом». К сожалению, в последующих рассуждениях автора отсутствуют дефиниции«информационные отношения» и «информационная деятельность», что не даетвозможности установить мнение автора по поводу содержания информационногоправа.
И.Л.Бачило определяет информационное право следующим образом. «Информационное право- совокупность доктринальных положений юридической науки, правовых нормРоссийской Федерации, образующих самостоятельный массив национального права,норм международного законодательства, а также состояние правового сознаниясубъектов права в области информационной деятельности и отношений, связанных синформационными ресурсами, функционированием информационных систем и сетей вусловиях применения современных информационных технологий, направленных наобеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, ихорганизаций, государства и общества в целом, обеспечение адекватной реакцииюридической системы на нарушение установленных законодательством правил в областиинформации и информатизации».
Взаключение обсуждения термина «информационное право» и других терминов,обозначающих системы регулирования отношений, связанных с информацией,программно-компьютерными комплексами и т.п., отметим, что многие авторы нерассматривают информационную сферу в целом, в совокупности, а останавливаютсяна составных, обеспечивающих ее или ассоциируемых с ней частях — информатика,программные средства, компьютеры, их системы, средства связи и телекоммуникацийи т.п. Причем нередко без связи с информационной сферой. Это не позволяет вполной мере ответить на вопрос о том, что такое информационное право.
Еслив качестве предметов правового регулирования этой отрасли права рассматриватьне только отношения по поводу отдельных перечисленных выше объектов, а всюсовокупность отношений в информационной сфере, охватывающих весь цикл обращенияинформации (создание информации, преобразование информации, передача ираспространение информации, в том числе и средствами связи и телекоммуникаций,потребление информации и, замыкая цикл, снова создание информации), то,вероятно, правильно было бы называть эту развивающуюся отрасль права именно«информационным правом», а указанные выше термины рассматривать как термины,обозначающие составные или обеспечивающие части (подотрасли, институты)информационного права. Тогда информационная сфера будет представлятьсистемообразующее начало, в рамках которого возникает и реализуется всясовокупность общественных отношений, называемых информационными.
Ещеодним аргументом к применению термина «информационное право» может служитьследующий. Информация, ее движение вечны, а технические, программные, связные,телекоммуникационные и иные средства возникли и развиваются как средства,обеспечивающие и повышающие эффективность обработки, преобразования и передачиинформации именно в текущий период времени. Конечно, эти средства будутпостоянно совершенствоваться в процессе развития творческой мысли человека, нообязательно в связи с потребностями создания, преобразования, передачи,распространения и применения информации. При создании и применении такихсредств могут действовать традиционные общественные отношения, а могутвозникать и новые. Все это потребует пристального внимания специалистовправотворчества в этой области. Кроме того, «информационное право» являетсяболее широким понятием, чем перечисленные выше, оно автоматически включает всебя все остальные.
Подтверждениемсказанного может служить тот факт, что информационное право введено вноменклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 «Административноеправо. Финансовое право. Информационное право» и потому следует активизироватьработы по структуризации этого права и включению его в правовую систему России.
Такимобразом, в дальнейшем будем применять термин «информационное право» дляобозначения рассматриваемой новой комплексной отрасли права и определять ее каксистему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающихв информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребленияинформации. Основной предмет правового регулирования информационного права — это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществленииинформационных процессов — процессов производства, сбора, обработки,накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребленияинформации.
Зарубежом также активно формируется и развивается новая комплексная отрасль права- информационное право. Там чаще всего она обозначается как Information Law,или Law, Relating to Information.
Кинформационному праву, его содержанию и структуре сегодня отношение такженеоднозначное. Специалистов, исследующих эти проблемы, можно разделить на двегруппы.
Перваягруппа рассматривает информационное право в широком смысле слова как науку,изучающую информационную сущность права вообще. Основоположником такого подходаможно считать А.Б. Венгерова, который вводит понятие «информационная концепцияправа», т.е. учения об информационной сущности права. И это вполне справедливо,поскольку право по своей сущности носит информационный характер и являетсяодновременно и информационной системой, т.е. системой, формирующей,обрабатывающей и предоставляющей для использования правовую информацию(нормативную правовую информацию и ненормативную правовую информацию).Действительно, без правовых норм, являющихся по сути дела информационнымиобъектами, право вообще не существует. И в этом смысле информационный подходпри исследовании правовой системы как системы информационной весьмапривлекателен и может внести серьезный вклад в развитие общей теории права. Вчастности, он позволит «оживить» правовую информатику и правовую кибернетику иприменить методы этих наук для исследования и совершенствования системы права.
Второй,более узкий подход, основан на рассмотрении информационного права как отраслиправа, регулирующей общественные отношения в информационной сфере так, как ееопределил. Некоторые специалисты еще более сужают понятие информационногоправа; считая, что оно применимо только для регулирования отношений,возникающих при обработке документированной информации или обработке информациив системе телекоммуникаций и т.п.
Мы жебудем придерживаться широкой точки зрения и рассматривать информационное правои как отрасль права, и как науку, изучающую информационную сущность права, икак учебную дисциплину.
2. Принципы информационного права
 
Правовоерегулирование информационных отношений основывается на принципахинформационного права, под которыми понимаются основные исходные положения,юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественныхотношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принциповинформационного права позволяет формировать это право как самостоятельнуюотрасль.
Принципыинформационногоправа базируются на положениях основных конституционных норм,закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, атакже на особенностях и юридических свойствах информации как объектаправоотношений.
Исходяиз предписаний основных конституционных информационных норм, формируютсяследующие принципы.
Принципприоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции, в которойутверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина — обязанность государства. Отсюда следует, что органыгосударственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина винформационной сфере.
Принципсвободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом(принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность,основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократическогогосударства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно толькофедеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества,государства.
Принципзапрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества,государства. Имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействиявредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направленна защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной иопасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав исвобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостностигосударства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом,основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений,принципиально не допустимых в демократическом обществе.
Принципсвободного доступа (открытости)информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принципгласности. Закономерность заключается в том, что ни одна государственнаяструктура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации,которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией,затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющейобщественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.
Принципполноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любойгосударственной структуры или органа местного самоуправления собирать,накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленнойдля нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителямвсю запрашиваемую информацию.
Принципзаконности предполагает,что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ изаконодательство РФ. Отсюда также следует, что информационно-правовоерегулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.
Принципответственности применительнок информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступлениеответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовыхнорм. На основе юридических особенностей и свойств информации формируютсяследующие принципы.
Принцип«отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемостиинформации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерностьпроявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации отсубъекта реализуется через отчуждение прав на использование информации (еесодержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждениязаключается в передаче производителем прав и обязанностей по использованиюинформации получившими ее субъектами (обладателем, потребителем информацию), атакже ответственности за неправомерное использование информации (еесодержания).
Принципоборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемое информации от еесоздателя (обладателя) на основе ее овеществляемое. Закономерность заключаетсяв том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект,существующий независимо от ее создателя, и, стало быть, который может бытьвключен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правовогорегулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защитыинтересов участвующих в нем сторон.
Принципинформационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединстваинформации и ее носителя основан на свойстве двуединства материального носителя и содержанияинформации, отображенной на нем. Закономерность заключается в том, что,во-первых, объективно существуют сложные информационные объекты — информационные вещи, а во-вторых, при обороте информационных вещей объективносуществуют особые категории их собственников (собственники информационныхобъектов — создатели информации, собственники информационных объектов — обладатели информации и собственники информационных объектов — потребителиинформации), которые реализуют традиционные правомочия собственников по поводутаких вещей (объектов) при обязательном соблюдении информационных правомочий поповоду содержания информации. Этот принцип устанавливает требования кюридическому механизму, который должен обеспечивать осуществление праваинформационной собственности.
Принципраспространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократнокопироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения еесодержания. Закономерность заключается в том, что одна и та же информация (еесодержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругусубъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (еесодержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров — разный.
Принципорганизационной формы основан на том, что информация при включении ее в оборот всегдаопределенным образом организуется на материальном носителе. Закономерностьзаключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует несама по себе, а в четко определенной форме (например, в форме документа). Приэтом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена изакреплена.
Принципэкземплярности информации основан на одноименном свойстве информации. Закономерность заключается втом, что тиражированная информация распространяется по экземплярам, учеткоторых принципиально возможен и нередко необходим (например, в случае государственнойили иной тайны).
информационный право субъект система
3. Субъекты информационного права
 
Органгосударственной власти или местного самоуправления, юридическое или физическоелицо, которые в соответствии с законодательством РФ могут быть участниками(сторонами) регулируемых нормами информационного права общественных отношений,являются субъектами информационного права. Крут таких субъектов весьмаразнообразен. Однако можно выделить определенное юридическое качество, которымнадо обладать, чтобы выступать в роли такого субъекта: информационнаяправосубъектность, которая слагается из информационной правоспособности иинформационной дееспособности.
Информационнаяправоспособность рассматривается как проявление общей правоспособности, подкоторой понимается установленная и охраняемая государством возможность илиспособность данного субъекта вступать в правовые отношения. В этом случаесубъект приобретает юридические права, обязанности, а также обязанность нестиответственность за реализацию таких прав и обязанностей. В таком пониманииправоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений сучастием этого субъекта.
Предпосылкойдля возникновения информационных правоотношений является информационнаяправоспособность, которая выражается в определяемой информационно-правовыминормами возможности данного субъекта приобретать информационные права иобязанности (права и обязанности в информационной сфере) и нести юридическуюответственность за их практическую реализацию. Каждый, кто нормамиинформационного права наделен правами и обязанностями в информационной сфере,может рассматриваться в качестве субъекта информационного права.
Однакосубъект информационного права может стать субъектом информационныхправоотношений тогда, когда он обладает вторым элементом информационнойправосубъектности — информационной дееспособностью. Информационнаядееспособность подразумевает способность субъекта своими действиями приобретатьправа, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственностьза свои действия в информационной сфере. В нашем случае речь идет опрактической способности субъекта реализовать свою информационнуюправоспособность в условиях конкретных информационных правоотношений.
Рассматриваяинформационные отношения публично-правового порядка в информационной сфере,надо обратить внимание на то, что основными субъектами здесь выступают органыгосударственной власти и местного самоуправления, исполняющие обязанности поинформационному обеспечению физических и юридических лиц. При этом следуетотметить, что для органов государственной власти и местного самоуправленияучастие в информационных правоотношениях является их прямой юридическойобязанностью, так как она является главным средством практической реализацииустановленной для них компетенции, а отсюда и правоспособности. Такая жеситуация возникает и в отношении предприятий и учреждений. Однакоинформационная дееспособность в данном случае реализуется не самимпредприятием, а их исполнительным органом.
Информационныеотношения частноправового плана главным образом имущественные отношения иличные неимущественные отношения, проявляющиеся в информационной сфере.Особенность такого вида информационных отношений во многом зависит и дажеопределяется теми объектами, по поводу которых они возникают именно винформационной сфере. Это главным образом информационные объекты, юридическиеособенности и свойства которых еще не изучены юридической наукой в полной мере.
Подгражданской правоспособностью в информационной сфере будем пониматьпризнаваемую государством за гражданами возможность иметь гражданские права инести гражданские обязанности в информационной сфере. Основными субъектамиправоотношений здесь выступают физические и юридические лица, а также органыгосударственной власти и местного самоуправления, которые вступают между собойв гражданско-правовые отношения в информационной сфере.
Анализинформационной сферы и действующих в ней субъектов позволяет выделить три ихосновные категории:
производителиинформации,информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, атакже информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
обладатели(держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственникиинформационных систем и средств их обеспечения;
потребителиинформации,информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
Длявсех субъектов, действующих в информационной сфере, устанавливаетсягражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность занеправомерное поведение в информационной сфере.
4. Система информационного права, местоинформационного права в системе права
 
Информационноеправо как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм,которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере(информационную деятельность). Внутри отрасли информационного права эти нормыгруппируются в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт — этовзаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм,регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой областивнутри отрасли (подотрасли) права.
Системаинформационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественныеотношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражениев информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебномпроцессе, что облегчает изучение и преподавание курса «информационное право».
Структурносистема информационного права подразделяется на две части — Общую и Особенную.
ВОбщей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающиеосновные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правовогорегулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности).Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационныхотношений, дается характеристика источника информационного права. Даетсяхарактеристика системообразующих начал информационного права: правовоерегулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение ииспользование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращениидокументированной информации; при установлении правового режима информационныхтехнологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности.Формулируются правовые проблемы Интернет как виртуальной информационной сферы.
Особеннаячасть включает в себя отдельные институты информационного права, в которыхсгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы.Это две группы институтов. Институты, содержащие нормы, регулирующиеобщественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации(институт интеллектуальной собственности применительно к информационнымобъектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела иархивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институтгосударственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональныхданных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их дополнениеновыми институтами. Например, банковской тайны, служебной тайны и т.п.
Итак,система информационного права выглядит следующим образом.
Общаячасть
· Введение.Основные понятия и определения Предмет и метод информационного права Источникинформационного права
· Право на поиск,получение и использование информации Информация как объект самостоятельногооборота Документированная информация как объект информационных правоотношений
· Информационныетехнологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений
· Правовые проблемыинформационной безопасности Правовые проблемы виртуальной среды Интернет
Особеннаячасть
· Информационныеаспекты интеллектуальной собственности Правовое регулирование отношений присоздании и распространении массовой информации
· Правовоерегулирование отношений в области библиотечного дела Правовое регулированиеотношений в области архивного дела и архивов
· Правовоерегулирование отношений в области государственной тайны
· Правовоерегулирование отношений в области коммерческой тайны Правовое регулированиеотношений в области персональных данных.
Рассматриваявопросы о месте информационного права в системе права, следует отметитьследующее. Информационное право активно использует основные положения теориигосударства и права, «взаимодействует» с такими отраслями? как конституционноеправо, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданскоеправо, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.
Наиболеетесно информационное право взаимодействует с конституционным правом. Являясьведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основныеправа и свободы личности, в том числе и информационные права и свободы (права исвободы в информационной сфере), регламентирует производство таких важнейшихинформационных объектов, как федеральные конституционные законы и федеральныезаконы.
Существеннаясвязь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при регулированииимущественных отношений и личных неимущественных отношений по поводу информациии информационных объектов в информационной сфере.
Информационноеправо также активно использует методы административного права в первую очередьпри регулировании отношений, возникающих при осуществлении органамигосударственной власти и местного самоуправления обязанностей в областимассовой информации, по формированию информационных ресурсов и выдачуинформации из них широкому кругу потребителей.
Сдругой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во всеотрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании,преобразовании и потреблении информации. Это объясняется тем фактом, чтоинформация является неотъемлемой составной частью деятельности человека, апотому правовые отношения по созданию, преобразованию и потреблению информациив любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономерностиправового регулирования информационного права.

Списоклитературы
1. Батурин Ю.М. Проблемыкомпьютерного права. М., 1991.
2. Батурин Ю.М.Телекоммуникации и право — вопросы стратегии. Центр «Право и средства массовойинформации». Серия «Журналистика и право». Вып. 26.
3. Тихомиров Ю.А. Публичноеправо. М., 1995. С. 339.
4. Ллиюв А.Б. Основыфедерального информационного права России. М., 1995.
5. Копылов В.А. Информационноеправо. М., 1997.
6. Рассолов М.М. Информационноеправо. М., 1999.
7. Бачило И.Л.Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации //Государство и право. 2001. № 2. С. 14.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.