Реферат по предмету "Государство и право"


Государство и право Золотой Орды

Содержание
Введение. 3
1.Образование Монгольских государств. 5
2.Государственный строй Золотой Орды… 9
3.Общественный строй. 15
4. ПравоЗолотой Орды… 18
5.Влияние Орды на Русское государство и право. 25
Заключение. 29
Библиографическийсписок литературы… 31
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В начале 1243 годаобразовалось новое государство в Центральной Евразии – Золотая Орда — держава,образовавшаяся в результате распада Монгольской империи Чингисхана, натерритории средневекового Казахстана, а также Руси, Крыма, Поволжья, Кавказа, ЗападнойСибири, Хорезма.Основано оно ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результатезавоевательных походов монголов.
 Так оно названо в русских летописях и хрониках, в некоторыхтатарских исторических повествованиях, в том числе и в «Идегее». «Золотая Орда»(«Алтын Урда») означала позолоченную ставку, резиденцию правителя государства:для раннего периода это «золотой» шатер, а для развитой, городской эпохи –покрытый позолотой ханский дворец.
В произведениях арабо-персидской исторической географии этогосударство именуется в основном «Улус Джучи» «Монгольское государство» («Могулулус») или «Великое государство» («Улуг улус»), у некоторых авторов встречаетсяи слово «Орда» в понятии ставки хана, центра государства. Бытовало также итрадиционное название «Дешт-и-Кипчак», ибо центральные земли этого государствапринадлежали кипчакам-половцам.
Золотая Орда занимала громадную не только для тех времен, нои с современной точки зрения территорию: от реки Иртыш и западных предгорийАлтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от известного Булгара насевере до кавказского Дербентского ущелья на юге. Это огромное государство самоеще делилось на две части: основная, западная часть, т. е. собственно ЗолотаяОрда, называлась «Алтын Урда, Ак Урда» (Белая) Орда, а восточная, куда входилизападные территории современных Казахстана и Средней Азии, – Кок (Синяя) Орда.В основе такого деления лежала прежняя этническая граница между кипчакским иогузским союзами племен. Слова «золотая» и «белая» являлись одновременно исинонимами, дополняя друг друга.
Если создателями Золотоордынского государства в основномбыла монгольская элита чингизидов, ассимилированная вскоре местным населением,то его этническую основу составили тюркоязычные племена Восточной Европы,Западной Сибири и Арало-Каспийского региона: кипчаки, огузы, волжские булгары,маджары, остатки хазар, некоторые другие тюркские этнические образования и,бесспорно, тюркоязычные же татары, переселившиеся из Центральной Азии на западеще в домонгольское время, а также пришедшие в 20 – 40-х годах XIII века всоставе армий Чингиз-хана и Бату-хана.
Вся эта гигантская территория была достаточно однородна вландшафтном отношении — в основном это была степь. В степи также действовал феодальныйзакон — вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники.
Монгольский период – одна из наиболее значимых эпох во всейрусской истории. Монголы владычествовали по всей Руси около столетия, и даже послеограничения их власти в Западной Руси в середине четырнадцатого столетия онипродолжали осуществлять контроль над Восточной Русью, хотя и в более мягкойформе, еще столетие.
Это был период глубоких перемен во всем политическом исоциальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси. Этому периодуистории нашей страны следует уделять как можно больше внимания.
Основной целью курсовой работы является исследованиеодного из самых великих государств 13-14 вв.- Золотой Орды.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть образование Монгольских государств.
2. Охарактеризовать государственный и общественный стройЗолотой Орды.
3. Показать источники права Золотой Орды.
4. Раскрыть влияние Орды на Русское государство и право.

1. Образование Монгольскихгосударств
Создание первой государственной организации монголов связанос деятельностью Темучина, сына батыра Есугея, владельца крупного улуса, кочевавшегов долине Онона.
Со смертью Есугея (1164г) созданный им улус распался.Различные родовые группы и нукеры, входившие в этот улус, покинули семьюумершего повелителя. Темучину было в это время 9 лет. Имя Темучина начинаетвновь упоминаться в источниках лишь в конце 90-х гг. 12в., когда ему удалось найтиподдержку у повелителя кереитов Ван-хана, с помощью которого военные силыТемучина стали постепенно расти. К Темучину стали стекаться нукеры; он совершалнабеги на соседей, умножая свои богатства, стада. В поисках сторонников Темучинпринимал на службу людей из разных родов и племен, щедро одаривая каждого заверную службу из богатой добычи.
Так постепенно складывался улус Темучина, мощь котороговозрастала; становилось ясно, что он претендует на власть всей Монголией. Этовстретило решительное сопротивление других претендентов на роль всемонгольских повелителей.
Первым крупным военным предприятием Темучина была войнапротив татар, начатая совместно с Ван-ханом около 1200г. Татары в то время с трудомотвоевали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Используя благоприятнуюобстановку, Темучин и Ван-хан нанесли татарам ряд сильных ударов и захватилибогатую добычу.
Победы Темучина вызвали сплочение сил его противников.Сложилась целая коалиция, включавшая татар, тайчжиутов, меркитов, ойратов идругие племена, избравшая своим ханом Джамуху. Весной 1203г. произошло сражение,закончившееся полным разгромом сил Джаймухи. Эта победа еще больше усилила улусТемучина. Началось соперничество между ним и кереитским Ван-ханом, переросшеевскоре в открытую вражду. Война между бывшими союзниками стала неизбежной.Осенью 1203г. войска Ван-хана были разбиты. Его улус перестал существовать.
После этой победы владения Темучина вплотную приблизились кгранице найманов, повелитель которых был последним соперником, способнымоспаривать у Темучина власть во всей Монголии. Обе стороны начали усиленно готовитьсяк  войне.
Осенью 1204 г. войска Темучина нанесли жестокое поражениенайманам и их союзникам к западу от Орхона. Улус найманов перестал существовать,а родовые и племенные группы, ранее подчинявшиеся им, выразили покорность Темучину.
В 1206 г. в местности Дэлюнь-булдак на правом берегу Онона,на курултае (съезде), куда прибыли все сородичи Темучина, а также его сподвижникии приближенные, он был провозглашен всемонгольским повелителем под именемЧингисхана.
Так завершился процесс образования монгольского государстваво главе с единым государем.
После того как Темучин стал всемонгольским повелителем, егополитика еще ярче стала отражать интересы нойонства. Хищным и алчным нойонамнужны были такие внутренние и внешние мероприятия, которые способствовали бы закреплениюих господства и увеличению их доходов. Новые завоевательные войны, ограблениебогатых стран должны были обеспечить расширение сферы феодальной эксплуатации иукрепление классовых позиций нойонов.
Административная система, созданная при Чингисхане, былаприспособлена к осуществлению этих целей. Низшей административной единицей былапризнана группа аилов, могущая выставить десять воинов. Далее шли группы аилов,выставлявшие по 100 воинов, по 1000 воинов и, наконец, по 10 тыс. воинов.
Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые вмирное  время вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такаяорганизация обеспечила Чингисхану возможность увеличить свои вооруженные силыпримерно до 95 тыс. воинов.
Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией длякочевания отдавались во владение тому или иному нойону. По своему характеру этобыло таким же феодальным пожалованием, какие еще до образования государства сталиобычными во взаимоотношениях между нойонами и нукерами. Но теперь это превратилосьв государственную систему. Великий хан, считая себя собственником всей земли вгосударстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что тебудут за это исправно выполнять определенные повинности. Важнейшей повинностьюбыла военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставитьв поле положенное число воинов. Нойон в своем уделе мог эксплуатировать трударатов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно кработе в своем хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. Так при Чингисхане былизаложены основы военно-ленной системы в Монголии.
Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правогокрыла он поставил Боорчу, во главе левого – Мухали, двух своих наиболее верныхи испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников –сотников, тысяцких и темников – он сделал наследственными в роду тех, кто своейверной службой помог ему овладеть ханским престолом.
В годы правления великого хана Угэдэя (1229 – 1241) быласделана попытка наладить внутреннее управление огромной империей. Угэдэйпоручил заведование финансами своему советнику, выходцу из киданей Елюй Чуцаю,а руководство другими военными и гражданскими делами возложил на трех темников.Большое внимание уделялось налаживанию почтовой службы, в которой были крайнезаинтересованы сами завоеватели. Были приняты меры к нормализации сбора податейи выполнения повинностей подвластным населением.
Изданный Угэдэем закон вводил для западных стран подушную податьс совершеннолетних мужчин. С кочевников брали по голове с каждой сотни голов скота.Эта система должна была заменить ту анархию и произвол, которые господствовалив империи, когда каждый населенный пункт с его жителями отдавался во владениекому-либо из монгольских нойонов, бравшему с жителей, все, что хотел и сколькохотел. Указ хана устанавливал, какие сборы должны поступать в казну великогохана, а какие оставаться в распоряжении местных правителей. Была проведенаперепись населения, после чего все жители оказались приписанными к определеннымадминистративным районам.
Завоеванные страны и области отдавались в управление местнымфеодалам, а специально поставленный над ними монгольский нойон отвечал за поступлениедани. Наряду с этим практиковалась отдача сбора дани на откуп богатым купцам.
К 1259 году Монгольская империя включала в свой составогромную территорию, населенную множеством племен, народов и народностей, говорившихна различных языках, находившихся на самых различных уровняхсоциально-экономического и культурного развития, имевших свои хозяйственныеуклады, свои формы быта и свои навыки. Ни экономические, ни культурные интересыне связывали разнородные и разноязычные части империи между собой. Это было типичноевоенно-административное объединение.
Центральную часть империи составлял домен великих ханов –Монголия и Северный Китай. К западу располагался улус потомков Угэдэя, в которыйвходили земли к востоку и западу от Алтайских гор; центром улуса был район современногогорода Чугучака. Третью часть империи составлял улус потомков Джагатая,включавший восточные области Средней Азии до Аму-Дарьи. Центром этого удела былгород Алмалык на реке Или (около современной Кульджи).Иран, Ирак и Закавказьевходили в улус Хулагу, центром которого был Тебриз.
Последняя, пятая, часть империи (Золотая Орда) принадлежалапотомкам Джучи и составляла их улус, включавший в себя все земли, «куда доходиликопыта монгольских лошадей», т.е. все восточноевропейские владения монголов.Столицей джучидов был город Сарай в низовьях Волги, около современной Астрахани.

2. Государственный строй ЗолотойОрды
Золотая Орда была феодальным государством развитогосредневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главыгосударства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодомЗолотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана(чингизиды), то Золотой Ордой – династия его старшего сына Джучи (джучиды). В60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства,но юридически они считались улусами Чингисхана.
Поэтому система управления государством, заложенная еще принем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того,эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни техтатарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно,какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новыегосударственные и военные должности, но вся государственная и общественнаясистема в целом осталась стабильной.[1]
При хане имелся диван – государственный совет, состоявший изчленов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственникихана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников.Крупные феодалы-князья – это нойоны для раннего монгольского периода временБату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и егопреемников – эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьмавлиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родовШирин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшейфеодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших послераспада Золотой Орды).
При диване была также должность битикчи (писец), являвшегосяв сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К немуотносились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.
Вся эта высокая элита государственного управления известнаиз восточных, русских и западноевропейских исторических источников, а также изярлыков золотоордынских ханов. В этих же документах зафиксированы титулыбольшого числа других должностных лиц, различных государственных чиновников,средних или мелких феодалов. К последним относились, например, тарханы, которыеза ту или иную государственную службу освобождались от налогов и податей,получая от хана так называемые тарханные ярлыки.
Ярлык – это ханская грамота или указ, дающий право нагосударственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ейгосударствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право веденийдипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом ивнутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. ВЗолотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствахсуществовала система сойюргалов – военно-ленное право владения землей. Лицо,получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги,которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считаласьнаследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались.Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное времяармию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта,провианта и т. д.
Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемыхпайцзов.Пайцза – это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то ипросто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразногомандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставлялинеобходимые услуги при его передвижениях и поездках – провожатых, лошадей,повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получалолицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную – более простое.О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, ониизвестны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке – однойиз столиц Золотой Орды.
В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула,занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковоесодержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры – в военноевремя темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.
Священнослужители и в целом представители духовенства вЗолотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, былипредставлены такими лицами: муфтий – глава духовенства; шейх – духовный вождь инаставник, аксакал; суфи – набожный, благочестивый, свободный от дурныхпоступков человек или аскет; кадий – судья, решающий дела по шариату, т. е. посводу мусульманских законов.
Большую роль в политической и социальной жизниЗолотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из нихбыли военными представителями власти, военной охраной, вторые – гражданскими лицамис обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которыхбыл контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIVвека, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или главадминистраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.
При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е.их помощника по сбору дани – ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) поясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной,считалась ответственной и уважаемой. Помимо главного битикчи при ханскомдиване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большойвластью на местах. Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарямидореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу вглубинке.
В системе государственных чиновников был целый ряд другихдолжностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче»(посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати иливесовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы»(сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар даторганл[н]ар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкамТохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.
Большая часть этих государственных служащих существовала и впериоды Казанского, Крымского и других татарских ханств. Весьма примечательно ито, что преобладающее большинство этих средневековых терминов и титуловдословно понятно любому современному человеку, владеющему татарским языком –они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и в настоящеевремя.
То же самое можно сказать и о различных видах повинностей,которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничныхпошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж»– слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов),«бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно),«амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы»(дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а такженалог с ввоза и вывоза), «тамга» (там-говая пошлина).
В наиболее общем виде административную систему Золотой Ордыописал еще в XIII в. проехавший все государство с запада на восток Г. Рубрук. Вего зарисовке путешественника содержится основа административно-территориальногоделения Золотой Орды, определявшегося понятием «улусная система».
Сущность ее составляло право кочевых феодалов на получениеот самого хана или другого крупного степного аристократа определенного удела — улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в случае необходимостиопределенное число полностью вооруженных воинов (в зависимости от размераулуса), а также выполнять различные налоговые и хозяйственные повинности.
Эта система представляла собой точную копию устройствамонгольской армии: все государство — Великий Улус — делилось в соответствии срангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) — на определенные повеличине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто,тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственнымивладениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобратьулус совсем или заменить его другим.
В начальный период существования Золотой Орды крупных улусовбыло, видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. Вэтом видна определенная примитивность административного членения государства,уходящая корнями в старые кочевнические традиции.
Дальнейшее развитие государственности, появление городов,введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициямиуправления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов содновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времениЧингисхана.
Вместо членения территории на два крыла, появились четыреулуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана. Он занималстепи левобережья Волги от её устья до Камы.
Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число«областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга.
Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в.составляло около 70 по числу темников. Одновременно с установлениемадминистративно — территориального деления происходило формирование аппаратауправления государством.
Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть годанаходился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числапридворных. Только короткий зимний период он проводил в столице.Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государствапродолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что находившемуся впостоянном движении хану было достаточно сложно самому управлять деламигосударства. Это подчеркивают и источники, которые прямо сообщают, чтоверховный правитель «обращает внимание только на сущность дел, не входя иподробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но недоискивается частностей относительно взимания и расходования».
Всем ордынским войском командовал военачальник — беклярибек,т. е. князь князей, великий князь. Беклярибек осуществлял обычно военнуювласть, нередко будучи командующим ханской армией. Иногда его влияние превышаловласть хана, что часто приводило к кровавым междоусобицам. Время от временимогущество беклярибеков, например, Ногая, Мамая, Едигея усиливалось настолько,что они сами назначали ханов.
По мере укрепления государственности в Золотой Орде росаппарат управления, его правители взяли за образец администрацию завоеванногомонголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане появилсявизир, своеобразный глава правительства, который отвечал за все сферы невоеннойжизни государства. Визир и  возглавляемый им диван (государственный совет)распоряжались финансами, налогами, торговлей. Внешней политикой ведал сам хансо своими ближайшими советниками, а также беклярибек.
Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокимив тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически навремя правления одного властителя — Узбека (1312 — 1342). Государство взяло насебя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовыватьобщественную, культурную и экономическую жизнь.
Все это свидетельствует о слаженном государственноммеханизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы длясуществования и развития крупного средневекового государства: органамицентрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможеннойслужбой и сильной армией.

3. Общественный строй
Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражалапестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкойсословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и взападноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическаяфеодальная собственность на землю, здесь не было.
Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения,заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.[2]
В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положениезанимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этотмногочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромныестада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча,государственная казна и т.д.
Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще целыестолетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане,закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханскийпрестол.
Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучидыимели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русскихисточниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военныетитулы и звания.
Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Ордызанимали нойоны (в восточных источниках— беки). Не являясь членами родаДжучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана иих сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Оничасто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности:даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханнымиграмотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками ихвласти являлись ярлыки и пайцзы.
Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занималимногочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свитесвоих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности— сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительныедоходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялисьсоответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административныедолжности.
Из среды нукеров и других привилегированных людей в ЗолотойОрд выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высшихдолжностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различныепривилегии.
К господствующим классам относились также и многочисленнодуховенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местныефеодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы воседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.
Крестьянство земледельческих районов, городскиеремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства ифеодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой ордысоставляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынужденыбыли беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, атакже представителям военно-административной власти Орды. Выполняя всехозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.
В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимыекрестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывал помимовыделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другиеповинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди обрабатывали землюгосударства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.
В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванныхстран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана идругих владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властейи своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленникуплачивали городским властям подати и несли различные повинности.
Довольно распространенным явлением в Золотой Орде былорабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель.Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слугфеодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабовкак в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становилисьфеодально зависимыми или получали свободу.
Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя умусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальныйдекор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравыи вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.
Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Ордапополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынскаякультура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.[3] Ислам стал государственной религией вЗолотой Орде к 1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это непривело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовыхинститутов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, сталоупомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции — судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалосьбы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из нихрассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.
4. Право Золотой Орды
Судебная система Золотой Орды до сих пор не стала объектомсамостоятельного исследования ни историков-востоковедов, ни юристов — историковправа. Вопрос об организации суда и процесса Золотой Орды лишь затрагивался вработах, посвященных истории этого государства, в частности в исследовании Б.Д.Грекова и А.Ю. Якубовского[4],а также в сочинении Г.В. Вернадского «Монголы и Русь»[5].
Американский исследователь Д. Островски в статье,посвященной сравнению золотоордынских и русских государственно-правовых институтов,ограничивается кратким упоминанием о верховном суде Золотой Орды[6].
Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись:суд великого хана, суд курултая — съезда представителей правящего рода ивоеначальников, суд специально назначенных лиц — судей-дзаргучи[7]. Все эти органы действовали и вЗолотой Орде.
Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанциейявлялись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили сначалафактическую, а затем и официальную независимость и приняли ханский титул.Правосудие в качестве одной из функций ханской власти было унаследованомонголами от древних тюрков: уже в Тюркском каганате в VI–IX вв. хаган — высшаясудебная инстанция.
Центральное правительство в Монголии признало правофактического основателя Золотой Орды — Бату (Батый, правил в 1227–1256 гг.) насуд над подчиненными ему нойонами и чиновниками, — правда, с оговоркой, что«судьей Бату является каан».
Последующие ханы Золотой Орды тоже активно осуществляли судебныефункции. Именно при Менгу-Тимуре, внуке Батыя, в 1269г. Золотая Орда официальностала самостоятельным государством, а ее правители — суверенными государями,одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функцииверховного судьи.
На основании каких правовых норм ханы выносили судебные решения?Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов былитак называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся ВеликойЯсой) и его преемников — великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясыего преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявшихправосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам.
Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качественазидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана.Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска инормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний нетолько за преступления, но и за проступки.
Другой важный источник — ярлыки самих ханов. Ярлыкомназывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя — хана и обладавшийопределенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью — тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, ит.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись дляподданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащимнемедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практикегосударственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.
Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которымируководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источникамиправа для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были неюридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для судатакже ярлыки — жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиесядипломатам и частным лицам.
Однако существовали и другие ярлыки, которые можно считатьисточниками права, и которыми руководствовались ханы Золотой Орды и подчиненныеим судьи — это упоминаемые в исторических хрониках и летописях указы правителейразличных государств Чингизидов (например, приведенные Рашид ад-Дином «фирманы»персидского ильхана Газана «Об устранении мошенничества и неосновательныхисков», «О пожаловании должности казия», «Об исках тридцатилетней давности»),дошедшие до нас в латинском и итальянском переводах ярлыки-договоры с Венецией(подробнее о них — ниже)[8];в сочинении Мухаммеда ибн-Хиндушаха Нахичевани (приближенного правителей ИранаДжелаиридов) «Дастур ал-Катиб» (XIV в.) приводятся ярлыки, в которыхописываются порядок назначения «эмира яргу» (т. е. судьи) и его полномочия[9].
Логично предположить, что хан, являясь творцом права (онподтверждал или отменял постановления своих предшественников, издавал собственныеярлыки и иные нормативные и индивидуальные акты), не был связан какими-либонормами. Ханы в принятии решений руководствовались не только своей волей, но иписаными документами — ясами и ярлыками Чингис-хана и его преемников.
Различие между этими источниками права заключалось в том,что ясы являлись постоянно действующими законами, изменять которые последующимправителям было запрещено, тогда как каждый ярлык действовал лишь в течениежизни (правления) издавшего его хана, а следующий хан уже мог по своемуусмотрению либо подтвердить, либо отменить его действие.
Суд хана являлся лишь одной, хотя и высшей, судебнойинстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по меренадобности он передавал судебные полномочия. Есть сведения о том, что курултаиосуществляли правосудие и в Золотой Орде, также как и в Монголии.
Упоминания о суде курултая в источниках встречаются довольноредко. Можно предположить, что его судебная функция была лишь данью древнемонгольскойтрадиции и вскоре была сведена на нет, как, впрочем, и другие его функции. Этосвязано с тем, указанные функции перешли в начале XIV в. к карачибеям — родовымкнязьям, которые стали при хане Золотой Орды чем-то вроде «государственногосовета».
Помимо князей, судебные функции выполняли также и даруги — наместники областей Золотой Орды.
Источниками права, на основании которых князья и даругиосуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и длясамого хана. Кроме того, князья в значительной степени могли руководствоватьсяи собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личнойпозицией хана.
Следующей судебной инстанцией был, также как и в Монгольскойимперии, собственно суд — «дзаргу» (или «яргу»). Правовой основой деятельностисудов-дзаргу были в первую очередь ясы и ярлыки великих ханов и ханов ЗолотойОрды.
В ярлыках, назначающих на должность судей (дзаргучи), прямопредписывается выносить решения на основе Ясы. Решения полагалось записывать вособые грамоты «яргу-намэ» (это, в принципе, соответствует распоряжениюЧингис-хана: «Пусть записывают в Синюю роспись “Коко Дефтер-Бичик”, связываязатем в книги… судебные решения», что осуществлял специальный штат писцов — «диван яргу». Исследователи не без основания полагают, что подобный порядоксуществовал и в Золотой Орде.
Таким образом, эти «Синие росписи» — еще один источник,которым руководствовались судьи Золотой Орды. Судьи-кади, появившиеся в ЗолотойОрде после того, как ислам стал официальной религией (в 1320-е гг.), опиралисьна традиционные для мусульман источники права — шариат и фикх (доктрину).
Наконец, следует рассмотреть еще один судебный институт,возникновение которого можно объяснить лишь международными связями ЗолотойОрды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств,который действовал в областях, где существовали оживленные отношения междукупцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр.
В первую очередь это относится к Причерноморью, задолго довозникновения Золотой Орды ставшему центром международной торговли и дипломатии.Особый статус этого региона заключался в том, что его население проживало ивело дела, как правило, не только по законам того государства, котороесчиталось его сюзереном (каковым в XIII–XV вв. формально являлась ЗолотаяОрда), но и в соответствии с исторически сложившимися нормами международногоправа, обычаями делового оборота, представлявшими собой некую смесьвизантийской, тюркской, персидской, арабской и других правовых систем,представители которых имели интересы в регионе. Соответственно, властям ЗолотойОрды приходилось учитывать эти реалии в своей законодательной и судебнойпрактике.
Опираясь на общие принципы Великой Ясы, а также наконкретные ярлыки ханов, судьи «международных судов» в значительной степенируководствовались и собственным усмотрением, которое, подобно придворным князьям,соотносили с текущей политической ситуацией и личной позицией хана или своегонепосредственного начальника — даруги, а представители итальянских республик,соответственно, — своего консула и правительства республик.
Собственное усмотрение судей отражало тенденцию,распространенную в ту эпоху в судопроизводстве итальянских торговых республик:судьи (официальные и третейские) выносили решения, соответствующие особенностяммомента, отдавая предпочтение общественному мнению и сложившейся ситуации, а неstrictum ius[10].
В не меньшей степени оно отражало и принятый в мусульманскомправе принцип иджтихада — свободного усмотрения судьи (впоследствии — ученого-правоведа)в случае молчания по данному вопросу общепризнанного источника права.
Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость,узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность иформальная неопределенность.
Имущественные отношения в Золотой Орде регулировалисьобычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям— основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территориюгосударства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условияхкочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имеломесто преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий,естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану илиназначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследованиявыступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственностина землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому правумладший сын вообще имел приоритет в наследовании.
Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевыхнародов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главойпатриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец.Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластныхему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей задолги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено(у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложницюридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей отстарших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всемиделами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, покасыновья не становились взрослыми воинами.
Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительнойжестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя ЗолотойОрды деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношениенизкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемусяв самой начальной стадии феодализма.
Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установленияи охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясесмертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, идолжностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения вдругое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания емупомощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь передстаршими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагаласьтакже в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескуюневерность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенностизнати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом,мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавилсякостью. Смертная казнь, как правило производилась публично и способами, характернымидля кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной кшее верблюда или лошади, волочения лошадьми.
Применялись и другие виды наказаний, например за бытовоеубийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялосьсоциальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, барановтребовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, онобязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп. При этом вора,как правило, нещадно били плетьми. В уголовном процессе при дознаниипривлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. Ввоенно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегосяпреступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. Впротивном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

5. Влияние Орды на Русскоегосударство и право
Истоки феномена российской имперской государственности,наглядным олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основесимбиоз трех компонентов: древнерусской государственности Киевской Руси, импульсомв создании которой стал приход варягов или норманнов-выходцев из германскихплемен Скандинавии на Русь; идеологической и культурной традиции Византийскойимперии через посредство православного христианства, и имперского наследияЗолотой Орды.
Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установленияордынского владычества на историю России издавна принадлежит к числу дискуссионных.Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественнойисториографии.
Во-первых, это признание очень значительного и преимущественнопозитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесссоздания единого Московского (Российского) государства. Основоположником такойточки зрения был Н.М. Карамзин, а в 30-е годы прошлого века она была развитатак называемыми евразийцами. В то же время они в отличие от Л.Н. Гумилева,[11] нарисовавшего в своих исследованиях картинудобрососедских и союзнических отношений Руси и Орды, не отрицали такихочевидных фактов, как разорительные походы  монголо-татар на русские земли,взимание тяжелой дани и т.д.
Другие историки (среди них С.М. Соловьев, В.О. Ключевский,С.Ф. Платонов) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусскогообщества как крайне незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие вовторой половине XIII – XV в., либо органически вытекали из тенденциипредшествующего периода, либо возникали независимо от Орды.
Наконец, для многих историков характерна как быпромежуточная позиция. Влияние завоевателей расценивается как заметное, но неопределяющее развитие Руси (при этом однозначно негативное). Создание единого государства,как считают Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.А.  Кучкин и другие, произошло неблагодаря, а вопреки Орде.
В отношении Руси завоеватели довольствовались ее полнымподчинением, учредив на древнерусских землях институт баскаков-сборщиков налогов,но не меняя общественное устройство. Впоследствии сбор налогов перешел в ведениеместных русских князей, признающих власть Золотой Орды.
Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизньРуси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидациирусских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимногоослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политическойструктуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества(Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское).
Именно золотоордынская  государственная система сделаласьпрообразом российской имперской государственности. Это проявилось в установленииавторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественнойсистеме, дисциплины в военном деле и веротерпимости. Хотя, конечно, были иотклонения от этих принципов в определенные периоды российской истории.[12]
Помимо этого, средневековой Казахстан, Русь, Крым, Кавказ,Западная Сибирь, Хорезм и другие подвластные ордынцам земли, были вовлечены внаходящуюся на более высоком уровне финансовую систему золотоордынской империи.Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путейсообщения и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в томчисле на территории Казахстана и России.
Монгольское завоевание радикально изменило общественноеустройство Древней Руси. Князья обращены в подданных -наместников великого ханаЗолотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земляпризнавалась собственностью хана, а князья — наместники хана были только владельцамиземли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русскиеземли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.
Лишив удельные русские государства политическойсамостоятельности и господствуя над ними издали, завоеватель оставилнетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, а вчисле других правовых институтов- и родовой порядок преемства княжеской власти.Но в эпоху монгольского владычества русский князь, побежденный в борьбе заспорный родовой удел, имел возможность позвать своего соперника на суд хана ипривести против него татарское войско, если ему удавалось расположить Орду всвою пользу. Так, Александр Невский, отстаивая свое право на Владимирский стол,отправился в Орду и упросил хана дать ему “старшинство” над всеми своимибратьями на Суздальской земле.
Ханы Золотой Орды нередко выступали в качестве международныхарбитров, разрешая споры вассальных им правителей Кавказа, Ближнего Востока,Руси. Один из известных примеров — вынесение на рассмотрение ханаУлуг-Мухаммеда спора о московском великом столе в 1432 г.: несмотря на принятоемосковским княжеским домом решение не вовлекать Джучидов во внутренниепротиворечия, боярин великого князя Василия II Иван Всеволожский — фактическийправитель Московского великого княжества прибег к суду хана и сумел добитьсярешения в пользу своего патрона, апеллируя не к «мертвой грамоте отца своего»(в отличие от Юрия Звенигородского — дяди и противника Василия II), а к «жалованию,девтерем и ярлыком» самого хана[13].
Великое московское княжество делилось на уезды, состоявшиепод властью князей. Уезды подразделялись на станы или черные волости, гдеправили княжеские становщики или волостели. Станы подразделялись на “вари”, которыеуправлялись выборными старостами или сотниками.
В XVI в. хотя и происходило неуклонное наращивание мощимосковских государей, силой оружия поглотивших такие осколки Золотой Орды, какКазанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) ханства, Московское государствоиспытало сильнейший натиск со стороны Крымского ханства, да которым стояламогущественная тогда Османская империя. Крымско-татарские орды доходили допредместий Москвы и даже захватывали Александровскую слободу — резиденциюпобедителя Казани, Астрахани и Сибирского ханства на  Тоболе — первого русскогоцаря Ивана IV Грозного. Эта борьба за гегемонию в евразийском наследии ЗолотойОрды затянулась до  конца XVII столетия, когда Московское государствопрекратило выплату дани, правда нерегулярную, так называемых «поминок»,Крымскому ханству. И произошло это в правление царя Петра I, преобразовавшего Московскоегосударство в Российскую империю.
Политика Российской империи в отношении кочевых народов игосударств-наследников Золотой Орды, до тех пор, пока они еще не стали поданнымироссийской короны, в частности башкир, ногайцев, казахов, крымских татар, вомногом несла на себе печать страха, во всяком случае, до начала XIX века, ещесо времен золотоордынского владычества перед возможным объединением этихнародов.
Окончательная точка в этом многовековом состязании в пользуРоссийского государства была поставлена в конце XVIII века, когда последниетюркские государства — наследники Золотой Орды — Ногайская Орда, Казахское иКрымское ханства стали частью Российской империи. За пределами российскогоуправления оставалось лишь Хивинское ханство на территории Хорезмского оазиса.Но во второй половине XIX века Хива была завоевана русскими войсками иХивинское ханство стало вассальным княжеством в составе России. Историясовершила очередной виток по спирали — все вернулось на круги своя. Евразийскаядержава возродилась, хотя и в ином обличье.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализациипоставленных задач. В результате проведённого исследования по теме«Государство и право Золотой Орды» можно сделать ряд выводов:
Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век вВеликий Монгольский улус, созданный Чингисханом и повторивший ситуацию рожденияновой властной элиты своего предшественника – Тюркского Каганата VI века, когдапоявилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем. Чингизидыпредставляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшуюсистему властных отношений внутри государств — наследников Монгольской империи.Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, гдесуществовал единый и прочный порядок на огромной территории.
Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первойполовине XIII в. Ее территория простиралась от берегов Днестра на Западе доЗападной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторыхэтапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатскихрегионов. В начале XVI в. Золотая Орда распалась на ряд государств — Крымское,Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые явилисьнаследниками политической, государственной и правовой традиций Золотой Орды.Некоторые из этих государств просуществовали довольно долго: казахские ханства- до середины XIX, а Бухарский эмират и Хивинское ханство — до начала ХХ в.
Золотая Орда была одним из крупнейших государств  средневековья,владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держалав напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.
Огромная территория, многочисленное население, сильнаяцентральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговыхкараванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создаваломощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережилапик своего могущества.
Правосудие в Золотой Орде в целом соответствовало уровнюразвития суда в различных странах мира — как европейских, так и азиатских.Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания егообщества, так и совокупностью ряда других факторов — влиянием традиций регионов,на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевымитрадициями и пр.
Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды,последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведьвладычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за этовремя иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа.
Монголо-татарские завоевания привело к значительномуухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурныесвязи с соседними государствами были насильственно разорваны. Нашествие нанеслосильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарскихнашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры.
В то время как западноевропейские государства, неподвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму,Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство.
Этот период в истории нашей страны является очень важным,поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси. Подлинное началовеличия России, как великого государства, при всем значении Киевской Руси, былоположено не на Днепре, не славянами и варягами, и даже не византийцами, аордынцами. В силу исторических обстоятельств древнерусская государственность неразвилась до имперского уровня, а пошла по пути дробления и пала под натискомтюрко-монгольских кочевников Великой Степи, создавших мировую евразийскуюдержаву — Золотую Орду, ставшую предтечей Российской империи.

Библиографическийсписок литературы
1.    БарабановО. Н. Третейский суд в генуэзском сообществе XV в.: Судебная практикаБартоломео Боско // Причерноморье в Средние века. Вып. 4.  СПб., 2000.
2.    ВернадскийГ. В. Что дали России монголы//Родина.-1997.- № 3-4.
3.    ГрековБ. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М., 1998. Вернадский Г. В.История России: Монголы и Русь. – М., 2000.
4.    ГригорьевА. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века изВенеции. — СПб., 2002.
5.    ГумилевЛ.Н.  Древняя Русь и великая степь.- М., 1992.
6.    ЕгоровВ.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. – М.: Издательство «Знание»,1990.
7.    ОстровскиД. Монгольские корни российских государственных учреждений // Американскаярусистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси:Антология. — Самара, 2001.
8.    СкрынниковаТ. Д. Судопроизводство в Монгольской империи // Altaica VII. — М., 2002.
9.    СоловьевК. А. Эволюция форм легитимности государственной власти в древней и средневековойРуси.// Международный исторический журнал. — 1999. -№ 2.- С.34-56. 
10.  Фахрутдинов Р.Г. Историятатарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник длясредних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000.
11.  Федоров-Давыдов Г.Ф.Общественный строй Золотой Орды.- М., 1993


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.