Реферат по предмету "Государство и право"


История развития криминологии и роль российской научной школы в ней

1.        Зарождение криминологической мысли и начало развития наукикриминологии
Вопросыпреступности давно будоражат умы человечества. Что такое преступление, почемулюди их совершают. На эти и другие вопросы пытались ответить еще ученыедревности.
Такдревнегреческий ученый, философ Платон, анализируя мотивы преступлений,указывал среди них стремление к наслаждениям, праздности, гнев, ревность,заблуждение и др.
Многовнимания он уделял наказанию, считал, что оно должно быть индивидуальным,соответствовать характеру содеянного с учетом побудительных мотивов, которымипреступник руководствовался.
Закон по егомнению призван оказывать на человека предупредительное воздействие и люди подвоздействием закона должны становится лучше.
Огромноезначение он придавал воспитанию “… добродетели учить можно… и нет ничегоудивительного, когда у хороших родителей бывают худые, а худых хорошие дети” 1 - писал он.
Важноезначение предупреждению преступлений уделял также Аристотель. При этом во главуугла он ставил силу закона, полагая, что люди воздерживаются от дурныхпоступков из страха наказания, а преступник становится порочным только по своейволи. Вместе с тем причины преступлений он видел вне преступника. Это:беспорядки в государстве, нищета, слабость наказания, нарушение принципанеизбежности наказания. Он активно выступал против произвола судей, считал, чтосудьи должны служить только закону.
Среди ученыхдревнего Рима, размышлявших о преступности следует назвать Цицерона, Сенеку,Лукреция, Публия Сира и других.
В их идеяхвыражены взгляды на преступность как на дурное поведение, связанное с такимичеловеческими грехами, как корыстолюбие, честолюбие, злобность, гордость,зависть, гнев, а также с бедностью, отчаянием, бесправием.
В большинствесвоем свои позиции они выражали по отношению к гражданам Рима, и меньше всегопо отношению к рабам, которые таковыми не являлись.
После паденияРимской империи в идеологии господствующими стали религиозные воззрения,согласно которым человеком в его поступках управляет злая воля, злой дух,нечистая сила и тому подобное, а все это привнесено в людей свыше.
Можносчитать, что церковь господствовала в праве вплоть до конца ХV века, когдастало складываться светское сословие юристов, которые, мало развиваязаконотворческие идеи теоретически, давали лишь узкопрактические рекомендации,применительно к тем или иным криминальным ситуациям.
Историяразвития криминологии как науки берет свое начало с классической школыуголовного права, которую основал итальянец Чезаре Беккариа (1738-1794) .
Выделяют триэтапа в развитии криминологии. Первый этап, получивший названиеклассического берет свое начало со второй половины ХVIII века и продолжаетсяпримерно до 80-90х годов ХIХ века, второй этап (позитивистский) с 90-хгодов ХIХ века до конца 20-х годов ХХ века.
И наконец, третий этап, именуемый современным, следует отсчитывать с30-х годов нашего столетия.
Классический период связан с идеями просвещения, когда наука пересталаобъяснять преступность с точки зрения теологического понимания преступности,рассматривая преступное поведение как результат действия сверхъестественныхсил, существующих якобы вне человека.
Характернымиособенностями классического подхода является рациональное, научное объяснениепреступности, более гуманный подход к наказанию преступников, а также кдеятельности карательных органов в государстве. Среди ученых этого направленияследует выделить Ч. Беккариа, Н. Бентама.
Классическаяшкола в криминологии, основателем которой также можно считать итальянца Ч. Беккариа,создала принципиально новую для своего времени теорию преступности.
В своей книге“ О преступлениях и наказаниях.” (1765) он указал на три источника “нравственных и политических начал”, управляющих людьми: божественноеоткровение, естественные законы и добровольные общественные отношения.1
Он считал,что каждый человек имеет выбор: совершить или нет преступление. Все зависит отстепени усвоения правил поведения, прививаемых в процессе воспитания. Средидвижущих начал, обуславливающих поведение, он называл Наслаждение и Страдание исчитал, что “… побуждения к преступлениям увеличиваются соразмерно выгодам,которые каждый извлекает для себя из общественного неустройства”. 1
Противопоставитьпреступлению следует наказание, которое не должно быть жестоким, но должнопоследовать неотвратимо. Но преступление нужно предупреждать и это тот главныйпуть, по которому следует идти.
“Лучшепредупреждать преступление, чем за него наказывать. В этом главная цель всякогохорошего законодательства”2 — писал он.
Подводя итогвоззрениям Ч. Беккариа, можно сказать, что существование преступности онобъяснял как результат действие общественных противоречий и “ всеобщей борьбычеловеческих страстей”.
Принципиальноезначение имеет и его вывод о том, что число преступлений будет увеличиватьсясоразмерно росту населения и возрастающим отсюда столкновениям частныхинтересов.
Идеиклассической школы содействовали реформе уголовного законодательства, котороестановилось все более гуманным, целесообразным и справедливым.
Предупредительноевоздействие связывалось со свободой личности и ее просвещением (идеиМонтескье).
Однако рольсамой личности в психологическом механизме преступного поведения этой школой ненашла достаточного внимания и отражения в научных изысканиях. Являясь теорией“чистого разума”, классическая школа мало использовала фактические данные опреступности, и не подтверждала свои научные идеи на практике.
Позитивистскаяшкола в криминологии уделяла большое вниманиеобъяснению преступного поведения с помощью эмпирического материала, который еепредставители собирали в большом количестве. Считается, что родоначальникомэтой школы был итальянец Ломброзо, который на основе многолетних наблюдений зазаключенными, отбывающими наказание в тюрьме, сделал вывод о наличии такназываемого “прирожденного типа преступника”. В своей работе “Преступныйчеловек”, опубликованной в Италии в 1876 году, он утверждал, что типичномупреступнику присущи определенные физические признаки: скошенный лоб, удлиненныеили не развитые мочки ушей, складки лица, резко выраженные надбровные дуги,чрезмерная волосистость или напротив — облысение, сниженная чувствительность кболи. По его мнению приблизительно треть преступников обладают атавистическимичертами, приблизительно столько же относятся к “пограничному” биологическомувиду и столько же — случайные преступники. Ломброзо утверждал, что существуетанатомический тип прирожденного преступника, преступность которогопредопределяется низшей физической организацией (атавизмом или дегенерацией).
Однакомногочисленные исследования ученых, проводимые в разных странах, в том числе ив России не подтвердили его теорию. Так русский паталогоанатом Д.Н. Зернов, наоснове практических исследований пришел к убеждению, что “ прирожденногопреступника” не существует, а выделение такого типа из массы людей по внешниманатомическим признакам по крайней мере антинаучно.
Главным вучении школы позитивистского направления было отрицание “свободы воли”, присущейклассической школе. Так Энрико Ферри, являясь последователем Ломброзо,рассматривал преступность как болезнь, а карательную систему, как клинику.1
Однаковзгляды Э. Ферри и работавшего с ним Рафаэля Горофало значительно отличались отвзглядов своего учителя Ч. Ломброзо.
Придаваяопределенное значение биологической обусловленности преступности, они подробноосветили в своих работах влияние на преступность социальных, экономических иполитических факторов. Более того, Р. Горофало частично исследовал психологическиеаспекты преступного поведения. Можно сказать, что именно ими была заложенаоснова для последующих социологических и психологических теорий объясненияпреступности.
Существуеттакже теория факторов, основоположником которой был бельгийский ученый А. Кетле.Он считал, что в обществе преступность подчиняется определенным законам,связанным с завидной повторяемостью ее численных величин, в зависимости отвнешних по отношению к человеку факторов социальной действительности.
Известен рядподходов, связанных с социологическим направлением в криминологии.
Так,выдвинутая французским социологом Э. Дюркгеймом теория социальнойдезорганизации, объясняя преступное поведение на социальном уровне, ставит взависимость психологию преступника от негативных воздействий на него со стороныобщества.
К “социальнымфакторам”, оказывающим влияние на индивиды, он относил внешние по отношению кнему образы мыслей, действий и чувств. Так по его мнению, общественная моральвсегда строже и требовательней к человеку, чем его индивидуальная.
Подсоциальной дезорганизацией он понимал безнормативность (явление аномии), т.е.такое общественное состояние, когда существенно ослабевает сдерживающиедействие морали и общества в течение определенного времени не способнооказывать сдерживающее влияние на индивида.
Согласнодругой теории, названной теорией “дифференцированной связи”, созданнойфранцузским ученым Г. Тардом, преступное поведение возникает в результате связиотдельных людей или групп с моделями преступного поведения. Частота иустойчивость влияний на индивида со стороны таких моделей, носителями которыхмогут быть антисоциальные группы, отдельные люди определяют степень вероятностисовершения преступления данным индивидом. В связи с этим эта теория не склоннаобъяснять преступное поведение биологической наследственностью преступныхнаклонностей. Эта теория также как и теория социальной дезорганизации имеет ряднедостатков. Например, согласно этим воззрениям трудно объяснить, почему люди,выросшие среди преступников, никогда не совершают преступлений.
Психологическийподход в объяснении преступного поведения берет своеначало с Р. Горофало.
Считается,что психология дала многое криминологии в области методики исследованияличности правонарушителей, в результате чего стало возможным сосредоточитьвнимание криминологов на сфере индивидуальных особенностей преступников, ихумственных способностях, клинических отклонениях.
Так в 1880году вышла книга Р. Горофало “Критерии опасного состояния”, где авторпоказывает, что в ряде случаев преступление возникает на основе предшествующегоего совершению определенного психологического состояния, предрасполагающего кконфликту с социальными нормами. Такое состояние соответствует внутреннемукризису личности, сменяемому эмоциональным безразличием, за которым приходитэгоцентризм, лабильность, которая вновь может вылиться в кризис.
Новоенаправление в психиатрическом подходе в анализе преступности открыл австрийскийученый З. Фрейд, который объяснял поведение человека действиемосновополагающих инстинктов, заложенных в нем природой. Это, прежде всего,инстинкты самосохранения, разновидностью которого является сексуальность, иразрушения. Последней может быть направлен как внутрь человека (что связываетсяс совестью, самоубийством), так и вовне (агрессия). В человеке происходитборьба этих инстинктов, часто даже на подсознательном уровне.
Сегодняшниепредставления о конфликтах внутри души впитали в себя многое из учения http://www.pseudology.org/Psyhology/Freud.htmФрейд. Подробный переченьиз криминологически значимых реакций, именуемых обычно защитными механизмами,разработан Д. Колменом и дополнен В. Фоксом.
 
2. Криминология в дореволюционной России
Вопросыпреступности волновали и русских ученых и мыслителей. Их взгляды напреступность находили выражение в философских, научных трудах, а также вхудожественных произведениях. Так всем известна книга А.Н. Радищева“Путешествие из Петербурга в Москву”, где он подметил, что большинствопреступлений, совершаемых простыми людьми, прежде всего крестьянами, есть ихреакция на тяжелейшее материальное и бесправное положение, характеризующеесянищетой, неграмотностью, униженным положением. Известна также другая его работа“ О законоположении”, в которой преступность он связывает с характеромобщества, с процессами происходящими в нем.
Он специальноразработал систему криминологических показателей, которую рекомендовал правительству,т.е. обосновал статистический учет в преступности.
Русскиереволюционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др. видели истоки преступности в экономическом устройствеобщества, в политическом строе того времени. Поэтому в совершенном преступленииесть не только вина человека, но и его беда, и никакой закон или наказание самипо себе не способны предупредить преступление.
Так еще в1845 году Герцен писал в дневнике, что преступление всегда есть действие более илименее вынужденных обстоятельств, а наказание он клеймил как мерзость инелепость.
Существующиев то время в России порядки он называл “людоедством в образованной форме”.1
Белинскийусматривал причины преступности в самом устройстве общества. Так по поводуромана Эжена Сю “Парижские тайны” он писал: “ Эжен Сю показывает в своемромане, как иногда сами французские законы бессознательно покровительствуютразврату и преступлению. И надо сказать, он показывает это очень ловко иубедительно; но он не подозревает того, что зло скрывается не в каких-нибудьотдельных законах, а в целой системе французского законодательства, во всемустройстве общества...”2
Он критиковаллживое равенство перед законом рабочего и буржуа, а подлинными преступникамисчитал тех, кто “ доводит работника до такого состояния, когда он от голода иотчаяния становится вором или убийцей, хотя при этом буржуа и считается правымпо закону гражданскому.”1
Чернышевскийв работе “Антропологический принцип философии” видел источник преступного поведенияв материальной нужде. Он писал: “Психология говорит, что самым изобильнымисточником обнаружения злых качеств служит недостаточность средств кудовлетворению потребностей, что человек поступает дурно, т.е. вредит другим,почти только тогда, когда принужден лишить их чего-нибудь, чтобы не остатьсясамому без вещи, для него нужной. Например, в случае неурожая, когда пищинедостаточно для всех, число преступлений и всяких дурных поступков возрастает:люди обижают и обманывают друг друга из-за куска хлеба”.2
Добролюбов в“Темном царстве” писал, что и всякое преступление есть не следствие натурычеловека, а следствие ненормального отношения, в какое он поставлен к обществу.И чем эта ненормальность сильнее, тем чаще совершается преступление даженатурами порядочными, тем менее обдуманности и систематичности и болееслучайности, почти бессознательности в преступлении”. 3
Вопределенной степени это сделали русские писатели Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский,которые затронули глубинные пласты человеческой души, исследуя психологиюпреступного деяния. Так Л.Н. Толстой в “Крейцеровой сонате” в тончайших деталяхисследовал криминогенную супружескую ситуацию, а Ф.М. Достоевский психологиюубийцы в “Преступлениях и наказаниях”
Русскиефилософы Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др. в своих трудахпытались противостоять нравственному обнищанию общества, призывали к духовномусовершенствованию человека. Они провозглашали примат человеческой морали.
Специальновопросы преступности в России изучались в рамках уголовного права. Сторонникисоциологической школы (М.В. Духовский, И.Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, Е.Н. Тарковский)изучали общие социальные факторы влияющие на преступность, исследовали ее связьс так называемыми фоновыми явлениями преступности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.