Реферат по предмету "Государство и право"


Основы жилищных правоотношений

Основы жилищныхправоотношений

Содержание
1. Жилищные правоотношения.Права, обязанности, ответственность участников жилищных правоотношений. 3
2. Жилищное законодательство.Полномочия центральных и региональных органов власти в области регулированияжилищных отношений. 7
3. Учет граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий. Основания признания нуждающимся в улучшениижилищных условий. 13
4. Виды жилищных фондов. Правособственности на жилое помещение. Права членов семьисобственника жилого помещения. 20
5. Государственный жилищныйфонд. Основания для получения государственного жилья. Договор найма. 27
Список использованныхисточников. 33

1. Жилищные правоотношения.Права, обязанности, ответственность участников жилищных правоотношений
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РеспубликиБеларусь (ЖК РБ), жилищные отношения — это отношения в области обеспеченияграждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранностижилищного фонда. Жилое помещение – это помещение, предназначенное и пригодноедля проживания граждан. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений вРеспублике Беларусь независимо от форм собственности.
Такое широкое определение жилищных правоотношенийподразумевает самые разнообразные общественные отношения, регулируемые нормамиразличных отраслей права: государственного, административного, финансового,гражданского и др.
К жилищным правоотношениям относятся:
– отношения, складывающиеся по поводу управления жилищнымфондом;
– эксплуатации жилищного фонда;
– учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий;
– владения и распоряжения жилыми помещениями;
– обеспечения сохранности и ремонта жилых домов и жилыхпомещений;
– собственности на жилище;
– земельные и кредитные отношения, связанные состроительством и реконструкцией жилых домов, их содержанием, ремонтом и др.
Жилищные отношения неоднородны. Однако большая часть изних является имущественными отношениями, в которые вступают самостоятельныесубъекты на основании автономии, равенства, свободы волеизъявления идиспозитивности. Они складываются по поводу объектов, имеющих экономическуюценность: квартир; жилых домов; жилищных фондов и др.
Жилищные отношения можно разделить на группы:
– жилищные отношения в области обеспечения граждан жилымипомещениями;
– отношения по найму жилых помещений на основаниидоговора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям;
– отношения по пользованию служебными жилыми помещениями,жилыми помещениями в общежитиях, специальных домах;
– правоотношения собственности в жилищной сфере;
– правоотношения в области применения мер юридическойответственности за нарушение жилищного законодательства;
– жилищные отношения, возникающие в области управления,эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилого помещения;
– отношения, связанные со строительством и реконструкциейжилых домов и др.
Основаниями возникновения жилищных правоотношенийявляются юридические факты: сделки, административные акты (в т.ч. решения суда)и др.
Субъектами жилищных отношений являются:
– граждане Республики Беларусь, иностранные граждане илица без гражданства;
– юридические лица независимо от форм собственности;
– государственные органы.
Граждане Республики Беларусь согласно ст. 9 ЖК РБ вобласти жилищных отношений имеют следующие права:
– получать жилое помещение в пользование на условиях и впорядке, установленных ЖК РБ;
– получать земельный участок для индивидуального жилищногостроительства;
– осуществлять индивидуальное или коллективное жилищноестроительство;
– получать в установленном законодательством порядкельготные кредиты, субсидии и иные формы государственной поддержки длястроительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения;
– получать в установленном законодательством порядкесубсидии на плату за пользование помещением и коммунальные услуги;
– приобретать жилое помещение в собственность пооснованиям, установленным действующим законодательством;
– пользоваться жилым помещением по договору найма (поднайма);
– владеть, пользоваться и распоряжаться по своемуусмотрению помещениями, принадлежащими им на праве собственности;
– самостоятельно выбирать формы и способы улучшения своихжилищных условий, ремонта и эксплуатации жилого помещения;
– самостоятельно в установленном законодательствомРеспублики Беларусь порядке учреждать организации по строительству,эксплуатации, обслуживанию, ремонту, управлению и приобретению жилых помещений(ст. 11 ЖК РБ);
– на преимущественное право на индивидуальное иликоллективное жилищное строительство. Такое право имеют граждане, состоящие научете нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 14 ЖК РБ);
– на одноразовое получение жилого помещения социальногопользования. Такое право имеют малообеспеченные нетрудоспособные граждане,состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждане,имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений социальногопользования (ст. 84 ЖК РБ).
Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношенийобязаны:
– соблюдать требования ЖК РБ и иных актов жилищногозаконодательства Республики Беларусь и договорных обязательств, связанных среализацией жилищных прав;
– не препятствовать осуществлению законных прав и интересовдругих субъектов жилищных отношений;
– возмещать ущерб, нанесенный ими жилым помещениям другихграждан и юридических лиц независимо от форм собственности в связи спользованием этими жилыми помещениями;
– обеспечивать доступ в занимаемые ими жилые помещенияработникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, припроведении необходимых ремонтных работ;
– использовать жилые помещения в соответствии стребованиями ЖК РБ;
– соблюдать правила строительства, эксплуатации и ремонтажилых помещений.
Ответственность за нарушение жилищного законодательствапредусмотрена административным, уголовным и иным законодательством РеспубликиБеларусь. Такая ответственность предусматривается, в частности, за следующиепротивоправные действия:
– нарушение порядка принятия граждан на учет нуждающихсяв улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления жилых помещений;
– нарушение правил выделения земельных участков поджилищное строительство;
– нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержанияжилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома, пожарной безопасностии иных правил;
– самовольное переустройство и перепланировку жилыхпомещений и использование их не по назначению;
– самовольное строительство жилых помещений;
– нарушение правил регистрации организацийграждан-застройщиков;
– нарушение правил эксплуатации жилых помещений,инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание;
– порчу жилых помещений, инженерного и иногооборудования, конструктивных элементов жилого дома, объектов благоустройства;
– нарушение права на неприкосновенность жилища;
– самоуправство в реализации своих интересов и ущемлениезаконных прав и интересов других граждан и их организаций и за совершение иныхправонарушений, предусмотренных действующим законодательством.
2. Жилищное законодательство.Полномочия центральных и региональных органов власти в области регулированияжилищных отношений
Жилищное законодательство – это совокупность правовыхнорм, регулирующих комплекс жилищных и связанных с ними общественных отношений:приобретение и прекращение права собственности на жилые помещения; реализациюсвязанных с этими объектами иных вещных прав; управление, эксплуатацию и ремонтжилищного фонда; учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;отношения, связанные с использованием земельных участков под жилищноестроительство и др. Более кратко можно определить жилищное законодательство каксовокупность нормативных правовых актов, посредством которых государствомустанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовыенормы.
Жилищное законодательство относится к числу комплексныхправовых образований, включающих в свой состав нормы различной отраслевойпринадлежности: нормы государственного права (право граждан на жилище);административного (управление жилищным фондом, учет нуждающихся в улучшениижилищных условий); гражданского (владение, пользование и распоряжение жилымипомещениями); финансового (отчисления на капремонт и другие нужды) и др.
Жилищное право – в объективном смысле система правовыхнорм, входящих в жилищное законодательство и регулирующих отношения поиспользованию жилищного фонда. Как субъективное право – право граждан нажилище.
В Конституции Республики Беларусь сущность права гражданна жилище закреплена в статье 48. Она предусматривает, что граждане имеют правона жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частногожилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам,нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местнымсамоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии сзаконодательством. Более детальное развитие эта конституционная норма получаетв ЖК РБ, других нормативных правовых актах, относящихся к жилищномузаконодательству.
Основными задачами жилищного законодательства являются:
– обеспечение юридических гарантий получения илиприобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищныхусловий;
– обеспечение свободы граждан и их организаций вреализации жилищных прав и интересов;
– формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;
– создание условий свободного осуществления связанных сжилищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обитания, отдых,получение информации, социально-бытовое и культурное обслуживание;
– правовая защита жилищных и связанных с ними прав иинтересов субъектов жилищных отношений.
Жилищное законодательство Республики Беларусьосновывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного кодексаРеспублики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь,постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных актовзаконодательства, регулирующих жилищные отношения. К жилищному законодательствутакже относятся нормативные акты, предусматривающие реализацию прав граждан нальготы при предоставлении и использовании жилья, о порядке предоставления субсидийи кредитов на строительство или приобретение жилья и о порядке предоставлениякомпенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг.
Правовое регулирование жилищных отношений осуществляетсяПрезидентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь,Советом Министров, республиканским органом государственного управления жилищнымфондом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительнымиорганами.
Президент Республики Беларусь является гарантомреализации основных направлений жилищной политики Республики Беларусь. Порешению Президента Республики Беларусь:
– предоставляются жилые помещения государственногожилищного фонда в определенных им случаях;
– определяются категории граждан, имеющих право наполучение жилых помещений социального пользования государственного жилищногофонда, условия предоставления таких жилых помещений и пользования ими;
– определяются основания и порядок предоставленияслужебных жилых помещений государственного жилищного фонда;
– передаются в порядке исключения в собственность гражданслужебные жилые помещения государственного жилищного фонда;
– определяется порядок предоставления жилых помещенийспециального служебного жилищного фонда и пользования ими;
– регулируются иные жилищные отношения в соответствии сзаконодательными актами.
Разграничение полномочий в области регулирования жилищныхотношений между республиканскими органами государственной власти и органамигосударственной власти местного уровня дано в стст. 17-21 ЖК.
К компетенции Совета Министров Республики Беларусь вобласти регулирования жилищных отношений отнесены следующие полномочия:
– общее управление государственным жилищным фондом;
– обеспечение исполнения республиканского бюджета в частифинансирования, субсидирования и кредитования жилищного строительства;
– определение компетенции специальных органов поуправлению государственным жилищным фондом;
– координация инвестиционной деятельности в областижилищного строительства, развития жилищной инфраструктуры населенных пунктов;
– определение типовых потребительских качества жилыхпомещений;
– принятие мер по обеспечению развития конкурентных(рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации,обслуживания и ремонта жилых помещений;
– решение других вопросов в области использования иобеспечения сохранности жилищного фонда.
Областные и Минский городской исполнительные комитеты всфере регулирования жилищных отношений на территории области, г. Минска:
— проводят единую политику в области архитектуры,благоустройства, строительства, содержания, ремонта и реконструкции жилищногофонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства:
— обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда ижилищного хозяйства;
— закрепляют жилые помещения коммунального жилищногофонда за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного веденияили оперативного управления;
— осуществляют государственный контроль за использованиеми содержанием государственного и частного жилищных фондов;
— обеспечивают условия для развития конкурентных(рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации,обслуживания и ремонта жилых помещений;
— осуществляют контроль за состоянием учета граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях,организациях и в нижестоящих исполнительных и распорядительных органах, а такжеза порядком соблюдения очередности в предоставлении и приобретении жилыхпомещений;
— выделяют финансовые средства на строительство жилыхпомещений социального пользования;
— обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидийгражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
— отменяют решения нижестоящих исполнительных ираспорядительных органов, не соответствующие законодательству РеспубликиБеларусь;
— принимают решения по ходатайствам собственников жилыхпомещений о переоборудовании или сносе непригодных для проживания жилыхпомещений, переводе их в нежилые, а также о сносе жилых домов в связи сизъятием земельных участков для государственных нужд;
— решают другие вопросы в области использования иобеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные ЖК и иными актамизаконодательства Республики Беларусь к их ведению.
Районные, городские, районные в городах, поселковые,сельские исполнительные и распорядительные органы в области регулированияжилищных отношений на территории района, города, района в городе, поселка,села:
— обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда ижилищного хозяйства;
— принимают меры по созданию организаций, осуществляющихжилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях;
— обеспечивают условия для строительства жилых помещенийчастного жилищного фонда;
— организуют строительство жилых помещений социальногопользования;
— предоставляют гражданам и организациям в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь земельные участки под жилищноестроительство;
— предоставляют жилые помещения социального пользования;
— обеспечивают целевое использование и сохранность жилыхпомещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помещений, принятых наобслуживание на договорной основе;
— ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также осуществляютконтроль за состоянием такого учета на предприятиях, в учреждениях,организациях;
— осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилыхпомещений;
— дают разрешение гражданам на обмен жилых помещенийгосударственного жилищного фонда;
— осуществляют государственный контроль за использованиеми содержанием государственного и частного жилищных фондов;
— предоставляют субсидии;
— решают другие вопросы в области формирования,использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные ЖК РБ ииными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.
Местные Советы-депутатов в области регулирования жилищныхотношений на соответствующей территории:
— утверждают программы экономического и социального развития,местные бюджеты и отчеты об их исполнении;
— определяют порядок управления и распоряжениякоммунальным жилищным фондом в пределах, установленных законами РеспубликиБеларусь.
Государственный контроль за использованием и обеспечениемсохранности жилищного фонда направлен на обеспечение соблюдения правилпользования жилыми помещениями и содержания их в технически исправном состояниии осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а такжеспециально уполномоченными на то государственными органами.
Общественный контроль за учетом граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилыхпомещений, их предоставлением и соблюдением порядка приобретения гражданами всобственность жилых помещений государственного жилищного фонда, правильностьюотнесения граждан к категории малообеспеченных трудоспособных илинетрудоспособных граждан осуществляется общественными комиссиями, созданнымипри местных исполнительных и распорядительных органах, на предприятиях, вучреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов итрудовых коллективов.
3. Учет граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий. Основания признания нуждающимся в улучшениижилищных условий
Статьей 42 ЖК РБ предусмотрено право граждан состоять научете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане имеют право состоятьна учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступлениясовершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижениясовершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либовступления в брак.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий донаступления совершеннолетия с даты первоначального приобретения статусадетей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случаесмерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты их постановки на учет всемье родителей, если они не имеют в собственности или в пользовании жилыхпомещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли.
Базовые положения о порядке учета граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Беларусиустанавливаются ЖК РБ. В соответствии с ним Указом Президента РеспубликиБеларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 утверждено Положение о порядке учетаграждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилыхпомещений государственного жилищного фонда. Вопросы, касающиеся улучшенияжилищных условий, могут быть предусмотрены и в других нормативных актах, атакже в коллективных договорах.
Положение о порядке учета устанавливает обязательный дляместных исполнительных и распорядительных органов, организаций (независимо отформы собственности) порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, и предоставления им жилья.
Государственные организации предоставляют жилые помещенияв соответствии с ЖК РБ, Положением о порядке учета и коллективными договорами.Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать инойпорядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан,предусмотренных жилищным законодательством. При этом, наймодатели жилых помещенийчастного жилищного фонда не могут устанавливать в договорах найма условияхудшие, чем предусмотренные договорами найма жилых помещений государственногожилищного фонда.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаютсяграждане:
— не имеющие жилых помещений в собственности и (или) впользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся вулучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане безопределенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по местужительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания;
— обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15кв. метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилогопомещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений‚находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи внаселенном пункте по месту принятия на учет;
— проживающие в жилом помещении, признанном несоответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилымпомещениям;
— проживающие в общежитиях, за исключением граждан,вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;
— проживающие в жилых помещениях государственногожилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещенияхчастного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
— проживающие в служебных жилых помещениях или в жилыхпомещениях специального служебного жилищного фонда и не имеющие в собственностидругого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общейплощадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленнымдля проживания санитарным и техническим требованиям;
— проживающие в однокомнатной квартире или в однойкомнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне,определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признаетсяневозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате(квартире), а также проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате сдругими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;
— проживающие в одной квартире (одноквартирном жиломдоме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, еслиих собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилогопомещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или свыделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобныхпомещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателямижилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общейплощадью жилого помещения менее 15 кв. метров на каждого члена семьи;
— проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатахпри отсутствии близкого родства. Под близким родством понимаются отношениямежду супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, роднымибратьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;
— проживающие в однокомнатной квартире с другимгражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкогородства), кроме супругов;
— впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни одиниз них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и(или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома подоговору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также незанимает объект долевого строительства по договору найма, аренды,безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правиламизаключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевогостроительства;
— родившие (усыновившие) и воспитывающие детей безвступления в брак, разведенные (овдовевшие) супруги, воспитывающие детей, невступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либоодноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либоодноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственногожилищного фонда, а также не занимающие объект долевого строительства подоговору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору всоответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора созданияобъекта долевого строительства;
— проживающие в жилых помещениях специальных домов дляветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а такжеграждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которымпри переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либоинвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, еслиза ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, изкоторого выбыли;
— специалисты, прибывшие по распределению учреждений,обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального ивысшего образования, или по направлению государственных органов и другихорганизаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнемрадиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях;
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,которые не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо немогут быть вселены в жилое помещение, из которого они выбыли, или если привселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищныхусловий.
Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищныхусловий граждане:
1) в случае непредставления документов, указанных вПоложение о порядке учета;
2) в случае ухудшения ими либо членами их семей своихжилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещениялибо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела илиизменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общейплощадью жилого помещения превышала 15 кв. метров на одного человека, либовселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке, неимевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данномнаселенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилогопомещения 15 кв. метров и более на одного человека, и проживающих в этом жиломпомещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособныхдетей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, членаорганизации застройщиков, так и членов их семей), вселения в общежитие,заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда илидоговора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда,если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метрови более на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарными техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане,ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшениижилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по ихместу жительства, а граждан без определенного места жительства (ранеепроживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся вулучшении жилищных условий), зарегистрированных по месту пребывания в органахвнутренних дел, – местными исполнительными и распорядительными органами поместу нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного местажительства.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях,их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), ведется поместу работы (службы) этих граждан, а по их желанию – также и по их местужительства.
Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшениижилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждогоее члена.
Граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшениижилищных условий по их месту жительства по решению местного исполнительного ираспорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищнымвопросам, создаваемой при этом органе — по совместному решению администрациигосударственного органа, другой организации и профсоюзного комитета, а при егоотсутствии – иного представительного органа работников, а также при участииобщественной комиссии по жилищным вопросам (при их наличии).
В порядке, предусмотренном Положением о порядке учета,документы, необходимые для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшениижилищных условий, запрашиваются у соответствующих организаций местнымисполнительным и распорядительным органом, иным государственным органом, другойорганизацией, принимающими на такой учет, в трехдневный срок со дня поступлениязаявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищныхусловий.
Организации, получившие запрос, обязаны в десятидневныйсрок представить требуемые документы. В случае, если за выдачу документов,необходимых для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, законодательством предусмотрено взимание платы, то испрашиваемыедокументы представляются организациями, получившими запрос, соответствующимместным исполнительным и распорядительным органам, иным государственныморганам, другим организациям, принимающим на такой учет, без ее взимания, сприложением платежного требования, подлежащего оплате гражданином.
Заявление гражданина о принятии на учет нуждающихся вулучшении жилищных условий регистрируется местным исполнительным ираспорядительным органом (иным государственным органом, организацией) ирассматривается в течение месяца со дня его подачи после получения всех необходимыхдокументов. О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме вдесятидневный срок со дня его принятия.
Отказ местного исполнительного и распорядительногооргана, иного государственного органа, другой организации в принятии гражданинана учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован всудебном порядке.
Контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищныхусловий, распределением жилых помещений в государственных органах, другихорганизациях осуществляется местными исполнительными и распорядительнымиорганами, профсоюзным комитетом, а также уполномоченными государственнымиорганами в порядке, установленном законодательством.
4. Виды жилищных фондов. Правособственности на жилое помещение. Права членов семьи собственника жилогопомещения
Совокупность жилых помещений независимо от формсобственности составляет жилищный фонд. Классификация жилищных фондов,установленная в ЖК РБ, соответствует закрепленным в Конституции формамсобственности – частной и государственной. Государство гарантирует равнуюзащиту и равные условия для всех форм собственности.
Государственный жилищный фонд включает в себя жилыепомещения местных исполнительных и распорядительных органов, иныхгосударственных органов и других государственных организаций, в хозяйственномведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещениягосударственного жилищного фонда, в том числе жилые помещения социальногопользования, служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебногожилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях.
Частный жилищный фонд включает жилые помещения,находящиеся в собственности граждан или организаций негосударственной формысобственности. В него входят индивидуальные жилые дома и квартиры, находящиесяв собственности граждан и юридических лиц негосударственной формы собственности(жилые помещения, находящиеся в собственности различных негосударственныхорганизаций, а также организаций граждан-застройщиков – ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ).
Жилые помещения входят в состав государственного ичастного жилищных фондов после приемки их в эксплуатацию и государственнойрегистрации в установленном законодательством порядке.
Граждане приобретают право собственности на жилье наосновании:
– строительства жилого дома, части жилого дома, квартиры;
– оформления права собственности на жилое помещениечленом организации граждан-застройщиков;
– приватизации занимаемого жилого помещениягосударственного жилищного фонда;
– принятия жилого помещения в наследство;
– передачи им жилого дома, квартиры в собственностьвместо снесенного жилого дома в связи с изъятием земельного участка длягосударственных нужд;
– передачи им жилого помещения в собственность вместоутраченного в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома;
– совершения гражданско-правовых сделок.
Самый быстрый и простой способ стать собственником жилья– в результате совершения сделки купли-продажи. К тому же действующеезаконодательство не запрещает гражданам иметь на праве собственности жилыедома, квартиры и иные жилые помещения без ограничения их количества и размера.
Очевидно, что удельный вес лиц, нуждающихся в улучшениижилищных условий и способных купить жилье за собственные средства в общей массенаселения незначителен. В этой связи особое значение имеет закрепление науровне ЖК РБ права граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственнойподдержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилья, если ониотнесены к категории малообеспеченных трудоспособных граждан. Такая практиканачата с 1996 года.
Гражданам, имеющим льготу на внеочередное получение жилыхпомещений социального пользования, предоставляется право на внеочередноеполучение льготных кредитов и субсидий. Состоящим на квартирном учете гражданампредоставлено также преимущественное право на приобретение жилья всобственность путем индивидуального и коллективного жилищного строительства(ст. 14 ЖК РБ). Это положение направлено на реализацию конституционной нормы опредоставлении государством жилья гражданам за доступную для них плату.
Распространенным способом удовлетворения потребности вжилье является участие в организациях граждан-застройщиков, создаваемых с цельюстроительства или приобретения жилого дома (домов) и последующей эксплуатации иуправления им (ими).
Организацией граждан-застройщиков являетсяпотребительский кооператив – добровольное объединение граждан на основечленства с целью строительства жилого дома (домов) и последующей эксплуатации иуправления им (ими) либо приобретения новых или капитально отремонтированных(реконструированных) жилых домов и последующей эксплуатации и управления этимидомами, осуществляемые путем объединения ее членами имущественных паевыхвзносов. Такими организациями являются жилищно-строительные кооперативы (ЖСК),жилищные кооперативы (ЖК), молодежные жилые комплексы (МЖК) и коллективыиндивидуальных застройщиков (КИЗ). Создание и деятельность организациейграждан-застройщиков, права и обязанности членов таких организацийосуществляются правилами и соответствующими нормативными актами об организацияхграждан-застройщиков.
ЖСК — организация граждан-застройщиков, создаваемая вцелях строительства жилого дома (домов) и последующей эксплуатации и управленияим (ими). ЖСК могут приобретать недостроенные здания, а также здания,подлежащие капитальному ремонту или реконструкции, достраивать их, осуществлятьремонт и последующую эксплуатацию.
ЖК — организация граждан-застройщиков, создаваемая вцелях приобретения новых или капитально отремонтированных (реконструированных)жилых домов и последующей эксплуатации и управления ими.
МЖК — организация граждан-застройщиков, начавшихстроительство многоквартирного дома (комплекса домов и объектов социального,культурно-бытового обслуживания) в возрасте до 31 года, осуществляющаястроительство, обслуживание, ремонт этого дома и иных объектов комплекса, атакже осуществляющая хозяйственную деятельность для использования доходов вцелях благоустройства дома и (или) социального культурно-бытового обслуживанияграждан-застройщиков.
КИЗ — организация граждан-застройщиков, как правило,лично участвующих в строительстве дома (домов) с последующей эксплуатацией иуправлением им (ими).
Согласно ст. 219 ГК РБ члены жилищного,жилищно-строительного или иного потребительского кооператива, полностью внесшиесвой паевой взнос за помещение, предоставленное им кооперативом в пользование,приобретают право собственности на него с момента оформления этого права.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2002 г. № 224 определен порядок оформления, предусматривающий оформление права собственности на домав указанных кооперативах органами регистрации и технической инвентаризации приналичии справки правления кооператива об уплате его членом полностью паевоговзноса.
В результате использования гражданами всехпредусмотренных законодательством возможностей приобретения жилья доля частногожилья в общем объеме жилищного фонда республики к настоящему времениприблизилась к 80%.
Права собственника жилого помещения закреплены в ст. 272ГК РБ. Согласно данной статье, собственник осуществляет права владения,пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии сего назначением. Поскольку жилые помещения предназначены для проживанияграждан, то гражданин — собственник жилого помещения может использовать его дляличного проживания и проживания членов его семьи отдельно или вместе с семьей.Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещениесобственником в принадлежащем ему жилом помещении организаций и ихподразделений допускается только после перевода этих помещений в нежилые, еслииное не предусмотрено законодательными актами. Перевод помещений из жилых внежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду спринадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля вправе собственности на общее имущество дома (ст. 274 ГК РБ).
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежатна праве общей долевой собственности общие помещения дома, конструкции дома,механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование запределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.
Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю вправе собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иныедействия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности наквартиру.
Собственники квартир для обеспечения эксплуатациимногоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом вправесоздавать товарищества собственников. Товарищество собственников являетсянекоммерческой организацией, действующей в соответствии с законодательством отаких товариществах.
В соответствии со ст. 275 ГК РБ члены семьи собственника,проживающего в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этимпомещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно ст. 29 ЖК РБ к членам семьи нанимателя,собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков относятсяего супруг (супруга), их дети и родители. Другие родственники, а такженетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, собственникажилого помещения, члена организации граждан-застройщиков, если они проживаютсовместно с ним и ведут общее хозяйство. Иные граждане, проживающие не менеепяти лет совместно с нанимателем, собственником жилого помещения, членоморганизации граждан-застройщиков и ведущие е ним общее хозяйство, могут бытьпризнаны в судебном порядке членами семьи этого нанимателя, собственника жилогопомещения, члена организации граждан застройщиков.
Переход права собственности на жилой дом или квартиру кдругому лицу является основанием для прекращения права пользования жилымпомещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотреножилищным законодательством.
Члены семьи собственника жилого помещения могут требоватьустранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включаясобственника жилого помещения.
Аналогичные права имеют и члены семьи нанимателя.Согласно ст. 30 ЖК РБ члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним ивселенные в установленном ЖК РБ порядке, пользуются наравне с нанимателемправами и исполняют обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственностьпо обязательствам, вытекающим из договора найма, если иное не предусмотренописьменным договором между ними.
Члены семьи нанимателя имеют право без согласиясобственника и нанимателя жилого помещения вселить в занимаемое ими жилоепомещение только своих несовершеннолетних детей.
Если члены семьи нанимателя перестали быть членами егосемьи, но продолжают проживать в этом же жилом помещении, они сохраняют своиправа и обязанности, если иное не установлено ЖК РБ и заключенным между нимиписьменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.
Статьями 30, 110, 116 ЖК РБ предусмотрено, что членысемьи члена организации граждан-застройщиков имеют право пользования жилымпомещением наравне с членом организации граждан-застройщиков, если при ихвселении не было иного письменного соглашения.
Члены семьи члена организации граждан-застройщиковучаствуют в расходах по содержанию жилого помещения на условиях,предусмотренных ЖК РБ, если иное не установлено другими актамизаконодательства. Если члены семьи члена организации граждан-застройщиковперестали быть членами его семьи, но продолжают проживать в этом же жиломпомещении, они сохраняют все права и обязанности, если иное не установленозаконодательством Республики Беларусь и заключенным с ними письменным соглашениемо порядке пользования жилым помещением.
Кроме того, они имеют право пользования жилым помещениемнаравне с собственником этого помещения, если при их вселении не было иногописьменного соглашения.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право безсогласия собственника вселять в жилые помещения, предоставленные им впользование, своих несовершеннолетних детей. Вселение членами семьи другихграждан разрешается лишь с согласия собственника жилого помещения.
Права и обязанности членов семьи собственника жилогопомещения могут быть изменены собственником и членами его семьи только с их(его) согласия в письменной форме.
Собственник жилого помещения и совершеннолетние члены егосемьи несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с пользованиеми содержанием жилого помещения, вспомогательных помещений жилого дома ипридомовой территории.
Если члены семьи собственника жилого помещения пересталибыть членами его семьи, но продолжают проживать в этом жилом помещении, онисохраняют свои права и обязанности, если иное не установлено ЖК РБ изаключенным с ними письменным соглашением о порядке пользования жилымпомещением.
Согласно ч. 4 ст. 275 ГК РБ отчуждение жилого помещения,в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника помещения,допускается только с согласия органа опеки и попечительства. Давая такоесогласие, орган опеки и попечительства должен выяснить, где будут проживатьнесовершеннолетние члены собственника жилого помещения после перехода правасобственности жилого помещения к новому собственнику и не будут ли ухудшены ихжилищные условия. В случае отрицательного ответа на этот вопрос орган опеки ипопечительства не должен давать согласия на отчуждение жилого помещения. Сделкаоб отчуждении жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние членысемьи собственника, совершенная без согласия органа опеки и попечительства,влечет за собой последствия, предусмотренные п. 1 ст. 167 ГК РБ, — признаниетакой сделки ничтожной.
5. Государственный жилищный фонд.Основания для получения государственного жилья. Договор найма
Государственный жилищный фонд состоит из республиканскогои коммунального. Республиканский жилищный фонд – это жилые дома и жилыепомещения, находящиеся в республиканской собственности и переданные вхозяйственное ведение или оперативное управление республиканскихгосударственных организаций. Коммунальный жилищный фонд – это фонд, включающий жилыедома и жилые помещения в нежилых домах, находящиеся в собственностиадминистративно-территориальных единиц.
Жилые помещения в домах коммунального жилищного фондапредоставляются гражданам по решению соответствующих исполнительных органов приучастии общественной комиссии или администрации организации и соответствующегопрофсоюзного комитета, в хозяйственном ведении или оперативном управлениикоторых они находятся. Жилые помещения в домах республиканского жилищного фонда- в аналогичном порядке. Жилые помещения в домах государственного жилищного фондапредоставляются гражданам на условиях договора найма.
Согласно ст. 27 ЖК РБ договор найма жилого помещения-соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставитьдругой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование за плату.
Договор найма жилого помещения заключается в письменнойформе. Типовые договоры найма жилых помещений утверждаются в порядке,определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. № 371 утвержден Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного жилищногофонда.
Действующее жилищное законодательство для тех граждан,которые претендуют на получение государственного жилья, требует обязательнойпостановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Спостановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательствосвязывает наступление ряда серьезных последствий. Только граждане, состоящие натаком учете, могут получить жилое помещение в пользование в домахгосударственного жилищного фонда, субсидию и льготный кредит на строительство(реконструкцию) или приобретение жилого помещения.
У тех граждан, которые связывают свои надежды на решение«жилищного вопроса» с нанимателем, есть возможность получить служебное жилоепомещение, жилье из ведомственного жилищного фонда или хотя бы общежитие.
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам всвязи с характером их трудовых отношений. Под служебные помещения выделяютсяотдельные квартиры. Жилое помещение включается в число служебных по решениюсоответствующих исполнительных и распорядительных органов. Перечень категорийработников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения,устанавливается Президентом и Советом Министров Республики Беларусь. Так,например, указом Президента от 19 мая 1999 г. № 286 «О создании специального служебного фонда» предписано создать специальный служебный жилищный фонд,включающий республиканский и областной специальные служебные жилищные фонды,находящиеся в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь, ирайонные специальные служебные фонды, находящиеся в ведении облисполкомов. Этимуказом утвержден и перечень должностей, дающих право на получение жилыхпомещений упомянутого фонда и правовой режим таких жилых помещений.
Помимо этого фонда имеются служебные жилые помещения,предоставляемые работникам на время выполнения определенной работы.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 1999 г. № 1098 «О выделении в вводимых в эксплуатацию домах государственного жилищного фонда частиобщей площади для использования под служебные жилые помещения» предписано вэтот фонд зачислять до 2% вводимой в эксплуатацию площади. Договор наймаслужебного жилого помещения заключается, как правило, на время работы наосновании решения уполномоченного органа о предоставлении служебного жилогопомещения.
Работники, прекратившие трудовые отношения с нанимателем,подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления другогожилого помещения. Вместе с тем, статьей 96 ЖК РБ предусмотрено, что рядкатегорий граждан не может быть выселен из служебного жилого помещения безпредоставления другого жилого помещения.
В государственном жилищном фонде выделяется ведомственныйжилищный фонд. В него включены жилые дома и жилые помещения в нежилых домах,предназначенные для предоставления жилищ работникам государственныхорганизаций, в ведении которых находится это жилье.
Общежития предоставляются на период работы или учебыграждан. Их правовой режим установлен нормами ЖК РБ и Положением об общежитиях,утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1999 г. № 1437.
В контексте проявления государственной заботы о социальноуязвимых гражданах в ЖК РБ впервые введен термин – «жилое помещение социальногопользования». Согласно ст. 1 ЖК РБ жилье социального пользования представляетсобой квартиры государственного жилищного фонда с типовыми потребительскимикачествами. Жилье социального пользования вправе получить один раз бесплатно впользование малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на квартирномучете, а также граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений.Это граждане, жилые помещения которых в результате стихийных бедствий,техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания, вопределенных случаях – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,а также больные активной формой туберкулеза.
Такое жилье предоставляется по норме в пределах 15-20 кв. метров общей площади на одного человека. Превышение этой нормы возможно в случаепредоставления однокомнатной квартиры, предоставления жилья с учетом права надополнительную площадь, и если жилье предназначено для лиц разного пола, кромесупругов.
Права граждан, проживающих в жилых помещениях социальногопользования, существенно ограничены: они не вправе обменять, разделить илиприватизировать занимаемое жилье. Основанием для вселения в такое жилоепомещение является не традиционный ордер, а договор найма.
Для удовлетворения потребности в жилье некоторыхсоциально уязвимых групп населения предназначены и специальные жилые дома, вчастности:
– дома-интернаты, территориальные центры специальногообслуживания для престарелых и инвалидов;
– специальные дома для ветеранов, престарелых иинвалидов;
– дома для военнослужащих, расположенные на закрытыхтерриториях.
– дома маневренного фонда. Согласно Положению об этомвиде домов, они предназначены для временного проживания граждан в связи с ихотселением из жилых домов, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции,ремонт или реконструкция которых не могут быть произведены без выселенияпроживающих.
Порядок отнесения жилых домов к категории специальных, ихправовой режим, определены соответствующими нормативными актами. Жилыепомещения в специальных домах предоставляются отдельным категориям граждан принаступлении оснований, предусмотренных в положениях о соответствующих видахспециальных домов. Решение об этом принимается органами, в ведении которых онинаходятся. На основании этого решения вышеуказанные органы заключают свселяющимся в него гражданином либо с его законным представителемсоответствующий договор найма. Выселение из жилых помещений в специальных домахпроизводится в связи с прекращением оснований, по которым были предоставлены ипо другим основаниям, предусмотренным законодательством. Так, выселение издомов маневренного фонда может быть произведено в связи с окончаниемкапитального ремонта или реконструкции жилого дома. Вместе с темвоеннослужащие, убывшие для прохождения службы в другие воинские части,освобождают жилые помещения в таких домах после обеспечения их помещениями поновому месту службы.
Подводя итог рассмотрению вопроса о реальных возможностяхреализации гражданами республики своего права на жилище, можно утверждать, что,они существуют, но зависят от некоторых обстоятельств. Всех потребителей жильяв республике можно разделить на несколько групп: хорошо обеспеченныеграждане-неочередники и платежеспособные очередники. И те и другие готовыприобретать жилье в собственность, но первые – без помощи государства, а вторые– с государственной поддержкой. Третья группа – граждане, имеющие право на государственноежилье. Важно создать условия для удовлетворения жилищных потребностейпредставителей всех групп.

Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Жилищный кодекс Республики Беларусь от 23 марта 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 28. -2/23.
3. О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений: Указ Президента Респ. Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — № 190. — 1/6977; 2007. — № 70.- 1/8420; № 235. — 1/8920; 2008. — № 135. — 1/9738; № 210. — 1/9972; 2009.- № 32. — 1/10444; № 131. — 1/10714; 2009. — № 276. — 1/11107.
4. Симчук, А. Н. Правовое регулирование жилищныхотношений: Коммент. и разъяснения, формы док. / А. Н. Симчук. – Минск: Тесей,2003.
5. Об утверждении типовых договоров найма жилых помещенийгосударственного жилищного фонда: постановление Совета Министров Респ.Беларусь от 17 марта 2006 г. № 371 // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. — 2006. — № 52. — 5/22049; 2009. — № 31. — 5/29208.
6. О некоторых вопросах применения судами жилищногозаконодательства: Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 30марта 2000 г. № 3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 37.- 6/218; 2007. — № 171. – 6/687.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.