Реферат по предмету "Государство и право"


Органы юстиции в системе разделения властей

КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу«Общее право»
по теме:«Органы юстиции в системе разделения властей»

Содержание
 
Введение
1.Конституция РФ – основа деятельности органов юстиции
2.Задачи и основные функции Министерства юстиции РФ
3.Федеральная служба судебных приставов и федеральная служба регистрацииМинистерства юстиции РФ
4.Федеральная служба исполнения наказаний
Заключение
Список использованных источников
 

Введение
Становление российского правовогогосударства предполагает последовательное проведение в жизнь принциповзаконности, выступающих в качестве важнейшей предпосылки осуществлениядемократических реформ, утверждения идеалов гуманизма, справедливости,формирования высокой политической и правовой культуры граждан, создания условийдля надежной защиты и реализации прав и свобод личности.
Строгий режим законности способенприостановить действующие в стране разрушительные тенденции разгулапреступности и правового нигилизма. Законность – эффективный инструментпроводимых преобразований, опора твердой и дееспособной власти и демократии.Особую роль она должна сыграть в условиях перехода к рынку, налаживанияхозяйственно-правовых связей, создания новых механизмов в экономике. Важнуюроль в деле установления и обеспечения законности играют органы юстиции.
«Юстиция» – термин, использующийся вюридической литературе для обозначения совокупности судебных учреждений или ихдеятельности по осуществлению правосудия. Название министерства и его органов вРФ в значительной мере дань традиции, но вместе с тем подчеркивает, что их деятельностьносит юридический характер.
Данная работа посвящена роли и местуорганов юстиции в системе разделения властей.

1. Конституция РФ – основа деятельности органов юстиции
 
В правовой основе организации идеятельности органов юстиции главенствующее место принадлежит Конституции РФ. ВКонституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение длявсех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительныморганам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросыорганизации и деятельности правоохранительных органов. Конституционныеположения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательномпорядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласилачеловека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностьюгосударства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственныхорганах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых впоследние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинствоорганов уголовной юстиции.
В ст. 5, 10 и 11 гл. 1 «Основыконституционного строя» раскрыты значение и сущность принципов разделениявластей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которыхсамостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции посвящена отдельная глава.
Принципразделения властей был выработан мировой практикой развития демократическихгосударств. Суть его в том, что демократический политический режим может бытьустановлен в государстве при условии разделения функций государственной властимежду самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют триосновные функции государственной власти – законодательная, исполнительная исудебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельносоответствующим органом государственной власти. Напротив, соединениезаконодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органагосударственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этогооргана, что создает возможность установления в стране диктаторского политическогорежима.
Каждыйгосударственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственнойвласти, взаимодействует с другими государственными органами. В этомвзаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений частоназывается системой сдержек и противовесов. Она представляет единственновозможную схему организации государственной власти в демократическомгосударстве.
Праваи обязанности законодательной власти рассматриваются в основном в гл. 5«Федеральное Собрание», исполнительной – в гл. 6 «Правительство РоссийскойФедерации» и судебной – в гл. 7 «Судебная власть».
Органыюстиции РФ входят в систему исполнительной власти РФ, непосредственноподчиняясь Правительству Российской Федерации.
НоваяКонституция, сохраняя известную преемственность в законодательной регламентациидеятельности Правительства, весьма существенно изменила его статус и место всистеме федеральных органов власти.
Правительствоосуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду сПрезидентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, чтозакреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительствоосуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этихположений ясно, что Правительство – высший орган исполнительной власти, хотяслово «высший» применительно к федеральным органам в новой Конституции неупотребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Делов том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяетсяобобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки,какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.
Конституцияповышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность (ст. 10). Вотличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководствоисполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетностьПравительства федеральным представительным и законодательным органам (Съездународных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституцияисходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации иподчиненности не предусматривает.
Отдругих федеральных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом исферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как ФедеральноеСобрание, а обеспечивает управление страной.
Однойиз основных функций Правительства являются организация исполнения федеральныхзаконов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительнойвласти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенныхнарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяетсодержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятиеих на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указовПрезидента.
Своиполномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения постратегическим и текущим вопросам управления, а также используя правозаконодательной инициативы (ст. 104) путем разработки и внесения вГосударственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу.Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность егозаключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счетфедерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенныена него функции и намеченную экономическую программу.
Приразработке нормативно-правовых актов установлен порядок их согласования сорганами юстиции.
На федеральном уровне Правительствообъединяет и координирует работу министерств, комитетов и другихподведомственных ему органов, в том числе органов юстиции. В этом отношенииПравительство и федеральная система (структура) управленческих органов тесносвязаны. Большинство центральных органов управления, входящих в системуисполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и емуподчиняются.
Органыюстиции России подведомственны Президенту РФ по вопросам, закрепленным за нимфедеральной Конституцией, либо в соответствии с российскими законодательнымиактами. В остальном эти органы подведомственны Правительству и входят в единуюсистему исполнительной власти, возглавляя которую, Правительство осуществляетсвои конституционные полномочия, в том числе при принятии мер по обеспечениюобороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, поохране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114Конституции).
ВРоссийской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органамигосударственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов(ст. 71-73).
СубъектамРоссийской Федерации предоставлена вся полнота государственной власти внепределов ведения Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместноговедения Федерации и ее субъектов. Все, что отнесено к ведению РоссийскойФедерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов, четкоопределено в соответствующих статьях Конституции, хотя, надо заметить, вКонституции Российской Федерации не определены полномочия Федерации попредметам совместного ведения. Эти полномочия, как правило, определяютсяфедеральными законами, актами Президента Российской Федерации, договорами междуфедеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной властисубъектов Федерации. Предметы же ведения субъектов Федерации в Конституции неперечисляются.
ВРФ существуют федеральные и региональные органы юстиции.
2. Задачи и основные функции Министерства юстиции РФ
 
Органы юстиции РФ в основномосуществляют организационно-управленческие функции[1].
Организация и деятельность органовюстиции основаны на Указе Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», а также Положении о Министерствеюстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.
На органы юстиции возлагаютсяследующие задачи:
участие в правовом обеспечениинормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;
 проведение юридической экспертизыправовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
организационно-правовое обеспечениесудебной реформы;
государственная регистрация прав нанедвижимость и сделок с ней;
государственная регистрацияполитических партий;
регулирование сферы правовогообслуживания;
контроль за исполнением законодательства;
правовая информатизация и т.д.
Система органов юстиции состоит из:
Министерства юстиции РФ;
главных управлений Министерстваюстиции РФ по федеральным округам;
территориальных подразделений юстицииреспублик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономных округов, Москвы иСанкт-Петербурга;
органов и учреждений регистрационнойслужбы и службы судебных приставов;
органов и учрежденийуголовно-исполнительной системы.
В систему Министерства юстиции входятучреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляютнекоторые управленческие функции – нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз,Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторыхжурналов.
Министерство юстиции РФ являетсяцентральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органовюстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляетего Министр, который несет персональную ответственность за реализациювозложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрениеПрезидента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам,относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подписывает в установленномпорядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи погражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ иПравительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральныхорганов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполненияими Конституции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и ПрезидентаРФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при ПрезидентеРФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральныхсудов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министримеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действуетколлегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящиеработники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерстваюстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министраюстиции.
Структурно Министерство юстиции РФсостоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляетработу по одному из направлений деятельности министерства: Управлениесистематизации законодательства, Управление организационно-правовогообеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственныхнормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики идр. В качестве самостоятельного структурного подразделения в составМинистерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительнойсистемы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.
При Министерстве юстиции РФфункционируют:
1. Научный центр правовой информации.
Научный центр правовой информациипри Минюсте России (НЦПИ) создан в соответствии с постановлением ЦК КПСС иСовета Министров СССР № 558 от 25 июня 1975 года. НЦПИ проводит научныеисследования по проблемам создания, внедрения и эксплуатацииинформационно-телекоммуникационных систем. Он осуществляет сбор и обработкуправовой информации, создает правовые базы данных и поддерживает их в контрольномсостоянии. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственнойрегистрации ведомственных нормативных актов» от 8 мая 1992 года № 305 НЦПИведет банк ведомственных правовых актов, который согласно постановлениюПравительства РФ «О мерах по обеспечению взаимодействия органов государственнойвласти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества сгосударствами-участниками Содружества Независимых Государств» от 21 октября1994 года № 1181 используется для осуществления обмена правовой информацией сгосударствами-участниками СНГ. На базе документов, поступающих из федеральныхорганов государственной власти, НЦПИ сформированы полнотекстовые базы данныхправовых актов «Фонд» и «Эталон». Согласно Постановлению Правительства РФ«Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 24 июля 1997года ведутсяработы по созданию единой системы информационно-телекоммуникационногообеспечения Минюста России, центральным узлом которой является НЦПИ. К основнымзадачам вновь создаваемой системы относятся: обеспечение компьютерной обработкиправовой информации в органах юстиции, предоставление доступа к базам данных позаконодательству, поддерживаемым в НЦПИ, создание автоматизированных рабочихмест, ведение электронных банков данных и реестров, а также другие задачи ифункции. Хранящаяся в НЦПИ информация предоставляется на основе договораорганам государственной власти, юридическим и физическим лицам.
2. Российский федеральный центрсудебной экспертизы.
Российский федеральныйцентр судебной экспертизы является головным учреждением системысудебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
РФЦСЭ проводит 22 вида экспертиз по52 экспертным специальностям (почерковедческая, техническая экспертизадокументов, фототехническая, портретная, трасологическая видеофонографическая,баллистическая, взрыво-техническая, пожарно-техническая, экономическая, автотехническая,строительно-техническая, товароведческая, по исследованию различного родаматериалов, веществ и изделий), при этом выполняются наиболее сложные иповторные экспертизы для судов, органов прокуратуры, внутренних дел,безопасности, таможенных, налоговых органов. Кроме того проводятся экспертизы иисследования для нотариата, органов социального обеспечения, юридических лиц играждан.
Наряду с экспертной работой РФЦСЭпроводит научные исследования по планам НИР, утверждаемым Минюстом России, и направленнымна разработку теоретических и методологических проблем судебной экспертизы, созданиеновых и совершенствование существующих методов и методик экспертногоисследования, автоматизированных систем и программных комплексов для решенияэкспертных задач.
Среди наиболее актуальныхобщетеоретических работ последнего времени можно отметить методические пособияи монографии по общей теории судебной экспертизы, идентификации, диагностике имногим важным экспертным направлениям, а также ряд методических рекомендаций,методических писем и методик для экспертов по отдельным видам судебной экспертизы.
РФЦСЭ обеспечиваетсудебно-экспертные учреждения системы Минюста России теоретическими иметодическими разработками в области судебной экспертизы. В этих целях подготавливаетк печати, издает и направляет им сборники научных трудов, методические иинформационно-справочные материалы.
Кроме того, РФЦСЭ осуществляетучебно-методическую работу с сотрудниками судебно-экспертных учреждений системыМинюста России путем обучения экспертов на потоках повышения квалификации,стажировок экспертов в подразделениях РФЦСЭ, рецензирования экспертных заключений,дачи письменных и устных консультаций по различным направлениям экспертной,методической и научной деятельности и в других формах.
РФЦСЭ проводит методическую работус судьями, прокурорами-криминалистами, следователями органов прокуратуры и МВДРФ, работниками таможенных и налоговых органов. Ведущие специалисты Центра читаютим лекции о современных возможностях судебной экспертизы, о правилах подготовкиматериалов для назначения экспертиз, дают консультации по конкретным делам.
3. Федеральное агентство по правовойзащите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального идвойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации (ГУ«Фаприд»).
Основные направления деятельности ГУ«ФАПРИД»: 
осуществление по согласованию сгосударственными заказчиками функций по распоряжению правами на результатыинтеллектуальной деятельности, вовлекаемые в экономический и гражданско-правовойоборот;
подготовка решений об ограничениидоступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности;
подготовка к заключению посогласованию с государственными заказчиками гражданско-правовых договоров сисполнителями научно-исследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ военного, специального и двойного назначения о сохраненииконфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности;
обеспечение правовой охраны результатовинтеллектуальной деятельности, в том числе получение исключительных прав нарезультаты интеллектуальной деятельности;
подготовка и заключение посогласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров длявовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовойоборот;
осуществление функцийправопреемника в части прав на результаты интеллектуальной деятельности,принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежитприватизации;
организация учета результатовинтеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический игражданско-правовой оборот;
ведение единого реестра результатовинтеллектуальной деятельности.
4. Бюллетень Министерства Юстиции РФ.
Бюллетень Министерства юстицииРоссийской Федерации является официальным печатным органом Минюста России.Бюллетень издается с 1998 года ежемесячно, в целях обеспечения своевременного идостоверного информирования граждан и организаций о деятельности Министерства юстицииРоссийской Федерации, органов и учреждений юстиции, а также для формированияпозитивного имиджа Министерства.
В Бюллетене публикуются:
нормативные правовые акты одеятельности Минюста России и подведомственных ему служб;
приказы и распоряжения Министерстваюстиции Российской Федерации;
статьи и иные материалы одеятельности органов и учреждений юстиции в стране и за рубежом, информационныематериалы о работе центрального аппарата Минюста России и структурныхподразделений министерства по субъектам Российской Федерации;
исторические об органах юстиции;
материалы о деятельностиподведомственных Минюсту России Федеральных служб;
информация о персоналиях(назначения, интервью и т.д.).
материалы ежегодных Расширенныхколлегий Минюста России.
5. Российская правовая академия приМинистерстве Юстиции.
С 1998 года Академия осуществляетподготовку специалистов по специальности «юриспруденция» по очной, очно-заочнойи заочной формам обучения. Академия оказывает содействие в трудоустройствевыпускникам в государственных органах, юридических и консалтинговых фирмах посоглашению с кадровыми агентствами. Выпускники Академии востребованы в широкихсферах профессиональной деятельности.
 В субъектах Российской Федерациидействуют территориальные подразделения юстиции краев, областей и другихсубъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальникамиуправлений. По вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органыюстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФи ее субъектов – Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерацииосуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельностизаконодательных органов субъектов федерации, организацию работы нотариата,лицензионной работы, организацию материально-технического обеспечениядеятельности мировых судей.
Структурно территориальные органыюстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющихработу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.
Основными направлениями деятельностиМинистерства юстиции РФ являются:
участие в правовом обеспечениинормотворческой деятельности;
государственная регистрациянормативных актов федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц,актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней.
Министерство юстиции РФ по поручениюПрезидента РФ участвует в экспертизе законов РФ, направленных к нему наподпись, по поручению Правительства РФ рассматривает предложения федеральныхорганов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности ПравительстваРФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерствоюстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядкезаконодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координируетработу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов,осуществляет их юридическую экспертизу при поступлении в Правительство РФ.Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов,принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае ихнесоответствия Конституции РФ или федеральному закону представляетмотивированное заключение в орган государственной власти, принявший правовойакт. В связи с этим главам органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерствоюстиции РФ копии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФвозложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи сэтим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует всоставлении и издании Свода законов РФ.
Министерство юстиции осуществляетконтроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ,федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента,постановлениям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет ихрегистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собойправовых последствий.
Министерство юстиции РФ производитгосударственную регистрацию уставов общероссийских, международных имежрегиональных общественных объединений, политических партий религиозныхобъединений. Государственной регистрации подлежат все коммерческие и некоммерческиеорганизации, федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальныеорганы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистрациивключаются в Единый государственный реестр юридических лиц.
На Министерство юстиции РФвозлагается функция регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Этарегистрация осуществляется органами юстиции по месту нахождения недвижимости.Министерство юстиции РФ и его органы осуществляют координацию деятельности органовзаписи гражданского состояния.
Министерство юстиции играет активнуюроль в сфере развития юридических услуг. В основном эта функция проявляется влицензировании права осуществлять юридические услуги, аттестации юридическогоперсонала, контроле за деятельностью юридических и физических лиц,осуществляющих правовое обслуживание населения. Лицензии выдаются Министерствомюстиции РФ и органами юстиции субъектов РФ, которые ведут реестр лицензий. Припоступлении жалоб на действия лица, получившего лицензию, Министерство юстицииРФ и его органы вправе приостановить или аннулировать лицензию.
Министерство юстиции участвует вразработке и осуществлении программ правовой информатизации органовгосударственной власти. Оно организует внедрение программно-аппаратных средствсбора, обработки и анализа правовой информации для судов, органов юстиции.Министерство юстиции РФ с помощью различных средств правовой информацииосуществляет правовое просвещение граждан с целью воспитания уважения кзаконам, их неукоснительному соблюдению.
Министерство юстиции РФ представляетсогласованные с Министерством иностранных дел предложения о заключениимеждународных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейными иным делам, заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующимиорганами иностранных государств и международных организаций. Министерствоюстиции РФ обязано давать или не давать согласие на заключение международныхдоговоров, положения которых имеют расхождение с российским законодательством,представлять заключения о соответствии или несоответствии договора российскомузаконодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить призаключении договора. Министерство юстиции РФ организует исполнение договоров оправовой помощи, других международных договоров и конвенций, относящихся к егокомпетенции.
Министерство юстиции РФ и его органыконтролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований закона, устанавливаютпорядок оказания юридической помощи гражданам и организациям, оказывают помощьпрезидиумам коллегий адвокатов по проведению мероприятий по повышениюпрофессионального уровня адвокатов, издают методические указания и рекомендациипо вопросам деятельности адвокатуры. Если решения общего собрания коллегииадвокатов, постановления президиума коллегии не соответствуют действующемузаконодательству, Министерство юстиции РФ или администрация краев, областейприостанавливает их действие.
Министерство юстиции РФ открывает иупраздняет государственные нотариальные конторы, дает органам юстиции порученияна их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов,занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на правонотариальной деятельности. Министерство юстиции РФ и его органы обязаныосуществлять контроль за деятельностью нотариусов. В связи с этим они вправеистребовать от нотариуса сведения о совершенных нотариальных действиях и иныедокументы, утверждать или не утверждать решения, принятые нотариальнымипалатами. Министерство юстиции РФ осуществляет назначение на должность как государственных,так и частных нотариусов, направляет в суд ходатайство о лишении нотариусалицензии. Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции РФутверждает правила нотариального производства.
3. Федеральная служба судебных приставов и федеральная службарегистрации Министерства юстиции РФ
 
В Министерстве юстиции РФ создана идействует Федеральная служба судебных приставов, целью которой являетсяобеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебныхрешении. Служба судебных приставов заменила действующих при районных судахсудебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебнойдеятельности и, соответственно, судебных решений, а также противодействия ихисполнению оказалась малоэффективной.
Служба судебных приставоворганизуется и действует в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».
В состав этой службы входят:
департамент судебных приставовМинистерства юстиции РФ;
служба судебных приставов Управлениявоенных судов Министерства юстиции РФ;
службы судебных приставов органовюстиции субъектов РФ;
районные, межрайонные подразделениясудебных приставов.
Возглавляет службу судебных приставовГлавный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министраюстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов,назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит ихаттестацию.
ФССП России возглавляет директорФедеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав РоссийскойФедерации (далее директор), назначаемый на должность и освобождаемый отдолжности Президентом Российской Федерации.
Директор несет персональнуюответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.
Директор имеет заместителей директораФедеральной службы судебных приставов – заместителей главного судебногопристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых отдолжности Президентом Российской Федерации.
Количество заместителей директораустанавливается Президентом Российской Федерации.
В зависимости от выполняемыхобязанностей судебные приставы делятся на:
приставов, обеспечивающихустановленный порядок деятельности судов;
приставов, исполняющих судебные актыи акты других органов.
Судебные приставы, обеспечивающиеустановленный порядок деятельности судов, обязаны обеспечить в судахбезопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнениераспоряжений председательствующего в судебном заседании, связанных ссоблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимомуи другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;обеспечение охраны залов судебных заседаний, совещательных комнат в рабочеевремя. Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе применятьфизическую силу, оружие и специальные средства в порядке, предусмотренномзаконом, а также обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности,военнослужащим внутренних войск.
Судебный пристав, исполняющийсудебные акты, обязан обеспечить полное и правильное исполнение исполнительныхдокументов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверкуисполнения исполнительных документов на работающих у него должников, входить вхранилища и другие помещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, даватьгражданам, организациям, участвующим в исполнительном производстве, порученияпо вопросам совершения конкретных исполнительных действий, изымать иреализовывать имущество должника, налагать арест на денежные вклады, объявлятьрозыск должника, его имущества или розыск ребенка. Если судебное требование неясно, то судебный пристав вправе просить суд разъяснить его.
Судебным приставом может бытьгражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющийопределенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своимделовым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на негодолжностные обязанности. Судебные приставы носят установленную форму одежды, ихтребования при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан идолжностных лиц. Судебные приставы подлежат обязательному государственномустрахованию. В случае их смерти или увечья при исполнении служебныхобязанностей выплачивается денежная компенсация. Судебные приставы пользуютсяправом бесплатного проезда и рядом других льгот.
Надзор за точным и неуклоннымисполнением законов судебными приставами осуществляет прокуратура.
Контроль за действиями приставовосуществляет суд, направивший приставу исполнительные документы, или суд, вкотором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деятельностьюсудебных приставов осуществляется министром юстиции РФ, начальниками органовюстиции субъектов Российской Федерации, а также вышестоящими подразделениямислужбы судебных приставов.
Федеральная регистрационная службадействует в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315«Вопросы Федеральной регистрационной службы». Федеральная регистрационнаяслужба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество исделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, атакже правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфереадвокатуры и нотариата.
Основными задачами Росрегистрацииявляются:
1) обеспечение установленного порядкагосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) организация деятельности погосударственной регистрации общественных объединений и политических партий;
 3) осуществление контроля инадзора в сфере адвокатуры и нотариата;
 4) осуществление контролядеятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
5) управление территориальнымиорганами Росрегистрации.

4. Федеральная служба исполнения наказаний
 
До недавнего времени исполнениенаказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составлялаодну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функциибыла создана система органов, исполняющих наказание. Однако в соответствии справовой реформой, осуществляемой в России, принято решение о передаче функцииисполнения наказаний, назначенных судом, в ведение Министерства юстиции РФ. В 1997 г. Министерству юстиции РФ были переданы органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы.
Основными задачами органов,исполняющих наказание, являются:
организация и исполнение наказаний ввиде лишения свободы и исключительной меры наказания;
размещение и перевод заключенных;
организация и содержание под стражейподозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
обеспечение правопорядка и законностив учреждениях, исполняющих наказание, следственных изоляторах, безопасностиперсонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этихучреждений, содержащихся в них осужденных, обвиняемых и подозреваемых, а такжеохраны объектов уголовно-исполнительной системы;
организация привлечения к трудуосужденных на собственных производствах учреждений, исполняющих наказание,предприятиях любых организационно-правовых форм, а также в видепредпринимательской деятельности; организация общего и профессиональногообразования и профессиональной подготовки осужденных;
обеспечение надлежащих условийотбывания наказания;
содействие другим органам восуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Правовую основу организации идеятельности органов, исполняющих наказание, составляют Указ Президента РФ от13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (сизменениями от 12 июля 2005 г.) и Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Уголовно-исполнительная системаМинистерства юстиции РФ состоит из:
центрального органауголовно-исполнительной системы;
территориальных органовуголовно-исполнительной системы;
учреждений (колонии, тюрем,следственных изоляторов) и предприятий;
конвойных и специальныхподразделений.
ФСИН России возглавляет директор Федеральнойслужбы исполнения наказаний (далее – директор), назначаемый на должность иосвобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлениюПредседателя Правительства Российской Федерации.
Директор несет персональнуюответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий.
Центральный органуголовно-исполнительной системы является самостоятельным структурнымподразделением Министерства юстиции РФ, обеспечивающим организацию исполнениязаконодательства Российской Федерации по вопросам деятельностиуголовно-исполнительной системы. Его структура и штаты утверждаются министромюстиции РФ. Центральный орган уголовно-исполнительной системы являетсяюридическим лицом и владеет, распоряжается и пользуется имуществом уголовно-исполнительнойсистемы. Он создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений,исполняющих наказания, а также предназначенные для обеспечения деятельностиуголовно-исполнительной системы предприятия, научно-исследовательские,проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В интересах развития социальнойсферы уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду центральныйорган уголовно-исполнительной системы имеет право создавать предприятия любыхорганизационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правахучредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими. Центральныйорган Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет перевод заключенныхиз одного учреждения в другое и передачу осужденных для отбывания наказания вдругие государства.
Территориальные органыуголовно-исполнительной системы осуществляют непосредственное руководствоколониями, тюрьмами, следственными изоляторами, находящимися на определеннойтерритории (как правило, совпадающей с административно-территориальным делениемгосударства), обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью, распределяютосужденных по учреждениям.
Колонии, тюрьмы являютсяисправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При нихорганизуются и действуют предприятия. Следственные изоляторы обеспечиваютсодержание подозреваемых и обвиняемых, к которым применена мера пресечения ввиде заключения под стражу.
В соответствии с возложенными на нихзадачами органы уголовно-исполнительной системы осуществляют содержаниеобвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных – в тюрьмахи колониях в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденныхвоспитательную работу в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений;в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение.
Немаловажное значение всегда имелапроизводственная деятельность этих органов, но особую актуальность онаприобрела в настоящее время, когда места лишения свободы фактически переведенына самофинансирование и от того, насколько хорошо организованапроизводственно-хозяйственная деятельность, во многом зависит обеспечение надлежащихусловий отбывания наказания, сохранение здоровья осужденных.
В следственных изоляторах и колонияхосуществляется оперативно-розыскная деятельность в соответствии с Законом «Обоперативно-розыскной деятельности». Она направлена на выявление, предупреждениеи пресечение преступлений и иных правонарушений, совершаемых на территорииучреждения, а также на раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другимиорганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Органы, исполняющие наказание,осуществляют и уголовно-процессуальную деятельность. Начальники исправительныхучреждений, следственных изоляторов наделены правами органа дознания по делам опреступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнениемими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных врасположении указанных учреждений. В зависимости от преступления дознаниеосуществляется либо в полном объеме, либо в виде неотложных следственныхдействий с последующей передачей дела по подследственности.
На сотрудников органов внутреннихдел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительнойсистемы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу вэти учреждения и органы, распространяется действие федерального закона о службев уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ. В соответствии сэтим за сотрудниками органов внутренних дел, переходящими на службу вучреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ,сохраняются специальные звания, сроки выслуги. Лицам, вновь поступающим наслужбу, присваиваются специальные звания. Надзор за деятельностью органовуголовно-исполнительной системы осуществляют специализированная прокуратура понадзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Каждая такаяпрокуратура осуществляет надзор за деятельностью нескольких исправительныхучреждений. Судебный контроль осуществляется в основном при рассмотрении судомпредставлений администрации учреждений об условно-досрочном освобожденииосужденных и переводе их в колонии с другим режимом содержания.

Заключение
 
Право имеетобщесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей,обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитиесоциальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъектыправа, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и онимогут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий всоциальном плане.
Общесоциальнаясущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределахсвоих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государствастоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, асвобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Системаразделения властей включает в себя законодательную, исполнительную и судебнуювласть. В каждой из этих ветвей власти есть органы, защищающие право в той илииной форме. Органы юстиции играют важную роль в деле защиты и развития системыправа в составе исполнительной власти.

Список использованных источников
 
1.   Конституция РФ.
2.   Положение о Министерстве юстиции РФ.
3.   Указ Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
4.   Указ Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями от12 июля 2005 г.).
5.   Указ Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы».
6.  УказПрезидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебныхприставов».
7.  Баглай М.В. Конституционноеправо Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2005.С. 222.
8.  Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.:Юриспруденция, 2000.
9.   Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2006.
10.     Чувилев А.А.Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы. М., 2004.
11.     Элькинд П. С. Толкование и применение нормуголовно-процессуального права. М, 1967.
12.     www.minust.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.