Реферат по предмету "Государство и право"


О некоторых аспектах правовой охраны общеизвестных товарных знаков

О некоторыхаспектах правовой охраны общеизвестных товарных знаков
 
Това́рныйзнак — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное),служащее для индивидуализации товаров[1] юридических лиц или индивидуальныхпредпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак,удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знакаимеет право его использовать, им распоряжаться[2] и запрещать его использованиедругими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование вгражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг[3], вотношении которых этот товарный знак зарегистрирован).
Следуетподчеркнуть, что право на товарные знаки составляют одну из разновидностейобъектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам насредства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Незаконноеиспользование товарного знака влечет за собой гражданскую, административную иуголовную ответственность (ст.1515 ГК РФ, ст. 14.10. КоАП РФ, ст.180 УК РФ)
Товарные знакипредставляют собой обозначения, предназначенные для отличия однородных товаровразных изготовителей. Гарантируя высокое качество товаров, а также определяяместо соответствующего изготовителя на рынке, товарные знаки нередкоприобретают большую экономическую ценность, широкую известность средипотребителей и становятся общеизвестными символами. Общеизвестным товарнымзнаком признается обозначение, пользующееся высокой степенью известности употребителей и ассоциирующееся в их представлении с определенными товарамивысокого качества. К числу общеизвестных можно отнести товарные знаки«Coca-cola», «Ford» и др. Главным отличительным свойствомобщеизвестных обозначений по сравнению с обычными товарными знаками служит ихширокая известность. Это обстоятельство обусловило особый правовой режимобщеизвестных знаков. В настоящее время вопросы, связанные с правовой охранойобщеизвестных обозначений, приобретают особую актуальность. Как показываетпрактика, именно известные обозначения становятся в первую очередь предметомнезаконного заимствования и подделки. Поэтому предоставление надлежащейправовой охраны общеизвестным знакам обеспечит защиту интересов их владельцеви, кроме того, будет стимулировать появление на российском рынке качественнойпродукции под популярными товарными знаками. Для эффективного обеспечениязащиты прав владельцев указанных обозначений законодательство о товарных знакахмногих государств (Германия, Франция и др.) предусматривает специальные условияохраны общеизвестных знаков. При этом режим охраны известных обозначенийосновывается на нормах не только национального законодательства, но имеждународных соглашений, в частности Парижской конвенции по охранепромышленной собственности (ст. 6 bis). В ряде стран (Австрия, Япония) прававладельцев общеизвестных знаков защищаются в соответствии с законами онедобросовестной конкуренции. Наконец, на основании ст. 6 bis Парижскойконвенции осуществляется охрана общеизвестных товарных знаков в тех странах,где нет специальных норм, регламентирующих правовой режим этих обозначений. Россиюв настоящее время можно отнести к числу государств первой группы. Всоответствии с абз. 3 п. 1 ст. 7 Закона РФ «О товарных знаках, знакахобслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г.2 (далее — Закон РФ о товарных знаках) не могут быть зарегистрированы в качестве товарныхзнаков или сходные до степени их смешения с товарными знаками других лиц,охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РоссийскойФедерации. Кроме того, согласно п. 2 ст. 6 указанного Закона не допускаетсярегистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, являющихсяложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара илиего изготовителя. Положения п. 1 ст. 7 Закона РФ о товарных знакахконкретизированы в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки нарегистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Роспатентом РФ29 ноября 1995 г. (в ред. Приказа Роспатента РФ от 19 декабря 1997 г.)3. В соответствии с п. 2.4 приведенного документа охраняемыми в силу международных договоровРоссийской Федерации товарными знаками считаются в первую очередь обозначения,«признанные общеизвестными товарными знаками в Российской Федерации,охраняемые в соответствии со ст. 6 bis Парижской конвенции». Как видно, вЗаконе РФ о товарных знаках имеется лишь косвенное указание на охрануобщеизвестных знаков с отсылкой к международным договорам (прежде всего к ст. 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Но одно из новыхположений проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений вЗакон РФ „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях местпроисхождения товаров“» (ст. 7) прямо указывает на предоставление вРоссии правовой охраны общеизвестным товарным знакам4. Наконец, специальныеусловия охраны общеизвестных обозначений были зафиксированы в Правилахпризнания товарного знака общеизвестным в РФ, утвержденных Роспатентом 13 марта 2000 г. (далее — Правила)5.
Режим общеизвестныхтоварных знаков состоит в придании им преимущественной охраны без специальнойрегистрации перед более поздними знаками данной страны, применимыми кидентичным или сходным продуктам; в закреплении за компетентным органом решениявопроса об общеизвестном характере знака; в применении такого режима вобязательном порядке для стран — участниц Парижской конвенции6. Товарный знак,признанный общеизвестным, может в соответствии с п. 1 ст. 7, п. 1, 2 ст. 28Закона РФ о товарных знаках, а также ст. 6 bis Парижской конвенции по охранепромышленной собственности служить основанием для отказа иному лицу врегистрации товарного знака, признания недействительной регистрации товарногознака иного лица или запрещения иному лицу использовать товарный знак,тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком,предназначенным для применения в отношении однородных товаров, при условии, чтодата, начиная с которой товарный знак стал общеизвестным, является болееранней, чем дата приоритета товарного знака иного лица (п. 1.1 Правил).Указанные положения согласно ст. 6 bis (1) Парижской конвенции по охранепромышленной собственности распространяются и на те случаи, когда существеннаясоставная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестногознака или имитацию, способную вызвать смешение с ним. Установлениеспецифического правового режима охраны общеизвестных товарных знаков имеет своиопределенные цели. Во-первых, это защита прав владельцев известных обозначений,ибо незаконное использование общеизвестных знаков вследствие их большойэкономической ценности может принести значительные убытки и опорочить деловуюрепутацию производителя. Во-вторых, целью установления особого правового режимарассматриваемых обозначений является защита интересов потребителей, так какнедобросовестное использование общеизвестных знаков может вызвать отрицательныепоследствия в виде введения покупателей в заблуждение относительно товара илиего производителя. В-третьих, правовая охрана общеизвестных знаков установленас целью пресечения недобросовестной конкуренции.
Наряду с общеизвестнымизнаками, получившими достаточное распространение в границах одного государства,в литературе выделяются так называемые мировые знаки, известность которых вышлаза пределы национального рынка. Это связано в первую очередь с тем, что внекоторых странах признаются две категории знаков: общеизвестные и мировые (известныево всем мире). При этом правовая охрана мировых знаков обеспечивается без учетапринципа однородности товаров, установленного в Парижской конвенции.
Полагаем, чтонеобходимость в выделении такой разновидности товарных знаков, как«мировые», отсутствует. Данные обозначения представляют собойтоварные знаки, наиболее известные из общеизвестных, и отвечают всемтребованиям, предъявляемым к последним. Более того, основные международныеконвенции в рассматриваемой области (Парижская конвенция по охране промышленнойсобственности и Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальнуюсобственность (TRIPS)), a также национальные законодательства по товарнымзнакам не содержат каких-либо норм, относящихся к охране мировых знаков.Регулирование охраны мировых обозначений осуществляется на основезаконодательства о недобросовестной конкуренции, а также судебной практики.Наконец, ни в одной из стран нет специальной административной процедуры,связанной с признанием товарного знака мировым. Вместе с тем наличиеобозначений, занимающих исключительное положение не только на национальном, нои на международном рынке и достигших очень высокой различительной способности,порождает необходимость в расширении пределов их правовой охраны. По мнению В.В.Орловой, общеизвестный знак может получить усиленную охрану только потому, чтостал известен для определенных товаров. Другим же товарам, для которых он былзарегистрирован, предоставляется «обычная» охрана«нормального» знака. Однако довольно часто общеизвестные товарныезнаки в результате длительного применения на высококачественных товарахассоциируются в представлении покупателей не с конкретным видом товаров, а сопределенным источником происхождения и с уровнем качества продукции. В этомслучае использование общеизвестного обозначения неправомочным лицом в отношениине только однородных, но и неоднородных товаров может нанести существенныйущерб владельцу знака и ввести в заблуждение потребителей. Кроме того, еслитоварный знак, подобный общеизвестному, будет использоваться для другихтоваров, не вызывая смешения с товарами владельца известного обозначения, топотребители постепенно будут привыкать к использованию знака инымипроизводителями, что приведет к утрате им исключительного значения. Поэтому внастоящее время требуется охрана общеизвестных товарных знаков и в отношениинеоднородных товаров. Как отмечалось, ст. 6 bis Парижской конвенции по охранепромышленной собственности содержит запрет на регистрацию и использованиетретьими лицами товарных знаков, тождественных или сходных с общеизвестными,только в отношении однородных товаров. По пути охраны общеизвестных обозначенийлишь в отношении однородных товаров идет и российское законодательство потоварным знакам. Так, согласно п. 1.1 Правил правовая охрана предоставляетсяобщеизвестным знакам, предназначенным для применения в отношении однородныхтоваров, а в соответствии с п. 4, 5.1 указанного документа в решении Высшейпатентной палаты об удовлетворении заявления о признании товарного знакаобщеизвестным, а также в перечне общеизвестных в Российской Федерацииобозначений указываются сведения о перечне товаров и услуг, в отношении которыхобозначение признано общеизвестным. Вместе с тем Соглашение TRIPS содержитположения о дополнительной охране общеизвестных знаков в отношении неоднородныхтоваров (ст. 16 (3)) при условии, что «нарушающий» знак или егосущественная часть очень близки к общеизвестному товарному знаку в частивоспроизведения, имитации или его перевода. При этом использование «нарушающего»знака на различных товарах должно указывать на связь, существующую между ним итоварами владельца общеизвестного товарного знака, и, кроме того, на то, чтоинтересы владельца, вероятно, должны быть затронуты вследствие такогоиспользования10. Для вступления России во Всемирную торговую организациюотечественное законодательство должно быть приведено в соответствие с указаннымСоглашением. Поэтому в Закон РФ о товарных знаках необходимо ввести положения,обеспечивающие усиление режима правовой охраны общеизвестных знаков, установивв соответствующих случаях их охрану и в отношении неоднородных товаров(например, если использование «нарушающего» знака будет указывать насвязь между товарами, в отношении которых он используется, и владельцемобщеизвестного знака). Подтверждает данный вывод и то обстоятельство, чтогосударствам, связанным обязательствами вышеназванных международных договоров,рекомендуется охранять общеизвестные обозначения в соответствии с Положениями вотношении охраны общеизвестных товарных знаков, содержащих Совместную резолюциюо положениях в отношении охраны общеизвестных знаков (одобрена Генеральнойассамблеей ВОИС и Ассамблеей Парижского союза в сентябре 1999 г.)11. Согласно ст. 4(1) Положений независимо от товаров и/или услуг, в отношении которых знакиспользуется, является предметом заявки на регистрацию или зарегистрирован,этот знак считается находящимся в противоречии с общеизвестным знаком, если онили его существенная часть представляет собой воспроизведение, имитацию,перевод или транслитерацию общеизвестного знака и если присутствует хотя быодно из приведенных в п. b ст. 4(1) условий (например, в случаенедобросовестного использования этим знаком преимуществ отличительногохарактера общеизвестного знака либо если использование этого знака ослабитнедобросовестным образом отличительный характер общеизвестного знака). Каквидно, приведенные положения основаны на нормах Соглашения TRIPS. Указанныйдокумент не является обязательным международным договором и носитрекомендательный характер. Вместе с тем Совместная резолюция и Положения вотношении охраны общеизвестных товарных знаков могут использоваться с цельюизменения национального законодательства государств — членов ВОИС в областиохраны общеизвестных обозначений.
Статья 6 bis Парижскойконвенции не содержит определения общеизвестного товарного знака и критериевоценки общеизвестности обозначения, относя решение этих вопросов к компетенциигосударств-участников. Следует отметить, что в российском законодательстве потоварным знакам длительный период понятие и признаки общеизвестных обозначенийне регламентировались. Такое положение затрудняло работу экспертных органов,обязанных в рамках экспертизы заявленного обозначения проводить поиск натождество и сходство заявленного товарного знака с общеизвестными (п. 14.4.2.1Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знакаи знака обслуживания). Между тем в юридической литературе делалось множествопопыток выработать приемлемое определение общеизвестного товарного знака,содержащее критерии установления общеизвестности. При этом одни авторы давали,на наш взгляд, довольно узкое определение рассматриваемых обозначений, понимаяпод общеизвестным товарный знак, получивший известность на территории однойстраны благодаря длительному применению12, другие ученые предлагали, напротив,чересчур широкие определения. К примеру, Н.П. Грешнева считала, чтообщеизвестным в нашей стране признается товарный знак, который в результатедлительного интенсивного использования является хорошо известным в Россииширокому кругу потребителей и служит гарантией высокого качества продукции итоваров, маркируемых этим знаком. Как отмечалось, в России механизм оценкиобщеизвестности товарных знаков закреплен в Правилах признания товарного знакаобщеизвестным в РФ. Таким образом, в отличие от ряда зарубежных стран, гдепонятие и критерии общеизвестности фиксируются на уровне законов (например.Закон о товарных знаках Германии), в нашей стране эти вопросы регламентируютсяна уровне подзаконного акта.
В соответствии с п. 1.1Правил под общеизвестным в Российской федерации товарным знаком (знакомобслуживания) понимается товарный знак, охраняемый на территории РоссийскойФедерации на основании государственной регистрации, товарный знак, охраняемыйна территории Российской Федерации без регистрации в силу международногодоговора Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестветоварного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РоссийскойФедерации, которые в результате интенсивного использования приобрели вРоссийской Федерации широкую известность среди соответствующих групп населенияв отношении товаров определенного изготовителя.
Представляется, чтоприведенное в Правилах определение общеизвестного товарного знака довольносодержательно. Вместе с тем такой подход к отнесению обозначений кобщеизвестным знакам отличается от решения этого вопроса в Законе РФ о товарныхзнаках и Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрациютоварного знака и знака обслуживания. Правила признания товарного знакаобщеизвестным в РФ признают в качестве общеизвестных три группы обозначений,обладающих общими признаками общеизвестности. К первой группе относятсятоварные знаки, охраняемые на территории РФ на основании государственнойрегистрации. Полагаем, что государственная регистрация товарного знака вРоспатенте, даже если этот знак является общеизвестным, обеспечивает егонадежную правовую охрану. Однако у владельца зарегистрированного обозначения могутбыть и иные причины для признания Высшей патентной палатой общеизвестностизнака. Например, для предотвращения в будущем каких-либо конфликтных ситуаций,для официального установления даты, с которой товарный знак стал общеизвестнымв Российской Федерации, и т. д. Ко второй группе Правила относят товарныезнаки, охраняемые на территории Российской Федерации без регистрации в силумеждународного договора Российской Федерации. Обозначения указанной группыподпадают под п. 1 ст. 7 Закона о товарных знаках и п. 2.4 Правил составления,подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знакаобслуживания. Наконец, к третьей группе общеизвестных знаков относятсяобозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовойохраны на территории России. Это, например, обозначения, не отвечающиенекоторым требованиям Закона РФ о товарных знаках и поэтому не подлежащиегосударственной регистрации в Роспатенте, но которые в результате интенсивногоиспользования приобрели на территории Российской Федерации широкую известность;знаки, не обладающие достаточной различительной способностью (обозначения,состоящие из отдельных букв и сочетаний букв, не обладающих словеснымхарактером; описательные знаки, указывающие на вид, качество, количество, свойстватовара и др.). Различительная функция подобных обозначений будет обусловленаисключительно их общеизвестным характером. Кроме того, по-видимому, к третьейгруппе обозначений можно отнести и получившие широкую известность в РоссийскойФедерации товарные знаки государств, не связанных обязательствами Парижскойконвенции, и поэтому не охраняемые в России в силу международного договора,если владельцы указанных обозначений не зарегистрировали их в установленномпорядке.С понятием общеизвестного знака тесно связан весьма проблематичныйвопрос, касающийся необходимости официального признания товарного знакаобщеизвестным. В настоящее время в отечественном законодательстве по товарнымзнакам получает закрепление позиция ряда авторов (в большинстве — специалистовРоспатента), обосновывающих признание компетентным государственным органомтоварного знака общеизвестным в качестве предварительной меры предоставленияправовой охраны указанному обозначению14. Так, согласно п. 4 Положения о Высшейпатентной палате Роспатента, утвержденного постановлением Правительства РФ от30 марта 1998 г.,15 функции рассмотрения заявлений о признании товарных знаковобщеизвестными в соответствии с международными договорами РФ возложены наВысшую патентную палату. В свою очередь, порядок признания обозначенияобщеизвестным Высшей патентной палатой закреплен в Правилах. Полагаем, что впринятии указанным органом положительного решения об удовлетворении заявления опризнании товарного знака общеизвестным можно усмотреть черты государственнойрегистрации (общеизвестному товарному знаку присваивается регистрационныйномер; товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в переченьобщеизвестных в Российской Федерации товарных знаков; сведения, относящиеся кпризнанию обозначения общеизвестным, публикуются Роспатентом в официальномбюллетене (п. 4-5 Правил)). Несмотря на значительные удобства, подобный вариантобеспечения правовой охраны общеизвестных обозначений не соответствует нормамПарижской конвенции по охране промышленной собственности, хотя Правилапринимались как раз в целях более полной реализации положений ст. 6 bisуказанного Соглашения. Парижская конвенция действительно закрепляет закомпетентным органом решение вопроса об общеизвестности товарного знака, атакже предоставляет государствам-участникам свободу в принятии решения онаделении того или иного органа правом предоставлять обозначению статусобщеизвестного. Однако в соответствии со ст. 6 bis общеизвестные знакиохраняются в государствах — участниках Конвенции независимо от их регистрации.Следовательно, право на общеизвестный знак возникает в силу факта его широкогоинтенсивного использования и полученной тем самым известности без специальнойрегистрации даже в странах, где она необходима. Поэтому более обоснованное, нанаш взгляд, решению Высшей патентной палаты не нужно придаватьправоустанавливающего характера, ибо общеизвестные знаки не нуждаются ни вкаком официальном признании их таковыми16. Практическая потребность в такомпризнании возникает лишь при нарушении прав владельца общеизвестного знака,который и должен доказать охраноспособность обозначения ввиду егообщеизвестности патентному ведомству или суду. В пользу указанной точки зренияговорит и тот факт, что в соответствии со ст. 1 (III) Положений в отношенииохраны общеизвестных знаков «компетентный орган» обладает правомделать заключение о том, является ли какой-либо знак общеизвестным, а такжеобеспечивать охрану общеизвестных знаков. Данная формулировка дает основанияпредполагать, что подобное заключение не должно иметь правоустанавливающегохарактера и даваться по просьбе заинтересованных лиц. Кроме того, косвеннымобразом подтверждает сделанный вывод п. 13 Правил, согласно которому подачазаявления о признании товарного знака общеизвестным является не обязанностьюзаявителя, а зависит от его усмотрения.
Таким образом, Правилачеткого решения обозначенной проблемы не дают, ибо в данном документе, понашему мнению, сочетаются оба подхода к решению вопроса о правоустанавливающемзначении решения Высшей патентной палаты. Опираясь на понятие общеизвестноготоварного знака, закрепленное в п. 1.1 Правил, а также учитывая требования ст.6 bis Парижской конвенции, можно отметить, что указанное решение о признанииобщеизвестными товарных знаков, охраняемых на основании регистрации вРоспатенте, и обозначений, охраняемых в России без регистрации в силумеждународного договора, не должно иметь правоустанавливающего характера.Следовательно, если решение Высшей патентной палаты об общеизвестности знакаотсутствует, владелец обозначения может защищать свои права на знак, доказываяего общеизвестность перед органом, рассматривающим соответствующий спор. Такиморганом может быть и суд, в который лицо, претендующее на предоставление охраныего знаку в силу общеизвестности, может обратиться с иском о признании права натоварный знак. Однако в отношении обозначений, используемых в качестве товарныхзнаков, но не имеющих правовой охраны на территории РФ, решение Высшейпатентной палаты будет являться необходимой предварительной меройпредоставления им правовой охраны. Вместе с тем в любом случае признаниеобщеизвестности товарного знака дает значительные преимущества его владельцу,освобождая от регистрации в Роспатенте, если обозначение не было зарегистрировано,а также избавляя в дальнейшем от обоснования указанного обстоятельства.
Вопрос, касающийсяправовой охраны общеизвестных знаков, имеет еще один аспект. Речь идет окритериях общеизвестности обозначения, четкое определение которых имеет большоепрактическое значение. Как отмечалось, до недавнего времени законодательство потоварным знакам не фиксировало признаков общеизвестности товарного знака.Однако в литературе выдвигались и обосновывались различные критерииобщеизвестности обозначения, многие из которых были учтены при разработкеПравил, в которых, на наш взгляд, выделены три основных признакаобщеизвестности (п. 1.1)- 1) широкая известность товарного знака в РоссийскойФедерации среди соответствующих групп населения; 2) интенсивное использованиеобозначения на территории Российской Федерации; 3) устойчивая связь междуобщеизвестным товарным знаком и изготовителем определенных товаров в сознаниипотребителей. Полагаем, что указанные критерии в целом соответствуют принципамоценки общеизвестности, выработанным мировой судебной и административнойпрактикой, которые закреплены в обобщенном виде в Положениях в отношении охраныобщеизвестных знаков. При решении вопроса об общеизвестности товарного знакаВысшая патентная палата или суд в первую очередь должны ориентироваться намнение потребителей. Данный вывод опирается на зарубежный опыт и учитываетглавную особенность общеизвестных товарных знаков. Заметим, что в Положениях вотношении охраны общеизвестных знаков среди обстоятельств, принимаемых вовнимание при решении вопроса об общеизвестности обозначения, на главном местестоит степень известности или признания знака в соответствующем сектореобщества (ст. 2 (1)). Данное обстоятельство неоднократно подчеркивалось и вотечественной литературе17. Поэтому в качестве основного критерия, имеющегонаиболее существенное значение при решении вопроса об общеизвестности, следуетвыделить признак широкой известности обозначения среди соответствующих группнаселения. При установлении этого критерия возникает закономерный вопрос:какому потребителю и в какой степени должен быть известен товарный знак?Заметим, что к определению круга потребителей можно подойти весьма субъективно.Поэтому необходимы точные ориентиры, на которые должен опираться при выявлениимнения потребителей компетентный орган. Полагаем, что при определении группыпотребителей, представляющей соответствующий сектор общества, можно учитыватьрекомендации Положений в отношении охраны общеизвестных знаков. В соответствиисо ст. 2 (2) указанного документа под сектором общества понимаются, во-первых,действительные или потенциальные потребители соответствующих товаров и/илиуслуг, к которым применяется знак; во-вторых, лица, на которых возложен сбыттаких товаров и/или оказание услуг; в-третьих, деловые круги, занимающиеся темвидом товаров и/или услуг, к которым применяется знак. При этом в Положенияхуказывается и на возможность расширения круга лиц, входящих в данный перечень.На наш взгляд, такая формулировка позволяет достаточно точно и объективноочертить круг потребителей того или иного товара, маркируемого товарным знаком,претендующим на статус общеизвестного. Следовательно, если речь идет обустановлении общеизвестности обозначения в отношении товаров массовогопотребления, то в качестве соответствующей группы потребителей могут выступатьлюбые потребители, соответствующие категории «среднего покупателя»(по признакам возраста, пола, образования, социального и материальногоположения, связи с товаром, обозначенным товарным знаком). В свою очередь, привыявлении общеизвестности товарных знаков, предназначенных для продукциипроизводственно-технического назначения, нужно принимать во внимание мнениепотребителей, относящихся как к торговым, так и к производственным кругам.
Определив группу потребителей,необходимо выяснить, какая степень известности товарного знака может бытьоценена как широкая известность обозначения. В законодательстве и судебнойпрактике различных стран степень известности товарного знака определяетсянеоднозначно. Отечественными учеными по этому вопросу также высказывалисьразличные мнения. Например, специалисты Роспатента рекомендуют для признаниязнака общеизвестным число ответов в пользу общеизвестности не менее 90 % среди«специалистов-потребителей» конкретных видов товаров и не менее 60 %среди «средних потребителей»18.
Полагаем, что вряд лицелесообразно устанавливать такую четкую границу известности товарных знаков.Процентный показатель опроса потребителей должен оцениваться в любом случае всовокупности с рядом определенных факторов, оказывающих существенное влияние наизвестность обозначения. К таким факторам в первую очередь можно отнести видтовара, маркируемого знаком, претендующим на общеизвестность. Причем, длянекоторых товаров вполне будет достаточно и 50 % известности19.
Далее, на общеизвестностьвлияет и территория известности знака. Без сомнения, масштабы российского рынканамного превышают рынки развитых европейских стран. На наш взгляд, ввидуобширности нашей страны, при установлении общеизвестности совсем необязательноучитывать известность знака на всей территории Российской Федерации заисключением случаев распространения и рекламы товаров, маркируемых указаннымобозначением, во всех регионах России. Можно ограничиться известностью знака втех субъектах Федерации, где реализуется соответствующая продукция. Отметим,что согласно ст. 2 (3) Положений в отношении охраны общеизвестных знаковусловием для заключения об общеизвестности знака не может быть наличиеизвестности для абсолютного большинства граждан страны. Кроме того, приустановлении степени известности обозначения нужно учитывать срок использованиятоварного знака, так как если знак используется на одной территории длительноевремя, а в другом регионе реклама и поставка начаты недавно, результаты опросапотребителей будут существенно различаться. Таким образом, количественныепоказатели известности во многом будут определяться местом опроса потребителей,видом маркируемых товаров, а также рядом других обстоятельств. Например, приустановлении степени известности обозначения Коллегия Высшей патентной палатыучитывает сведения о странах, в которых товарный знак приобрел широкуюизвестность (п. 2.2 Правил). При этом заявитель может предоставить материалы,удостоверяющие общеизвестность знака в стране происхождения и в других странах(факты признания общеизвестности компетентными государственными органами).Следовательно, мировая репутация товарного знака также имеет значение прирешении вопроса об общеизвестности обозначения. Широкая известность обозначенияподтверждается результатами опроса потребителей. В соответствии с Правиламиуказанный опрос должен проводиться специализированной независимой организациейс учетом рекомендаций Роспатента (п. 2.2). Однако с практической точки зрения ксубъектам, проводящим подобный опрос, более логично было бы отнести владельцатоварного знака и представителей Высшей патентной палаты с привлечением внеобходимых случаях соответствующих специалистов (социологов, психологов и др.)Вторым критерием при установлении общеизвестности обозначения является признакинтенсивного использования товарного знака на территории Российской Федерации.Полагаем, что данный критерий носит характер дополнительного, хотя Правила, нанаш взгляд, выделяют его в качестве определяющего признака общеизвестности.
По мнению Н.П. Грешневой,интенсивность использования товарного знака не может служить показателемобщеизвестности, ибо является по своей сущности лишь способом достижениятоварным знаком общеизвестности20. Указанное мнение представляется не вполнеобоснованным. Безусловно, известность товарного знака не возникает без егоиспользования. Вместе с тем использование известных обозначений имеет своиособенности, выражающиеся как раз в интенсивном применении товарного знака.Причем такое интенсивное использование, предполагающее осуществление владельцемобозначения различных мероприятий, привлекающих покупателей к его товарам, недолжно прекращаться и после достижения знаком высокой степени известности средисоответствующих групп потребителей, иначе обозначение может потерять своюрепутацию общеизвестного товарного знака. Поэтому законодательное закреплениерассматриваемого критерия вполне оправданно. В соответствии с п. 2.2 Правилинтенсивность использования товарного знака устанавливается применительно ктерритории Российской Федерации. Между тем в Положениях в отношении охраныобщеизвестных знаков закреплено (ст. 2(1)), что при установленииобщеизвестности товарного знака должны учитываться продолжительность, степень игеографический охват любого использования этого знака. В Правилах указан лишьпримерный перечень сведений, свидетельствующих об интенсивном использованииобозначения. Полагаем, что основными факторами такого применения товарногознака могут служить: а) объем реализации соответствующих товаров; б) способыиспользования товарного знака; в) среднегодовое количество потребителей товара;г) положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики; д) широкаярекламная кампания с целью создания неповторимого образа товарного знака.
Более спорным являетсявопрос о сроке интенсивного использования обозначения. В литературевысказывалось мнение о необходимости значительного периода времени интенсивногоиспользования знака для признания его общеизвестным. Более того, длительныйсрок использования товарного знака предлагался в качестве дополнительногокритерия общеизвестности. Представляется, что требование многолетнегоинтенсивного использования знака на территории Российской Федерации несоответствует современным реалиям, ибо сейчас добиться широкой известноститоварного знака с помощью рекламы, международного туризма, использования знакав Интернете можно за сравнительно небольшие сроки. Вместе с тем срокиспользования общеизвестного знака, а следовательно, и дата, с которойзаявитель считает свой знак общеизвестным на территории России, в некоторыхслучаях может иметь решающее значение. Так, если установлено, что имеетсятоварный знак, тождественный или сходный до степени смешения с товарным знакомзаявителя, зарегистрированный или заявленный на имя иного лица в отношенииоднородных товаров и имеющий приоритет более ранний, чем дата, с которойзаявитель ходатайствует признать свой товарный знак общеизвестным, заявленныйзнак не может быть признан общеизвестным. Наконец, в качестве третьего критерияобщеизвестности, также имеющего характер дополнительного, выступает устойчиваясвязь в сознании потребителей между общеизвестным товарным знаком ипроизводителем товаров. Этот признак, как свидетельствует мировая судебнаяпрактика, имеет существенное значение при разрешении конфликтов междузарегистрированным товарным знаком и обозначением, претендующим наобщеизвестность. Широкая известность товарного знака в отношении продукцииопределенного изготовителя достигается с помощью высокого качества товароввладельца известного обозначения, проведением рекламной кампании и т. д.
Помимо вышеназванных,общеизвестность могут подтверждать и другие, более второстепенные, факторы:стоимость товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовыхотчетах, наличие, срок и территория любых регистрации товарного знака и пр.
Таким образом, анализПравил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации вызываетряд вопросов как в связи с недостаточной четкостью решения некоторых проблем(носит ли решение Высшей патентной палаты о признании знака общеизвестнымправоустанавливающий характер (п. 4); какие обозначения нужно относить киспользуемым в качестве товарных знаков, но не имеющим правовой охраны натерритории РФ (п. 1.1), и др.), так и в связи с возможностью практическогоприменения отдельных норм указанного документа (напр., абз. 6 п. 2.2). Вместе стем с принятием Правил сделан важный и давно ожидаемый шаг в регулированииохраны общеизвестных знаков в нашей стране.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Товар как объект маркетинговой деятельности. Понятие потребительской полезности, качества и конкурентоспособности товара
Реферат Проектирование привода общего назначения, содержащего цепную передачу
Реферат Внешнеполитическая подготовка Германии ко второй мировой войне в 1939 году Политика Англии и Франции
Реферат Облік виробничих запасів. Застосування програми "1С:Бухгалтерія" для їх обліку
Реферат Форма правління, політична система, політичний режим та опозиція Ізраїлю
Реферат Севильский цирюльник. де Бомарше Пьер Огюстен
Реферат Военная держава Египта эпохи XVIII-й династии. Завоева-тельные походы Тутмоса III-го
Реферат Журнальная реклама: лингвокультурный и гендерный аспекты (на материале русского и английского языков)
Реферат Социально–культурные проблемы развития России
Реферат Дослідженні телевізійної рекламної продукції з погляду конструювання та продукування нею гендерних стереотипів
Реферат The Fascist Tide Essay Research Paper subject
Реферат Постсоветский период историографии российского революционного терроризма
Реферат Проект ковбасного цеху продуктивністю 6,8 тонн за зміну
Реферат Програма вирішує задачу виведення на екран обробленої інформації від четирьохканального обробника сигналів в реальному масштабі часу
Реферат American Sign Language Essay Research Paper What