Реферат по предмету "Государство и право"


Международно-правовые основы авторского права

Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ
1.        Понятиеинтеллектуальной собственности
2.        Основныеособенности прав на интеллектуальную собственность
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА
1. Бернская конвенция (1886 г.) – старейший источник авторскогоправа
2. Дальнейшее совершенствование международного авторскогоправа
3. Международно-правовая охрана смежных прав
Заключение
Библиография
Приложения

Введение
 
Авторское право — частьнационального гражданского права и раздел международного частного права,регулирующие права авторов произведений науки, литературы и искусства. Это,прежде всего, исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажусодержания и формы литературного, музыкального или художественногопроизведения. По российскому законодательству и в ряде других стран охраняетсяв течение жизни данного человека плюс 50 лет; если такое право предоставленофирме, то оно охватывает 75 лет со дня первой публикации; экономическая жизнь(срок службы) авторского права может быть существенно короче, чемпредусматривается законодательством.
Авторское правопервоначально принадлежит на установленный законом срок автору (соавторам).Лишь на некоторые произведения, в том числе научные сборники, энциклопедическиесловари, периодические издания в целом, оно закреплено за юридическими лицамибессрочно.
Определенные авторскиеправа переходят к наследникам автора, отдельные правомочия могут приобретатьсяюридическими лицами по авторскому договору. Лица, имеющие производные авторскиеправа, называются правопреемниками автора.
В установленных закономслучаях авторское право переходит к государству (например, на произведения,объявленные достоянием государства после истечения срока действия авторскогоправа, а также в случае выкупа последнего).
Переводчики, составителисборников, инсценировщики и другие лица, творчески обработавшие чужиепроизведения, пользуются авторским правом на результаты такого рода творчества.
Авторское право состоитиз ряда правомочий, причем некоторые из них (право авторства, право наавторское имя, на неприкосновенность произведения) не переходят по наследствуили по договору. Право на вознаграждение за использование произведенияпереходит только к наследникам автора. Права на опубликование, воспроизведение,распространение и перевод на другие языки наследуются и могут быть в том илиином объеме приобретены по договору.
Защита нарушенных прававтора и его правопреемников осуществляется в судебном порядке с помощью исково восстановлении права (например, путем публикации в печати об авторстве,внесения исправлений), о запрещении выпуска произведения в свет или прекращенииего распространения, а также о возмещении причиненных убытков.
Цель представленнойработы изучить следующие вопросы:
1.Понятие международного авторскогоправа.
2.Основные особенности этой отрасли праваи его эволюция.
Тема, рассматриваемая вработе, чрезвычайно актуальна. Ее актуальность возрастает с открытием общества,его демократизацией и рыночными отношениями.
 

ГЛАВА 1.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ
 
1.1 Понятиеинтеллектуальной собственности
Правовое закрепление понятия «интеллектуальнаясобственность» дается в Стокгольмской конвенции, учреждающей ВсемирнуюОрганизацию Интеллектуальной Собственности 1967г. участником которой являетсяРоссийская Федерация.
Согласно ст.2 Конвенции1967г., интеллектуальная собственность — это:
— литературные,художественные и научные произведения;
— исполнительская деятельность артистов,звукозапись, радио- и телевизионные передачи;
— изобретения во всехсферах человеческой деятельности;
— научные открытия;
— промышленные образцы;
— товарные знаки, знакиобслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения, а также другиеобъекты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературнойи художественной областях.
Как видно из приведенногоперечня, не существует какого-то определенного числа или категорий объектов,которые бы относились к интеллектуальной собственности. Это связано с тем, чтопроцесс развития науки, техники, искусства не может иметь завершенный характер,а, следовательно, постоянно расширяется круг объектов, охватываемых понятием «интеллектуальнаясобственность».
Интеллектуальнаясобственность включает объекты авторского права, смежных прав и промышленнойсобственности. Общим, объединяющим различные виды интеллектуальнойсобственности является то. что все они относятся к результатам творческойдеятельности.
Само понятие «интеллектуальнаясобственность», несмотря на его закрепление в международной Конвенции,используется достаточно условно. В литературе часто обращается внимание на егонеточность. Дело в том, что институт права собственности раскрывают триправомочия — владение, пользование и распоряжение каким-либо овеществленнымпредметом. Нарушение любого из указанных правомочий собственника влечет засобой ответственность со стороны нарушителя.
В случае синтеллектуальной собственностью классические три элемента права собственностине могут охарактеризовать права автора или изобретателя на результатыихдеятельности. Так, например, нарушение авторского права может иметь место вслучае, когда книга, в которой опубликовано произведение, является «целойи невредимой» и не изымается у автора (т.е. не выбывает из его владения,пользования или распоряжения). Однако права автора при этом все равнонарушаются.
Использование понятия «интеллектуальнаясобственность» является условным, потому что основной объект правасобственности — вещь — в данном случае не представляет интереса.
Объектом «посягательства»на интеллектуальную собственность является не вещественная форма, а содержаниерезультатов творческой деятельности. Так, например, защите подлежат не книги, не сборникидокументов, не ноты, а содержащаяся в них информация, которая наряду софициальным печатным изданием может быть выражена в черновиках или отдельныхзаписях автора.
В подтверждение можнопривести такой пример. Адвокат по материалам одного из дел, в котором онпринимал участие, написал статью, не успев её опубликовать. Коллега, которомубыла передана копия рукописи, отдает её в печать, не получив предварительногосогласия автора (или вообще публикуя статью под своим собственным именем. Чтополучается? Рукопись реально остается у автора, при этом автор можетосуществлять фактическое пользование, владение и распоряжение рукописью, но,несмотря на это, права его уже нарушаются.
Так сложилось исторически: считалось, что толькоправо собственности может защитить результаты творческой деятельности. Именнопоэтому наряду с существованием классического понятия права собственностипоявилось другое понятие — «интеллектуальная собственность».
Общим для этих двух понятий является то, что и вещное право(право собственности), и интеллектуальная собственность относятся к категорииабсолютных прав: праву собственника соответствует обязанность неопределенногокруга лиц воздерживаться от нарушения прав собственника. Любое лицо, нарушающееправа авторов, изобретателей или исполнителей произведений, будет привлечено кгражданской, административной, а в некоторых случаях и к уголовнойответственности. При этом пределы и основания ответственности устанавливаются внациональном законодательстве каждого государства.
1.2 Основныеособенности прав на интеллектуальную собственность
Права на интеллектуальнуюсобственность (далее — интеллектуальные права), обладают рядом особенностей посравнению с вещными правами.
В юридической литературе в качестве основнойособенности интеллектуальных прав, включая авторские, изобретательские исмежные права, указывается на отсутствие экстерриториального действия этихправ.
Отсутствиеэкстерриториального действия (или территориальный характер) интеллектуальныхправ заключается в том, что лицо, опубликовавшее произведение (илизапатентовавшее изобретение) на территории одного государства, будет иметьзащиту на территории только этого государства. Для признания авторских иизобретательских прав в других государствах, авторы или изобретатели должныповторно «заявлять» о своих правах: либо путем издания книги (длязащиты авторского права), либо путем получения нового патента (для защитыизобретательского права) на территории соответствующего иностранногогосударства.
В настоящее время такойнеобходимости в «дублировании» своих действий у авторов иизобретателей уже практически не существует, поскольку в области авторского иизобретательского права принято достаточно много международных конвенций,позволяющих преодолевать «барьер» территориальности. Первоначально нарегиональном, а впоследствии и на универсальном уровне были принятымеждународные конвенции, в которые была включена норма о взаимном признаниигосударствами-участниками интеллектуальных прав граждан этих государств.
Помимо территориального характера, интеллектуальныеправа имеют пял других особенностей. К нимотносятся:
— ограниченный срокзащиты;
— специфическоесодержание;
— особый порядокпередачи;
— неотчуждаемостьисключительных авторских прав;
— качественный составсубъектов.
Остановимся подробнее нарассмотрении отмеченных особенностей, перечень которых нельзя считатьисчерпывающим.
• Срок охраныинтеллектуальных прав означает, что права автора защищаются на протяжении всейжизни автора и, например, в течение 50 лет (как установлено в законодательствебольшинства государств) после его смерти. Следует отметить, что взаконодательстве каждого государства срок охраны устанавливается по-разному. Так,например, в Германии этот срок ограничен всей жизнью автора и 70 годами послеего смерти, в России, Англии, Франции, США — всей жизнью автора и 50 годамипосле его смерти.
• Особенность объектаавторского права (результат творческого труда) накладывает отпечаток и насодержание тех прав, которыми пользуются авторы и изобретатели. Содержаниеинтеллектуальных прав составляет имущественные и личные неимущественные права.
К имущественным правам относятся: право навознаграждение, право на публичное исполнение произведения, право на егоперевод, право на переработку или на распространение произведения; право наполучение патента, право на использование охраняемых патентом изобретений (илидругих объектов промышленной собственности) и некоторые другие права.
К личнымнеимущественным правам относятся: право признаваться автором произведения, изобретения (илилюбых других объектов интеллектуальной собственности) — право авторства, правона имя, право на обнародование, право на защиту произведения и т.п.
Рассматриваяимущественные и личные неимущественные права, следует обратить внимание на то,что в законодательстве каждого государства установлены свои виды авторскихправ и определены те виды деятельности, результаты которой рассматриваются какинтеллектуальная собственность.
В качестве примера можно назвать Закон РоссийскойФедерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993г., в ст. 7которого перечислены объекты авторского права. Помимо распространенныхлитературных, драматических и музыкальных произведений, к объектам авторскогоправа российский закон относит фотографические произведения, географическиекарты, эскизы, пантомиму, пластические, хореографические и другие произведения.Указание «другие произведения» означает, что перечень объектовавторского права не является исчерпывающим.
• Передачаинтеллектуальных прав осуществляется путем заключения специальныхдоговоров: авторских договоров о передаче исключительных или неисключительныхправ — при передаче авторских прав; и лицензионных договоров — при передаче изобретательскихправ (прав на объекты промышленной собственности).
• Неотчуждаемостьинтеллектуальных прав относится к личным неимущественным правам автора. Взаконодательстве некоторых государств личные неимущественные права именуются ирассматриваются как моральные права. В случае, если авторское право передано подоговору, то личные неимущественные (или моральные) права не передаются. Этозначит, что в случае нарушения, например, права на имя (т.е. использованиепроизведения без указания автора) автор может обратиться с иском в суд о защитеправа авторства, даже если он заключил договор и передал свои имущественныеправа издательству.
Говоря о неотчуждаемостиличных неимущественных прав, необходимо указать на то, что эти права являютсябессрочными. Все ранее сказанное об ограничении срока защиты интеллектуальныхправ имеет отношение только к охране имущественных прав.
• Особенностьюсубъектного состава правоотношений в области интеллектуальной собственностиявляется то, что в качестве авторов некоторых видов интеллектуальнойсобственности: произведений искусства, науки, литературы, изобретений,полезных моделей, промышленных образцов, фонограмм исполнений (смежных прав)признаются только физические липа, творческим трудом которых созданы этипроизведения или объекты промышленной собственности.
Однако сказанное ни вкоей мере не означает, что субъектами правоотношений в области интеллектуальнойсобственности могут быть вообще только физические лица. Так, например, авторизобретения может уступить полученный патент на своё изобретение любомуюридическому лицу, которое становится патентообладателем. В соответствии сроссийским законодательством подобная передача должна оформляться специальнымдоговором об уступке патента, который считается действительным при регистрацииего в Патентном ведомстве (ст. 10 Патентного закона Российской Федерации1992г.).
Необходимо отметить, чтодля некоторых объектов интеллектуальной собственности право авторства вообще неустанавливается. Это касается товарных знаков, знаков обслуживания инаименований мест происхождения товаров. Так, например, согласно ст.2 Закона РФ«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождениятоваров» 1992г., товарный знак может быть зарегистрирован на имяюридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскуюдеятельность.
Различают две основныеветви исключительных прав, которым присущи свои системы охраны: форма какрезультат творческой деятельности охраняется с помощью авторского права,существо — посредством патентного права. Соответственно говорят о двух системахохраны — фактологической (в авторском праве) и регистрационной (в патентномправе)1. В первом случае правовая охрана возникает в силу самогофакта создания произведения (произведение обособляет самое себя), во второмслучае необходимы специальные действия по обособлению результата, егорегистрация.
Высказывается мнение оналичии еще одной — третьей по счету — системы охраны результатовинтеллектуальной деятельности, относящейся к секретам производства —«ноу-хау». Хотя охрана в этом случае и распространяется на содержаниеобъекта, но осуществляется она без регистрации. Признается также существованиев рамках фактологической системы промежуточной,«факторегистрационной» подсистемы (например, регистрация программ дляЭВМ).

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯМЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА
 
2.1 Бернская конвенция(1886 г.) – старейший источник авторского права
Вопрос о том, что входитв содержание интеллектуальной собственности, решается не всегда одинаково: однипонимают под интеллектуальной собственностью все результаты творческойдеятельности, другие рассматривают промышленную собственность отдельно, невключая её в состав интеллектуальной. Однако, учитывая, что интеллектуальнаясобственность получила конвенционное закрепление в Стокгольмской конвенции1967г., будем включать в содержание интеллектуальной собственности трисамостоятельных блока: объекты авторского права, объекты смежных прав ипромышленную собственность.
С точки зрениямеждународного частного права Российской Федерации, регулированиеправоотношений, осложненных «иностранным элементом», в областиавторского права, как и в целом в области интеллектуальной собственности,осуществляется в международной форме, то есть посредством международно-правовыхнорм.
Это связано с отсутствиемколлизионных норм в национальном законодательстве Российской Федерации,регулирующем отношения в области интеллектуальной собственности, что, в своюочередь, обусловлено территориальным характером интеллектуальных прав.
Международно-правовоерегулирование авторских прав претерпело определенную эволюцию. Началомеждународной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция обохране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенцияоб охране литературной и художественной собственности 1928г.
Бернская конвенция 1886г. является своего рода образцом «монументальности» действиямеждународных норм: в 1986 году был отмечен 100-летний юбилей со дня принятияБернской конвенции. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в числокоторых входит и Российская Федерация, являются 55 государств.
Редакция Бернской конвенции за более чем вековуюпродолжительность существования Конвенции претерпела неоднократные изменения.
В последующие годы былопроведено 7 конференций, на которых вносились соответствующие изменения в текстБернской конвенции. Не случайно при опубликовании Конвенции в сборникахдокументов дается ссылка на Римский, Парижский, Брюссельский, Стокгольмский идругие Акты — по наименованию городов, где проходили конференции, посвященныепересмотру Конвенции.
Российская Федерация присоединилась к Бернскойконвенции в редакции Парижского Акта 1971г.
Прежде чем перейти канализу основных положений Парижского Акта, следует вернуться к 1886 году,когда была принята сама Конвенция, направленная на решение, по существу,единственной, но очень важной задачи — обеспечение охраны авторских правграждан различных государств.
Государства-участники (ав 1886 г. участниками Конвенции было всего 10 государств), принимая Конвенцию,не ставили перед собой цель подробно регламентировать права авторов. Основнымизадачами являлись, во-первых, закрепление принципа национального режима, аво-вторых, предоставление минимального объема охраны авторских прав. ВКонвенции специально оговаривалось право государств-участников заключатьдополнительные двусторонние соглашения, направленные на предоставление авторамбольших прав, чем было закреплено в самой Конвенции.
В соответствии с Бернской конвенцией был созданБернский союз для охраны прав авторов государств-участников.
Первая конференция попересмотру Бернской конвенции состоялась в 1896 году в Париже. В новом текстеКонвенции, именуемом Парижским Актом 1896г., было закреплено понятие «публикация»;отменено существовавшее ранее ограничение 10 годами права автора на перевод(отныне авторы и их правопреемники могли пользоваться правом на перевод втечение всего действия авторского права).
В Парижском Акте 1896г.было закреплено очень важное положение о том, что охрана предоставляетсяпроизведению, впервые опубликованному в государстве — участнике Конвенции, дажетогда, когда автор является гражданином государства, не входящего в Бернскийсоюз.
Таким образом, дляприменения Конвенции достаточно стало соблюдения одного из принципов:территориального(предоставление охраны произведениям, впервые опубликованным на территориигосударств-участников) илинационального (предоставление охраныпроизведениям, автором которых был гражданин государства — участника Конвенции,независимо от того, на территории какого государства произведение было впервыеопубликовано).
Последующим этапом вразвитии Бернской конвенции стало проведение в 1908 году Берлинскойконференции, на которой были вновь пересмотрены основные положения Конвенции.
Именно на конференции 1908 года был установлен срокохраны авторского права, равный продолжительности жизни автора и 50 годам послеего смерти. Берлинский текст расширил круг объектов произведений искусства,включив в них произведения хореографии и пантомимы, кинематографии, архитектурыи фотографии.
Дальнейшие измененияположений Бернской конвенции были сделаны в ходе конференций, проходивших вРиме, Брюсселе, Париже. При этом каждая конференция вносила существенныекоррективы в систему защиты авторских прав, повышая при этом уровень охраныотдельных прав авторов. Параллельно изменялось и внутреннее законодательствогосударств — участников Бернского союза.
С развитием средствмассовой информации, определенным прогрессом в области кинематографии,радиовещания появилась необходимость в правовом регулировании новых видовраспространения произведений. Это нашло отражение в ходе проведения в 1928 годуРимской конференции по изменению Бернской конвенции. Так появилась новелла опризнании за автором права на трансляцию произведения по радио, включение вперечень охраняемых прав личных неимущественных прав авторов.
Наряду с совершенствованием системы охраны авторскихправ, осуществляемым в рамках европейских государств, развивалась системазашиты прав авторов и на американском континенте. Первым шагом стало принятие в1889 году на конференции в Монтевидео Конвенции о создании союза американскихгосударств в области литературной и художественной собственности. Основнымпринципом Конвенции является принцип национального режима.
В последующихамериканских конвенциях (Конвенции об охране литературной и художественнойсобственности 1902г., Конвенции об охране патентов на изобретения, промышленныхрисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок и литературной ихудожественной собственности 1906г., Конвенции об охране литературной ихудожественной собственности 1910г.) принцип национального режима был такжезакреплен как основополагающий в системе защиты авторских прав.
2.2 Дальнейшее совершенствование международногоавторского права
Гаванская конвенция 1928г. явилась своего родаитогом развития правового регулирования отношений в сфере авторского права наамериканском континенте. В Гаванской конвенции была предусмотрена не толькозащита литературных и художественных произведений, но и кинематографическихработ, а также произведений прикладного искусства.
Необходимо подчеркнуть,что Гаванская конвенция имеет много общего с Римским актом Бернской конвенции.Оба эти документа были приняты в 1928 году и стали отражением развитиялитературной, музыкальной, кинематографической, радиовещательной «индустрии».Более того, несмотря на отдельные отличия, принципиальных разногласий междуГаванской и Бернской конвенциями вообще не существовало. В связи с этим возниквопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции о защите авторскихправ.
Изучение вопроса опринятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако все попытки иобсуждение представленных проектов новой конвенции, учитывающих и европейский,и американский подходы унификации авторского права, оказались тщетными.
Значительным препятствием на пути дальнейшегосовершенствования международной системы охраны авторского права былоприостановление нормотворческой деятельности в связи с началом второй мировойвойны.
Работы по унификациивозобновились лишь в 1946 году: была принята новая конвенция на американскомконтиненте — Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные ихудожественные произведения 1946г., именуемая «Вашингтонская конвенция»,а в 1948 году на конференции в Брюсселе была в очередной раз пересмотренаБернская конвенция.
Наконец, в 1952 годубыла принята Всемирная конвенция об авторском праве, работа по согласованию текстакоторой осуществлялась в течение трех лет.
Основным значением принятия Всемирной конвенции былоустановление единой, в рамках всех государств мира, системы охраны авторскихправ. Так же, как в Бернской и в американских конвенциях, во Всемирнойконвенции основополагающим был закреплен принцип национального режима: каждоегосударство-участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав каксобственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественныепроизведения.
Одной из основных проблемв применении Всемирной конвенции оказалось существование, наряду с ней, другихисточников авторского права. В связи с этим во Всемирную конвенцию быливключены нормы, посвященные её взаимодействию с другими конвенциями. Вчастности, во Всемирной конвенции содержится Декларация, прилагаемая к ст. ХVII, определяющая порядок действияБернской и Всемирной конвенций. Что касается взаимодействия Всемирной имежамериканских конвенций, то согласно ст. ХVIII Всемирной конвенции, последняя не затрагиваетмежамериканские.
Во Всемирной конвенции содержится рядматериально-правовых норм:
— положение о том, чтоавторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать всвет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводы произведений,охраняемых на основании Конвенции;
— срок охраныпроизведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может бытькороче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;
— понятие «выпуск всвет» означает воспроизведение в какой-либо материальной форме ипредоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтенияили ознакомления путем зрительного восприятия.
Следует заметить, что всоответствии с положениями самой Конвенции, споры между государствами по поводутолкования или применения Всемирной конвенции передаются на рассмотрение МеждународногоСуда ООН.
В заключение рассмотрениявопроса о международной системе защиты авторского права следует отметитьПарижские конференции 1971г., на которых были пересмотрены Бернская и Всемирнаяконвенции. Так, например, во Всемирную конвенцию была включена статья об охранетаких имущественных прав авторов, как право на воспроизведение своегопроизведения любыми способами, право на публичное исполнение и радиотрансляцию.
Разумеется, что в рамкахнастоящей работы не представляется возможным дать подробный анализ решений этихконференций (так же, как и остановиться на содержании основных положенийрассмотренных ранее конвенций). Сам факт проведения Парижских конференций ипересмотр двух основных источников в области авторского права заслуживаетвнимания, поскольку свидетельствует о значимости охраны авторских прав намеждународном уровне.
 
2.3Международно-правовая охрана смежных прав
Международно-правовоерегулирование интеллектуальной собственности, как уже было замечено, неограничивается вопросами авторского права и объектами промышленнойсобственности. Развитие научно-технического прогресса в сфере радиовещания,кинематографии и телевидения привело к тому, что первоначально созданныепроизведения при их последующем воспроизведении в виде музыкальных, сценическихи драматических постановок претерпевали определенные изменения. С однойстороны, эти произведения продолжали оставаться объектами защиты авторскогоправа и были результатами творческой деятельности определенных физических лиц;с другой стороны — труд драматургов, режиссеров, исполнителей вносилкачественные изменения в процесс восприятия уже существующих произведений.
Права лиц, деятельностькоторых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичныправам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можносчитать второстепенной по отношению к работе авторов произведений: исполнителине создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.
При этом следуетподчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров,драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле- ирадиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первыеделают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личнымкачествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигаютхудожественного результата в большей степени с помощью технических средств.
Появление понятия «смежные»,синонимами которого являются такие понятия, как «соседствующие», «примыкающие»,стало своего рода неким правовым компромиссом, благодаря которому, с однойстороны, права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организацийбыли включены в орбиту действия авторского права, а с другой стороны — былаподчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателейсмежных прав.
При этом следует знать,что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовымсистемам: в странах англо-саксонской системы права это понятие вообще неиспользуется.
Со временем назрел вопросо защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведениямузыкальной, литературной, хореографической, драматической или инойаранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное вматериальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешенияисполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать.Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных сиспользованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прависполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактныхэкземпляров произведений и фонограмм.
Учитывая, чтомеждународные конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защитетолько непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке ипринятии новых международных конвенций.
Считается, что заслуга впринятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государствЗападной Европы, где наиболее бурно происходил процесс «заимствования»изделий фонографической, радио- и телевизионной промышленности междупроизводителями — гражданами этих государств.
Наконец, в 1961 году в Риме была принята Конвенцияоб охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм ивещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация не являетсяучастником этой конвенции.
Вначале Римская конвенцияне имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года — 18 мая1964г., однако впоследствии стала одним из основных источников в области охранысмежных прав.
• Основным принципом Римской конвенции, так же, каки конвенций в области авторского права, является принцип национального режима.
В соответствии со ст.2Конвенции, национальный режим означает режим, который предоставляется законодательствомгосударства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям:
— отечественнымартистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, радиотранслированныхили впервые зафиксированных на территории этого государства;
— отечественнымпроизводителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны иливыпущены в свет на территории этого государства;
— отечественнымрадиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этогогосударства, — в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков,расположенных на его территории.
Таким образом, объемзащиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии срассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательствугосударства, где испрашивается защита.
• Римская конвенцияприменяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм ирадиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положенийКонвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта.
• Римская конвенцияпредусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей,производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается,что государства-участники могут заключать между собой различного рода двусторонниесоглашения, наделяя при этом обладателей «смежных прав» болееширокими полномочиями, по сравнению с теми, которые им предоставлены Римскойконвенцией.
• Согласно Римскойконвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задачкоторого является анализ применения и действия Конвенции.
• Минимальный срок охранысмежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемыхс конца года, в котором:
— осуществлено исполнениепроизведения;
— выпущена радиопередача;
— произведена фонограмма.
• Следует отметить, что вРимской конвенции дается автономная квалификация понятий «артисты-исполнители»,«фонограмма», «производитель фонограмм», «публикация»,«воспроизведение», «передача в эфир», «ретрансляция».
Необходимо обратить вниманиена то, что понятия, закрепленные в Конвенции, могут не соответствоватьаналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств.Так, например, под «артистами-исполнителями» в Римской конвенциипонимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играютроль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образомучаствуют в исполнении литературных или художественных произведений.
Как видно из приведенногоперечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласноКонвенции, хотя бесспорно, что эти лица относятся к категории исполнителей.Положения Римской конвенции также не распространяются и на артистов эстрады.
Заключение
Завершитьработу хочется выдержкой из Всемирной декларация по интеллектуальной собственностиот 26 июня 2000 г, где подчеркивается:
«Историческиинтеллектуальная собственность была и остается одним из основных и необходимыхэлементов прогресса и развития всего человечества.
Отсамых первых орудий доисторической эпохи до колеса, китайских счетов, печатноймашины, сирийской астролябии, телескопа, использования электричества, двигателявнутреннего сгорания, пенициллина, компьютера и многих других изобретенийименно изобретательность авторов позволила человечеству достигнуть нынешнегоуровня технического прогресса.
Отсамых ранних ритуалов доисторической эпохи, первой музыки и танцев, похоронныхобрядов, наскальных рисунков, письменного слова, фольклора и театральногопредставления до использования современных технологий, таких, как фонограмма,кинопленка, беспроволочное вещание, программное обеспечение и цифровая запись,человечество идентифицировало себя через посредство культурного творчества иего выражений в виде художественных произведений и исполнений, которые могут бытьописаны в качестве интеллектуальной собственности.
Отпервых меток на глиняных изделиях, которые указывали на авторство и репутациюпервых гончаров Месопотамии, до современных товарных знаков, которые мы знаем внаши дни, включая те указатели деловых предприятий, которые известны в качественазваний доменов в Internet, и те, которые признаны в качестве географическихуказаний, человечество полагалось на системы надежного и точного обозначения.
Отпервых промышленных образцов ткачей и гончаров до промышленных образцовсовременного изготовителя дизайнеры-авторы обогатили и повысили благодаря своейизобретательности качество повседневной жизни всего человечества.
Вобщем целом, и, в частности, в контексте развития, интеллектуальнаясобственность важна для любого плана по обеспечению образования для всех,причем следует упомянуть особо исключительные возможности Internet дляподготовки людских ресурсов».
Интеллектуальнаясобственность также важна для усилий по охране окружающей среды при решениипроблем нехватки продовольствия, воды и энергии и для борьбы с заболеваниями.
Интеллектуальнаясобственность может играть полезную роль в дополнительном финансовомстимулировании ученых и исследовательских институтов, включая университеты, иможет таким образом внести свой вклад в деятельный цикл накопления знаний и обменаими.
Праваинтеллектуальной собственности стимулируют авторов и обеспечивают на равнойоснове доступ пользователей к благам творческой деятельности.
Праваинтеллектуальной собственности являются важной и неотъемлемой частью любыхправовых рамок, которые имеют целью регулировать на справедливой основегражданское поведение авторов и пользователей и, таким образом, обеспечиватьуниверсальную охрану интересов всех.
Праваинтеллектуальной собственности являются ключевым и неотъемлемым инструментом вусилиях по решению основополагающей задачи развития для всех, которая в концедвадцатого века является важнейшей и универсально признанной проблемой, стоящейперед человечеством.Также в контексте развития эффективные системы интеллектуальнойсобственности являются необходимыми элементами привлечения капиталовложений вважнейшие секторы национальной экономики, особенно в развивающихся странах истранах с переходной экономикой.
БИБЛИОГРАФИЯНормативныеакты
1.        Конвенция обохране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства ихфонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)
2.        БернскаяКонвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт,ВОИС, 24 июля 1971 г.)
3.        Всемирная конвенцияоб авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971г.)
4.        Международнаяконвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмми вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) (Документ не ратифицированРоссийской Федерацией.
5.        Договор ВОИС поавторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996г.)
6.        Всемирнаядекларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г.
Учебная литература
7.        Бирюков П.Н.Международное право. М., Юристъ, 1998.
8.        Гражданскоеправо, том 3. Учебник под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого, М., «Проспект»,2000.
9.        ЗвековВ.П. Международное частное право. Курс лекций. Издательство НОРМА. М., 2000.
10.     Международноеправо. Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов НОРМА-ИНФРА, М,1999.
11.     Международноечастное право. Сборник документов. / Сост. К.А.Бекяшев и А.Г.Ходаков. М.: БЕК,1997.
12.     Халфина Р.О.Современный рынок: правила игры. Учебное пособие по торговому и гражданскому правузарубежных стран. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1993.
Приложение1
 
Декларация, относящаяся к статье XVII Всемирной конвенции по авторскомуправу
Государства- члены Международного союза по охране литературных и художественныхпроизведений, являющиеся участниками Всемирной конвенции по авторскому праву,
Желаяукрепить свои взаимоотношения на базе указанного Союза и избежать всякихконфликтов, которые могли бы возникнуть в результате одновременногосуществования Бернской конвенции и Всемирной конвенции,
Принялис общего согласия нижеследующую Декларацию:
а)Произведения, страной происхождения которых, согласно положениям Бернскойконвенции, является страна, вышедшая после 1 января 1951 г. из составаМеждународного союза, образованного этой Конвенцией, не будут пользоваться встранах Бернского союза охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией поавторскому праву.
b) Всемирная конвенция поавторскому праву не подлежит применению в отношениях между странами, связаннымиБернской конвенцией, в том, что касается охраны произведений, странойпроисхождения которых, согласно положениям Бернской конвенции, является одна изстран Международного союза, образованного этой Конвенцией.
Приложение 2
Дополнительный протокол 1 к Всемирной конвенции об авторскомправе, касающийся применения настоящей Конвенции к произведениям лиц безгражданства и беженцев (6 сентября 1952 г.)
Государства- участники настоящего Протокола, являющиеся также участниками Всемирнойконвенции об авторском праве (именуемой далее «Конвенция»), принялиследующие положения:
1.Лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие в государстве — участникенастоящего Протокола, для целей Конвенции приравниваются к гражданам этогогосударства.
2.(а)Подписываемый сторонами настоящий Протокол подлежит ратификации или принятиюили к нему могут присоединиться, применительно положениям статьям VIII Конвенции;
(b)Настоящий Протокол вступит в силу для каждого государства с момента передачи имна хранение документов о ратификации, принятии Протокола или присоединении кнему этого государства или с момента вступления в силу Конвенции по отношению кэтому государству, в зависимости от того, что будет иметь место позднее.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на тоуполномоченные, подписали настоящий Протокол.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.