Реферат по предмету "Государство и право"


Некоторые аспекты конституционного права РФ

Контрольнаяработа
 
поконституционному праву РФ
 
Некоторыеаспекты конституционного права РФ
 

1.        Предметконституционного (государственного) права РФ
Предметом отрасликонституционного права РФ являются общественные отношения в сферахконституционного строя, правового статуса личности, устройства государства, атакже организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.
Предметом наукиконституционного права РФ является государственно-правовая система РФ, в томчисле:
— основные принципы онародном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом,господстве права и т.д.;
— механизмы политическойвласти;
— организация и формыосуществления политической власти;
— государственно-территориальная организацию власти.
2.        Трипримера конституционно-правовых отношений (с указанием субъектов, объектов ивидов данных правоотношений)
Получение гражданстваРоссийской Федерации в порядке натурализации.
Субъекты –государственные органы, иностранный гражданин (апатрид).
Объект – правовой статусиностранного гражданина (апатрида).
Вид –правоустанавливающее, правопрекращающее, регулятивное, относительноопределенное.
Принятие федеральногоконституционного закона.
Субъект – Федеральноесобрание РФ.
Объект – право парламентана регламентацию конституционно-правовых отношений.
Вид –правоустанавливающее, регулятивное, относительно определенное.
Отставка ПравительстваРФ.
Субъекты – Президент РФ,Правительство РФ.
Объект – право ПрезидентаРФ на отставку Правительства РФ в установленных законом случаях.
Вид – правопрекращающее,регулятивное, относительно определенное.
3.        ПочемуКонституцию РФ 1993 г. называют жесткой конституцией? Обоснуйте свой ответссылками на положения действующего российского законодательства
Это означает, чтоизменения в нее вносятся в усложненном порядке по сравнению с обычным (текущим)законодательством.
В частности,законодательством конкретно регламентированы:
— право инициативы (ст.134 Конституции РФ — Президент Российской Федерации, Совет Федерации,Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органысубъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее однойпятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы);
— ограничения по внесениюпоправок (ст. 135 Конституции РФ — положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могутбыть пересмотрены Федеральным Собранием); (ст. 136 Конституции РФ — поправки кглавам 3-8 Конституции РФ вступают в силу после их одобрения органамизаконодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ);
— количество голосов,необходимых для одобрения поправки в Совете Федерации Федерального Собрания РФи Государственной Думе Федерального Собрания РФ (3/5).

4.        Можно лиссылаться на статьи Конституции РФ 1993 г. при защите своих прав? Если да, точто является правовой основой такого права?
Да, можно. Такое правоосновано на норме ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой Конституция РФимеет прямое действие. Это, в частности, означает, что для применения нормКонституции РФ не нужно принимать специальные законы, конкретизирующиесодержание данных норм. Они могут применяться в судах и иных государственныхорганах непосредственно, в той форме, в какой закреплены.
5.        Какиеусловия необходимы, чтобы называть существующий в государстве порядок конституционнымстроем?
Конституционный стройможно понимать двумя способами. Первое, широкое толкование подразумевает подконституционным строем систему общественных отношений, определяющих сущностьгосударства, общества и основы их взаимодействия. Такой подход основывается натрактовке понятия «конституция» не как нормативно-правового акта, а исходя избуквального перевода с латинского – «установление», или «основы». В этом случаедля наличия конституционного строя необходимо, собственно, два элемента: общество(как первичный элемент) и государство (как политическая организация общества).Все принципиальные отношения, характеризующие эти два элемента, а такжеотношения, возникающие между ними, и будут являться конституционным строем.Так, под конституционным строем можно понимать основы государственного иобщественного устройства Российской империи, несмотря на то, что формальноКонституция в дореволюционной России отсутствовала.
Вторая позиция трактуетконституционный строй как основные устои государства, закрепленные в источникахконституционного права. Это подход нормативистской правовой школы, которыйтакже имеет право на существование. При его использовании чтобы называтьсуществующий в государстве порядок конституционным строем, необходимо наличиеобщества, государства, а также конституционно-правовых нормативных актов.Обычно основным из таких актов является Конституция, однако это не обязательноеусловие. Пример тому – Великобритания.
В России принят второйподход, что подтверждается содержанием ст. 16 Конституции РФ: «положениянастоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя РоссийскойФедерации».
6.        Какиеэлементы конституционного строя РФ до сих пор не реализованы и почему?
Фактически, никакие. Вчастности, сюда следует отнести:
1. Народовластие какоснова политической системы РФ.
В реальности механизмовответственности власти перед населением нет, замещения должностных лиц поволеизъявлению народа не происходит, выборность власти постепенно замещаетсяназначением должностных лиц со стороны вышестоящих должностных лиц, преждевсего – Президента РФ и Председателя Правительства РФ.
2. Российское государство- это демократическое государство, т.е. выражающее волю большинства народа.
На деле интересы народавластью игнорируются. Это подтверждается практически всеми наиболее значимымивластными решениями, произведенными в течение последних восьми лет: отменальгот, отсутствие реформирования ЖКХ, армии, судов, монополизация системымассовой информации, повышение таможенных пошлин на иностранные автомобили,выделение бюджетной финансовой помощи государственно-промышленной олигархии ипр.
3. Россия – правовоегосударство, т.е. закон в РФ имеет приоритетное значение как регуляторобщественной жизни.
Приоритетное значение какрегулятор общественных отношений имеют социальный статус, объем властныхполномочий, наличие личных связей, а также степень материальной обеспеченности.Почему – потому что все это принципиально свойственно восточной цивилизации.«Друзьям – все, врагам – закон» (ген. Франко).
4. Россия являетсясоциальным государством, т.е. обеспечивающим социальное равенство и социальнуюсправедливость.
Ни того, ни другогороссийское государство не обеспечивает, хотя и декларирует подобные намерения.В частности, потому, что у власти нет стимулов (в виде ответственности) к тому,чтобы затрачивать усилия в этом направлении.
5. Российское государствообеспечивает развитие гражданского общества, т.е. такого, в котором люди решаютпроблемы, не прибегая к помощи государства.
По факту российскоегосударство по мере сил придает акцент правоохранительным и иным исполнительныморганам в противовес любому самоуправлению. Партии и общественные движенияносят подконтрольный государству характер. Местное самоуправление предельноограничено в компетенции и финансировании. Причина всего этого – вполнеобъяснимое стремление к концентрации власти в одних руках.
6. Основой экономическойсистемы РФ является свободная рыночная экономика.
Рыночная экономикаподвергается давлению бюрократизированных органов исполнительной власти всехуровней вплоть до патрульно-постового милиционера и инспектора Санэпиднадзора.Кроме того, естественному развитию рынка препятствует несоразмерно большое иневерно сбалансированное налоговое бремя (единая налоговая ставка вместопропорциональной), а также прямое вмешательство в деятельность предприятийвплоть до их отъема посредством властных ресурсов (см. «ЮКОС», «Евросеть»).
7.        Перечислитеконституционные обязанности, адресованные только гражданам РФ. Обоснуйте свойответ ссылками на положения действующего российского законодательства
а) соблюдать законыРоссийской Федерации (п. 2 ст. 15 Конституции РФ);
б) платить законноустановленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
в) сохранять природу иокружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 КонституцииРФ);
г) защищать Отечество, втом числе в форме прохождения воинской службы в Вооруженных Силах РФ (ст. 59Конституции РФ).
8.        Каков срокдавности подачи жалобы о нарушении прав Уполномоченному по правам человека вРФ? Охарактеризуйте компетенцию Уполномоченного по правам человека в РФ
В соответствии со ст. 17ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997г. № 1-ФКЗ, «жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечениягода со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителюстало известно об их нарушении».

9.        Какой видизбирательной системы применяется в РФ при проведении выборов депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания РФ? Охарактеризуйте стадииизбирательного процесса
Пропорциональнаяизбирательная система. Голосование проводится по спискам избирательныхобъединений. Определяется избирательная квота — наименьшее число голосов,необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота определяетсяделением количества голосов, поданных по округу, на количество распределяемых вокруге мандатов. Число мест в Думе, полученных списком, определяется путемделения количества голосов, поданных за список, на избирательную квоту.
Прежде всего, происходитрегистрация избирателей и включение их в избирательные списки. Данную работу проводятЦентральная избирательная комиссия РФ, избиркомы субъектов РФ, окружныекомиссии, территориальные (городские, районные и др.) и участковые избирательныекомиссии.
Затем происходитвыдвижение кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов)принадлежит избирательным объединениям или непосредственно избирателям.Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписейпод его заявлением о выдвижении кандидатов. Сбор подписей проводится по местуработы, службы, учебы и жительства.
Кандидаты (спискикандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией попредставлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов,при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данномуизбирательному округу.
Одновременно всоответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленногоколичества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).
Затем гражданам иобщественным объединениям предоставляется время до выборов, котороепредназначено для предвыборной агитации в любых законных формах. Агитациядолжна быть прекращена за 24 часа до наступления дня выборов.
Голосование проводится поместу жительства в один тур, лично, тайно. Для избирателей, которые в деньвыборов будут в отъезде, предусмотрена возможность голосовать досрочно.
Далее следует подсчетголосов и объявление результатов выборов.
При необходимости до ипосле объявления результатов правоохранительные органы и органы исполнительнойвласти вправе проводить проверки законности выборов.
10.     Каковыместо и роль Президента РФ в системе органов государственной власти РФ?
Формально Президент РФ являетсяглавой государства и не входит непосредственно ни в одну из ветвейгосударственной власти. Кроме того, он является гарантом Конституции РФ, прав исвобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, еенезависимости и государственной целостности, обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ. Президентопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства,представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
11.     Охарактеризуйтестадии законодательного процесса
1) законодательнаяинициатива (внесение законопроекта или предложения об издании закона,принадлежит определённому кругу лиц и органов и предполагает обязанностьзаконодательного органа рассмотреть в определённый срок внесённое предложение);
2) обсуждениезаконопроекта и внесение поправок (обсуждение бывает двоякого рода:предварительное (неофициальное) и официальное. Предварительное обсуждениепроводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц,экспертов, представителей соответствующих государственных и общественныхорганизаций. Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется надвух уровнях — на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов, а такжена уровне парламентских палат);
3) принятие закона. Онопроисходит путем открытого голосования депутатов большинством голосов;
4) подписание законаПрезидентом РФ;
5) опубликование в«Российской газете».
12.     Что такоеструктура федеральных органов исполнительной власти? Охарактеризуйте ее,ссылаясь на положения действующих нормативных правовых актов
Структура федеральныхорганов исполнительной власти – это иерархия органов исполнительной власти, ихсоотношение в зависимости от объема полномочий. В данную структуру входят:
Президент РФ (ст.ст.80-93 Конституции РФ).
Формально не принадлежитк исполнительной власти, но фактически, учитывая полномочия по назначениюПредседателя Правительства РФ, право отставки Правительства, право вестизаседания Правительства (ст. 83 Конституции РФ), а также с учетомидеологического контроля – является главой системы органов исполнительнойвласти РФ.
Правительство РФ (ст.ст.110- Конституции РФ).
Состоит из Председателя ПравительстваРФ, заместителей Председателя, федеральных министров, глав федеральных агентстви служб. Является основным федеральным органом, осуществляющим исполнительнуювласть в РФ. Под его руководством находятся государственный аппарат,вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.
13.     Может лиПрезидент Республики Татарстан своим указом назначить на должность судьюрайонного суда г. Казань? Обоснуйте свой ответ ссылками на положениядействующего российского законодательства
В соответствии со ст. 10Конституции РФ, «государственная власть в РФ осуществляется на основеразделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Такимобразом, Президент Татарстана, как субъект исполнительной власти, не вправевмешиваться в осуществление судебной власти в республике, в том числе путемназначения судей.
14.     Охарактеризуйтеосновные отрасли прокурорского надзора
В соответствии со ст. 1ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокуратура РФосуществляет надзор в следующих областях:
— надзор за исполнениемзаконов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами ииными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, атакже органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций;
— надзор за исполнением законоворганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие;
— надзор за исполнениемзаконов судебными приставами;
— надзор за исполнениемзаконов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющихназначаемые судом меры принудительного характера, администрациями местсодержания задержанных и заключенных под стражу.
15.     Охарактеризуйтеосновные принципы местного самоуправления
— самостоятельностьрешения населением вопросов местного значения
— организационнаяобособленность МСУ
— взаимодействие сорганами государственной власти
— сочетаниепредставительства интересов граждан и прямого волеизъявления граждан
— соответствиематериальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям
— ответственность органовМСУ и их должностных лиц перед населением и государством
— соблюдение прав исвобод человека при осуществлении МСУ
— законность
— гласность
— добровольность
— сочетаниеколлегиальности и единоначалия
— наличие государственныхгарантий МСУ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.