Реферат по предмету "Государство и право"


Государственное управление в области безопасности

Содержание
Введение
1. О Стратегии национальной безопасности России
2. Органы государства, обеспечивающие безопасностьРоссийской Федерации, иих компетенция
2.1 Совет Безопасности Российской Федерации
2.2 Федеральная служба безопасности Российской Федерации
2.3 Федеральная служба охраны РоссийскойФедерации
2.4 Служба внешней разведки Российской Федерации
2.5 Национальный антитеррористический комитет
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Проблемыобеспечения национальной и международной безопасности стояли передчеловечеством во все времена. Они приобрели особое звучание в начале XX века всвязи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порахразработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросамипредотвращения войн. До последнего времени основное внимание ведущих государствмира уделялось военной безопасности. Начиная с 60-х годов происходилопостепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованиючеловеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружиямассового поражения, но и от самой деятельности человека. Значит, подлиннаябезопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная,охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества иличности. В политике безопасности должна предусматриваться система мер,блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.
В условияхдемократии государство как социальный институт должно надёжно обеспечиватьзащиту охраняемых законом прав и свобод, а также интересов граждан июридических лиц. В этом состоит одна из его важнейших функций. Рассматривая государственноеуправление в области безопасности, профессор А.А. Гришковец пишет, что«Многовековая история международных отношений, практика современногогосударственного строительства в России убедительно показывают, что отказ отсистемы специальных органов обеспечения безопасности, в том числе спецслужб,или их cepьёзное ослабление неизбежно приводят к негативным последствиям и длягражданина, и в целом для общества. В условиях глобального нарастания в миретеррористической угрозы такие последствия оказываются особенно губительными.
Государственноеуправление в области безопасности строится в России на прочной правовой основе.Данное обстоятельство во многом выступает гарантией законности деятельностиорганов обеспечения безопасности. Это тем более важно, что в относительнонедавнем прошлом такие органы нередко действовали вне права, вследствие чегоимели место грубые и массовые нарушения с их стороны прав и свобод человека игражданина ».[1]
ПрофессорБ.Г. Путилин в своей статье, опубликованной в конце 2002 года, отмечал, что«Понятие безопасности государства как системы мер по защите интересов страны,общества и человека вошло официально в политическую практику РоссийскойФедерации лишь в 1992 году с принятием закона «О безопасности», втеоретических работах и публицистике России вплоть до настоящего времени этопонятие определялось термином «национальная безопасность», заимствованныму США».[2]
Большоезначение имеет чёткое определение самого понятия «безопасность» как объектазащиты органов безопасности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности »[3] под безопасностьюпонимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, обществаи государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересыпредставляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжнообеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность еёправа и свободы; общество его материальные и духовные ценности; государство егоконституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Государственноеуправление в области безопасности только тогда будет чётко организовано иэффективно, когда ясно и точно сформулирована официальная система принципов, накоторых строится управление в области безопасности и определена системанациональных приоритетов.

1. ОСтратегии национальной безопасности России
Указом ПрезидентаРФ от 12 мая 2009 г. N537 «О Стратегии национальной безопасностиРоссийской Федерации до 2020 года» утверждена и вступила в силу Стратегиянациональной безопасности России. Рассмотрим сначала обзорно эту Стратегию, азатем более подробно, относительно темы курсовой работы.
Стратегиястроится на принципах преемственности государственной политики в сферебезопасности и опирается на систему национальных приоритетов России. Документ вполной мере увязан с Концепцией социально-экономического развития России напериод до 2020 года. Президент РФ в ходе его рассмотрения на заседании СоветаБезопасности 6 апреля этого года отметил, что главную идею Стратегии можноопределить как «безопасность через развитие». Она нацелена на повышениекачества государственного управления и призвана скоординировать деятельностьорганов государственной власти, государственных и общественных организаций позащите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности,общества и государства.
Кнациональным интересам РФ на долгосрочную перспективу отнесены: развитиедемократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособностинациональной экономики; незыблемость конституционного строя, территориальнойцелостности и суверенитета РФ; превращение России в мировую державу. Основнымиприоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона,государственная и общественная безопасность. В число стратегических целейнациональной обороны включено предотвращение глобальных и региональных войн иконфликтов, стратегическое сдерживание в интересах обеспечения военнойбезопасности страны.
Как угрозавоенной безопасности РФ расценена политика ряда ведущих зарубежных стран,направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере. Всвязи с этим предусмотрен переход к качественно новому облику Вооруженных СилРФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил, наращиванием количествачастей постоянной готовности, совершенствованием оперативной и боевойподготовки войск. Основную угрозу государственной и общественной безопасностипредставляют: терроризм; экстремизм; разведывательная деятельность иностранныхспецслужб; организованная преступность. В связи с этим необходимо повыситьэффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создатьединую систему профилактики правонарушений, снизить уровень коррумпированностии криминализации общества. Особое внимание должно быть уделено охранегосграницы РФ.
Одной изстратегических целей национальной безопасности является повышение качестважизни россиян. Основные задачи в данной сфере – обеспечение личнойбезопасности, доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасныхтоваров и услуг, достойной оплаты труда. Большое значение придаетсяэкономическому росту (Россия планирует войти в среднесрочной перспективе в 5стран лидеров по объему ВВП), развитию науки, технологий, здравоохранения иобразования, сохранению культурного потенциала.
Ранееутвержденные концепции национальной безопасности РФ признаны утратившими силу.
РассмотримСтратегию более детально в сфере государственной и общественной безопасности. ВСтратегии сформирована новая оценка современных внутренних и внешних угрознациональной безопасности и стратегических рисков, оказывающих сдерживающеевлияние на устойчивое развитие государства. Этим она существенно отличается отдействовавшей Концепции национальной безопасности. Секретарь СБ РФ Н.П.Патрушев отметил основные различия этих документов: «Прежде всего, отличиесостоит в формате документов. Концепция на момент её принятия в 1997 годуформулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферахобеспечения национальной безопасности, уточнялся порядок выявления угрознациональной безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принципобеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направленияобеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты.Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированныхусилий государства и общества, а также оценки их результативности в такойсложной области государственного управления, как обеспечение национальнойбезопасности.
Стратегияисходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимостиустойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, приэтом национальная безопасность, как это следует из Стратегии, обеспечиваетсяпутём достижения связанных между собой стратегических национальных приоритетов,к которым относятся: национальная оборона, государственная и общественнаябезопасность; повышение качества жизни российских граждан, экономический рост,наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология ирациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправноестратегическое партнёрство.
Хочу обратитьвнимание: обеспечение достойных условий жизни человека в России признаётсятаким же приоритетом обеспечения национальной безопасности, как и традиционныенаправления: обороноспособность и безопасность государства. В этом состоитважнейшая особенность рассматриваемой Стратегии, её социальная и социально-политическаянаправленность».[4]
Необходимоподчеркнуть, что основное внимание в Стратегии сосредоточено на вопросахобеспечения национальной безопасности в рамках достижения каждого изстратегических национальных приоритетов по единой методологической схеме: отанализа угроз к мерам по их нейтрализации.
В Стратегиичётко формулируются такие понятия, как «национальная безопасность»,«национальные интересы России», «угроза национальной безопасности»,«стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальнойбезопасности», «силы и средства обеспечения национальной безопасности». Cчитаю необходимымпроцитировать документ:
««национальнаябезопасность» состояние защищенности личности, общества и государстваот внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционныеправа, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет,территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборонуи безопасность государства;
«национальныеинтересы Российской Федерации» совокупность внутренних и внешних потребностейгосударства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности,общества и государства;
«угрозанациональной безопасности» прямая или косвенная возможность нанесенияущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизниграждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитиюРоссийской Федерации, обороне и безопасности государства;
«стратегическиенациональные приоритеты» важнейшие направления обеспечения национальнойбезопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы гражданРоссийской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическоеразвитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальнойцелостности;
«силыобеспечения национальной безопасности» Вооруженные Силы Российской Федерации,другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательствомпредусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральныеорганы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальнойбезопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;
«средстваобеспечения национальной безопасности» технологии, а также технические, программные,лингвистические, правовые, организационные средства, включаятелекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальнойбезопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информациио состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Силы исредства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия иресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической,экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной,духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологическойсферах, а также в сфере общественной безопасности».[5]
Сотрудникамправоохранительных органов и спецслужб ”ближе” раздел Стратегии огосударственной и общественной безопасности, хотя представители ВКР, конечно,более пристально будут изучать раздел о национальной обороне.
Итак, стратегическимицелями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной иобщественной безопасности определены:
защита основконституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека игражданина;
охранасуверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальнойцелостности;
сохранениегражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.
Нашегосударство исходит из необходимости постоянного совершенствованияправоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытиюактов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права исвободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок иобщественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Вдокументе названы основные источники угроз национальной безопасности в сферегосударственной и общественной безопасности:
разведывательнаяи иная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств и отдельныхлиц, направленная на нанесение ущерба безопасности России;
деятельностьтеррористических организаций, группировок и отдельных лиц, которая направленана насильственное изменение основ конституционного строя, дезорганизациюнормального функционирования органов госвласти (включая насильственные действияв отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожениевоенных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающихжизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем примененияядерного и химического оружия или опасных радиоактивных, химических ибиологических веществ;
экстремистскаядеятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур,направленная на нарушение единства и территориальной целостности государства,дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
деятельностьтранснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконнымоборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов,взрывчатых веществ;
преступныепосягательства, направленные против личности, собственности, государственнойвласти, общественной и экономической безопасности, преступления, связанные скоррупцией.
В документеговорится о необходимости усиления роли государства в качестве гарантабезопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствованиянормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью,коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышения эффективности защиты прав изаконных интересов российских граждан за рубежом, расширения международногосотрудничества в правоохранительной сфере. Необходимо также повыситьэффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создатьединую государственную систему профилактики преступности, в первую очередьсреди несовершеннолетних, осуществлять мониторинг эффективности правоприменительнойпрактики, разработать и использовать специальные меры, направленные на снижениеуровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
В настоящеевремя руководством нашего государства предпринимаются действенные меры.Совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительнойвласти, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развиваетсясистема выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисамсовременности, включая международный и национальный терроризм, политический ирелигиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаютсямеханизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональныхконфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития исовершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляютсясоциальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническаяподдержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружениеперспективные специальные средства и техника, развивается системапрофессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественнойбезопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий,организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического иатомно-энергетического комплексов страны и объектов жизнеобеспечения населения;повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной иобщественной безопасности.
В Стратегииставится задача по надёжной защите и охране государственной границы РоссийскойФедерации. Угрозами в пограничной сфере определены: наличие и возможная эскалациявооруженных конфликтов вблизи госграницы; незавершенностьмеждународно-правового оформления государственной границы с отдельнымисопредельными государствами; деятельность международных террористических иэкстремистских организаций по переброске на нашу территорию своих эмиссаров,средств террора и организации диверсий; активизация трансграничных преступныхгрупп по незаконному перемещению через госграницу наркотических средств,психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, другихматериальных и культурных ценностей, организация каналов незаконной миграции.Отмечен также недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры итехнической оснащенности пограничных органов.
Ставитсязадача по созданию высокотехнологичных и многофункциональных пограничныхкомплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией иАзербайджанской Республикой, повышению эффективности охраны государственнойграницы, в том числе в Арктической зоне, на Дальнем востоке и на Каспийском направлении.
«Обеспечениенациональной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путемсовершенствования и развития единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в томчисле территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичнымизарубежными системами.
Решение задачобеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается засчет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправленияв области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновленияпарка технологического оборудования и технологий производства на потенциальноопасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных техническихсредств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания,а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению рискатеррористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуацийтехногенного и природного характера.
РоссийскаяФедерация укрепляет национальную оборону, обеспечивает государственную иобщественную безопасность в целях формирования благоприятных внутренних ивнешних условий для достижения приоритетов в области социально-экономическогоразвития государства».[6]
Взаключительной части рассматриваются организационные, нормативные, правовые иинформационные вопросы реализации Стратегии. Предусмотрен механизм оценкисостояния национальной безопасности через контрольные показатели национальнойбезопасности. Перечень данных показателей, по замыслу Стратегии, подлежитпериодическому уточнению в рамках системы мониторинга состояния национальнойбезопасности. В целом, в Стратегии сформированы меры и механизмы обеспечениянациональной безопасности, направленные на реализацию политического курсаразвития государства. Достижение стратегических национальных приоритетов обеспечиваетсячерез консолидацию усилий органов государственной власти и институтовгражданского общества страны.

2. Органы государства,обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция
В Стратегииопределено, что к силам обеспечения национальной безопасности относятсяВооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которыхфедеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительнаяслужба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участиев обеспечении национальной безопасности государства на основаниизаконодательства Российской Федерации. Безусловно, к этим силам относятся иМВД, и МЧС, и ГФС, и ФСКН и др. Рассмотрим органы и спецслужбы, которыекоординируют деятельность других силовых структур и органов правопорядка,традиционно являясь основой в обеспечении безопасности государства. Важнымикоординационными, контрольными, информационно аналитическими функциями вобласти национальной безопасности наделён Совет Безопасности РФ какконституционный орган. Наряду с одной из самых мощных спецслужб мира – Федеральнойслужбой безопасности России речь пойдёт о СВР РФ, ФСО РФ, Национальномантитеррористическом комитете (НАКе) и их компетенции.
Компетенцияперечисленных государственных органов определена в законодательстве изаключается, если попытаться обобщить, в выявлении внешних и внутренних угрозбезопасности России в различных сферах жизни общества, информационномобеспечении руководства страны об этих угрозах, предупреждении угроз,непосредственном противодействии их носителям, осуществлении в пределах своихполномочий соответствующих функций в сфере обеспечения национальнойбезопасности, осуществлении межгосударственной и межведомственной координации.Из курса ТГП можно ещё дополнительно вспомнить, что «компетенция федеральныхорганов исполнительной власти, обеспечивающих национальную безопасность этоюридически закрепленная в актах органов государственной власти совокупностьобязанностей и прав, которыми они наделены для решения стоящих перед ними задачпо организации и обеспечению безопасности личности, общества и государства».[7] Необходимо такжеподчеркнуть, что общее руководство государственными органами обеспечениянациональной безопасности России осуществляет Президент Российской Федерации.Глава государства возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует икоординирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;утверждает положения о государственных органах обеспечения безопасности;принимает оперативные решения по обеспечению национальной безопасности.
«ПолномочияПравительства РФ по обеспечению безопасности в основном закреплены вФедеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «ОПравительстве Российской Федерации». В ст. 20 установлено, что правительствоосуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности. Вструктуру Аппарата Правительства РФ, утверждённую распоряжением ПравительстваРФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р3, входит административный департаментПравительства РФ, в ведении которого находятся в том числе вопросы безопасности,входящие в компетенцию Правительства РФ. Перечень основных вопросов сферведения административного департамента Правительства РФ утверждён приказомруководителя Аппарата Правительства РФ от 24 мая 2004 г. № 645. Согласноданному приказу к ведению административного департамента в том числе относятся:реализация государственной политики в области обороны, правопорядка ибезопасности государства; материально-техническое обеспечение специальныхслужб; планирование расходов на государственную безопасность; международноесотрудничество в области государственной безопасности».[8]
2.1 Совет БезопасностиРоссийской Федерации
Президент РФвозглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом,осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единойгосударственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призванпроводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальнойбезопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по ихпредотвращению, СБ координирует деятельность сил и органов обеспечениянациональной безопасности, контролирует реализацию решений в этой областиорганами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.
СоветБезопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ иЗаконом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). В развитие этого ЗаконаУказом Президента РФ от 7 июня 2004 г. утверждено Положение о СоветеБезопасности Российской Федерации.
Основнымизадачами Совета Безопасности являются: определение жизненно важных интересовличности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектамбезопасности, разработка основных направлений стратегии обеспечениябезопасности, подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений повопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения национальнойбезопасности, подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайныхситуаций, подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отменечрезвычайного положения, разработка предложений по координации деятельностиорганов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, разработка предложенийпо реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающихнациональную безопасность.
В составСовета Безопасности входят Председатель (Президент РФ), Секретарь, постоянныечлены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ попредставлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов:Председатель Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности, РуководительАдминистрации Президента, Председатель Совета Федерации, директор ФСБ и СВР,министры обороны, внутренних и иностранных дел. Членами Совета являютсяНачальник Генерального штаба, полномочные представители в федеральных округах,Генеральный прокурор, министры финансов, МЧС и юстиции, Президент Российскойакадемии наук.
РаботойСовета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. ЗаседанияСовета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем.При необходимости проводятся внеочередные и выездные заседания. Повестку дня ипорядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет ПредседательСовета по представлению Секретаря. Секретарь Совета Безопасности проводитрабочие совещания с членами Совета.
Присутствиена заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасностиобязательно. Делегирование постоянным членам и членам Совета своих полномочий вСовете Безопасности иным должностным лицам не допускается.
РешенияСовета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Советапростым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только послеутверждения Председателем Совета Безопасности (члены Совета обладаютсовещательными голосами). Решения Совета по важнейшим вопросам оформляютсяуказами Президента РФ, иные решения протоколами. Проекты указов Президента РФ,выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются назаседаниях постоянных членов и членов Совета, проводимых под руководствомСекретаря Совета.
СекретарьСовета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он назначается на должностьи освобождается от должности Президентом РФ. В настоящее время Секретарём СБявляется Н.П. Патрушев, в прошлом длительное время возглавлявший ФСБ России.
СоветБезопасности в соответствии с основными задачами и направлениями своей деятельностиобразует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами СоветаБезопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаватьсяпо функциональному или региональному признаку на постоянной или временнойоснове. Указом Президента РФ от 1.09.2000г. № 1603 «Вопросы межведомственныхкомиссий Совета Безопасности Российской Федерации» были образованы такиекомиссии, а также утверждены положения о них и их состав:
1) попроблемам Содружества Независимых Государств;
2) пообщественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;
3) поконституционной безопасности;
4) побезопасности в сфере экономики;
5) пооборонно-промышленной безопасности;
6) по военнойбезопасности;
7) помеждународной безопасности;
8) поэкологической безопасности;
9) помобилизационной подготовке и мобилизации;
10) попограничной политике;
11) поинформационной безопасности;
12) по охранездоровья населения.
Организационно-техническоеи информационно-аналитическое обеспечение деятельности СБ РФ осуществляет егоАппарат, который действует на основании Положения, утверждённого УказомПрезидента РФ от 28 марта 1998 г. № 294. Согласно Указу Президента РФ от 25марта 2004 г. № 400 Аппарат СБ РФ является самостоятельным подразделениемАдминистрации Президента РФ (на правах управления). В целяхнаучно-методологического обеспечения деятельности СБ РФ при нём образованнаучный совет, действующий на основании Положения, утверждённого УказомПрезидента РФ от 19 февраля 2005г. №182. Совет Безопасности наделён обширнымиконтрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерстви ведомств. В компетенцию Совета Безопасности входит не только разработка основгосударственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.
2.2 Федеральная служба безопасностиРоссийской Федерации
В системеспециализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сферебезопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная службабезопасности Российской Федерации. ФСБ РФ возглавляет директор, назначаемый надолжность и освобождаемый от неё Президентом России. Правовую основудеятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ и Федеральный законот 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности вРоссийской Федерации».
К органамфедеральной службы безопасности относятся:
федеральный органисполнительной власти в области обеспечения безопасности;
управления(отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасностипо отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
управления(отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасностив Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органахуправления (органы безопасности ввойсках);
управления(отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасностипо пограничной службе (пограничные органы);
другиеуправления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечениябезопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельностьорганов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
авиационныеподразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения,предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские,экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительныеподразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельностифедеральной службы безопасности.
Территориальныеорганы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другиеорганы безопасности являются территориальными органами федерального органаисполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в егопрямом подчинении. Федеральный орган исполнительной власти в областиобеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органыбезопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своём составеподразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельностиорганов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающиефункции.
Деятельностьорганов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основнымнаправлениям:
контрразведывательнаядеятельность;
борьба спреступностью и террористической деятельностью;
разведывательнаядеятельность;
пограничнаядеятельность;
обеспечениеинформационной безопасности.
Передфедеральной службой безопасности поставлены основные задачи:
информироватьПрезидента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральные органыгосударственной власти, а также органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
выявлять,предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служби организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную нананесение ущерба безопасности Российской Федерации;
осуществлятьвнешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иныхвидов специальной связи с территории Российской Федерации;
выявлять,предупреждать и пресекать акты терроризма;
разрабатыватьи осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия инаркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженныхформирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РоссийскойФедерации;
обеспечиватьбезопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинскихформированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным закономпредусмотрена военная служба;
обеспечивать безопасностьобъектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи,жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегическихобъектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетныхнаучных разработок;
обеспечиватьбезопасность федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации;
участвовать вразработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственнуютайну;
осуществлять мерыпо обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.[9]
Одними извесьма значимых составляющих системы органов безопасности являются управления(отделы) Федеральной службы безопасности в Вооружённых Силах РФ, другихвойсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках), внедавнем прошлом именовавшиеся органами военной контрразведки. Они действуют наосновании Положения, утверждённого Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №318. Органы безопасности в войсках входят в единую систему органов Федеральнойслужбы безопасности РФ. Они находятся в прямом подчинении ФСБ России. Задачамиорганов безопасности в войсках, в частности, являются: выявление,предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальныхслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленнойна нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, её Вооружённых Сил,других войск, воинских формирований, и органов; добывание разведывательнойинформации об угрозах безопасности Российской Федерации, её Вооружённых Сил,других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение ипресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной противВооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;предотвращение в пределах своей компетенции несанкционированных действий соружием массового поражения; обеспечение в пределах своих полномочий защитысведений, составляющих государственную тайну, в Вооружённых Силах РФ, другихвойсках, воинских формированиях и органах; выявление, предупреждение вовзаимодействии с другими государственными органами преступности и коррупции вВооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; участие вобеспечении безопасности Президента РФ и других должностных лиц игосударственных органов; участие в оперативном (контрразведывательном)обеспечении защиты Государственной границы РФ.
«Послераспада СССР Россия граничит на суше и на море с 18 государствами. Из более чем60 тыс. км российской границы около 14 тыс. приходится на новые рубежи, которыене оборудованы и во многих случаях не оформлены в международно-правовомотношении. Поэтому значимым направлением для обеспечения безопасности страныявляется надёжная охрана Государственной границы. Эта охрана строится напрочной правовой основе, которую составляет Закон РФ от 1.04.1993г. № 4370-I «О Государственнойгранице Российской Федерации ».[10] Режим Государственнойграницы РФ является одним из видов административно-правовых режимов.
После изданияУказа Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 функции упразднённой Федеральнойпограничной службы РФ были переданы ФСБ России. В результате проведённойреорганизации пограничные органы вошли в структуру ФСБ России. Они обеспечиваютреализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфереохраны Государственной границы, территориального моря, континентального шельфаи исключительной экономической зоны.
Защиту иохрану Государственной границы РФ, а также предупреждение и пресечениепреступлений и административных правонарушений в данной сфере осуществляютвойска ФПС ФСБ РФ. Их численность составляет около 220 тысяч военнослужащих.
Должностныелица пограничных органов наделены обширными полномочиями. В их число входят:государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы,пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административныхправонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы,пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов,товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на тогосударственными органами; осуществление государственного контроля в сфереохраны морских биологических ресурсов.
Сотрудники Федеральнойпограничной службы ФСБ России при исполнении своих полномочий имеют правоприменять оружие, специальные средства, физическую силу, а также служебныхсобак. Постановлением Правительства РФ от 8.01.1998г. № 202 утверждён порядокприменения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ.
Обэффективности деятельности ФСБ РФ свидетельствуют результаты:
контрразведывательнаядеятельность
В 2008 годуФСБ РФ пресекла деятельность 48 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и 101агента спецслужб зарубежных государств, в числе которых 76 иностранцев и 25 гражданРФ. С поличным были взяты шесть кадровых иностранных разведчиков и три агента.Выдворены из России девять иностранных граждан, причастных к деятельностиспецслужб. В сфере защиты гостайны проведено около шести тысяч проверокобеспечения режима секретности и соблюдения лицензионных условий, возбуждены 27уголовных дел и более 700 дел об административных правонарушениях. Выявлена инейтрализована агентурная сеть спецслужб Грузии на территории России, а один изеё организаторов замначальника управления службы внешней разведки Грузии Херкеладзебыл арестован.
борьба стерроризмом
ФСБпредотвратила на Северном Кавказе 97 преступлений террористической направленности,из которых более 50 планировалось в местах массового пребывания людей.Пресечена преступная деятельность свыше 680 бандитов и их пособников. Запреступления, связанные с террористической и экстремистской деятельностью,осуждено около 900 человек. В ходе контртеррористической операции оказаливооружённое сопротивление и были уничтожены 200 активных членов и главарейбандгрупп. Пограничники не пропустили на законных основаниях свыше 100 тысячлиц.
информационнаябезопасность
СотрудникиФСБ России, обеспечивающие информационную безопасность, отразили более миллионаатак хакеров, в том числе 280 тысяч из них были направлены на сайт Президента.В сфере обеспечения информационной безопасности во взаимодействии справоохранительными органами возбуждено более 230 уголовных дел, осуждено более20 человек.
борьба скоррупцией
СотрудникиФСБ России предотвратили в 2008 году ущерб государству на сумму более 55 млрдрублей и обеспечили дополнительное поступление в казну свыше 2 млрд рублей. Поматериалам органов безопасности, за преступления коррупционной направленностивозбуждено 1300 уголовных дел, осуждено свыше 500 человек, изъято стратегическиважных сырьевых и иных товаров, в отношении которых установлены специальныеправила перемещения через таможенную границу, на сумму более 1 млрд рублей, атакже валютных и других ценностей порядка 400 млн рублей. Пресечена преступнаядеятельность ряда высокопоставленных сотрудников федеральных органовгосударственной власти. За вымогательство и злоупотребление должностнымиполномочиями осуждены вице-губернатор Приморского края, главы городскихадминистраций Томска, Архангельска, Тольятти. Среди осужденных также членСовета Федерации и помощник депутата Госдумы.[11]

2.3 Федеральная служба охраныРоссийской Федерации.
«Специальныморганом обеспечения безопасности является Федеральная служба охраны РФ, задачии полномочия которой закреплены в Федеральном законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ«О государственной охране». К объектам государственной охраны относятсяПрезидент РФ, члены его семьи, Председатель Правительства РФ, Председателиобеих палат Федерального собрания, Председатели Конституционного суда РФ,Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Генеральный прокурор РФ.
РешениемПрезидента РФ государственная охрана при необходимости может быть предоставленаи иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации. Крометого, в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации,объектами государственной охраны являются главы иностранных государств иправительств и другие иностранные граждане.
Следует отметить,что обеспечение безопасности Президента РФ в местах его постоянного иливременного пребывания, а также охрану членов его семьи осуществляет Службабезопасности Президента РФ в соответствии с Положением о ней, утвержденнымУказом Президента РФ от 22.04.1996г. № 586 ».[12]
Всоответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной охране»государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны.В пределах своих полномочий в обеспечении безопасности объектов государственнойохраны также принимают участие органы Федеральной службы безопасности, органывнутренних дел и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки РФ,федеральные органы правительственной связи и информации, Вооружённые Силы РФ ииные государственные органы обеспечения безопасности.
Наобщероссийском уровне создана Федеральная служба охраны РФ (ФСО России),которая действует на основании Положения, утверждённого Указом Президента РФ от7 августа 2004 г. № 10131. ФСО России является федеральным органомисполнительной власти, обеспечивающим функции по выработке государственнойполитики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сферегосударственной охраны, президентской, правительственной и иных видовспециальной связи и информации, предоставляемых федеральным органамгосударственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другимгосударственным органам.
Руководстводеятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ. Он же утверждает Положениео ФСО России и структуру федеральных органов государственной охраны.Правительство РФ координирует деятельность ФСО России в части, касающейся еёвзаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
Средиосновных задач ФСО России можно выделить:
обеспечениебезопасности объектов государственной охраны в местах
ихпостоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
прогнозированиеи выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны,осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
предупреждение,выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственнойохраны и охраняемые объекты;
защитуохраняемых объектов;
участие впределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
организацию иобеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствование специальной связи иинформации, предоставляемых государственным органам.
Федеральныеорганы государственной охраны обязаны:
1) выявлять,предупреждать и пресекать противоправные посягательства на объектыгосударственной охраны и охраняемые объекты;
2)организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятияпо обеспечению безопасности объектов государственной охраны;
3)поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасностиобъектов государственной охраны в местах их постоянного и временногопребывания; устранять обстоятельства, препятствующие осуществлениюгосударственной охраны;
4)обеспечивать в необходимых случаях сопровождение или эскортированиеавтотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
5)организовывать и проводить в пределах своих полномочий мероприятия по развитиюи совершенствованию системы президентской связи, обеспечению её надежности,информационной безопасности и оперативности при предоставлении объектамгосударственной охраны;
6)производить шифровальные работы;
7)организовывать и проводить на охраняемых объектах, а также в местах постоянногои временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технический,санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемическийконтроль;
8)осуществлять информационно-аналитическое обеспечение своей деятельности;
9) обеспечиватьсобственную безопасность;
10)осуществлять во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности мерыпо противодействию утечке информации по техническим каналам;
11)осуществлять подготовку и повышение квалификации кадров;
12)осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительнымиорганами и организациями иностранных государств.
Федеральныеорганы государственной охраны в целях осуществления государственной охраныимеют право:
привлекатьсилы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовкеи проведении охранных мероприятий;
осуществлятьоперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральнымзаконодательством об оперативно-розыскной деятельности;
проверять уграждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производитьпри проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемыхобъектов личный осмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортныхсредств и провозимых на них вещей, в том числе с применением техническихсредств;
производитьдокументирование, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку фактов исобытий;
задерживать идоставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших илисовершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребыванияобъектов государственной охраны или направленные на воспрепятствование законнымтребованиям сотрудников федеральных органов государственной охраны, а такжесвязанные с проникновением или попыткой проникновения на охраняемые объекты;
вносить вфедеральные органы государственной власти, органы государственной властисубъектов Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо отформ собственности, а также в общественные объединения обязательные дляисполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозубезопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов;
использоватьв служебных целях средства связи, включая и специальные, принадлежащиеорганизациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях игражданам;
использоватьв служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимоот форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических,консульских и иных представительств иностранных государств и международныхорганизаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращенияпреступлений, для преследования и задержания лица, совершившего преступлениеили подозреваемого в его совершении, для доставления лица, нуждающегося всрочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к меступроисшествия. По требованию владельцев транспортных средств федеральные органыгосударственной охраны возмещают им убытки в порядке, установленном федеральнымзаконодательством;
беспрепятственновходить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие имземельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от формсобственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасностиобъектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых всовершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозубезопасности объектов государственной охраны. О всех случаях вхождения в жилыеи иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органыгосударственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов;
принимать принеобходимости меры по временному ограничению или запрещению движениятранспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущениютранспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, атакже по отбуксировке транспортных средств;
получатьбезвозмездно необходимую информацию от федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местногосамоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также отобщественных объединений;
разрешатьсотрудникам федеральных органов государственной охраны хранение, ношение ииспользование оружия и специальных средств;
использоватьв целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников федеральныхорганов государственной охраны, ведомственную принадлежность их подразделений,помещений и транспортных средств;
принимать впределах своих полномочий предусмотренные федеральными законами, а также иныминормативными правовыми актами Российской Федерации меры государственной защитыжизни, здоровья и имущества сотрудников федеральных органов государственнойохраны, их близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, нажизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с цельювоспрепятствовать законной деятельности сотрудников федеральных органовгосударственной охраны либо принудить их к изменению её характера, а равно из местиза указанную деятельность;
обмениватьсясо специальными службами, с правоохранительными органами и организациямииностранных государств в пределах своих полномочий оперативной информацией,специальными техническими и иными средствами, а также договариваться обусловиях и о порядке обеспечения личной безопасности объектов государственнойохраны при их выезде за пределы территории Российской Федерации.
В современноммире бурно развиваются информационные технологии. Поэтому объективно возрастаетпотребность в государственной защите специальной информации, прежде всего ввоенной области, а также конфиденциальной и секретной информации в сфереэкономики. Решение этой сложной как в техническом, так и в организационномплане задачи возложено в том числе и на ФСО России. Указом Президента РФ от 11марта 2003 г. № 308 с 1 июля 2003 г. упразднено Федеральное агентствоправительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), функциикоторого переданы ФСО России и ФСБ России.
УпразднениеФАПСИ совсем не означает, что отпала необходимость в тех функциях, которыереализовывал этот федеральный орган исполнительной власти. Вновь образованная всоставе ФСО России Служба продолжает обеспечивать высшие органы государственнойвласти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ,федеральные органы исполнительной власти, Совет Безопасности РФ, организации,предприятия, учреждения специальными видами связи и информации. Кроме того,Служба занимается организацией деятельности предприятий и учреждений пообеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованнойсвязи в Российской Федерации и её учреждениях за рубежом, осуществляет государственныйконтроль за их деятельностью.
«Действительно,одним из важнейших направлений деятельности Службы специальной связи иинформации ФСО России после упразднения ФАПСИ остаётся организация иобеспечение специальной правительственной связи. Дело в том, что в кабинетахмногих должностных лиц федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти субъектов РФ установлены специальные телефонные аппаратыправительственной связи АТС-1 и АТС-2. В первом случае это 4-значные, а вовтором 4или 5-значные номера. Они позволяют обеспечить, как правило, прямую,надёжно защищённую линию связи между руководителями органов государственнойвласти. Каждому абоненту выдаётся специальный телефонный справочникправительственной связи, на котором проставлен гриф «Для служебногопользования». В нём указаны: фамилия, имя, отчество, телефонный номер каждогоабонента. Должность абонента и место его работы, как правило, не указываются. Вслучае, если данные абонентов совпадают, могут быть указаны организации, гдеони работают. Если взять федеральное министерство, то аппарат АТС-1устанавливается только в кабинете федерального министра и его заместителей.Аппараты АТС-2 устанавливаются в кабинетах федерального министра, егозаместителей, а также в кабинетах руководителей департаментов.
ПодразделенияСлужбы специальной связи и информации при ФСО России осуществляют насоответствующей территории руководство в области организации и обеспеченияправительственной связи, иных видов специальной связи и информации, сбора ипередачи информации экономического характера в интересах государственныхорганов. Кроме того, в пределах своей компетенции они непосредственно проводятработу по основным направлениям деятельности бывших органов ФАПСИ, несутответственность за обеспечение государственных органов специальными видамисвязи и информации».[13]
2.4 Служба внешнейразведки Российской Федерации
Составнойчастью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки РоссийскойФедерации, основы организации и деятельности закреплены в Федеральном законе от10 января 1996г. «О внешней разведке».
В системуорганов внешней разведки входит Служба внешней разведки Российской Федерации(СВР России) и органы внешней разведки Минобороны России (Главноеразведывательное управление ГРУ).
В структуруСлужбы внешней разведки входят: директор СВР России, его первый заместитель ичетыре заместителя (по кадрам, по науке, по операциям, поматериально-техническому обеспечению); управления (анализа и информации,внешней контрразведки, экономической разведки, научно-технических разработок,опертехники, информатики); оперативные отделы; служба эксплуатации иобеспечения; Академия СВР России и другие подразделения.
Разведывательнаядеятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерациипосредством:
добывания иобработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РоссийскойФедерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намеренияхиностранных государств, организаций и лиц (далее: разведывательная информация);
оказаниясодействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересахобеспечения безопасности Российской Федерации.
Необходимостьосуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своихполномочий Президент РФ и Федеральное собрание, исходя из невозможности илинецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации инымиспособами.
Целямиразведывательной деятельности являются:
обеспечениеПрезидента РФ, Федерального собрания и Правительства РФ разведывательнойинформацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической,оборонной, научно-технической и экологической областях;
обеспечениеусловий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации всфере безопасности;
содействиеэкономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны ивоенно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательнаядеятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а такжедля достижения целей, не предусмотренных Федеральным законом. Для достиженияцелей разведывательной деятельности органам внешней разведки РоссийскойФедерации предоставляются следующие полномочия:
1)установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами,добровольно давшими на это согласие;
2)осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации егодеятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
3)использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личностьсотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений,организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведкиРоссийской Федерации;
4)взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющимиконтрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственнойохраны Российской Федерации;
5) заключениес федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями иорганизациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществленияразведывательной деятельности;
6)организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственнойтайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территорииРоссийской Федерации, включая определение порядка осуществления физической иинженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия попредотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющихгосударственную тайну;
7)обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации,находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей вгосударстве пребывания;
8)обеспечение безопасности командированных за пределы территории РоссийскойФедерации граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям,составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
9)взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службамииностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом;
10) созданиеспециальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации,научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
11) обеспечениесобственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправныхдействий и угроз;
12) созданиеорганизационных структур (подразделений и организаций), необходимых дляфункционирования органов внешней разведки Российской Федерации.
Дляосуществления своей деятельности Служба внешней разведки РФ может при собственныхлицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключениемкриптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационныесистемы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защитыинформации от утечки по техническим каналам.
2.5 Национальный антитеррористическийкомитет
национальная безопасностьроссия государственное управление
15 февраля2006 года указом Президента РФ «О мерах по противодействиютерроризму» № 116 был создан Национальный антитеррористический комитет(НАК).
К егокомпетенции относятся все сферы противодействия терроризму. Это и профилактикатерроризма, и непосредственно сама борьба с террористической деятельностью, атакже ликвидация возможных последствий терактов.
Длякоординации деятельности территориальных органов федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а такжепо минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованыантитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
Руководителямиантитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должностиявляются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органовгосударственной власти) субъектов Российской Федерации.
Дляорганизации планирования применения сил и средств федеральных органовисполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, атакже для управления контртеррористическими операциями образован в составеКомитета Федеральный оперативный штаб. Для управления контртеррористическимиоперациями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.
Основнымизадачами Комитета являются:
подготовкапредложений Президенту Российской Федерации по формированию государственнойполитики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованиюзаконодательства Российской Федерации в этой области;
координациядеятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительнойвласти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а такжеорганизация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и организациями;
разработкамер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин иусловий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектовтеррористических посягательств;
участие вмеждународном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числев подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этойобласти;
подготовкапредложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу стерроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальнойреабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
решение иныхзадач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, попротиводействию терроризму.
СоставНационального антитеррористического комитета по должностям:
Директор ФСБРоссии (председатель Комитета);
ЗаместительРуководителя Администрации Президента Российской Федерации;
Министрвнутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета);
Заместительдиректора ФСБ России руководитель аппарата Национального антитеррористическогокомитета (заместитель председателя Комитета);
ЗаместительПредседателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (посогласованию);
ЗаместительПредседателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации(по согласованию);
ЗаместительПредседателя Правительства Российской Федерации – Руководитель АппаратаПравительства Российской Федерации;
МинистрРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий;
Министриностранных дел Российской Федерации;
Министрздравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Министр связии массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министрпромышленности и торговли Российской Федерации;
Министр транспортаРоссийской Федерации;
Министрэнергетики Российской Федерации;
Министрюстиции Российской Федерации;
Директор СВРРоссии;
Директор ФСКНРоссии;
Директор ФСОРоссии;
РуководительРосфинмониторинга;
НачальникГенерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместительМинистра обороны Российской Федерации;
ЗаместительСекретаря Совета Безопасности Российской Федерации.
Так же чёткопо должностям определены составы антитеррористической комиссии в субъектеРоссийской Федерации, Федерального оперативного штаба, оперативного штаба всубъекте Российской Федерации и оперативного штаба в Чеченской Республике.
Объединивпредставителей 17 государственных структур, министерств и ведомств, в их числеФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальныйантитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментомпротиводействия терроризму. К числу важнейших результатов работы созданногоКомитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей властив сфере борьбы с терроризмом.Эксперты отмечают практическое улучшениекоординации и взаимодействия министерств и ведомств, руководители которых вошлив состав Национального антитеррористического комитета, Федеральногооперативного штаба, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации.
Наряду сосуществлением координации предупредительно – профилактических и силовыхдействий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением вдеятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основыпротиводействия терроризму.
В качествеодной из приоритетных задач Национальным антитеррористическим комитетом рассматриваетсязадача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболеепроблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологиичерез Интернет, широко используемый террористами (причины тому – легкий доступк аудитории, анонимность коммуникации, слабое регулирование вопроса нагосударственном уровне, высокая скорость передачи информации, относительнаядешевизна процесса). ФСБ активно противодействует росту числа сайтовтеррористической направленности – только за последние два года выявлено порядка1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистскихи террористических целях.[14]
В областиборьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именноконсолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданскогообщества является залогом нашей общей победы над терроризмом. Намеченные дляреализации Национальным антитеррористическим комитетом и Федеральнымоперативным штабом мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственнойсистемы противодействия терроризму будут способствовать дальнейшей стабилизацииситуации на территории Российской Федерации.[15]

Заключение
Государственноеуправление в области безопасности строится в нашей стране на прочной правовойоснове. Данное обстоятельство во многом выступает гарантией законностидеятельности органов обеспечения безопасности.
ДействующаяСтратегия национальной безопасности России нацелена на повышение качествагосударственного управления и призвана скоординировать деятельность органовгосударственной власти, государственных и общественных организаций по защитенациональных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества игосударства.
В Стратегиисформированы меры и механизмы обеспечения национальной безопасности, направленныена реализацию политического курса развития страны. Достижение стратегическихнациональных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органовгосударственной власти и институтов гражданского общества страны.
Среди задач,поставленных в Стратегии повышение эффективности деятельностиправоохранительных органов и спецслужб. Безусловно, рассмотренные нами органы испецслужбы, которые координируют деятельность других силовых структур и органовправопорядка и которые традиционно являются основой в обеспечении безопасностигосударства, достойно выполнят поставленную задачу.

Список используемойлитературы и ресурсов сети Интернет
1. КонституцияРФ. – М.: Ось-93, 2004. – 48 с.
2. Административноеправо. Общая и Особенная часть: курс лекций /С.С. Бородин, С.С. Громыко; ГУАП.СПб., 2007. 432 с.
3. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [идр.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.704 с.
4.  Правовая основаобеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография /Ю.И. Авдеев,С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; Под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. – 511 с.
5.  Стратегия национальнойбезопасности Российской Федерации до 2020 года. Сайт Совета БезопасностиРоссийской Федерации www.scrf.gov.ru/documents/ 99.html
6.  Патрушев Н.П. Выступлениена заседании СБ РФ по вопросу «О Стратегии национальной безопасности РоссийскойФедерации до 2020 года и комплексе мер по её реализации». 06.04.2009.Официальный сайт Президента России. www.kremlin.ru/appears/2009/03/24/1541_type63378type82634_214272.shtml
7.  Бортников А.В.Выступление на встрече с главными редакторами ведущих российских СМИ 18.12. 2008.Сайт ЧЕКИСТ.ru. Отчет ФСБ за 2008 год.http://www. chekist. ru/article/2503
8.  Путилин Б. Г.Национальная и международная безопасность. 2002.Сайт www. XServer.ru.http://www.xserver. ru/ user/nazmb/
9. Официальныйсайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации. www.fsb.ru/
10.  Официальный сайт ФСОРоссии. www.fso.gov.ru/
11.  Официальный сайт Службывнешней разведки РФ. svr.gov.ru/
12.  Официальный сайтНационального антитеррористического комитета. nak.
13.  fsb.ru/nac/structure.htm
14.  Официальный сайт компании«Консультант Плюс». www.consultant.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухарский джейрановый питомник: итоги, перспективы, проблемы
Реферат Требования к обслуживающему персоналу гостиниц
Реферат Каменный воробей
Реферат Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста
Реферат Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий
Реферат Первая битва при мысе Финистерре 1747
Реферат Методические особенности преподавания темы "Многообразие видов рыб"
Реферат Биогазовая установка: устройство, принцип работы
Реферат Оксиди
Реферат Современные наиболее острые экономические проблемы индустриально развитых стран
Реферат Метод Алексея Юрьевича Виноградова для решения краевых задач
Реферат Colonial Jamestown Essay Research Paper Colonial JamestownIn
Реферат Особенности технократического подхода к информатизации образования в педагогическом вузе
Реферат Somalia Vs United States Essay Research Paper
Реферат Спиноза Б. "Богословско-политический трактат"