Реферат по предмету "Государство и право"


Лицензирование и регулирование телерадиовещания

Содержание
Содержание
Введение
Порядок лицензирования и регулированияв сфере телерадиовещания
Заключение
Нормативно – правовые акты
Список используемой литературы

Введение
Поитогам работы второй сессии Региональной конференции радиосвязи, проходившей вмае-июне 2006 г. в Женеве, Администрацией связи России был принят и установлен срокперехода на цифровые стандарты телерадиовещания – не позднее 2015 г. В настоящеевремя деятельность по реформированию сферы телерадиовещания координируетПравительственная комиссия по развитию телерадиовещания под председательствомпервого заместителя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. Проблемаизменения действующего законодательства о лицензировании телерадиовещания всвязи с переходом к цифровому вещанию занимает ключевое место в деятельностиПравительственной комиссии. В рамках комиссии создана рабочая подгруппа посовершенствованию нормативно-правовой базы в области регулированиятелерадиовещания, занимающаяся, в том числе разработкой порядка лицензированиядеятельности вещателей и операторов связи, обеспечивающих распространение теле-и радиопрограмм.[1]

Порядоклицензирования и регулирования в сфере телерадиовещания
Лицензированиеявляется основным инструментом государственного регулирования в сферетелерадиовещания в большинстве стран мира. Насколько обоснованно применениелицензионных процедур в данной сфере? Ведь лицензирование неизбежнопредполагает установление административных барьеров для участников рынка.Однако именно в области телерадиовещания применение лицензирования признаетсяоправданным большинством специалистов. На Западе процедуры лицензированиятелерадиовещания действуют практически во всех странах. Это обусловлено, преждевсего, особым значением телерадиовещания в жизни общества. Телевидение и радиоявляются не только основным источником информации для большинства населения, нои важнейшим средством формирования общественного мнения, культурного инравственного воспитания граждан. Кроме того, большое значение имеетограниченность радиочастотного спектра, распределение и предоставление прав, наиспользование которого осуществляется, в том числе, с помощью лицензионныхпроцедур. В странах Европейского союза радиоволны считаются общественнымблагом, а правительства играют роль защитников этого общего блага. Часть 1 ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.гласит: «Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Этоправо включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространятьинформацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов инезависимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствамвводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографическихпредприятий».[2]
Рассмотримдействующий порядок лицензирования в сфере телерадиовещания, а также отметимосновные проблемы, возникающие на практике при применении лицензионныхпроцедур.
Телерадиовещаниеможно рассматривать как комплексный процесс, включающий в себя распространениетеле- и радиопрограмм с использованием сетей электросвязи («телерадиовещание» вузком смысле этого слова), а также деятельность по приему, обработке, хранению,передаче и доставке сигналов телевизионных каналов и радиоканалов («услугисвязи для целей телерадиовещания»). Участники этого процесса – вещатель иоператор связи – должны получить две лицензии: лицензию на телерадиовещание(вещатель) и лицензию на оказание услуг связи для целей телерадиовещания(оператор связи). Следует оговориться, что собственно вещание и деятельность пооказанию услуг связи – разные виды деятельности, хотя и тесно связанные друг сдругом. Очевидно, что связь обеспечивает вещание. Однако нормативноерегулирование лицензирования телерадиовещания в России изначально отличалосьсмешением этих двух отдельных видов деятельности.
Лицензированиевещания предусмотрено ст. 31 Закона от 27.12.1991 «О средствах массовойинформации» (ред. от 16.10.2006),[3] (далее – Закон о СМИ).Лицензирование услуг связи в настоящее время установлено ст. 29 Федеральногозакона от 07.07.2003 «О связи» (ред. от 29.12.2006),[4](далее – Закон о связи). С момента принятия постановления Правительства РФ от07.12.1994 №1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания идеятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РоссийскойФедерации»[5] две вышеуказанные сферы лицензированиянеразрывно связаны друг с другом.[6]
Следуетотметить, что нормативный акт общего характера, посвященный вопросамлицензирования, – Федеральный закон от 08.08.2001 «О лицензировании отдельныхвидов деятельности»[7] (далее – Закон олицензировании) – не распространяется на деятельность в области связи и наиспользование радиочастот для осуществления телерадиовещания. В связи снекорректной формулировкой в п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании в свое время настраницах специальной литературы разгорелся любопытный спор по поводу того,подлежит ли вещание лицензированию в принципе. Дело в том, что согласно п. 2 ст.1 данного Закона его действие не распространяется на использованиеорбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионноговещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации). Строго говоря,здесь идет речь не о телерадиовещании, а об ином виде деятельности, которыйскорее напоминает деятельность операторов связи (при этом деятельность вобласти связи указывается в п. 2 ст. 1 отдельно). В соответствии с п. 2 ст. 18Закона лицензирование видов деятельности, не указанных в Законе олицензировании, прекращается со дня его вступления в силу. Конечно, на практикеэта ситуация не получила развития, и лицензирование вещания шло своим чередом.[8]
Согласност. 31 Закона о СМИ лицензия на вещание дает ее держателю право, используятехнические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, втом числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдениемлицензионных условий распространение продукции средств массовой информации,зарегистрированных в соответствии с законом. Порядок лицензирования вещанияустановлен Положением «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания вРоссийской Федерации» (ред. от 03.10.2002)[9] (далее – Положение олицензировании вещания), утвержденным постановлением Правительства РФ от07.12.1994 №1359, и Положением о проведении конкурса на получение права наназемное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение новогорадиочастотного канала для целей телерадиовещания (ред. от 05.08.2000, с изм.от 23.02.2001),[10] (далее – Положение опроведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание),утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 №698. Лицензирующим органомв настоящее время является Федеральная служба по надзору за соблюдениемзаконодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия(далее – Росохранкультура), находящаяся введении Министерства культуры имассовых коммуникаций (п. 2, 5.2.1 Положения о Росохранкультуре (ред. от14.12.2006), утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №301).[11]
Действующеезаконодательство предусматривает два порядка выдачи лицензии на вещание:
1)в общем порядке, предусмотренном Положением о лицензировании вещания;
2)по итогам конкурса, проводимого в соответствии с Положением о проведенииконкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание.
Процедуравыдачи лицензии в общем порядке урегулирована достаточно скупо. Переченьдокументов, представляемых соискателем лицензии на вещание, указан в п. 5Положения о лицензировании вещания. Среди необходимых документов стоит выделитьсведения об основных технико-экономических показателях средств подготовки иформирования телевизионных и радиопрограмм, а также подтверждение права аренды(использования) оборудования (в случае предполагаемого использованияоборудования, принадлежащего другому лицу). Решение о выдаче лицензии илиотказе в ее выдаче принимается в 30-дневный срок (п. 6 Положения олицензировании вещания). Срок, на который выдается лицензия: от 3 до 5 лет,если меньший срок не указан в заявлении на получение лицензии (п.9).[12]
Важнымявляется положение, установленное п. 13 Положения о лицензировании вещания,согласно которому ни одно юридическое лицо не может получить лицензии наосуществление теле- и (или) радиовещания более чем по двум каналам вещания наодну и ту же территорию, если зоны обслуживания совпадают полностью или болеечем на две трети и если действующим законодательством Российской Федерациинепредусмотрено иное. По всей видимости, эта норма направлена на защитуконкуренции на рынке телерадиовещания, поскольку радиочастотный спектр являетсяограниченным ресурсом.
Представляется,что действующим Положением о лицензировании вещания недостаточно урегулированытакие необходимые лицензионные процедуры, как переоформление, пролонгация,приостановление и аннулирование лицензий на вещание, на что неоднократно обращалосьвнимание в литературе. Так, Положение о лицензировании телерадиовещания несодержит понятия «переоформление лицензии», хотя оно и используется в Положении«О по рядке взимания платы за выдачу и переоформление лицензий на телевизионноевещание и радиовещание в РФ». На практике постоянно возникают ситуации, когданеобходимо внести изменения в данные лицензиата (организационно-правовая форма,наименование, местонахождение и т.п.) или в отдельные лицензионные условия, нопри этом нецелесообразно проходить процедуру получения лицензии заново. Поповоду пролонгации действия лицензии в Положении о лицензировании вещанияпредусмотрено, что лицензирующий орган при рассмотрении заявления о пролонгацииучитывает мнение потребителей о качестве вещания и передаваемых программ (п.9). При этом условия и порядок учета мнения потребителей не прописаны. Внастоящее время вопросы переоформления и пролонгации действия лицензии навещание остаются на усмотрение лицензирующего органа.[13]
Насегодняшний день стало очевидным, что действующее Положение о лицензированиивещания устарело и создает многочисленные сложности для вещателей на практике.Необходимо либо подробно урегулировать вопросы лицензирования вещания вотдельном законе о телерадиовещании, либо разработать и принять новое положениео лицензировании. И если идея принятия самостоятельного закона, по всейвидимости, отложена на неопределенный срок, то над новым положением в настоящеевремя работают профильные правительственные ведомства и прежде всегоРосохранкультура.
Всоответствии с п. 8 Положения о лицензировании вещания лицензирующий органможет проводить открытый конкурс на получение лицензии на теле- и(или)радиовещание. Возможность рассмотрения заявок на получение лицензии на вещаниена конкурсной основе предусмотрена также Законом о СМИ (ст. 31). Однако правофактически превратилось в обязанность государственного органа проводить конкурсна получение лицензии в определенных случаях с принятием постановленияПравительства РФ от 26.06.1999 №698, которым было утверждено Положение опроведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание.Согласно п.1 данного постановления лицензирование наземного эфирноготелерадиовещания в столицах субъектов РФ и в городах с численностью населениясвыше 200 тысяч человек осуществляется на конкурсной основе с взиманиемединовременной платы за получение права на наземное эфирное телерадиовещание.Обращаем внимание на то, что речь идет лишь о наземном эфирном вещании(телерадиовещании, осуществляемом с использованием наземных телерадиопередающихстанций), тогда как существуют также спутниковое непосредственное телерадиовещаниеи кабельное телерадиовещание. В контексте нашей работы, посвященнойлицензированию телерадиовещания особое значение имеет именно порядок выдачилицензий на наземное эфирное телерадиовещание, поскольку для вещания вмасштабах всей страны предполагается использовать наземные телерадиопередающиестанции (основной признак наземного эфирного вещания).[14]
Решениео проведении конкурса принимает Министерство культуры и массовых коммуникацийРФ (далее – Минкультуры). Функции по организации, проведению и подведениюитогов конкурса осуществляет специально созданный орган – Федеральная конкурснаякомиссия по телерадиовещанию (далее – ФКК). Постоянно действующий состав ФККутверждается приказом министра культуры и массовых коммуникаций РФ в количестве9 человек (п. 1.1 Положения об ФКК, утвержденного приказом Минкультуры от22.07.2004 №22).[15] При проведении конкурсана право оформления лицензии на наземное эфирное телерадиовещание в субъекте РФсостав ФКК увеличивается до 12 человек за счет представителей соответствующегосубъекта РФ. В отношении региональной части ФКК предусмотрены определенныеправила ее формирования (п. 1.4 Положения об ФКК), тогда как постоянный составФКК определяется Минкультуры по собственному усмотрению. Таким образом, ФКК не обладаетсамостоятельным статусом и находится в прямом ведомственном подчиненииМинкультуры, что, как представляется, не соответствует целям создания ифункциям конкурсной комиссии, основной гарантией деятельности которого должнабыть независимость. В качестве положительного момента следует отметить то, чтов настоящее время в состав ФКК входят видные представители сферы масс-медиа.[16]
Информационноесообщение о дате и условиях проведения конкурса публикуется в средствахмассовой информации не позднее чем за 60 дней до даты его проведения (п. 6Положения о проведении конкурса на получение права на наземное эфирноетелерадиовещание). Среди прочего информационное сообщение должно включать всебя данные о радиочастотном канале, выделяемом для организации наземногоэфирного телерадиовещания, и условиях его применения, а также размерединовременной платы за получение права на наземное эфирное телерадиовещание,определенный ФКК.
К полномочиямФКК относятся: определение условий конкурса на основе предложений Минкультуры;определение размера единовременной платы, рассмотрение заявлений соискателей;определение победителей и оформление итогов конкурса (п. 3.1-3.4 Положения обФКК).
Существеннымнедостатком действующего порядка проведения конкурса является отсутствие точныхоснований и методики расчета для определения размера единовременной платы заполучение права на наземное эфирное телерадиовещание. Согласно п. 6 Положения опроведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещаниеразмер единовременной платы устанавливается с учетом покрытия расходов напроведение конкурса, обеспечение работы конкурсной комиссии, а также наразработку нового радиочастотного канала, координацию и согласованиевозможности использования частот для целей телерадиовещания. На практике размерединовременной платы определяется исходя из количества населения и возможностейрекламного рынка соответствующего города, на территории которого предполагаетсяосуществлять вещание.[17]
Ноглавная проблема действующего конкурсного порядка заключается в отсутствиичетких критериев определения победителя конкурса. Положение о проведенииконкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание гласит:победителем конкурса признается участник, предоставивший по совокупности лучшиеконцепцию вещания и ее технико-экономическое обоснование (п. 13).Дополнительные критерии определения победителя содержатся в Регламенте ФКК (сизм. от 23.09.2005), утвержденном приказом Минкультуры от 30.07.2004 №27 (п.2.12 Регламента). Среди них, наряду с достаточно определенными критериями,такими как понесенные затраты на приобретение технического оборудования,необходимого для организации процесса вещания, соответствие оборудованияэкологическим нормам, присутствуют критерии, носящие исключительно оценочный характер:необходимость поддержки социально значимых теле- и радио проектов,оригинальность заявленной концепции вещания. На проблему отсутствия четкихкритериев для определения победителя конкурса давно обратили вниманиеспециалисты в области масс-медиа. Так, в рамках научно-практического проекта Центра«Право и средства массовой информации» «Программа помощи независимым российскимтеле- и радиовещателям путем формирования благоприятных для них законодательныхоснов системы правового регулирования лицензирования электронных СМИ»,осуществлявшегося в 2000г., были разработаны и подробно описаны критерии дляопределения победителей в конкурсе. Некоторые из предложенных критериев быливосприняты нормотворческим органом и в видоизмененной форме вошли в Регламент ФКК.Тем не менее, можно констатировать, что в настоящее время проблема установлениякритериев для определения победителя в конкурсе на частоту не решена, на что сетуют,в том числе руководители федеральных органов власти и члены ФКК.[18]
Самасуть открытого конкурса предполагает гласность процедур его проведения.Положением о проведении конкурса на получение права на наземное эфирноетелерадиовещание, помимо публикации сообщения о проведении конкурса,предусмотрена публикация информации о составе его участников и итогах конкурса всредствах массовой информации (п. 10). В остальном процедура проведенияконкурса отличается закрытостью. С протоколом о результатах конкурса,подписываемым победителем и членами ФКК, не могут ознакомиться даже проигравшиеучастники.
Отмеченныевыше недостатки, и прежде всего отсутствие четких критериев определенияпобедителя и закрытость конкурсных процедур, открывают возможность длязлоупотреблений и отрицательно сказываются на стабильности рынкателерадиовещания в целом.
Поитогам конкурса уполномоченные лицензирующие органы в установленном порядкевыдают его победителю лицензию на право телерадиовещания и лицензию на праводеятельности в области связи для целей телерадиовещания (п. 16 Положения опроведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание).Здесь мы переходим к установленному действующим законодательством порядкулицензирования услуг связи для целей телерадиовещания.[19]
Общиеусловия лицензирования услуг связи определены в Законе о связи (ст. 29-40). ИзПеречня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87, непосредственное отношение ктелерадиовещанию имеют следующие виды услуг связи: услуги связи для целейкабельного вещания; услуги связи для целей эфирного вещания; услуги связи дляцелей проводного вещания. Тем же постановлением Правительства РФ утвержденылицензионные условия для каждого вида деятельности. Кроме того, сохраняет силув части, не противоречащей Закону о связи, Положение о лицензированиидеятельности в области связи в РФ (ред. от 03.10.2002) (далее – Положение о лицензированииуслуг связи), утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 №642.
Лицензирующиморганом в области оказания услуг связи является Федеральная служба по надзору всфере связи (далее – Россвязьнадзор) в соответствии с п. 5.4 Положения оРоссвязьнадзоре (ред. от 23.04.2005), утвержденного постановлением ПравительстваРФ от 30.06.2004 №318.[20] Россвязьнадзор находитсяв ведении Министерства информационных технологий и связи РФ (далее – Мининформсвязи)согласно п. 2 Положения о Россвязьнадзоре.
Переченьдокументов, представляемых соискателем лицензии на услуги связи, установлен ст.30 Закона о связи. Там же предусмотрены особенности для услуг связи, приоказании которых предполагается использование радиочастотного спектра, в томчисле для целей телерадиовещания. В этом случае соискатель лицензии должендополнительно представить описание сети связи, средств связи, с использованиемкоторых будут оказываться услуги связи, а также план и экономическое обоснованиеразвития сети связи (п. 3 ст. 30). Кроме того, должно быть представлено решениегосударственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот (п. 4ст. 30). Положением о лицензировании услуг связи предусматривается такжепредоставление заключения органов по использованию и контролю за радиочастотамио возможности использования частотных присвоений, данных о мощности передающихустройств, а в случае предполагаемого использования оборудования,принадлежащего другому лицу, – документов, подтверждающих право аренды(использования) этого оборудования.[21]
Особыеспоры на практике вызывает положение абзаца 2 п. 4 ст. 30 Закона о связи,согласно которому соискатель лицензии на оказание услуг связи для целей телерадиовещаниядолжен представить нотариально заверенную копию лицензии на вещание. Донедавнего времени лицензирующий орган был склонен трактовать эту норму такимобразом, что соискатель лицензии на услуги связи должен иметь на момент подачи документовлицензию на вещание. Ситуация несколько прояснилась с принятием лицензионныхусловий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целейкабельного, эфирного и проводного вещания (утверждены упоминавшимся вышепостановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87), в которых предусмотреноналичие у лицензиата лицензии(лицензий) на вещание или договоров с лицензиатамивещателями. Как отмечалось выше, деятельность по телерадиовещанию идеятельность оператора связи, обеспечивающего доставку программы допотребителя, — совершенно разные сферы деятельности. Незаконно требовать отоператора связи наличия лицензии на вещание, поскольку распространениеприобретенных или собственных теле- и радиопрограмм вполне может не входить вего планы. Возникающие до сих пор на практике конфликты и недопонимание между лицензирующиморганом и операторами связи во многом обусловлены тем, что при вещании программв аналоговом стандарте существует жесткая привязка: одна радиочастота – однапрограмма. Вещатели обязаны получать лицензии на вещание в привязке кконкретной частоте на жестко закрепленную территорию. Указанная же в лицензиина вещание частота закрепляется в лицензии на услуги связи для целейтелерадиовещания, выдаваемой оператору связи (во многих случаях одно и то желицо).[22]
Смешениедеятельности по телерадиовещанию и деятельности по оказанию услуг связи дляцелей телерадиовещания происходит также по причине отсутствия четкогопонятийного аппарата в данных сферах, закрепленного нормативно. Так, взаконодательстве до сих пор отсутствуют понятия «телерадиовещание» (приведенолишь косвенно в ст. 2 Закона о СМИ), «трансляция», «ретрансляция». До недавнеговремени не было определено понятие «вещатель», что позволяло некоторымспециалистам усматривать наличие принципиального спора между ведомствами поповоду статуса вещателя. Между тем понятие «вещатель» и некоторые другиепонятия, необходимые для сферы телерадиовещания, закреплены в Европейскойконвенции по трансграничному телевидению. Так, под вещателем в ней понимаетсяюридическое или физическое лицо, которое производит программы, формирует их итранслирует или передает третьему лицу для трансляции. Сейчас в направленииунификации понятийного аппарата произошли положительные сдвиги. ПостановлениемПравительства РФ от 22.12.2006 №785 утверждены Правила оказания услуг связи дляцелей телевизионного вещания и (или) радиовещания, которые направлены наурегулирование отношений между вещателями, операторами связи и абонентами вновых условиях. Правила вступают в силу с 1 марта 2007г. Среди прочего в нихсодержится определение вещателя: вещатель – пользователь услугами связи дляцелей телерадиовещания, с которым заключен договор об оказании услуг связи дляцелей телерадиовещания и который составляет телепрограммы и (или)радиопрограммы для их приема неограниченным кругом лиц и на основании лицензиина вещание распространяет их либо обеспечивает их распространение в полной инеизменной форме третьим лицом (п.2). Проект новых Правил разрабатывалсяпричастными ведомствами в рамках деятельности Правительственной комиссии поразвитию телерадиовещания. Таким образом, мы видим первые плоды реформаторскойволи государства в сфере телерадиовещания, реализованные на практике.[23]
Закономо связи предусмотрено, что лицензии на услуги связи выдаются по результатамрассмотрения заявлений, а в определенных случаях – по результатам проведенныхторгов (аукциона, конкурса) (п. 3 ст. 29). При этом положения Закона о связи,касающиеся проведения торгов на получение лицензии, не распространяются наотношения, связанные с использованием радиочастот для целей телерадиовещания(п. 4 ст. 31). К этим отношениям применяется порядок проведения конкурса,определенный в Положении о проведении конкурса на получение права на наземноеэфирное телерадиовещание, рассмотренный выше.
Говоряо лицензировании телерадиовещания, необходимо затронуть вопросы, связанные садминистрированием радиочастотного спектра. Регулирование использованиярадиочастотного спектра – исключительное право государства, осуществляется в РоссийскойФедерации межведомственным коллегиальным органом – Государственной комиссией порадиочастотам (далее — ГКРЧ) (п. 2 ст. 22 Закона о связи; Положение о ГКРЧ,утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 №336). ПредседателемГКРЧ является по должности министр информационных технологий и связи РФ (п. 17Положения о ГКРЧ).[24] В состав входятпредставители целого ряда министерств и ведомств. Персональный состав ГКРЧутверждается правительством по представлению председателя комиссии.[25]
Администрированиерадиочастотного спектра в России можно схематично разделить на два этапа:
1.Распределение радиочастотного спектра.
2.Предоставление права на использование радиочастотного спектра посредством:
— выделения полос радиочастот;
— присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов.
Распределениерадиочастотного спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределенияполос частот между радиослужбами РФ и планом перспективного использованиярадиочастотного спектра радиоэлектронными средствами (далее – РЭС), которыеразрабатываются ГКРЧ и утверждаются Правительством РФ (п. 1 ст. 23 Закона освязи). Распределение полос радиочастот заключается в определении ихпредназначения посредством записей в вышеуказанной Таблице. Предназначений же исоответственно категорий полос радиочастот может быть три: преимущественногопользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления; преимущественногопользования РЭС гражданского назначения; совместного пользования РЭС любогоназначения (п. 3 ст. 23 Закона о связи).
Выделениеполосы радиочастот заключается в выдаче разрешения в письменной форме наиспользование конкретной полосы радиочастот. В отношении полос радиочастотсовместного пользования и пользования РЭС гражданского назначения предоставлениеуказанного разрешения осуществляется ГКРЧ (п. 2 ст. 24 Закона о связи).
Присвоение(назначение) радиочастоты или радиочастотного канала означает выдачуписьменного разрешения на использование конкретной радиочастоты илирадиочастотного канала с указанием конкретного РЭС, целей и условий такого использования.Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭСгражданского назначения осуществляется Федеральным агентством связи (далее — Россвязь), находящимся в ведении Мининформсвязи (п. 5.6.1 Положения о Россвязи(ред. от 23.04.2005), утвержденного постановлением Правительства РФ от30.06.2004 №320).[26] Следует отметитьдостаточно длительный срок, установленный Законом о связи (п. 3 ст. 24) дляпринятия уполномоченным органом решения о присвоении (назначении) радиочастотыили радиочастотного канала, – 120 дней. Кроме того, как для осуществления процедурпо выделению полос радиочастот, так и для присвоения (назначения) радиочастотыили радиочастотного канала необходимо положительное заключение экспертизы овозможности использования заявленных РЭС (п. 4 СТ. 23 Закона о связи), которая проводитсярадиочастотной службой (п. 4 Положения о радиочастотной службе, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 03.05.2005 №279).[27]
Напрактике возникали споры между операторами связи и Россвязью по поводуобоснованности отказа в присвоении радиочастот для конкретного РЭС по причинеотсутствия у оператора связи лицензии на оказание услуг связи. Судебнаяпрактика пошла по пути признания обоснованности такого отказа со ссылкой на п.8 ст. 24 Закона о связи, согласно которому в присвоении (назначении)радиочастот может быть отказано при несоответствии заявленной деятельностиустановленным для данного вида деятельности требованиям.
Такимобразом, для оказания услуг связи для целей телерадиовещания в соответствии сдействующим законодательством оператору связи необходимо наличие следующихосновных документов:
1)решение ГКРЧ о выделении полосы радиочастот;
2)заключение органов по использованию и контролю за радиочастотами о возможностииспользования частотных присвоений;
З)лицензия на телерадиовещание или договор с лицензиатом-вещателем;
4)лицензия на деятельность в области оказания услуг связи для целейтелерадиовещания;
5)разрешение на присвоение (назначение) радиочастот, радиочастотных каналов.
Вещательможет ограничиться наличием лицензии на вещание, если заключит договор наоказание услуг связи для целей телерадиовещания с оператором связи, которыйимеет весь пакет вышеуказанных документов. Рынок телерадиовещанияхарактеризуется необходимостью в отлаженной совместной работе вещателя иоператора связи, поэтому проблемы операторов связи неизбежно затрагивают ивещателей.[28]
Подводяитог вышесказанному, следует отметить, что для осуществления деятельности потелерадиовещанию в России, в соответствии с действующим законодательством,участникам рынка (вещателям и операторам связи) необходимо пройти сложную цепь административныхпроцедур. В условиях недостаточной межведомственной координации, несовершенствамеханизма выдачи лицензий это превращается в серьезное препятствие на путиразвития рынка масс-медиа.[29]

Заключение
Вданной статье проведен критический анализ действующего порядка лицензирования всфере телерадиовещания, отмечены его основные недостатки, а также рассмотренывозможные направления реформирования порядка лицензирования деятельностивещателей и операторов связи. В ближайшее время ожидается принятие ключевыхрешений по этим вопросам в рамках Правительственной комиссии по развитиютелерадиовещания. В любом случае то, что государство обратило пристальноевнимание на реформирование сферы телерадиовещания с учетом новых технологий, неможет не радовать. К обсуждению инициатив и проектов привлекаются представителиобщественности. Остается надеяться, что ожидаемые решения обеспечат балансинтересов государства, телезрителей, радиослушателей и участников рынкамасс-медиа.[30]

Нормативно– правовые акты
1.        Федеральный законот 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (ред. от 16.10.2006) //Справочная система Консультант Плюс
2.        Федеральный законот 07.07.2003 «О связи» (ред. от 29.12.2006) // Справочная система КонсультантПлюс
3.        Федеральный законот 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Справочнаясистема Консультант Плюс
4.        ПостановлениеПравительства РФ от 07.12.1994 №1359 «О лицензировании телевизионного вещания,радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания вРоссийской Федерации» // Справочная система Консультант Плюс
5.        Положение «Олицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации»(ред. от 03.10.2002) // Справочная система Консультант Плюс
6.        Положение оРосохранкультуре (ред. от 14.12.2006), утвержденное постановлениемПравительства РФ от 17.06.2004 №301) // Справочная система Консультант Плюс
7.         Положение опроведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, атакже на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целейтелерадиовещания (ред. от 05.08.2000, с изм. от 23.02.2001), утвержденноепостановлением Правительства РФ от 26.06.1999 №698 // Справочная системаКонсультант Плюс
8.        Положение об ФКК,утвержденное приказом Минкультуры от 22.07.2004 №22) // Справочная системаКонсультант Плюс
9.        Положение оРоссвязьнадзоре (ред. от 23.04.2005), утвержденное постановлением ПравительстваРФ от 30.06.2004 №318 // Справочная система Консультант Плюс
10.     Положение о ГКРЧ,утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 №336) // Справочнаясистема Консультант Плюс
11.     Положение о Россвязи(ред. от 23.04.2005), утвержденное постановлением Правительства РФ от30.06.2004 №320) // Справочная система Консультант Плюс
12.     Положение орадиочастотной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от03.05.2005 №279) // Справочная система Консультант Плюс
Списокиспользуемой литературы.
13.     Белоусов А.В.«Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон.№2. 2007г. – С. 103 – 114.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.