Реферат по предмету "Государство и право"


Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов РБ

Министерство образования РеспубликиБеларусь
Учреждение образования
«Витебский государственныйуниверситет им. П.М. Машерова»
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и уголовного процесса

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»
 
Выполнил:
студент IV курса группы 43-З
Руденок АлексейАлександрович
Витебск, 2011

ПЛАН
 
1. Место и роль прокуратуры в системе государственных иправоохранительных органов
2. Надзор за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности
3.Задача
Список использованных источников
 

1. МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
 
Место прокуратуры в системегосударственно-правовых институтов государства имеет ключевое значение дляопределения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форми методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно ктому, влекут ли они понижение роли прокуратуры или наоборот непомерно расширяютее полномочия, чреваты опасными последствиями, как для функционированияправоохранительной системы, так и для общества в целом. Именно в этой областитеоретические построения должны, прежде всего, основываться на глубокомпознании социальной практики, исключать возможность применения метода проб иошибок.
Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, накоторые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формыгосударственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнениемнормативных правовых актов.
Прокурорский надзор – основная функция органов прокуратуры, определяющая их предназначение, рольи место в механизме государства.
Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделенав особую систему органов, призванных выполнять функцию «сдержек и противовесов»в системе разделения властей.
Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушенийзаконов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем прокуратура своейдеятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти, ихфункционированию как единой государственной власти, поскольку все онизаинтересованы в сохранении и укреплении законности. Без законности не можетбыть сильной, успешно выполняющей свои функции власти, государства,стремящегося стать правовым.
Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметитьнекоторые особенности, определяющие ее специфику.
1) Прокурорскийнадзор осуществляется от имени государства. Это законодательное установление подчеркивает отличиепрокурорского надзора от иных видов контрольной деятельности, связанной сисполнением требований законов иными государственными органами (налоговыхинспекций, санитарного надзора, пожарного надзора и т.д.). В отличие отконтрольной деятельности других государственных органов, прокурорский надзор заисполнением законов распространяется и на законность деятельностиконтролирующих и правоохранительных органов и осуществляется с использованиемполномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.
2) Ограниченность,«усеченностъ» полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольностьосновным ветвям власти. Так,прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента,напротив, она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов.Отдельные процессуальные решения прокурора, включая выдачу санкций назаключение лица под стражу, на продление срока содержания под стражей вкачестве меры пресечения, подконтрольны суду и могут быть отменены или измененысудом. Окончательные решения по протестам на незаконные актыисполнительно-распорядительной власти и должностных лиц принимаются непрокурорами, а соответствующими властными структурами и судами. Протестыпрокурора на решения судов по уголовным и гражданским делам, делам обадминистративных правонарушениях рассматривают вышестоящие суды и принимают поним решения. Таким образом, основное правомочие прокурора – выявить нарушениезакона – поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного.
Организация и порядок деятельностиорганов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются КонституциейРеспублики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О прокуратуре РеспубликиБеларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК идр.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора РеспубликиБеларусь.
Деятельность прокуратуры РеспубликиБеларусь направлена на обеспечение верховенства права, законности иправопорядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а такжеобщественных и государственных интересов. Это выражено в законодательномзакреплении направлений деятельности органов прокуратуры (ст. 4 Закона опрокуратуре).
Под направлениями деятельности прокуратуры следует пониматьте пути, по которым Генеральный прокурор и подчиненные ему прокурорыосуществляют надзор за исполнением нормативных правовых актов, достигают цели,выполняют возложенные на них задачи.
Реализуя возложенные на нее законом задачи, прокуратура осуществляетсвою деятельность по следующим направлениям:
1) надзор за:
· точным иединообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовыхактов республиканскими органами государственного управления и инымигосударственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь,местными представительными и распорядительными органами, общественными объединениями,религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и инымигражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (надзор заисполнением законодательства);
· исполнением законодательствапри осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
· исполнениемзакона в ходе досудебного производства, при производстве предварительногоследствия и дознания;
· соответствиемзакону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при ихисполнении;
· соблюдениемзаконодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности,а также мер принудительного характера;
2) координация правоохранительной деятельностигосударственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, атакже деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих вборьбе с преступностью;
3) предварительное следствие в случаях, предусмотренныхУголовно-процессуальным кодексом;
4) участие в рассмотрении дел судами, поддержаниегосударственного обвинения.
Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могутбыть классифицированы по трем видам. Первый вид образуют первое направление – надзорза точным иединообразным исполнением нормативных правовых актов,который в свою очередь включает пять видов деятельности, именуемых отраслямипрокурорского надзора.
Второй вид включает второе и третье направления, характерныедля работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью.
Третий вид составляют два важнейших участкаработы – участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственногообвинения.
правовой прокуратура государство законность
2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ ВОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществленииоперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательствуправовых актов и решений (действий) органов, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства приосуществлении оперативно-розыскной деятельности. При осуществлении надзора заисполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, и их должностными лицами Генеральный прокурор Республики Беларусьи уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:
· проверять делаоперативного учета, другие материалы и документы, связанные соперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных ворганизованные преступные группы и преступные организации, негласныхсотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а такжео лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации итактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
· давать санкциюлибо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий вслучаях, определенных законодательными актами;
· продлевать срокипроведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленномзаконодательными актами;
· давать письменныеуказания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, атакже о прекращении их проведения;
· требоватьписьменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленныхнарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскнойдеятельности;
· знакомиться сосведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступныеорганизации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этиморганам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц списьменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц куголовной ответственности;
· принимать меры поотмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведенииотдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актовпрокурорского надзора;
· требовать отруководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,проведения проверок исполнения законодательства при осуществленииоперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверокруководители указанных органов письменно информируют прокурора.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характераГенеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры впределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:
1) опротестовывают противоречащие законодательству правовые акты ирешения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иих должностных лиц;
2) в установленном порядке вносят представления, выносят предписания иофициальные предупреждения, обязательные для исполнения органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами;
3) составляют протоколы об административных правонарушениях;
4) выносят постановления о возбуждении дисциплинарного производства или опривлечении к материальной ответственности;
5) выносят постановления о возбуждении уголовного дела.
Согласно Закону от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»(далее – Закон о ОРД) ОРД является государственно-правовым средством защиты жизни,здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечениябезопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляемаягласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов,уполномоченных на то законом в пределах их компетенции.
В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений,принимаемых органами, осуществляющими ОРД:
1) о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета;
2) о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий;
3) о предоставлении документов оперативно-розыскных мероприятий органудознания, следователю или в суд;
4) о рассекречивании сведений об использованных или используемых припроведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках,методах, планах и документах ОРД, о лицах, внедренных в организованныепреступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющихОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также оборганизации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
5) об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскныхмероприятий, проведенных на основании судебного решения.
В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворенииходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, опрослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналовсвязи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.
Согласно ст. 4 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельностьосуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, атакже на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов исредств. Соблюдение перечисленных принципов также входит в предметпрокурорского надзора.
Особенного внимания заслуживают решения органов дознания и следствия,влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законностии обоснованности решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбужденииуголовного дела, передаче по подследственности заявлений и сообщений осовершенных или готовящихся преступлениях.
К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительногорасследования, относящимся к предмету надзора, и подлежащим проверкепрокурором, относятся следующие: об избрании в отношении подозреваемых иобвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемогоот должности; о розыске обвиняемого; о признании потерпевшим; о привлечениигражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; опроизводстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; оназначении экспертизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; осоединении и выделении уголовных дел.
Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающемэтапе расследования решения, как о приостановлении расследования и прекращенииуголовных дел.
К правовым средствам осуществления надзора за исполнением законоворганами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие, относятся:Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, УК,Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», приказы Генеральногопрокурора Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. Под правовойосновой ОВД понимается содержащаяся в законах и подзаконных актах системаправил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД,определяющих ее цели, место в структуре функций государственных органов, атакже непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.
Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами,осуществляющими ОРД, являются:
· письменныеуказания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
· письменныетребования об отмене незаконного постановления, принятого при проведенииоперативно-розыскной деятельности;
· представление обустранении выявленных нарушений закона;
· протест,принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта,изданного в сфере ОРД;
· возбуждениеуголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, илисотрудничающих с ними на конфиденциальной основе при обнаружении признаковсовершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскныхмероприятий.
Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела,вынесенного на основании негласных оперативно-розыскных материалов, являетсяактом надзора как за законностью ОРД, так и за исполнением процессуальныхзаконов органами дознания или следователем, принявшим необоснованное решение.Если они не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления,прокурор отменяет постановление, руководствуясь ст. 34,174 УПК.
3. ЗАДАЧА
Согласночасти 3 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в периодотбывания исправительных работ осужденным запрещается прекращать трудовойдоговор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменногоразрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выданопосле проверки оснований прекращения трудового договора. Отказ в выдачеразрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано вустановленном законом порядке.
Такимобразом, прокурор должен составить предписание об устранении нарушенийзаконодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ
Прокурор_____________________ района г.___________ советник юстиции____________________(Ф.И.О.) в результате проверки в уголовно-исполнительнойинспекции, проходившей «____»_____________20___г.(акт проверки №___ от «____»_____________20___г.)
УСТАНОВИЛследующее:
осужденныек исправительным работам Иванов и Сидоров, работавшие на мотороремонтномзаводе, уволены по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительнойинспекции, что является нарушением законодательства Республики Беларусь, аименно части 3 статьи 38Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
Руководствуясьчасть 1 статьи 41 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре РеспубликиБеларусь»,
ПРЕДПИСЫВАЮ:
1. Немедленноустранить выявленное нарушение законодательства, а именно:
– администрациимотороремонтного завода в установленном законодательством Республики Беларусь пересмотретьрешение об увольнении по собственному желанию Иванова и Сидорова, т.е. либоотменить незаконное увольнение, либо получить разрешениеуголовно-исполнительной инспекции на увольнение Иванова и Сидорова;
– руководствууголовно-исполнительной инспекции принять меры к недопущению подобных ситуаций,для чего провести мероприятия по информированию руководства предприятий иорганизаций, на которых работают осужденные к исправительным работам, оправилах их приема-увольнения.
2. Сообщитьо проведенных мероприятиях мне лично в письменном виде.
Прошуучесть, что предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательносообщается прокурору или его заместителю (согласно части 4 статьи 41 законареспублики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032.
2. О прокуратуреРеспублики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007г. № 220-З (Изменения и дополнения: ЗаконРеспублики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З) // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 15. – 2/1666.
3. Обоперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г.№ 289-З (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2010г. № 226-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011.– № 4. – 2/1778.
4. Кеник, А.А.Прокурорский надзор / А.А.Кеник. – Минск: Амалфея, 2005. – 512 с.
5. Судоустройство:учебник / А.А.Данилевич, Л.Л.Зайцева, И.И.Мартинович, А.В.Солтанович; Под ред.А.А.Данилевича, И.И.Мартинович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея,2010. – 464 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.