Реферат по предмету "Государство и право"


Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра гражданского и хозяйственного права
Курсовая работа
на тему: «Личные неимущественные права авторов произведенийнауки, литературы и искусства»
Выполнила
студентка 3 курса
группы ПРМД М.Е. Короткевич
Руководитель Е.Е. Цветкова
Минск 2009

Содержание
Введение
1. Личные права авторов произведений науки, литературы иискусства как объект гражданско-правовой защиты
1.1 Сущность неимущественных прав
1.2 Международная защита прававторов произведений
2. Содержание основных неимущественных прав авторов
2.1 Право авторства
2.2 Право на имя
2.3 Право на защиту репутации
2.4 Право на обнародование
3. Иные неимущественные права
3.1 Право на опубликование
3.2 Право на отзыв произведения
Заключение
Список использованных источников
Введение
 
Человеческий гений являетсяисточником всех
произведений искусства иизобретений. Долг государства -
обеспечить надежную их охрану.
Из надписи на куполе зданияштаб-квартиры Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве.
В современном мире информатизации,инноваций и «мозговых штурмов» представляется примечательным феноменинтеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смыслеабстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовомрегулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспектеимущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чемпривычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественныеправа субъектов интеллектуальной собственности — авторов произведений, — являясьистоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Толькопри их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценноеиспользование имущественных правомочий.
В данной работе рассматривается сущностьличных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства,содержание основных правомочий авторов, а также некоторые иные их моральныеправа, представляется обзор норм международной защиты неимущественных прававторов. Личные неимущественные права имеют определяющее значение для построениявсей системы защиты прав авторов интеллектуальной собственности. Поэтому этиправомочия абсолютны, носят бессрочный характер, являются неотчуждаемыми. Призащите данных прав отсутствуют всякие сроки давности, а также на личные права невозможнообратить взыскание. Объект исследования представлен концепцией личных прав авторовкак комплексной характеристикой правового статуса субъектов интеллектуальнойсобственности. Предметом работы является природа, основные черты и характерныеособенности отдельных моральных прав авторов произведений, кроме того, сущностьфеномена неимущественных прав и их правовое регулирование.
Целью работы является получение ясногокомплексного представления о предмете исследования, а именно, выявлениесущностных характеристик одной из фундаментальных категорий интеллектуальнойсобственности — неимущественных прав авторов, рассмотрение состава отдельных правомочий,указанных в отечественном законодательстве, а также предлагаемых наукой. Дляэтого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть различные признаки неимущественныхправ и выявить суть данного феномена, проанализировать объем международногорегулирования в данной области, проследить эволюцию личных прав авторов вбелорусском законодательстве, прояснить имманентные черты отдельных правомочийавторов.
Всплеск активности научных разработокв области авторских прав и интеллектуальной собственности приходится напоследние годы. Однако и ранее учеными-правоведами предпринимались успешныепопытки осознать значимость явления интеллектуальной собственности, выявитьзакономерности ее развития, проследить структуру авторских правомочий, описатьих сущность и порядок правового регулирования. Исследованиями в данной сферезанимались Э.П. Гаврилов, В.И. Серебровский, М.В. Гордон, а также современныеученые А.П. Сергеев, Ролан Дюма, И.В. Савельева, С.А. Судариков и другие.
1. Личные права авторов произведений науки,литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты1.1 Сущность неимущественных прав
Понятие «интеллектуальнаясобственность» является абсолютно новым не только для Республики Беларусь,но и для всех стран, возникших после развала СССР. Это понятие не было принятов национальном законодательстве бывшего Союза и, соответственно, не учитывалосьна практике. Поэтому любая попытка осмыслить его уже шаг вперед.
Любая собственность, в том числеи интеллектуальная, развивается по свойственным ей законам [16, с.18]. Собственностьвсегда свято защищали все цивилизации, но это была собственность материальная: земля,транспорт, техническое оборудование, здания, сооружения и т.д. Сегодняматериальной силой, защищаемой правом, стал сам интеллект человека, которыйгенерирует огромный поток информации, постоянно ее перерабатывает, впитывает,анализирует, обобщает и в результате выходит на самые неожиданные предложения иидеи.
Перевести сейчас этот вопрос вплоскость практики для нас, постсоциалистических стран, очень сложно. Кромегосударства, этого единственного конкретно заинтересованного собственника,никаких других собственников не было. Таким образом, обеспечивалось полноеправо государства на использование, распоряжение и присвоение результатовфизической и интеллектуальной деятельности [16, с.18-19]. Согласно современнойтеории и действующему законодательству авторское право относится к числуисключительных прав. Это значит, что автору или иному обладателюисключительного права на произведение науки, литературы или искусствапринадлежит монопольное право использовать это произведение любым иликаким-либо определенным способом [1, с.51].
Интеллектуальная собственностьочень тонкая материя. По мере развития научно-технического прогресса, науки,инноваций, законодательной базы, рыночной конъюнктуры, содержание ее постоянноменяется. Значит, сам институт интеллектуальной собственности надо восприниматькак сложную, постоянно пополняемую систему правовых норм, правил, традиций,находящихся в динамике [16, с. 19].
Важной категорией в сфереинтеллектуальной собственности является концепция прав авторов произведенийнауки, литературы и искусства. В международной и зарубежной практике праваавторов делятся на моральные и имущественные. Моральное право имеетвнеимущественный характер и, будучи таковым, входит в более широкую категориютак называемых личных прав [17, с. 190]. В современной белорусской правовойсистеме также сохранена идея дуалистичности прав, разграничения их на личные (моральные)и имущественные. Однако, при условии сохранения сущности, используется болеепривычная лексика: неимущественные (личные) и имущественные права. Такое положениевещей имело место не всегда, в различные периоды истории отечественного права концепцияправ авторов обладала спецификой.
В русской дореволюционнойюридической литературе авторское право рассматривалось как толькоимущественное, но не личное. Считалось, что «исключительное право… несвязано с вопросом об авторстве духовного продукта и очень легко отрывается отличности того человека, духовному творчеству которого обязан своимсуществованием объект права. Авторское право в руках издателя… оставляетличность творца совершенно в стороне» [1, с.51].
В конце XIXв. сложилась дуалистическая концепция авторского права, согласно которой авторув отношении его произведения принадлежат две группы прав различной природы: моральныеи имущественные. Позже эта концепция была принята законодателями большинствагосударств для разработки национальных законов об авторском праве [1, с.52]. Однакомногие авторы считали, что между личными и имущественными авторскимиправомочиями нельзя провести резкую грань: они почти неразрывно связаны друг сдругом [22, с.374].
Поскольку в условиях социализмаединственным законным способом извлечения имущественной выгоды от использованияпроизведения считалось получение авторского вознаграждения (гонорара), вюридической литературе часто высказывалось мнение, что именно это единственноеправо относится к числу имущественных. Все остальные права: право авторства,право на имя, на неприкосновенность произведения, право на опубликование, воспроизведениеи распространение произведения — относились к числу личных неимущественных [14,с.62-65].
В число личных неимущественныхпредлагалось включать и иные права: право на помощь автору со стороныиздательства и право на регистрацию произведения, устанавливающую дату еговыхода в свет [1, с.53]; право на депонирование рукописи, право на перевод иправо на посвящение произведения [11, с.28-29]. В качестве самостоятельногоавторского правомочия выделялось и возникшее с появлением новых техническихсредств «право автора определять аудиторию, которой доступен однократныйакт воспроизведения, подобно тому как эта же аудитория могла охватыватьсяраньше лишь несколькими актами воспроизведения» [8, с.129].
Значительная часть ученыхотносила к личным неимущественным правам следующие: авторства, на авторскоеимя, на неприкосновенность произведения и на опубликование (выпуск в свет), аправо на вознаграждение, а также на воспроизведение и распространениепроизведения и некоторые иные правомочия — к имущественным [6, с.12].
Таким образом, сегодня ст.14Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от16 мая 1996 г. относит к личным неимущественным правам:
право признаваться авторомпроизведения (право авторства);
право использовать или разрешатьиспользовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или безобозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право на защиту произведения,включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способногонанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);
право обнародовать или разрешатьобнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) [15, ст.14].
Данные права охраняютсябессрочно и защищаются независимо от истечения срока исковой давности [10, c.504]. То есть, личные неимущественные права авторовпроизведений науки, литературы и искусства обладают существеннымиспецифическими чертами, и представляется возможным выделить ряд их признаков: бессрочныйхарактер, неотчуждаемость, отсутствие срока давности, невозможность обращениявзыскания на моральное право [17, с. 190-192].
Итак, неимущественные праваавторов произведений являются исключительными монопольными правомочиямисобственника. Развитие этих прав в нашей стране обладало особенностями,связанными с характерными чертами системы права. Сегодня дуалистическаяконцепция авторского права различает личные неимущественные и имущественныеправа. Неимущественные права именуются в международных документах (например,Бернской конвенции) моральными правами. В соответствии с существующимзаконодательством основными правомочиями авторов произведений считаются правана авторство, имя, защиту репутации и обнародование.1.2 Международная защита прав авторов произведений
Как известно, международныенормы авторского права и смежных прав развивались в связи с важнейшимитехнологическими достижениями, поскольку во всех случаях они на первом этапевсегда наносили ущерб правообладателям. В ответ на технологические вызовывносились изменения и дополнения в действующие международные конвенции,разрабатывались и принимались новые международные соглашения и договоры. Такбыло с Бернской и Римской конвенцией, Соглашением о торговых аспектах прав наинтеллектуальную собственность (ТРИПС) Всемирной торговой организации (ВТО),Договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) поавторскому праву и по исполнениям и фонограммам [2, с.4].
Статьей 6bisБернской конвенции провозглашена охрана неимущественных прав автора:
независимо от имущественных прававтора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своегоавторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иномуизменению этого произведения, а также любому другому посягательству напроизведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;
права, признанные за автором наосновании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти, по крайнеймере, до прекращения имущественных прав и осуществления лицами и/илиучреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которойистребуется охрана [13, c.134].
Соглашение ТРИПС о торговыхаспектах прав на интеллектуальную собственность, Договор ВОИС по авторскомуправу и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам являются самыми совершеннымимеждународными нормами в области авторского права и смежных прав, и именно онирегулируют правоотношения в области авторского права и смежных прав в эруглобальной информационной инфраструктуры. Эти международные акты являютсяосновой для модернизации национального законодательства [2, с.4].
Законодательство многих странрегулирует вопрос о неимущественных правах в точном соответствии со статьей 6bis Бернской конвенции. Общимдля всех становится положение о том, что автор произведения получает всенеимущественные права на него, и эти права являются неотъемлемыми, т.е. они немогут быть переданы или отторгнуты [13, c.134].
Модернизация законодательства вобласти авторского права и смежных прав началась в Республике Беларусь в связис тем, что республика выразила твердое намерение стать членом ВТО, т.е. выполнятьи требования Соглашения ТРИПС. Кроме того, в декабре 1997 года РеспубликаБеларусь стала не только членом Бернского Союза по охране литературных ихудожественных произведений, но и подписала Договор ВОИС по авторскому праву иДоговор ВОИС по исполнениям и фонограммам [2, с.5]. Соглашение ТРИПС требует отстран-участниц соблюдения принципов Бернской конвенции, регулирующихнеимущественные права, как условия для членства в ВТО [13, c.134].
Одной из особенностейпостсоветского периода развития стран СНГ, в том числе и Беларуси, являетсяпродолжающееся нарушение прав авторов произведений науки, литературы иискусства, исполнителей и производителей фонограмм. Более того, несмотря намногочисленные декларации о защите прав человека, защите его интеллектуальнойсобственности, в настоящее время уровень нарушений прав авторов, исполнителей,производителей фонограмм не только не уменьшился, но значительным образомвозрос. Если в Советском Союзе, несмотря на его присоединение в 1973 году кВсемирной конвенции об авторском праве, основным нарушителем прав человека наинтеллектуальную собственность являлось государство с его доктриной вторичностиличности, то настоящий этап нарушений прав на интеллектуальную собственностьхарактеризуется повсеместным незаконным использованием объектовинтеллектуальной собственности [2, с.7].
В некоторых странах существуетвесьма узкий подход к вопросу о неимущественных правах. Типичным примером могутпослужить США, где подлежащий охране объем этих прав очень ограничен и гдедействует положение о том, что, хотя правообладатели неимущественных прав немогут их передавать, они вполне могут на совершенно законных основанияхсогласиться их не отстаивать [13, c.134].
В настоящее время отношениямежду обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности и еепользователями имеют особую важность. Во многих странах мира сложиласькомплексная отрасль общественного производства — индустрия авторского права исмежных прав. Эта индустрия дает очень крупный вклад в валовой национальныйпродукт [2, с.7].
Исключительно важно для защитыавторских и смежных прав государственное понимание необходимости эффективнойсистемы защиты правообладателей, которая дает государству не толькозначительные экономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулируетразвитие национальной культуры, развивает уважение к законам, переориентируетобщество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряетсоздателей произведении во всех видах деятельности, предотвращает «утечкумозгов и осушение культуры» [2, с.8].
В последние годы ускорилосьвступление в Бернский Союз новых членов. После столетия Бернской конвенции вБернский союз вступило около 40 государств, что составляет почти треть егосегодняшнего состава [9, с. 207]. Одна из причин этого — понимание того, чтоохрана авторского права является ключевой частью новой глобальной торговойсистемы. Бурное развитие международной торговли товарами и услугами привело кпониманию, что в интересах всех стран обеспечить права на интеллектуальнуюсобственность для получения преимуществ в международной торговле. ВыполнениеСоглашения ТРИПС, включающего важнейшие положения Бернской конвенции, являетсянеобходимым условием вступления страны во Всемирную торговую организацию иобязательством эффективно охранять интеллектуальную собственность [13, с.223].
Основное преимущество отприсоединения страны к Бернской конвенции для авторов этой страны заключаете втом, что их произведения становятся охраняемыми во всех странах, которыеявляются членами этой Конвенции. В результате национальные авторы смогутулучшить свое материальное положение не только от расширения рынка своихпроизведений, но и сокращения несанкционированного использования своихпроизведений в других странах [2, с. 20].
Вне Бернского союза и безэффективной системы защиты авторских прав как на национальные, так и назарубежные произведения, страна может оказаться вне глобальной информационнойинфраструктуры и не иметь доступа к информационным ресурсам, потребность вкоторых становится условием экономического и культурного выживания в XXIстолетии [2, с.21]. Другими словами, членство в Бернском Союзе оказываетсяодним из условий экономической безопасности любого государства.
Таким образом, в современноммире существует уникальный вид собственности — интеллектуальная собственность,требующая особой принципиально новой защиты. Эта защита представляется наиболееэффективной лишь в случае, если она будет охватывать не национальныезаконодательства, а предлагать унифицированные требования в масштабе всего мира.Охрана прав авторов в достаточно полной мере декларируется международнымиконвенциями и договорами, первостепенной задачей остается лишь обеспечение ееимплементации в общемировую практику.
2. Содержание основных неимущественных прав авторов2.1 Право авторства
Правомочие, определяемое какправо авторства [15, ст.14], заключается в праве признаваться авторомпроизведения и исключает признание авторства других лиц на это же произведение.Право авторства — одно из главных прав, возникающих у автора, создававшегопроизведение [10, с.503].
Выделение права авторства какособого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализациирезультатов творческого труда и общественного признания связи этих результатовс деятельностью конкретных авторов [20, с.129].
Право авторства возникает всвязи с созданием произведения и может осуществляться только автором. Оно неотчуждается и не передается ни по одному основанию. От данного права нельзя отказаться.Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских прав. И этоне случайно, ибо все остальные права на произведение, как неимущественные, таки имущественные, предоставляются автору вследствие признания его авторомданного произведения [10, с.503].
То есть, право на авторствообладает следующими характеристиками:
оно может осуществляться толькоавтором;
оно неотчуждаемо от личностиавтора;
от права авторства нельзяотказаться;
право авторства являетсяабсолютным и прекращается в связи со смертью автора. В дальнейшем оносуществует только как факт, с которым все должны считаться [12, с.34].
Право авторства обычноопределяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться авторомпроизведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного фактаот других лиц [13, c.136].
Развивая содержание и смыслосновных черт права авторства, стоит отметить, что:
оно неотделимо от личностиавтора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзяотказаться;
оно является правом абсолютным,так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться отнарушения данного правомочия;
оно действует в течение всейжизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует какюридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторствопризнается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъектаправа больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;
наконец, следует указать на то,что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так какостальные права производны от него [13, c.136].
Итак, право авторства — первичное правомочие авторов произведений науки, литературы и искусства. Толькопри его наличии и на основании данного права можно говорить о правах автора наимя, репутацию и других. Это — привилегия автора, отказ от которой невозможен,имеющая абсолютный характер и прекращающаяся лишь смертью автора, неотделимаяот его личности и осуществляемая исключительно самим автором.2.2 Право на имя
Некоторые права, предоставляемыеавторам, носят настолько ярко выраженный личностный характер, что трудно себепредставить, чтобы автор мог уступить пользование ими третьему лицу путемзаключения договора. Такое положение относится к личным правам автора ипредназначается для защиты личности автора в том виде, в котором она находитсвое выражение в его произведении, и закон вполне обоснованно запрещает егоуступку по договору [17, с.189].
С правом авторства тесно связаноправо на авторское имя. Избирая один из способов обозначения своего авторства,автор реализует право на имя. Он также имеет право требовать указания своегоимени каждый раз при создании, публичном исполнении, передаче произведения вэфир, цитировании и ином использовании произведения [13, c.136].
Право на имя [15, ст.14] позволяетавтору использовать или разрешать использовать произведение под своим именем. Однакораскрывать свое авторство на произведение он не обязан. Автор можетпредпочесть, чтобы его произведение было использовано под псевдонимом или безобозначения имени, и пользователь обязан уважать его выбор. Если же лицо,использующее произведение, раскроет имя автора без его согласия, то тем самымоно совершит противоправное действие, нарушающее право автора на имя [10, c.503].
От использования произведениябез указания имени отличается гетероним — автор пишет для другого лица, которыйвыпускает в свет произведение от своего имени, фактически при этом между нимизаключается договор. Однако, поскольку законодательство закрепляет принципнеотчуждаемости личных неимущественных прав, такой договор является ничтожным,и истинный автор, совершенно законно, может объявить о своём авторстве ивоспользоваться своими неимущественными правами. В отсутствии же договора имеетместо незаконное присвоение авторства — плагиат. Принуждение к соавторствутакже является нарушением авторских прав [12, с.35].
Нарушением права на имя будетпризнано и искажение имени или фамилии автора при использовании произведения. Использованиев произведении цитат без указания источника цитируемого текста такжерассматривается как нарушение права на имя.
Проявлением права на имяявляется установленный соавторами порядок указания их имен при использованиипроизведения. По соглашению между соавторам произведение может бытьиспользовано под именем одного или нескольких из них [10, c.503-504].
Издатель обязан указать имя ифамилию автора, если он того требует. Если автор выбирает псевдоним, тоиздатель обязан уважать его выбор. Раскрывая вопреки воле автора его подлиннуюфамилию при опубликовании под псевдонимом одного из произведений автора,издатель совершает виновное действие и посягает на моральное правозаинтересованного лица. Издательский договор не может продолжать действоватьпосле подобного нарушения, так как утеряно доверие, которое присуще самомухарактеру этого договора.
Автор имеет право подписать илине подписать произведение. Иногда он предпочитает не подписывать его по самымразличным причинам [17, c.213]. Таким образом, право наавторское имя тесно связано с правомочием авторства. Данная категория включаетв себя права авторов произведений использовать собственное имя, псевдоним иливоздержаться от упоминания своего имени (представить произведение анонимно). Искажениеимени или фамилии, использование цитат без обозначения автора считаютсянарушением данного личного права авторов. Все способы обозначения авторстваобязательны к применению в строгом соответствии с волей автора.2.3 Право на защиту репутации
Содержание права на защитурепутации [15, ст.14] заключается в противодействии любому извращению,искажению или иному изменению произведения, а также любому другомупосягательству, способному нанести ущерб чести или репутации автора [10, c.504].
Право на защиту репутации авторав ранее действовавшем законодательстве именовалось правом на неприкосновенностьпроизведения. Новое его название определено с учетом положений Бернскойконвенции (статьи 6bis), где указано, что независимо отимущественных авторских прав и даже после уступки этих прав сохраняется правотребовать признания своего авторства на произведение и противодействоватьвсякой деформации, искажению или иному изменению этого произведения, а такжелюбому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб честиили репутации автора [1, c.56]. Новое название — «право на защитурепутации автора» — на первый взгляд звучит непривычно и непонятно, однакоболее точно отражает суть рассматриваемого права. Кроме того, оно совпадает снаименованием, которое используется не только в Бернской конвенции, но и взаконодательстве многих западноевропейских стран [13, c.136].
Основное значение права нанеприкосновенность — определить тот вид, в котором произведение доводится доопределенного круга лиц [18, с.33].
При издании, публичномисполнении или ином использовании произведения внесение каких бы то ни былоизменений как в само произведение, так и в его название и в обозначение имениавтора допускается только с согласия автора [10, c.504].
Воспрещается также без согласияавтора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями,послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями [20, с.138].
Вместе с тем, в юридическойлитературе указывалось, что право автора на неприкосновенность произведенияимеет не только запретительный характер. Это право означает также, что лишь самавтор вправе решить вопрос о зрелости своего произведения, а значит ему одномудолжно принадлежать и право вносить изменения и дополнения в произведение,подвергать его переработке [21, с.130].
Содержание права на защитурепутации автора обусловливает автору возможность обнародовать и использоватьсвое произведение в том виде и в той форме, которые он считает необходимыми.
Законодатель обеспечивает правоавтора на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства,способного нанести ущерб чести и достоинству автора. В частности, этопредполагает запрет без согласия автора сокращать объем произведения, нарушатьего целостность, вносить иные изменения [9, с.71].
При соавторстве все изменения,дополнения должны быть согласованы с каждым из соавторов. При возражении одногоиз них о внесении дополнений, изменений произведение не может быть опубликовано.Все эти и иные меры позволяют обеспечить сохранение творческой индивидуальностиавтора (авторов), выраженной в конкретном произведении [9, с.71].
Итак, право на защиту репутациипризвано обеспечить охрану чести и достоинства авторов. Оно предполагает запретна привнесение каких бы то ни было изменений в само произведение, его название,обозначение имени автора. Кроме того, возбраняется дополнять произведениепредисловиями, послесловиями, иллюстрациями, комментариями; изменять объем,структуру, нарушать целостность произведения. В основе этого правомочия лежит безусловноеправо автора лично определять степень зрелости своего творения.2.4 Право на обнародование
К числу личных неимущественныхправ относится право на обнародование [15, ст.14]. Произведение считаетсяобнародованным, если оно с согласия автора опубликовано, публично исполнено,публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо инымспособом впервые доведено до всеобщего сведения [10, с.504]. Сущность права наобнародование заключается в юридически обеспеченной возможности автора публичноогласить свое произведение [20, с.145].
Помимо категории «право наобнародование» используется также понятие «выпуск в свет». Вюридической литературе отмечалось, что «содержание права на выпускпроизведения в свет сводится к праву автора решить вопрос о достаточнойзрелости своего произведения и о передаче его обществу для ознакомления иоценки. Решающим фактором для признания произведения выпущенным в свет должнаявляться воля автора ознакомить общество со своим произведением» [21, с.119-120].То есть право на выпуск в свет и обнародование представляются тождественными.
Обнародование произведения несводится лишь к конкретным действиям, направленным на обеспечение всеобщегодоступа к произведению. Оно включает в себя волеизъявление автора. Безразрешения автора его произведение не может быть выпущено в свет [10, с.505].
М.В. Гордон полагал, что правона обнародование произведения не прекращает своего существования и после того,как это произведение уже обнародовано [5, с.123]. Это положение былоподвергнуто критике в юридической литературе [4, с.146]. После обнародованияпроизведение приобретает иной правовой режим: с момента обнародованияпроизведения начинают действовать предусмотренные законом ограничения имущественныхправ автора.
Не требуется, чтобы произведениебыло непременно доведено до сведения третьих лиц. Достаточно, чтобы эти лицаимели реальную возможность ознакомиться с произведением [1, с.59].
Однако сообщение произведения определенномукругу лиц (например, драматург зачитал пьесу коллективу театра, поэт прочиталсвое новое стихотворение в лекции) не считается обнародованием произведения. Несчитается обнародованием произведения информация о произведении с изложениемего содержания [10, с.504].
Право на обнародование можетбыть реализовано не только автором произведения, но и его наследниками. Ученыене имеют единого мнения по вопросу о природе права наследников на обнародованиепроизведения [1, с.59].
В.А. Чертков указывал, что«правомочия наследников личных авторских прав — категория авторского, а ненаследственного права с его имущественной основой, пределами и срокомответственности» [23, с.120].
Ссылаясь на М.В. Гордона, И.В. Савельевауказывала, что право наследников на выпуск в свет не опубликованногопроизведения не следует считать авторским, т.к оно имеет иную природу,назначение и объем, и предлагала решение вопроса об опубликовании произведенияпосле смерти автора предоставить лицу, специально выбранному автором при назначенииисполнителя завещания, и лишь при его отсутствии — наследникам автора [19, с.82].
Принудить автора обнародоватьсозданное им произведение или дать разрешение на его обнародование не можетникто. Это правило относится и к нанимателям, и к лицам, заключившим с авторомдоговор заказа на создание произведения. Отказ автора разрешить обнародованиеслужебного или заказанного произведения может служить основанием дляпривлечения его к ответственности по правилам трудового законодательства или занарушение условий договора, однако заставить автора разрешить использованиепроизведения невозможно [1, c.60].
Таким образом, право наобнародование представляет собой возможность автора опубликовать, публичнопоказать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению иликаким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. Стоит заметить,что при этом круг лиц, до которых доводится произведение, обязательно долженбыть неограниченным, то есть заранее не определенным. Обнародованиепроизведения также может именоваться выпуском его в свет. Сущность данногоправа раскрывается как юридически обеспеченная способность автора публичноогласить объект его интеллектуальной собственности. Обнародование возможноисключительно при условии соответствующего волеизъявления автора (или егонаследников) и его разрешения. Выпуск произведения в свет возможен толькоединственный раз, после оно приобретает иной правовой статус. Никакоепринуждение к согласию на обнародование не допускается, даже если автор состоитв отношениях подчинения с лицом, желающим обнародовать произведение. В такомслучае будет иметь место ответственность, связанная с субординацией, однакопринуждение недопустимо ни при каких обстоятельствах.
3. Иные неимущественные права3.1 Право на опубликование
Право на выпуск в свет являетсяодним из правомочий морального права автора, поскольку это право относится кего личным правам. Лишь тот, кто создает произведение, имеет право выпустить егов свет. Но данное право связано с имущественными правами, посколькуопубликовать произведение — значит сделать его доступным путем воспроизведенияи публичного представления.
В определении термина «опубликование»отсутствует слово «впервые» следовательно, это право не выражаетвозможность автора впервые делать произведение доступным для всеобщего сведения[1, с.61]. В юридической литературе было высказано мнение, что в отношенииавторского права опубликование является частным случаем обнародования, а слово«впервые» должно применяться и при толковании термина «опубликование»[3, с.17].
Более точно изложил сущностьправа на опубликование А.П. Сергеев. Этот ученый считает, что основноесодержание права на опубликование «состоит в самостоятельном решении авторомвопроса о выпуске в обращение экземпляров произведения» [20, с.149].
Если способ использованиякакого-либо произведения подразумевает, что право на выпуск в свет можетпринадлежать лишь лицу, использующему чужое произведение, то тогда следуетпризнать, что создатель творческого произведения не выступает в качествеавтора, поскольку авторство в данном случае, если нет доказательства обратного,принадлежит лицу, которое публикует произведение [17, c.193].
В связи с созданием какобнародованного, так и не обнародованного творческого произведения автор (имеютсяв виду не только авторы оригиналов произведений, но и производных и составныхпроизведений) приобретает определенные личные права неимущественного иимущественного характера. Международным и национальным законодательствомуказанные права признаются исключительными, поскольку только у автора или егоправопреемника имеются особые полномочия по использованию произведения [9, с.69].Право на опубликование post mortem. После смерти автора право на опубликованиеего произведений принадлежит исполнителю или исполнителям завещания,назначенным автором; в случае отсутствия таких исполнителей или после их смертиправом на опубликование после смерти автора пользуются в следующем порядке,если иное не установлено автором: родственники по нисходящей линии; пережившийсупруг, если нет вступившего в силу судебного решения относительно раздельногоимущества супругов и если он не вступил а новый брак; наследники по закону,помимо указанных родственников по нисходящей линии, которые получают наследствоцеликом или его часть; универсальные легатарии или одаряемые всей совокупностьюбудущего имущества [17, с. 194-196]. Право на опубликование относится к числуличных неимущественных прав автора, в то же время это правомочиенепосредственно связано с изготовлением определенного количества экземпляровпроизведения, поэтому в этом правомочии в значительной степени представленыимущественные интересы [1, с.61]. Так, право на опубликование произведениянауки, литературы и искусства представляется весьма своеобразным ипротиворечивым правомочием. Во-первых, оно тесно связано, а в некоторых случаяхи сливается с правом на обнародование. Однако, в отличие от права наобнародование, при опубликовании имеет место некоторое количество копийпроизведения. Во-вторых, опубликование носит определенный имущественный оттенок.Но все же его нельзя отнести в полной мере к имущественным правам, так какопубликование не может иметь систематический характер (к нему применимоопределение «впервые»), а, следовательно, приносить перманентные имущественныевыгоды.
3.2 Право на отзыв произведения
Среди элементов морального праваавтора присутствует право на изъятие произведения или на выкуп, котороевыделяется своим исключительным характером [17, с.213].
Право на отзыв тесно связано справом на обнародование. В случае его реализации произведению возвращается егопервоначальный статус необнародованного. В связи с принятием решения отказатьсяот обнародования произведения автор должен возместить пользователю причиненныетаким решением убытки, включая упущенную выгоду [15, ст.14]. Право на отзыв неможет быть реализовано в отношении обнародованного произведения, которое быловоплощено на материальном носителе (например, произведение живописи) иреализовано пользователю по договору купли-продажи [1, с.60].
Действительно, разрешая авторуизъять произведение или вносить в него изменения, закон ставит под сомнениеправа его контрагента. Несомненно, осуществление этого права строго регламентировано,однако это не мешает тому, что применение закона позволяет автору посягать направо собственности приобретателя произведения [17, с.213].
Закон предоставляет авторувозможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведениялибо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действияпо его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзывепроизведения. В качестве единственного условия реализации данного права законустанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков,включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения такжеизымаются из обращения за счет самого автора [13, c.137].
Автор имеет полную свободудействий, когда произведение кажется ему недостойным его кисти, но послепередачи произведения он теряет право на изъятие. Осуществление этого правадолжно обеспечить уважение того, что автор уже уступил произведение третьимлицам. Надо также подчеркнуть, что, если продукт художественного творчествавоплотился в материальный предмет, собственником которого стало третье лицо, тоавтор не может ничего предпринять в отношении этого предмета под предлогом, чтотворческий труд, который он в него вложил, не соответствует больше егопониманию искусства. Неделимость материального предмета и художественноготворчества, благодаря которому он существует, остается в данном случаеабсолютной [17, с.217].
Причины, по которым автораннулирует свое согласие на обнародование произведения или отзывает ужеобнародованное произведение, могут быть самыми разными: это может бытьтрансформация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешнихобстоятельств и т.д., но закон не требует от автора обосновывать уважительностьпричин отзыва произведения. Последствием реализации права на отзыв являетсясохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (дляуже обнародованного произведения) правового режима необнародованногопроизведения. Произведение может быть вновь доведено до сведения публики толькосамим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятияиз сферы авторского права и т.п. [13, c.137]. Такимобразом, право на отзыв (иногда — выкуп) произведения автором вытекает изправомочия обнародования. В этом случае, в отличие от других прав,законодателем предусмотрено ограничение — автор должен возместить пользователюпричиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду, а также публичнооповестить об отзыве. В такой ситуации автор управомочен изъять за свой счет изгражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения. В последствиипроизведение изменяет свой правовой статус и приобретает все признакинеобнародованного.
Заключение
В настоящее время мы живем впостиндустриальном, информационном мире. И этот переход в новую эпоху означает появлениенеизвестных раннее принципов, подходов, а главное — ценностей общества. Источникомвсех открытий, изобретений, шедевров искусства является человеческий разум. Этоуникальный инструмент, принадлежащий человеку и подчеркивающий егоисключительную роль в мире. Интеллект человека всегда был двигателемпрогрессивного развития. Но только в современную эпоху он стал товаром: своеобразным,весьма ценным и в то же время наиболее деликатным. Поэтому крайне важнымпредставляется обеспечение всесторонней защиты интеллектуальной собственности,а именно — ее «генераторов», талантливых авторов, вдохновленныххудожников, смелых ученых. Безусловно, во многих случаях более важной видитсяохрана не столько имущественных, сколько именно моральных прав. Ведь люди наукии искусства чаще, чем простые обыватели работают от души, бескорыстно, «заидею». Поэтому разработанная система защиты личных прав авторов призванаобеспечить спокойствие, признание и справедливое отношение к моральнымправомочиям создателей произведений науки, литературы и искусства.
Представленная работа позволиладетально рассмотреть фундаментальные теоретические аспекты личныхнеимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства,проследить динамику их законодательного регулирования, основы международнойзащиты личных прав. Кроме того, исследование помогло обозначить принципиальныечерты некоторых конкретных правомочий, как прямо, так и косвенно обеспечивающихсянашим законодательством.
В ходе исследования быловыявлено:
1) Неимущественные права авторовпроизведений — фундаментальная основа правового статуса собственника. В нашейстране регулирование данной категории прав имело специфические черты, что былообусловлено существовавшей системой права. Сегодня дуалистическая концепцияавторского права различает личные неимущественные (или моральные) иимущественные права. В соответствии с существующим законодательством основнымиправомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защитурепутации и обнародование.
2) Охрана авторских прав и, вчастности, неимущественных правомочий представляется наиболее актуальной вобщемировом диапазоне. Это обусловлено зачастую межнациональной ценностьюпроизведений науки, литературы и искусства. Сегодня различные международныеакты утверждают широкий круг полномочий и серьезную защиту создателейпроизведений. Но сферой, в которой все еще необходима значительная работа,является проведение в жизнь правовых положений и обеспечение их целостногоприменения в масштабах всего мира.
3) Право авторства есть абсолютноеосновополагающее правомочие создателей произведений. Оно означает правосчитаться автором произведения, и потому неотделимо от личности автора, можетосуществляться им только лично, недопустим отказ от данного правомочия. Правона имя тесно связано с правомочием авторства. Пользуясь этим правом, создательпроизведения может указать свое имя, псевдоним, либо не указывать имени припредставлении произведения по своему усмотрению.
4) Право на защиту репутации обеспечиваетохрану чести и достоинства авторов. Оно предполагает запрет на привнесениекаких бы то ни было изменений в само произведение, его название, обозначениеимени автора. Право на обнародование означает возможность автора опубликовать,публично показать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению иликаким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. При этом авторлично решает вопрос о зрелости своего произведения и способе его выпуска в свет.
5) Право на опубликованиепроизведения носит некоторые черты имущественных прав и тесно соотносится справомочием обнародования. Однако его особенностью является то, что оновозможно единожды (если не имеет место отзыв) и предусматривает выпускнекоторого количества копий произведения. Также автор имеет право отозвать своепроизведение с обязанностью возместить убытки. В таком случае произведениеснова приобретает правовой статус необнародованного.
В нашей республике с 1996 годасуществует закон, регулирующий авторские права. Стоит заметить, что белорусскоезаконодательство использует расширительный принцип толкования в отношении прававторов произведений. Так, Бернской конвенцией провозглашается лишь два правомочиясоздателей произведений: право авторства и защиты репутации. В отечественной системеправа реализован значительно больший круг данных правомочий. Однако современнаяэпоха создает все больше трудностей в сфере имплементации норм, касающихсяавторского права. Использование информационных технологий, ресурсов Интернет,значительно упрощая и разнообразя нашу жизнь, создают серьезнейшие преграды дляобеспечения прав авторов. Ярким примером может служить незаконное размещение вглобальной сети еще не законченной пятой книги Стефани Майер о молодом вампиреи его возлюбленной «Солнце полуночи». После этого автор, оскорбленнаятаким неуважением ее прав, вообще отказалась продолжать серию романов «Сумеречнойсаги». Таким образом, можно сделать вывод, что среда существования авторскихправ является весьма динамичной, поэтому необходимо тонкое реагирование наизменения и перманентное совершенствование системы охраны в первую очередь,личных, а также имущественных прав.
Структурный анализрассматриваемой темы привел к выводу о том, что разработка и углубленное изучениепредставленных вопросов имеет существенное практическое значение и необходимодля совершенствования правового регулирования в области авторского права.
Список использованных источников
1.        Авторское право и смежные права / Автор аналитического текста исоставитель И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. — Мн.: Амалфея, 1999. — 448 с.
2.        Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры исоглашения: Сборник материалов / Под ред. С.А. Сударикова. — Мн.: Пейто, 1998. — 272 с.
3.        Гаврилов Э.П. Комментарий к закону Российской Федерации «Обавторском праве и смежных правах». — М.: Спарк: Правовая культура, 1996. — 224 с.
4.        Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденцииразвития / Отв. ред. В.А. Рассудовский. Академия наук СССР. Институтгосударства и права. — М.: Наука, 1984. — 222 с.
5.        Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Юридическая литература,1955. — 232 с.
6.        Городецкий Б.Н. Правовое положение писателей и композиторов позаконодательству СССР и РСФСР: Справочник / Московский профессиональный комитетдраматургов. — М., 1946. — 168 с.
7.        Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7декабря 1998 г., № 218-З: Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: ОдобренСоветом Республики 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 июля2006 г. — Минск: Тонпик, 2006. — 530 с.
8.        Дозорцев В.А. Авторские правомочия. Проблемы современного авторскогоправа // Межвуз. сборник науч. трудов. — Сведловск: Изд-во УрГУ, 1980. — С.124-143.
9.        Домашняя юридическая энциклопедия. Интеллектуальная собственность. — М.:Олимп; ООО «Фирма „Издательство ACT“, 1998. — 608 с.
10.     Интеллектуальная собственность (в 2 томах). Т.1. Авторское право исмежные права / Сост. и коммент. И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. — Мн.: Амалфея,1997. — 560 с.
11.     Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. — Свердловск: Изд-воСвердл. юрид. инст-та, 1982. — 184 с.
12.     Кудаков А.Д. Ценные мысли: Инновации и интеллектуальная собственностьдля физиков и других неюристов. — М.: Ленанд, 2007. — 248 с.
13.     Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. / Перевод санглийского Л.А. Нежинской. — М.: Юристъ, 2000. — 400 с.
14.     Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы иискусства. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. — 135 с.
15.     Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь, 16 мая1996 г. № 370-XIII: в ред. Закона от 14 июля 2008 г. №396-З // Консультант Плюс: Беларусь.
16.     Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы еекоммерциализации. — Мн.: Амалфея, 2003. — 128 с.
17.     Ролан Дюма. Литературная и художественная собственность. — М.: Международныеотношения, 1993. — 380 с.
18.     Савельева И.В. Право автора на изменение формы произведения // ВестникМоск. ун-та. Сер.11. Право. 1983. №1. С.30-37.
19.     Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в областихудожественного творчества. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 189 с.
20.     Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб.: Изд-во С. — Петербург. ун-та,1994. — 312 с.
21.     Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во АНСССР, 1956. — 283 с.
22.     Спасович В.Д. Вопрос о так называемой литературной собственности. Сочинения.Т.3. — СПб.: Книжный магазин Бр. Рымович, 1890. — 544 с.
23.     Чертков В.Л. Наследование авторских прав // Советское государство иправо. 1970. № 11. С.120-123.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика сырьевой зоны сырья
Реферат Индукция и аналогия
Реферат 2. Аналіз організаційної структури рфб «Аваль»
Реферат Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
Реферат «численные методы» Направления: 654600 Информатика и вычислительная техника
Реферат Puritans
Реферат Первісне суспільство економічна основа, організація влади та норми поведінки
Реферат Предпринимательство бизнес как одна из форм хозяйственной деятельности в условиях рынка
Реферат Pop Culture Essay Research Paper Pop CultureFor
Реферат Эпоха правления Никиты Сергеевича Хрущева
Реферат 1. Приватизировать государственное имущество казны Республики Марий Эл: помещение, назначение нежилое, общая площадь 49 кв
Реферат Взаєморозуміння в Європі через культуру, освіту та спорт
Реферат Mark Twain Essay Research Paper It is
Реферат Владимиро-Суздальское княжество
Реферат Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим