Реферат по предмету "Государство и право"


Место и роль ВУЗов в системе субъектов гражданского права

Место ироль вузов в системе субъектов гражданского права
В настоящее время, высшееобразовательное заведение создается в соответствии с ГК РФ.[1]На высшее учебное заведение распространяется действие главы 4 «Юридическаялица» ГК РФ. Это значит, что в процессе создания вуз действует как субъектимущественных отношений. На деятельность высшего учебного заведения, выступающегов роли субъекта правоотношений, распространяется действие статьи 48, 49 ГК РФ.Высшему учебному заведению присуще внутренне организационное единство, котороепроявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления,составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между егоучастниками, обеспечивающее действия коллектива лиц как единого целого,формирование единой воли. Наличие имущественной обособленности, выраженное вналичии самостоятельного бухгалтерского баланса. Выступление высшего учебногозаведения в гражданском обороте от собственного имени означает возможность отсвоего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, а такжевыступать истцом и ответчиком в суде. Существующее исключение из правиласамостоятельной ответственности юридического лица, предусмотренной в ст. 56 ГКРФ, свойственной государственным унитарным казенным предприятиям и учреждениям,ни в коей мере не колеблет общего принципа, поскольку ответственность иныхсубъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т.е.дополнительной к ответственности самого юридического лица).
Конституция РФ, Гражданский КодексРФ являются основой для правового регулирования деятельности высшего учебногозаведения, дальнейшее развитие эти нормы-дефиниции нашли в специальномзаконодательстве в области образования. В частности, данные отношенияурегулированы:
Федеральным законом «Обобразовании» от 10 июля 1992 г.№ 3266-1-ФЗ;[2]
Федеральным законом «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;[3]
Федеральным законом «Обутверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ.[4]
Определенные изменения произошли вхарактеристике системы высшего профессионального образования с принятиемФедерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,где вводится и раскрывается понятие «экономика системы высшего ипослевузовского профессионального образования».
Впервые в статье 27 вышеназванногозакона юридически закреплены отношения собственности в сфере высшегопрофессионального образования России.
Но законодатель оставил нераскрытыми такие понятия как:
-           правомочия высшего учебного заведения по владению,пользованию и распоряжению имуществом;
-           механизм разделения имущества высшего учебного заведения и учредителей;
-           порядок предоставления платных образовательных услуг.
В этом законодательном акте неопределен юридический статус «доходов» высшего учебного заведения.
В действительности, отношениявысшего учебного заведения как самостоятельного субъекта права в сферехозяйственных отношений давно сложились, однако, перечисленные выше проблемыостались неурегулированными гражданским законодательством, а такжезаконодательством, регулирующим область хозяйственных отношений, складывающихсяв процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности высшего учебногозаведения.
Законодательство о правовомстатусе данного субъекта перенасыщено большим количеством подзаконных актов, изсопоставления которых нельзя вынести ясного представления по существу вопроса.
Не соотносятся необходимым образомакты различных отраслей права, призванные урегулировать хозяйственнуюдеятельность вуза. Встречаются термины, понятия, нормативно-правовыепредписания, допускающие их неоднозначное толкование либо вызывающиезатруднения в понимании смысла. Например, налоговое законодательство РФнаделяет высшие учебные заведения статусом налогового резидента согласно п.10ст.2 Федерального закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций « №2116 — 1, тогда как в п. 3 ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательныеучреждения независимо от их организационно-правовых форм в частинепредпринимательской деятельности (освобождаются от уплаты всех видов налогов,в том числе платы за землю). Такую же проблему мы видим в разночтениизаконодательства в области высшего образования с Налоговым кодексом РФ от 31июля 1998 г. № 146,[5] по понятиям доходавысшего учебного заведения и его предпринимательской деятельности.
Важнымиклассификационными признаками для характеристики высшего учебного заведения вкачестве субъекта гражданского права:
1. основание приобретенияправового статуса (государственная регистрация, лицензирование, аттестация иаккредитация);
2. возможныеорганизационно-правовые формы высшего учебного заведения;
3. форма собственностиего имущественной базы;
4. экономико-правовыевозможности и формы осуществления предпринимательской деятельности.
Характеристика вуза поуказанным выше позициям способна дать ответ на природу его правовойорганизации.
Законодательством обобразовании, вузы отнесены к организациям, которые должны создаваться как некоммерческиеюридические лица, предусмотренные гражданским законодательством и наделенныеспециальной правоспособностью.
Думается,что в данном случае следует руководствоваться ст. 52 ГК РФ, которая в качествеобязательных условий предписывает включать в уставы некоммерческих организаций,а так же государственных унитарных предприятий, имеющих установленную законом специальнуюправоспособность, и предмет и цели деятельности. Следовательно, содержание ипределы специальной правоспособности должны формировать требования, относящиесяи к целям, и к предмету деятельности юридического лица, в данном случае вуза.
Согласно ГК РФ и ч. 1 ст.8 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», высшееучебное заведение как самостоятельное образовательное учреждение должноудовлетворять двум требованиям:
1. Иметь статусюридического лица.
2.Быть учрежденным в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации.
Требование законности присоздании высшего учебного заведения и приобретение качеств, соответствующихуказанным выше требованиям, означает, что правоспособность высшего учебногозаведения возникает в момент его создания, который сопряжен с егогосударственной регистрацией (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ), и включениемего в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК РФ) ипрекращается в момент исключения из такового. В этом случае вуз, в соответствиисо ст. 48, 49 ГК РФ признается юридическим лицом.
Правовой процесс созданиявысшего учебного заведения в качестве субъекта права и формирование его,включает в себя пять этапов:
1) принятие решенияучредителя (-лей) о создании соответствующего высшего учебного заведения инаделении его имущественной базой;
2) утверждение устававысшего учебного заведения;
3) государственная регистрация;
4) получение лицензии направо реализации образовательных программ по определенным направлениям(специальностям);
5) аттестация иаккредитация.
Правовоеположение (правовой статус) и все гражданские права юридического лица, согласнопункту 1 статьи 49 ГК РФ, определяются его учредительными документами.Следовательно, устав вуза является локальным правовым актом, который наряду сфедеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами, формируетправовой статус субъекта, основное содержание его право- и дееспособности.
Возможности высшегоучебного заведения решать основные задачи не только в сфере образования инаучной деятельности, закрепленные ст. 8 Закона «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании», а так же в сфере хозяйственных отношений,определяются Уставом вуза и его материальными возможностями, а так жеинформационным, финансовым и кадровым обеспечением.
В соответствии с п. 5 ст.9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»статус высшего учебного заведения определяется его видом. В зависимости отинтенсивности деятельности высших учебных заведений в соответствующих сферахобразовательной и научной деятельности выделяются три вида образовательныхучреждений: университет, академия и институт.[6] Отнесение высших учебныхзаведений к тому или иному виду образовательных организаций, предусмотренныхст. 9 Закона «О высшем и послевузовском профессионально образовании»осуществляется с учетом четырех критериев, прямо не названных, нопредусмотренных законом:
1) совокупностинаправлений специальностей, по которым ведется, подготовка специалистов свысшим профессиональным образованием;
2) участия в подготовкепрофессорско-преподавательского состава, повышении квалификации научных инаучно-педагогических работников;
3) наличия научных идругих исследований;
4) признанияобразовательного учреждения, в качестве ведущего научного и методическогоцентра.
Место, которое юридическиелица занимают в системе имущественных отношений общества, своеобразиепреломления в этом правовом институте фундаментальных экономических категорийпозволяют определить наиболее важные основания классификации. Так, взависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица,выделяются специальным законодательством в области образования государственныеи частные (негосударственные) образовательные организации. Значение такогоделения становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица(даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследоватьобщегосударственные интересы, тем и обуславливается специфика правовогорегулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию спринятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного ичастного права.
Действующий порядокорганизации вуза предусматривает возможность его учреждения со стороныразличных субъектов права. Его учредителем (учредителями) могут выступать какуполномоченные органы государства, так и юридические лица частной формысобственности.
Высшие учебные заведенияфедеральной подчиненности могут создаваться только по решению Правительства РФи по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Учредителемвысших учебных заведений федеральной подчиненности выступает Правительство РФ.После создания высшего учебного заведения, полномочия учредителя переходят кМинистерству образования Российской Федерации, созданного в соответствии справительственным постановлением от 27 августа 1996 года.[7]
Высшие учебные заведения,отнесенные к подчинению субъектов РФ, создаются органами государственнойисполнительной власти субъектов федерации по согласованию с Министерствомобщего и профессионального образования Российской Федерации, Федеральный Закон«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет компетенциюорганов управления образованием.
К компетенциифедерального органа управления образованием отнесено: финансированиедеятельности подведомственных ему высших учебных заведений, предприятий,учреждений и организаций; осуществление по согласованию с федеральными органамиисполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения,полномочий по распоряжению государственным имуществом в системе высшего ипослевузовского профессионального образования.
Негосударственные высшиеучебные заведения могут быть образованы российскими и иностраннымиорганизациями, их объединениями, общественными и религиозными организациями,прошедшими государственную регистрацию, гражданами России и иностранцами.Наиболее распространенной организационно-правовой формой негосударственноговысшего учебного заведения является учреждение, несмотря на то, что Закон «Обобразовании» допускает создание высшего учебного заведения в любойорганизационно–правовой форме некоммерческих организаций, предусмотренной ГК         РФи ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях».
Поскольку с помощьюустава решаются гражданские и налоговые споры, то при его создании нужно учестьмоменты, которые будут определять финансово-хозяйственную деятельностьобразовательного учреждения и способы формирования имущественной базыучредителями вуза.
Основные требования куставу образовательного учреждения изложены в ст. 52 ГК РФ, а так же в ст. 13Закона РФ «Об образовании». Остановимся на тех моментах, которые влияют на экономикуи финансово-хозяйственную деятельность высшего учебного заведения.
Применение ГК РФ и Закона«Об образовании» позволяет инкорпорировать в устав основные группы положений:
1) положения, которыеобязательно должны быть закреплены в уставе, согласно ст. 52 ГК РФ:наименование, организационно — правовая форма, вид высшего учебного заведения,его местонахождение, учредители, цели и задачи высшего учебного заведения,структура и компетенция органов управления;
2) положения, касающиесяправомочности органов управления образованием;
3) порядок использованияобъектов собственности, переданных учредителем;
4) источникифинансирования высшего учебного заведения за счет учредителей и (или) самоговысшего учебного заведения, закон допускает смешанные источники финансирования;
5) правомочностьосуществления предпринимательской деятельности в качестве субъектапредпринимательских отношений.
В этой связи необходимообратить внимание, что право на осуществление предпринимательской деятельности,при наличии специальной правосубъектности вуза, должно быть отражено в уставе.Думается, что возможность высшего учебного заведения приобретать и свободнораспоряжаться собственностью в процессе осуществления финансово-хозяйственной ипредпринимательской деятельности, должна регламентироваться специальнымПоложением о собственности вуза, являющимся внутренним локальным актом,предусмотренных уставом. Такой порядок, т.е. закрепление правомочий вуза влокальных нормативных документах вуза, позволит разделить имущество вуза на двекатегории: 1) имущество, переданное вузу учредителем (учредителями); 2)имущество, принадлежащее вузу на праве собственности. В дальнейшем это позволитдетально урегулировать вопросы правомочности вуза по владению, пользованию ираспоряжению имуществом, разграничить пределы имущественной ответственности.Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: вуз правомочен,выступать не только в качестве субъекта образовательных отношений, но ипредусмотренных законом и уставом организации — предпринимательских отношений.
Вузы, которые создаются ворганизационно-правовой форме некоммерческого партнерства или автономнойнекоммерческой организации (ст. 8, ст. 10 Закона «О некоммерческихорганизациях», могут подписать учредительный договор[8],содержание которого носит консенсуальный характер, представляющий возможностьурегулировать отношения между учредителями в процессе создания и деятельностиюридического лица. Он должен заключатся только в письменной форме и вступает всилу, как правило, с момента государственной регистрации.
Смомента государственной регистрации у высшего учебного заведения возникаютправа юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотреннойуставом высшего учебного заведения. Данное положение не противоречит нормам ГКРФ и закреплено в п.3 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании».
Приобретение высшимучебным заведением после государственной регистрации прав юридического лицаозначает, что, он признается самостоятельным субъектом гражданско-правовых ипредпринимательских отношений, может по своему усмотрению и от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нестиобязанности, в объеме его специальной правоспособности, в том числе: иметь всобственности или на правах оперативного управления здания, сооружения,имущественные комплексы и иное имущество, переданное учредителями; бытьсобственником денежных средств и имущества, иных объектов собственности,переданных высшему учебному заведению в форме дара, пожертвования или позавещанию, у приобретенного на доходы от собственной деятельности; иметьсамостоятельный баланс; может заключать договоры аренды, перевозки, подряда,вступать в иные имущественные отношения, отвечать по своим обязательствамимеющимися денежными средствами, а так же защищать от нарушений своиимущественные права и законные интересы, быть истцом и ответчиком в суде; иметьсамостоятельный расчетный и иные счета, в том числе валютный, в коммерческихбанках; разрабатывать и утверждать структуру образовательного учреждения.
Статус высшего учебногозаведения в соответствие с п.5. ст.9 Закона «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» включается в его наименование, которое в своюочередь составляет понятие индивидуализация[9]. Однако, в наименованиивысшего учебного заведения невозможно отразить его статус, а можно лишьвключить понятия, характеризующие вид вуза (университет, академия, институт иформу собственности, лежащую в основе юридического лица. Именно таким способоми реализуется данное предписание на практике. В наименовании высшего учебногозаведения отражается его вид[10] и форма собственности:Московский государственный университет, Московская государственная юридическаяакадемия и др. Таким образом, организационно-правовая форма высших учебныхзаведений указывается только в учредительных документах и не включается вназвание вуза, и уж тем более не включается в его название, наличие илиотсутствие государственной аккредитации.
Ограничение правовогоположения высших учебных заведений только правами и обязанностями, опосредующимиих вид, организационно-правовую форму и государственную аккредитацию, несоответствует действительному содержанию понятия индивидуализации.
Наименование высшихучебных заведений приводится в соответствие с требованиями закона в процессе ихаккредитации и лицензирования, либо реорганизации, изменении статуса. Законспециально оговаривает, что при изменении статуса высшего учебного заведенияего наименование должно меняться в обязательном порядке.
Следует заметить,применительно к вузу, правоспособность которого носит специальный характер, чтодееспособность в области образования возникает с момента получения лицензии наведение образовательной деятельности. Дееспособность в области хозяйственнойдеятельности возникает в момент государственной регистрации, одновременно справоспособностью, при условии, что его предпринимательская деятельность нетребует лицензирования.
Осуществление высшимиучебными заведениями образовательной деятельности, согласно нормам специальногозаконодательства, возможно только при наличии лицензии у высшего учебногозаведения на определенный вид образовательной деятельности. Иначе говоря,высшее учебное заведение своими собственными действиями может приобретать,создавать, осуществлять свои права и обязанности, осуществлять свою уставнуюобразовательную деятельность только при наличии специального разрешения на нее,т.е. лицензии.[11]
В соответствии с п.3 ст.10 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» правоюридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности,предусмотренной уставом, возникает у вуза с момента его государственнойрегистрации. Право на реализацию образовательных программ высшего ипослевузовского профессионального образования и на льготы, предусмотренныезаконодательством РФ, возникает с момента выдачи ему лицензии.
Порядок прохождениялицензирования закреплен Федеральным законом «О лицензировании отдельныхвидов деятельности от 16 сентября 1998 г №178 – ФЗ,[12]а так же Федеральным законом „О высшем и дополнительном профессиональномобразовании“, Федеральным законом «Об образовании» конкретизируется идополняется нормативно — правовыми актами Правительства РФ, МинобразованияРоссии. В числе этих актов наиболее важное значение имеют:
1) „Временноеположение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовскогопрофессионального образования и соответствующего дополнительного образования вРоссийской Федерации, утвержденное приказом Госкомвуза России от 7 февраля 1994г. № 108;[13]
2) Приказ ГоскомвузаРоссии от 7 февраля 1994 г. № 108 “Об утверждении временного положения олицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессиональногои соответствующего дополнительного образования в РФ;[14]
3) Приказ МинобразованияРоссии от 17 ноября 1994 г. № 442 „Об утверждении положения о порядке лицензированияобразовательных учреждений“.[15]
Лицензирование учреждений,реализующих образовательные программы высшего и послевузовскогопрофессионального образования независимо от подведомственности и организационно-правовыхформ, государственных институтов повышения квалификации осуществляетМинистерство общего и профессионального образования РФ (Минобразование России).[16]
Под лицензией понимаетсявыданное лицензирующим органом юридическому лицу, в частности вузу, разрешение(право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательномсоблюдении лицензионных требований и условий. При осуществлении лицензируемойдеятельности устанавливаются лицензионные условия, которые включают в себяустановленные правила и норы, выполнение которых обязательно для получения идальнейшего владения лицензией.
Следует иметь в виду, несмотряна то, что Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит всебе основные понятия и подходы к лицензированию большинства видовдеятельности, он не является всеобъемлющим. В литературе отмечалось, что внеего сферы остались внешняя торговля, таможенная, деятельность по охранеокружающей среды. Не распространяется этот акт и на отношения, возникающие всвязи с использованием результатов интеллектуальной деятельности, ровно как ипорядок лицензирования конкретных видов деятельности, что установлено ранеевступившими в силу иными федеральными законами.
К числу последнихотносится не только банковская, страховая, биржевая, этот перечень может бытьдополнен и образовательной деятельностью.
Статья 3 Федеральногозакона „О лицензировании отдельных видов деятельности выделяет основныепринципы осуществления лицензируемых видов деятельности. В качестве таковыхрассматриваются:
— защита свобод, прав,законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороныстраны и безопасности государства;
— обеспечение единстваэкономического пространства на территории РФ;
— утверждение единогоперечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования натерритории РФ;
— гласность открытостьлицензирования;
— соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Лицензированиеобразовательной деятельности проводится в целях обеспечения и защиты праваграждан РФ на получение профессионального образования, создание правовыхгарантий для свободного функционирования и развития организацийпрофессионального образования. Но как справедливо замечает О.М. Олейник,[17]главное, что ни в одном из актов, предусматривающих лицензирование, не данообоснование, почему, в силу каких объективных или субъективных причин этот виддеятельности нужно лицензировать“.
В ст. 4 Закона «Олицензировании» отдельных видов деятельности определяет критериилицензирования, под которыми предусматривается деятельность, осуществлениекоторой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам,нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства.
В плане совершенствованиязаконодательства, в качестве критерия признания того или иного видадеятельности лицензируемой, О.М. Олейник предлагает ввести понятие»наличие публичного интереса" в отношении собственно хозяйственнойдеятельности, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийсяхарактер.
Исходя извышеизложенного, предлагается в качестве критерия обоснования публичногоинтереса при лицензировании образовательной деятельности, ввести в Закон «Овысшем профессиональном образовании» понятие лицензируемой деятельности,специализирующейся на воспроизводстве главной производительной силы общества — квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериальногопроизводства;
Такой подход позволяетконкретизировать критерий определения лицензируемого вида деятельности вобразовательной среде.
Непосредственно процедураполучения лицензии вузом состоит из следующих действий: 1) подачи вузом заявки;2) проведения экспертизы; 3) принятия решения о выдаче лицензии на правоведения образовательной деятельности по направлениям (специальностям) уровнямпрофессионального и программ соответствующего дополнительного образования илиотказе в ней, что специально подчеркивается Минобразованием России.[18]
По своему содержаниюлицензирование является процедурой установления соответствия условийосуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям сточки зрения санитарных и гигиенических норм, оборудования учебных помещений,оснащенности учебного процесса (материально-технической и финансовой).
Согласно вышеназваннымнормативным документам, экспертиза должна проводиться специальной комиссией,создаваемой Минобразованием России по заявлению учредителя вуза в двухнедельныйсрок после регистрации заявления. К заявлению учредителем прилагаются следующиедокументы и материалы по установленной форме: копии свидетельства о регистрациии устава вуза; структура образовательно-профессиональных программ по каждомунаправлению (специальности), уровню, программе и форме подготовки кадров,представленному на лицензирование; общие сведения о структуре учрежденияпрофессионального образования, численности обучающихся и преподавателей;
— сведения о площадях,используемых учреждением профессионального образования; копии документов,подтверждающих право владения, пользования помещениями на срок подготовкиспециалистов;
— заключения санитарно — эпидемиологической службы и органов государственного пожарного надзора опригодности помещений, используемых для проведения образовательного процесса,по заявленным на лицензирование направлениям (специальностям), уровнямподготовки и повышения квалификации кадров;
— сведения обобеспеченности образовательного процесса учебной литературой и оборудованием;сведения об обеспеченности учреждения профессионального образованиябиблиотечными площадями;
— сведения обобеспеченности учреждения профессионального образования объектами общественногопитания, медицинского обслуживания, общежитиями и т.п. Копии документов,подтверждающие право владения, пользования указанными объектами;
— сведения о кадровомобеспечении образовательного процесса;
— сведения о средствахучреждения профессионального образования и стоимости обучения;
— гарантийное письмо наоплату услуг по экспертизе.
В случае использованиянегосударственным вузом на условиях аренды и совместного использованияоборудования, инвентаря, фондов и помещений библиотек, учрежденийсоциально-бытовой сферы и т.п., принадлежащих государственным образовательнымучреждениям, в составе документов, представленных на лицензирование, должнобыть приложено письменное согласие руководителя государственногообразовательного учреждения, подтвержденное решением его Совета.
Если в ходе экспертизыбудет установлено, что представленные вузом сведения не соответствуютдействительному состоянию дел, вуз не может обеспечить надлежащих условий дляосуществления образовательного процесса, то лицензия вузу не выдается. При этомплата, внесенная за проведение экспертизы, возврату не подлежит.
В состав экспертныхкомиссий на паритетных началах входят представители соответствующегогосударственного органа управления, образованием субъекта Российской Федерации,заинтересованных министерств и ведомств (Минюста России, Минздрава России идр.) представители общественности.
Экспертиза проводится вмесячный срок. Учредитель и руководитель лицензируемого учреждения имеют правоознакомиться с материалами экспертизы. Решение по результатам экспертизыпринимает Минобразование России не позднее двух недель после получениязаключения экспертной комиссии. При положительном решении оформляется лицензияустановленного образца и в десятидневный срок направляется учредителю. В такойже срок высылается мотивированное решение об отказе в выдаче лицензии, котороеможет быть обжаловано учредителем в суде. Срок действия лицензии в областиобразования не превышает пяти лет. Срок действия лицензии может быть продлен позаявлению лицензиата.
Минобразование России осуществляетконтроль за деятельностью лицензированных им учреждений высшегопрофессионального образования в части соблюдения контрольных нормативов ипредельного контингента обучающихся, зафиксированных в лицензии, а также сроковее действия по направлениям (специальностям) и уровням образования.
Лицензия может бытьизъята в случае нарушения требований и контрольных нормативов в области высшегообразования. Решение об изъятии лицензии направляется учредителяминепосредственно вузу, в местные подразделения Федеральной налоговой службыРоссийской Федерации и соответствующий государственный орган управленияобразованием. Возобновление лицензии в случае изъятия осуществляется в том жепорядке, который предусмотрен для ее получения.
Лицензияразрешает высшему учебному заведению осуществлять образовательную деятельностьв соответствующей сфере. Условия, созданные для проведения обучения, создаюттолько базу, на основе которой осуществляется образовательная деятельность.Качество же образования являются предметом другой экспертизы под названиематтестация, которая неразрывно связана с аккредитацией высшего учебногозаведения.
В соответствии со ст. 10Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»при осуществлении образовательной деятельности введена система аттестации иаккредитации вузов. Она специфична только для вузов, ибо другие субъекты этихстадий не имеют.
Государственнаяаккредитация — это процедура установления государством принадлежности высшегоучебного заведения к определенному типу и виду образовательных учреждений наоснове признания соответствии его деятельности, уровня реализуемых программ,содержания и качества подготовки специалистов государственным требованиям,предъявляемым к соответствующему виду и типу высших образовательных учреждений.
Аккредитация высшихучебных заведений регламентируется следующими основными документами:
1. Положением огосударственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессиональногообразования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением ПравительстваРФ от 2 декабря 1999 г. № 1323;[19]
2. Приказом Министерстваобщего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г. №1327 «Обутверждении положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательныхучреждений».[20]
3. Приказом Министерстваобщего и профессионального образования РФ от 23 сентября 1996 г. № 113 «Обутверждении положения о государственной аккредитации образовательныхучреждений, реализующих программы профессиональной переподготовкиспециалистов».[21]
Свидетельство огосударственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок)статус вуза, перечень направлений подготовки специальностей, которые прошлигосударственную аккредитацию, по которым высшее образовательное заведение имеетправо выдавать выпускникам документы государственного образца о высшемпрофессиональном образовании и полученной квалификации, Чтобы получить такоесвидетельство, необходимо пройти аттестационное обследование.
Согласно ч. 6 ст. 10Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»аккредитации высшего учебного заведения предшествует аттестация высших учебныхзаведений.
Целью и содержаниематтестации является установление соответствия содержания, уровня и качестваподготовки выпускника вуза требованиям государственных образовательныхстандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки(специальностям).
В соответствии с ч. 6 ст.10 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» аттестациявузов должна проводиться государственной аттестационной службой. Однако внастоящее время такой службы не создано. Положением о Министерстве общего ипрофессионального образования Российской Федерации, утвержденным постановлениемПравительства РФ от 5 апреля 1997 г., № 395,[22] государственнаяаттестация вузов, независимо от их подведомственности и организационно-правовыхформ проводится Минобразованием России. Государственная аттестация проводится сучастием заинтересованных министерств и ведомств в целях осуществлениядейственного контроля государственных органов за деятельностью и защитой правграждан на получение образования в объеме и в сроки, предусмотренныегосударственными образовательными стандартами.
Претензииобразовательного учреждения на статус вуза признаются правомерными порезультатам аттестации и оценки:
— соответствия содержаниярабочих учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственныхобразовательных стандартов высшего профессионального образования(государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовкивыпускников но направлениям и специальностям подготовки кадров);
— информационной базыучебного процесса (наличие и достаточность современных источников учебнойинформации на различного рода носителях, предусмотренных в качествеобязательных в программах учебных дисциплин рабочих учебных планов, а такжесредств их передачи, хранения и использования);
— соответствия качестваподготовки выпускников по результатам трехлетних итоговых государственныхаттестаций выпускников (дисциплинарный или междисциплинарный экзамен по выборуМинобразования России, защиту дипломной работы или проекта) требованиямгосударственных образовательных стандартов среднего и высшего профессиональногообразования, государственным требованиям к минимуму содержания и уровнюподготовки выпускников.
Вид вуза (университет,академия или институт) определяется в соответствии с признаками, установленнымист. 9 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В ходе аттестацииосуществляется экспертиза качества подготовки специалистов. Такая экспертизапроводится в ходе государственных итоговых аттестаций выпускниковобразовательного учреждения государственными аттестационными комиссиями. Припроведении государственной аккредитации учитывается итоговая аттестациявыпускников, подготовленных по основным образовательным программам высшегопрофессионального образования, с присвоением соответствующей квалификации всроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшегопрофессионального образования (государственными требованиями к обязательномуминимуму содержания и уровню подготовки выпускников). Для получениясвидетельства о государственной аккредитации необходимо иметь положительныерезультаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течениетрех лет подряд.
Высшие учебные заведения,прошедшие государственную аккредитацию, получают свидетельство установленногообразца на срок до пяти лет, которое действует также в отношении филиалов,отделений, входящих в структуру высшего учебного заведения.
Решение о выдачесвидетельства о государственной аккредитации Минобразование России оформляетсвоим распорядительным документом на основании результатов аттестации.Филиалам, отделениям и другим территориально обособленным структурнымподразделениям образовательных учреждений выдаются копии свидетельства огосударственной аккредитации базового образовательного учреждения, заверенныеМинобразованием России с указанием местоположения этого структурногоподразделения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :