Реферат по предмету "Государство и право"


Оплата труда в коммерческих организациях с учетом применения тарифной ставки первого разряда

Оплата труда в коммерческих организациях с учетомприменения тарифной ставки первого разряда
Действующаяв Республике Беларусь система оплаты труда является дифференцированнойприменительно к категории работающих и заинтересованности государства внаправлении деятельности организации, ее месте в структуре экономики в целом. Всвязи с этим специальное законодательство сформировано для регулирования оплатытруда бюджетного сектора экономики, государственных служащих, коммерческихорганизаций государственной формы собственности и с долей собственностигосударства в их имуществе, организаций частной формы собственности. Для того,чтобы уяснить какие же существуют различия в оплате труда работниковкоммерческих организаций, обратимся к Трудовому кодексу Республики Беларусь(далее — ТК), в ст. 57 которого содержится определение понятия «заработнаяплата». Заработная плата в соответствии с ТК — это вознаграждение за труд,которое наниматель обязан выплачивать работнику за выполненную работу в зависимостиот ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работниковс учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые врабочее время. Конкретные виды выплат, которые входят в состав заработной платыприменительно к данному определению, законодатель не приводит, в связи с чемможно руководствоваться постановлением Министерства труда Республики Беларусьот 10.04.2000 № 47, утвердившим Инструкцию о порядке исчисления среднегозаработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством (далее — Инструкция). Инструкция является единым нормативным правовым актом,обязательным к применению организациями любой формы собственности в случаеисчисления среднего заработка, сохраняемого работнику на время трудового исоциального отпусков, для выплаты компенсации за неиспользованный трудовойотпуск, выходного пособия, пособия по безработице, оплаты времени выполнениягосударственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула и в другихслучаях, предусмотренных законодательством. Согласно приложению к названнойИнструкции в заработную плату включаются 4 вида вознаграждения:
1) заработная плата за выполненную работуи отработанное время;
2) выплаты стимулирующего характера;
3) выплаты компенсирующего характера,связанные с режимом работы и условиями труда;
4) оплата за неотработанное время.
Приложениесодержит также перечень выплат работнику, которые не учитываются при исчислениисреднего заработка и которые не связаны с выполнением им конкретной трудовойфункции, производятся по основаниям, предусмотренным иными нормативными актами(например, на основании Указа Президента от 30.08.1996 № 344 проводитсяиндексация заработной платы в связи с инфляцией, а также при несвоевременной еевыплате с целью компенсации потерь ее реального значения), поэтому не могутвключаться в выплаты, составляющие оплату труда. К таким выплатам относятся,например, материальная помощь, оказываемая родителям при рождении ребенка,компенсации в связи с переездом на работу в другую местность, командировочныерасходы, единовременные выплаты на оздоровление при предоставлении трудовогоотпуска и прочие аналогичные выплаты.
Бюджетныеорганизации и организации, пользующиеся государственными дотациями, применяюттарифные ставки и оклады, корректирующие коэффициенты к ним в размерах,установленных постановлением Совета Министров и Министерством труда исоциальной защиты (далее — Минтруд). Тарифная ставка первого разряда для оплатытруда работников таких организаций, действующая с 1 ноября 2008 года,установлена постановлением Правительства от 05.10.2008 № 1449 (далее — постановление № 1449) и составляет 91000 рублей. На основании ее размерапостановлением Минтруда от 13.10.2008 № 142 с 1 ноября текущего годарассчитаны и применяются корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам(окладам) работников бюджетных организаций, дифференцированные по тарифнымразрядам работников, тарифицируемых с 1-го по 27-й разряды. Тарифные ставки(оклады) работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихсягосударственными дотациями, исчисляются путем последовательного умножениятарифной ставки первого разряда, установленной постановлением № 1449, насоответствующие тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки работниковРеспублики Беларусь (далее — ЕТС) и корректирующие коэффициенты, установленныеэтим же постановлением.
Вкоммерческих организациях всех организационно-правовых форм размер тарифныхставок рабочих и должностных окладов служащих формируется с учетом тарифнойставки первого разряда, применяемой в организации, и соответствующих тарифныхкоэффициентов ЕТС на основании порядка, предусмотренного коллективным договоромили соглашением. А при их отсутствии — по решению нанимателя, выраженному втрудовом договоре в зависимости от сложности и условий труда этих работников,их квалификации на основе ЕТС. В то же время указанный механизм формированияоплаты труда в коммерческих организациях необходимо рассматривать в качествеобщего порядка, корректировка которого предусмотрена очень многими актами Главыгосударства и правительственными постановлениями. В частности, ДекретомПрезидента Республики Беларусь от 18.07.2002 № 17 «О некоторыхвопросах регулирования оплаты труда работников» наниматели — коммерческиеорганизации ограничены определенными рамками при установлении размеров тарифныхставок (окладов) работников, так как эти тарифные ставки (оклады) не могут бытьменьшего размера гарантированного государством для соответствующихтарифно-квалификационных групп. Этим же декретом разрешено производить выплатыпо системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих запроизводственные результаты, если они превышают 30 % заработной платы посдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одногоработника только за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Данныеположения Декрета № 17 впоследствии были конкретизированы в Инструкции опорядке применения единой тарифной сетки работников Республики Беларусь,утвержденной постановлением Минтруда от 20.09.2002 № 123 (далее — Инструкция о применении ЕТС). Данная Инструкция определила ЕТС как инструменттарифного нормирования оплаты труда работников организаций, который представляетсобой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Наее основе с использованием других элементов тарифной системы — тарифной ставкипервого разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единогоквалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), иных квалификационныхсправочников, определяются тарифные ставки (оклады) работников, устанавливаетсятарификация выполняемых работ. При этом применение ЕТС не ограничивает правнанимателей в выборе форм, систем и размеров оплаты труда, с помощью которыхзаработная плата работников увязывается с конечными результатами труда,эффективностью работы организации.
Инструкцияо применении ЕТС дифференцировала тарифную часть заработной платы работников,нанимателями которых являются коммерческие организации, применительно к распределениюпрофессионально-квалификационных групп работников по 27 разрядам ЕТС, введенныхпостановлением Минтруда от 23.03.2001 № 21:
— с1-го по 8-й разряд включительно распределены рабочие,
— с5-го по 27-й разряд — служащие.
Внутри2-й группы выделены самостоятельные подгруппы, построенные по принципу общноститрудовых функций. Это руководители организаций и их структурных подразделений,распределяемых с 12-го по 27-й разряд, руководители подразделенийадминистративно-хозяйственного обслуживания, которым могут быть присвоены 7-9разряды включительно, и специалисты, размещенные с 7-го по 15-й разряды. Другиеслужащие (технические исполнители), занятые подготовкой и оформлениемдокументов, учетом и контролем за их использованием размещены с 5-го про 7-йразряд включительно.
Посколькудиапазон ЕТС составляет 7,84:1, нарастание межразрядных тарифных коэффициентовпроисходит следующим образом:
  - с 1-го по 4-йразряд — 16%;
  - с 4-го по 6-й — 10%;
  - с 6-го по 27-й- 7%.
Определенныеособенности тарификации существуют для работников, в том числе руководителей,коммерческих организаций здравоохранения, образования, науки и научногообслуживания, культуры, физической культуры и спорта, телевидения ирадиовещания, редакций газет и журналов, их обособленных подразделений, которымтарифная ставка первого разряда может быть установлена на уровне,предусмотренном для соответствующих категорий работников аналогичныхорганизаций, финансируемых из бюджета, с учетом показателей по отнесению их кгруппам и категориям по оплате труда.
Своюспецифику имеет присвоение тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентовруководителей коммерческих организаций, зависящее от списочной численностиработников и группы ставок. При уменьшении списочной численности работников,вызванного проведением организационно-технических мероприятий, направленных наповышение эффективности производства и труда, тарифные оклады руководителейтаких организаций не пересматриваются. Таким образом, изменение списочнойчисленности работников, вызванное иными причинами (например, прекращением трудовыхдоговоров с работниками в связи с истечением срока контракта, по инициативеработника, по инициативе нанимателя и пр. причинам), повлечет пересмотртарифного разряда руководителя. Для руководителей вновь созданных организацийнаоборот предусмотрена шкала тарификации, которая используется только в течениепервого года функционирования юридического лица и только в случае увеличенияфактической списочной численности работников. Во второй и последующие годытарифный разряд руководителя организации определяется по данным государственнойстатистической отчетности о списочной численности организации. Размеры оплатытруда руководителей коммерческих организаций по общему правилу, содержащемуся вст. 64 ТК, определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора.В то же время воля сторон не всегда здесь играет главенствующую роль.Законодательство Республики Беларусь содержит целый ряд ограничений, в томчисле и по выплатам, составляющим оплату труда, которые должны безусловноприменяться при заключении контракта с руководителем государственнойорганизации. В связи с этим при формировании оплаты труда руководителей должнысочетаться как государственно-властные веления, так и воля нанимателя илисобственника имущества, которые являются обязательными для организацийгосударственной формы собственности и носят рекомендательный характер дляпрочих коммерческих организаций. Основополагающим документом в данной областиправоотношений является постановление Совета Министров Республики Беларусь от25.07.2002 № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителейорганизаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — постановление № 1003), которым утверждено Положение об условиях оплатытруда руководителей государственных организаций и организаций с долейсобственности государства в их имуществе (далее — Положение).
Всоответствии с данным Положением заработная плата руководителей состоит издолжностного оклада, надбавок, доплат, премий по результатамфинансово-хозяйственной деятельности организации, специальных видов премий,вознаграждения по итогам работы за год и других выплат. Тарифные разряды приэтом рассчитываются как произведение размера тарифной ставки первого разряда,установленной по организации, и тарифного коэффициента соответствующеготарифного разряда ЕТС с возможной его корректировкой органом, заключающимконтракт.
Особенностиоплаты труда руководителя коммерческой организации можно подразделить последующим направлениям:
— оплата труда руководителя убыточной организации. По решению собственникаимущества им могут устанавливаться на период не более 2-х лет должностныеоклады в размере, не превышающем 3,5 среднемесячной заработной платы,сложившейся по соответствующей отрасли экономики (подотрасли, видуэкономической деятельности) за квартал, предшествующий отчетному кварталу приусловии, что организация проводит мероприятия по финансовому оздоровлению и еевыводу из кризисного состояния, либо проводит мероприятия по реконструкции иосвоению новейших технологий и новых производств. При наличии данныхобстоятельств руководителям организаций, имеющих приоритетное значение вразвитии отрасли экономики должностные оклады устанавливаются в размере, непревышающем 4,5 раза указанной среднемесячной заработной платы;
— повышение тарифных окладов руководителей при заключении, изменении, продлениилибо заключении нового контракта. По решению собственника тарифные оклады вназванных случаях могут быть повышены не более чем на 50%. Допускаетсяповышение по итогам работы за квартал, за каждый процентный пункт приростарентабельности реализованной продукции, товаров (работ, услуг), исчисленныйнарастающим итогом с начала года, в размере до 3% включительно, но не более чемна 15% тарифного оклада; за выполнение других показателей контракта до 30%тарифного оклада при соблюдении установленного норматива готовой продукции поотношению к среднемесячному объему производства. Максимальный размер повышенияне может быть больше 95% тарифного оклада;
— надбавки. Надбавки могут устанавливаться четырех видов:
1) за сложность и напряженность работыв размере до 50% должностного оклада;
2) за продолжительность непрерывнойработы (стаж работы) в размере до 20% должностного оклада;
3) руководителям эффективно работающихорганизаций, приобретших в порядке, установленном законодательством, врезультате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия какимущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций, кромеубыточных сельскохозяйственных организаций, которым предоставлена отсрочка (рассрочка)погашения задолженности по налогам и иным платежам в бюджет, — по итогам работыза квартал надбавка за увеличение объемов управленческого труда устанавливаетсяв размере, не превышающем 30% тарифного оклада;
4) вновь назначенным руководителяморганизаций, имеющих отсрочку либо рассрочку по налогам и иным платежам вбюджет — по итогам работы за квартал устанавливается надбавка за высокиедостижения в труде в размере, не превышающем 20% тарифного оклада;
— премирование. Премирование осуществляется по результатам финансово-хозяйственнойдеятельности организации и из прибыли. По первому основанию премированиюподлежат руководители:
  - при ростевыручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
  - при снижениизатрат на рубль товарной продукции;
  - при выполнениицелевых показателей по энергосбережению, увеличению использования местных видовтоплива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижение энергоемкостипродукции по другим показателям, установленным органом, заключающим контракт.
Премированиеможет быть установлено собственником имущества и руководителям убыточныхорганизаций в зависимости от снижения убытков от реализации продукции, товаров(работ, услуг) за каждый процентный пункт снижения в размере до 5%, но не более30% должностного оклада. Премии из прибыли выплачиваются дополнительно поитогам работы за квартал и не могут превышать 60% и 20% должностного оклада заквартал в зависимости от показателей премирования. Допускается выплата изприбыли, оставшейся после налогообложения, и иных видов премий, в том числе вознаграждениепо итогам работы за год, доплаты за ученые степени и прочие выплаты. В данномслучае необходимо учитывать, что выплаты из прибыли, оставшейся после налогообложения,могут производиться руководителям при условии соблюдения нормативов еераспределения в фонд накопления и фонд потребления, установленных органом, заключившимконтракт.
Существеннуюроль при определении конкретных размеров оплаты труда руководителя играюткоэффициент соотношения его средней заработной платы и средней заработной платыпо организации в целом, отнесение руководителя к группе оплаты труда и прочиеусловия. Постановлением № 1003 определен порядок расчета коэффициентасоотношения для организаций независимо от форм собственности. В зависимости отмасштабов производства, численности работников конкретный коэффициентустанавливается органом, заключившим с руководителем контракт в пределах егозначения 4,0. В исключительных случаях при соблюдении определенной процедурыдопускалось применение коэффициента до 5,0 и даже свыше этого значения. Однако,ввиду приостановления действия абзаца 3 п. 2 постановления № 1003 до 1 января2009 года, о порядке применения значений таких коэффициентов говорить нетнеобходимости. В то же время постановлением Совета Министров РеспубликиБеларусь от 29.02.2008 № 316 «О некоторых вопросах оплаты трударуководителей организаций» на 2008 год руководителям стабильно работающихорганизаций государственной формы собственности и с долей собственностигосударства в их имуществе, имеющих высокую эффективность и приоритетноезначение в развитии отрасли и организаций, основной целью которых является социально-трудоваяреабилитация инвалидов и содействие их интеграции в общество, разрешенопринимать к расчету коэффициент до 5,0 включительно. Рассчитывается он нарастающимитогом с начала года органом, заключившим контракт, а для руководителей организацийс долей собственности государства в их имуществе — органом, уполномоченнымуправлять государственным имуществом. Применение коэффициента свыше 5,0производится на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь посогласованию с Президентом Республики Беларусь и рассматривается какисключительный случай, обоснование которого представляют республиканский органгосударственного управления, иная государственная организация, подчиненнаяПравительству, облисполком, Минский горисполком.
Приизменении размера коэффициента соотношения, установленного для руководителяорганизации, соответственно должны изменяться и коэффициенты соотношения длядолжностных лиц этой организации в порядке, установленном постановлениемМинтруда от 17.02.2005 № 13 «Об утверждении Инструкции о порядкеисчисления коэффициента соотношения средней заработной платы заместителяруководителя и главного специалиста и средней заработной платы в целом покоммерческой организации государственной формы собственности либо с долейсобственности государства в ее имуществе». При расчете коэффициентасоотношения организация учитывает премии, выплаченные должностным лицам поитогам работы за квартал в том квартале, в котором выплаты произведены;зарезервированная часть этих премий учитывается в полугодии, в которомпроизводятся их фактические выплаты. Если премирование осуществляетсяпомесячно, то в размере соответственно 1/3 и 1/6. В расчете величиныкоэффициента не учитываются:
  - государственныепремии, установленные Президентом;
  - премия либовознаграждение, выплаченные должностному лицу организации, занесенной наРеспубликанскую доску Почета или признанной победителем в соревновании(конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимомна республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях, вразмере, не превышающем за отчетный год в сумме по всем указанным основаниям,независимо от источника выплаты, его должностного оклада;
  - материальнаяпомощь, как правило, при предоставлении трудового отпуска в размере до 1,7должностного оклада включительно;
  - единовременныевыплаты в связи с юбилейными датами организаций, профессиональными праздниками,юбилейными датами рождения должностного лица, праздничными днями: Днемзащитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь и Днем женщин,увольнением должностного лица в связи с его уходом на пенсию в размере, непревышающем должностного оклада по каждому основанию;
  - выходноепособие, выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора (контракта) всоответствии с законодательством;
  - выплаты запреподавательскую, научную или медицинскую деятельность, осуществляемую всоответствии с законодательством;
  - выплаты затворческую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, вразмере, не превышающем одного среднемесячного заработка в год;
  - авторское ииные виды вознаграждения за создание произведений и материалов в сферетелевидения и радиовещания;
  - вознагражденияавторам открытий, изобретений и рационализаторских предложений;
  - оплата заруководство практикой студентов и учащихся;
  - денежнаякомпенсация за неиспользованный трудовой отпуск.
ПостановлениемМинтруда от 27.10.2008 № 147 внесены изменения в постановления Минтруда от20.09.2002 № 122 и от 17.02.2005 № 13, которые направлены нарасширение перечня выплат, которые не учитываются при исчислении коэффициентасоотношения средней заработной платы руководителя организации, его заместителяи главного специалиста и средней заработной платы по организации в целом. Прирасчете коэффициента не будет учитываться единовременная премия либовознаграждение, выплаченные названным должностным лицам за обеспечениеподготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села«Дажынкi», независимо от источника их выплаты.
ПостановлениемСовета Министров Республики Беларусь от 27.12.2004 № 1651 «Онекоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческихорганизаций» (далее — постановление № 1651) для коммерческихорганизаций государственной формы собственности и с долей собственностигосударства в их имуществе введены базовые предельные нормативы тарифной ставкипервого разряда соответствующие бюджету прожиточного минимума длятрудоспособного населения, который с 1 ноября 2008 года по31 января 2009 годаустановлен на уровне 245270 рублей (постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 30.10.2008 № 1628) и дифференцированные отраслевыекоэффициенты к ним в пределах от 1,0 до 1,5. Каким образом они применяются ивлияют на формирование оплаты труда работников. Главная задача введенияназванных величин это нормирование государством применения уровня ставкипервого разряда в коммерческих организациях государственной собственности иустановление ее зависимости от роста объемов производства и реализациипродукции, эффективности хозяйствования юридического лица в целом. В связи сэтим размер базового предельного норматива принимается за основу при включениив затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг),учитываемых при ценообразовании и налогообложении коммерческими организациями,независимо от форм собственности, кроме коммерческих организаций с иностраннымиинвестициями, выплат по тарифным ставкам, должностным окладам и сдельнымрасценкам. Такие выплаты включаются в затраты с учетом выполнения норм труда неболее чем на 200%, исчисленным исходя из тарифной ставки первого разряда, непревышающей ее базового предельного норматива и тарифных коэффициентов ЕТС.Исключение здесь могут составлять лишь те организации, которым на основаниипостановления Совета Министров от 04.07.2005 № 738 установлен болеевысокий базовый предельный норматив тарифной ставки первого разряда посравнению с утвержденным Правительством для организаций бюджетной сферы. Ккатегории названных организаций в настоящее время относится более 20юридических лиц, базовый предельный норматив тарифной ставки перового разрядадля которых установлен в кратных размерах к величине бюджета прожиточногоминимума для трудоспособного населения в следующих значениях:
1,2 — государственные внешнеторговые УП «Белвнешпромсервис» и«Белспецвнештехника»;
1,3 — УП «Минскинтеркапс», республиканские УП Несвижский завод медицинскихпрепаратов", «Белмедпрепараты», «Белорусская национальнаяперестраховочная организация», ОАО «Гомельстройматериалы»;
1,4 — ПРУП «Минский электротехнический завод им В.И.Козлова»;
1,5 — ЗАО «Атлант», РУП «Борисовский завод медицинскихпрепаратов»;
1,7 — ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций»;
2,0 — РУП «Белорусский металлургический завод», ОАО «Нефтезаводмонтаж»,
ОАО«Белорусская калийная компания», ЗАО «Белорусская нефтянаякомпания»;
2,1 — ЗАО «Белорусская судоходная компания»;
2,2 — организации, входящие в систему Национальной государственной телерадиокомпанииРеспублики Беларусь, ЗАО «Второй национальный телеканал»,
ЗАО«Столичное телевидение»;
2,6 — ЗАО «Белтехэкспорт».
Данныйперечень организаций может быть изменен, если включенные в него организацииперестанут отвечать определенным требованиям или если необходимым требованиямбудут отвечать и иные организации. Для получения права применять повышеннуюставку первого разряда юридические лица должны иметь высокую эффективность иприоритетное значение в развитии отрасли, обеспечивать выполнениепроизводственно-хозяйственных показателей, характеризующих эффективность финансово-экономическойдеятельности, освоение новых рынков сбыта, рост объемов экспорта и не иметь задолженностипо заработной плате, за потребленные энергоресурсы, налогам и иным платежам вбюджет и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальнойзащиты. С октября 2008 года в названный перечень было включено ОАО«Гомельстройматериалы» как соответствующее названным критериям. В тоже время, имея право на более высокие тарифные ставки, перечисленныеорганизации не могут применять дифференцированные коэффициенты к ним, установленныепостановлением № 1651, а также включать в затраты по производству иреализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании иналогообложении выплаты по тарифным ставкам, превышающие предельный размертарифной ставки первого разряда, установленной в соответствии с п. 1 и 2постановления № 1651 и тарифных коэффициентов ЕТС. Однако сумма выплатстимулирующего и компенсирующего характера, повышения тарифных ставок,должностных окладов и расценок с учетом фактического выполнения норм труда вустановленных законодательством размерах, рассчитываются исходя из тарифнойставки первого разряда, применяемой в организации.
Повышениетарифной ставки первого разряда коммерческими организациями осуществляется в соответствиис постановлением Минтруда, Министерства финансов Республики Беларусь,Министерства экономики Республики Беларусь от 24.02.2005 № 18/23/34.Утвержденная им инструкция является обязательной только для государственныхкоммерческих организаций и организаций с долей собственности государства в ихимуществе, но может применяться и иными организациями без доли собственностигосударства в их имуществе, а также организациями с иностранными инвестициями.Бюджетные организации также применяют данную инструкцию при условии, что в ихсостав входят хозрасчетные структурные подразделения, осуществляющиесамостоятельный бухгалтерский учет и имеющие отдельный учетный номерналогоплательщика. Особенностью организаций, применяющих порядок повышениятарифной ставки первого разряда в соответствии с постановлением№ 18/23/34, является исполнение 2 условий:
  - повышениетарифной ставки производится с 1-го числа месяца, следующего за отчетнымпериодом и только после подведения итогов финансово-хозяйственной деятельностиорганизации (первое условие);
  - тарифная ставкаподнимается до уровня ставки первого разряда, установленного Правительством длябюджетных организаций при условии отсутствия задолженности по заработной платеи обязательным страховым взносам в Фонд социальной защиты населения. Принятиерешения о повышении в организации тарифной ставки первого разряда не зависит отизменения ее величины для работников организаций, финансируемых из бюджета ипользующихся государственными дотациями, однако именно эта величина являетсябазовой, если до конца календарного года организация уже имея более высокуюставку первого разряда, чем введенная для бюджетного сектора экономики, вновьпримет решение о ее повышении. Первостепенную роль для повышения тарифнойставки 1-го разряда в организации играют локальные нормативные правовые акты, атакже учредительные документы, отражающие перечень экономических показателей,при выполнении которых в организации изменяется размер тарифной ставки первогоразряда. Как правило, самыми распространенными из них являются рост производительноститруда, получение прибыли, снижение затрат на производство и реализациюпродукции (работ и услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении,рост объемов производства продукции, товаров (работ, услуг) в сопоставимыхценах к соответствующему периоду предыдущего года. При этом названныепоказатели могут вводиться не только самой организацией, но и органом,уполномоченным управлять ее имуществом или осуществлять владельческий надзор,если повышение тарифной ставки первого разряда производится организацией ужеприменяющей ее в значении большем, чем установлено для бюджетных организаций.
Вотдельных организациях органы, осуществляющие владельческий надзор илиуполномоченные управлять имуществом, лишены права самостоятельно приниматьрешение об установлении дополнительных экономических показателей, при наличиикоторых организация может повышать ставку первого разряда. Таковыми, например,являлись в течение очень незначительного времени в 2007 году организациитопливно-энергетического комплекса, относящиеся к электроэнергетической итопливной промышленности и входящие в систему Министерства энергетикиРеспублики Беларусь и концерна «Белнефтехим». Тарифная ставка первогоразряда в них повышалась по согласованию с названными органами. На основаниипостановления Минтруда, Министерства финансов Республики Беларусь иМинистерства экономики Республики Беларусь от 14.05.2008 № 78/81/104повышение размеров тарифных ставок первого разряда в организациях, находящихсяв подчинении либо входящих в состав республиканских органов государственногоуправления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству,областных, Минского городского исполнительных комитетов, будет осуществлятьсяпо согласованию с данными органами государственного управления, если имипринимаются соответствующие решения. Такое решение от 02.10.2008 № 2350принято, в частности, Минским горисполкомом. На основании данного решенияповышение размеров тарифных ставок первого разряда в коммерческих организацияхкоммунальной собственности г. Минска осуществляется по согласованию сзаместителями председателя Мингорисполкома, для чего заинтересованнаяорганизация направляет в Мингорисполком ходатайство с приложением к нему:
— финансово-экономического обоснования принимаемого решения,
— информации о выполнении показателя по росту заработной платы,
— информации об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате,платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и в Фонд социальнойзащиты населения, выполнении условий оказания государственной поддержки и иныхпреференций, отсутствия превышения установленного нормативными правовыми актамибазового предельного норматива тарифной ставки первого разряда с учетомдифференцированных отраслевых коэффициентов, отсутствии просроченнойкредиторской задолженности за полученную сельскохозяйственную продукцию ипродукты ее переработки за отчетный период.
Послерассмотрения представленных документов Комитетом по труду, занятости исоциальной защите Мингорисполкома, на что отводится 14 дней, принимаетсярешение о согласовании либо несогласовании повышения размеров тарифных ставокпервого разряда. Надо полагать, что данное решение не будет единственным,поскольку новые правила согласования повышения тарифной ставки первого разрядав коммерческих организаций вводились в целях более качественного контроля зафинансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций, улучшениюнормирования труда, направленного на обеспечение опережающего роста производительноститруда над ростом заработной платы, в связи с чем все государственные органы,имеющие в своем подчинении такие организации, заинтересованы в принятиисоответствующих нормативных правовых актов.
Формированиеоплаты труда в коммерческих организациях имеет и другие особенности, связанныес реализацией норм Трудового Кодекса Республики Беларусь, иных законодательныхактов, а также постановлений Минтруда, отраслевых министерств, и учитываютсяорганизациями в их локальных нормативных правовых актах, трудовых договорах иконтрактах с работниками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1. Конституция Республики Беларусь. Принята нареспубликанском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск «Беларусь» 1997.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯСПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2008г.
3. Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. –Мн.: Амалфея, 2000.
4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. — Мн.:ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество».1999. — 374с.
5. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь.Под ред. Василевича Г.А. Издательство Амалфея. / 2003. – 1120с.
6. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н.Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея,2001 — 592с.
7. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред.Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 — 672с.
8. Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. ВасилевичГ.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. –Мн.: Амалфея, 2006с.
9. Трудовое право Республики Беларусь: Практическоепособие / Важенкова Т.Н. – Мн.: УП «Молодежное», 2003.
10. Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложениекурса / В.А. Круглов. – Мн.: Дикта 2004. – 75с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.