Реферат по предмету "Государство и право"


Налоговая система РФ: сущность, принципы, проблемы и пути их решения

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МВД РОССИИ
ФИЛИАЛ В Г.УФЕ
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Налоговое право»
на тему:«Налоговая система РФ: сущность, принципы, проблемы
и пути ихрешения »
Выполнилстудент 5 курса
ОЮ-04 группыШамсутдиноваР.И.
Проверил:
Оценка___________________
Подписьпреподавателя
_________________________/>/>/>/>/>УФА — 2008

Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2.Понятие и основные характеристики налоговых систем
1.3.Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ
ГЛАВА2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Хараетеристика элементов построения налоговой системы РФ
2.2Механизм управления налоговой системой РФ
2.3.Принципы налоговой системы
ГЛАВА3. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.Проблемы реформирования налоговой системы
3.2.Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ(1 — 2)

Введение
Налогиявляются необходимым звеном экономических отношений в обществе с моментавозникновения государства. Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Всовременном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходовгосударства.
В структуре всех доходовбюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрениеналогообложения как средства регулирования предпринимательской активноститребует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы длянахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Баланс интересовгосударства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что внастоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространениеразличных схем ухода от налогов.
Государство с помощьюналогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получаясоответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономическиеэффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства,увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов виднысразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличениюцены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другиеэффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, чтоснижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговыхпоступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимоэкономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующиесубъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффектот которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.
Прежде чем вестидальнейший разговор о налогах и налоговой системе необходимо определиться ссоответствующими терминами:
Налоги — обязательныеплатежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня игосударственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах иактах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также порешению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система-совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых вгосударстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены,уплаты, взимания, контроля.
Налогиизвестны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появлениесвязано с самыми первыми общественными потребностями.
Адам Смит сформулировалчетыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения,желательных в любой системе экономики[12, с. 58]:
1) Подданные государствадолжны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким онипользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, которыйобязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срокуплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматьсятем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог долженбыть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа какможно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
Налоговая система — этоважнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успехэкономических преобразований в стране.
Естественно, чтоидеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретическойоснове, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданныйнаучный и производственный потенциал.
Налоговая система должнаорганически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствоватьразвитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровняжизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбраннойтемы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствованияналогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретаютуяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системыналогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы являетсяизучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можноотнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификацииналогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являютсяуяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий«налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов»,анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, атак же, специальных налоговых режимов.

Глава 1. ЭкономиКО-ПРАВовые основы налоговойсистемы1.1. Сущность налогов и ихроль в экономике государства
Согласно действующемузаконодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговыхвидов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.[2,с. 3] Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговымпоступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. Всвязи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретаетвсё большее не только теоретическое, но и практическое значение.
Прежде всего, остановимсяна вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились сразделением общества на классы и возникновением государства, как «взносыграждан, необходимые для содержания… публичной власти ...» (К. Маркс). Вистории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись безналогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективныхпотребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могутбыть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размерналогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнениеминимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем большефункций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоговый кодекс РФопределяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов,пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственностьналогоплательщиков и налоговых органов.[2, с.13]
В широком смысле подналогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическимии физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержаниеналогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции[11, с.365]:
1. Обеспечениефинансирования государственных расходов (фискальная функция);
2. Поддержаниесоциального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельныхсоциальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальнаяфункция);
3. Государственноерегулирование экономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, привсех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальнуюфункцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всегорасходов государства.
Все налоги содержатследующие элементы:
— объект налога – этоимущество или доход, подлежащие обложению;
— субъект налога – этоналогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
— источник налога – т.е.доход, из которого выплачивается налог;
— ставка налога –величина налога с единицы объекта налога;
— налоговая льгота –полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги бывают двух видов.Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибылькорпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы ирабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность], включая землю идругую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называютпрямыми налогами.[9, с. 35]
Второй вид – налоги натовары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогомна добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара илиуслуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенныеналоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудноперенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю ина другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, ценусельскохозяйственной продукции.
Косвенные налогипереносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичностиспроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластиченспрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менееэластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложениярастет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокойэластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращениюпотребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистойприбыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другиесферы деятельности.
Налоги – это один изэкономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночнуюэкономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко используетналоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия нанегативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощныминструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налоговявляется одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности иорганизационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяютсявзаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности сгосударственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящимиорганизациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность,включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход иприбыль предприятия.
Налоговая система представляетсобой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы ихпостроения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основныепонятия и характеристики налоговых систем.1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем
 
Под налоговой системойпонимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государствав соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил,определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих вналоговых правоотношениях.
В зависимости от уровняналоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделитьследующим обра­зом:
-         либерально-фискальные,обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30%ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австра­лии, Португалии,Японии и большинство стран Латинской Америки;
-         умереннофискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группусоставляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии,Германии, Ис­пании, Греции, Великобритании, Канады и России;
-         жестко-фискальные,позволяющие перераспределять посред­ством налогов более 40% ВВП; такой уровеньизъятий обес­печивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Фран­ции,Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
В зависимости от доликосвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:
-          подоходные,делающие основной акцент на обложении дохо­дов и имущества, в которых доляпоступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов;это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады,Великобритании, Австралии;
-          умереннокосвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов ипотребления, в которых до­ля косвенных налогов составляет от 35 до 50%совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системыразвитых стран Европы — Германии, Франции, Ита­лии и др.;
-          косвенные,делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налогиобеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложенияобеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии,Мексики, Индии, Пакистана.
В зависимости от уровняцентрализации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:
-         централизованные,наделяющие федеральный уровень управ­ления подавляющим большинством налоговыхполномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65%консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизацииобеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
-         умеренноцентрализованные, наделяющие все уровни управле­ния значимыми налоговымиполномочиями и обеспечиваю­щие долю налоговых доходов федерального уровня от 55до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляютналоговые системы Австралии, Германии, Индии;
-         децентрализованные,наделяющие- нижестоящие уровни прав­ления более значимыми налоговымиполномочиями и обес­печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговыесистемы США, Канады, Дании.
В зависимости от уровняэкономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системыможно разделить так:
-         прогрессивные,если после уплаты налогов экономическое не­равенство налогоплательщиков,оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговыесистемы практически всех развитых и развивающихся стран;
-         регрессивные,если после уплаты налогов экономическое нера­венство налогоплательщиков,оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговыхсистем нам неизвестны.
-         нейтральные, еслипосле уплаты налогов экономическое нера­венство налогоплательщиков, оцениваемоепо их доходам, ос­тается неизменным; сюда можно отнести налоговую системуРоссии.
Данные классификациипредставлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всегомногообразия классифицирую­щих показателей. В частности, нередко используетсяклассифика­ция по экономическому показателю соотношения налоговых дохо­дов отвнутренней и внешней торговли.
Шведская модель налоговойсистемы заслуживает пристального внимания также опыт шведских специалистов вобласти налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательстваи элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшейсоветской действительностью. В частности перераспределение черезгосударственный бюджет большей части ВНП. Общая сумма взимаемых в Швецииналогов превышает половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах срыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не более 45%. Следуетзаметить, что шведская система налогообложения весьма разветвлена и включает многочисленныепрямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являютсянациональный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальныйимущественный налог. Кроме того, существует, как уже говорилось, широкая системаобязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Основныекосвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на некоторыетовары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным источником доходовдля бюджета центрального правительства, а прямые — для местных органовуправления. Система налогообложения — как центрального, так и местного, — устанавливается шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные властиопределяют сами.
 1.3. Правовые основы становления и развития налоговойсистемы РФ
Законодательную базуналоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линиюналогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации,Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросыналогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые содобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.
Рассмотрим становлениеналоговой системы в России. Законом «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая системаналогообложения.
В условиях высокойинфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформроссийская налоговая система в опре­деленной степени выполняла свою роль,обеспечивая минимальные по­требности государства по поступлению в бюджеты всехуровней финан­совых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночныепреобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более иболее заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям всеболее и более очевидным.
Поэтому первый этапразвития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивогоналогообложения.[4] Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ взаконодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в годвносились много численные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы,не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К со­жалению,вносимые законодательные изменения были не всегда обосно­ванными. Так, вдекабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводитьнеограниченное число новых налогов был на­рушен один из важнейших принциповпостроения налоговой системы — принцип ее единства. В результате сложившаяся кконцу 90-х гг. в Рос­сийской Федерации налоговая система в большей степенииз-за несовер­шенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому раз­витиюстраны.
Огромная налоговаянагрузка на законопослушных налогоплатель­щиков, наличие большого числаналоговых льгот, а также многочислен­ных лазеек для сокрытия доходов и неуплатыналогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренциизаконопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовалиразвитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функцияналогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений иросте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степе­ни стали выполнятьфункцию регулятора производства. Назрела необхо­димость существенного измененияналоговой политики.
Дальнейшее развитиеналоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начинаяс 1996 г. последовательно со­кращалось число многочисленных налоговых льготисключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали сутьнало­говой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства нало­говойсистемы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлениюнеограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НКРФ и подготовка к его принятию.
Третий этап развитияналоговой системы — это этап реформи­рования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая,часть НК РФ, которая регламентиру­ет важнейшие положения налоговой системыРоссии, в частности, пере­чень действующих в России налогов и сборов, порядоких введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства сналого­плательщиками и их агентами.
С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретногоприменения налогов.
Налоговый кодексРоссийской Федерации — это единый, взаимосвя­занный и комплексный документ,учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
Налоговая система — этосовокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов ихустановления, изменения или отмены, упла­ты и применения мер по обеспечению ихуплаты, осуществления налого­вого контроля, а также привлечения кответственности за нарушение на­логового законодательства.

Глава 2. Общая характеристиканалоговой системы Российской Федерации2.1. Характеристика элементов построения налоговойсистемы РФ
Построение налоговойсистемы характеризуется наиболее зна­чимыми функциональными внутреннимивзаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основныхусловий эффективного функционирования любой системы является требование о том,что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом,но не может сделать это независимо от других элементов. Данное усло­виереализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, чтовлияния, а также взаимосвязи ориенти­рованы преимущественно от законодательствак налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будутманипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налоговогоадминистрирования, которое, в свою очередь, должно функциони­ровать строго всоответствии с нормами и правилами, формируе­мыми нормативно-правовой базой,т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятностьтрансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговойсистеме должна проявляться определенная подчиненность субъектных эле­ментов(налоговых администраций и налогоплательщиков) объект­ным элементам(законодательству, налогам).[7, с. 82]
Налогоплательщики могут внекоторой степени оказывать об­ратное воздействие на другие элементы налоговойсистемы, в част­ности обжаловать решения налоговых администраций, через изби­рательноеправо косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательныенеясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненноеположение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностьюи доминирую­щей функцией налогового платежа — фискальной.
Наиболее значительноеобратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование,которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налого­вогозаконодательства.
Налоговая системаподвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так ивнешнесистемных факторов (воздей­ствий), т.е. она является не статической, адинамической системой.
Налоговая система РФстроится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимостиот уровня управле­ния процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), ре­гиональный(на уровне республик в составе РФ, краев, областей, го­родов федеральногозначения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим можетвозникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны потерриториям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. Врамках территориальных образований на уровне субъектов и муни­ципалитетовнельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будутотвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередьпринципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечатьсвойству целостности (неделимости) территориального построения.
По своей общей структуре,принципам построения и перечню налого­вых платежей российская налоговая системав основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц,действую­щим в странах с рыночной экономикой.
В первую очередь системуналогов Российской Федерации необходи­мо характеризовать как совокупностьфедеральных, региональных и мес­тных налогов. Первой частью НК РФ установлено вцелом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, трирегиональ­ных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возмож­ностьприменения специальных налоговых режимов, при которых уста­навливаются соответствующиефедеральные налоги с одновременным ос­вобождением от уплаты отдельныхфедеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российскойналоговой системе установлены четыре вида таких налогов.
При этомпредприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем этопредусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточ­но много специфическихналогов, уплата которых возложена на ограни­ченное число предприятий. К такимналогам относятся, в частности, акци­зы, налог на добычу полезных ископаемых,водный налог, сборы за пользо­вание объектами животного мира и за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог наигорный биз­нес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенныхв налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.
Акцизы на отдельные видытоваров, плательщиками которых фор­мально являются юридические лица, фактически(не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственнопотребители, т.е. фи­зические лица.
Акциз – федеральныйналог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральнымзаконодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от видаакцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов вфедеральный бюджет.
Поэтому в ст. 50 БК РФ кналоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видамподакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизныетовары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%)зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый изпищевого сырья –по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходырегиональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступаетакциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется насемь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БКРФ.
Такая же ситуация сналогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 виданалоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезногоископаемого или места его добычи.
Вместе с тем из налоговойсистемы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможеннаяпошлина.
Особое место в российскойналоговой системе занимает единый со­циальный налог, поступления по которомузачисляются как в бюджет­ную систему страны, так и в соответствующиегосударственные внебюд­жетные социальные фонды.
При этом важноподчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим,т.е. ни один орган законодательной влас­ти субъекта Федерации ипредставительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одногоналога, не предусмотренно­го НК РФ. Это качественно изменило условияхозяйствования для пред­приятий, достаточно резко повысило их уверенность внезыблемости на­логовой системы.
Таким образом,установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но иобязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однакотакое положение существо­вало не всегда.
До введения НК РФ вроссийской налоговой системе существовало деление региональных и местныхналогов на обязательные и необязатель­ные. Смысл этого разделения состоял втом, что отдельные виды нало­гов, несмотря на их установление в налоговойсистеме страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особеннохарактерно это было для местных налогов. Согласно Закону РФ «Об основахналоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех ви­довместных налогов двадцать видов были необязательными. Как от­крытый переченьналогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговуюсистему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.
Введение в НК РФположения, устанавливающего закрытый пере­чень региональных и местных налогов,имеет принципиальное значение.
Так как в историироссийской налоговой системы был четырехлетний период — этап неустойчивогоналогообложения, когда органам власти субъектов Федерации и местногосамоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любоеколичество регио­нальных и местных налогов. Естественно, что указанные органывласти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ вРоссии насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.
Вместе с тем в части федеральныхналогов их перечень уста­новлен в НК РФ, может изменяться только решениемфедеральной законодатель­ной власти. С момента принятия и вступления в действиес 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзотические»налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные видытранспортных средств.
Федеральныеналоги в Российской Федерацииустановлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в дей­ствиезаконами субъектов Федерации и являются обязательными к упла­те на территориисоответствующего субъекта Федерации. Вводя в дей­ствие региональные налоги,представительные (законодательные) ор­ганы власти субъектов Федерацииопределяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах,установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Всеостальные эле­менты региональных налогов установлены соответствующей главой НКРФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что онивводятся в действие представительными органами муниципаль­ных образований.
Российская системаналогообложения в части соотношения косвен­ного и прямого налогообложениязамысливалась исходя из того, что фис­кальную задачу должны выполнятьпреимущественно косвенные нало­ги, в то время как прямые налоги — рольэкономического регулятора до­ходов корпораций и физических лиц. Одновременноналоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджетас момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принятосчитать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
Однако необходимо особоотметить, что уровень собираемости пря­мых налогов превышает аналогичныйпоказатель для косвенных нало­гов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот жепериод собирае­мость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступлениякос­венных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого на­логообложения.
На сегодняшний деньпоступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределилисьследующим образом: НДС – 29,7%, НДПИ – 14,9%, налог на прибыль организации –8,3%, акцизы – 1,8% и т.д.[3;6] Треть бюджета формируется за счет косвенногоналогообложения. (см. прил. 1)
Исключительныеособенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов посубъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов вналоговой системе стра­ны следует судить в основном не с позиции количествасоответствую­щих видов налогов, а с качественной стороны — их доли в общейсумме налоговых поступлений.
На сегодняшний деньроссийскую налоговую систему можно класси­фицировать как умеренно фискальную,прямую, централизованную, нейтральную.

2.2 Механизм управленияналоговой системой РФ
Для повышения конкурен­тоспособностиналоговой системы законода­тельство о налогах и сборах должно более активнореагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения врезультате белых пятен в законодательных нормах.
Налоговоеадминистрирование — относи­тельно новый термин с точки зрения рос­сийскойтеории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание — от самого широко­го,как управление налоговой системой и на­логообложением в целом, до более узкого,а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностьюисчисления и уплаты налоговых платежей.
Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство впонимании налогового администрирования. Обычно оно опре­деляется какдеятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) поосуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РоссийскойФедерации организа­циями и физическими лицами, т. е., по сути, в это понятиевкла­дывают содержание старого термина — «налоговый контроль».[14, с. 33]
В современной экономической литературе также встречаетсяфактическое отождествление понятий «налоговое администри­рование» и «управлениеналоговой системой». Понятие «налого­вое администрирование» позволяетопределить его как управле­ние в области налогообложения. Иногда налоговоеадминистрирование определяют как динамически развивающуюся систему управлениямодернизируемых налоговых органов в усло­виях рыночной экономики.
Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинаетоперативно реагировать на различные изменения нало­говых правоотношений.
Необходимо выделение проблематики, связанной с управле­ниемналогообложением, а также формированием методологи­ческих и методических основэтого процесса в виде единого це­лостного процесса. Такой подход диктуется тем,что в силу разоб­щенности, разноведомственности органов власти, занимающих­сяуправлением налоговыми процессами, возникают противоре­чия внормативно-правовом обеспечении процессов налогообло­жения междуэкономическими, социальными и политическими целями государства и возможностямифинансового обеспечения их достижения. Причины обособления управленияналогообложением имеют более объективный и дол­говременный  характер,  чем  временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговымипроцессами.
Налоговое администрирование — это деятельность уполномо­ченныхорганов власти и управления, направленная на исполне­ние законодательства поналогам и сборам, обеспечение эффек­тивного функционирования налоговой системыи налогового контроля.
Таким образом, налоговое администрирование — это опреде­ляющаячасть управления налоговой системы, внутренний фак­тор ее развития. Налоговоеадминистрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговымиорганами. Те­кущий и последующий мониторинг позволяет принимать управ­ленческиерешения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом иналоговых органов как ее части.
Налоговое администрирование основывается на фундамен­тальныхпознаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенныхсовременной отечественной и миро­вой практикой.[1, с.5] Это совокупностьметодов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которыхорганы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней)придает функционированию налогового механизма за­данное  законом  направление  и координирует  налоговые действия при существенных изменениях в экономике иполити­ке. Права и обязанности органов системы налогового управления утвержденыв законодательном порядке.
Проблемы российской административной системы заключа­ются вотсутствии надежных контактов с гражданами и органи­зациями, в недоверииграждан к государственной службе и ин­ституту государства. Поэтому в управленииналоговыми процес­сами должны участвовать не только специализированные орга­ны.В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительнойвласти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы,а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Обществен­наяассоциация защиты прав налогоплательщиков».
На налоговые взаимоотношения плательщиков и государстванепосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторс­кие, адвокатские иконсультационно-юридические службы.
Более широкое определение налогового администрирования — это приведениепроцесса взимания налогов и возникающих от­ношений и связей междупредставителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии сизменившимися произво­дственными отношениями и формами хозяйствования. Болееконкретное определение — это деятельность уполномоченных органов власти иуправления, направленная на исполнение зако­нодательства по налогам и сборам,обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налоговогоконтроля. Налоговое администрирование — это организация сбора налогов: отопределения состава налоговой отчетности до разработки пра­вил регистрацииналогоплательщиков. Это также перечень ин­формации, которую фирмы должныпредоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговикидолжны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответ­ственностьза налоговые нарушения — все, что сосредоточено вокруг налогов.
Задачи налогового администрирования предопределяются налоговойполитикой. Налоговое админист­рирование как часть управления налоговой системойставит самостоятельные, более конкретные задачи.
Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое ад­министрированиекак постоянный процесс управления налого­обложением. Поскольку общество взависимости от уровня свое­го экономического развития и степени политическойзрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию иоформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговоеадминистрирование начинается с измене­нием законодательных форм.
В последнее время говорят о добросовестном налогоплатель­щике,имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это оз­начает, что можноговорить и о добросовестном налоговом инс­пекторе. Но мы понимаем, чтокоррупционная составляющая повышается и административное давление в новыхналоговых за­конопроектах увеличивается. Призыв к добросовестности звучитнекорректно в условиях, когда налог взимается в форме отчужде­ния ибезвозмездно.
Стабильность налоговой системы во многом определяется вфедеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенциицентра и регионов при принятии мер в об­ласти налоговой политики. Поэтомуулучшение налогового адми­нистрирования будет происходить по несколькимнаправлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов.Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, спе­циализированныеналоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественноизменили взаимоотноше­ния с налогоплательщиками. Для этого нужно болеерационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимумувременные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке исдаче налоговой отчетности, особенно в ма­лом предпринимательстве. Какследствие, должен начаться про­цесс снижения издержек налогоплательщиков игосударства на обеспечение функционирования налоговой системы.
Сложившаяся система налогового администрирования, на­правленная научет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современнымтребованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерациио на­логовых проверках сохраняет возможность фактически превра­щать камеральныепроверки в выездные, не устанавливает четко­го механизма взаимодействияналогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допускаявозможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной сос­тавляющейналогового администрирования выступает налого­вый контроль. Он должен бытьнастолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложе­ния.
Так же налоговоеадминистрирование, прежде все­го, должно быть эффективно. Это значит, что и длягосударства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны бытьзатратными (обременительными).
Для повышенияконкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы на­логовоеадминистрирование строилось исклю­чительно на нормах закона.
Сегодня большое значениеимеет пропи­сывание процедур проведения налоговых про­верок непосредственно вНалоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администриро­вание фактическипревращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем болееопасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатахпроведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, асоответ­ственно не оспорены и не проверены.
Качество налоговогоадминистрирования прежде всего отражается на характере взаи­моотношенийналогоплательщиков и налого­вых органов. Признавая необходимость развития услугв области налогового консульти­рования, для построения от­ношений партнерстванеобходима разработ­ка и законодательное утверждение процеду­ры согласованияспорных или отсутствую­щих в действующем законодательстве поло­жений. В самомобщем виде данная проце­дура может состоять в следующем.
1 Налогоплательщикпосылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяс­нение положенийзаконодательства по нало­гам и сборам.
2. Полученное разъяснениеимеет опре­деленную законом (НК РФ) юридическую силу.
3. Учитывая содержаниеразъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает направовую защиту при нало­говых проверках, либо имеет право в судеб­ном порядкеоспорить его до наступления события (проведения операции или провер­киналогового органа).
Сейчас Налоговый кодексдопускает офи­циальные разъяснения финансовых и иных уполномоченныхгосударственных органов, но эта процедура четко не прописана. В резуль­тате этоположение либо не работает, либо способствует коррупции.
Министерством финансов РФбыло разра­ботано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о созданииспециальных ауди­торских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будутвыполнять две функ­ции: осуществлять работу с возражениями и жалобаминалогоплательщиков и предвари­тельное рассмотрение актов проведенных налоговыхпроверок. Таким образом, эти под­разделения будут выполнять роль своеобраз­ныхфильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвину­тыхналоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться толькоблагодаря тому, что формирование таких подразделе­ний будет входить вкомпетенцию вышесто­ящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе,являются трудности обеспечения объективности вследствие «корпоративнойсолидарности».
Всовершенствовании налогового администрирования заяв­лено несколько приоритетныхнаправлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далееобеспечить чет­кую регламентацию полномочий и действий налоговых органов ипридерживаться ее. Особая задача налогового администрирова­ния — обеспечитьстабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговоеадминистрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать системуналогообложения в России.
Создание справедливойналоговой системы государства — это многоэтапный процесс, основанный на четкосформулирован­ных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой об­ществапоследовательной государственной налоговой политики.
Таким образом,эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальнойналоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребностигосудар­ства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпри­нимательскойдеятельности, одновременно обязывая его к пос­тоянному поиску путей повышенияэффективности хозяйствова­ния. Такая политика должна на длительную перспективуориен­тировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагруз­ку. Безулучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то,что будет развиваться конкуренция в стране.
Проблемы налоговогоадминистрирования необходимо ре­шать при взаимодействии и диалогеисполнительных органов, институтов и организаций (прежде всегосаморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.

Глава 3. Текущее состояние,проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации   3.1. Проблемы реформированияналоговой системы  
Во всех развитых странах основными стимулами креформированию налогообложения является: стремление превратить налоговуюсистему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговыепреграды на пути экономического роста.
В России определены приоритетные направления налоговойполитики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемостиналогов. [7, 35]
Налоговая система является одним из наиболее действенныхинструментов экономической политики государства. С одной стороны, онаобеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другойстороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государствовлияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самымрегулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним изважнейших факторов обеспечения экономического роста, развитияпредпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения вРоссию полномасштабных иностранных инвестиций. [19, с. 11]
Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройствачего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняетсяследующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнемупретерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно бытьосновано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.
Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ,которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводитьсякомплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная,судебная и др.
В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том,что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства вполной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; небыли учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений,складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствиекомплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит кобострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж,развитию теневой экономики.
Причинами такого состояния налогового законодательства можноназвать следующие:
1.        В наукеналогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность,разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходовк построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системыактов в области финансовой деятельности государства.
2.        Несовершенствоналогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именноэта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительноразвивающейся экономики.
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана ссовершенствованием налоговых правовых институтов. [13, с.17]

3.2.Основные направлениясовершенствования налоговой системы Российской Федерации      
Период кардинальных изменений налоговой системыподхо­дит к концу.
На современном этапе реформирования налоговойсистемы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективностиналогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной егосоставляющей.
В перспективах реформирования налоговой системыРФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2007 – 2009 гг.является разработка законопроекта о налоговой амнистии.
Президент предлагает следующие меры посовершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие:
1.        Целесообразнорассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени (см. прил. 2)
2.        Необходимодифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввидуустановление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокойставки на бензин низкого качества.
В Послании Президента отвергается недавнопрозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налога.Однако для частичного повышения налоговой нагрузки на богатое население долженбыть реформирован налог на недвижимость.[6]
На первый план постепенно выходит задача сохране­ниястабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличениямассы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборахотдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышениеяснос­ти законодательства и на однозначность его применения нало­гоплательщиками.
Стабильность налоговой системы подразумевает инеизмен­ность основополагающих налоговых институтов и правил упла­ты налогов втечение длительного периода времени, что предпо­лагает отказ от каких-либореволюционных изменений в налого­вом законодательстве и налоговой системе,направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличенияобъема поступлений, вводимых без обоснованного экономичес­кого расчета, неориентированных на долгосрочную и средне­срочную перспективы развития.
Реформирование налоговой системы должнопроисходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуа­ции споступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системеРоссийской Федерации, особенно те измене­ния, которые ущемляют экономическиеинтересы налогопла­тельщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступ­ленияв бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговаянестабильность станет тем решающим фак­тором, который заставит многих налогоплательщиковуйти в «те­невую» экономику.
Стабильность налоговой системы во многомопределяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаютсяпределы компетенции центра и регионов при принятии мер в об­ласти налоговойполитики.
Значение фактора стабильности налоговой системы,а также особенности государственного строительства России как Феде­рацииобусловили необходимость реализации конституционного принципа единстваналоговой системы. Данный принцип осно­вывается на стабильности и преемственностиналоговой поли­тики государства, единстве экономического и налогового прост­ранства,четком разграничении полномочий федерального цент­ра и регионов.
Современная налоговая система должна бытьсправедливой, эффективной и доступной для понимания. [16, с.21]
Эффективность налоговой реформы сегодня врешающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличе­ниетемпов роста производства, осуществить серьезные преобра­зования в делеукрепления финансовой системы и расчетов в на­родном хозяйстве, оказатьреальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы нипредоставлялось нало­говых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике этоне да­ет значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый биз­нес неможет, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сетитак называемых малых предприятий.
Успех всей экономической реформы зависит в первуюоче­редь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения впроцессы инвестирования, проводимых ре­форм, требующих обеспечения властныхполномочий финансо­выми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четкоразграничить полномочия федеральных и региональных органов власти поустановлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качествен­но иной уровень развития, что позволилоустранить многие не­достатки существующей налоговой системы.
Главной целью реформы налоговой системы в РоссийскойФедерации является снижение налоговой нагрузки на законо­послушныхналогоплательщиков, предусматривающее выравни­вание условий налогообложения,упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности.Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиватьсяна запросы и реалии экономиче­ской действительности, так чтобы, максимальнонаполняя бюд­жет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтомупроцесс налогового администрирования бесконечен. При этом системаадминистрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержекисполнения налогового законодательства как для государства, так и дляналогоплательщиков.
Основной целью налоговой реформы является достижениеоптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Основными направлениями налоговой политики сегоднявыступают:
1.        Контрольза трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:
-         Определениевзаимозависимости лиц
-         Установлениезакрытого перечня контролируемых сделок
-         Введениеобязательного представления специального декларирования контролируемых сделок итребований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщикомтрансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами
-         Введениеинститута предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами
-         Введениеновых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам ихприменения.
2.         Налогообложениедивидендов, выплачиваемых российским лицам:
-         Освобождениео обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическомучастии отечественной компании в российской и иностранной организации,выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагаетсяустановить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее500млрд. руб.)
-         Снижениеставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющихсяналоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время — 30%)
3. Регулирование налогообложения контролируемыхиностранных компаний:
-         Введениепринципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемыхкомпаний
-         Введениепонятия иностранной контролируемой компании на основе определеннойвзаимозависимости лиц и стратегического участия в организации
-         Установлениеобязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговыхдекларациях свои иностранные аффилированые компании
-         Определениеусловий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков вотношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями
-         Предоставлениеналогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании иуплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании
-         Обеспечениевозможности эффективного налогового администрирования в части полученияналоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальныхакционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, ифинансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобныеизменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.
4. Проблемы определения налогового резиденства юр лиц:Введение понятия резидентства юр лиц на основе критериев места управления ирезиденства участников юр лица, владеющих в нем контрольным пакетом
5. Введение института консолидированной налоговойотчетности при исчислении налога на прибыль
6. Совершенствование НДС
7. Индексация ставок акцизов
8. Налогообложение налогом на прибыль при совершенииопераций с ценными бумагами
9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций сценными бумагами[15, с.28]
10. Совершенствование налога на имущество (введениеналога на недвижимость)
11. Совершенствование системы вычетов,предоставляемых по НДФЛ
Скорейшая реализация указанных мер реформированияналоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачамидостижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов.Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенностиналогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата ивозврату капиталов в легальную сферу.
Заключение
На сегодняшний деньсуществует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опытвзимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на практикувесьма затруднена, поскольку было бы неразумно не уделять первостепенноевнимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшнейРоссии, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Существующая в Россиисистема налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основныенаправления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономическойдеятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечитьбюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики,обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование изгосударственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются вдотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можноиспользовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики,учитывая, российскую специфику.
Особенностьреформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система несмогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. Приэтом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспеченииконституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика
Рассмотрев ипроанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделатьвыводы:
-         обеспечениеналогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политикистраны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью – этонеобходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;
-         налоговая системаРФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже времяследовать своим традициям и особенностям;
-         при помощиналоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговомзаконодательстве РФ;
-         главная задачаналоговой политики – это повышение уровня жизни населения страны.
Налоговая системаявляется одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобыналоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствоваламировому опыту.

список использованной литературы
1.        Конституция РФ. Принята всенародным голосованием12.12.1993, с изменениями на 21.07. 2007г.
2.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. ПринятГосударственной Думой 16 июля 1998 года с изменениями, внесенными Федеральнымизаконами от 17.05.2007 № 84-ФЗ.
3.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. ПринятГосударственной Думой 19 июля 2000 года с изменениями, внесенными Федеральнымизаконами от 24.07.2007 № 198-ФЗ.
4.        ФЗ « Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 (утратилсилу)
5.        Бюджетноепослание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007г. «О бюджетной политикев 2008 — 2010 гг.»
6.        Доклад МинфинаРоссии «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на2008 — 2010 гг.»
7.        Иванов А.Г.«Понятие администрирования налогов»// журнал «Финансовое право» 9, 2005.
8.        Карасев, М. Н. Налоговая политика и правовоерегулирование налогообложения в России / М.Н. Карасев. — М.: Вершина, 2004. — 223 с.
9.        КучеровИ.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления //Финансовое право. 2005. N 4.
10.      МалисН.И. «Снижение бремени как приоритет налоговой политики»// журнал«Финансы» № 6, 2007 г.
11.      Налоги иналогообложение: учеб.для вузов / под ред. И. А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 655 с.
12.      Налоговаяполитика России: проблемыи перспективы / под ред. И.В. Горского. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 287 с.
13.      ПансковВ.Г. «О принципах налогообложения физических лиц»// журнал «Финансы»№ 1, 2008.
14.      Пономарев А.И.«Налоговое администрирование: сущность и формы»// журнал «Налоги иналогообложение» ноябрь 2005.
15.      Пушкарева Л.В.«Формирование социально ориентированной системы налогообложения»// журнал«Налоги» №1, 2007.
16.      Сатарова А.А.«Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в РФ»// журнал « Налоговоеправо» 4,2007
17.      Финансы: учеб. для вузов / под ред. В. В.Ковалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2006. — 636 с.
18.      Цапков В.Е«Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современномэтапе»// журнал «Финансовое право», июнь 2007.
19.      ЮткинаТ.Ф. Налогии налогообложение: учебник. М. ИНФРА-М, 2002. С. 128.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.