Реферат по предмету "Государство и право"


Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам

Министерство внутренних дел Российской ФедерацииБелгородский юридическийинститутКафедра «Уголовного процесса»Дисциплина «Правоохранительные органы  в РФ»
РЕФЕРАТ
по теме: «Оказаниеюридической помощи и защита по уголовным делам»
                 Автор: Адъюнкткафедры
рядовой милиции
Ловин В.А.Белгород — 2008 План
 Вступительная часть
1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.
2. Понятие, задачи и организация государственного и   частного нотариата в РФ.
3. Понятие, задачи и принципы организации адвокатуры.
Заключительная часть (подведение итогов).
 

Литература:
 
 Основная:
1. Гуценко К.Ф., КовалевМ. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 1998. Гл. 16.
   2.Правоохранительныеорганы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк.2004. Гл. 13, 16, 17.
   3.Правоохранительныеорганы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. –М., Щит-М. 2003. Гл.2.параграф 7-8.
4.Воронцов С.А.Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История исовременность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999.Раздел 5. Гл. 5.
5.Правоохранительныеорганы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В.-М.,  Щит-М. 2000.  Дополнительная:
1.Конституци РФ. М. 1993.
2.Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от17.12.1997 //СЗ РФ.22.12. 1997. № 51. Ст. 5712.
3.Федеральный закон № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» от 31.05. 2002.  //Собрание законодательства РФ. 10.06.2002, N 23,Ст. 2102. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).
4.«Основы законодательства о нотариате» 1993. // Ведомости СНД и ВС РФ,11.03.1993. № 10, ст. 357. Изменения, внесенные Федеральным законом от01.07.2005 N 78-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2006 года.
5. «О передачеуголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ». УказПрезидента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998. №31. Ст. 3841.

Введение.
Центральным органомфедеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственнойполитики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.
Возложенные на этусистему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так ипосредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстициисубъектов федерации.
Помимо органов юстиции вРФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный нотариат, атакже адвокатура.
Нотариат – это правовойинститут, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а такжезащиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредствомсовершения нотариальных действий[1].
Значение нотариата всовременной России подчеркивается необходимостью укрепления правовых началгосударственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент Российской ФедерацииВ.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской системе если нотариуспоставил печать, то это не просто закон, но «железобетонное решение».[2]
Деятельность нотариусовслужит также решению задач повышения юридической грамотности населения,поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого положениясделки  и последствия их применения.
Адвокатура – этосамоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению иорганизациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций,составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлятьпредставительство.
Цели и задачи, которые стоятперед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостьюпрофессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридическихлиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие передадвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяетзапросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.
На лекции мы рассмотримпонятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ.

Вопрос 1. Понятие,   задачи и система органовюстиции РФ
 
Административнаяреформа распределила разнородные государственные функции между различнымивидами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами иагентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться назадачах соответствующего уровня, тем самым, повышая эффективностьгосударственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстициибыли созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов,исполнения наказаний и регистрационная.
Министерство юстицииРоссийской Федерации (далее — Минюст России) представляет собой федеральныйорган исполнительной власти, который реализует государственную по­литику в сфереюстиции. Правовое положение Минюста России определяется Положением оМинистерстве юстиции Рос­сийской Федерации, которое утверждено УказомПрезидента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 (далее — Положение о Мин­юсте России)1.
В соответствии сПоложением о Минюсте России на него возложены следующие функции.
Выработка и реализациягосударственной политики в сфере юстиции и нормативно-правовое регулирование вданной сфере деятельности. Для реализации данной функции Минюст Рос­сии наделенполномочиями:
1.        вноситьПрезиденту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, дру­гие документы,по которым требуется решение Прези­дента РФ или Правительства РФ, по вопросам,относя­щимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральныхслужб, а также проекты плана работы и прогнозные показатели деятельности Миню­стаРФ и подведомственных ему федеральных служб;
2.        обеспечиватьисполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также меж­дународныхдоговоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3.        обобщать практикуприменения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственнойполити­ки в установленной сфере деятельности, разрабатывать на этой основе мерыпо совершенствованию своей дея­тельности;
4.        участвовать ворганизации работы по систематизации за­конодательства РФ и подготовке Сводазаконов РФ;
5.        проводить вустановленном законодательством РФ по­
рядке конкурсы и заключать государственные контрак­ты на размещение заказов напоставку товаров, выпол­нение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, атакже на проведение научно-исследовательских работ
для иных государственных нужд по вопросам, относя­щимся к компетенции МинюстаРоссии;
6.        разрабатывать ипредставлять в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетныхнаправле­ниях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проектыпланов законопроектной деятельности Правительства РФ;
7.        обобщать практикуподготовки федеральными мини­стерствами проектов федеральных конституционных за­конови федеральных законов, осуществлять методическое обеспечение их подготовки;
8.        координироватьработу федеральных органов исполни­тельной власти по подготовке предложений кпроектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и принеобходимости давать правовые заключения о целесообразности разработкизаконопроектов;
9.        осуществлятьгосударственную регистрацию норматив­ных правовых актов федеральных органовисполнитель­ной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека игражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющихмежведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, пре­дусмотренныхзаконодательством РФ;
10.      осуществлятьгосударственный учет нормативных пра­вовых актов субъектов РФ;
11.      организовыватьгосударственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальныхправо­вых актов о внесении изменений в эти уставы;
12.      осуществлять идругие полномочия, предусмотренные Положением о Минюсте России.
Другой функцией, котораявозложена на Минюст России, считается выработка и реализация государственнойполитики в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение данной функции наМинюст России возложено в конце 1990-х гг. В со­ответствии с реализацией даннойфункции в структуре Минюста России создана. Федеральная служба исполнения на­казаний(ФСИН РФ)1, которая непосредственно и осуществ­ляетдеятельность по реализации данной функции.
Еще одна функция, котораятрадиционно возлагается на Минюст России — выработка и реализациягосударственной политики адвокатуры и нотариата. В соответствии с Положе­нием оМинюсте России, реализуя данную функцию, Минюст России осуществляет полномочия:
·         утверждает формыреестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств иудостоверительных надписей;
·         осуществляет иныефункции по нормативно-правово­му регулированию, предусмотренныезаконодательством РФ о нотариате;
·         определяетпорядок ведения реестров адвокатов субъек­тов РФ;
·         утверждает формуордера на исполнение поручения, вы­даваемого адвокатским образованием, и формуудосто­верения адвоката;
Новойфункцией, которой наделен Минюст России, счита­ется обеспечение установленногопорядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.Выполне­ние данной функции возложено на Федеральную службу су­дебных приставов(ФССП РФ)2 Минюста России.
Следующая функция,которую осуществляет Минюст Рос­сии — регистрация прав на недвижимое имуществои сделок с ним, а также регистрация общественных объединений, религи­озныхорганизаций и политических партий. Осуществление дан­ной функции порученоФедеральной регистрационной служ­бе (Росрегистрации)3 МинюстаРоссии.
Традиционно наМинистерство юстиции РФ возлагается функция по организации и руководствусудебно-экспертными учреждениями. Минюст России осуществляет организацион­ное иметодическое руководство деятельностью судебно-экс­пертных учреждений, которыеему подведомственны.
Кроме того, на МинюстРоссии возложена функция, кото­рая связана с осуществлением международногосотрудничества. Так, Минюст России в сфере международного сотрудничестванаделен полномочиями:
1.        представлять всоответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнениимеждународ­ных договоров РФ о правовой помощи и правовых от­ношениях погражданским, семейным, уголовным и иным делам;
2.        согласовывать вустановленном законодательством РФ порядке предложения о заключении,прекращении, при­остановлении действия или временного применения международныхдоговоров РФ;
3.        вносить всоответствии с законодательством РФ пред­ложения о заключении международныхдоговоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренныезаконодательством РФ;
4.        давать заключенияо соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и ихюри­дической силе в РФ, а также по иным вопросам, связан­ным с вступлением всилу и выполнением такого дого­вора, если это предусмотрено международнымдоговором РФ или является необходимым условием вступления его в силу;
5.        получать вустановленном порядке от иностранных го­сударств или их компетентных органовзапросы о пра­вовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам илибо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственнойвла­сти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентныеорганы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и инымделам, если иное не предусмотрено международным договором РФ илизаконодательством РФ;
6.        взаимодействоватьв установленном законодательством РФ порядке с органами государственной властииност­ранных государств и международными организациями по вопросам, относящимсяк компетенции Минюста России, осуществлению обмена правовой информацией с иностраннымигосударствами.
СтруктураМинистерства юстиции Российской Федерации
Руководство деятельностьюМинюста России осуществля­ет Президент РФ.
Возглавляет Минюст Россииминистр юстиции РФ, кото­рый назначается на должность и освобождается отдолжности Президентом РФ по представлению Председателя Правитель­ства РФ.Министр несет персональную ответственность за вы­полнение возложенных на МинюстРоссии задач и реализа­цию государственной политики в установленной сфере дея­тельности.Министр юстиции может иметь двух заместителей, назначаемых на должность иосвобождаемых от должности Президентом РФ по представлению ПредседателяПравитель­ства РФ.
Система Минюста Россиисостоит из центрального аппара­та, территориальных органов, а также федеральныхгосудар­ственных учреждений, которые созданы для реализации задач вустановленной сфере деятельности Минюста России.
Структурнымиподразделениями центрального аппарата Минюста России являются девятьдепартаментов по основ­ным направлениям деятельности, в состав которых могутвхо­дить отделы. Кроме того, в центральном аппарате Минюста России имеетсяэкспедиция, архив, бухгалтерия. Возглавляют департаменты и отделы начальники,которые имеют замести­телей.
В Минюсте Россииобразуется коллегия в составе: мини­стра (председатель коллегии), егозаместителей, руководите­лей подведомственных Минюсту России Федеральных служб,входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии МинюстаРоссии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.Коллегия Минюста России рассматривает наиболее важные вопросы деятельностиорганов юстиции. Решения коллегии принима­ются большинством голосов ее членов.На основании реше­ний коллегии при необходимости могут издаваться приказыМинюста России.
В Минюсте России образуетсянаучно-консультативный со­вет. Состав совета и положения о них утверждаютсяминистром юстиции РФ.
При Минюсте Россиисоздаются как образовательные уч­реждения (Российская правовая академия МинюстаРоссии), так и судебно-экспертные учреждения Минюста России. Фе­деральнуюсистему экспертных учреждений Минюста России составляют:
·          российскийФедеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ);
·          региональныецентры судебной экспертизы (РЦСЭ);
·          центральныелаборатории и лаборатории судебной экс­пертизы (ЦЛСЭ);
Российский Федеральныйцентр судебной экспертизы (РФЦСЭ) — головное учреждение системы Минюста России.В данном судебно-экспертном учреждении наряду с теорети­ческими и методическимиразработками выполняют все роды криминалистических, биологических, автотехническихэкспер­тиз; бухгалтерские, планово-экономические и инженерно-тех­ническиеэкспертизы, в том числе повторные и сложные, ко­торые не могут выполниться вдругих учреждениях по ка­ким-либо причинам. РФЦСЭ являются юридическими лицами,имеющий бюджетный и иные, в том числе валютный, счета в учреждениях банков,печать с изображением Государственно­го герба РФ и со своим наименованием, атакже другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей де­ятельности.
Региональные центры судебнойэкспертизы (РЦСЭ), Цен­тральные лаборатории (ЦЛСЭ) и лаборатории судебнойэкспертизы (ЛЦЭ) являются государственными учреждениями, выполняющимиэкспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Своюдеятельность ЦЛСЭ и ЛЦЭ регулируют на основании приказа Минюста России от 17января 1995г. № 19-01-7—95 «Положение о лабораториях судебной  экспертизы ицентральных лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ».Лаборатории являются юридическими лицами, имеющими бюджетные и иные счета вучреждениях банков, печать с изображением Государ­ственного герба РФ и со своимнаименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые дляосуществления своей деятельности. Лабораторию возглавляет начальник, на­значаемыйна должность министром юстиции РФ. Кроме это­го, в лабораториях создаютсяотделы и специализированные группы (в том числе вне места нахождениялаборатории), дей­ствующие в соответствии с положениями о них, утверждае­мыминачальником лаборатории.
Современный судебныйпроцесс невозможен без квалифицированной экспертизы. Некачественно проведеннаяэкспертиза не только затягивает судебное разбирательство, но и значительноповышает его стоимость, что наносит удар по функционированию самой системыправосудия. Назрела необходимость формирования в России (из разрозненныхгосударственных судебно-экспертных учреждений) Федерального агентствагосударственной судебной экспертизы, подведомственного Минюсту России1.
Кроме того, вМинюст России входят:
·          Федеральнаяслужба исполнения наказаний (ФСИН РФ)1;
·          Федеральнаярегистрационная служба (Росрегистрация);
·          Федеральнаяслужба судебных приставов (ФССП РФ).
Федеральная службаисполнения наказаний
Федеральная служба исполнениянаказаний (ФСИН РФ) является федеральным органом исполнительной власти, ко­тораяосуществляет функции:
1.   правоприменительные, а также функциипо контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношенииосужденных;
2.   по содержанию лиц, подозреваемых либообвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящих­ся под стражей,их охране и конвоированию;
3.   по контролю за поведением условноосужденных и осуж­денных, которым судом предоставлена отсрочка отбы­ваниянаказания.
ФСИН РФ подведомственнаМинюсту России.
ФСИН РФ возглавляетдиректор, который назначается на должность и освобождается от должностиПрезидентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несетперсональную ответственность за осуществление возло­женных на ФСИН РФполномочий. Директор имеет шесть заместителей, в том числе одного первогозаместителя, назна­чаемых на должность и освобождаемых от должности ПрезидентомРФ. Кроме того, назначение на должности высшего на­чальствующего составасотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанныхдолжностей осуществля­ется Президентом РФ по представлению министра юстиции РФ.
В систему ФСИН РФ входят:центральный аппарат; его тер­риториальные органы; учреждения, исполняющиенаказания; следственные изоляторы; предприятия и учреждения, специ­альносозданные для обеспечения деятельности уголовно-ис­полнительной системы. Всистему ФСИН РФ входят научные и учебные заведения.
Центральный аппарат ФСИНРФ имеет 17 управлений по основным направлениям деятельности Службы. В своюочередь управления состоят из отделов. Возглавляют управ­ления начальникиуправлений, которые имеют своих заме­стителей.
В каждом из субъектов РФсоздаются территориальные орга­ны, которые представляют собой управления ФСИНРФ и в каждом из субъектов РФ. Возглавляют территориальные орга­ны начальники,которые имеют своих заместителей.
Исправительнымиучреждениями ФСИН РФ являются ис­правительные колонии, воспитательные колонии,тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, в которых отбывают наказаниеосужденные. Возглавляют исправительные учреж­дения ФСИН РФ начальники. Крометого, в исправительных учреждениях имеются должности заместителя начальника пооперативной работе, охране и режиму и др.
Следственные изоляторыФСИН РФ предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых иосуж­денных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве мерыпресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовногонаказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выпол­ненияработ по хозяйственному обслуживанию, а также в от­ношении осужденных на срокне свыше шести месяцев, остав­ленных в следственных изоляторах с их письменногосогла­сия. Все следственные изоляторы создается, реорганизуются и ликвидируютсяминистром юстиции РФ. Следственный изолятор возглавляет начальник, которыйназначается на долж­ность и освобождается от должности начальником территори­альногооргана управления исполнения наказания.
Правоохранительная деятельностьподразделений ФСИН РФ заключается в производстве оперативно-розыскных дей­ствий,а также в возбуждении уголовного дела и выполнении неотложных следственныхдействий.
В системе ФСИН РФграждане проходят правоохранитель­ную и государственно-гражданскую службу,которые являют­ся разновидностями государственной службы.
                      Федеральная регистрационная служба
Федеральнаярегистрационная служба (далее — Росрегистрация), как ФСИН РФ и ФССП РФ, входитв Минюст России и является федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющимфункции в сфере регистрации прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним,регистрации общественных объ­единений и политических партий, а такжеправоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатурыи нотариата.
НаРосрегистрацию возложены задачи:
1.        по обеспечениюустановленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имуществои сделок с ним;
2.        организациидеятельности государственной регистрации общественных объединений иполитических партий;
3.        осуществлениюконтроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
4.        осуществлениюконтроля деятельности саморегулиру­емых организаций арбитражных управляющих;
5.        управлениютерриториальными органами Росрегистрации.
Росрегистрациювозглавляет директор — главный государ­ственный регистратор РФ, которыйназначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ попредстав­лению Председателя Правительства РФ. Директор несет пер­сональнуюответственность за осуществление возложенных на Росрегистрацию полномочий.Директор имеет четырех замес­тителей, в том числе одного первого заместителя,назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Систему Росрегистрациисоставляет ее центральный аппа­рат, а также и территориальные органы.
В центральном аппаратеРосрегистрации созданы семь уп­равлений по основным направлениям деятельностиСлужбы, которые возглавляют начальники управлений.
Территориальные органыРосрегистрации возглавляют ру­ководители, которые являются главнымигосударственными регистраторами соответствующих субъектов РФ. Назначают­ся иосвобождаются они от должности министром юстиции РФ. Кандидатов на должностьглавного государственного ре­гистратора субъекта РФ представляет в МинюстРоссии ди­ректор Росрегистрации1. Территориальные органы Росрегис­трациивыполняют те же задачи, что и органы Росрегистра­ции, но только на территориисоответствующего субъекта РФ.
В Росрегистрации предусмотренагосударственно-гражданская служба как одна из разновидностей государственнойслужбы.
 Вывод: Следуетподчеркнуть, что подведомственные Минюсту федеральные службы начинают работу не«с чистого листа». Системы исполнения наказаний, регистрации, исполненияпостановлений судебных органов существовали раньше, и на этих направлениях былиполучены определенные результаты. Наша задача — сохранить накопленныйположительный опыт и развить те начинания, основа которых была заложена впредшествующие годы. Предстоит выстроить новую систему конструктивныхвзаимоотношений с высокой степенью координации деятельности, которая позволитэффективно решать задачи, стоящие перед Министерством и подведомственнымислужбами.
Вопрос 2. Понятие, задачи и организация государственного и
частного нотариата в РФ
Однимиз инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных правграждан на защиту их законных интересов является институт нотариата.
Содержаниенотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закреплениесубъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей,завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачисвидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.
Нотариальнаядеятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридическизакрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможногонарушения. Ее предметом являются бесспорные дела.
До1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельностькоторого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. «О государственномнотариате».
Следствиемпроводимых в России социально — экономических реформ, развития рыночныхотношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российскогонотариата 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих Основзаконодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г. N 4462-1(далее — Основы).
Основаминаряду с сохранением государственного нотариата была введена новая — частнаяформа нотариальной деятельности. Правосубъектность этих двух нотариальныхструктур одинакова: в соответствии со ст. 2 Основ при совершении нотариальныхдействий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанностинезависимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе илизанимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеютодинаковую юридическую силу.
Ввидуразличных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мненияхсубъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторамиКонцепции совершенствования законодательства о нотариате предложено идти попути поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате. В ее основе — положения о необходимости четкого определения публично — правового статусанотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты;разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата;обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по государственномуконтролю в сфере нотариата1.
Вотличие от иных органов нотариальные органы не имеют четкого законодательногоопределения собственной системы.
Большинствоавторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично — правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав изаконных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системынотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностныхлиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)2.При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности,рассматриваются как публично — властные, а функции нотариата, обеспечивающиезаконность и правомерность юридических действий участников гражданскогооборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциямигосударственных органов.
Нотариат представляетсобой систему государственных ор­ганов и должностных лиц, на которых возложеноудостовере­ние бесспорных прав и фактов, свидетельствование докумен­тов,выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение другихнотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересовграждан и юридических лиц.
Нотариальные действия отимени государства совершают нотариусы, работающие в государственныхнотариальных кон­торах или занимающиеся частной практикой, а также долж­ностныелица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с ихкомпетенцией.
Нотариат в РоссийскойФедерации имеет определенную си­стему. Возглавляет ее Федеральная нотариальнаяпалата. Она, представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правамиюридического лица после ее государственной регистрации в Министерстве юстицииРФ. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица — региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палатеявляется обязательным.
Федеральная нотариальнаяпалата обладает правами юри­дического лица с полной финансово-хозяйственнойсамосто­ятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать,бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиесядля ведения финансовой и хо­зяйственной деятельности. Она вправе иметь всобственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвен­тарь,имущество культурно-просветительного и оздоровитель­ного назначения, денежныесредства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое дляосуществления ус­тавной деятельности.
При возникновениинеобходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеетправо вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различныепредприятия и приобретать необходимое оборудо­вание, при этом ее имущество необлагается налогом на иму­щество предприятий.
Предприятия и учрежденияФедеральной нотариальной па­латы, обладающие правами юридического лица, имеютправо полного хозяйственного ведения или оперативного управления назакрепленное за ними имущество.
Федеральная нотариальнаяпалата осуществляет свою внут­реннюю и внешнюю экономическую деятельность вустановлен­ном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеетправо приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретатьакции и другие ценные бумаги, заклю­чать договоры, получать и предоставлятькредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных итретей­ских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другуюдеятельность, не противоречащую действующему зако­нодательству РФ и ее уставу.
Устав Федеральнойнотариальной палаты принимается со­бранием представителей всех региональныхнотариальных па­лат, входящих в ее состав, и регистрируется Министерствомюстиции РФ.
Изменения и Дополнения вустав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, еслиза них проголосовало не менее двух третей представителей.
Федеральная нотариальнаяпалата может быть ликвидиро­вана только по решению собрания. Оставшиеся послеликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ееуставом.
Все члены Федеральнойнотариальной палаты имеют рав­ные права по созданию выборных органов палаты иучастию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросовдеятельности палаты, обращаться во все ее выбор­ные органы, выдвигать своихкандидатов для избрания в ис­полнительные и контрольные органы. Однако ониобязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате,закрепленные в них принципы создания и деятель­ности Федеральной нотариальнойпалаты, а также требования устава палаты. При голосовании каждый членФедеральной нотариальной палаты имеет один голос.
По своей структуреФедеральная нотариальная палата состоит из собрания (съезда) представителейнотариальных палат, прав­ления Федеральной нотариальной палаты, президентаФедераль­ной нотариальной палаты и ревизионной комиссии.
Высшим органомФедеральной нотариальной палаты явля­ется собрание (съезд) представителейнотариальных палат. Со­брание (съезд) представителей нотариальных палатсозывает­ся не реже одного раза в год. Возможно проведение и внеоче­редныхсобраний. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуютпредставители не менее двух тре­тей нотариальных палат. Оно созываетсяправлением Федераль­ной нотариальной палаты. Все решения принимаются простымбольшинством голосов. Порядок и форма голосования опре­деляются непосредственнона собрании.
Внеочередное собрание(съезд) представителей нотариаль­ных палат созывается по инициативе правленияили одной чет­верти региональных нотариальных палат.
Собрание (съезд)представителей нотариальных палат мо­жет принимать к своему рассмотрению любойвопрос деятель­ности Федеральной нотариальной палаты. В качестве исклю­чительнойкомпетенции полномочий собрания (съезда) пред­ставителей нотариальных палатбудут относиться вопросы,  связанные:
·         с определениемприоритетных направлений деятельности федеральной нотариальной палаты;
·         избраниемправления, президента и ревизионной комиссии;
·         заслушиваниемотчетов правления, президента и реви­зионной комиссии;
·         рассмотрением спорови разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;
·         определениемразмера членских взносов и других платежей;
·         прием в членыФедеральной нотариальной палаты;
·         внесениемизменений и дополнений в устав;
·         принятием решенийо прекращении деятельности и лик­видации  федеральной нотариальной палаты.
Руководят Федеральнойнотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителейнотариаль­ных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты.Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление,которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членовправления также определяется собранием. Правление правомочно при­ниматьрешения, если в его работе принимают участие две тре­ти избранных членов.Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов правления.Правление нота­риальной палаты имеет следующие полномочия:
·         созыв собранияпредставителей нотариальных палат;
·         подготовкавопросов, выносимых на рассмотрение со­брания;
·         определениеконкретных путей реализации требований устава;
·         организациявыполнения решений собрания и требова­ний устава;
·         разработкапредложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальнойпалаты;
·         образованиекомиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальнойпалаты;
·         подготовка материалов по вопросам, отнесенным к ком­петенции собрания;
·         повышениепрофессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;
·                   осуществление взаимодействия с Министерством юсти­ции РФ и региональнымиорганами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;
·                   проведение проверок деятельности нотариусов, занима­ющихся частнойпрактикой;
·                   организация взаимодействия с международными орга­низациями нотариусов.
Высшей исполнительнойвластью обладает президент Фе­деральной нотариальной палаты. Он руководитработой прав­ления. Президент избирается тайным голосованием на собра­ниипредставителей нотариальных палат на пять лет. В его фун­кции входитпредставление Федеральной нотариальной палаты в международных организацияхнотариусов, органах государ­ственной власти РоссийскойФедерации, хозяйственныхи об­щественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты.
Для обеспечения контроляза финансово-хозяйственной деятельностью правления и президента на собраниипредста­вителей нотариальных палат простым большинством голосов избираетсяревизионная комиссия. Кандидаты в состав комис­сии делегируются региональныминотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Ревизионнаяко­миссия контролирует выполнение уставных требований, опе­ративнуюдеятельность исполнительных органов Федеральной нотариальной палаты иотчитывается о результатах своей ра­боты перед собранием представителейнотариальных палат.
Промежуточное звено всистеме нотариата занимает нота­риальная палата. Она является некоммерческойорганизацией и представляет собой профессиональное объединение, осно­ванное наобязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
Нотариальная палатанаделяется правами юридического лица после государственной регистрации. Онаобладает обо­собленным имуществом, имеет печать со своим наименовани­ем, можетот своего имени приобретать имущественные и не­имущественные права и нестиобязанности, заниматься про­изводственной, хозяйственной и предпринимательскойдеятельностью, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраж­ном и третейскомсудах. Палата действует на основе самофи­нансирования, доходы направляютсятолько на осуществление уставных целей.
Членство в нотариальнойпалате является обязательным для нотариусов, занимающихся частной практикой, ихпомощни­ков, стажеров, назначенных на должность в конкретной рес­публике всоставе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае,области, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, членами нотариальнойпалаты могут быть лица, получившие или желающие получить лицензию на правонотариальной деятельности, однако для них членство в нотариальной палатеявляется не обязанностью, а правом.
Нотариальные палатыобразуются в каждой республике в со­ставе РФ, автономной области, автономномокруге, крае, об­ласти, Москве и Санкт-Петербурге.
Нотариальная палата,являясь юридическим лицом, орга­низует свою работу на принципах самоуправления.Деятель­ность нотариальной палаты осуществляется в соответствии сзаконодательством РФ, республик в составе РФ и своим уставом.
Являясь некоммерческойорганизацией, нотариальная палата, тем не менее, имеет право осуществлятьпредприниматель­скую деятельность, если это необходимо для выполнения ееуставных задач, например издательскую, учебную и т.п. Иму­щество нотариальнойпалаты не облагается налогом на иму­щество предприятий.
Нотариальная палатаотвечает по своим обязательствам, при­надлежащим ей имуществом, на которое позаконодательству РФ может быть обращено взыскание. Она не отвечает по обя­зательствамсвоих членов, равно как и члены нотариальной палаты не отвечают пообязательствам палаты.
Предприятия и учреждения,созданные решением нотари­альной палаты, могут в установленномзаконодательством по­рядке приобретать права юридического лица.
Устав нотариальной палатыпринимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке,установлен­ном для регистрации уставов общественных объединений.
Нотариальная палата можетистребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса)представ­ления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов,касающихся его финансово-хозяйственной дея­тельности, а в необходимых случаях —личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюде­ниятребований профессиональной этики.
Нотариальная палатавправе передать полученную инфор­мацию учреждениям, осуществляющим страхованиедеятель­ности нотариуса.
Должностные лицанотариальной палаты обязаны сохра­нять тайну совершения нотариальных действий.За разглаше­ние тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой,ущерба виновные несут ответственность в соот­ветствии с законодательством РФ.
Нотариальная палатасостоит из собрания членов нотари­альной палаты, правления нотариальной палаты,президента нотариальной палаты и ревизионной комиссии.
Высшим органомнотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. Приголосовании члены нотари­альной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимисяча­стной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощ­ники и стажерынотариуса — правом совещательного голоса.
Руководят нотариальнойпалатой избранные собранием чле­нов нотариальной палаты правление и президентнотариаль­ной палаты. Как правило, собрание членов нотариальной па­латысозывается правлением не реже одного раза в год. При необходимости поинициативе президента, правления или оп­ределенной части членов нотариальнойпалаты, обладающих правом решающего голоса, могут созываться внеочередные со­брания.Собрание членов нотариальной палаты утверждает рег­ламент своей деятельности.Его решения принимаются в форме постановления большинством голосов при наличиикворума.
Полномочия всех органовнотариальной палаты регламен­тируются ее уставом.
Правление нотариальнойпалаты избирается собранием чле­нов нотариальной палаты из числа нотариусов,обладающих правом решающего голоса, по предложению президента. Прав­лениеизбирается в определенном количественном составе и на определенный срок. Оноправомочно принимать решения при наличии кворума большинством голосовприсутствующих членов правления. При равенстве голосов рассмотрение воп­росапереносится на очередное заседание правления с вызо­вом отсутствующих членовправления. Заседания правления проводятся не реже одного раза в месяц.
Деятельность правлениянотариальной палаты осуществ­ляется на основе коллегиального руководства,гласности, ре­гулярной отчетности перед членами нотариальной палаты и широкогопривлечения нотариусов к работе нотариальной па­латы.
Президент нотариальнойпалаты избирается из числа нота­риусов, занимающихся частной практикой,собранием членов нотариальной палаты на определенный срок. При большом объеметекущей работы в региональной нотариальной палате может быть избранвице-президент на тот же срок, что и пре­зидент нотариальной палаты.
По представлениюпрезидента нотариальной палаты, прав­ления может быть назначен исполнительный директорнота­риальной палаты. Должность исполнительного директора не должен заниматьнотариус. Трудовые отношения с исполни­тельным директором определяются трудовымконтрактом, заключаемым президентом нотариальной палаты с лицом, пре­тендующимна занятие этой должности.
Контроль зафинансово-хозяйственной деятельностью но­тариальной палаты осуществляетизбранная собранием реви­зионная комиссия.
Собрание членовнотариальной палаты избирает ревизион­ную комиссию в определенномколичественном составе и на определенный срок. Ревизионная комиссияосуществляет кон­троль за выполнением сметы нотариальной палаты и отчиты­ваетсяо результатах своей деятельности перед собранием чле­нов нотариальной палаты.Члены ревизионной комиссии не могут входить в состав других выборных органовнотариаль­ной палаты, а также в аппарат исполнительной дирекции.
Непосредственнонотариальные действия в Российской Федерации осуществляют государственные ичастные нотари­усы, действующие на территории соответствующих нотариаль­ныхокругов.
Нотариальный округ(территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии садминистративно-территори­альным делением Российской Федерации. В городах,имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округомявляется вся территория соответствующего города.
Нотариус должен иметьместо для совершения нотариаль­ных действий в пределах нотариального округа, вкоторый он назначен на должность. Рабочее место нотариуса должно быть доступнодля всех граждан, желающих попасть к нему на прием.
Территория деятельностинотариуса может быть измене­на совместным решением органа юстиции инотариальной палаты.
Если же нотариус совершилнотариальное действие за пре­делами своего нотариального округа, то оно имеетюриди­ческую силу, однако это не правило, а исключение. Выезжать в другойнотариальный округ допускается законодательством только в случаях отсутствия внем нотариуса или крайней не­обходимости.
Нотариус вправе выехать вдругой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезнизавещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.
Законодательствомустановлены единые требования для за­нятия должности нотариуса независимо оттого, в какой фор­ме лицо, претендующее на занятие должности нотариуса, бу­детосуществлять нотариальную функцию — работать в госу­дарственной нотариальнойконторе или заниматься частной практикой.
На должность нотариусаназначается гражданин РФ, име­ющий высшее юридическое образование, прошедшийстажи­ровку сроком не менее одного года в государственной нотари­альной контореили у нотариуса, занимающегося частной прак­тикой, сдавший квалификационныйэкзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
Срок стажировки для лиц,имеющих стаж работы по юри­дической специальности не менее трех лет, может бытьсокра­щен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядокпрохождения стажировки определя­ется Министерством юстиции РФ совместно сФедеральной нотариальной палатой.
При совершениинотариальных действий нотариусы обла­дают равными правами и несут одинаковыеобязанности неза­висимо от того, работают они в государственной нотариальнойконторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документыимеют одинаковую юридическую силу.
Нотариус, занимающийсячастной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Компетенция нотариусов,занимающихся частной практи­кой, и нотариусов, работающих в государственныхнотари­альных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Общими для нихявляются и правила совершения нотариаль­ных действий, и правовая силанотариальных актов.
Должностные лица органовисполнительной власти, кон­сульств, а также установленные законом иныедолжностные лица совершают нотариальные действия на основании име­ющихся у нихполномочий без лицензии.
Государственныенотариальные конторы образуются Мини­стерством юстиции РФ и его структурнымиорганами, распо­ложенными в соответствующих административно-территори­альныхобразованиях по согласованию с местными органами власти. При этом должныучитываться обеспеченность насе­ления в нотариальных услугах и требования Основзаконодательства о нотариате, устанавливающего общий порядок уч­реждения иликвидации должности нотариуса и определения их количества в нотариальномокруге.
Нотариус, занимающийсячастной практикой, должен иметь лицензию, которая дает ему право на занятие,при определен­ных условиях, должности нотариуса.
Лицензию на правонотариальной деятельности выдают орга­ны юстиции в субъектах РФ. Она выдаетсягражданину РФ, име­ющему высшее юридическое Образование, прошедшему стажи­ровкув государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частнойпрактикой, и успешно сдавшему квали­фикационный экзамен1.
Для определенияподготовленности граждан, имеющих е высшее юридическое образование и прошедшихстажировку, к профессиональной нотариальной деятельности создаются при органахюстиции субъектов РФ квалификационные ко­миссии, которые и принимают квалификационныйэкзамен. При Минюсте России создается апелляционная комиссия, в которой можнообжаловать решение квалификационной комиссии. В состав этих комиссий входятруководители органов  юстиции и нотариальных палат, наиболеевысококвалифицированные нотариусы, судьи, научные работники.
Лица, не выдержавшиеквалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чемчерез год после принятия решения квалификационной комиссией, нозаконодательством республик в составе РФ могут предусматриваться иные срокипересдачи.
Вывод: Нотариат представляет собой системугосударственных ор­ганов и должностных лиц, на которых возложено удостовере­ниебесспорных прав и фактов, свидетельствование докумен­тов, выписок из них,придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальныхдействий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан июридических лиц.
Нотариальные действия отимени государства совершают нотариусы, работающие в государственныхнотариальных кон­торах или занимающиеся частной практикой, а также долж­ностныелица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с ихкомпетенцией.

Вопрос  3. Понятие,структура принципы организации адвокатуры
Адвокатура в РоссийскойФедерации — негосударственное, некоммерческое добровольное профессиональноеобъедине­ние квалифицированных юристов, обладающих статусом ад­воката,созданное для оказания юридической помощи физи­ческим и юридическим лицам вцелях защиты их прав и за­конных интересов.
Основные чертыадвокатуры:
1.        адвокатура представляет собой некоммерческое объеди­нение,  построенноена принципах самоуправления, независи­мости, адвокатской тайны и др.;
2.        адвокатурасостоит из добровольного, профессиональ­ного объединения квалифицированныхюристов, входящих в адвокатские образования, объединенных на добровольных на­ чалахи занимающихся оказанием квалифицированной юри­дической помощи гражданам иорганизациям;
3.        адвокатура невходит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4.        взаимоотношениямежду адвокатом и клиентом строятся на тесном представительском характере;
5.        деятельностьадвокатских образований строится на ос­нове  корпоративных норм, т.е. на основерешений, принима­емых органами управления адвокатских образований;
6.        управление иконтроль деятельностью адвокатскими об­разованиями осуществляется выборныморганом;
7.        контрольдеятельности адвокатуры осуществляется Ми­нистерством юстиции РФ;
8.        она независима всвоей деятельности;
9.        имеетадминистративно-территориальный признак своего построения.
/>Поскольку адвокатура является специальным органом,созданным для оказания юридической помощи, то соответ­ственно ее основнойзадачей является оказание юридической помощи. Однако юридическая помощьнеобходима гражда­нам и юридическим лицам не как цель, а как средство отста­иванияи защиты собственных интересов. Поэтому другими важнейшими задачами адвокатурывыступают содействие гражданам и юридическим лицам в охране и защите их прав изаконных интересов, уважение прав, чести и достоинства дру­гих лиц и т.д.
Адвокатура РФимеет следующую организацию.
Федеральная палатаадвокатов РФ является общероссий­ской негосударственной некоммерческойорганизацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектовРФ.
Основные черты(признаки) Федеральной палаты адвока­тов РФ:
1.        является органомадвокатского самоуправления;
2.        федеральнаяпалата адвокатов создается в целях:
·                      представительстваадвокатов в органах государствен­ной власти, органах местного самоуправления;
·                      защиты интересовадвокатов в органах государствен­ной власти, органах местного самоуправления;
·                      координациидеятельности адвокатских палат;
·                      обеспечениявысокого уровня оказываемой адвоката­
ми юридической помощи;
3. федеральная палатаадвокатов является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признакиюридического лица:
·          наличиеобособленного имущества;
·          самостоятельнаяимущественная ответственность;
·          самостоятельноевыступление в гражданском обороте;
·          наличиеучредительных документов. Федеральная па­лата адвокатов имеет устав, которыйпринимается Все­российским съездом адвокатов;
·          имеетгосударственную регистрацию, как любое юри­дическое лицо. Кроме этого,Федеральная палата адво­катов имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствиис законодательством РФ, печать, штампы
и бланки со своим наименованием;
4. федеральная палатаадвокатов образуется Всероссийским
съездом адвокатов;
5.  федеральная палатаадвокатов имеет следующую структуру:
·          Всероссийскийсъезд адвокатов;
·          Совет Федеральнойпалаты адвокатов;
·          возглавляетФедеральной палату адвокатов президент.
Адвокатская палата является негосударственной некоммер­ческой организацией,основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.
Основные черты (признаки)адвокатской палаты субъ­екта РФ:
1) адвокатская палатасубъекта РФ является некоммерческой организацией. Ее организационно-правоваяформа может быть в виде учреждения, организации и т.д.;
2) адвокатская палатасоздается в целях:
·         обеспеченияквалифицированной юридической помо­щи и ее доступности для всего населения навсей терри­тории данного субъекта РФ;
·         организацииюридической помощи, оказываемой граж­данам Российской Федерации бесплатно;
·         представительстваи защиты интересов адвокатов
в органах государственной власти, органах местного са­моуправления,общественных объединениях и иных организациях;
·         контроля запрофессиональной подготовкой лиц, допус­каемых к осуществлению адвокатскойдеятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики, адвоката;
3) адвокатская палатасубъекта РФ является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признакиюридического лица:
·         наличиеобособленного имущества;
·         самостоятельнаяимущественная ответственность;
·         самостоятельноевыступление в гражданском обороте;
·         наличиеучредительных документов. Федеральная па­лата адвокатов имеет устав, которыйпринимается Все­российским съездом адвокатов;
·         должна иметьгосударственную регистрацию как юриди­ческое лицо. Кроме этого, адвокатскаяпалата субъектов РФ имеет смету, расчетный и другие счета в банках всоответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своимнаименованием;
4) адвокатская палатаобразуется учредительным собрани­ем (конференцией) адвокатов;
5) на территории субъектаРФ может быть образована толь­ко одна адвокатская палата;
6) адвокатская палата недолжна образовывать свои струк­турные подразделения, филиалы ипредставительства на территориях других субъектов РФ;
7) адвокатская палата невправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени;
8) адвокатская палата недолжна заниматься предпринимательской деятельностью;
9) адвокатская палатасубъекта РФ имеет следующую структуру:
·         собрание(конференция) адвокатов;
·         совет адвокатскойпалаты;
·         ревизионнаякомиссия;
·         квалификационнаякомиссия.
Адвокаты осуществляютсвою деятельность, организуясь во всевозможные формы. В Российской Федерации непре­дусмотрена возможность осуществления адвокатом своих полномочий вне формадвокатских образований.
Закон предусматриваетвозможность осуществления адво­катом адвокатской деятельности в рамках одной изчетырех форм адвокатских образований: адвокатского кабинета; кол­легииадвокатов; адвокатского бюро; юридической консуль­тации, причем адвокатсамостоятельно избирает форму адво­катского образования в виде адвокатскогокабинета, коллегии адвокатов либо адвокатского бюро и место осуществления ад­вокатскойдеятельности. Что касается юридической консуль­тации, то адвокаты не могутсамостоятельно ее учредить и со­ответственно избрать эту форму дляосуществления адвокат­ской деятельности. Адвокат только с его согласия можетбыть направлен для работы в юридическую консультацию, которая учреждаетсяадвокатской палатой по представлению органа государственной властисоответствующего субъекта РФ в слу­чае, если на территории одного судебногорайона общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных натерритории данного судебного района, составляет менее двух на одногофедерального судью.
Об избранных формахадвокатского образования и о месте осуществления адвокатской деятельностиадвокат обязан уведо­мить совет адвокатской палаты. По сути дела избрание формыадвокатского образования выступает как обязанность адвоката.
Если же в течение шестимесяцев с момента приобретения статуса адвоката в адвокатскую палату непоступят сведения об избрании адвокатом формы адвокатского образования либо отом адвокатском образовании, учредителем (членом) кото­рого является адвокат,это является основанием для прекра­щения статуса адвоката (п. 3 ч. 1 ст. 17Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности иадво­катуре в Российской Федерации»).
Системообразующимиэлементами организации и деятельности современной российской адвокатурыявляются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в видуосновополагающие начала, определяющие сущность и предназначение адвокатуры1.Принципы организации и деятельности адвокатуры закреплены в ч. 2 ст. 3Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации», где определено, что «адвокатура действует на основепринципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а такжепринципа равноправия адвокатов».
Однакопоскольку мы хотим исследовать основные принципы адвокатской деятельности, тоотметим, что хотя принципы организации, а тем более деятельности адвокатуры,лежат в основе принципов адвокатской деятельности, тем не менее их нельзярассматривать как тождественные понятия.
Снашей точки зрения, принципы адвокатской деятельности — этообщие, руководящие положения, определяющие общие наиболее существенные черты ипризнаки этой многогранной деятельности и основные предъявляемые к нейтребования, обязательные для всех адвокатов — участников адвокатскойдеятельности.
Под принципами организации и деятельностиадвокатуры понимают общие руководящие положения, определяющие организацию,построение, порядок деятельности, функции адвокатуры и др.
К принципам организации идеятельности адвокатуры от­носятся законность, самоуправление, независимость,корпора­тивность, равноправие адвокатов и др.
Принципзаконности является важнейшим общеправовым началомдеятельности всех субъектов правоприменения. Его соблюдение служит вернымпоказателем развития процесса построения правового государства. Этот принциплежит в основе деятельности органов государственной власти, местногосамоуправления, юридических и физических лиц — всех субъектов права.
Являясьинститутом гражданского общества и частью системы Российской Федерации,адвокатура может осуществлять свою деятельность только при условиинеукоснительного соблюдения законов и иных нормативных правовых актов всеми еечленами, адвокатскими образованиями и организационными адвокатскимиобъединениями.
Статья2 Конституции Российской Федерации провозгласила: «Человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства». В Конституции понятие«высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам. Никакаядругая основа государственного строя России больше нигде так в Конституции неопределена.
Провозгласив,таким образом, ценность прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерациятем самым признала требования демократического международного сообщества, вчастности, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.,Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.и др. Эти нормы отныне должны исполняться на всей территории РоссийскойФедерации.
Указанныемеждународные акты и ст. 2 Конституции Российской Федерации исходят изпрезумпции того, что права и свободы человека возникают и существуют не поволеизъявлению государства, а являются естественным, неотъемлемым благом исвойством гражданина. Согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека иПактам о правах, признание достоинства, присущего всем людям, их равные инеотъемлемые права служат основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Встатье 2 Конституции Российской Федерации это право сформулировано в наиболееобщем виде. Конкретные же права и свободы человека и гражданина перечислены вдругих главах и статьях Конституции России. Государство должно не тольковоздерживаться от вмешательства в сферу прав и свобод, но и обязано соблюдатьих, создавать условия для их реализации. Статья 48 Конституции РоссийскойФедерации предусматривает, что «каждому гарантируется право на получениеквалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом,юридическая помощь оказывается бесплатно».
Следуеттакже иметь в виду, что Конституция Российской Федерации вводит общепризнанныепринципы и нормы международного права в правовую систему России1. Часть4 ст. 15 Основного закона Российской Федерации констатирует, что«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Принципзаконности в деятельности адвокатуры проявляется и в том, что различные аспектыее организации и деятельности должны быть урегулированы федеральными законами,принимаемыми в соответствии с федеральными законами, нормативными правовымиактами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительнойвласти, регулирующих адвокатскую деятельность, а также принимаемых в пределахполномочий, установленных Федеральным законом «Об адвокатской деятельностии адвокатуре в Российской Федерации», законов и иных нормативных правовыхактов субъектов Российской Федерации.
Строгоеследование требованиям закона — обязательное условие деятельности и адвокатуры,и адвоката. Это, по мнению А.Д. Бойкова и Н.И. Капинуса, означает, что«Адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые егоинтересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны назаконе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительныморганам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействоватьна свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и дачеложных показаний и т.д. Это значит, что адвокат не слуга клиента, онсамостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменномусловии — не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законныхинтересов (но не ложных притязаний)»1.
    Добровольность.  Любоелицо, имеющее юридическое образование, может подать заявление о приеме вадвокатуру. Лица, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 2лет, принимаются в адвокатуру без прохождения стажировки, однако им может бытьназначен испытательный срок продолжительностью до 3 месяцев. Лица, не имеющиестажа, до зачисления в адвокатуру должны пройти стажировку сроком от 6 месяцевдо года. Адвокат и стажер не вправе совмещать адвокатскую деятельность сослужбой в государственных и общественных организациях за исключением научной ипреподавательской деятельности, а также для адвокатов, работающих в районах,где объем адвокатской деятельности, является недостаточным, Адвокат имеет правона получение гонорара за свою работу. Взимание гонорара или части его, минуякассу юридической консультации, рассматривается как уклонение отналогообложения, нарушение норм адвокатской этики и влечет соответствующуюответственность.
Самоуправление — принцип организации и деятельности адвокатуры. Что же касается адвокатов, то,по-нашему мнению, следует говорить о принципе самостоятельности адвоката какодном из принципов адвокатской деятельности. Принцип самостоятельностиподразумевает определение самим адвокатом форм своей деятельности, конечно же,с обязательным соблюдением законодательства об адвокатской деятельности иадвокатуре. Так Д.П. Ватман, характеризуя принцип самостоятельности адвокатакак позволяющий определить пределы возможных расхождений с клиентом в отношенииматериально-правовой природы спорного правоотношения, отбора средств и методовзащиты и утверждения правовой позиции по делу, указывает на то, что этотпринцип обусловливает вместе с тем те нравственные критерии, сообразуясь скоторыми адвокат оценивает приемлемость и дозволенность намерений и действийсвоего доверителя в ходе процесса с позиции их законности и моральнойоправданности и принимает решения по возникающим при рассмотрении дела вопросам.Поэтому самостоятельность адвоката и независимость его от клиента приисполнении своих профессиональных обязанностей являются одним из этическихначал адвокатской деятельности1. В Федеральном законе «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» говорится,что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Таким образом,несмотря на то, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность иколлективно, и индивидуально (адвокатский кабинет), они продолжают оставатьсяединой профессиональной корпорацией — принцип корпоративности.
Независимостьадвокатурыпровозглашена в ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации», в которой определено, что адвокатураявляется профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданскогообщества не входит в систему органов государственной власти и органов местногосамоуправления. Напротив, на органах государственной власти лежит обязанностьпо обеспечению независимости адвокатуры.
Принципнезависимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти иместного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры, заисключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательствуРоссийской Федерации. Это значит, что никакие органы власти и должностные лицане могут руководить (или пытаться это делать) профессиональной деятельностью иадвокатских сообществ, и отдельных адвокатов, давать им приказы, указания,советы и т.п.
Всоответствии с ч. 1 ст. 18 «Гарантии независимости адвоката»указанного Федерального закона вмешательство в адвокатскую деятельность,осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этойдеятельности каким бы то ни было образом запрещается. С учетом этогофедеральные органы государственной власти, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественныеобъединения, средства массовой информации, должностные лица, а также ихпредставители не имеют права в какой-либо форме воздействовать на адвоката сцелью вмешательства в его профессиональную деятельность, осуществляемую назаконных основаниях.
Снашей точки зрения, следует согласиться с позицией авторов учебно-практическогопособия «Адвокатская деятельность» в том, что «адвокатура неможет быть полностью независима. С одной стороны, отказ от регламентацииадвокатской деятельности и невмешательство государства в процесс осуществленияпрофессиональных целей адвокатуры помог бы обеспечить ей наиболее эффективноевыполнение возложенных на нее задач, избавить от попыток неправомерноговоздействия на адвокатов. С другой стороны, по своей сути адвокатскаядеятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека игражданина в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации — обязанность государства. Закрепив за собой эту обязанность конституционно,государство не может полностью делегировать свои правозащитные функцииобъединению адвокатов и оставить без контроля со своей стороны» 1.
  Гласность,открытостьв деятельности адвокатуры заключаетсяв том, что адвокаты вправе знать о положении дел в их профессиональнойорганизации. Они вправе внести на обсуждение общего собрания любой вопрос,касающийся деятельности этой организации.
  Децентрализация как принцип организации адвокатурыозначает самоуправление на уровне каждой коллегии, невмешательство одной коллегиив дела другой, отсутствие общефедерального органа, стоящего над коллегиями иуправляющего их делами. Следует отметить, что Д.П. Ватмана, А.Д. Бойкова, Н.И.Капинуса, Ю.А. Дмитриева, М.П. Шапкина предлагают  отнести к принципамдеятельности адвокатуры принципы престижа профессии, гуманизма, соблюдениянравственных начал профессии, справедливости и гуманизма, соблюденияпрофессиональной этики и сохранения адвокатской тайны, то, во-первых, ряд изних повторяет, дублирует друг друга. А во-вторых, и это главное, их скорееследует включить в Кодекс профессиональной этики адвоката, так как они ближе кПринципам и нормам профессионального поведения адвоката, которые содержатся вст. 1 — 14 этого Кодекса, в которых реализуются задачи формирования нравственныхкритериев профессионального поведения адвокатов, ставятся задачи поддержаниятрадиций адвокатуры и выработка на их основе адвокатской профессии. Адвокатскоесообщество призывает к тому, что Кодекс профессиональной этики адвокатадополняет и развивает правила, установленные законодательством об адвокатскойдеятельности и адвокатуре1.
Вывод: Адвокатура в Российской Федерации —негосударственное, некоммерческое добровольное профессиональное объедине­ниеквалифицированных юристов, обладающих статусом ад­воката, созданное дляоказания юридической помощи физи­ческим и юридическим лицам в целях защиты ихправ и за­конных интересов.

Заключение.
 
Оказаниююридической помощи гражданам, осуществляется не только государственным, частнымнотариатом, адвокатурой, но и органами юстиции в РФ. В данной лекции мырассмотрели понятие, задачи, принципы деятельности органов юстиции, нотариата иадвокатуры. Акцентировали внимание на видах юридической помощи, оказываемойгражданам адвокатурой и нотариатом, а также рассмотрели права и обязанностинотариуса и адвоката.

Списокиспользованнойлитературы:
 
 1.  Конституции РФ.Изд-во БЕК. — М., 1994.
2.Федеральный закон от 31.05.2002 N 63- «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23,ст. 2102.  (ред. от 20.12.2004).
3. Основызаконодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. №7.Ст.357.
4.Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 13.10.2004 N 1313//Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4108… (ред.  от29.15.2006)
5.Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от13.10.2004 N 1314 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст.4109. (ред. от 02.12.2005).
6.Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» от 13.10.2004 N1315 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4110. (ред. от02.05.2006).
7.Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от13.10.2004 N 1316 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст.4111. (ред. от 14.02.2006).
8. Указ Президента РФ от28.07.1998 N 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерствавнутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции РоссийскойФедерации» //Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3841. (ред. от08.05.2005).
9.Положение о квалификационной комис­сии по приему экзамена у лиц, желающихполучить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решениемПравления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказомМинюста России от 14 апреля 2000 г. № 132
10. Адвокатскаядеятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. М.,2003.
11.Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. М., 2003.
12.Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. М., 2001.
13.Ватман Д.П. Адвокатская этика. М., 1977.
14.Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двухтомах. М: Издательство БЕК, 2000. Т. 1.
15.Кодекс профессиональной этики адвоката // Вестник Федеральной палаты адвокатовРоссийской Федерации. 2003. N 1 (1).
16. Косарев М.А. Основныепринципы адвокатской деятельности // Право и политика. 2005. № 10.
 17. Правоохранительныеорганы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк. 2004. Гл. 14.
18. Репин В.С.Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.:Издательство НОРМА, 2001.
19.  Российскаяюридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я. М.:, 1999.
20. Стешенко Л.А., ШамбаТ.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: ИздательствоНОРМА, 2001.
21.Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации //Современное право. 2001. N 11.
22. ЧайкаЮ.Я. О ходе реформирования и основных направлениях деятельности органов юстиции// Адвокат. 2005. № 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка основных разделов плана хозрасчетного цеха
Реферат After The Bomb Essay Research Paper
Реферат Территориальное общественное самоуправление правовые основы формы
Реферат Наркотические вещества и их воздействие на организм
Реферат Устройство головок громкоговорителей
Реферат Литература - Отоларингология рецепты для экзамена
Реферат Целевое управление затратами в системе стратегического контроллинга, как инструмент повышения конкурентоспособности продукции
Реферат Biology Exam Notes Essay Research Paper
Реферат 2 Древние народы и средневековые государства на территории России ( 1 тыс до н э. – 10 в. ) Киммерийцы
Реферат Принятие христианства на Руси 4
Реферат Юлий Цезарь-образ в источниках и литературе
Реферат Организация бухгалтерского и налогового учета материально-производственных запасов на ОАО "Балтика-Дон"
Реферат Бизнес-план расширения производства и увеличения продаж медицинского препарата Полисорб
Реферат Физическая культура белорусского народа дореволюционного периода
Реферат Использование полезных микроорганизмов