Реферат по предмету "Государство и право"


Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Потитко-правоваяидеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)
 
4касты («варны»):
брахманы – изуст мирового бога (воспитание …),
кшатрии – изрук (управление государством, война),
вайшьи – избедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),
шудры – изступней (обслуга, грязный труд).
Рабы – нелюди, а орудия труда.
 
Есличеловек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следуетнаказание («данду» — палка).
Еслиисполняет то — ?????
 
Путиль:«Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебногорешения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».
Вбрахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенноевысказывание – явно отход от брахманизма.
Логикаприоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).
«Будда»- просветленный.
Основнаяцель – достижение состояния «нирваны» — высшего состояния духа – достигаемогочерез ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основныестрадания).
«Я неназываю человека брахманом только за его рождение или за его мать» — идеядуховного равенства, каждый творит свою судьбу.
«Насилиене уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или«ненависть» вместо «насилие»).
Т.е.идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.
Политико-правовыеучения Китая (Конфуций, Шан-Ян)
Всеучения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своейприроде («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или избудущего.
Конфуций:
1)патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма:
государство– это разросшаяся семья,
монарх– отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;
патернализм– власть отца и его забота о семье,
2) идеямеритократии – власти достойных
властьне лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этомневозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,
3) идеячеловеколюбия:
                        заботастарших о младших и уважение младшими старших,
«человеканужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» — идея того, что безеды и образования привить мораль бесполезно,
4) отрицательноеотношение к законам:
закон– всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полноеотсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давитьсебя просто ради выживания,
5) советычиновникам:
древниесчитали позором для себя не успевать за собственными словами,
в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях ив речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но остороженв речах,
ит.д. (очень много советов)
Шань-Ян(338-390 г. до н.э.)
 
возглавлялтечение легистов («легос» — закон, «легисты» — законники).
ПротивоположностьКонфуция:
1)   государство– это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот,управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабогосударство, а если слабо государство – то это причина всех бед,
2)   добротаи человечность – мать всех проступков,
т.е.в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). Замалейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогдане будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, — тогдане будет поджогов»),
3)   необходимостьоглуплять свой народ, чтобы было легче управлять
вимперии Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги исами философы, за хранение книг – суровое наказание,
4)   ввелкруговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,
5)   разрешил покупать чиновничьи должности.
Ранеев Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функциидуховенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатныхродов.
Шань-Янизменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные иумные люди.
ИмперияЦинь, построенная по советам Шань-Яна, — чисто тоталитарная.
Полноепрекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».
Греция.Политико-правовые идеи софистов.
Софос– мудрость, софисты – платные учителя мудрости.
Старшиесофисты – разработка проблем государства, управления.
 
Младшиесофисты – упор на технологию ведения споров через абсурднуюлогику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).
Ихсоветы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы былосложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие залогикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е.– психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов,…
Старшийсофист Протагор:
1)   золотойвек человечества – в будущем: люди раньше были как звери,отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон– люди стали жить не так, как звери.
2)   справедливость– понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного– не справедливо завтра или для другого),
3)   меравсех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личностьдля государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).Афины: Сократ
Порешению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом –ядом.
Идеи:
1)   управлять должны знающие,
2)   закон и справедливость – понятия тождественные.
 
Именноза эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционногостроя и за развращение молодежи.
Причинатакого решения суда:
1)   занятиедолжностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка –основной конституционный принцип Афин,
2)   жеребьевкасчиталась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм –совращение молодежи.
Платон(ученик Сократа).
оформах правления: иерархия в порядке ухудшения:
1)   аристократия(власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но властьразвращает даже философов – появилась олигархия),
2)   олигархия(властьнемногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращаетсяв демократию),
3)   демократия(власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия:«свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает вохлократию),
4)   охлократия –власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется –появляется тимократия),
5)   тимократия –власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслятсвоего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание втиранию),
6)   тирания –жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат каристократии).
Идеальноегосударство (вечная и оптимальная аристократия) по Платонусоответствует сущности человека:
-    разумность –стремление думать,
-    честолюбие –стремление к славе,
-    вожделение –необходимость физиологического комфорта.
Тогдав идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины иремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).
Принципыжизни философов и стражей:
1)   общностьимущества и запрет прикасаться к деньгам,
2)   общностьжен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именносвоего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),
3)   общественноевоспитание детей.
Аристотель.
УченикПлатона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросуоб оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздобольше, чем об общественной.
Формыправления по Аристотелю:
Власть одного Власть немногих
Власть многих
«Правильная» монархия аристократия полития
«Неправильная» тирания олигархия демократия
Черчилль:«Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».
Демократия:
1)   слишкомуравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равныеизбирательные права – независимо от их вклада в общество.
2)   квласти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающиебезответственно.
Полития –власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии:всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и,одновременно, грамотна.
Двавида справедливости:
-     уравнивающаясправедливость деяствует в отношениях между гражданами,
-     распределяющаясправедливость действует в отношениях между гражданином и государством(государство не может «любить» всех одинаково).
 
Политико-правовыеучения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)Основныепринципы организации жизни общин:
1)   общностьимущества,
2)   обязательностьтруда для всех,
3)   равенство,
4)   отсутствиедуховенства и культов,
5)   осуждениебогатства.
Сформулировано«золотое правило нормативной регуляции»:
«относиськ другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».
Двааспекта:
1)   какоймерой вы мерите – такой отмерено будет вам,
2)   какимсудом судите – таким судимы будете.
 
Основныепроизведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».
1)   человек,живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство,несправедливость),
2)   человекживет по божественной воле.
Государствои город – синонимы.
Идея 1: те,кто живут по варианту «1» — рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.
Идея 2:насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудшиховец).
Идея 3:концепция «как спастись от греха».
Различиемежду проступком и преступлением:
«Еслистрасть губит душу и тело, то это проступок,
еслидействует во вред другому – это преступление».
 
ФомаАквинский (Аквинат). О государстве и законе.
Основноепроизведение – «Сумма теологии».
Признанофициальным теологом католической церкви.
ВБиблии – вся власть от бога.
Выделениетрех элементов государственной власти:
1)   Сущность(откуда берется власть) – власть от бога.
2)   Происхождениевласти: по наследству или силой.
3)   Использованиевласти:
a.   еслимонарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой властинеобходимо подчиняться,
b.   еслимонарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.
«Возможно,тиран послан народу за его грехи».
Субординациязаконов:
1)   Вечныйзакон – закон мироздания, «божественный разум».
2)   Естественныйзакон(«естественный» — «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природедействуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественныезаконы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).
3)   Человеческийзакон(феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественнымзаконам, но отличаются от них:
a.   записаны(тогда как естественные законы не записаны),
b.   предусматриваютнаказание за нарушение.
4)   Божественныйзакон– Библия.
Призывалсилой (с помощью государства) бороться с еретиками:еретики подрывают основы жизни.
Средневековаяересь о праве и государстве.
Ересь –оппозиционное течение внутри господствующей церкви.
Двавида ереси:
1)   плебейская(крестьянско-плебейская) ересь:
a.   требуетсоциального и имущественного равенства,
b.   требуетликвидации церковной организации и духовенства.
Представители плебейской ереси – «богомилы»???.
Помещики – слуги дьявола.
2)   бюргерскаяересь:
a.   требуетюридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),
b.   требуетдешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдаютцеркви).
Политико-правовоеучение Никколы Макиавелли.
Основноепроизведение – «Государь».
Основныеидеи:
1)   выделилполитику как особую сферу человеческой жизни, в которой действуютсвои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),
2)   отделилполитику от религии и морали (против католической религии, т.к. онапризывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость;«Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствиегосударства»; мораль стоит над политикой).
3)   советы государю:
a.   государьдолжен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказанияпроводить разом,
b.   государьдолжен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),
c.   дела,угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручатьподданным,
d.   государьникогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».
Политико-правовыеидеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).
Основныепроизведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца»(написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.
Жанр –утопический социализм.
Утопия –несбыточное (ни где я ????), блаженнаястрана. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только одуховном развитии. Материальное развитие вредит духовному.
Критикасуществующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».
Государствоответственно за своих подданных.
Государство– орудие для угнетения бедных.
Запутанныезаконы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).
Основныеидеи:
1)   общественнаясобственность,
2)   обязательностьтруда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),
3)   вседолжны приносить пользу обществу,
4)   общественнаятрапеза,
5)   законовмало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентациясемейно-брачных отношений,
6)   противнаказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.
Двавида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговариваютсамого обложиться порохом.
Теорияестественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)
Права,которыми люди обладали до появления государства, после появления государстваоно наделяет позитивными правами.
Т.Гоббс:«Левиафан» (понимал государство как чудовище).
1)   человек– эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех;источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, ноне затрагивает гражданские дела,
2)   законовдолжно быть как можно меньше.
Дж.Локк:«Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».
Длязащиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство –это сторож.
Идеилиберализма.
Триветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).
Разработалтеорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.
Различияв подходах:
-     Гоббс– договор от всех рисков (за исключением гражданских),
-     Локк– договор от определенных, оговоренных рисков.
Классическаятеория демократии.
Монтескье:«О духе законов».
Естьбуква законов и дух законов.
На духзаконов влияют:
-     физическийфактор (климат, территория и т.д.),
-     моральныйфактор (обычаи, религия, политический режим).
Авторидеи разделения властей на законодательную, исполнительную,судебную.
Разработалтеорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти неимеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.
Началразрабатывать концепцию гражданских прав человека:
1)   отметилопасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,
2)   недопустимостьоскорбления естества человека при наказании,
3)   недопустимостьнаказания за помыслы,
4)   онескромных словах.
Б.Спиноза:«Богословно-политический трактат».
1)   государство– результат компромисса между страстями и разумом людей,
2)   законыдолжны приниматься большим количеством людей (люди — эгоисты, и монарх – тоже),
3)   нельзявмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, нистрахом наказания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности авторских приемов в сказках М Е Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь и Дикий помещик
Реферат Alchemy The Art Of Knowing Essay Research
Реферат Racism Essay Research Paper Racism has become
Реферат Маркетинг в оптовой торговле
Реферат Ценообразование российских фирм
Реферат Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина - вечные темы природа любовь смерть
Реферат Основные ритмообразующие принципы прозы АМРемизова
Реферат Особливості перекладу епонімів на прикладі медичних текстів
Реферат Особенности жанра сказки в творчестве М Е Салтыкова-Щедрина
Реферат Особенности перевода правовых документов
Реферат Основные мотивы стихотворений В А Жуковского Море и Вечер
Реферат Основные понятия грамматики русского языка
Реферат Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя Мертвые души Художественные особенности поэмы
Реферат Особенности перевода английских частиц в художественной литературе
Реферат Осип Мандельштам Стихотворение Ленинград Размышления о произведении