Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционно-правовой статус религиозных объединений в РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯРАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
КОНСТИТУЦИОННОЕПРАВО
НА ТЕМУ:
«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙСТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СТАВРОПОЛЬ 2008

План
религиозный гражданскийконституционный правовой
Вступление
1. Понятие и роль религиозныхобъединений в системе гражданского общества РФ
2. Порядок создания и ликвидациирелигиозных объединений в России
3. Права и обязанности религиозныхобъединений по законодательству Российской Федерации
4. Гарантии конституционно–правовогостатуса религиозных объединений в Российской Федерации
5. Ответственность за нарушениязаконодательства Российской Федерации о религиозных объединениях
Заключение
Список литературы

Вступление
Впоследние годы все чаще слышны разговоры о месте религии в современной России,не проходит и дня без публичных выступлений видных религиозных деятелейразличных конфессий и уже кажется небывалым тот факт, что еще пару десятилетийназад наше государство вполне оправданно называлось атеистическим.
Скаждым днем растет число последователей тех или иных религиозных объединений, агорода обогащаются храмами. Так, по мнению Н.А. Трофимчука, динамичный ростуровня религиозности населения привел к тому, что во всех конфессиях произошёлнаплыв неофитов (новообращенных). Многие из них имеют смутное представление обосновах вероучения и о канонических нормах той религии, к которой они недавнообратились, тем не менее, проявляют максимализм требований по отношению кединоверцам, нетерпимость к инаковерующим и неверующим, что порой нарушаетстабильное развитие религиозной жизни, порождает внутренние конфликты.
Помимотрадиционных религий, появляется целое множество совершенно новых для России,неизвестных, а порою и разлагающих общество религиозных организаций. На улицахи площадях, подземных переходах и продовольственных рынках рыскают люди готовыепредложить свое учение каждому желающему (а часто и вовсе нежелающему того). Неумалимо растет число так называемых тоталитарных сект, деструктивных культов исепаратистки настроенных сообществ от чего страдают тысячи людей от маленькихдетей до ветеранов войны.
Всеэто, вызывает большой интерес к проблеме взаимоотношений религиозных объединенийс гражданами и государством, как у всего общества в целом, так и у меня вчастности.
Настоящаякурсовая работа включает в себя пять глав.
●В главе первой делается попытка охарактеризовать религиозные объединения спозиции норм закрепленных законом и дать оценку тому положению, котороезанимают религиозные объединения в жизни современного российского общества.
●Вторая глава раскроет секрет создания, регистрации и ликвидации религиозныхобъединений, поможет разобраться в государственных органах занимающихсяподобными проблемами.
●В третьей главе изложен ответ по вопросам, касающимся прав и обязанностей религиозныхобъединений, установленных законодательством Российской Федерации.
●Четвертая глава расскажет об источниках права (как Российской Федерации, так имеждународных) закрепляющих конституционно-правовой статус религиозныхобъединений.
●В главе под номером пять делается попытка рассмотреть возможность привлечения кответственности за нарушения законодательства о религиозных объединениях вчастности и о свободе совести вообще.
Источники,используемые для написания данной курсовой работы весьма разнообразны. Здесьстоит упомянуть:
— учебники конституционного права
— законодательствоРоссийской Федерации
— нормативные акты международного права
— научные статьи различных правоведов и прочих деятелей науки
— публицистика по теме религиозных сект
— научная диссертация на тему «Проблемы реализации права на свободу совестисубъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федеральногообщества».

1.Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ
Сутьпонятия «религиозное объединение» раскрывает федеральный законРоссийской Федерации «о свободе совести и религиозных объединениях»Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: «Религиознымобъединением в Российской Федерации признается добровольное объединение гражданРоссийской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающихна территории Российской Федерации, образованное в целях совместногоисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой целипризнаками:
вероисповедание;
совершениебогослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучениерелигии и религиозное воспитание своих последователей».
Рольрелигиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себямножество аспектов, таких как организацию духовного развития личности,поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству,веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание иформирование мировоззрения молодежи.
Насегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Нарядус прочими конфесиями наиболее крупными по числу последователей традиционносчитаются Православие и Ислам, что в прочем не мешает бурному развитиюдеятельности других религиозных объединений (в соответствии с выборочнымопросом, проведенным в 2001г., верующих 55% респондентов, неверующих – 33%,среди верующих большинство христиан, мусульман – 5%, сторонников некоторыхдругих религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобноемногообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется КонституциейР.Ф., которая гласит:
«Религиозныеобъединения отделены от государства и равны перед законом.
Каждомугарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая правоисповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или неисповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные ииные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Однакоже в последние годы все чаще говорится о взаимодействии государства и религии,по этому поводу Главным управлением Минюста России по г. Москве и Институтомгосударственно–конфессиональных отношений и права был разработан проектКонцепции государственной политики в сфере отношений с религиознымиобъединениями в Российской Федерации. Одним из нововведений в сферегосударственных отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации,становится введения понятия традиционной религиозной организации, чтоучитывает, как считают авторы, широкую зарубежную практику… По их мнению, государствов праве по-разному сотрудничать с религиозной организацией, насчитывающей сотнитысяч или миллионы последователей, и религиозной группой из нескольких десятковчеловек…
Оппонентыподобной позиции напоминают о положении Конституции Р.Ф.: «Религиозные объединенияотделены от государства и равны перед законом».
Начто со стороны защитников понятия «традиционной религиозной организации»приводятся следующие аргументы: «равно как и ограниченно дееспособные илинедееспособные граждане не являются менее равными перед законом по сравнению собладающими полной дееспособностью… Так по аналогии права, расширеннаяправосубъектность традиционных религиозных организаций, предполагающаяпреимущественное сотрудничество государства с ними, не противоречитконституционной норме равенства всех религий перед законом».
Внаше время существует и другая проблема противоположного характера. Когда, помнению доктора юридических наук А.Г. Залужного, попытки религиозных организацийвлиять на развитие политической ситуации в стране, привели к появлению опасныхклерикальных тенденций, способных в силу содержащихся в них элементовполитического экстремизма, при определенных обстоятельствах разрушитьгражданский мир в обществе, дополнив религиозный сепаратизм национальным, а также включив в орбиту противоборства противников всякой религии.
Такимобразом, единство во взглядах не наблюдается, не только в среде последователейтех или иных религиозных объединений, но и в среде политологов и ученных, каквпрочем, и в государственном аппарате вообще. Необходимо отметить растущую, скаждым годом, озабоченность подобной темой всех членов Российского общества, внезависимости от возраста, благосостояния и сферы деятельности. Все это говорито том, что религия обретает огромное значение в системе гражданского общества итребует особого внимания со стороны государства.
Норелигиозные объединения играют важную роль не только в политической жизни. Спадением атеистической идеологии религия проникла во многие сферы жизниобщества. И не смотря на то, что установление преимуществ, ограничений или иныхформ дискриминации человека в зависимости от отношения к религии недопускаются, а наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать вофициальных анкетах, принадлежность к той или иной конфесии предусматриваетналичие определенных жизненных принципов гражданина, которые в некоторыхслучаях не могут быть проигнорированы государством. Так на пример ФЗ «обальтернативной военной службе» гарантирует замену военной службы попризыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военнойслужбы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. А в уже упомянутом ФЗ «освободе совести и религиозных объединениях» закреплено: «Тайнаисповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен кответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые сталиизвестны ему из исповеди». Все это указывает на особое внимания, состороны государства, к тонким нюансам религиозного мировоззрения граждан.
Такимобразом можно сделать вывод что, понятие «религиозное объединения»включает в себя три признака:
— вероисповедание
— совершениебогослужений, других религиозных обрядов и церемоний
— обучениерелигии и религиозное воспитание своих последователей,
приусловии что:
— этоне противоречит законам Российской Федерации
— членыобъединения проживают на территории РФ на законных основаниях.
Рольрелигиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельностьрелигиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п.,может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственныхорганов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений,так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных совзаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, ирадикальность во взглядах последователей религиозных объединений.
Новсе это будет верно определенно лишь по отношению к традиционным религиям. Чтокасается религиозных объединений вообще(особенно сектантских) то можно сказатьчто, в большинстве случаев их роль заключается только лишь в удовлетворениипсихологических потребностей как таковых, вне зависимости от того, несут ониобъективную пользу самому человеку, состоящему в подобного рода объединении, обществукак таковому и государству вообще. Стоит упомянуть и тот факт, что насегодняшний день, большинство из известных сект не только не несут благогосударству, но и напротив наносят непоправимый вред его гражданам, искажаямировоззрение и способность самостоятельно и адекватно оценивать собственноеположение в обществе. Не смотря на паразитирующий характер подобных религиозныхобъединений, приостановление их деятельности является весьма затруднительной состороны правоприминителей, что является прямым следствием несовершенстваотечественного законодательства, подробнее об этой проблеме речь пойдет в главе5 данной курсовой работы.
2.Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в России
Начинаяэту главу, считаю необходимым вспомнить тот факт, что религиозные объединениямогут существовать в двух видах, а именно:
— религиозная группа
— религиозная организация.
Религиознаягруппа представляет собой «добровольное объединение граждан, образованноев целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющеедеятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособностиюридического лица».
Религиознаяорганизация подразумевает под собой тот же смысл, за исключением того факта,что для ее создания требуется определенное число последователей игосударственная регистрация. Все это обуславливается тем, что религиознаяорганизация, в отличие от религиозной группы, представляет собой юридическоелицо, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Длясоздания религиозной группы требуется только лишь желание самих участниковгруппы. Религиозная группа является, как правило, первой ступенью к созданиюрелигиозной организации.
Длясоздания религиозной организации существует ряд установленных закономтребований:
1)Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти гражданРоссийской Федерации, объединенных в религиозную группу.
2)Наличие подтверждения, о ее существовании на данной территории на протяжении неменее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, илиподтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организациитого же вероисповедания, выданное указанной организацией.
Учитываято что, закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местногосамоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения и его форму,предоставить доказательства существования религиозной группы на территорииРоссийской Федерации в течение определенного срока бывает деломзатруднительным. Существует несколько путей решения этой задачи. Как правило, доказательствасроков существования религиозной группы должны предъявляться в орган местногосамоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации иместного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивныхматериалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных формдоказательства.
3) Централизованныерелигиозные организации образуются при наличии не менее трех местныхрелигиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственнымиустановлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречатзакону.
Регистрациярелигиозных организаций производится в соответствии с Федеральным законом«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей».
Решениео государственной регистрации религиозной организации принимается федеральныморганом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрацииобщественных объединений (федеральная регистрационная служба), или еготерриториальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридическихлиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, атакже иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляетсяуполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральныморганом государственной регистрации или его территориальным органом решения осоответствующей государственной регистрации.
Религиознойорганизации может быть отказано в регистрации исключительно в пяти случаях:
— цели и деятельность религиозной организации противоречат законам РФ
— создаваемая организация не признана в качестве религиозной
— устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законов РФ
— ведином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организацияс тем же наименованием
— учредитель (учредители) неправомочен.
Религиозныеорганизации могут быть ликвидированы:
—  по решению ихучредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
—  по решению суда вслучае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РоссийскойФедерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов
—  в случаесистематического осуществления религиозной организацией деятельности,противоречащей целям ее создания (уставным целям).
—  В случаенеоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срокобновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единыйгосударственный реестр юридических лиц религиозная организация может бытьликвидирована по решению суда.
Основаниямидля ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации илирелигиозной группы являются:
+нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
+действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
+принуждение к разрушению семьи;
+посягательство на личность, права и свободы граждан;
+ нанесениеустановленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровьюграждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностьюнаркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иныхпротивоправных действий;
+склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказаниямедицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
+воспрепятствование получению обязательного образования;
+принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц котчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
+воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, еслиесть опасность реального ее исполнения, или применения насильственноговоздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина изрелигиозного объединения;
+побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданскихобязанностей и совершению иных противоправных действий.
Государственнаярегистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется всрок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных вустановленном порядке документов.
Правоспособностьликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, аимущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ееуставом и гражданским законодательством Российской Федерации.
3.Права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ
ЗаконодательствоРоссийской Федерации предоставляет для религиозных объединений большиевозможности. Статья 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести,вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно сдругими любую религию или не исповедовать никакой, свободу выбирать, иметь ираспространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Вправа религиозной группы, на основании ФЗ «о свободе совести и религиозныхобъединениях» входят совершение богослужений, других религиозных обрядов ицеремоний, а также осуществление обучения религии и религиозного воспитаниясвоих последователей.
Религиозныеорганизации имеют более широкий перечень прав. Среди прочих можно выделитьследующие права, принадлежащие религиозным организациям:
1)Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания исооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений,молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
2)Беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемониив культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иныхместах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местахпаломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, накладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
3) Проводитьрелигиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детскихдомах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в нихграждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.
4)Производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространятьрелигиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметырелигиозного назначения.
5)Осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путемучреждения благотворительных организаций.
6)Создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другиеучреждения, а также учреждать средства массовой информации. Создаватьучреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательныеучреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
7)Устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, приглашатьиностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числепроповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствиис федеральным законодательством.
8)Обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими засчет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями илипереданное религиозным организациям в собственность государством либоприобретенное иными способами, не противоречащими законодательству, иметь направе собственности имущество за границей, а так же использовать для своих нуждземельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными,муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, всоответствии с законодательством Российской Федерации.
9)Осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственныепредприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
10)Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключатьтрудовые договоры (контракты) с работниками.
Религиозныеорганизации обладают и иными правами, предусмотренными ФЗ «о свободесовести и религиозных объединениях» и ФЗ «о не коммерческихорганизациях».
Вобязанности религиозных организаций входит:
v Религиознаяорганизация обязана указывать свое полное наименование при осуществлениидеятельности.
v Религиознаяорганизация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственнойрегистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федеральногозакона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей». Неоднократное непредставление религиозной организациейв установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений вединый государственный реестр юридических лиц, является основанием дляобращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации,в суд с требованием о признании данной организации прекратившей своюдеятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единогогосударственного реестра юридических лиц.
v Ежегодноинформировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, опродолжении своей деятельности.
v Религиознаяорганизация действует на основании устава, где указывается:
наименование,место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случаепринадлежности к существующей централизованной религиозной организации еенаименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания ипрекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядоких формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иногоимущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядокраспоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения,относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
Обязанностирелигиозной организации лежат только лишь на организации в целом какюридическом лице и не распространяются на ее последователей.
Религиознаягруппа не имеет обязанностей перед государством, за тем исключением, что она недолжна действовать вопреки конституции и законодательству РФ, и выступает каксообщество единомышленников, связанных между собой единой целью — исповедания ираспространения веры.
4.Гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ
Последолгих лет антирелигиозной политики Советского Союза, с момента принятия ЗаконаРСФСР от 25.10.1990 №267-1 «О свободе вероисповеданий», началасьновая эра в развитии государственно-конфессиональных отношений нашей страны.Выше упомянутый закон впервые за много лет определил основы правового статусарелигиозных объединений. Принятие Конституции РФ закрепило признание рядамеждународных договоров в области права и в частности основ религиозногостатуса. А в 1997 году был принят Федеральный закон ФЗ «о свободе совестии религиозных объединениях». Таким образом, в девяностых годах прошлоговека была сформирована правовая основа деятельности религиозных объединений вРоссии. При этом впервые в истории России общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры стали частью правовой системыРоссийской Федерации.
Самымглавным нормативно правовым актом, регулирующим правовой статус религиозныхобъединений является Конституция РФ 1993 года, которой провозглашена свободасовести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально илисовместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободновыбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать всоответствии с ними (ст.28), религиозные объединения отделены от государства иравны перед законом (ст.14).
Затем, на втором месте позначимости следует выделить международно-правовые акты, в числе которых:
►Всеобщая декларация правчеловека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10декабря 1948 года. Здесь, в частности говорится:
«Каждыйчеловек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободуменять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию илиубеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частнымпорядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков».
►Международный пакт о гражданских и политических правах, из которого следует:
«Никтоне должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или приниматьрелигию или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию илиубеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым дляохраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как иосновных прав и свобод других лиц».
►Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:
«Каждыйимеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободуменять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию илиубеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частнымпорядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов».
►В «Итоговом документе венской встречи 1989 года» закреплено, чтоучастники договора «будут уважать права человека и основные свободы,включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различиярасы, пола, языка и религии. Они также подтверждают всеобщее значение правчеловека и основных свобод, уважение которых является существенным фактороммира, справедливости и безопасности, необходимых для обеспечения развития дружественныхотношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами».
Несмотряна то, что в приведенных выше актах не упоминаются религиозные объединения кактаковые, все же нормы продиктованные положениями вышеперечисленных документоврегламентируют права религиозных объединений и указывают на их обязанности.
Далееследует выделить не рас упомянутый в данной курсовой работе Федеральный закон«о свободе совести и религиозных объединениях». В приведенном законенаиболее полно изложен правовой статус религиозных объединений РоссийскойФедерации. С момента его принятия не утихают споры о том, что данный нормативноправовой акт противоречит Конституции РФ, которая устанавливает равенство всехрелигиозных объединений перед законом. В преамбулу закона вписаны следующиестроки "…признавая особую роль православия в истории России, в становлениии развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм,иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть историческогонаследия народов России…". Некоторые исследователи указывают на тот факт,что подобным указанием на «особую роль православия» и переченьпризнанных государственных религий, закон ущемляет правовое положение другихрелигиозных объединений не входящих в этот список.
Здесьвновь встает вопрос о признании существования в России понятия «традиционнойрелигии». Директор института государственно-конфессиональных отношений иправа И.В. Понкин, являясь защитником подобного подхода, говорит о том, чтодифференциация всего массива существующих религиозных объединений по временисоздания, численности приверженцев и распространению по территории страныявляется справедливым шагом и присуща законодательствам многих стран(в томчисле большого количества европейских).
Также правовой статус религиозных объединений раскрывает Федеральный закон «оне коммерческих организациях», где изложены следующие положения:
«Общественнымии религиозными организациями (объединениями) признаются добровольныеобъединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основеобщности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальныхпотребностей.
Общественныеи религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскуюдеятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Участники(члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют правна переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе начленские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций(объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций(объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают пообязательствам своих членов».
Особенностиправового положения религиозных объединений закреплены также другимнормативно-правовыми актами, такими как гражданский кодекс РФ, административныйкодекс РФ и прочими, но все они по существу только лишь дублируют приведенныевыше акты.
Взаключении можно сделать вывод, что религиозные объединения имеют достаточно «расплывчатый»конституционно-правовой статус, нормы регулирующие вопросы, касающиеся ихстатуса не всегда последовательны, а порою и противоречивы. Россия стоит напороге перехода к признанию традиционной религии, когда все религиозныеобъединения равны перед законом, но все же одна из них имеет законодательнозакрепленный статус традиционной. Какое отражение данные проблемы найдут взаконодательстве России, покажет время.
5)Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации орелигиозных объединениях.
Общеизвестно, чтоэффективность правового регулирования во многом зависит от совершенстваправовой основы, четкости предписаний, наличия развитой системызаконодательства, ориентированную на защиту данного конституционногогарантированного права, многообразие и сложность общественных отношений,связанных с реализацией гражданами РФ права на свободу совести, требуетразностороннего правового регулирования.
Во-первых,за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединенияхпредусмотрена конституционно-правовая ответственность. А именно ликвидациярелигиозных объединений и запрет на их деятельность, в случаях предусмотренныхзаконом (о чем подробно изложено в главе второй).
Вообще, нарушениязаконодательства о религиозных объединениях могутсовершаться с двух сторон, в зависимости от субъекта правонарушения:
I. когдаправонарушения совершаются в отношении прав религиозных объединений
II.  когда субъектом правонарушенияявляются сами религиозные объединения
В первом случае правонарушениеможет выражаться в самых различных формах, но наиболее общественно опаснымявляется воспрепятствование реализации права на свободу совести ивероисповедания. Ответственность за подобное преступление прямо закреплено вУголовном кодексе РФ:
«Незаконноевоспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершениюрелигиозных обрядов наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублейили в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шестимесяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом насрок до трех месяцев».
Занарушения прав верующих в более легких формах, не несущих общественнойопасности правонарушитель несет ответственность в соответствии садминистративным кодексом РФ:
«Воспрепятствованиеосуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числепринятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению врелигиозное объединение или выходу из него, — влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; надолжностных лиц — от трехсот до восьмисот рублей.
Оскорблениерелигиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков иэмблем мировоззренческой символики влечет наложение административного штрафа награждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей».
Чтоже касается второго варианта развития событий, то здесь все намного сложнее.Например, формула статьи 148 УК РФ вовсе не подразумевает, что право на свободусовести и вероисповеданий может совершаться самими религиозными объединениями.А ведь на практике такое встречается весьма часто. На пример воспрепятствованиевыходу из тоталитарных сект. Если оно не сопряжено с деяниями, содержащими всебе все признаки иных составов преступления, то такое явное воспрепятствованиеосуществлению права на свободу совести и вероисповедания остается безнаказанным. В кодекс также вписана статья 239 «Организация объединения, посягающегона личность и права граждан», где в свою очередь указанно:
«Созданиерелигиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена снасилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо спобуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или ксовершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением…
Участиев деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний,предусмотренных частью первой настоящей статьи…». Но здесь складываетсяопять же интересная ситуация. Статья перечисляет правонарушения, за которые впринципе можно было бы наказать и без специально придуманной на то уголовнойнормы. То есть – насилие над гражданами, причинение вреда их здоровью,побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, совершениепротивоправных деяний… – запрет на подобные деяния можно увидеть и в прочихстатьях УК РФ. Разница лишь в том, что законодатель в этом случае предусмотрелответственность за создание организации занимающейся подобной деятельностью, ноне более того. Дело в том, что нигде не говорится об уголовной ответственностирелигиозных объединений именно за воспрепятствование осуществления права насвободу совести граждан. Ведь нарушать это право можно и без насилия ипричинения вреда здоровью. Так, например, удерживать человека в тоталитарнойсекте можно путем «одурманивания», подмены адекватного миропонимания– выдуманным (тем, который выгоден адептам секты), подобные примеры хорошоизвестны и напоминают принцип действия гипноза, с той только разницей что «зомбирование»человека длится по нескольку месяцев, а то и лет.
Вообщеесли говорить о законодательстве нашего государства, то его нормы в большинствесвоём охраняют права самих религиозных объединений (и очень часто эти нормыдействуют не в пользу «традиционных» для нас конфессий), при этом,совершенно забывая о том, что большинство правонарушений совершаются как разрелигиозными объединениями в отношении прав граждан.
Уголовныйзакон почти всегда встает на сторону религиозных групп и организаций, и лишь вничтожном числе случаев может служить защитой от неправомерных действийподобного рода сообществ.
Напримере «Религиозной организации Свидетелей Иеговы в России» можносделать вывод, что проблема деструктивных культов в России не решена. В 1997году эта организация была классифицирована как деструктивная религиознаяорганизация в следующих документах: Аналитический вестник Государственной думыРФ «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозныхорганизаций». Еще в 1996 году: Постановление Государственной Думы РФ «Обобращении Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации»К президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействиянекоторых религиозных организаций на здоровья общества, семьи, граждан России";Информационный материал Министерства здравоохранения и медицинскойпромышленности РФ «К докладу о социально-медицинских воздействияхнекоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерахобеспечения помощи пострадавшим». Но никаких действий от исполнительнойвласти России в связи с этим решением не последовало.
Несмотряна всю плачевность сегодняшнего положения дел, есть люди, которых все этоустраивает. На пример С.С. Шабалина заявляет следующее: «На данномисторическом этапе нецелесообразно „наводить порядок“ в сложившейсяситуации, так как это может привести к „беспорядку“. То есть, помнению Шабалиной никакого „беспорядка“ нет, но в дальнейшем к нему насможет привести тяга „наводить порядок“ — интересное заявление, неттак ли?
Но всябеда в том, что количество тоталитарных сект, начиная с распада СоветскогоСоюза растет с каждым годом и при этом на федеральном уровне не сделанопрактически никаких шагов к решению этой проблемы, за исключением принятияФедерального закона „о свободе совести и религиозных объединениях“.
Да,борьба за „людские души“ идет на местном уровне (правда не всегдауспешно), но этого крайне мало. Государству нужна четкая, систематизированнаяпрограмма на уровне всей Федерации в целом, ведь невозможно регулироватьситуацию только лишь актами субъектов, притом, что эти акты должны иметьвзаимосвязь с актами федерации – это просто замкнутый круг. И если подобныепроблемы не будут решены в ближайшее время, то, что сможет защитить наши права.

Заключение
Историческисамая древняя форма государственно-правовой дискриминации — религиознаядискриминация, которая выражалась в отсутствии права исповедовать иную религию,кроме господствующей в данном государстве. Требования отмены религиознойдискриминации вело к веротерпимости — первой ступени на пути свободы совести.
Вусловиях нашего государства тяга законодателей и правоприминителей к „излишнейверотерпимости“ приводит на практике к не утешительным результатам –произволу чиновников и противоправству религиозных объединений.
Взаключение настоящей курсовой работы можно сделать следующие выводы:
ü Религиозноеобъединение может быть как религиозной организацией, так и религиозной группой.Религиозная организация – это, прежде всего юридическое лицо, представляющеесобой вид некоммерческой организации, а религиозная группа – всего лишь группалюдей связанных между собой единой целью (исповедания веры).
ü Порядок созданияи ликвидации религиозных объединений регулируется Федеральным Законом „Освободе совести и религиозных объединениях“.
ü Права и обязанностирелигиозных объединений устанавливаются Федеральным Законом „О свободесовести и религиозных объединениях“, Федеральным Законом „о некоммерческих организациях“ и некоторыми другими актами.
ü Гарантииправового статуса религиозных объединений закреплены Конституцией РоссийскойФедерации, а также многими международно-правовыми актами и федеральнымизаконами.
ü Ответственностьза нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединенияхпредусмотрена уголовным кодексом и кодексом об административныхправонарушениях.
Какбудет развиваться ситуация в дальнейшем покажет время. Сейчас, с уверенностьюможно сказать только то, что Российскому законодательству о свободе совестинужна срочная доработка. Было бы не лишним создать комитет по проверке инадзору за нетрадиционными религиозными объединениями. Где особое вниманиеуделялось бы деструктивным религиозным культам, со всеми вытекающими от сюдапоследствиями… Государству придется признать ведущую роль „традиционнойрелигии“ и в дальнейшем взаимодействовать с ней в области формированиякультуры, нравственности, патриотизма и т.п. Но чем больше медлитправительство, тем больше страдают граждане России. И возможно, в будущем,через много лет, у нас в итоге появится четкая государственная политика поэтому вопросу, но только уже вместо храма Христа Спасителя будет стоятьязыческий истукан, а в школах вместо основ православной культуры будутпреподавать основы „живой этики“.
Ну, ав финале всего выше сказанного, хотелось бы вспомнить слова великого мультипликационногогероя и направить их в адрес всех российских конфессий: „Ребята, давайтежить дружно!“

Списоклитературы
1. Конституция Р.Ф.1993
2. Всеобщаядекларация прав человека // от 10 декабря 1948 года
3. Европейскаяконвенция о защите прав человека и основных свобод // от 4 ноября 1950 года
4. Международныйпакт о гражданских и политических правах // от 16 декабря 1966 года
5. Итоговый документвенской встречи 1989 года председателей государств-участников совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положенийзаключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после // от 15 января 1989
6. Уголовный КодексРФ
7. АдминистративныйКодекс РФ
8. Ф.З. „Освободе совести и религиозных объединениях“
9. ФЗ „обальтернативной военной службе“
10.  ФЗ „О некоммерческихорганизациях“
11.  Методические рекомендации оприменении органами юстиции некоторых положений ФЗ „О свободе совести и орелигиозных объединениях“
12.  Письмо Главного управления МинюстаРоссии по г.Москве от 19.06.2001 № 4-5/8176-01
13.  Боглай М.В. Конституционное право РФ;учебник для вузов и фак. Норма – Инфа М. 2004
14.  Козлова Е.И. Конституционное правоРоссии // учебник для вузов М. 2006
15.  Десять лет по пути свободы//Проблемыреализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозныхобъединений: Мат-лы науч.-практ. семинара/Под ред. А.В. Пчелинцева и Т.В.Томаевой. – М., 2002
16.  А.Г. Заглужный Правовые вопросыформирования государственной политики в сфере свободы совести//Право и политика№3 2007г
17.  Л.В. Осипова Правовое регулированиестатуса религиозных объединений// Современное право №3 2008
18.  И.В. Понкин Традиционные религии:правовой статус // Свободная мысль 2007
19.  Терлоев З.С. Механизмыадминистративно-правового регулирования свободы совести в РФ//Вопросыгуманитарных наук №2 2006
20.  Нутрухин Р.В. Проблемыуголовно-правовой ответственности за нарушение норм о свободе совести ивероисповедания// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник трудовкафедры философии МПГУ. – М. 2002. – Вып. Х
21.  С.С.Шабалина Проблемы осуществленияконтроля за деятельностью религиозных объединений // Конституционное имуниципальное право №13 2008
22.  А.И.Стороженко А.М.МакароваПсевдохристианский деструктивный культ. Свидетели Иеговы // Санкт-Петербург2007
23.  Белявский Д.С. Проблемы реализацииправа на свободу совести субъектов Российской Федерации, находящихся в пределахЮжного федерального общества // Дис. Канд. Юридических наук 12.00.02 Ставрополь2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.