Реферат по предмету "Государство и право"


Организация выявления и расследования преступлений

/>Оглавление
 
Вопрос1. Организация выявления и расследования преступлений
1.1Оперативно-розыскная деятельность (понятие, субъекты)
1.2Основания проведения оперативно розыскных мероприятий
1.3Виды оперативно розыскных мероприятий, использование результатов оперативнорозыскных действий
1.4Использование результатов оперативно розыскной деятельности
1.5Органы дознания, их задачи и полномочия, субъекты дознания
1.6Органы предварительного следствия, их задачи и компетенция
Вопрос 2. Органы юстиции. Службасудебных приставов
2.1 Правовые основы деятельности органовюстиции
2.2 Органы юстиции
2.3 Структура иполномочия органов юстиции
2.4Федеральная служба судебных приставов
2.5Правовой статус судебных приставов
Списоклитературы

Вопрос 1. Организация выявления и расследованияпреступлений
 
1.1 Оперативно-розыскная деятельность (понятие,субъекты)
Правовойосновой оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации являются УПКРФ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
Статья1 указанного Закона определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как разновидностьдеятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальнымиорганами, уполномоченными настоящим Законом.
Основнойхарактерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность,поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение,пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функцииспециально на то уполномоченных органов.
Вструктуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределахсвоей компетенции осуществляют подразделения:
— уголовного розыска;
— по борьбе с экономическими преступлениями;
— по борьбе с организованной преступностью;
— по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
— по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел натранспорте;
— обеспечения собственной безопасности;
— оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;
— оперативного поиска;
— оперативно-технические;
— по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;
— оперативные подразделения милиции общественной безопасности.
Однииз них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие — лишьотдельные оперативно-розыскные мероприятия.
Субъектом выступает участник оперативно-розыскнойдеятельности, на которого законодатель возложил обязанности воперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнениясоответствующие права и который подлежит ответственности в случае ихненадлежащего исполнения. />/>Система субъектовоперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трехосновных критериев
1. Функционального, который в свою очередьклассифицируется на четыре основных группы:
1) непосредственноосуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1ст.13 Федерального Законаоб ОРД);
2) изучаемыелица (гл. 9);
3) лица,подлежащие оперативно-розыскной защите (гл.10);
4) лица,осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью(Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, судьи,уполномоченные прокуроры, уполномоченные представитель Минфина России и др.).
2. По отношению к государству различают две основныхгруппы:
1) являющихся его представителями (областьсобственно оперативно-розыскной деятельности);
2) не являющихся (Область частной сыскнойдеятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера)
3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельностимогут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на:
/>1) нафизических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие восуществлении ОРД и др.);
2) юридическихлиц (например, оперативно-розыскной орган).

 
1.2 Основания проведения оперативно розыскныхмероприятий
Принятие решения о производстве оперативно — розыскного мероприятия должно быть обоснованным.
Законными основаниями для их проведения могут бытьизложенные в ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД обстоятельства:
· наличиевозбужденного уголовного дела;
· сведенияо признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступногодеяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших,если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
· данныео событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
· информацияо лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся отуголовного наказания;
· данныео лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Наиболее весомое, полное основание для началапроведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовногодела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбужденоуголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем илисудом, и в чьем производстве оно находится.
Следующим основанием для проведенияоперативно-розыскных мероприятий в соответствии с п. З ст.7 Федерального Законаоб ОРД являются указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в ихпроизводстве.
По тем же основаниям, указанным в ст. 7 ФедеральногоЗакона об ОРД, проводятся оперативно — розыскные мероприятия по запросам другихорганов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность.
Помимо этого, органы, осуществляющиеоперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимыедля принятия некоторых решений, в частности о допуске к сведениям, составляющимгосударственную тайну, о выдаче разрешений, а частную детективную и охраннуюдеятельность и др.
 
1.3 Виды оперативно розыскных мероприятий, использованиерезультатов оперативно розыскных действий
Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятийзависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличиянеобходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенновлияющих на выбор как самого оперативно-розыскного мероприятия, так и тактикиего проведения.
Оперативно-розыскные мероприятия — это составнойструктурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системывзаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.
Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, коперативно-розыскным мероприятиям относятся:
опрос граждан; наведение справок; изъятие образцовдля сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов идокументов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений,зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовыхотправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонныхпереговоров; съем информации с технических каналов связи; оперативноевнедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Опрос граждан — беседа с гражданами, которым могутбыть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной передоперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах,его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.
Наведение справок — это сбор информации обинтересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах,причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных иобщероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.
Изъятие образцов для сравнительного исследования –мероприятие предусмотренное ст. 202 Уголовно-процессуального кодекса российскойФедерации. Строго регламентировано и нередко применяется в следственнойпрактике.
Проверочная закупка также имеет свои тактическиеособенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия, в обиходе ононазывается контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделкикупли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание,обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по ценевысокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных илиограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками,сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.). В последнемслучае проверочная закупка производится только на основании постановления,утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскнуюдеятельность.
Исследование предметов и документов — этоисследование объектов имеющих отношение к интересующему оперативного работникасобытию, является логическим продолжением сбора образцов для сравнения.
Наблюдение (слежка) и Контрнаблюдение — этонегласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами,в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми имитранспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, оборганизации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способахфинансирования группы и т.п.). Наблюдение можно признать одним из наиболееразработанных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности.
В настоящее время используется три вида наблюдения:
1) физическое;2) электронное; 3) комплексное.
Жестикуляция, мимика, взгляд. Существует, каксчитают психологи, определенный язык взглядов, мимики, жестов, движений …Элементарные познания в таком языке могут помочь не только в оперативно-розыскнойработе, а даже в обычном общении.
Отождествление личности — сложноеоперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в не процессуальной формеидентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакамвнешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).
Обследование помещений, зданий, сооружений, участковместности и транспортных средств — это оперативный осмотр перечисленных, атакже других объектов в целях поиска интересующих оперативного работника данных(следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемыхлиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативныхзадач, так и для расследования преступления в целом).
Существуют три вида обследования: гласное, негласноеи зашифрованное.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений: сущность данного оперативно-розыскного мероприятия состоит внегласной форме для адресата, именуемая как перлюстрация корреспонденции.Поскольку это мероприятие вторгается в сферу охраняемых конституционных правграждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23Конституции Российской Федерации), его проведение возможно только на основаниисудебного решения (ст. 185 УПК РФ), выносимого на основании мотивированного постановлениясоответствующего руководителя органа внутренних дел.
Прослушивание телефонных переговоров осуществляетсятолько на основании решения суда (ст. 186 УПК РФ) и представляет собойнегласное получение информации, передаваемой лицами, заподозренными всовершении преступления, по линиям телефонной связи. Как правило, прослушиваниетелефонных переговоров проводится с помощью специальной аппаратурыоперативно-техническими подразделениями МВД России или ФСБ России. Срокпрослушивания не превышать 6 месяцев.
Свои тактические особенности имеет снятие информациис технических каналов связи. Как правило, — это негласное мероприятие,проводимое на основании решения судьи, поскольку оно ограничиваетконституционные права граждан, целью которого является получение информации,передаваемое заподозренными лицами по техническим каналам связи (телефакс,телетайп, компьютерные сети и т.п.).
Оперативное внедрение – вершина оперативно-розыскнойдеятельности. Интересы борьбы с организованной преступностью требуют упреждающихмероприятий оперативного характера для получения информации о преступныхдействиях и замыслах организованных групп. Поэтому для добычи сведений в ходеконтактов с представителями криминальной среды так, чтобы они не знали, что вотношении них проводится оперативно-розыскное мероприятие, применяетсяпроникновение в указанную сферу и общение офицеров особого назначения с лицами,входящими в сферу и инфраструктуру социально-аномальной среды, под легендой, втом числе с имитацией противоправной деятельности, а также с реальным участиемв противоправной деятельности и иных проявлениях социальной патологии, ейсвойственных.
Контролируемая поставка — сложное, многоэтапноеоперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое на основании мотивированногопостановления сотрудника оперативного аппарата и утвержденного руководителемОВД. При проведении контролируемой поставки на территории других стран онаразрабатывается на основании существующих межгосударственных договоров,соглашений.
Оперативный эксперимент – это оперативноемероприятие мало чем отличается от следственного эксперимента,регламентированного ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса РоссийскойФедерации. Нормы этой статьи распространяются и на оперативный эксперимент.Уголовно-процессуальный закон определяет эксперимент как воспроизведениедействий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершениянеобходимых (опытных) действий. Проводится на основании постановлениеутвержденного руководителем органа внутренних дел в целях выявления, пресеченияи раскрытия тяжких преступлений, перечень которых определен в ст. 15 УК РФ.
Этот перечень — исчерпывающий. Изменить илидополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона нафедеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскнойдеятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий,позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастуюосуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольнаяпоставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.
Оперативно-розыскные мероприятия включают в себякомплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временнуюпротяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статейФедерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограниченсроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятиявключают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьмаразнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которыхнеобходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задачоперативно-розыскной деятельности./>
 
1.4 Использование результатов оперативно розыскнойдеятельности
Юридическоезначение результатов ОРД в расследовании и раскрытии преступлений очевидно.
Задачавыявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем рассматриваетсяУПК в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, посколькунередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием длявозбуждения уголовного дела. В соответствии со ст.143 УПК поводом к возбуждениюуголовного дела является, в том числе, рапорт оперативного работника обобнаружении признаков преступления.
Всоответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД предусмотрен порядок представлениярезультатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю илив суд. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установитьлиц, совершивших преступления.
Вданном случае у следствия и дознания появляется реальная возможность с помощьюоперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией своюуголовно-процессуальную деятельность. Практически это проявляется в том, чтооперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению,устанавливая обстоятельства преступления, получая фактические данные,свидетельствующие о происшедшем, добывая информацию, передают ее следователюдля дальнейшего использования в ходе расследования.
 

 
1.5Органы дознания, их задачи и полномочия, субъекты дознания
Поддознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных(следственных) действий, осуществляемых специально управомоченными на тоадминистративными органами и должностными лицами в целях своевременногообнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, егосовершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасногодеяния.
Органдознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков преступления, неявляющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению производитоперативно-розыскные и следственные действия.
Всоответствии с п.24 ст.5 УПК РФ, органами дознания являются государственныеорганы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другиепроцессуальные полномочия.
ВУПК РФ понятие «дознание» (п.7 и 8 ст.5) используется только в одномзначении, как форма предварительного расследования.
Статья40 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень органов дознания, правомочныхпроводить предварительное расследование в форме дознания (ч. 1), а такжеорганов и должностных лиц, на которые возлагается возбуждение уголовного дела ивыполнение неотложных следственных действий (ч. 3).
Кним относятся:
1)органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительнойвласти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями поосуществлению оперативно-розыскной деятельности, названные ранее в этой работе(ФСБ, противопожарная служба, Минюст в лице начальников учреждений и органовуголовно-исполнительной системы, Таможенный комитет и др.).
2) Главный судебный пристав Российской Федерации,главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РоссийскойФедерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебныйпристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РоссийскойФедерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации;
3) командиры воинских частей, соединений, начальникивоенных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной службы.
Полномочияоргана дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Недопускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, котороепроизводило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иныепроцессуальные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда наэто требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора илисудебное решение.
 
1.6 Органы предварительного следствия, их задачи икомпетенция
В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователямипрокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних делРФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственныхотделов прокуратуры.
Предварительное расследование представляет собойрегламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельностьуполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств вцелях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовнойответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненногопреступлением.
Предварительное следствие по уголовным делампроизводится следователями Комитета национальной безопасности, органоввнутренних дел и финансовой полиции. Все следователи, независимо отведомственной подчиненности имеют единые полномочия и действуют на основеединых процессуальных норм.
Предварительное следствие производится только послевынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Предварительное следствиепо уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок содня возбуждения уголовного дела.
Между органами дознания и предварительного следствиямного общего, поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению кпреступлениям у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаковсостава преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах ихкомпетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиямиуголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить в принципеодинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценкидоказательств.
В то же время дознание и предварительное следствиепроводятся, как правило, разными органами и должностными лицами и в отношенииразных преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи,а дознание — дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий. Начнемс того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и среднейтяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся ккатегории так называемых «очевидных». На практике это означает, что лицо,совершившее такое преступление, известно. В отношении всех других преступлений(в том числе «неочевидных» или очевидных, но не указанных в перечне ч. 3 ст.150 УПК РФ, или преступлений тяжких и особо тяжких), как правило, проводитсярасследование в форме предварительного следствия.

Вопрос2. Органы юстиции. Служба судебных приставов
 
2.1. Правовые основы деятельностиорганов юстиции
 
Компетенция Министерства юстиции Российской Федерацииустановлена:
Конституцией Российской Федерации
· Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации,утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.08.99 г. № 954
· Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации,утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РоссийскойФедерации от 04.11.93 г. № 1187
· Концепцией реформирования органов и учреждений юстицииРоссийской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 07.10.96 г. № 1177
· Указом Президента Российской Федерации от 03.12.94 г. №2147 “О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельностиПрезидента Российской Федерации”
· Постановлением Правительства Российской Федерации от03.06.95 г. № 550 “О дополнительных функциях Министерства юстиции РоссийскойФедерации”
· Указом Президента Российской Федерации от 02.05.96 г. № 642“О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”
· Указом Президента Российской Федерации от 02.05.96 г. № 642“О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”
· Федеральным законом от 21.07.97 г. № 118-ФЗ “О судебныхприставах”
· Федеральным законом от 21.07.97 г. № 119-ФЗ “Обисполнительном производстве”
· Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ “Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
· Указом Президента Российской Федерации от 08.10.97 г. №1100 “О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутреннихдел Российской Федерации”
· Постановлением Правительства Российской Федерации от13.08.97 г. № 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”
· Постановлением Правительства Российской Федерации от01.11.97 г. № 1378 “О мерах по реализации Федерального закона “Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
· Постановлением Правительства Российской Федерации от02.02.98 г. № 130 “О порядке регистрации, открытия и закрытия в РоссийскойФедерации иностранных религиозных организаций”.
 
2.2 Органы юстиции
 
Министерствоюстиции российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти,осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики инормативно-правового обеспечения в установленной сфере деятельности, в томчисле:
· исполнении уголовных наказаний;
· адвокатуре;
· нотариате;
· обеспечении порядка деятельности судов;
· исполнении судебных актов;
· регистрации актов гражданского состояния;
· регистрации некоммерческих организаций, общественныхобъединений, политических партий, религиозных организаций и т.д.;
РуководствоМинистерства юстиции РФ осуществляется Президентом РФ, само же Министерствоосуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных служб:Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнениянаказаний.
 
2.3 Структура и полномочия органовюстиции
 
Вся полнотаответственности за выполнение функций органов юстиции лежит на Министерствеюстиции РФ. Исходя из этого, строится организация его центрального аппарата, вкотором сформированы подразделения, отвечающие за конкретные участки работы. Всоответствии со структурой аппарата Министерства юстиции РФ, утвержденной приказомминистра от 01 июля 1996 года, основные функциональные подразделения этогоминистерства можно было бы изобразить следующим образом:
Центральныйаппарат Министерства юстиции Российской Федерации:
1)Российскийфедеральный центр судебной экспертизы:
-Лабораториисудебной экспертизы.
2)Российская правовая академия(РПА):
-Филиалы и центры РПА.
3)Международный юридическийинститут:
-Федеральное агентство по правовойзащите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального идвойного назначения.
4)Научный центр правовойинформации:
-Центр правовой информатизации.
5)Главныйинформационно-аналитический центр.
6)Органы юстиции в субъектахРоссийской Федерации.
7)Подразделения судебных приставов.
8)Управление исполнения наказаний:
-Учреждения исполнения наказаний.
9)государственные нотариальныеконторы.
Работа поорганизационному обеспечению деятельности судов возложена, прежде всего, науправление организационного обеспечения судебной деятельности и исполнительногопроизводства, в составе которого образованы отделы, занимающиесяорганизационным обеспечением судебной деятельности, организацией исполнительныхпроизводств, а также аналитической работой. Вопросы подготовки и повышенияквалификации кадров, в том числе судейских, решаются управлением по вопросамгосударственной службы и кадров.
Проблемысовершенствования и систематизации законодательства отданы в ведение еще однойгруппы подразделений – управлений конституционного законодательства,гражданского и экономического законодательства, законодательства по борьбе справонарушениями и систематизации законодательства. Близко к ним по своим общимзадачам примыкает управление государственной регистрации ведомственныхнормативных актов и управление информатизации и статистики, основная задачакоторого заключается в автоматизированном учете законодательства и иныхнормативных актов и обеспечении информации о них.
Другие участкиработы, возложенной на Министерство юстиции РФ, поручены иным функциональнымподразделениям – управлению по делам общественных и религиозных образований,управлению организационно-правового обеспечения юридической помощи,международно-правовому управлению, отделу экспертных учреждений.
Самая мощнаяструктура Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) — переданоМинистерством внутренних дел Минюсту России в 1998 г. в соответствии собязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы.
Главная задачаГУИНа — исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых иосужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, атакже контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставилотсрочку отбывания наказания.
Как и в другихминистерствах, работой Министерства юстиции РФ руководит министр, получающийсвои полномочия в порядке, установленном Конституцией РФ. Он имеетзаместителей, назначаемых Правительством РФ и несущих ответственность законкретные участки работы в соответствии с распределением обязанностей,утверждаемым министром. Непосредственное руководство подразделениямиосуществляют их начальники, назначаемые министром. Работой некоторых наиболееважных подразделений могут руководить непосредственно заместители министра.
Ведущую роль ворганизации работы и принятии принципиальных решений призвана играть коллегияМинистерства юстиции РФ. Она на своих регулярно созываемых заседанияхрассматривает основные вопросы деятельности Министерства и подведомственныхорганов и учреждений, а также вопросы организационного обеспечения деятельностисудов./>
Основнымиполномочиями Минюста в области государственного управления являются:
1)разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфередеятельности;
2)нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3)обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека игражданина.
Всоответствии с Положением, Минюст России в своей деятельности руководствуетсяКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федераций, международными договорами Российской Федерации.
Всубъектах Российской Федерации соответствующие функции осуществляютсяминистерствами юстиции в республиках и управлениями (отделами) юстиции в краях,областях, округах и городах. Указанные органы юстиции являются территориальнымиорганами Министерства юстиции Российской Федерации.
 
2.4 Федеральная служба судебных приставов
Федеральнаяслужба судебных приставов – это федеральный орган исполнительной власти,осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судови исполнению судебных актов и актов других органов.
Судебныеприставы подразделяются на: а) судебных приставов по обеспечению установленногопорядка деятельности судов; б) судебных приставов – исполнителей. В настоящеевремя служба судебных приставов, входящая в систему органов Минюста России ивозглавляемая заместителем Министра юстиции – Главным судебным приставом РФ, имеетследующую организационную структуру:
· департаментсудебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главногосудебного пристава РФ;
· службысудебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ,возглавляемые заместителем начальника Управления военных судов – главнымвоенным судебным приставом;
· службысудебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителяминачальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставамисубъектов РФ;
· районные,межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальномуделению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебныхприставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебныхприставов – исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
 
2.5 Правовой статус судебных приставов
Принудительное исполнение судебных актов судов общейюрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иногоимущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых,возложено на судебныхприставов-исполнителей.
Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебныхприставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Судебные приставы-исполнители вместе с приставамипо обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечениюустановленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции иарбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов,предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядкадеятельности судов обязан:
– обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей,участников судебного процесса и свидетелей;
– выполнять распоряжения председателя суда, а такжесудьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи оприменении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
– обеспечивать охрану зданий, совещательных комнат исудебных помещений в рабочее время.
Для выполнения возложенных на него функций по обеспечениюустановленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет правоприменять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие вслучаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11,15–18).
Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнениюсудебного акта (ст. 12).
Требования судебного пристава-исполнителя обязательны длявсех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.
Мерами принудительного исполнения, которые применяютсясудебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имуществодолжника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебнымприставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходовдолжника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника,находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передачаих взыскателю; другие меры.
Действия судебных исполнителей можно обжаловать в суде или ввышестоящей организации – структуры службы организованы во всех субъектах РФ.
Федеральным законом предусмотрены гарантии правовой и социальной защитысудебных приставов.

Список литературы
 
1. Федеральныйзакон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;Федеральный закон «О судебных приставах»: тексты с изм. И доп. На2009г. – М.: Эксмо, 2009. – 144с. – (Российское Законодательство).
2. КонституцияРоссийской Федерации. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.-32 с.;
3. Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ ПринятГосударственной Думой 22 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря2001 года
4. Уголовно-исполнительныйкодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-Ф/ СЗРФ от 13 января 1997 г., N 2, ст. 198
5. Уголовныйкодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ/ СЗРФ от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
6. Правоохранительныеорганы Российской Федерации: Учебник под ред. Фокина В.М. — М.:«Былина», 2001.
7. Правоохранительныеорганы. Учебник К.Ф. Гуценко,М.А. Ковалев, М., 1995 г.
8. Справочно-правоваясистема «ГАРАНТ».
9. Справочно-правоваясистема «Консультант Плюс».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.