Реферат по предмету "Государство и право"


История становления и развития субъектов оперативно-розыскной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Развитие оперативно-розыскнойдеятельности с преобразований Петра I до 60 — х г. ХIХ в
1.2 Оперативно-розыскная деятельность вовторой половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.)
1.3 Первый переходный период (март1917г.–середина 1918г.)
1.4 Оперативно-розыскная деятельность всоветский период (середина 1918 г. – август 1991 г.)
1.5 Второй переходный период (август1991 г. – март 1992 г.)
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЕОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
Заключение
Список ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Признаниеобщечеловеческих ценностей для правовой науки и практики чрезвычайно важно.Ведь именно эти ценности тесно соединяют право с нравственностью, возрождают вовсей полноте такие категории, как совесть, справедливость, честь, достоинство,милосердие.
История Россиифеноменальна. Изучение проблем преступности в России, ее профилактики имееттоже богатую историю.
Возникновениеоперативно-розыскной деятельности, как и расследования, было обусловленосоциальной необходимостью борьбы с преступностью. При этом практическаяоперативно-розыскная деятельность появилась несколько раньше следственной.
Сущностьоперативно-розыскной деятельности с самого начала связывалась с осуществлениемобщеуголовного розыска или сыска преступников гласными и, главным образом,негласными методами.
Масштабы и темпы ростапреступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующихосуществлению социальной реформы, порождающих у граждан чувство тревоги за своюжизнь и благополучие, снижающих доверие к органам власти и управления, кпроводимой государством политики, напрямую угрожает российским стратегическиминтересам и национальной безопасности. Одним из наиболее существенных факторов,определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контролянад преступностью. Существовавшая ранее система контроля за личностью ушла впрошлое, новая же, адекватная современной криминогенной ситуации в России, покане построена. Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля запреступностью, переживает кризис, обусловленный, с одной стороны, определеннымразрушением кадрового ядра, а с другой – снижением доверия населения, правовымнигилизмом. /1, с. 16/
Решение проблем борьбы спреступностью и ее профилактики невозможно без комплексного использования сил,средств и методов различных отраслей знаний.
Мы рассматриваем Историюстановления и развития субъектов оперативно-розыскной деятельности в России внеразрывной связи с историей становления и развития российской государственности.Следовательно, основные периоды развития правового регулирования ОРД в основномсовпадают с этапами формирования российской государственности.

ГЛАВА1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИРАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В истории России можновыделить (с известной долей условности) три базовых периода правовогорегулирования оперативно-розыскной деятельности:
Правовая регламентациясыскной работы в Российской Империи (XVIII в. – начало ХХ в.).
В данном пункте можновыделить еще несколько значимых этапов:
регламентация розыска допреобразований Петра I;
правовая регламентациярозыскной работы со времени преобразований Петра I и до 60 — х годов ХIХ в.;
нормативно-правовоерегулирование оперативно-розыскной деятельности с 60-х гг. ХIХ в до начала ХХ в(до марта 1917 г.).
Правовое регулированиеоперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август1991г.).
Второй, советский периодразделен на четыре достаточно значимых этапа: середина 1918г. – 1930 г.; 1931г. – 1952 г.; 1953 г. – середина 70-х г.г.; середина 70 — х г.г. – август1991г.
Правовое регулированиеОРД в современный (постсоветский) период (с марта 1992 г. по настоящее время).
Наряду с указаннымиосновными периодами в нормативной регламентации оперативно-розыскнойдеятельности, в ХХ столетии нами выделяются еще два, относительнократковременных, но весьма содержательных (условно названных переходными)периода:
1) с момента отказаВременного правительства от нормативных правил розыска царской России и доустановления в Советской России собственных нормативно-правовых рамок негласнойрозыскной работы (март 1917 г. – середина 1918 г.);
2) период современной «сменывех», т.е. период постепенного замещения нормативных актов СоветскогоСоюза российскими нормативными актами и, одновременно, регламентацияоперативно-розыскной работы не в подзаконных актах, а на уровне законов (август1991 г. – март 1992 г.).
Таким образом, история становления и развития субъектов ОРД в России в XVIII – ХХ вв. насчитывает три основныхпериода.
Анализсодержания соответствующих нормативных актов свидетельствует о зависимостивыбора властями того или иного уровня правового регулирования сыскной работы отсоциально-политической и экономической обстановки в стране. С ростомдемократических завоеваний уровень правовой регламентации негласной работыправоохранительных органов и спецслужб неуклонно возрастал и, наоборот, сначалом очередной полосы внутренних потрясений, войн и т.п. законодатель, какправило, ужесточал правовой режим негласной работы этих органов и служб. /2, с.28/
1.1 Развитиеоперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 — х г. ХIХ в
История правовойрегламентации сыскной работы на Руси начинается с ХVIII в. Еще в первойредакции «Русской Правды» («Суд Ярослава») упоминалось отаких формах розыска, как «свод» и «гонение следа»(описанном в ст. 77 Пространной правды. В условиях, когда древнее Русскоегосударство еще не имело специальных органов уголовного розыска, правило «кудаприведет след, там и находится преступник» позволяло осуществлять розыскбез представителей государственной власти. Они являлись прообразом будущегоуголовного розыска (проводимого как в рамках современного уголовного процесса,так и в ходе оперативно-розыскной деятельности.). Однако как раз спреобразований Петра I, направленных на формирование новой государственности,становится наиболее заметной тенденция на усиление регламентации тайной сыскнойработы (понимаемой в «широком» смысле слова), впоследствии названнойоперативно-розыскной.
Именно в годы правленияПетра I предпринимается попытка ввести регулярную полицию, создается органполитической полиции – Тайная канцелярия розыскных дел (1718 г.) [См., ВеретенниковВ.И.Из истории Тайной канцелярии. 1731 — 1762, Харьков, 1911; Гурлянд И.Я. Приказвеликого государя Тайных дел., Ярославль,1902; Российское законодательство Х — ХХ веков. В 9-ти томах., Т. 4., М., Юрид. лит-ра., 1986.], восстанавливаетсяинститут сыщиков[См., Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание,следствие., Л., Изд-во Ленинград.ун-та.,1984, С.90.] и, кроме того, издаетсяинструкция (1719 г.), которая разрешала создавать розыскные команды из военнослужащих[См.,Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Указ.соч., С.90]. Разведывательная работа именно вэти годы впервые приобретает правовую основу. Однако эти акты непредназначались для регламентации собственно ОРД, и поэтому нет достаточныхоснований утверждать о наличии системного подхода в правовом регулированиинегласной работы в это время.
Основным нормативнымактом этого периода является изданный в 1782 году Устав благочиния, илиПолицейский. Он содержал важные правила организации полиции, а также положения,касающиеся компетенции полицейских органов (в частности, на полицию возлагалисьобязанности по контролю за общественными организациями). По мнению некоторыхученых, именно Устав благочиния окончательно отделил судебную власть отследственно-розыскной, а последняя была передана в руки общей полиции. ПричемУстав не потерял значения и в начале ХIХ в.
Впервой половине ХIХ в., т.е. до известной судебно-правовой реформы 60 — хгодов, было принято еще несколько актов, в той или иной мере регламентировавшихрозыск: «О средствах к исправлению полиции в городах», «Учреждениеи наказ министру полиции» и Положение о земской полиции 1837 года. Вместес тем в первой половине ХIХ в. компетенция полиции оставалась в основном тойже, что и ранее. /2, с. 34/
1.2 Оперативно-розыскнаядеятельность во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.)
Со второй половины ХIХ в.и до начала ХХ в. отмечаются две волны нормативно-правовых преобразованийполицейской системы, которые непосредственно затронули организацию розыскнойработы: реформы 1862 г. и 1880 г. Если важнейшей причиной первой «волны»являлась крестьянская реформа 1861 г., то вторая была вызвана желаниемАлександра II «положить предел беспрерывно повторяющимся покушениямдерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественныйпорядок» (О создании Верховной распорядительной комиссии по охранегосударственного и общественного спокойствия: Указ // ПСЗ. Собр. 2. Т.55 №60492). Поэтому совершенствование правовой регламентации сыскной работыпроходило под знаком разработки более действительных правил борьбы снарастающей революционной деятельностью. В это время принимается сериянормативных актов.
В частности, в Положениио негласном полицейском надзоре (1882г.) предусматривалось проведение полициейнегласного надзора как способа предупреждения государственных преступленийпосредством наблюдения за лицами сомнительной благонадежности.
Еще в начале ХХ в. вРоссии уголовный сыск, важнейшая часть оперативно-розыскной деятельности, былоурегулирован Законом от 06 июля 1908г. «Об организации сыскной части».В соответствии с ним в 89 городах Российской Империи в структуре полицейскихуправлений для производства розыска по делам общеуголовного характера как вгородах, так и в уездах были образованы сыскные отделения. Закономпредусматривался контроль со стороны прокуроров за деятельностью сыскныхотделений. Причем первые вправе были давать поручения чинам сыскных отделенийпо производству розыска. Кроме того, в Законе были сформулированы задачисыскных отделений. Ими являлись производство розыска по делам общеуголовного характера.Наряду с этим сыскные отделения обязаны были проводить дознание попреступлениям, а также выполнять отдельные поручения не только прокуроров, но исудебных следователей. Таким образом, совершенствующаяся полицейская практиканачала ХХ в. с неизбежностью привела к необходимости регулирования отношений воперативно-розыскной деятельности на законодательном уровне, то, что ипроизойдет через восемьдесят с небольшим лет, оперативная практика наших днейприведет к такому же выводу и современного российского законодателя.
Отметим,что временные границы окончания этого этапа правового регулированияоперативно-розыскной деятельности не совпадают с датой свержения самодержавия ипобеды Февральской буржуазно-демократической революции 23 — 27 февраля 1917 г.,т.к. отдельные нормативные акты, регламентирующие сыскную работу, формально небыли отменены и продолжали действовать еще некоторое время. /3, с. 23/
1.3 Первый переходныйпериод (март 1917г.–середина 1918г.)
Его характерными чертамиявлялись следующие:
Во-первых, временноебуржуазно-демократическое правительство под давлением широких революционныхмасс вынуждено было отметить царские нормативные акты о «широкой»оперативно-розыскной деятельности, в частности Положение оконтрразведывательных отделениях и «Наставление по контрразведке в военноевремя». Им же были ликвидированы политическая полиция и жандармери(военная контрразведка осталась нетронутой).
Кроме того, учитываязначимость такого звена полиции, как сыскные отделения, Временное правительствопредложило их не «упразднять, а передать в ближайшем будущем Министерствуюстиции
Во-вторых, первые месяцыпосле Великой Октябрьской социалистической революции (до середины 1918 г.) вСоветской России негласная работа вообще не регламентировалась. Еерегулирование проводилось на основе „революционного сознания“. Нарядус этим оригинальным „правовым“ источником применялись также правилаВременных положений.
Вместес тем следует отметить, что уже в июле 1917 года в столице создается Управлениеуголовного розыска. Причем розыск и следствие ведутся в рамках общего суда и местногосамоуправления. /3, с. 29/
1.4 Оперативно-розыскнаядеятельность в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.)
За более чем семьдесятлет правления Советской власти в правовом регулировании негласной оперативнойработы можно выделить несколько самостоятельных этапов.
Первый этап (середина1918 г. – 1930 г.) – это период возникновения и становления правовогорегулирования оперативно-розыскной деятельности в Советской России. Точную датуотсчета данного периода установить достаточно сложно, т.к. в начале своейдеятельности органы ВЧК не имели агентурного аппарата. Его создание былоофициально разрешено лишь после решения Президиума ВЧК в феврале 1918 года илишь спустя несколько месяцев органы ВЧК начали устанавливать внутреннееагентурное наблюдение в антисоветских партиях, организациях, группах и на особоважных объектах. Поэтому условно начало этого этапа определено с середины 1918года.
Субъектыоперативно–розыскной деятельности: органы ВЧК – ГПУ при НКВД РСФСР – ОГПУ приСНК СССР и оперативно-розыскные подразделения рабоче-крестьянской милиции НКВД.Отметим, что до октября 1918 года центрального аппарата уголовного розыскавообще не существовало, и руководили оперативно-розыскными органами местныесоветы. Впоследствии, в 1922 году уголовный розыск был выведен из органовмилиции. В центре же было создано Управление уголовного розыска, ведавшееоперативно-розыскной деятельностью на всей территории РСФСР. В дальнейшеморганы уголовного розыска неоднократно подвергались реорганизации. Причем „политикаКоммунистической партии всецело определяло направления и формы борьбы ВЧК сврагами Советской власти, а претворение в жизнь политической линии партиисоставляло главное содержание всей деятельности чекистских органов“.
В это время происходиттрансформация взглядов власть имущих на предназначение негласной работы. Отпопыток воплотить на практике принцип „цель оправдывает средства“ инаправить деятельность ВЧК на беспощадную борьбу с контрреволюцией – дореализации нормативно-правовых установок по осуществлению негласного надзора за»противосоветскими политическими партиями, группами и лицами",пересечением всякого рода контрреволюционных явлений, а также шпионажа,спекуляции, бандитизма и преступлений по должности.
Объективные исубъективные факторы, наиболее повлиявшие на суть, содержание и форму правовогорегулирования оперативно — розыскной деятельности.
Среди них отметимследующие:
совершение ВеликойОктябрьской социалистической революции;
гражданская война иразруха в стране, разгул политического бандитизма и преступности в целом;
принципиальная сменаприоритетов в уголовно-правовой политике Советского государства по сравнению сполитикой царского самодержавия и установками буржуазно-демократическогоВременного правительства;
практическое преодолениезаблуждений коммунистической теории о необходимости отказа от применениянегласных сил и средств в оперативно-розыскной деятельности;
образование в 1922 годуСоюза ССР и т.д.
Второй этап (1931 – 1952г.г.) – это период реакции и его господства в правовом обеспечении ОРД. Хотяуже со второй половины 20 — х годов организационно-правовые изменения иразвития авторитарного политического режима (в том числе в спецорганах,осуществлявших ОРД), точкой отсчета данного этапа правового регулированиянегласной работы автором выбрана дата принятия Инструкции по учету и агентурнойразработке антисоветских и контрреволюционных элементов по линииСекретно-политического отдела (объявлена приказом ОГПУ № 298/175 в июле 1931г.). По существу правовое регулирование ОРД было переориентировано и подчиненоцели и задачам карательно-репрессивной политики государства, т.е. остриеотечественной контрразведки направлялось во внутрь страны на борьбу с такназываемыми «враждебными силами».
Среди предпосылок кпереходу на данный этап правового регулирования ОРД следует выделить усилениевлияния диктата И.В. Сталина в коммунистической партии и государстве,фактическое подчинение органов безопасности интересам одной личности.
Субъекты, осуществляющиеОРД.
На данном этапепроисходила бесконечная трансформация специальных служб и правоохранительныхорганов. До 27 декабря 1932 г. наличествовала самостоятельная деятельность ОГПУи рабоче-крестьянской милиции НКВД проводилась и единая работа специальныхслужб и правоохранительных органов. Например, постановлением ЦИК СССР от 10июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел.ОГПУ вошло в его состав как Главное управление контрразведки Наркомата обороныСССР «Смерш», МГБ, КГБ – вот далеко не полный перечень названийсубъектов, осуществлявших ОРД на этом довольно непродолжительном историческомэтапе.
Среди нормативных актов,регулирующих ОРД данного периода назовем постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от03 февраля 1941 г. «О разделении Наркомата внутренних дел СССР на дванаркомата». В указанном постановлении были изложены правомочия НКГБ поосуществлению ОРД (в «широком» смысле слова).
На НКГБ возлагалисьзадачи по:
ведению разведработы заграницей;
борьбе с подрывной,шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведоквнутри СССР;
оперативной разработке иликвидации остатков всяких антисоветских партий и контрреволюционныхформирований среди различных слоев населения СССР и пр.;
охране руководителейпартии и правительства.
Характерные черты и особенностиданного этапа.
Во-первых, правовоерегулирование оперативно — розыскной деятельности полностью переориентированона решение задач по укреплению личной власти И.В. Сталина.
Во-вторых, бурно протекалпроцесс подчинения порядка регламентации оперативно-розыскной деятельностицелям карательной политики государства.
В-третьих, именно в этовремя произошла окончательная трансформация и закрепление в нормативных актахне правовых положений (прежде всего — о политическом преследовании и проведении«актов возмездия»).
В-четвертых, на практикефактически игнорировались «устаревшие» положения нормативных актов опрокурорском надзоре за негласной работой (в частности, заоперативно-розыскными мерами органов дознания).
Третий этап (1953 –середина 70 — х годов). За этот временной отрезок происходит постепенный отказвласть имущих от порочной практики закрепления произвола в нормативных актах,регламентирующих ОРД, что являлось характерным для периода культа личности И.В. Сталина. Именно в январе 1953 года выходит постановление ЦК КПСС «Оборганах МГБ», в соответствии с которым органы госбезопасности были вочередной раз отделены от органов внутренних дел, а в сентябре того же годапроизошла ликвидация Особого Совещания при МВД СССР.
Субъектами,осуществляющих ОРД, являлись МГБ – КГБ при СМ СССР и МООП – МВД СССР.
Характерные черты иособенности данного этапа:
формирование двухразличных нормативно-правовых ведомственных платформ (в МВД и КГБ при СМ СССР),предназначенных регулировать единую по сути оперативно-розыскную деятельность;
закрепление в ст. 29Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и в аналогичныхстатьях Уголовно-процессуальных кодексов союзных республик правил обобязанностях органов дознания по осуществлению оперативно — розыскнойдеятельности;
отказ от нормативногозакрепления тотального беззакония, характерного для предыдущего периодаправового регулирования ОРД;
нормативно-правовоезакрепление попыток законодателя возродить вневедомственный (прокурорский)надзор за законностью ОРМ, применяемых органами дознания.
Четвертый или последнийэтап в советской истории (середина 70 — х годов – август 1991 года.) – этопериод стабилизации правового регулирования ОРД и, одновременно, времяподготовки «революционных» изменений ее правовой регламентации.
Субъектами,осуществляющих ОРД, являлись органы внутренних дел и безопасности(последовательно КГБ при Совете Министров СССР, КГБ СССР и межреспубликанскаяслужба безопасности).
После создания в середине70 — х годов «фундаментальных правовых основ агентурной работы» ееправила существенно не менялись на протяжении более чем десятилетия (во всякомслучае, в органах безопасности), хотя объективная необходимость в этом имелась.
Застойные тенденции вправовом регулировании ОРД фиксировались на уровне ведомств, но далее этого,как свидетельствует история, дело почти не двигалось. Отдельные просчеты,имевшие место в оперативной работе, стали перерастать в нечто большее.
Особенности правовогорегулирования ОРД на данном этапе:
отсутствие современных измененийв основных правовых положениях;
продолжающаясяведомственная разобщенность нормативно-правовой регламентации единой сыскнойработы;
обилиевнутриведомственных нормативных актов, порой, по-разному регулирующих схожие(или не тождественные) ситуации ОРД;
появление«первых ласточек» предстоящего законодательного регулированияосновных нормативных положений ОРД – закрепление нормативных положений обосуществлении оперативно-розыскных мероприятий в нескольких законодательныхактах (Основах уголовного судопроизводства, Закона СССР «О Государственнойгранице СССР» и «Об органах государственной безопасности в СССР»,а также в Законе РСФСР «О милиции»). /4, с. 62/
1.5 Второй переходныйпериод (август 1991 г. – март 1992 г.)
Он начался с распадомСССР и длился до момента принятия в суверенной России 13 марта 1992 года Законаоб ОРД. Особенностью этого периода являлось то, что на этом достаточнонебольшом временном отрезке в основном продолжали действовать нормативные актыбывшего СССР (юридически уже не существующего), т.е. в основном секретные актыКГБ СССР и МВД СССР.
Кроме того, отметим, чтоправовое регулирование ОРД в России развивалось и продолжает развиваться нетолько во времени, но и в пространстве.
Широкоизвестно, что только в течении ХХ столетия на территории бывшей царской Россиивозникали, существовали и исчезали десятки различных государственно-правовыхобразований. Королевство Польское как неотъемлемая часть Российской Империи вначале века и суверенное Польское государство в дальнейшем, а затем РеспубликаПольша. Великое княжество Финляндское как «особая» областьгосударства Российского в начале рассматриваемого периода, во внутренних делахуправляется особыми установленными на основании особого законодательства, иФинляндская Республика, как суверенное государство, — впоследствии. Аобразование в 1922 году СССР и вхождение в него ряда государств (последним повремени было вхождение в 1944 году Тувы)? А выход в конце 80 — х – начале 90 — х годах из состава СССР Прибалтийских республик, республик Закавказья, СреднейАзии и др.? Наконец, распад векового союза славянских народов – российского,украинского и белорусского. Все это, разумеется, самым непосредственным образомвлияло правовое регулирование ОРД. /4, с. 71/

2. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЕОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (март 1992 г. –настоящее время)
Современный(постсоветский) период правового регулирования ОРД в России можно назватьнаиболее значительным среди всех периодов в отечественной истории правовой регламентацииоперативно-розыскной деятельности. С правового регулирования негласной работы восновном на подзаконном уровне сделан резкий скачок на уровень законодательнойрегламентации.
Характерные черты иособенности данного этапа:
закрепление общих правилОРД на развивающем уровне правового регулирования вместо подзаконного (т.е.перераспределение нормативно-правового материала с ведомственного назаконодательный уровень);
выделение основных правилОРД из ранее имевшегося в подзаконных актах конгломерата правовых предписаний иих обособление в оперативно-розыскном законе, т.е. начало процесса кодификацииправовых норм ОРД (в начале Закона об ОРД, а затем – в ФЗ об ОРД);
резкое усиление значениясоблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскнойдеятельности;
необходимость учета вправовой регламентации отдельных направлений ОРД такого фактора, каким являетсянепосредственное действие конституционных норм;
нормативное закреплениенеразрешенного противоречия между старым и новым пониманием цели ОРД: в «узком»смысле слова — между необходимостью борьбы с преступностью и защите человека иобщества от преступных посягательств; в «широком» смысле слова –между необходимостью борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью «противникаи враждебных элементов» (получением информации о них) и обеспечениембезопасности личности, общества и государства;
законодательноеопределение ОРД;
существенное законноерасширение субъектов (государственных органов), наделенных правами наосуществление ОРД и резкое обострение необходимости правовой регламентации, содной стороны, специфики каждого из субъектов (включая раздел сфер влияния), ас другой – выделение общих правовых положений, единых для всех субъектов,осуществляющих ОРД;
необходимостьобязательной государственной регистрации в Минюсте России ведомственныхоперативно-розыскных актов, затрагивающих права и законные интересы граждан, атакже нормативных актов, которые носят межведомственный характер;
правовая регламентациявневедомственного контроля и надзора за состоянием законности в ОРД;
включение в сферуправового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергалисьвоздействию права, например, возникающие в сфере частной детективнойдеятельности.
В истории современнойРоссии ОРД получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку.Произошло это 13 марта 1992 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «Обоперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Время не стоитна месте и вскоре, 12 августа 1995 г., был принят Федеральный закон РоссийскойФедерации «Об оперативно-розыскной деятельности», в который включенряд новелл, не нашедших отражения в предыдущем документе.
Подобная деятельностьстрого подконтрольна, направлена на защиту интересов государства и граждан,осуществляется в порядке и пределах, уставленных законом, специфическимисредствами и методами, т.е. проводятся оперативно-розыскные мероприятия ОРДможно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведениимероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как приследственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна припресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя ибезопасности государства, разобщении организованных преступных группировок ит.д.
Тайныеи замаскированные, тщательно продуманные действия преступников требуютприменения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах,необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительнойособенностью оперативно-розыскной деятельности является ееразведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетаниегласных и негласных методов и средств, в том числе и технических. /5, с. 68/

Заключение
В настоящее времяситуация с правовым регулированием оперативно–розыскной деятельности изменяетсяв сторону признания правил, действующих в цивилизованных странах. Тем не менее,пока нельзя утверждать, что законотворческий процесс закончен и определены какоптимальные границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности,так и его уровни.
Необходимо отметить, чтороссийское законодательство в указанной сфере правового регулирования толькоформируется. Среди ученых нет единства, что под ним понимается. Поэтому длялучшего уяснения разнообразия теоретических воззрений, полагаем, можно свести кдвум позициям:
во-первых,законодательство в области оперативно-розыскной деятельности (иначе –оперативно-розыскное законодательство), понимаемое в «узком» смыслеслова;
во-вторых, понимаемое в «широком»смысле слова.
Оперативно-розыскноезаконодательство в «узком» смысле слова – это совокупностьфедеральных законов России, которые содержат правовые нормы, регулирующиегруппы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессезащиты человека и общества от преступных посягательств путем примененияспециальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий.
Оперативно-розыскноезаконодательство в «широком» смысле слова – это формирующийсямежотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Его составляетсовокупность законодательных и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации высшей (после законов) юридической силы. Эти акты содержат правовыенормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом игосударством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путемприменения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскныхдействий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человекаи общества объективно затруднена или невозможна.

СписокЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. Нижний Новгород, 1997. – 234 с.
2. Елинский В.И., Исаков Б.М. Становление и развитиеуголовного сыска в России (X -нач. XX в.). М., 1998. – 296с.
3. Матненко Т.А. Сыскная полиция в России во второй половинеXIX — начале XX в.: Автореф. дис.… канд. юрид. наук. М., 1994. – 314с.
4. Шумилов А.Ю. Об уголовно-розыскном праве в России. М.,1998. – 197с.
5. Овчинский С.С. Основы оперативно-розыскной деятельности вборьбе с организованной преступностью // Основы борьбы с организованнойпреступностью. М., 1996. – 259с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация бухгалтерской службы в организации
Реферат А бережно относиться к переданным ему для хранения или для других целей материальным ценностям предприятия, учреждения, организации и принимать меры к предотвращению ущерба; б
Реферат Мінеральні води Чернігівської області
Реферат Табличні процесори
Реферат Роман "Мастер и Маргарита" – заветная книга М.А.Булгакова
Реферат Условия и нормирование сельскохозяйственного труда
Реферат Кадры и планирование численности работников
Реферат Организационно-педагогические условия эффективного управления образовательными системами
Реферат Управление мотивацией персонала
Реферат Правовые аспекты создания зон свободных от ядерного оружия (english)
Реферат Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего школьного возраста
Реферат Дидактическая игра как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Реферат Искусство Греции — не проходящая ценность культуры
Реферат Should Smoking Be Banned Essay Research Paper
Реферат Размышления об истории окружающей среды