Реферат по предмету "Государство и право"


Методы административной деятельности милиции

Курсовая работа
 
Методы административнойдеятельности милиции

Оглавление
1. Понятие методовадминистративной деятельности милиции и их виды
1.1 Понятие методовадминистративной деятельности милиции
1.2 Виды методов административнойдеятельности милиции
2. Принуждение вадминистративной деятельности милиции
2.1 Основания примененияпринуждения
2.2 Меры административногопредупреждения, применяемые милицией
2.3 Меры административногопресечения, применяемые милицией
2.4 Меры административногопресечения
2.5 Мерыадминистративно-процессуального обеспечения, применяемыемилицией
Библиография
Задачи
1. Понятие методовадминистративной деятельности милиции и их виды
 1.1 Понятие методов административной деятельности милиции
 
Административнаядеятельность милиции осуществляется посредством целенаправленного воздействиясубъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей, под которойпонимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человекасовершать целенаправленные действия.
Воздействиесубъекта административной деятельности на волю объекта осуществляетсяразличными приемами, средствами, способами, которые именуются методамиадминистративной деятельности. Следовательно, метод — это способ практическогоосуществления целей, задач и функций административной деятельности милиции.Содержание метода дает ответ на вопрос о том, каким способом наиболеерационально можно достичь целей административной деятельности.
Методынаходятся в диалектическом единстве с целями административной деятельности.Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известнойстепени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другойстороны, методы показывают, каким образом достигаются цели деятельности. Целиопределяют качественную сторону административной деятельности. Совершенствованиеметодов означает улучшение деятельности.
Из содержанияхарактеристики метода административной Деятельности следует, что методамприсущи следующие черты: методы выражают связь субъекта административнойдеятельности с объектом этой деятельности; методы — это средства, способыосуществления управляющего воздействия субъекта на объект управления, ониявляются способами упорядочения, организации, происходящих в сфереадминистративной деятельности милиции процессов, приемами, посредством которыхдостигаются цели деятельности; методы составляют наиболее активный элемент вадминистративной деятельности милиции; методы носят альтернативный характер.
Независимо отсодержания и направленности методам административной деятельности присущи:объективированная организационная форма, под которой понимается видвоздействия, т.е. управленческо-распорядительное предписание (приказ,требование, разрешение и т.п.); характер воздействия (непосредственноевоздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих илиограничивающих условий); способ воздействия (единоличный, коллегиальный,коллективный); временная характеристика (краткосрочные и долгосрочные); наличиетактического и стратегического характера.
Методы вадминистративной деятельности милиции, так же как и в других направлениях еедеятельности (оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной), призваныобеспечить высокую эффективность деятельности работников милиции, их слаженнуюработу, способствовать развитию творческой инициативы каждого сотрудника.1.2 Виды методов административной деятельности милиции
Административнаядеятельность милиции осуществляется посредством различных методов. Наличиемножества методов обусловлено сложностью процессов административной деятельности.Методы дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способомреализации общих целей административной деятельности. Правильное пониманиеединства и взаимной связи методов административной деятельности, ихклассификация важны для познания их сущности и условий более эффективного ихприменения.
Основнымиметодами административной деятельности милиции являются убеждение ипринуждение, ибо в реализации любой функции этой деятельности имеетсявариантность соотношения убеждения и принуждения. При этом на первом местевыступает убеждение, а затем — принуждение. Такое соотношение методов вытекаетиз общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задачинтересам человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения.
Вместе с темв административной деятельности милиций убеждение и принуждение выражаются вразнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретныхвидов методов этой деятельности. Так, по характеру управляющего воздействиявыделяют организационные методы (координация, согласование, инструктирование идр.), психологические методы (психологическое побуждение, мотивация, авторитети др.), административные и экономические методы. Все методы должнысоответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленностии организационной форме.
Врассматриваемой деятельности милиции наиболее важное значение имеютадминистративные методы. Они характеризуются подчинением воли управляемого волеуправляющего, т.е. «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражаетсяуправленческо-распорядительная природа административной деятельности милиции.Использование административных методов позволяет субъекту этой деятельностипрямо воздействовать на объект деятельности, добиваться необходимого подчинения.Однако это не исключает при использовании административных методов воздействияна управляемых учета их интересов. По способу воздействия административныеметоды подразделяются: на обязывающие к совершению определенных действий;уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершениесоциально полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.
Административныеметоды, обладающие волевым, обязывающим характером, нельзя отождествлять сволюнтаризмом, произволом, администрированием, которые, в сущности, являютсяантиподами административных методов.
Выбор ииспользование методов административной деятельности милиции. Избраниеконкретных методов административной деятельности и их практическое применениеобусловливаются рядом факторов субъективного и объективного характера.
Большоезначение в использовании методов имеет субъективный фактор. Так, авторитарныйподход к избранию и применению методов недостаточно квалифицированнымработником милиции может привести к отрицательным последствиям, к искажениюцелей административной деятельности. Ввиду этого важно, чтобы субъектдеятельности обладал высоким уровнем квалификации, чувством ответственности заизбрание того или иного метода воздействия.
Методыиспользуются в реальном процессе административной деятельности. В связи с этимдолжны учитываться актуальные задачи, стоящие перед административнойдеятельностью, особенности и состояние субъекта и объекта деятельности,характер и специфика конкретной жизненной ситуации, возможности эффективного использованияимеющегося арсенала методов, внутренние и внешние условия, в которыхосуществляется административная деятельность, и другие объективные факторы, независящие от воли субъекта административной деятельности. Субъект долженучитывать объективные факторы и условия, а также принимать во внимание фактсуществования внутренней и внешней административной деятельности и ее видов(направлений).
При выборе ииспользовании методов важно определить наиболее эффективные из них илиоптимальную комбинацию методов для разрешения дела (вопроса), умело применитьизбранные методы в процессе административной деятельности. Искусство избрания иприменения методов требует внимательного наблюдения за состоянием сферыадминистративной деятельности милиции. Применение методов без учета имеющихсяобъективных условий и происходящих изменений в деятельности ведет к снижению ихдейственности. И, наоборот, использование методов окажется эффективным, если ихприменение осуществляется с учетом развития процессов, происходящих в сфереадминистративной деятельности, накопленного опыта.
2. Принуждение вадминистративной деятельности милиции
Являясьосновным методом административной деятельности милиции, убеждение не всегдаоказывается достаточно эффективной мерой воздействия на поведение лиц,совершающих противоправные действия. В связи с этим государство, охраняянеприкосновенность личности, ее права, свободы законные интересы граждан,органов, предприятий, учреждений и организаций, уполномочивает сотрудниковмилиции применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения иобщественного воздействия. Принуждение применяется на базе убеждения, средствавоздействия которого уже исчерпаны.
Принуждениеносит административно-правовой характер и применяется в установленном порядке всоответствии с требованиями закона.
Принуждениекак метод административной деятельности милиции состоит в психическом,материальном или физическом воздействии на сознание и поведение личности.Обеспечивая общественный порядок, а также осуществляя иные функции в сфереадминистративной деятельности, работники милиции уполномочены предъявлять кличности требования, связанные с обеспечением правопорядка, исполнение которыхгарантируется, а при необходимости и обеспечивается применением принуждения.
Психическоепринуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности,формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозыприменения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечьневыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся,например, официальное предостережение уполномоченным работником милициигражданина, нарушающего общественный порядок, о недопустимостиантиобщественного поведения; официальное требование работника милиции опрекращении правонарушения, совершаемого гражданином или должностным лицом.
Материальноепринуждение воздействует на поведение личности через принадлежащие ей денежныесредства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения ипользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ, имеющихся враспоряжении их владельца, во взыскании с правонарушителя денежных сумм — штрафа и др.
К физическомупринуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют наличность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение.Посредством этих мер вопреки воле личности уполномоченный работник милициисовершает действия, направленные на достижение целей административной деятельности.Так, например, производя задержание лица, совершившего административноеправонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного закономсрока свободы передвижения посредством применения к правонарушителю физическойсилы, наручников и других специальных средств. Этим сотрудником милициипресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.
Мерыадминистративного принуждения могут применяться как к правонарушителям, так и клицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений,наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях,эпизоотиях).
Принуждение,применяемое в административной деятельности милиции, не имеет цели причинитьличности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно нелишено устрашающего и карательного свойств.2.1 Основания применения принуждения
Принуждениеявляется административно-правовым средством защиты общественных отношений,складывающихся в сфере административной деятельности милиции, от противоправныхпосягательств, а также средством предупреждения и предотвращения наступленияобстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.
Охраняяобщественный порядок, общественную безопасность и реализуя другие административныефункции, работники милиции могут в соответствии с законом принуждать лиц,злостно нарушающих установленные нормы права, правила поведения, к ихсоблюдению, принудительно подчинять установленному правопорядку, самостоятельнои немедленно принимать меры к недопущению и пресечению правонарушений, созданиюусловий, обеспечивающих возможность привлечения виновных к ответственности. Впротивном случае промедление может привести к угрозе личной и имущественнойбезопасности граждан, к нанесению ущерба общественному порядку, интересамгосударства, предприятий, учреждений и организаций. Скажем, совершающеесямелкое хулиганство или иное действие, нарушающее общественный порядок,сотрудник милиции обязан немедленно пресечь не только мерами убеждения, но ипринуждения. Обнаружив автомашину с неисправными тормозами на линии илихранение огнестрельного оружия в помещении, не отвечающем соответствующимтребованиям, сотрудник милиции немедленно принимает меры для устранениянарушений, не ожидая согласия заинтересованных лиц или разрешения какого-либооргана.
Исходя изцелей применения, способов обеспечения правопорядка и общественнойбезопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностейприменяемых административного принуждения, последние подразделяются на четырегруппы: меры административного предупреждения(административно-предупредительные меры); меры административного пресечения;меры административно-процессуального обеспечения; административные взыскания.
Даннаяклассификация в некоторой степени относительна. Например, отдельные мерыпресечения могут быть отнесены и к мерам административно-процессуальногообеспечения.2.2 Меры административного предупреждения, применяемыемилицией
Понятие исущность мер административного предупреждения, применяемых милицией. Мерыадминистративного предупреждения (административно-предупредительные меры),являясь одним из видов административного принуждения, применяются работникамимилиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающихобщественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качествеограничений административно-правового характера, административно-принудительныхдействий в отношении того или иного гражданина, должностного лица.
Основаниемприменения мер административного предупреждения могут быть реальноепредположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное,противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной иличной безопасности граждан.
Следовательно,под мерами административного предупреждения понимаются применяемые работникамимилиции способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений инедопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращениенаступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасностиграждан.
Классификациямер административного предупреждения. Рассматриваемые меры весьма многообразны.Они могут быть классифицированы по различным критериям (по сходным признакам,по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеетклассификация мер по целям применения. В результате классификации по этомукритерию выделяются две группы мер административного предупреждения.
К одной изгрупп относятся меры, которые применяются целях предотвращения случаевнаступления угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращениянаступления возможных нежелательных или вредных последствий. В состав этойгруппы, в частности, входят: закрытие определенных участков дороги или улицыдля движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасностидвижения при авариях, обвалах, обрывах линий электропередач; технический надзорза автомототранспортными средствами и запрещение ввода в эксплуатациюавтомототранспортных и иных транспортных средств, если конструкция илитехническое состояние их не отвечает предъявляемым требованиям; досмотр ручнойклади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и др.
Характернымдля указанных мер административного предупреждения является то, что они могутприменяться при отсутствии факта противоправных действий. Дело в том, чтоугроза общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам можетвозникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий,эпидемий, эпизоотии, действий психически больных лиц и т.п. В таких случаяхгосударство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам,которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характераадминистративной кары. Так, например, в целях обеспечения безопасностипассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетномудосмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения всоответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» подлежат воздушноесудно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи,находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
Предполетныйдосмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии сЗаконом Российской Федерации «О милиции» пассажиров, багажа, в том числе вещей,находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационногоперсонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов ипочты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицамислужб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел[1].
Досмотр — некара, а мера административного предупреждения, направленная на обеспечениебезопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажейсудов. Досмотр может производиться в аэропорту (городском аэровокзале) либо навоздушном судне после регистрации предъявленных для полета билетовсоответствующему воздушно-транспортному предприятию и лишь после предложенияпассажиру предъявить возможно имеющиеся у него вещи и предметы, провоз которыхзапрещен. На воздушном судне, находящемся в полете, досмотр может производитьсяпо решению командира судна лицами, входящими в состав экипажа.
Пассажиры,уклоняющиеся от личного досмотра или от предъявления к досмотру ручной клади ибагажа, не допускаются к перевозке. На воздушном судне, находящемся в полете,досмотр может быть произведен принудительно. Факт обнаружения в результатедосмотра вещей и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушныхсудах, а также досмотр багажа в отсутствии пассажира, связанный снеобходимостью его вскрытия, оформляется актом. Досмотр багажа в последнемслучае производит в присутствии понятых. Сотрудники милиции и другиедолжностные лица, производящие досмотр, обязаны принять меры, обеспечивающиеотправку пассажира тем рейсом, на который у него имеется билет, или очереднымрейсом, если при досмотре пассажира или его ручной клади и багажа опасныепредметы и грузы не были обнаружены.
Закрытиеопределенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов илипрекращение (ограничение) движения производится в связи с авариями, ремонтомдорог, работами по прокладке водопровода, газовой сети, электрических шествий,митингов, спортивных соревнований и др. сотрудники милиции запрещают гражданам,не участвующим в мероприятии, проход (проезд) далее установленных границ,временно прекращают или ограничивают движение транспорта и пешеходов. В связи стем, что введение тех или иных ограничений затрудняет свободу передвижения исоздает определенные трудности и неудобства, работники милиции обязаныпредусмотреть возможность пропуска граждан, проживающих или работающих в районе(зоне) проведения массового мероприятия. Прекращение или ограничение движенияотменяется сразу же по миновании в нем надобности.
Весьма важноепредупредительное значение имеет рассматриваемая мера при стихийных бедствиях(пожарах, наводнениях, землетрясениях и т.п.). В этих случаях прекращение(ограничение) движения — действенное средство обеспечения личной иимущественной безопасности граждан. Например, получив сообщение о пожаре,сотрудники милиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, принеобходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на прилегающихулицах (участках) движение транспорта и пешеходов, не допускают в район пожарапосторонних лиц.
Техническийнадзор за автотранспортными и иными транспортными средствами заключается вплановом и внеплановом осмотре транспортных средств с целью недопущения кэксплуатации технически не исправного транспорта. Технический осмотр можетпроизводиться как по месту нахождения ГИБДД, так и в соответствующем автопарке,автохозяйстве и других транспортных организациях[2]. Выявленные в результатетехнического осмотра автотранспортные средства и иные транспортные средства,конструкция или техническое состояние которых не отвечает предъявляемымтребованиям, не допускаются к эксплуатации.
Кроменепосредственного применения мер административного предупреждения милициясодействует проведению мероприятий административно-предупредительногохарактера, осуществляемых иными государственными органами.2.3 Меры административного пресечения, применяемые милицией
Мерыадминистративного пресечения представляют собой оперативные действия органа илидолжностного лица по прекращению правонарушения. Их применение связано снепосредственным вмешательством в действия нарушителя с целью их прекращения инедопущения вредных последствий. Посредством психологического или физическоговоздействия, связанного с личным, организационным или имущественнымограничением, правонарушитель лишается фактической возможности продолжитьнеправомерные действия, побуждается к исполнению определенных обязанностей.
Мерыадминистративного пресечения наиболее часто применяются органами внутренних делв связи с совершением административных проступков. В ряде случаев они являютсядейственным, а иногда — и единственно возможным средством пресечения преступлений(например, применение оружия).
Эти мерыприменяются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращенияобщественно опасных действий душевнобольных и малолетних лиц.
Среди мерадминистративного пресечения, применяемых милицией, принято выделять мерыобщего и специального назначения. К числу мер общего назначения относятся:помещение лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, в центры оказанияспециальной помощи; отстранение лиц от управления транспортными средствами;запрещение эксплуатации транспортных средств; приостановление работы объектовразрешительной системы.
Помещению вцентры оказания специальной помощи подлежат лица, находящиеся на улицах и вдругих общественных местах в средней или тяжелой степени опьянения. Применениеэтой меры направлено на пресечение правонарушения (нахождение в общественномместе в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественнуюнравственность) и осуществляется для оказания необходимой медицинской помощилицу, пребывающему в состоянии сильного опьянения. Лицо, помешенное в указанныйцентр, находится там до вытрезвления, но не более 24 часов.
Отстранениелиц от управления транспортными средствами может производиться работникамимилиции в случаях управления транспортным средством лицом, находящемся внетрезвом состоянии или не имеющим права на управление данным видом транспорта,а также грубо нарушающим правила дорожного движения.
Отстранениеот управления транспортным средством лица, находящегося в нетрезвом состоянии,производится работником милиции при обнаружении у лица любых признаковалкогольного или наркотического опьянения (запах алкоголя, возбужденное илиугнетенное состояние лица, специфические особенности управления транспортнымсредством и т.п.). При наличии достаточных оснований полагать, что лицонаходится в состоянии опьянения, оно отстраняется от дальнейшего управлениятранспортным средством и по общему правилу подвергается освидетельствованию насостояние опьянения.
Запрещениеэксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых угрожаетбезопасности дорожного движения, производится работниками милиции дляпресечения административного правонарушения и предотвращения возможных опасныхпоследствий управления технически неисправными транспортными средствами (ст.27.13 КоАп РФ.
Письмом МВДРФ от 29.06.2002 № 13/4-3000 сообщается, что до принятия Правительством РФпредусмотренного частью 5 статьи 27.13 КоАП РФ Порядка задержания транспортногосредства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации транспортногосредства нормы частей 1 и 2 статьи 27.13 КоАП РФ не применяются.
ПостановлениемПравительства РФ от 18.12.2003 № 759 утверждены Правила задержаниятранспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещенияэксплуатации.
Приостановлениеработы объектов разрешительной системы производится в целях пресечениянарушений порядка открытия и функционирования стрелковых тиров, оружейныхмагазинов, оружейно-ремонтных, пиротехнических баз и складов хранения оружия,боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ.Несоблюдение установленного государством порядка их открытия и функционирования(правил разрешительной системы) может привести к хищению, утрате ииспользованию в преступных целях предметов и веществ, подпадающих подразрешительную систему, создать угрозу общественной безопасности.
Осуществляянадзор за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы, при выявленииих нарушений милиция вправе закрывать указанные предприятия или их отдельныеучастки, запрещать приобретение, хранение, перевозку названных предметов доустранения имеющихся нарушений.
Применениерассматриваемой меры оформляется специальным актом и сопровождаетсяопечатыванием помещений закрываемых объектов, а при необходимости и изъятиемсоответствующих предметов разрешительной системы (оружия, боеприпасов и др.).
2.4 Меры административного пресечения
Мерыадминистративного пресечения специального назначения являются средствамифизического воздействия на правонарушителей, применяемыми в случаях, когдаиными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно.
Применениезначительной их части является использованием института необходимой обороны, всоответствии с которым действия работников милиции по пресечению правонарушенийи задержанию правонарушителей признаются правомерными, общественно полезными ипоэтому не влекут юридической ответственности, даже если этими действиямиправонарушителю вынужденно был причинен вред.
Сотрудникимилиции имеют право применять физическую силу, специальные средства (наручники,резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые устройства отвлекающеговоздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановкитранспорта, водометы, резиновые пули, бронемашины и иные транспортные средства,служебных собак и лошадей и др.), полный перечень которых устанавливаетсяПравительством России, а также огнестрельное оружие.
Случаи ипорядок применения мер пресечения регламентируются законом «О милиции»,постановлениями Правительства России и иными нормативными актами.
Применениюспециальных средств, за исключением необходимости отражения внезапногонападения, а равно задержания лиц, подозреваемых в совершении умышленныхпреступлений, освобождения заложников, должны предшествовать предупреждение онамерении применить такие средства и, если позволяют обстоятельства,предоставление достаточного времени для прекращения правонарушения.
Видспециального средства и интенсивность его применения определяются с учетомскладывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.При применении специальных средств пресечения должна сводиться к минимумувозможность причинения вреда здоровью граждан. Запрещается применятьспециальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лицс явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения иминападения, угрожающего жизни, группового нападения либо оказания вооруженногосопротивления.
Сотрудникимилиции имеют право применять огнестрельное оружие (стрелять на поражение) вследующих случаях:
для защитыграждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
для отражениянападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаютсяопасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
дляосвобождения заложников;
длязадержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни,здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающеговооруженное сопротивление;
для отражениягруппового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещениягосударственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений иорганизаций;
дляпресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершениипреступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение подстражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытокнасильственного освобождения этих лиц.
Применениюоружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Безпредупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженномнападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств,летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи соружием либо с использованием транспортных средств, побеге лиц, находящихся подстражей, из транспортных средств во время их движения, а также для освобождениязаложников.
Запрещаетсяприменять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признакамиинвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известенсотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления,совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, атакже при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадатьпосторонние лица.
Кроме того,сотрудники милиции имеют право использовать огнестрельное оружие в следующихслучаях:
для остановкитранспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальнуюопасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря нанеоднократные требования сотрудника милиции;
дляобезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью людей;
для предупрежденияо намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Сотрудникмилиции, применивший оружие, обязан: в случае ранения правонарушителя оказатьему неотложную помощь, соблюдая при этом меры предосторожности от возможногонападения, и вызвать скорую медицинскую помощь; при смертельном исходенеобходимо обеспечить охрану тела и сохранение обстановки происшествия доприбытия представителей прокуратуры или органа внутренних дел.
При наличииочевидцев происшедшего следует установить и зафиксировать их данные.
О примененииогнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента егоприменения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по месту своейслужбы или по месту применения огнестрельного оружия.
Применениесотрудниками милиции физической силы, в том числе боевых приемов борьбы,возможно для пресечения преступлений и административных правонарушений,задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законнымтребованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнениявозложенных на милицию задач.
Так какприменение боевых приемов борьбы может быть сопряжено с причинением лицуразличной степени тяжести телесных повреждений, то выбор приема зависит отстепени опасности деяния лица, к которому он применяется. Следует стремиться ктому, чтобы любой ущерб, причиненный при этом, был минимальным.
Как ужеотмечалось, на вооружении милиции имеются различные специальные средства,которые могут применяться сотрудниками милиции в следующих случаях:
1)      для отражениянападения на граждан и сотрудников милиции — резиновые палки, слезоточивый газ («Черемуха»),светозвуковые средства, служебные собаки;
2) дляпресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления — резиновые палки,слезоточивый газ, служебные собаки, наручники (при отсутствии наручников могутприменяться подручные средства связывания);
3) для задержаниялица, застигнутого при совершении преступления, посягающего на жизнь, здоровьеили собственность, и пытающегося скрыться, — наручники, служебные собаки;
4)      для задержаниялиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они намерены оказать вооруженноесопротивление, — слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающеговоздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебныесобаки, резиновые пули;
5) длядоставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, атакже лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу,когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побеглибо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействиесотруднику милиции, — наручники, служебные собаки;
6) дляосвобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств иземельных участков — слезоточивый газ, светозвуковые средства, средстваразрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, резиновые пули;
7) дляпресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работутранспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, — слезоточивый газ,светозвуковые средства, водометы и бронемашины, резиновые пули;
8) дляостановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требованиясотрудника милиции остановиться, — средства принудительной остановки транспорта(«Еж-Диана»);
9) длявыявления лиц, совершивших преступления, — специальные окрашивающие средства(«химловушки»).
Указанные идругие специальные средства могут применяться также при обстоятельствах, дающихоснования для применения огнестрельного оружия.
Запрещаетсяприменять специальные средства в отношении женщин с видимыми признакамибеременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаевоказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иногонападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечениинезаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственногохарактера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий,учреждений и организаций.
В состояниинеобходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствииспециальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любыеподручные средства.
Решение оприменении специальных средств принимает должностное лицо, ответственное заобеспечение общественного порядка и безопасности, руководитель конкретнойоперации. Сотрудник милиции, действующий индивидуально, принимает такое решениесамостоятельно.
О всехслучаях смерти или ранения в результате применения физической силы, специальныхсредств или оружия уведомляется прокурор.2.5 Меры административно-процессуального обеспечения,применяемые милицией
Мерыпроцессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административногопринуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушений,установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иныхусловий для объективного, всестороннего и полного рассмотрен дел оправонарушениях.
В конечномсчете назначение этих мер состоит в том, чтоб создать необходимые условия дляреализации норм материального права, устанавливающих ответственность заправонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административныхвзысканий. В отдельных случаях мерами административно-процессуальногообеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовыхсанкций.
Такимобразом, применение названных мер обусловлено необходимостью реализацииразличных мер государственного правового (преимущественно административного)принуждения. По отношению к последним они имеют вспомогательное,обеспечительное значение, что и нашло отражение в их названии.
Достижениеназванных целей административно-процессуального принуждения осуществляетсяпосредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций. Сучетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в триосновные группы: меры административно-процессуального пресечения; меры,направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполненияадминистративных взысканий.
Мерыадминистративно-процессуального пресечения заключаются в принудительномограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (илиподозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечениявыполнения им своих процессуальных обязанностей. К этим мерам относятся:доставление правонарушителя, административное задержание и привод.
Под «доставлением»понимается принудительное препровождение физического лица в целях составленияпротокола об административном правонарушении при невозможности его составленияна месте выявления административного правонарушения, если составление протоколаявляется обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).
Помимодоставления лиц, совершивших административные правонарушения, сотрудникимилиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое всовершении преступления.
О доставленииправонарушителя сотрудником милиции составляется рапорт. Все лица, доставленныев орган внутренних дел (милицию), регистрируются дежурным по органу внутреннихдел в книге доставленных.
Правонарушители,доставленные в органы внутренних дел (милицию), в установленных законом случаяхмогут быть подвергнуты административному задержанию. Административноезадержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физическоголица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо дляобеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административномправонарушении, исполнения постановления по делу об административномправонарушении (ст. 27.3 КоАП РФ).
По каждомуфакту административного задержания должен составляться протокол, в которомфиксируются следующие сведения: дата и место составления протокола; должность,фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личностизадержанного; время и мотивы задержания.
Временемадминистративного задержания следует считать момент доставления нарушителя ворган внутренних дел (милицию). С этого момента исчисляется и срокадминистративного задержания[3], который, по общему правилу, может длиться неболее трех часов (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ). Однако в связи с особойнеобходимостью законодательством устанавливаются и иные сроки административногозадержания (не более 48 часов).
Решениевопроса о привлечении лица к административной ответственности, а также оприменении к нему некоторых иных мер административного принуждения нередкотребует его присутствия при выполнении компетентным органом (должностным лицом)соответствующих процессуальных действий. Принудительным средством, обеспечивающимобязательное участие в административном процессе лица, уклоняющегося от явки повызову в соответствующий орган, является привод (ст. 27.15 КоАП РФ).
Приводфизического лица либо законного представителя юридического лица, в отношениикоторых ведется производство по делу об административном правонарушении,законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого кадминистративной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен поопределению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесениеданного определения возможно только в случае, если рассмотрение дела былоотложено в связи с неявкой по уважительной причине лиц, подлежащих приводусогласно ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему,полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.
Определение оприводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела обадминистративном правонарушении, выносится судьей, органом, должностным лицомпри рассмотрении дела.
Согласно п.8, 12 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВДРоссии от 21 июня 2003 г. № 438 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июля 2003 г. № 4878), для осуществления привода начальник ОВД или лицо, исполняющее его обязанности,выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников милиции общественнойбезопасности с учетом вида административного правонарушения, по которомувынесено определение о приводе. Сотрудник милиции либо старший группы (наряда)сотрудников милиции объявляет лицу, подлежащему приводу, под распискуопределение о приводе.
Меры,направленные на получение доказательств, создают условия для установления фактаправонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств,необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельствдела.
К нимотносятся: проверка документов у граждан, должностных лиц, водителейтранспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр вещей итранспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр служебных помещений иих опечатывание; медицинское освидетельствование.
Обеспечениеисполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановленияявляется одной из задач производства по делам об административныхправонарушениях.
Исполнениепостановления (решения) о назначении административного наказания осуществляетсяв порядке, установленном ст. 32.2 — 32.11 КоАП РФ, федеральными законами ипринимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. Порядокисполнительного производства в указанных случаях обусловлен существомправоотношения: принудительное исполнение постановления (решения) о наложенииадминистративного штрафа, а также исполнение постановления о назначенииадминистративных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации вещи,являющейся орудием совершения или предметом административного правонарушения,совершаются судебным приставом-исполнителем (за исключением постановления овозмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов) в соответствии сч. 5 ст. 32.2, ст. 32.4 КоАП РФ в порядке, предусмотренном Федеральным закономот 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Постановление(решение) о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств,исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП РФ, приводится висполнение в порядке, предусмотренном КоАП РФ, за исключением разрешения споровс возмещением имущественного ущерба, компенсацией морального вреда, причиненныхнезаконным применением мер обеспечения производства по делу об административномправонарушении, рассматриваемых судом в порядке производства по делам,возникающим из публичных правоотношений (см. гл. 25 ГПК РФ, а также ст. 255 ГПКРФ).
Еслиодновременно с вопросом о назначении судьей административного наказания заадминистративное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественногоущерба, то в постановлении о назначении административного наказания указываютсяразмер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. Споры овозмещении имущественного ущерба или (и) о компенсации морального вредарассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ч. 1ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административныхправонарушений административное наказание назначается за каждое совершенноеправонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначенииадминистративного наказания приводится в исполнение самостоятельно.
Библиография
1.  КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 25.03.2004, 14.10.2005) //Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря; СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; СЗ РФ.2005. № 42. Ст. 4212.
2.  КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. (ч. 1) Ст. 1.
3.  ЗаконРФ от 18.04.1991 № 1026-1 (в ред. от 27.07.2006) «О милиции» // Ведомости СНД иВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
4.  Административнаядеятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. М.: МЮИ МВД России.Издательство «Щит-М», 1997.
5.  ЗреловА.П. Административное расследование. Особенности правового регулирования,коллизии и правовые пробелы КоАП РФ. // Право и экономика. 2004. № 7.
6.  КолоколовН.А. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах. //Мировой судья. 2005. № 11, 12; 2006. № 1, 4.
7.  КругликовИ.В., Бопхоев Х.В. Фактическое задержание и доставление лица, задержанного поподозрению в совершении преступления. // Российский следователь. 2005. № 5.
8.  ПогуляевА. Административное приостановление деятельности. // Бизнес-адвокат. 2005. №12.
9.  ЦоколоваО. Фактическое задержание. // Законность. 2006. № 3.
10.   ЩукинВ.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РоссийскойФедерации. // Российский следователь. 2005. № 6.
Задача
Нажелезнодорожном вокзале сотрудником милиции был остановлен для проверкигражданин «М», имевший при себе дорожную сумку и чемодан. По требованиюработника милиции «М» предъявил паспорт и билет на проезд. На требованияработника милиции показать содержимое чемодана и сумки «М» ответил отказом ибыл доставлен в орган внутренних дел, где его подвергли административномузадержанию «для проверки личности», произвели досмотр вещей и личный досмотр.
Дайтеюридическую оценку действиям сотрудников милиции. Изложите основания и порядокдоставления граждан в ОВД.
Решение. Осуществлениеличного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, сопряжено сограничением в первом случае права на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22Конституции РФ) и во втором — права владения, пользования и распоряженияимуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Согласноположениям КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортногосредства, находящихся при физическом лице, относятся к мерам обеспеченияпроизводства по делу об административном правонарушении и могут быть примененытолько в целях пресечения административного правонарушения, установленияличности нарушителя, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения делаоб административном правонарушении и исполнения принятого по делупостановления.
Личныйдосмотр относится к категории процессуальных действий, осуществляемых в порядке,предусмотренном ст. 27.7 КоАП РФ. Однако у сотрудника милиции должны бытьдостаточные данные полагать наличие у лица объектов ограниченного гражданскогооборота (оружия, боеприпасов и т.д.). Иными словами, при досмотре находящихся угражданина вещей (например, чемодана) сотрудник милиции не вправе производитьдосмотр при отсутствии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себеоружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотическиесредства или психотропные вещества (п. 2 ст. 11 Закона «О милиции).
Такимобразом, действия сотрудников милиции являются неправомерными.
Доставление,то есть принудительное препровождение физического лица в целях составленияпротокола об административном правонарушении при невозможности его составленияна месте выявления административного правонарушения, если составление протоколаявляется обязательным. Таким образом, основанием для доставления гр-на являетсянеобходимость составления протокола.
Протоколсоставляется с целью установления доказательств по делу, следовательно, последоставления нарушителя в соответствующее служебное помещение судье, органу,должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, предстоит установитьналичие и обоснованность доказательств, а также подтвердить наличие илиотсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административномправонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, очевидно, что составлениепротокола предваряет последующие определенные КоАП РФ процессуальные действия,поэтому по смыслу ст. 27.2 КоАП РФ подразумевается доставление лица, вотношении которого ведется производство по указанному делу (лица,подозреваемого в совершении административного правонарушения).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект автоматической системы технологического оборудования для обработки основания гидрораспределителя очистного комбайна 2РКУ10
Реферат Satire In Gulliver
Реферат Філософія Сковороди
Реферат Уровень силовой подготовленности учащихся общеобразовательных школ
Реферат Классификация электроизмерительных приборов
Реферат Геополитика России направление Европа Германия
Реферат Проблемы интеграционных процессов в Европе
Реферат Авиньонский двор в международных отношениях западной европы XIV века, 1309-1378
Реферат Учет и анализ себестоимости промышленного предприятия
Реферат Типология политических систем и режимов
Реферат Обоснование выбора пестицидов для борьбы с вредными объектами и разработка технологии их безопасности
Реферат «Конкуренция как форма рыночного контроля». «Понятие рыночной структуры и ее типы».
Реферат Управление собственным капиталом организации на примере ООО "АвтоАльянс"
Реферат Gender And Communication Essay Research Paper In
Реферат Организация рабочего места 3