Реферат по предмету "Государство и право"


Земля как объект правового регулирования

Содержание
Введение
1. Земля как объектправового регулирования
2. Предоставление всобственность граждан и религиозных общин земельных участков в порядкеприватизации
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Земля является важнейшимдля человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было бы ичеловечества со всеми его проблемами.
Адекватным ценности земликак объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений,поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природномуобъекту. Поэтому еще в XIX веке юридическая мысль России пришла к выводу, чтоземельное право должно быть самостоятельной отраслью права.
Земля является предметомрегулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного– при определении государственных границ; административного – при разграничениитерриторий между субъектами РФ; гражданского – при совершении сделок сземельными участками; семейного – при решении споров о разделе собственностисупругов; финансового – при земельном налогообложении; аграрного – прииспользовании земель сельскохозяйственного назначения для выращиваниясельскохозяйственных культур и т.д.
В каждой из перечисленныхотраслей предметом правового регулирования являются различные аспекты земельныхотношений: пространственно-базисные, имущественные, земельно-производительные ит.д. Для правового же регулирования земельного права как самостоятельнойотрасли права специфичным является экономический характер земельных отношений,т.е. использование земли в хозяйственных целях.
В связи с этимцентральным элементом земельно-правового регулирования является подразделениевсего земельного фонда на определенные категории земель и сочетание единогоправового режима земельного фонда с правовым режимом этих категорий.
Таким образом, цельработы – изучить процесс предоставления в собственность граждан и религиозных общинземельных участков в порядке приватизации.

1. Земля как объектправового регулирования
Адекватным ценности земликак объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений,поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту.
Особенностиземельно-правового регулирования и выделение земельного права в особую отрасльобусловлены специфическими свойствами земель. Земля представляет собойединственное место обитания всего живого, она является полностью недвижимой.Земля, обладая свойством территории, пространственного базиса для размещенияобъектов промышленности, является и базисом для размещения природных объектов.При этом она является частью окружающей среды. Будучи частью природы, земляобладает, как и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородияпочв, представляющего собой бесценное народное достояние. Поэтому практическивсе нормы земельного права пронизывает обязанность всех пользователей землейсохранять и увеличивать почвенное плодородие своих земельных участков. Бесценностьбиопотенциала земли не может быть выражена никакой денежной оценкой.
Поэтому земельный учетосуществляется особыми методами земельного кадастра, учитывающего как спецификуземель, так и их ценность. Кадастровый учет особо необходим в связи сустойчивой неоднородностью земли, которая бесконечно многообразна в своихразличных проявлениях. Такое построение земельно-правового регулированияосуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Россияобладает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страныиспользуется крайне неэффективно. Десятки миллионов гектаров земли выведены изхозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия земли.Особенности методов правового регулирования в земельном праве на современномэтапе его развития диктуется следующими обстоятельствами. Для правовогорегулирования определенных групп земельных отношений, связанных с оборотомземли, применяется заново разработанная система экономического стимулирования ипринятия экономико-правовых мер, установленная новым ГК РФ, задачами, стоящимиперед государством и обществом в современных условиях. Период перехода крегулируемым рыночным отношениям характеризуется тем, что главной задачейявляется перераспределение земли в интересах создания условий для равноправногоразвития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладнойэкономики при обеспечении рационального использования и охраны земель.
Устанавливаются свободывыбора форм хозяйствования. В то же время существует помеха в реализацииземельной реформы. Поэтому усиливается императивный метод воздействия навиновных субъектов, которые устанавливают эти препятствия. В силу этихособенностей в правовом регулировании земельных отношений применяются следующиетребования:
— обязательное требованиецелевого использования земельных участков;
— запрещение нарушенияпочвенного плодородия и ухудшения экологической обстановки;
— меры экономическогостимулирования охраны земель;
— санкционированиемелиоративных работ соответствующими государственными органами;
— хозяйственная свободана земле и т. д.
Иначе говоря, в правовомрегулировании присутствуют как императивный метод установления обязанностей изапретов, так и диспозитивный метод рекомендаций, санкционирования,делегирования субъектов земельных правоотношений определенных прав.
Наличие процессовформирования земельного рынка в РФ предполагает два обязательных условия:хозяйственную свободу и достаточную для этого определенность, стабильностьземельных отношений. Оба эти условия удачно обеспечивают договорные формыхозяйственных взаимоотношений, а потому роль договора продолжает увеличиватьсяв регулировании земельных отношений, так как рыночная свобода начинает активнопроникать во все институты земельного права. Правовые нормы, закрепляющие землюв частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности,образуют в совокупности институт права частной, государственной, муниципальнойи иных форм собственности на землю.
Одним из видовправоотношений являются правоотношения собственности на землю, землевладения,землепользования и аренды, которые, в свою очередь, делятся на более конкретныевиды в зависимости от категорий земель и от того, кто выступает пользователемтех или иных участков. В связи с этим имеется несколько различных видов правасобственности на землю, землевладения, землепользования и аренды на земляхсельскохозяйственного назначения и на землях населенных пунктов. Каждый видиспользования земли регулируется соответствующими правовыми нормами, гдеопределяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земельсубъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участков,содержание права землепользователей, перечень возлагаемых на субъектов прав иобязанностей, условия и порядок защиты их прав от возможных нарушений.
С 1990 г. взаконодательство РФ вносятся изменения, реформирующие земельный строй. Так,происходит создание экономико-правового механизма приватизации земельныхучастков гражданами. Местным органам самоуправления предоставлено право изъятияи передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределениягражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно,выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья. Госкомзем иМинсельхоз РФ обязаны систематически готовить каталоги этих земель, публиковатьих, организовать рекламу в СМИ, оказывать содействие в переселении граждан,желающих и способных создать крестьянские хозяйства; за сокрытие информации оналичии свободного земельного фонда виновные должностные лица подлежат штрафу;
2. Предоставление всобственность граждан и религиозных общин земельных участков в порядкеприватизации
Земельные участки изсостава государственных (муниципальных) земель предоставляются гражданам июридическим лицам в собственность или в аренду, безвозмездное срочноепользование, а также субъектам, указанным в п.1 ст.20 ЗК, — в постоянное(бессрочное) пользование.
Предоставление земельныхучастков предоставляется соответствующими уполномоченными органамигосударственной власти, местного самоуправления. В соответствии с п.10 ст.3Федерального закона «О введении в действие ЗК», до разграничениягосударственной собственности на землю предоставление таких земель осуществляетсяорганами местного самоуправления в пределах их полномочий, еслизаконодательством не предусмотрено иное.
Предоставлениеосуществляется в порядке, предусмотренном ЗК, иными федеральными законами ииными нормативными правовыми актами органов государственной власти, органовместного самоуправления, регулирующих земельные отношения, в зависимости отвида предоставляемых прав на земельный участок, а также в зависимости от целипредоставления земельного участка, а именно:
1. Предоставлениеземельных участков для строительства.
2. Предоставлениеземельных участков для целей, не связанных со строительством.
3. Предоставлениеземельных участков для целей садоводства, огородничества, дачногостроительства. Свои особенности есть при предоставлении земельных участков изсостава земель сельскохозяйственного назначения.
По общему правилупредоставление земельных участков осуществляется за плату, исключения могутустанавливаться ЗК, иными федеральными законами, законодательством субъектовРФ. Бесплатно переоформляются право постоянного (бессрочного) пользования,пожизненного наследуемого владения и некоторые другие случаи.
Земельные участкипредоставляются с учетом норм предоставления земельных участков, то естьпредельных размеров земельных участков из состава государственных(муниципальных) земель, которые могут быть предоставлены физическим июридическим лицам для осуществления определенных разрешенных видовдеятельности. Объектом предоставления по общему правилу является земельныйучасток, свободный от прав других лиц. Вместе с тем, возможен случай, когдапубличный субъект сначала предварительно согласует искомый земельный участок,потом изымет его в установленном порядке для государственных (муниципальных)нужд, а потом предоставит соответствующему заинтересованному лицу.
Порядок предоставленияземельных участков представляет собой административную процедуру принятиярешений по предоставлению гражданам, юридическим лицам земельных участков изсостава государственных (муниципальных) земель, реализации указанных решений, соследующими стадиями:
1. Возбуждениеходатайства о предоставлении земельного участка. Производится в форме подачизаинтересованным лицом заявления в соответствующий уполномоченный органпубличной власти.
2. Предварительноесогласование места размещения объекта (может проводиться при предоставленииземельных участков для строительства).
3. Выбор земельногоучастка.
4. Формированиеземельного участка.
5. Кадастровый учетземельного участка.
6. Принятие решения опредоставлении земельного участка. Уполномоченным публичным органом (органомгосударственной власти, органом местного самоуправления).
7. Оформление решения опредоставлении земельного участка. На основании решения уполномоченногопубличного субъекта о предоставлении земельного участка с его приобретателемпубличным субъектом заключается гражданско-правовой договор (купли-продажи,аренды), который, вместе с решением, образует сложный юридический состав.Документы направляются в соответствующее учреждение юстиции для государственнойрегистрации.
8. Государственнаярегистрация. В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним».
Исчерпывающий переченьоснований для отказа предоставления в частную собственность земельных участков,находящихся в государственной (муниципальной) собственности, установлен в п.4ст.28 ЗК:
1. Изъятие земельныхучастков из оборота.
2. Запрет на приватизациюземельных участков, установленный федеральным законом.
3. Резервированиеземельных участков для государственных (муниципальных) нужд.
Решение об отказе впредоставлении земельного участка может быть обжаловано заявителем в судебномпорядке.
В соответствии сКонституцией РФ, граждане и юридические лица вправе иметь землю всобственности; земельные участки, приобретенные гражданами и юридическимилицами в собственность по основаниям, предусмотренным гражданскимзаконодательством РФ, признаются их частной собственностью (п.1 ст.15 ЗК).Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица немогут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися наприграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и наиных установленных особо территориях РФ (п.3 ст.15 ЗК).
Граждане и юридическиелица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в частнуюсобственность, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной)собственности, могут быть предоставлены в частную собственность, за исключениемземельных участков, которые в соответствии с ЗК, иными федеральными законами,не могут находиться в частной собственности (п.2 ст.15 ЗК). Таким образом, пообщему правилу земельный участок может находиться в частной собственности,только если он не изъят из оборота, либо не ограничен в обороте федеральнымзаконодателем.
Приватизация земельныхучастков представляет собой передачу земельных участков, находящихся впубличной (государственной либо муниципальной) собственности, в частнуюсобственность граждан и юридических лиц, по решению соответствующего публичногосубъекта (ст.217, п.2 ст.235 Гражданского кодекса РФ).
На начальном этапеприватизации государственного (муниципального) имущества земельные участки вРоссии приватизировались в соответствии с указом Президента РФ от 25 марта 1992года №301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам приприватизации государственных и муниципальных предприятий», Порядком продажиземельных участков при приватизации государственных и муниципальныхпредприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, атакже предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательскойдеятельности, утвержденным указом Президента РФ от 14 июня 1992 года №631.Впоследствии данные указы фактически перестали действовать, в соответствии суказом Президента РФ от 26 марта 2003 года №370 «Об изменении и признанииутратившими силу некоторых актов Президента РФ», в связи с принятиемФедерального закона «О приватизации государственного и муниципальногоимущества».
Сейчас приватизацияземельных участков, на которых расположены государственные (муниципальные)объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы (предприятия),регулируется Федеральным законом «О приватизации государственного имуниципального имущества», исходя из принципа единства судьбы земельного участкаи расположенных на нем иных объектов недвижимости.
По действующемуФедеральному закону «О приватизации государственного и муниципальногоимущества», собственники ранее приватизированного недвижимого имущества имеютправо на выкуп оставшегося в государственной (муниципальной) собственностиземельного участка, на котором располагаются приватизированные здания,сооружения, имущественные комплексы. Цена такого выкупа, в соответствии с ЗК иФедеральным законом «О введении в действие ЗК», устанавливается закономсубъекта РФ по ставке земельного налога, умноженной на коэффициент, зависящийот численности населения соответствующего поселения, также коэффициент,установленный субъектом РФ, также на поправочный коэффициент, устанавливаемыйрешением Правительства РФ. Напомним, что земельный налог – местный налог,устанавливаемый решением представительного органа местного самоуправления(Законом Санкт-Петербурга, законом города Москвы).
Также приватизироватьсвои земельные участки (или взять их в аренду) до 1 января 2006 года, всоответствии со ст.20 ЗК и ст.3 Федерального закона «О введении в действие ЗК»,обязаны собственники недвижимости и иные юридические лица, использующиеземельные участки на титуле постоянного (бессрочного) пользования, кромеюридических лиц, указанных в п.1 ст.20 ЗК, для которых этот титулземлепользования сохраняется и после 1 января 2006 года, по ст.20 ЗК. Длязаключения такого договора заинтересованное лицо должно провести необходимыеработы по формированию и кадастровому учету соответствующего земельногоучастка, прежде всего, обратиться в соответствующий уполномоченный орган,проводящий соответствующие работы. То же и с гражданами, переоформляющимибесплатно свои права, предусмотренные ст.ст.20,21 ЗК, на право собственности.Сейчас при приватизации государственной (муниципальной) недвижимостиприватизируются и земельные участки под ней, за исключением исключающихприватизацию обстоятельств, перечисленных в п.4 ст.28 ЗК.

Заключение
Граждане вправеприватизировать земельные участки вне зависимости от факта их застроенности, нов большинстве случаев гражданами приватизируются застроенные земельные участкипод садовыми, дачными и жилыми домами и иными постройками (бани, сараи,террасы, гаражи). Наряду с «индивидуальным» порядком приватизацииземельных участков законом установлен «коллективный» порядок, которыйприменяется при приобретении в частную собственность земельных участководновременно группой граждан, т.е. всеми членами садоводческого,огороднического или дачного объединения.
Под приватизациейгосударственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждениеимущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и(или) юридических лиц. Земельных участки, находящиеся в государственной илимуниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан июридических лиц за плату, однако предоставление земельных участков всобственность граждан и юридических лиц может осуществляться также бесплатно вслучаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельныхучастков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, недопускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Приобретение прав наземельные участки, находящиеся в государственной или муниципальнойсобственности, регулируется ст. 36 ЗК РФ, в которой предусмотрено, чтоисключительные права на приватизацию или на приобретение прав аренды земельногоучастка имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений,сооружений, расположенных на земельных участках. Но сама процедура передачиземельных участков в собственность граждан в порядке приватизациирегламентируется в большей степени нормативными актами субъектов РФ и органовместного самоуправления.
В целях упрощенияоформления земельных участков в собственность были внесены изменения в целыйряд законодательных актов. А в связи с тем, что процедура оформления оказаласьслишком дорогостоящей и практически непосильной для многих граждан, п.1 ст.333.33 Налогового Кодекса РФ был дополнен подпунктом 20.2, устанавливающимпошлину за государственную регистрацию права собственности физического лица наземельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачногохозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного илииндивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный натаком земельном участке объект недвижимого имущества в размере — 100рублей.(ранее составлявшую 500 рублей). Региональным властям было предоставленоправо устанавливать максимальные цены на землеустроительные работы, а такжеправо организовывать и финансировать мероприятия по проведению территориальногоземлеустройства таких земельных участков (ст.12 З-на № 93-ФЗ). Но, в связи срекомендательным характером данного положения рассчитывать на помощь властейпо-прежнему не приходиться. Кроме того, противоречия между земельным иприватизационным законодательством, а так же особенности законодательствасубъектов РФ значительно затрудняют передачу земли из государственной имуниципальной собственности в частную в порядке приватизации.

Список используемойлитературы
1.    Веденин Н.Н. Земельноеправо: Вопросы и ответы. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юриспруденция,2001.— 128 с.
2.    Крассов О.И. Земельноеправо: Учебник. — М.: Юристъ, 2000. — 624 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Специфіка соціальної роботи з розлученими сімями
Реферат Автор и герой в романе И. Бабеля "Конармия"
Реферат Предмет экономической теории 9
Реферат Новый подход к определению понятия действующий вулкан
Реферат Середовище навчання Moodle Його переваги та недоліки
Реферат Беседа о правилах поведения в обществе с младшими школьниками
Реферат Современная финансовая политика Украины
Реферат А (сщюз, в значении но, однако) xфl-l-xd-# kho yong gi yin zer byung yin na yang slebs ma byung. Bг-Xгd-cф-xфl-vаY-…ьd-xфl-l-xd-™аO\-p-…ьd-# Он сказал, что прийдет завтра, а не пришел
Реферат Производительность труда в горной промышленности, пути её повышения на примере ОАО Русал- Са
Реферат Xxxvii международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 8 12 февраля 2010 г
Реферат Экономика. Лекции, которые в дальнейшем использовались в качестве шпор
Реферат Последовательные таблицы
Реферат "Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств" принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 23 декабря 1999 г
Реферат Логистические системы
Реферат Roman Essay Research Paper