Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционные гарантии правосудия

СодержаниеВведение
1. Правосудие как основная функция судебной власти
1.1 Понятие, сущность и значение правосудия
1.2 Понятие и система принципов правосудия2. Содержаниеконституционных гарантий правосудия2.1 Характеристикаконституционных гарантий правосудия
2.2 Проблемыконституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной властиЗаключениеСписок использованнойлитературы
Введение
Важнейшим условиемэффективности правосудия всегда было и остается хорошо развитоезаконодательство, наличие кодексов и унифицированных правовых актов, свободныхот противоречий. Стабильные законы и отлаженное правосудие – точка опоры, накоторой держится доверие граждан к государственной власти. Гарантии правосудия– это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционногоуровня закрепления этих гарантий.
Многолетний опыт действияКонституции РФ подтверждает верность заложенных в ней идей о разделении власти,роли судебной ветви власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина,назначении правосудия, его видах и принципах осуществления. Тем не менее,многие вопросы данной проблемы, как в теории, так и на практике воспринимаютсядалеко неоднозначно. Проблема конституционализма в российской правовой жизни нетолько не утрачивает своего значения, а наоборот, становится все болееактуальной и социально значимой.
Актуальность темыкурсовой работы определяется необходимостью исследования механизма, принципов иособенностей конституционного регулирования уголовного правосудия.Конституционное регулирование этого вида правосудия, как известно,осуществляется в рамках правовой регламентации правосудия и судебной властивообще, оно не выделяется в особый, специфический вид конституционногорегулирования.
Целью работы являетсяизучение и освещение конституционных основ гарантий правосудия. Достижение этойцели обусловило решение следующих задач:
— определение понятия,сущности и значения российского правосудия, характеристика его основныхпризнаков;
— изучение понятия исистемы принципов правосудия;
— охарактеризоватьсодержание конституционных гарантий правосудия.
Объектомисследования являются урегулированные правомобщественные отношения, возникающие в процессе обеспечения реальностиконституционных гарантий правосудия в Российской Федерации.
Предметомисследования являются теоретическиепредставления о сущности и системе конституционных гарантий правосудия,содержании конституционно-правового обеспечения их реальности; правовые нормы,регламентирующие структуру и порядок действия конституционно-правовогомеханизма обеспечения реальности конституционных гарантий и принциповправосудия в Российской Федерации, практика функционирования данного механизма.
Методологическаяоснова исследования. В курсовой работеиспользованы диалектический метод познания, анализа и синтеза, индукции идедукции, а также системный, сравнительный, структурно-функциональный,формально-логический и другие общенаучные методы исследования. Правоваяпроблематика работы предопределила использование формально-юридического, сравнительно-правового,статистического и иных методов научного исследования.
Степень научнойразработанности темы. Мировоззренческиеподходы к проблемам конституционно-правового регулирования, теоретическоепонимание в контексте рассматриваемой проблемы конституционных норм иконституционно-правовых отношений основаны на научных исследованиях теоретиковправа и конституционалистов: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, М.И.И.А. Иванникова, Г. Кельзена, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, М.Н. Марченко, Н.И.Овсепян, В.А. Ржевского, В.Е. Чиркина, ДЮЛ. Шульженко, и др. авторов. Важноезначение для изучения социального назначения правосудия, системы и нормативногосодержания его конституционных принципов имели работы в области международныхстандартов правосудия Л.Б. Алексеевой, Э. Брэдли, Э. Гротрайн, М. Дженис, Л.Досвальд-Бек, Р. Кей, Г.Е. Лукьянцева, Н. Моул, О.И. Рабце-вич, В.А. Туманова,К. Харби, Ж.-М. Хенкертс, Л.М. Энтииа и др. авторов.
Подчеркиваязначимость накопленного теоретического опыта, признавая огромный вклад ученых висследование общей проблематики вопросов, поставленных в диссертационнойработе, следует признать, что проблема конституционно-правового обеспеченияреальности конституционных гарантий правосудия не была, по существу, предметомкомплексного научного анализа. Сохраняется противоречивость понимания системы инормативного содержания конституционных гарантий правосудия. Существуютразнообразные подходы к построению и действию конституционно-правовогомеханизма обеспечения их реальности, системе и содержанию соответствующихгарантий, что приводит к снижению эффективности конституционно-правовогорегулирования организации и деятельности судов по осуществлению судебнойвласти. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость дальнейшего исследованияданных проблем с целью выработки научно-практических рекомендаций посовершенствованию законодательства и правоприменения в рассматриваемой сфере.

1. Правосудие как основная функциясудебной власти
1.1. Понятие, сущность изначение правосудия
Категория «правосудие»давно известна праву и юридической науке. Обозначаемая ею деятельность всегдабыла предметом пристального внимания ученых и неоднократно подвергаласьисследованию, но, пожалуй, никогда не определялась однозначно. Авторы,обращавшиеся к данному понятию, выделяли в качестве важнейших те или иныестороны соответствующей деятельности, не охватывая полностью все свойства этогоявления.
До принятия действующейКонституции РФ правосудие разрабатывалось и изучалось, в основном, под угломзрения уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства.Несмотря на довольно разнообразные формулировки понятия правосудия, все авторысходились на том, что правосудие это: разновидность государственнойдеятельности, осуществляемая только судом при обязательном соблюдениипроцессуальной формы, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских иуголовных дел.
Позже, после принятияныне действующей Конституции РФ, правосудие стали характеризовать какконституционно закрепленную, особую форму деятельности государства в сфереосуществления судебной власти, выражающуюся в защите и охране судами общей иарбитражной юрисдикции нормального функционирования общественных отношений,складывающихся с участием граждан, предприятий и организаций, и включающеймеханизм судебного разрешения споров о праве и иных конфликтов путемотправления гражданского, арбитражного, уголовного и административногосудопроизводства в целях восстановления и охраны законных прав и интересовчеловека и всего гражданского общества. Принятая в 1993 году Конституция РФсущественно изменила представление о правосудии. Во-первых, закрепив принципразделения власти на три ветви, она впервые наряду с правосудием употребляеттермин «судебная власть» и указывает, что правосудие есть формаосуществления судебной власти.
Правосудие – особый видюридической деятельности, выполнение которой возлагается обществом игосударством на судебную власть.
Важно охарактеризоватьосновные, весьма специфические свойства правосудия с точки зрения традиционныхправил судопроизводства. Во-первых, отправление правосудия в условиях сложногои разветвленного законодательства приобретает некоторые чертынаучно-исследовательской работы, с одной стороны, преследует цель поискаистины, иначе говоря, достоверного установления фактов, а с другой – требует ихточной правовой оценки, что достигается лишь путем тщательного анализанормативных положений, выводимых из всей совокупности действующих источниковправа. Во-вторых, судебная деятельность немыслима вне соблюдения строгихпроцедурных форм, нарушение которых может стать предметом нового судебногоразбирательства. В-третьих, деятельность по рассмотрению спорных вопросовпредставляет собой процедуру, которая не зависит только от клиентов, т.к. последниене пользуются абсолютной свободой ведения процесса по своей инициативе. В-четвертых,важнейший принцип, определяющий деятельность по рассмотрению спорных вопросов,- это необходимость своевременного и наиболее полного представлениядоказательств. В-пятых, суды обладают полнотой юрисдикции в том смысле, чтоникакие другие властные органы не вправе ставить под сомнение обязательность ихисполнения.
Рольи значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, преждевсего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятиемрешений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических,политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законныхинтересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежитрешающее слово при признании конкретного лица виновным в совершениипреступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законевоздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованнопривлекался к ответственности.
Такоеже слово принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих израссмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых,семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных илинеимущественных прав, предоставленных им. Правосудие также является способомразрешения споров, возникающих в сфере экономической деятельности междугосударственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимисяпредпринимательством.
Судебныерешения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия и нередкоименуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии сзаконодательством наделяются особыми свойствами. Одно из нихобщеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор,определение или постановление, являются обязательными для всех без исключенияорганов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединении, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежатисполнению на всей территории Российской Федерации.
Несколькоиначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений погражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняютсяавтоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованноголица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такоеволеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения погражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.
Сущностьправосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не стольков том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением правоохранительнойдеятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальнымвопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков. К их числу следовалобы отнести, прежде всего, то, что по закону этот вид государственнойдеятельности может осуществляться только конкретными способами, а непроизвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способызакон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначноговорит, что правосудие должно осуществляться путем:
— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающимправа и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
-рассмотренияв судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мернаказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновны.
Другимотличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственнойдеятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), которыйдетально регламентируется законом. К отличительным признакам правосудияотносится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом– судом. Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнятьэту деятельность.
Сучетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно определить какосуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению иразрешение гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требованийзакона и установленного им порядка, обеспечивающие законность, обоснованность,справедливость и общеобязательность судебных решений.

1.2 Понятие и системапринципов правосудия
Принципы осуществлениясудебной власти – закрепленныезаконодательством основные, руководящие положения наиболее общего характера,определяющие организацию и деятельность судов. Принципы правосудия взаимосвязаныи образуют единую систему. Важнейшие принципы правосудия закреплены вКонституции РФ (статьи 46-50, 118-124). Конституционные принципы правосудияраскрываются также в ФКЗ «О судебной системе РФ» (1996), в других федеральныхзаконах.
Принципы правосудияопределяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующихпорядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, спомощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновенияколлизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядоксудоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципамосуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, посколькуименно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.
Принципы правосудия носятимперативный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан,должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную исудопроизводственную деятельность.
В основе принциповправосудия лежат положения международно-правовых актов, определяющих стандартыв области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченнойв орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека и др.).
Конституция РФ,ориентируясь на международно-правовые стандарты, закрепила в качестве принциповосновные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельностисудебных органов и порядок осуществления правосудия.
Большинство принциповправосудия закреплены Конституцией РФ. Принципы правосудия находят своеотражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевомпроцессуальном законодательстве.
Судебная реформа, активнореализуемая в последние годы и имеющая своей целью укрепление судебной власти иповышение авторитета суда, наполняет принципы правосудия, закрепленные вКонституции РФ, новым демократическим содержанием.
Принципы правосудия могутбыть условно классифицированы по содержанию. Исходя из того, определяют липринципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельностиорганизации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, всепринципы могут быть разделены на две группы:
1. судоустройственныепринципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда инезависимость судей и т.д.);
2. судопроизводственные(презумпция невиновности и т.д.).
Каждый из принциповправосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющееодну или несколько сторон деятельности судов. Однако это не означает, чтопринципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципыправосудия составляют такую целостную систему, которая представляет собойсовокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность исодержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единогоправового поля. Действие принципов правосудия различно.
Конституционныепринципы правосудия представляют собой исходные нормативные установления,определяющие наиболее существенные черты содержания правового регулированияобщественных отношений в сфере правосудия и, соответственно, закрепляютгомеостазисные социальные явления, существование которых жизненно необходимодля современного общества. Учитывая их повышенную общественную ценность,государство обязано гарантировать существование в общественной жизнисовокупности определенных условий и средств, при которых указанные принципыстановятся реальными, осуществимыми на практике.
Рассмотрим подробнеепринципы правосудия.
Принцип законности
Законностью принятосчитать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов исоответствующих им иных правовых актов всеми государственными инегосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностнымилицами, гражданами.
Основные положенияданного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконы».
На этом же основании судыобязаны соблюдать не только законы вообще, но и иерархию законов.
Особенностью современногопонимания принципа законности является то, что оно допускает при определенныхусловиях возможность неприменения судами также законов, в том числефедеральных.
Для правосудия данныйпринцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственнойдеятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона иустановленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел.
В качестве гарантийсоблюдения законности выступают все другие принципы правосудия. Их соблюдениебудет означать и соблюдение принципа законности.
Принцип осуществленияправосудия только судом
Правосудие осуществляетсятолько судом. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признановиновным только по приговору суда. Статья 1 Закона «О судебной системе»гласит: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, атакже подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и всоответствии с законом». Другими словами, только суд, действующий наосновании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить емууголовное наказание.
Требование, чтобы данныйвид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду такжето, что акты правосудия, которые после вступления в законную силу приобретаютобщеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменятьили изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгихпроцессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересыграждан, а равно правомерные интересы общества и государства.
Принцип независимостисудей
Принцип независимостисудей провозглашается во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст.120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1),Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах(ст. 6), Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст.5) и др.
Суть данного принципаправосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог быиметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннеговмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, напрочной основе предписаний закона и только закона.
Существенное вниманиеуделяется разработке и внедрению гарантий независимости судей. Независимостьсудей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществленияправосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни быловмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленнымпорядком приостановления или прекращения полномочий судьи; правом судьи наотставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлениемсудье за счет государства материального и социального обеспечения,соответствующего его высокому статусу.
Принцип осуществленияправосудия на началах
равенства всех передзаконом и судом
Равенство перед законом –это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всемгражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, ихреализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применениеответственности в соответствии с теми законодательными актами, которыерегламентируют осуществление правосудия.
Понятие равенства передсудом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оноозначает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или иномкачестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Правиласудопроизводства во всех общих и военных судах одинаковы, независимо от того,кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданскийиск, является ответчиком по такому иску и т. д. Одинаковы правиласудопроизводства и для дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Принцип обеспечения праваграждан на судебную защиту
Свободу доступа кправовой защите, осуществляемой судами, принято считать одним из оплотовдемократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственнойвласти, на четкое разграничение их функций и установление так называемойсистемы сдержек и противовесов.
В Конституции РФговорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а такжечто решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лицмогут быть обжалованы в суд.
Принцип состязательностии равноправия сторон
В соответствии с ч. 3 ст.123 Конституции РФ правосудие осуществляется «на основе состязательности иравноправия сторон». Данный принцип весьма созвучен и схож по содержанию срассмотренным выше принципом осуществления правосудия на началах равенстваграждан перед законом и судом.
Состязательностьсудебного процесса означает такое его построение, при котором функции суда поразрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функциюобвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты – другая. Эти сторонынаделены разными процессуальными правами по предоставлению доказательств,заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда.
Другими словами,правосудие является состязательным тогда, когда стороны (участники)рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать своюправоту, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов исобытий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующихзаконов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску истины,справедливости, обеспечению законности и обоснованности акта правосудия. Приэтом суду должна принадлежать роль органа, который активно способствует поискуистины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон,обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленныхзаконом.
Принцип обеспеченияподозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
Конституция РФ (ст. 48)предусматривает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированнойюридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощьоказывается бесплатно.
Столь широкое пониманиерассматриваемого принципа опирается на признание трех исходных положений.
Во-первых, положения отом, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексомтаких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать своиправа и законные интересы. Во-вторых, положения о праве обвиняемогопользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) можетпригласить сам (а в некоторых случаях иметь назначенного) защитника. В-третьих,положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров исудей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защитеподозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается толькоих личным делом.
Принцип гласностисудопроизводства
«Разбирательство делво всех судах, – говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое. Слушаниедела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральнымзаконом».
Суть данного принципасостоит в обеспечении возможности всем гражданам, не являющимся участникамипроцесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при егоразбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия:предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходитразбирательство гражданского или уголовного дела, является своеобразной формойнародного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его болееответственно относиться к решению возникающих вопросов, как по существу, так ипо форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде быломаксимально убедительным, обоснованным.
Вместе с тем из этогообщего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебноезаседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям не допускаютсялица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади зала председательствующийможет распорядиться в целях поддержания необходимого порядка об ограничениидоступа посетителей.
Кроме того,законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда.Такие заседания должны проводиться в интересах охраны государственной тайны.Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется ссоблюдением всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор всегдаоглашаются публично.
Принцип участия граждан восуществлении правосудия
Правовым основанием иэтого принципа правосудия являются конституционные предписания. «ГражданеРоссийской Федерации, — говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, – имеют правоучаствовать в отправлении правосудия». Такое участие чаще всего выражаетсяв привлечении представителей народа к разбирательству гражданских и уголовныхдел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций.
При разбирательствесудебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуютсяпрактически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народныхзаседателей рассматривается значительная часть судебных дел. Присяжныезаседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Существенноиметь в виду, что в наши дни с участием присяжных уголовные дела могутразбираться только в тех краевых, областных и городских судах, в отношениикоторых имеются специальные решения законодателя, и, как отмечено выше толькопо ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности за преступление,наказуемое лишением свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненным лишениемсвободы или смертной казнью.
Итак, принципы правосудияобладают рядом признаков: носят объективный характер; общий характер; являютсяруководящими положениями; закреплены в законе.

2. Содержание конституционных гарантийправосудия2.1 Характеристика конституционных гарантий правосудияВ нескольких статьях Конституции РФ закрепленыобщепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принциповдемократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно –процессуального законодательства и направлены на исключение произвола всудебном разбирательстве. Гарантии правосудия – это гарантии свободы личности,отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этихгарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободытех, кто нарушает уголовно – правовое законодательство, но оно обязано делатьэто с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.Гарантии подсудностиДля человека важно, чтобы его дело рассматривалось в томсуде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, очем он заранее должен быть извещен. Изменение подсудности, весьма частое напрактике в связи с загруженностью судов или по другим причинам, может поставитьчеловека в невыгодное положение, лишить внутреннего психологическогоравновесия, необходимого для своей защиты по уголовному обвинению или длявыступления стороной по гражданскому делу.Конституция устанавливает, что никто не может быть лишенправа на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которыхоно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как науголовное, так и на гражданское судопроизводство.К примеру, Конституционный Суд РФ в постановлении от 16марта 1998 г. по делу о проверке ст.44 УПК и ст.123ГПК отметил следующее. Предусмотреннаяэтими статьями передача дела вышестоящим судом из одного суда, которому оноподсудно, в другой суд не противоречит Конституции РФ, если осуществляется врамках судебной процедуры при наличии указанных в самом процессуальном законе точныхоснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том судеи тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно,подлежит передаче в другой суд. Между тем указанные статьи, предоставляяпредседателю вышестоящего суда полномочие по изменению установленной подсудностиуголовных и гражданских, фактически ставят решение этого вопроса в зависимостьне от выраженной в законе воли законодателя, а от субъективного усмотрения тогоили иного руководителя судебного органа, поскольку, в частности, не содержаткаких–либо предписаний, формально определяющих круг оснований, по которымвозможна передача дел из одного суда в другой. Указанные в них цели, длядостижения которых предусмотрена такая передача, практически не ограничиваютусмотрение правоприменителя, поскольку допускают возможность расширительногоистолкования, а, следовательно, и произвольного применения оспариваемыхположений. Конституционный Суд РФ признал данные статьи УПК и ГПК в той мере, вкакой они допускают передачу дела из одного суда, которому оно подсудно, вдругой суд без принятия соответствующего процессуального судебного акта и приотсутствии указанных в самом процессуальном законе точных оснований, по которымдело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которыхоно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд, несоответствующими Конституции РФ.
Нынешние процессуальныенормы в силу их неопределенности дают должностным лицам возможностьманипулировать правилами о подсудности. Не исключено, что в суде, которомуподсудно дело, нет судей, имеющих право его рассматривать, что ответчикомявляется работник этого суда, и т.п. Но все такие ситуации должны быть четкоурегулированы в процессуальном законодательстве.Право на юридическую помощь
Право на юридическую помощьв целом имеет многоступенчатую историю развития. Свои реальные демократическиечерты в России оно стало приобретать в результате конституционной регламентациив соответствии с общепризнанными международно-правовыми стандартами.
Термин «право наюридическую помощь» может употребляться в двух значениях. В субъективномплане это закрепленная и гарантированная возможность лица притязать наполучение квалифицированного юридического содействия в удовлетворении своихзаконных потребностей и интересов. Право на юридическую помощь в объективномсмысле выступает в качестве комплексного правового института, состоящего изобъединенных общими принципами норм международного, конституционного и другихотраслей права.
Право на юридическуюпомощь обладает присущими ему принципами, основными из которых выступают:свобода каждого человека выбирать лицо, способное оказать юридическую помощь;свобода общения человека с лицом, оказывающим ему юридическую помощь; принципсоблюдения конфиденциальности общения с лицом, оказывающим юридическую помощь.
Минимальные стандартыквалифицированной юридической помощи есть обязательные требования к еекачеству, включающие в себя: наличие юридического образования у лица,оказывающего юридическую помощь; предъявление к лицу, оказывающему отдельныевиды юридической помощи, специальных требований (членство в коллегии адвокатови др.); активность и конструктивность оказания юридической помощи.
Существуют два основныхвида юридической помощи: юридическая помощь в формировании правосознания и правовойкультуры; юридическая помощь при обеспечении и защите прав и свобод личности.Это право предполагает, что каждый, кто нуждается вквалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись кадвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основеконфиденциальности, т.е. не вправе разгласить доверенные ему сведения. Вуголовном процессе адвокат выступает защитником подозреваемого, обвиняемого,подсудимого и осужденного, а в гражданском – представляет интересы истца,ответчика, третьего лица. Юридическая помощь может оказываться также лицам,привлекаемым к административной ответственности.Помощь адвоката подлежит оплате. Но не каждый человек всостоянии оплачивать эту помощь. Поэтому Конституция устанавливает, что вслучаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.Юридическая помощь особенно важна для человека, когда егозадерживают в связи с подозрением в совершении преступления. Бывает, что такиеподозрения оказываются неоправданными, а следственные органы действуют, нарушаяправа человека. Участие адвоката на ранних стадиях уголовного процесса хотя изатрудняет расследование, но призвано помочь человеку доказать своюневиновность и обеспечить проведение следственных действий с соблюдениемзакона. Эта концепция уголовно – процессуальной теории, многие годы бывшаяпредметом острой полемики, нашла свое отражение в Конституции, котораяпредоставляет каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому всовершении преступления право пользоваться помощью адвоката с моментасоответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48).Право на защиту производно от права на свободу, так как смысл защиты состоит вдостижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детальное регулированиеэтого права для того, чтобы дать человеку максимум возможностей отстоять своюправоту. В этих же целях УПК подробно регламентирует права и действия адвокатана всех стадиях уголовного процесса.Право на защиту относится к числу абсолютных прав, посколькуни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняетсяв уголовном преступлении. Такая природа этого права была подтвержденаКонституционным Судом РФ.
Итак, право наюридическую помощь является естественным и неотъемлемым правом каждого человекаи выступает органической частью правового положения личности. Право наюридическую помощь не ограничивается лишь правом лица на помощь адвоката, оновключает в себя весь комплекс гарантированных этим правом возможностей позащите прав и свобод человека и гражданина.Презумпция невиновностиДанная гарантия запрещает, кому бы то ни было, обращаться сподозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока невынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признатьлицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзяподвергать уголовному наказанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе ит.д. Формируя эту гарантию, Конституция РФ подчеркивает, что вина должна бытьдоказана «в предусмотренном федеральным законом порядке». Чтопредполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантийобвиняемому.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремядоказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание.Неисполнение этих требований закона ведет к прекращению дела и оправданиюподсудимого. Даже признание обвиняемым своей вины недостаточно для вынесенияобвинительного приговора, оно может быть принято в расчет только при условии, чтоподтверждено совокупностью доказательств.Презумпция невиновности имеет еще одну важную грань:неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.Следовательно, любой факт или приводимое доказательство, вызывающие сомнения,которое невозможно развеять, признаются несуществующими. Все этиконституционные гарантии (ст.49) способствуют решению одной из главных задачправосудия: не допустить осуждения невиновных.
Соблюдениепрезумпции невиновности на всех стадиях уголовного судопроизводства должноявляться обязанностью следователя, прокурора, судьи. К сожалению, какпоказывает практика, пока это только лишь благие пожелания. Трагические событияроссийской и советской истории неопровержимо подтвердили, что всякоесокращение, либо урезывание процессуальных гарантий способно привести лишь кпроизволу и беззаконию и никогда – к действительному усилению борьбы спреступностью. И об этом необходимо помнить тем, кто отметает презумпциюневиновности, либо призывает подняться над принципом презумпции невиновности.Запрет повторного осужденияВ ст.50 Конституции РФ содержится важная гарантия,гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, авозбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по томуже обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому жеобвинению можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядкесудебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.Запрет повторного осуждения за одно и то же преступлениеприобретает сугубо практическое значение в нескольких правовых ситуациях; онможет оказаться сложным при осуждении лица судами иностранного государства.Надо при этом иметь в виду, что не все государства в полной мере считаются сприговорами иностранных судов. Трудности могут возникнуть при определении того,является ли деяние тем же самым или новые обстоятельства, так или иначе ставшиеизвестными обвинению, превращают это деяние в иное, не в то же самое.Недействительность незаконно полученных доказательствНа всех стадиях уголовного процесса недопустимоиспользовать доказательства, полученные в нарушение закона. Человек должен бытьгарантирован от таких «методов» работы суда и следствия, и этомуслужит норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ. Не могутиспользоваться доказательства, при получении которых допущены унижениедостоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотреблениесемейной тайной, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т.д. Другими словами не признаются доказательством никакие сведения, полученные снарушением прав и свобод человека и гражданина. Даже в том случае, когда,например, следственные органы, проводя несанкционированный обыск на квартире уподозреваемого, обнаруживают там склад оружия или наркотики, полученнаяинформация не должна признаваться как доказательство.Право на пересмотр приговораКаждый осужденный за преступление имеет право на пересмотрприговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчениинаказания. Пересмотр приговора – необходимая гарантия против судебных ошибок,порядок его осуществления регулируется УПК.Помилование – освобождение от наказания или замена егодругим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, аправо осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Поэтому отказ опомиловании не может быть обжалован.
«Каждый осужденный за совершение уголовного преступленияимеет право на то, чтобы вынесенный в отношении него приговор или определенноеему наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Осуществлениеэтого права, включая основания, на которых оно может быть осуществлено,регулируется законом». Из этого права могут делаться исключения вотношении незначительных правонарушений, признанных таковыми законом, или когдасоответствующее лицо было судимо уже в первой инстанции верховным судом илипризнано виновным и осуждено в результате судебного пересмотра его оправдания.Гарантия от самообвиненияВ соответствии со ст.51 Конституции РФ человека нельзяпринуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.От него нельзя также требовать свидетельства против супруга и близких родственников,круг которых определяется федеральным законом. Уголовно- процессуальный кодексвключает в их число родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей иусыновленных, деда, бабку, внуков, супруга. Следовательно, человек вправеотказываться от дачи показаний, если эти показания уличают его и его близкихродственников в совершении преступления, т.е. могут быть использованы противего интересов. Закон может устанавливать и иные случаи освобождения отобязанности давать свидетельские показания, такие случаи указаны в УПК.Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властьюЕсли в результате преступления или злоупотребления властьючеловеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вредподлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию икомпенсацию причиненного ущерба.Так, закон охраняет права потерпевших от преступления,предоставляет им определенные процессуальные права. Ряд уголовных дел подлежитвозбуждению только по жалобе потерпевшего, от потерпевшего зависит ипрекращение этих дел в случае примирения с обвиняемым. Но некоторые дела,начинаясь по жалобе потерпевшего, не могут быть прекращены по его желаниювследствие их повышенной общественной опасности.Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеетправо потребовать возмещения этого ущерба. Соответствующий гражданский искрассматривается вместе с уголовным делом. Но права потерпевшего гарантируютсяКонституцией (ст.52) также в отношении «злоупотребления властью», чтоозначает возможность судебного обжалования действий должностного лица, которые,даже не являясь преступлением, нарушают закон. Закрепляя различные правапотерпевшего в уголовном, административном и гражданском процессе, государствотем самым создает реальный механизм судебного обеспечения прав потерпевших.Федеральным законом «О государственной защитепотерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от29 декабря 2004г. Установлена система мер государственной защиты потерпевших,свидетелей, экспертов, частных обвинителей, законных представителей и другихлиц, включающая меры безопасности и социальной защиты.В соответствии с Законом Правительством РФ утвержденыПравила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелейи иных участников уголовного судопроизводства (постановление Правительства РФот 27 октября 2006г.)
В содержании права навозмещение вреда от правонарушителя или лиц, несущих ответственность за егоповедение, можно выделить: право на возврат собственности; право на возмещениестоимости утраченного имущества; право на возмещение расходов, понесенных врезультате виктимизации; право на получение упущенной выгоды; право накомпенсацию морального вреда; право на предоставление услуг; право навосстановление в правах.Запрет обратной силы законаДинамичность жизни порождает потребность в изменениизаконов. Они могут меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабленияответственности за какие-то деяния. Но это порождает опасность того, чточеловека, совершившего правонарушение, спустя некоторое время привлекут кответственности по закону, который не действовал в момент совершенияправонарушения. Чтобы этого не происходило, Конституция РФ (ст.54) закрепляетобщеизвестную в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий илиотягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто неможет нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения непризнавалось правонарушением.Если же принимается закон, отменяющий или смягчающий ответственность,то в соответствии с принципом гуманизма обратная сила закона как разпризнается. Конституционная гарантия в этом случае устанавливает: если послесовершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,применяется новый закон. Эти правила действия закона во времени имеют силу длявсех отраслей права. Они закреплены нормами уголовного, гражданского,трудового, административного и другого законодательства Российской Федерации.
2.2Проблемыконституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти
Социальная природасудебной власти состоит в разрешении судьями, с позиции справедливости,конфликтов противоборствующих интересов в обществе. Разгадка юридическойприроды судебной власти кроется в том, что судьи в конкретном случаеразграничивают свободные сферы спорящих сторон и формулируют соответствующиеобщеобязательные последствия.
Конституционно-правовыепараметры обеспечения правозащитной функции судебной власти обусловленыхарактеристиками данной функции, которая является подфункцией относительноболее общего понятия – правоохранительной функции судебной власти. Подправозащитной функцией понимается направление воздействия суда на общественныеотношения, имеющее своей целью принудительное осуществление нарушенных илиоспариваемых прав и свобод человека и гражданина.
Гарантирование –разновидность обеспечения, т.е. такой особенной формы всеобщего взаимодействияэлементов действительности, при которой одни элементы выступают условиемсуществования или функционирования других элементов. Появление в данной системесубъекта социального управления требует усиления ординарного обеспечительноговоздействия в отдельных аспектах, что достигается с помощью дополнительныхсредств (гарантий). Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное)обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами,целенаправленно создающими, в комплексе, требуемые условия (среду)существования и функционирования обеспечиваемого объекта.
Правовое гарантирование –не автоматический сиюминутный акт, а диалектически развивающийся процесс.Источник развития заключен в единстве и борьбе противоположностей междусоциальной практикой защиты прав личности, с одной стороны, и порожденными еюже гуманитарными стандартами правосудия, с другой.
Конституционно-правовыегарантии регулируются нормами всех видов источников отрасли конституционного(государственного) права, а не только Конституции. Исходя из изложенного,конституционно-правовое гарантирование определяется как конституционно-правовоевоздействие на общественные отношения с целью достижения такого качестваэлементов судебной системы и условий их функционирования, при которых судебнаявласть надежно охраняет права и свободы личности. Конституционно-правовыегарантии – это средства усиленного воздействия отрасли конституционного правана регулируемые общественные отношения, повышающие эффект обеспеченияправозащитной функции суда.
Системаконституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной властивключает в себя три взаимодействующие между собой субстанционально различныеподсистемы – идеальную, нормативную и материальную. Последние составляют триуровня системы конституционно-правового гарантирования:
1)конституционно-правовая идеология
2) позитивноеконституционное право
3) сфера возникновения иреализации конституционных правоотношений.
Идеальная подсистемавключает в себя следующие элементы: конституционно-правовые ценности,конституционно-правовые цели, конституционно-правовые аксиомы, понятия,концепции, теории.
Отношение к объектугарантирования предопределяет деление гарантий на внешние и внутренние взависимости от того, входят или не входят в судебную систему гарантирующиесубъекты. Субъекты, реализующие судебную власть, сами одновременно выполняютправозащитную функцию либо непосредственно организовывают ее выполнение, чтосоздает для них повышенные возможности наиболее компетентно определятьнаправления и рациональную меру гарантирующего воздействия. Однако в силу техже причин данные субъекты обладают преимуществами для злоупотребления своимположением и дезориентации общества.
С точки зрения сфер(участков) гарантирующего воздействия на условия реализации судом правозащитнойфункции можно выделить: институциональные гарантии, процессуальные гарантии,властно-делегативные гарантии, информационно-правовые гарантии,деликтно-правовые гарантии.
Сквозь призмуфункциональной направленности можно различить регулятивные и охранительныегарантии. В первом случае это гарантирующие элементы, создающие или укрепляющиеположительные условия и предпосылки нормоосуществления через изданиерегулятивных норм, – например, формирование судейской коллегии, право доступа кинформации о судебной деятельности, процедура ее получения, объем и порядокфинансирования судов. Охранительные гарантирующие элементы выражаются в мерах «противостояния»отрицательным факторам правозащитного процесса и направлены на сдерживание отзлоупотребления судебной властью. Они формализуются в охранительных правовыхнормах и заключаются в праве на обжалование судебных актов, в пересмотресудебных решений, контроле общественного мнения, возможности приостановить илипрекратить полномочия судей и т.д.
Открытость информации офункционировании судебной системы призвана обеспечить достижение трех основныхцелей:
1) установлениережима, при котором информация о нарушении судьями процессуальных норм,судейской этики или злоупотреблениях судей неминуемо дойдет до субъектов,способных правильно ее квалифицировать и противопоставить нарушениям мерыпредупредительного и пресекательного характера;
2) создание длянарода как субъекта власти и социального самоуправления эмпирической базыоценки моральных и деловых качеств судей, законности и справедливостиорганизации и деятельности судебной власти, соответствия правосознанию народаправовых норм и правосудия;
3) преодолениеэлитистского, снобистского подхода судей к своей деятельности, повышениестепени доверия граждан к правосудию.
Основная функциягласности – общественный контроль. Его значимость обусловлена тем, что этоединственный (если не считать международные органы) внешний для судебнойсистемы путь проверки соблюдения судом прав человека. Народ лишаетсявозможности управлять делами государства, если находится в информационномвакууме либо пользуется недостоверными сведениями относительно функционированиясудов.
Решение задачи, связаннойс обеспечением доступности правосудия заключается в дифференциации судебныхпроцедур, упрощении форм судопроизводства, а также применении альтернативныхметодов разрешения споров и примирительных процедур, в создании квазисудебныхорганов для досудебного разрешения споров о праве. При этом особоподчеркивается то, что «судебная защита должна всегда присутствовать, бытьгарантирована – в этом ее успешность».

Заключение
В данной работе рассмотрены понятиеправосудия, его отличительные признаки, изучены его конституционные гарантии,их понятие и значение.
Правосудие – такая функцияправоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлениюнаиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина,государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам,так или иначе, подчинено выполнение практически всех других правоохранительныхфункций. Поэтому о правосудии, не умаляя ни в коей мере значения другихфункций, можно говорить как об их сердцевине, центральном звене всей системы вцелом.
И поэтому особенно важно, чтобыправосудие осуществлялось в соответствии с его демократическими основами, ичтобы во главу угла, при рассмотрении и решении разнообразных уголовных игражданских дел, ставилось соблюдение Конституции РФ и, главное, прав и свободчеловека, которые в ней закреплены.
Принципы правосудияопределяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующихпорядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, спомощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновенияколлизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядоксудоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципамосуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, посколькуименно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.Гарантии правосудия лежат в основе уголовно–процессуальногозаконодательства и направлены на исключение произвола в судебномразбирательстве. Государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушаетуголовно – правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдениемдемократической процедуры, установленной законом.
Гарантии правозащитнойфункции судебной власти следует отличать от общих предпосылок ее реализации,включающих в себя совокупность экономических, политических и идеологическихусловий. В тех случаях, когда такие предпосылки создаются целенаправленно, онимогут быть квалифицированы как гарантии. Экономические, политические иидеологические гарантии приобретают такие атрибуты как определенность иобщеобязательность, когда они облекаются в правовую форму. Специальныеюридические гарантии, таким образом, – юридический эквивалент общихпредпосылок, гарантирующая сила которых сфокусирована, а затем представленасквозь призму права.

Список используемойлитературы1) КонституцияРоссийской Федерации (с внесенными в нее поправками от 30.12.2008) //Российскаягазета-2009- N 72) Федеральныйконституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебнойсистеме Российской Федерации» // Российская газета.- 2005.3) Федеральныйконституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации»(с изменениями на 5 февраля, 2007 года) // Парламентская газета – 2007 — №20.
4) Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудияв Российской Федерации: Курс лекций. – М., 2008.5) БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.6) ВандышевВ.В., Лиманский В.А. Основы судоустройства и правоохранительной деятельности. –СПб, 2003.7) Громов Н.А. Уголовный процесс России: Учебное пособие. – М.:Юристъ, 1998.8) Ковтун Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводствеРоссии. – Н. Новгород, 2002.9) КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.:Юристъ, 2005.10)  Конституционноеправо Российской Федерации: Учебник / М.И. Кукушкин и др. – Екатеринбург, 2003.11)  КонституцияРоссийской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А.Четвернин. – М., 2004.
12) Лебедев В.М.Судебная власть в современной России: проблема развития и становления. – СПб.: Лань,2004.13)  Магометов А.М.Судоустройство в Российской Федерации. – М., 2005.
14) Муратова Н.Г.Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве. – Казань, 2004.15)  Правоохранительныеорганы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н.Загорского. М., 2003.
16) Правоохранительныеорганы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М.: Спарк,2003.17)  Ржевский В.А.,Чепурнова Н.М. Судебная организации и деятельности. – М., 1998.18)  Савицкий В.М.Организация судебной власти в Российской Федерации. – М., 2003.19)  Судебная системаРоссии: Учебное пособие. – М., 2004.20)  Судоустройство иправоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник / Под ред. В.И. Швецова.– М., 2002.21)  Торшенко А.А.Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. – Екатеринбург,2002.22)  Черников В.В. Судоустройство иправоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов. – М., 2005.
23) Шульженко Ю.Л.Судебная система России. – М., СПАРК, 2000.24)  Конин В.В. //Принцип презумпции невиновности и его значение на современном этапе. Сборникнаучных трудов / Под общей редакцией Т.С. Волчецкой. – Калининград, 2001.25)  Мамичева С.В. Праважертв преступлений и злоупотреблений властью // Журнал российского права. –2001. — № 7.26)  Гондаренко А.С.Гарантирование конституционных принципов правосудия (теоретический аспект) //Закон и право. – 2007. — № 1.27)  Яковлев В.Ф.Интервью // Коммерсантъ. – 2004. 27 апреля.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 16-17 мая специальная программа музеи, выставочные залы государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
Реферат The Republic By Plato 427
Реферат Роль портретной и предметно-бытовой детали в создании образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Реферат 60. Традиционные и нетрадиционные ограничения, эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства
Реферат 1. Затвердити «Основні орієнтири виховання учнів 1-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів України», що додаються
Реферат Испытание электромагнитного реле напряжения
Реферат Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО "Московская Городская Телефонная Сеть"
Реферат Чинники, що впливають на ситуацію етичного вибору школярів середньої ланки
Реферат Anorexia And Bulimia Essay Research Paper ANOREXIAAnorexia
Реферат Облік виробничих запасів. Застосування програми 1С Бухгалтерія для їх обліку
Реферат Scarlet Colored Savior Essay Research Paper The
Реферат Олешковская Сечь
Реферат Правила біржових торгів та технологія їх проведення
Реферат Релевантність облікової інформації та її вплив на прийняття управлінських рішень
Реферат О демотивации…