Реферат по предмету "Государство и право"


Досудебный порядок урегулирования споров

Досудебный порядок урегулирования споров

Анализ судебной статистики
Для определенной категории споров соблюдение досудебного(претензионного) порядка их урегулирования является обязательным. Только присоблюдении данного условия хозяйственный суд принимает дело к рассмотрению. Кодной из таких категорий относятся споры в сфере перевозок различными видамитранспорта.
Анализ судебной статистики хозяйственных судов за 2009 годсвидетельствует о росте более чем на 50 % количества обращений субъектовхозяйствования за судебной защитой своих нарушенных или оспариваемых прав посравнению с 2008 годом. Такой значительный рост обращений участниковгражданского оборота обусловлен последствиями мирового финансового кризиса,который не мог не коснуться субъектов хозяйствования Республики Беларусь,интегрированных в мировую экономику. Однако обращение за судебной защитойсвязано с определенными судебными расходами, в том числе с уплатойгосударственной пошлины, которую истец (заявитель) может потерять в случаепредъявления не совсем обоснованных и оправданных требований.
Судебный порядок защиты прав в условиях пошатнувшихсяхозяйственных отношений, спада потребительского спроса из-занеплатежеспособности большинства участников гражданского оборота, затовариванияскладов не всегда может оказаться действенным и эффективным, так как можетокончательно подорвать ранее сложившиеся партнерские связи и деловую репутациюспорящих сторон. В данных условиях особую актуальность приобретает досудебныйпорядок урегулирования споров, дающий сторонам дополнительную возможность, ненарушая сложившиеся отношения, путем взаимных уступок находить компромиссныерешения конфликтных ситуаций.
Урегулирование спора между сторонами до обращения в суд может бытьпредусмотрено законодательством или договором (если это не противоречитзаконодательству). Из содержания ч. 3 ст. 6 Хозяйственного процессуальногокодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) следует, что если законодательнымиактами для определенной категории споров или договором установлен досудебный(претензионный) порядок урегулирования спора, спор может быть передан нарассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка. Всоответствии со ст. 151 ХПК хозяйственный суд оставляет исковое заявление(заявление, жалобу) без рассмотрения в случае наблюдения истцом досудебного(претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если этоустановлено законодательными актами для данной категории споров или договором.
При оставлении хозяйственным судом искового заявления (заявления,жалобы) без рассмотрения возврат плательщику полностью или частично уплаченнойсуммы государственной пошлины производится в соответствии с общей частьюНалогового кодекса Республики Беларусь на основании п. 4 ст. 12 ЗаконаРеспублики Беларусь «О государственной пошлине» в редакции Закона от 26.12.2007№ 301-З.
По любому виду обязательства, если это не противоречитзаконодательству, стороны могут предусмотреть досудебный (претензионный)порядок урегулирования спора, что согласуется с принципом диспозитивностисудопроизводства в хозяйственном суде. В то же время значительная категорияспоров, предусмотренная законодательством, предусматривает обязательныйдосудебный порядок урегулирования споров. Не претендуя на изложениеисчерпывающего перечня таких споров, с учетом иерархии нормативных правовыхактов и предметов споров, приведем следующие категории споров,предусматривающие обязательный досудебный (претензионный) порядок.
Пунктом 2 ст. 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее- ГК), п. 16 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда РеспубликиБеларусь от 16.12.1999 № 16 в редакции постановления от 26.09.2008 № 11 «Оприменении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующихзаключение, изменение и расторжение договоров» установлено, что требование обизменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд толькопосле получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнутьдоговор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении илиустановленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневныйсрок. При этом срок исчисляется после истечения нормально необходимого временидля получения другой стороной предложения изменить или расторгнуть договор.Непредставление истцом доказательств соблюдения указанного порядка по принятиюмер к досудебному урегулированию спора с ответчиком влечет оставление исковогозаявления без движения по основаниям, предусмотренным абз. 2 ч. 1 ст. 162 ХПК.Об оставлении искового заявления без движения судья выносит определение, вкотором указываются причины оставления искового заявления без движения и срок(не более 15 дней), в течение которого истец должен устранить эти причины.
В случае неисполнения определения хозяйственного суда обоставлении искового заявления без движения в срок, установленный хозяйственнымсудом, исковое заявление подлежит возвращению на основании абз. 2 ч. 1 ст. 163ХПК.
Также обязательный досудебный порядок урегулирования споровпредусмотрен законодательством в случае ликвидации юридического лица. Для этогокредиторы должны обратиться в ликвидационную комиссию юридического лица,поскольку в соответствии со ст. 58 ГК с момента назначения ликвидационнойкомиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.Требования кредиторов в силу ст. 59 ГК с момента принятия решения о ликвидациинаправляются в ликвидационную комиссию.
Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрендля такой категории споров, как перевозка различными видами транспорта. В силуположений ст. 751 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего изперевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке,предусмотренном законодательством. Согласно ст. 57 Закона Республики Беларусьот 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»(далее — Закон) до предъявления к автомобильному перевозчику иска, вытекающегоиз обязательств по автомобильной перевозке груза, обязательно предъявление емусоответствующей претензии в порядке и сроки, предусмотренные Правиламиавтомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 30.06.2008 № 970.
Иск к автомобильному перевозчику, вытекающий из обязательств поавтомобильной перевозке груза, может быть предъявлен в случае полного иличастичного отказа автомобильного перевозчика удовлетворить предъявленную емупретензию либо в случае неполучения от автомобильного перевозчика ответа втечение 30 дней с даты ее получения.
До предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договоратранспортной экспедиции (за исключением договора транспортной экспедиции сфизическим лицом, заключенного в соответствии со ст. 9 Закона), обязательнопредъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договоромтранспортной экспедиции. Порядок предъявления претензий, вытекающих из договоратранспортной экспедиции, определяется Правилами транспортно-экспедиционнойдеятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусьот 30.12.2006 № 1766. Иск к экспедитору может быть предъявлен в случаеполучения полного или частичного отказа удовлетворить предъявленную претензиюлибо в случае неполучения ответа в 30-дневный срок (ст. 30 Закона РеспубликиБеларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
Статья 307 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь (далее- КТМ) предусматривает, что фрахтователь, отправитель и получатель груза допредъявления перевозчику иска, возникающего из морской перевозки груза, обязаныпредъявить перевозчику претензию.
Пассажир, лицо, уполномоченное на получение багажа, до предъявленияперевозчику иска, возникающего из морской перевозки пассажиров и багажа, вправепредъявить перевозчику претензию. Претензии предъявляются к перевозчику,который осуществлял перевозку или обязан был ее осуществить в соответствии ссоглашением сторон. Претензии, вытекающие из смешанной перевозки груза,предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки. Искк перевозчику груза может быть предъявлен в случае полного или частичногоотказа перевозчика груза удовлетворить претензию либо неполучения отперевозчика ответа в 30-дневный срок (ст. 308 КТМ).
В соответствии со ст. 160 Кодекса внутреннего водного транспортаРеспублики Беларусь (далее — КВВТ) до предъявления иска, вытекающего изперевозки внутренним водным транспортом пассажиров, грузов и багажа илибуксировки судна, плота или иного плавучего объекта, обязательно предъявлениеперевозчику (буксировщику) претензии в порядке, предусмотренномзаконодательством Республики Беларусь. Претензии предъявляются в письменнойформе.
Претензии, возникающие из перевозки внутренним водным транспортомгрузов и буксировки судна, плота или иного плавучего объекта, предъявляются кперевозчику (буксировщику) в пункте назначения. Претензии, возникающие изперевозки внутренним водным транспортом пассажиров и багажа, могут бытьпредъявлены к перевозчику в пункте отправления или в пункте назначения поусмотрению заявителя.
К претензии должны прилагаться копии документов, свидетельствующихо наличии у заявителя права на предъявление претензии. К претензии об утрате,недостаче либо повреждении (порче) груза, багажа, буксируемого судна, плота илииного плавучего объекта должны быть приложены документы, удостоверяющиеколичество и стоимость отправленного груза, багажа, а также стоимостьбуксируемого судна, плота или иного плавучего объекта.
Претензии к перевозчику (буксировщику) могут быть предъявлены втечение срока исковой давности. Сроки предъявления претензий исчисляются вотношении:
— возмещения ущерба за утрату груза, буксируемого судна, плота илииного плавучего объекта — по истечении 30 суток со дня окончания срокадоставки;
— возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу), просрочкудоставки груза или багажа, возврата излишне уплаченных провозных платежей — содня выдачи груза или багажа;
— просрочки доставки пассажиров — со дня окончания перевозкивнутренним водным транспортом;
— буксировки судов, плотов или иных плавучих объектов — со дняокончания буксировки;
— недостачи однородных массовых грузов, перевозимых наливом,навалом или насыпью и обезличенных при перевозке внутренним водным транспортом,- со дня подписания акта ежегодной сверки расчетов;
— иных случаев, возникающих в связи с выполнением перевозкивнутренним водным транспортом, — со дня наступления событий, послужившихоснованием для предъявления претензии.
Право на предъявление претензий и исков к перевозчику(буксировщику) имеют:
— грузоотправитель или грузополучатель — при условии представленияими квитанции о приеме груза, буксируемого судна, плота или иного плавучегообъекта к перевозке внутренним водным транспортом с отметкой перевозчика(буксировщика) о неприбытии груза, буксируемого судна, плота или иногоплавучего объекта в случае полной утраты груза, буксируемого судна, плота илииного плавучего объекта;
— грузополучатель — при условии представления им коносамента,коммерческого акта, а при отсутствии коммерческого акта — документа обобжаловании отказа в его составлении в случае недостачи или повреждения (порчи)груза, буксируемого судна, плота или иного плавучего объекта;
— грузоотправитель и грузополучатель — при условии представленияими коносамента в случае излишне уплаченных провозной платы и иных платежей;
— лицо, предъявившее багажную квитанцию, — при утрате багажа;
— предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта о недостачеили повреждении (порче) багажа — в случае недостачи или повреждения (порчи)багажа;
— пассажир при предъявлении проездного документа (билета) — потребованиям, вытекающим из договора перевозки пассажира внутренним воднымтранспортом;
— грузополучатель — при условии представления коносамента в случаепросрочки в доставке груза, буксируемого судна, плота или иного плавучегообъекта (ст. 161 КВВТ).
Перевозчик (буксировщик) обязан рассмотреть предъявленнуюпретензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной формезаявителя в течение 30 календарных дней со дня предъявления претензии. Вуведомлении перевозчика (буксировщика) при частичном удовлетворении претензииили отказе в ее удовлетворении должно быть указано основание принятого решения соссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае приложенныек претензии документы и копии документов возвращаются ее предъявителю (ст. 162КВВТ).
Согласно ст. 10 Водного кодекса Республики Беларусьреспубликанский орган государственного управления по природным ресурсам иохране окружающей среды в области использования и охраны вод предъявляетпретензии юридическим лицам и (или) гражданам Республики Беларусь, в том числеиндивидуальным предпринимателям, причинившим вред водам, а также иски в суд овозмещении вреда, причиненного водам.
В силу положений ст. 119 Воздушного кодекса Республики Беларусь(далее — ВК) грузоотправитель или грузополучатель обязаны предъявить кперевозчику претензию в письменной форме до предъявления ему иска, вытекающегоиз воздушной перевозки груза.
Сроки предъявления претензий к перевозчику, вытекающие извоздушной перевозки груза, определяются авиационными правилами. Претензиипредъявляются к перевозчику, который выполнял воздушную перевозку груза илиобязан был ее выполнить в соответствии с соглашением сторон. Претензии,вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются кперевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.
Право на предъявление претензий и (или) исков имеют:
— фрахтователь, грузоотправитель или пассажир — в случае неподачивоздушного судна или подачи его с опозданием;
— грузополучатель или грузоотправитель — в случае утраты груза;
— грузополучатель — в случае недостачи, повреждения (порчи),просрочки в доставке или задержки в выдаче груза;
— предъявитель багажной квитанции — в случае утраты, недостачи,повреждения (порчи) багажа или просрочки в его доставке;
— фрахтователь, грузоотправитель, грузополучатель или пассажир — вслучае взимания провозных платежей в завышенном размере;
— государственные органы, организации и граждане в соответствии сзаконодательством (ст. 120 ВК).
Претензии грузоотправителя, грузополучателя или фрахтователя,вытекающие из воздушной перевозки груза, рассматриваются перевозчиком в течение30 дней со дня получения претензий. По истечении указанного срока перевозчикобязан уведомить заявителя о полном либо частичном удовлетворении илиотклонении претензии. Порядок уведомления заявителя определяется авиационнымиправилами (ст. 122 ВК).
Статья 46 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 237-З «Ожелезнодорожном транспорте» предусматривает, что споры, вытекающие из перевозкигрузов, разрешаются путем предъявления претензий к Белорусской железной дорогев порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Отправители иполучатели грузов могут предъявить иск в суд в случаях полного или частичногоотказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа в течение 30 дней.
Порядок предъявления претензий к Белорусской железной дорогерегламентируется гл. 7 Устава железнодорожного транспорта общего пользования,утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999№ 1196 в редакции постановления от 03.09.2007 № 1134).
Значительная категория споров, связанных с охраной окружающейсреды, растительного и животного мира до обращения в суд также предусматриваетсоблюдение претензионного порядка.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный контрольв области охраны и использования животного мира, и государственной леснойохраны согласно ст. 58 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «Оживотном мире» в установленном законодательством порядке предъявляют претензиик юридическим лицам и (или) гражданам, причинившим вред объектам животногомира, среде их обитания, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного объектамживотного мира, среде их обитания.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь в области обращения с объектами растительного мира всоответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «Орастительном мире» предъявляет претензии юридическим лицам или гражданам,причинившим вред объектам растительного мира, среде их произрастания, и иски всуд о возмещении вреда, причиненного объектам растительного мира, среде ихпроизрастания.
Данное министерство, исходя из положений ст. 7 Закона РеспубликиБеларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха», такжепредъявляет претензии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям,причинившим вред окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей средевыбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, министерствопредъявляет иски в суд о прекращении юридическими лицами, гражданами, в томчисле индивидуальными предпринимателями, хозяйственной и иной деятельности,оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, в случае нарушениязаконодательства об охране атмосферного воздуха, а также в случаях, предусмотренныхзаконодательством об охране окружающей среды.
Департамент по мелиорации и водному хозяйству Министерствасельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в силу предписаний п.4.19-1 Положения о Департаменте по мелиорации и водному хозяйству Министерствасельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденногопостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 966предъявляет претензии юридическим лицам или гражданам, причинившим вредокружающей среде, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающейсреде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных,относящихся к объектам рыболовства, и иного вредного воздействия на среду ихобитания. Кроме этого, Департамент предъявляет иски в суд о прекращенииюридическими лицами или гражданами хозяйственной и иной деятельности,оказывающей вредное воздействие на диких животных, относящихся к объектамрыболовства, и среду их обитания.
Специально уполномоченный республиканский орган государственного управленияв области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов впределах своей компетенции, закрепленной ст. 12 Лесного кодекса РеспубликиБеларусь, предъявляет претензии юридическим и (или) физическим лицам,причинившим вред лесному фонду, и иски в суд о возмещении вреда, причиненноголесному фонду.
Услуги электро- и почтовой связи
С развитием информационных технологий и совершенствованием средствсвязи принят ряд правовых актов, регламентирующих данную сферу правоотношений,которые также предусматривают досудебный порядок урегулирования споров. Какследует из положений ст. 57 Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 № 45-З «Обэлектросвязи», в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств,вытекающих из договора оказания услуг электросвязи, пользователь услугэлектросвязи вправе обратиться с претензией к оператору электросвязи.
Претензии предъявляются в следующие сроки:
  - втечение 3 месяцев со дня оказания услуги электросвязи или отказа в ее оказании- по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг электросвязи,несвоевременным или недоброкачественным оказанием услуг электросвязи либоневыполнением или ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг) в областиэлектросвязи;
  - втечение месяца со дня подачи телеграммы — по вопросам, связанным с недоставкой,несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы,изменяющим ее смысл.
К претензии прилагаются необходимые для рассмотрения ее посуществу документы, в которых должны быть приведены сведения о невыполнениилибо ненадлежащем выполнении обязательств, факте и размере причиненного ущерба(в случае претензии о возмещении ущерба).
Оператор электросвязи обязан рассмотреть предъявленную претензию ио результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение30 календарных дней со дня предъявления претензии. Для претензий, требующихспециальной проверки или запроса дополнительных материалов, срок рассмотренияможет быть продлен, но не более чем на два месяца.
Пользователь услуг электросвязи вправе обжаловать решение,принятое по претензии, в суд в порядке, установленном законодательством.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств пооказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи в соответствиисо ст. 38 Закона Республики Беларусь от 15.12.2003 № 258-З «О почтовой связи»вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованиемо возмещении причиненного вреда. Претензии в связи с недоставкой,несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления илиденежных средств предъявляются в течение 6 месяцев со дня, следующего за днемподачи почтового отправления. Претензии предъявляются в письменном виде иподлежат обязательной регистрации оператором почтовой связи в установленномпорядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны операторомпочтовой связи в следующие сроки:
  - напретензии по почтовым отправлениям, пересылаемым (переводимым) в пределаходного населенного пункта, — в течение 15 дней;
  - напретензии по почтовым отправлениям, пересылаемым (переводимым) за пределыодного населенного пункта, — в течение 1 месяца.
Претензии к операторам почтовой связи могут предъявляться как поместу приема, так и по месту назначения почтовых отправлений.
Претензии по международным почтовым отправлениям принимаются ирассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством, в томчисле международными договорами Республики Беларусь.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию,согласия удовлетворить претензию частично либо неполучения от операторапочтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии,пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.

Защита гражданских прав в административном порядке
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляетсялишь в случаях, предусмотренных законодательством. Кроме того, рядомзаконодательных актов предусмотрена возможность альтернативных способов защитынарушенных или оспариваемых прав субъектов хозяйствования.
В соответствии со ст. 86 Общей части Налогового кодекса РеспубликиБеларусь решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лицмогут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящемудолжностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядокобжалования не установлен Президентом Республики Беларусь. Подача жалобы ввышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключаетправа на подачу жалобы в суд.
Статьей 33 Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотренаналогичный порядок обжалования решений таможенных органов, действий(бездействия) их должностных лиц.
Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемленыдействиями (бездействием) работников органов финансовых расследований, вправеобжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящийорган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд (ст. 5 ЗаконаРеспублики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследованийКомитета государственного контроля Республики Беларусь»).
В заключение следует отметить, что такие факторы, какэкономический кризис, нарушение устойчивых экономических связей, значительныйрост числа обращений субъектов хозяйствования за защитой своих прав ввидуненадлежащего исполнения контрагентами своих обязательств по договорам являютсясегодня предпосылками для совершенствования действующего законодательства поминимизации последствий данных явлений. В настоящее время подготовлен проект ЗаконаРеспублики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторыезаконодательные акты Республики Беларусь по вопросам совершенствованияхозяйственного судопроизводства». В частности, планируется введениеобязательного претензионного порядка по спорам, вытекающим из договоров арендыи поставки.

Список использованных источников
 
1.Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканскомреферендуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь».
2.Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. 11 января 1999 г. №238-З. Принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года. Одобрен СоветомРеспублики 18 декабря 1998 года. (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 17.03.1999, № 18-19, рег. № 2/13 от 15.01.1999). (с учетом изменений,внесенных Законами Республики Беларусь от 09.07.1999 № 285-З; 31.12.1999 №349-З; 11.05.2000 № 375-З; 24.07.2002 № 134-З; 30.12.2002 № 171-З; 04.01.2003 №183-З, рег. N 2/932 от 10.01.2003; 26.06.2003 № 212-З, рег. № 2/961 от27.06.2003; 05.11.2003 № 246-З, рег. № 2/995 от 26.11.2003; 19.07.2005 № 37-З,рег. № 2/1134 от 21.07.2005).
3.Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Национальный центрправовой информации Республики Беларусь, 1999 — 159с.
4. ЗаконРеспублики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 314-З «О внесении изменений идополнений в хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь». ПринятПалатой представителей 22 июня 2004 года. Одобрен Советом Республики 30 июня2004 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.09.2004,№ 138-139, рег. № 2/1064 от 13.08.2004).
5. КаменковВ.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. — Мн.:Амалфея, 2000 — 224с.
6. Практикумпо хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В.Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. — Мн.:Амалфея, 2000. — 208 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.