Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционно-правовой статус депутата

Содержание
Введение
1.Парламентарий: понятие, принципы деятельности
2.Правовая основа статуса парламентария
3.Начало срока деятельности и прекращения полномочий
4.Политико-правовая природа мандата парламентария
5.Гарантии деятельности парламентария
6.Ограничения, связанные с деятельностью парламентария
7.Конституционно-правовые вопросы ответственности парламентария
Заключение
Списоклитературы

Введение
Идеянародного представительства на территории России получила свое первоначальноеразвитие в эпоху царствования Екатерины II, когда с Запада в Россию началипроникать либеральные идеи: теории разделения властей, теории естественногоправа и теории общественного договора. Позднее указанные идеи были оформлены внекое подобие теории парламентского государственного устройства России в трудахМ.М. Сперанского, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля, и других авторов.
Всовременный период государственная власть представляет собой систему особыхобщественных отношений и деятельности государственных органов, котораяосуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена насоздание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека игражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля.Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средствавоздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функциигосударства обусловливает наличие как специальных органов государства, так иприменяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство,на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цельгосударственной деятельности.
Всвязи с этим значимость парламентаризма как конституционно-правового институтатрудно переоценить. Теория парламентаризма как составляющая часть наукиконституционного права переживает сейчас период бурного развития. Ее задача — указать верные ориентиры в совершенствовании деятельности законодательныхорганов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросыконституционно-правового статуса депутата как народного избранника ипредставителя в органах власти.
Рассмотримподробнее вопросы, касающиеся статуса парламентария в Российской Федерации

1. Парламентарий:понятие, принципы деятельности
Спринятием Конституции РФ 1993 г. в России сформировался двухпалатныйзаконодательный орган — Федеральное Собрание РФ. По аналогии со многимизарубежными странами палаты Федерального Собрания РФ имеют разные полномочия. Всоответствии с Конституцией РФ Государственная Дума принимает законы, а СоветФедерации их рассматривает и утверждает. Приведенные особенности обусловленыразличной природой представительства палат. Если Государственная Дума формальнопризнана органом общенационального представительства, то Совет Федерацииявляется палатой, представляющей субъекты РФ.
ЧленомСовета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации,уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формированияСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять вСовете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законодательные ииные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящимФедеральным законом.
ДепутатомГосударственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в ГосударственнойДуме Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иныеполномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральнымзаконодательством.
Часть1 статьи 97 Конституции РФ определяет круг лиц, обладающих пассивнымизбирательным правом на выборах в Государственную Думу, т.е. лиц, из числакоторых могут избираться депутаты Государственной Думы и которые, будучиизбраны, могут состоять ее членами.
Первоетребование, которое Конституция предъявляет к таким лицам, — это наличие у нихроссийского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды)избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Прекращение удепутата гражданства Российской Федерации влечет погашение его депутатскогомандата и открытие в Государственной Думе вакансии. В то же время Конституцияне предусматривает никаких последствий для депутатского мандата, которые бывытекали из наличия, появления или обнаружения у депутата иного гражданства илииных гражданств. Конституция не возражает против того, чтобы лицо, у которогокроме российского гражданства имеется иное гражданство или иные гражданства,могло быть избрано в Государственную Думу и оставаться в ее составе. Однакодействующий избирательный закон, регулирующий выборы в Государственную Думу,стоит на иной позиции.
Второеконституционное требование — достижение установленного возраста. Возрастнойценз для депутатов Государственной Думы составляет 21 год. Из текстаКонституции можно сделать вывод, что этот возраст должен быть достигнут непозднее дня голосования, ибо именно в этот день лицо может быть избранодепутатом. В ст. 60 Конституции сказано, что гражданин Российской Федерацииможет самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18лет, однако в указанной статье установлена норма, специальная по отношению кобщей норме ст. 60, а потому имеющая преимущество.
Третьетребование — наличие активного избирательного права. В самой Конституции оноцелостным образом не сформулировано. В ч. 1 и 2 ст. 32 сказано лишь, чтограждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственнои через своих представителей, избирать и быть избранными в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать вреферендуме. Согласно ч. 3 этой статьи, не имеют права избирать и бытьизбранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся вместах лишения свободы по приговору суда.
Согласно ч. 3 ст. 5, гражданин РФ, проживающий илинаходящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами еетерритории, обладает равными с иными российскими гражданами правами на выборахдепутатов Государственной Думы, а российские дипломатические представительстваи консульские учреждения обязаны оказывать ему содействие в реализации егоизбирательных прав. И эта норма стала уже во многом декларативной. Дело в том,что 25 июля 2006 г. ФЗ N 128-ФЗ визлагаемую статью включил ч. 4.1, согласно которой не имеет права бытьизбранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, имеющий гражданствоиностранного государства либо вид на жительство или иной документ,подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территориииностранного государства. Запрет избрания в Государственную Думу российскихграждан, не состоящих в иностранном гражданстве, но имеющих право постояннопроживать за границей, никакой основы в Конституции не имеет. Под этот запретмогут, в частности, подпасть бизнесмены, научные работники, работающие заграницей по контракту, студенты и аспиранты зарубежных вузов и другие граждане,чья лояльность в России не опорочена. Ведь, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции,государство гарантирует гражданам равенство прав и свобод независимо, средипрочего, от места жительства.
Конституцияне определяет, может ли выдвигаться и регистрироваться кандидатом в депутатыГосударственной Думы лицо, которое в начале избирательной кампании не отвечаеткакому-либо из указанных в комментируемой части требований, но в деньголосования будет этому требованию отвечать. Думается, на этот вопрос следуетответить утвердительно, в случае если соответствие требованиям в деньголосования гарантировано, ибо речь идет о требованиях не к кандидату вдепутаты, а к депутату Государственной Думы. Соответственно часть 2 ст. 5упомянутого ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы установила, чтодепутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 годана день голосования.
Запрещаетсяодновременное нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания. Этоестественно вытекает из смысла двухпалатной структуры парламента,предполагающего в качестве общего правила раздельную работу палат иопределенное уравновешивание полномочий одной палаты полномочиями другой.Отсюда следует, что в случае, когда член одной палаты избран или по какому-либозаконному основанию вошел в состав другой, его полномочия в первой палатепрекращаются, если он не отказался от мандата в другой палате. Каждый депутатГосударственной Думы независимо от того, баллотировался он в общефедеральнойчасти федерального списка кандидатов или в региональной группе, представляетвесь российский народ. Это прямо вытекает из положений ч. 2 ст. 1 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации», который конкретизируетконституционные положения, не выходя за их рамки.
Парламентарийосуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Этотпринцип говорит лишь о том, что работа депутатов в парламенте является единственнымвидом их трудовой деятельности, они осуществляют свою деятельностьпрофессионально, получая за эту работу ежемесячное денежное вознаграждение,денежные поощрения и иные выплаты.
Нетнеобходимости доказывать, какое огромное значение имеет компетентностьдепутатов для их эффективной работы и деятельности Федерального Собрания вцелом. И тем не менее до настоящего времени допускается отождествление понятий«компетентность» и «профессионализм», хотя последние является лишь составнойчастью первого.
Компетентностьдепутатов слагается из их общей и специальной подготовленности. Общаяподготовленность включает в себя образование, культурный уровень, жизненныйопыт, гражданскую смелость, чувство нового и т. д. Специальная подготовленностьслагается из глубокого знания правового статуса, основных прав и форморганизации и деятельности парламента; необходимого знания депутатами своихправ и обязанностей, форм своей деятельности; уровня политической ипарламентской культуры. Архиважным в этом наборе является умение делать законы.Кроме того, депутаты обязаны основательно знать государственное(конституционное) право России и зарубежных стран, опыт работы зарубежныхпарламентов.[1]
Несмотряна очевидность политической составляющей в деятельности палат ФедеральногоСобрания РФ, равно как и любого другого парламента, все-таки доминирующими дляних должны быть вопросы разработки и принятия законов. Именно на это ихнацеливает Конституция Российской Федерации. Несмотря на всю важностьпарламента как органа, согласования различных политических интересов,профессиональный парламент — это не клуб политиков, это собраниепрофессионалов, способных разработать, принять закон и обеспечить егопроведение в жизнь. При этом профессионализм депутатов должен проявляться нестолько в отражении политики соответствующей партии в конкретном законе, скольков отражении воли своих избирателей, народа Российской Федерации.
Натаком понимании сути парламентской деятельности основывается позиция рядаправоведов о принципе равенства прав депутатов и недопущении установленияпреимуществ депутатских объединений по отношению к депутатам.
ЧленСовета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этическиенормы.

2.Правовая основа статуса парламентария
Правоваябаза деятельности парламентариев является многоуровневой. Статус парламентарияи ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаютсяКонституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектовРоссийской Федерации.
НормыКонституции России, регулирующие правовой статус парламента в целом ипарламентария в частности, можно подразделить на два блока — общего испециального характера. В свою очередь, нормы второго блока подразделяютсяследующим образом: закрепляющие процедуру формирования, процедуры деятельности,полномочия парламентариев, способы взаимоотношения с иными органами власти.[2]
Кконституционным нормам первого, общего блока можно отнести характеристикуРоссийской Федерации как демократического, правового государства, среспубликанской формой правления, государственная власть в которомосуществляется по принципу разделения властей (ст. 1, 10, 11 Конституции РФ). Всистеме органов, осуществляющих государственную власть, Конституция (ч. 1 ст.11 и гл. 5) закрепляет место Федерального Собрания непосредственно вслед заПрезидентом — главой государства. Помимо гл. 5 Конституция закрепляет основывзаимодействия Федерального Собрания с Президентом (гл. 4), Правительством (гл.6), судебной властью (гл. 7).
Ковторому блоку можно отнести нормы, непосредственно касающиеся деятельностипарламентария. Так, ст. 97 ч.1 устанавливает общие требования к лицам,избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижениеустановленного возраста и обладание активным избирательным правом. Статья 98 ч.1 устанавливает одну из важнейших гарантий деятельности парламентариев — неприкосновенность (иммунитет), которая является составным элементом статусапарламентария. Закрепление Конституцией норм, являющихся своеобразным изъятиемиз установленного ею принципа равенства прав, свобод и обязанностей граждан РФ,их равенства перед законом и судом, обусловлено необходимостью обеспечениябеспрепятственного и эффективного осуществления парламентариями специальныхпубличных функций. Прежде всего, речь идет о функциях представительства народав управлении делами государства, которые должны быть гарантированыгосударством.
Законодательноерегулирование правового статуса нашло отражение в развернутой системефедеральных законов. Так, Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)определяются права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации идепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ихпомощников, сроки действия полномочий, предусматриваются основные правовые исоциальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.
КогдаКонституционный Суд РФ разбирает конфликты в области права, регулирующегодеятельность Федерального Собрания и его палат, нельзя исключать опосредованноевлияние его решений на парламентские процедуры, в том числе и вовзаимоотношениях палат парламента и иных органов власти. Из решенийКонституционного Суда, имеющих значение в этой сфере, отметим следующие: положениеоб общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы,необходимое для определения результатов голосования; положение об общем числедепутатов в обеих палатах, истолкованное как предусматривающее голосованиераздельно по палатам и определение его результатов соответственно численностикаждой палаты (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П «По делу о толковании статей 103 (части 3), 105 (частей 2 и 5), 107 (части 3), 108(части 2), 117 (части 3), 135 Конституции РФ»); процедуру обязательногорассмотрения в Совете Федерации федерального закона не позднее четырнадцатидней после его передачи Государственной Думой; квалификация федеральногозакона, не рассмотренного Советом Федерации в течение четырнадцати дней как неодобренного верхней палатой парламента (Постановление Конституционного Суда от23 марта 1995 г. N 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи106 Конституции Российской Федерации») и т.д.
Кчислу имеющих нормативный характер относятся постановления, посредством которыхутверждаются различные положения о деятельности палат. Особую роль среди актовпалат играют утвержденные их постановлениями регламенты. Регламент являетсяодним из видов подзаконных актов. Поэтому если выстраивать иерархию названныхвыше актов, то она должна выглядеть так: конституция, закон, регламент. Приэтом думается, что если конституция и законы не имеют временных ограничений,действие регламента целесообразно ограничивать сроком полномочий парламента илиего палат конкретного созыва. В этой связи желательно, чтобы содержащиеся в немправовые нормы действовали в течение такого временного периода. Нормырегламентов не могут противоречить федеральным конституционным законам ифедеральным законам. Изменения названных нормативных правовых актов,затрагивающие положения, фиксируемые в регламентах, должны получать в последнихадекватное отражение. Федеральные законы воздействуют на содержание регламентовне только в юридическом плане, но и с позиций направлений внутренней политики,воплощаемых в законодательстве, закрепляемых в нем ориентиров развитиягосударства и общества.[3]
Внастоящее время Государственная Дума и Совет Федерации организуют свою работу,исходя из принятых ими собственных регламентов. Значение этих актов особенновысоко из-за отсутствия специального закона о российском парламенте, а такжезакона о порядке принятия законов федерального уровня. РегламентыГосударственной Думы и Совета Федерации представляют собой универсальныенормативные акты, регулирующие весьма широкий спектр внутренней жизни палат — от порядка формирования органов палат до порядка осуществления законодательныхпроцедур и решения иных вопросов, с которыми приходится сталкиватьсяпарламентариям в процессе своей работы. Этим обусловливается практическаязначимость данного вида нормативных актов. Т.о., регламент — средствосамоорганизации палаты, его нормы обязательны для самой палаты, ее органов ичленов, а также всех других государственных органов, участвующих впарламентских процедурах, поскольку основы этих процедур и наиболеепринципиальные их положения закреплены в Конституции РФ.
Всоответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральнымизаконами, Регламентом Государственной Думы определены полномочия парламентария.
Так,депутат Государственной Думы имеет право законодательной инициативы, котороеосуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов ипоправок к ним. Данное право является основным и определяющим в депутатскойдеятельности. Еще одно из прав парламентария — право на прием в первоочередномпорядке должностными лицами, которое заключается в том, что по вопросам своейдеятельности парламентарий может пользоваться первоочередном правом на прием уруководителей и других должностных лиц федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местногосамоуправления, организаций, лиц начальствующего состава Вооруженных Сил РФ.
Кромеуказанных, Закон о статусе депутатов определяет следующие права: право наполучение и распространение информации (ст. 17) — должностные лица аппарата тойили иной палаты в установленном регламентами палат порядке обеспечиваютпарламентария документами, принятыми палатами, печатными изданиями палат,информационными и справочными материалами, в том числе официальнораспространяемыми Администрацией Президента и Правительством РФ,Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами РФ, Счетной палатой,Центральной избирательной комиссией и иными государственными органами; право наобращение парламентария в органы государственной власти, органы местногосамоуправления, общественные объединения и организации, должностные лицакоторых безотлагательно (а при необходимости получения дополнительныхматериалов не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на этообращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения; право навыступление по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации.
Средифедеральных законов о местном самоуправлении и статусе депутата органа местногосамоуправления наиболее важное место занимает Федеральный закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N131-ФЗ, который является рамочным и предусматривает принятие ряда другихзаконодательных актов, как федерального, так и регионального уровня. Нормы,относящихся к статусу депутатов, содержится в законах почти всех субъектовФедерации о местном самоуправлении. Но в одном законе этих норм больше, чем вдругом, степень полноты и конкретности статуса депутата в разных законахнеодинакова. В других законах о местном самоуправлении наряду с некоторыминормами, относящимися к статусу депутата, прямо указано, что статус депутатаопределяется в специальном законе данного субъекта Российской Федерации.
Крометого, подробные разделы о правах и обязанностях депутатов содержатся во многихуставах муниципальных образований или регламентах работы представительныхорганов местного самоуправления.

3.Начало срока деятельности и прекращения полномочий
Всоответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации» срок полномочий члена Совета Федерацииопределяется в соответствии с федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации». Член Совета Федерации — представитель от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерацииизбирается законодательным (представительным) органом государственной властисубъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а приформировании законодательного (представительного) органа субъекта РоссийскойФедерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатовэтого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатногозаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срокаполномочий соответствующей палаты.
ЧленСовета Федерации — представитель от однопалатного законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерациидолжен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания вправомочном составе законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случаедосрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва, а членСовета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерациии член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного)органа государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемого путемротации, — со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представительсоответствующего органа.
Вслучае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителяот законодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации новый член Совета Федерации — представитель от этогооргана должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочийпредыдущего члена Совета Федерации.
Порядокподтверждения начала, а равно прекращения полномочий члена Совета Федерацииопределяется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации. В соответствии со ст. 5 Регламента полномочия члена Совета Федерацииначинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении егополномочий в качестве члена Совета Федерации. Полномочия членаСовета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения оподтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от тогоже органа государственной власти субъекта Российской Федерации./>
Прекращениеполномочий члена Совета Федерации — представителя от органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации, прекратившего существование в качествесубъекта Российской Федерации в связи с образованием нового субъекта РоссийскойФедерации в результате объединения субъектов Российской Федерации,осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим федеральнымконституционным законом.
Всоответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона от 8 мая 1994 г.N 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избранияего депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работыГосударственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочногопрекращения полномочий парламентария.
Полномочиячлена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно вслучаях: письменного заявления парламентария о сложении своих полномочий; избраниячлена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатомзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФили органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органагосударственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначенияна иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ;поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения их в составоргана управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации,осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности,кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; вхожденияпарламентария в состав органов управления, попечительских или наблюдательныхсоветов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственныхорганизаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, еслииное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ; утратычленом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства РоссийскойФедерации либо приобретения гражданства иностранного государства; вступления взаконную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегосячленом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы; вступления в законнуюсилу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутатаГосударственной Думы либо о признании их недееспособными; признанияпарламентария безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основаниирешения суда, вступившего в законную силу; смерти члена Совета Федерации,депутата Государственной Думы.
Попредставлению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочнопрекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание(назначение) членом Совета Федерации. Орган государственной власти субъекта РФвправе не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерациио досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации.
Полномочиядепутата Государственной Думы прекращаются также в случае: роспускаГосударственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции РФ; выходапо личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит.
4. Политико-правовая природа мандата парламентария
Особенности природы депутатского мандата заключается в том, что, с однойстороны, депутат — полномочный представитель народа, с другой — представительгосударственной власти, а с третьей — член коллегиального представительногооргана. Основания и срок действия депутатского мандата имеют важнейшеезначение, так как определяют временные пределы действия депутатского мандата.Не будь этих оснований, разговор о правовом статусе депутата вообще лишался бысмысла. Больше того, демократизм возникновения депутатского мандата — одна изважных характеристик сущности социально-политической природы правового статусадепутата в России.[4]
Выборы в России являются непосредственным выражением суверенной волинарода, способом формирования на подлинно демократических началахпредставительных органов государственной власти. Именно, прежде всего через нихмногонациональный народ России осуществляет принадлежащую ему государственнуювласть. Свободе волеизъявления избирателей корреспондирует добровольностьпринятия гражданином депутатского мандата. Законы о выборах требуют от каждогокандидата письменного заявления о согласии баллотироваться по соответствующемуизбирательному округу, и каждый кандидат в депутаты до выборов может снять своюкандидатуру, оформив свое желание в письменной форме. Практика знает случаи,когда этот вопрос решается в устной форме, что ничем не может быть оправдано. Такимобразом, в основе возникновения депутатского мандата лежат два основания:волеизъявление избирателей; добровольность принятия депутатского мандата.
Решающее значение играет основополагающий принцип правового статусавыборного должностного лица, модели взаимоотношений депутата с избирателями — свободный или императивный мандат.
Императивный мандат предполагает возможность отзыва депутатаизбирателями, если он по ряду причин утратил их доверие (не исполняет наказыизбирателей и свою предвыборную программу, не поддерживает связи сизбирателями, недостаточно эффективно представляет их интересы, совершилдействия, порочащие звание депутата и т.п.). Достоинство этой модели состоит вподдержании связи депутата с избирателями и возможности контроля со стороныизбирателей за деятельностью депутатов.
Согласно модели свободного мандата депутат рассматривается какпредставитель всего народа, а не только своего избирательного округа, и потомуне может быть отозван избирателями своего округа; их наказы не имеют для негообязательного значения. Независимость депутата не является абсолютной исуществует постольку, поскольку способствует его эффективной деятельности вобщегосударственных интересах. При свободном мандате остается ряд формвзаимодействия депутата и избирателей (посещение избирательных округов,информирование депутатом избирателей о своей работе и др.). В случае утратыподдержки избирателей депутат может быть не избран на очередных выборах. Крометого, при свободном мандате к депутату могут быть применены и мерыконституционной ответственности, но не избирателями, а непосредственно органомнародного представительства (например, он может быть лишен мандата по решениюпарламента).
В отличие от конституций советского периода, в целом исходивших изконструкции императивного мандата депутатов Советов и прямо предусматривавшихинститут отзыва депутатов, действующая Конституция Российской Федерации несодержит регулирования этого института прямой демократии, что порождаетнеоднозначные толкования конституционной природы этого института.
Как полагает М.В. Баглай, в Российской Федерации Конституция полностьюобходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство решает егополовинчато. Под императивным мандатом он понимает полномочия, полученныедепутатом от своих избирателей при условии, что тот обязан выполнять их наказыи нести перед ними ответственность за свои действия. В.И. Васильевподчеркивает, что при свободном мандате никто не может заставить депутатанеуклонно следовать настроениям и требованиям избирателей, строго учитыватьменяющееся общественное мнение. В.В. Гашуляк отмечает, что исследователиправового статуса депутата справедливо полагают, что мандат депутатапредставительного органа власти — это свободный мандат, поскольку избиратели невправе определять позиции депутата, не дают ему обязательного наказа, и он несвязан правовыми обязанностями перед избирателями.
Как точно подметил В.Е. Чиркин, при всей положительной оценке свободногомандата важно не забывать, что возникновение этой концепции связано с особымиисторическими условиями, а императивный мандат также имеет некоторыеположительные качества. Возможность досрочного отзыва избирателями заставляетдепутата больше прислушиваться к настроениям народа, активнее работать над собой,изучать право, приемы законодательства и т.д.[5]
До недавнего времени считалось общепризнанным, что императивный мандатдепутата слагается из трех элементов: наказы, отчёты, отзыв. Этого стереотипапридерживаются и сейчас некоторые учёные России, а есть и такие, которые вообщеотрицают императивный мандат. Каждый депутат в соответствии с законами обязанвыполнять волю избирателей и нести перед ними ответственность за свою деятельность,высшим проявлением которой является отзыв депутата. «Свободный мандат» звучитподкупающе демократично, а на самом деле означает, что депутат не обязанследовать воле своих избирателей, нести перед ними ответственность, избирателилишены права его отзыва.
Многие наши учёные и политики считают неприемлемым императивный мандат,утверждают, что право отзыва становится средством давления избирателей нанеугодного, инакомыслящего депутата. Если следовать идее отказа отимперативного мандата, тогда надо отказаться от выборов вообще, так как впроцессе выборов на кандидатов в депутаты также оказывается давление.
Возвращаясь к правовому статусу депутата, нужно отметить следующее.Несмотря на преимущества свободного мандата, такие как дальнейшаяпрофессионализация депутатов, снижение регионального лоббизма, независимостьмнений, представляется, что идеальная формула свободного мандата абсолютнонереальна. Частично это связано с зависимостью депутата от партии, по спискамкоторой он баллотировался в парламент. Именно партии предписывают депутатулинию его политического поведения в парламенте, поскольку обладают всемисредствами принуждения в отношении депутатов, если последние отступают от этойлинии. Таким образом, не приходится говорить о независимости депутата, имеющегосвободный мандат, поскольку депутаты находятся в полной зависимости отполитических партий. Имея свободный мандат, депутат становится полностьюнеподконтрольным избирателям своего округа и полностью зависимым от партийнойлинии или интересов поддержавшей его на выборах группы. Решение этой проблемызаключается в уходе от крайностей императивного и свободного мандатов иразработке смешанной модели депутатского мандата, совмещающей положительныестороны обоих его видов.
Анализ положений Конституции РФ 1993 г. и федерального законодательства показывает, что в России на федеральном уровне действует модель свободногомандата депутата. Императивный мандат установлен в ряде субъектов Федерации имуниципальных образований. В динамичном правовом пространстве России вопрос оправовом статусе депутатов и выборных должностных лиц остается актуальным.
 5.Гарантии деятельности парламентария
Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия исредства, непосредственно и реально обеспечивающие беспрепятственное иэффективное осуществление депутатом своей деятельности в интересах избирателейи государства. Институт гарантий вводится не только и даже не столько радиобеспечения прав и обязанностей депутатов, сколько ради того, чтобы депутатскаядеятельность осуществлялась действительно эффективно и беспрепятственно,приносила наилучшие результаты. Гарантии депутатской деятельности следуетподразделять на шесть видов: политические; организационные; гарантии трудовыхправ; материальные гарантии (индемнитет); неответственность депутата заголосование и выступления по роду депутатской деятельности; депутатскаянеприкосновенность (иммунитет).[6]
Политические гарантии — это определяющие воздействие всей политическойсистемы на депутатскую деятельность, благодаря которому депутаты учитываютинтересы и волю избирателей, цели и задачи государства и общества. Депутаты всвоей деятельности опираются на политические институты, позволяющие импринимать необходимые меры по реализации целей и задач государства и общества,которые не могут противоречить интересам и воле избирателей.
Организационные гарантии — это деятельность государственных органов,предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц иобщественно-политических организаций по созданию необходимых условий длябеспрепятственного и эффективного осуществления депутатской деятельности. Законыо статусе депутатов обязывают государственные органы, должностных лицсодействовать работе депутатов, обеспечивать их необходимыми справочными иинформационными материалами, своевременно рассматривать обращения депутатов ит.д.
Гарантии трудовых прав создают у депутатов уверенность в том, что ихтрудовые права и интересы не могут пострадать в результате депутатскойдеятельности. Эти гарантии различаются в зависимости от того, на каких началахосуществляется депутатская деятельность: на профессиональной основе или безосвобождения от постоянного исполнения служебных обязанностей. Эти особенностине представляется возможным рассмотреть в более объемном варианте. Многиезаконы о статусе депутатов опубликованы, ознакомление с ними не представляеттруда.
Здесьнеобходимо отметить, что срок полномочий парламентария засчитывается в стажфедеральной государственной службы, в общий и непрерывный трудовой стаж илисрок службы, стаж работы по специальности. По окончании срока полномочийдепутата ему предоставляется прежняя работа (должность) или (в случае ееотсутствия) другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работыили в другой организации (с его согласия). Военнослужащие, лица рядового иначальствующего состава органов внутренних дел, органов прокуратуры, налоговойполиции, таможенных органов и т.п. избранные депутатами Государственной Думы,по окончании срока своих депутатских полномочий вправе продолжить военнуюслужбу (службу в органах) или досрочно уволиться.
Вкачестве депутатских гарантий можно рассматривать и гарантии трудовых правсупругу депутата Государственной Думы, уволившемуся в связи с переездом вместес депутатом для осуществления последним своих полномочий в ГосударственнойДуме. В этом случае перерыв в работе у супруга депутата засчитывается в общий инепрерывный стаж работы. На указанный период за ним сохраняются: стаж работы поспециальности; стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок (втом числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентныхнадбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет и др. Прироспуске Государственной Думы (в случае выражения недоверия ПравительствуРоссии либо при отсутствии согласования кандидатуры на должность ПредседателяПравительства) депутат имеет право на получение единовременного денежногопособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного вознаграждения.
При рассмотрении вопроса о материальных гарантиях уместно будетобратиться к понятию «депутатский индемнитет». По данному понятию ни у нас, низа рубежом нет единого мнения. Одни авторы под индемнитетом понимаютматериально-финансовую независимость депутата; другие — неответственностьдепутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатскойдеятельности, третьи — то и другое вместе взятое. Исследуемые в статье гарантиифранцузские ученые традиционно включают в триаду: неприкосновенность,неответственность, вознаграждение. Думается, данная позиция болеепредпочтительна, так как названные гарантии различны по содержанию, находятразличное закрепление в законодательстве и практика их реализации различна.
В законодательной практике России не используется понятие «индемнитета».В новом законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы используется понятие «обеспечение материально-финансовыхусловий», хотя точнее их следовало бы назвать «материально-финансовыегарантии».
Так,депутатам Государственной Думы, независимо от занимаемой в палате должности, заисключением Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы,устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размереежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Такоевознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания,но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или приостановления егослужбы, а денежное возмещение расходов, связанных с осуществлением им своихполномочий, — со дня его избрания.
Однойиз наиболее значимых гарантий, введенных для парламентария, является егообязательное государственное страхование за счет средств федерального бюджетана сумму годового денежного вознаграждения. Данные суммы выплачиваются органамигосударственного страхования в случаях: гибели (смерти), если гибель (смерть)наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;причинения увечья или иного повреждения здоровья.
Вслучае причинения парламентарию увечья или иного повреждения здоровья,повлекших утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация вразмере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением в день выплатыкомпенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм погосударственному страхованию.
Вслучае смерти парламентария закон определяет, что материальное обеспечениечленов семьи умершего осуществляется в порядке, установленном Федеральнымзаконом от 31 июля 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьиумершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации». Данный закон определяет, что: каждомучлену семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думыназначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальномуразмеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смертидепутата Государственной Думы; материальное обеспечение членов семьи пропавшегобез вести депутата Государственной Думы осуществляется в таком же порядке.
Кромеэтого, парламентариям и членам их семей возмещаются расходы, связанные спереездом в Москву для осуществления своих депутатских полномочий, а такжерасходы, связанные с переездом после прекращения указанных полномочий. В этомслучае парламентарию выплачивается денежное пособие в размере половины, акаждому члену его семьи по одной четверти ежемесячного денежного вознагражденияпарламентария.
Парламентскаянеприкосновенность закреплена в ст. 98 Конституции РФ. Согласно этой нормепарламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока своихполномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кромезадержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, заисключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом дляобеспечения безопасности других людей. В свою очередь,
Расширительныйподход к понятию неприкосновенности был предметом рассмотрения КонституционногоСуда РФ, который своим Постановлением от 20 февраля 1996 г. определил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария. По своему содержанию этогарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционнымигарантиями неприкосновенности личности. Суд определил, что неприкосновенностьне является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер и призванаслужить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личностипарламентария в силу выполняемых им государственных функций, ограждая его отнеобоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельностипарламентария и, следовательно, парламента.[7]
Возбуждениеуголовного дела, проведение дознания и предварительного следствия, досудебноепроизводство по административным правонарушениям могут иметь место только вслучае лишения парламентария неприкосновенности. Вместе с тем это не означаетосвобождения парламентария от ответственности за совершенное правонарушение, втом числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершеноне в связи с осуществлением депутатской деятельности. Расширительное пониманиенеприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правовогохарактера парламентского иммунитета и превращению его в личную привилегию, чтоозначало бы, по мнению Конституционного Суда, нарушение конституционных правпотерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.
Кромеэтого, неприкосновенность парламентария не ограничивается только его личнойнеприкосновенностью. Без согласия палаты Федерального Собрания не может бытьнарушена неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений,используемых личных и служебных транспортных средств, средств связи,принадлежащих ему документов и багажа, а значит, не могут быть произведенытакие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) предметов,досмотр вещей, принадлежащих депутату.
ПосколькуКонституция РФ допускает установление федеральным законом «иныхслучаев» освобождения лица от дачи свидетельских показаний, то изположений ст. 51 Конституции в ее системной связи со ст. 98 Основного законаследует, что депутат вправе отказаться от таких показаний по гражданскому илиуголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи свыполнением депутатских обязанностей. Вместе с тем данное право парламентария,по мнению Конституционного Суда, не допускает расширительного толкования иотказа от свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу обобстоятельствах, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, однаконеобходимых в интересах правосудия при выполнении требований ст. 17 (ч. 3) и 52Конституции РФ.
ГражданинРоссии, не менее одного года являвшийся парламентарием Федерального Собрания,имеет право на ежемесячную доплату к пенсии. Выплата указанных надбавок должнабыть приостановлена, если он занимает государственную должность или должность воргане местного самоуправления. В случае его ухода с данных должностей выплатанадбавок возобновляется. Для осуществления полномочий парламентариюпредоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью,персональным компьютером и т.п. Кроме этого, на территории России он имеетправо на внеочередное получение проездных документов для пользования воздушным,железнодорожным, автомобильным, водным и всеми видами городского и пригородногопассажирского транспорта, за исключением такси, с возмещением расходов. На весьсрок полномочий парламентарию выдается дипломатический паспорт. Парламентариям,не имеющим в Москве жилой площади, может быть предоставлено жилое помещение(квартира с мебелью и телефоном).
6.Ограничения, связанные с деятельностью парламентария
Толькок депутатам Государственной Думы относится конституционное требование работатьна постоянной профессиональной основе. Законодательная деятельность,предполагающая основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работунад формулировками текстов законов, участие в обсуждении их во фракциях илидепутатских группах, в комитетах и на пленарных заседаниях ГосударственнойДумы, контрольная деятельность парламента, обсуждение проблем текущей политики,которые тоже требуют подготовки, контакты с избирателями, с государственнымиорганами и учреждениями, с общественностью — все это неизбежно поглощаетрабочее время депутата и практически почти не оставляет ему возможности длякаких-либо иных занятий (разумеется, если депутат относится к своимобязанностям добросовестно).
ДепутатГосударственной Думы не вправе: быть депутатом законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерацииили органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органагосударственной власти или органа местного самоуправления, замещать инуюгосударственную должность Российской Федерации, государственную должностьсубъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службыили муниципальную должность муниципальной службы; находиться на государственнойили муниципальной службе; заниматься предпринимательской или другойоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческойдеятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческаядеятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранныхгосударств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лицбез гражданства, если иное не предусмотрено международным договором илизаконодательством Российской Федерации; состоять членом органа управленияхозяйственного общества или иной коммерческой организации; входитьв состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иныхорганов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующихна территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное непредусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Всоответствии с ч. 3 и 4 ст. 6 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации истатусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации» депутаты Государственной Думы, являющиеся на день начала срокасоответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующегосостава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы,работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенныхорганов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропныхвеществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливаютна весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях.Срок приостановления службы в указанных органах и учреждениях засчитывается ввыслугу лет служащих или работников этих органов и учреждений. В течениеданного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иныхсредств, предусмотренных федеральным законодательством для служащих иработников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередныхспециальных званий и классных чинов не производятся. В течение этого срока,депутат Государственной Думы вправе уволиться со службы в указанных органах иучреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Приосуществлении своего мандата депутат должен быть свободен от влияниягосударственных органов и учреждений, должностных лиц, прежде всегоисполнительной власти. Недопустимость службы депутата в органах или аппаратеисполнительной и судебной власти вытекает из сформулированного в ст. 10Конституции принципа разделения властей. Другая оплачиваемая деятельностьвозбраняется депутатам по тем же причинам. Речь может идти при этом о работе вгосударственных учреждениях, в аппарате общественных объединений, в публичных ичастных хозяйственных формированиях разного рода, причем не только в качественаемного работника, но и в качестве собственника, партнера и т.п. Очевидно, чтооплачиваемая деятельность охватывает и индивидуальную трудовую (хозяйственную,коммерческую) деятельность. Получение депутатом дохода от какой-либо подобнойструктуры может привести к тому, что он начнет отстаивать в ГосударственнойДуме частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересамобщенациональным, государственным.[8]
Изизложенных выше правил Конституция делает исключение: депутату разрешаетсяпреподавательская, научная и иная творческая деятельность. Это не значит, чтодепутат может занимать административные должности в соответствующих учрежденияхи общественных объединениях: ректором или проректором университета,оплачиваемым председателем союза композиторов и т.п. он быть не вправе. Нозаведовать кафедрой, сектором, руководить факультетом он может, если оплататакого руководства представляет собой лишь процентную надбавку к оплатеосновной творческой деятельности. Вправе он и получать гонорар за своютворческую деятельность, однако размер этого гонорара не должен превышатьобычного.
7.Конституционно-правовые вопросы ответственности парламентария
Напрактике возникли вопросы о соответствии требованиям Конституции РФ,составляющих конституционно-правовую основу регулирования, законов,ограничивающих возможность привлечения к уголовной и административнойответственности парламентариев. Эти вопросы рассматривались КонституционнымСудом РФ. В его постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Федеральногозакона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»указывается, что «неприкосновенность парламентария не означает его освобожденияот ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное илиадминистративное, если такое правонарушение совершено не в связи сосуществлением собственно депутатской деятельности». Расширительноепонимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажениюпублично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению вличную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие изконституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19, ч. 1), ас другой — нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений излоупотреблений властью (ст. 52).
Поэтомус соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции РФ, в отношениипарламентария допустимо ведение судопроизводства на стадии дознания ипредварительного следствия или производства по административнымправонарушениям, вплоть до принятия решения о передаче дела в суд всоответствии с положениями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов,Кодекса РФ об административных правонарушениях без согласия той или иной палатыФедерального Собрания.
Следственныедействия в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думыдолжны осуществляться под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ,который (при наличии соответствующего вывода) может внести в палатупредставление о лишении парламентария неприкосновенности.
Привозбуждения в отношении парламентария уголовного дела или начала производствадела об административном правонарушении по закону следователь обязан известитьоб этом Генерального прокурора в трехдневный срок. В свою очередь, Генеральныйпрокурор обязан в течение недели после получения от следователя сообщениявнести в палату Федерального Собрания представление о лишении парламентариянеприкосновенности. Решением соответствующей палаты Федерального СобранияРоссийской Федерации от Генерального прокурора Российской Федерации могут бытьистребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседаниисоответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправеучаствовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношениикоторых внесено представление.
Еслипалата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не приметрешения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о предании его судуснимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может быть начато.Данное решение может быть отменено только при наличии вновь открывшихсяобстоятельств.
Сцелью повышения ответственности депутатов, по мнению ряда правоведов, крайневажно принять федеральный закон об отзыве депутатов. При этом порядок отзываничем не должен отличаться от порядка их выборов. Такой подход снимет всеаргументы против отзыва депутатов. Сейчас депутаты практически свободны от какой-либоответственности. Возможно и не следовало остро ставить вопрос обответственности и компетентности, но именно они предопределяют эффективностьдеятельности депутатов и органов государства.[9]

Заключение
Такимобразом, статус парламентария определяется многими правовыми аспектами. Проводимыев стране реформы — это отражение критического взгляда на существующий порядоквзаимоотношений государственного аппарата с гражданским обществом. Достижениеосновной цели этих реформ — повышение эффективности деятельности органоввласти, которое невозможно без обеспечения их открытости и доступности дляграждан и юридических лиц и результативного взаимодействия с институтамигражданского общества.
Законодательствостремится сосредоточить деятельность парламентария именно наобщегосударственных интересах, о чем ярко свидетельствуют законодательныеизменения последнего времени, обеспечивающие за общероссийскими политическимипартиями (фактически за их руководством) монополию на представительство народав Государственной Думе и исключившие допуск к этому представительствубеспартийного большинства народа, а также не признающие статуса политическихпартий за региональными и местными политическими объединениями.
Опытдругих стран свидетельствует о том, что становление высокопрофессионального икомпетентного депутатского корпуса — дело многих десятилетий. Поэтому поощряетсяповышение парламентариями свое квалификации, в частности, получение имиполитического, юридического или дипломатического образования. Этим жеобстоятельством обусловлена забота о трудоустройстве депутатов после окончаниясрока их полномочий.
Спецификаосуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательногопроцесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки,квалификации парламентариев. В связи с этим Конституция устанавливает, чтодепутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельностина весь период мандата.
Списоклитературы
1. КонституцияРФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 25
2. Федеральныйзакон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919
3. Федеральныйзакон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466
4. Федеральныйзакон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации»// СЗ РФ. N 32. Ст.3336
5. Комментарийк Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. — ООО«Новая правовая культура», 2009 г.
6. ЗиновьевА.В. Конституционное право России: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. — СПб.:Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004 г.
7. ЧиркинВ.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2002 г.
8. Парламентскоеправо России: Курс лекций / Под общ. ред. О.Н. Булакова. — «Юстицинформ», 2007 г.
9. Глигич-ЗолотареваМ.В. Актуальные проблемы парламентаризма: реализация законотворческих функций// Гражданин и право. 2006. N 8
10. ГранкинИ.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат ФедеральногоСобрания РФ и пути его совершенствования// Журнал российского права. 2005. N 8
11. ОнишкоН.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // Журнал российскогоправа. 2003. № 4
12. ГранкинИ. В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ //Журналроссийского права. 2003. N 1
13. КурмановМ.М. Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Журналроссийского права. 2003. N 9
14. ВарленМ.В. Народный представитель: теория и практика //Законодательство и экономика.2005. N 11
15. ВиноградовВ.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности//Законодательство. 2002. N 10


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.