Реферат по предмету "Государство и право"


Государственная власть: понятие, признаки, структура

Содержание
 
Введение
Глава I Понятие государственной власти
§ 1 Государственная власть как разновидностьсоциальной власти
§ 2 Соотношение государственной власти игосударства
§ 3 Проблемы становления и укреплениягосударственной власти в Российской Федерации
Глава II Признаки государственной власти
§ 1 Признаки государственной власти
§ 2 Легализация и легитимация государственнойвласти
Глава III Структура государственной власти
§ 1 Структура государственной власти
§ 2 Принцип разделения властей
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Словосочетание« государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и внаучной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружитсятакже немало различий. Ученые выделяют много внимания, но вопросы огосударственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теориигосударства и права, однако в учебной литературе пока не получили должногоотражения. Между тем знание этих вопросов необходимо студентам как для болееглубокого усвоения самой теории государства и права, так и для последующегоизучения таких, например, дисциплин, как конституционное и административноеправо.
1)Актуальность темы высока, государственная власть необходима в управлениигосударством, обществом и т.д. и в любой сфере деятельности.
2) Предметомизученияявляется государственная власть.
3) Цельработы:раскрыть вопросы о государственной власти, для этого поставлены следующиезадачи:
1)   понятие государственнойвласти;
2)   признаки государственнойвласти;
3)   структура государственнойвласти.
4)Использованная литература: Курсовая работа написана на основе положенийКонституции Российской Федерации 1993 г., и действующего российскогозаконодательства.
Мы выбрали данную тему, так как считаем, что эта тема одна изсамых актуальных в настоящее время. Она раскрывает всю сущность государственнойвласти Российской Федерации, здесь мы можем детально ознакомиться с понятием,признаками, самой структурой, а также со многими интересующимися намивопросами.
 

Глава IПонятие государственнойвласти
 
§1 Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятиегосударственной власти
Прежде чем характеризовать государственную власть, необходимо датьопределение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общностилюдей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся напринуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более илименее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи,общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она —важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служитважнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, этосистемообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Подвоздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными,приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизньлюдей, делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в человеческих коллективахпроистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагаетразделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии,порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой, социальнаявласть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути«присвоения» чужой доли, многообразны, в связи с чем различаются множестворазновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая,военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная,власть организации над добровольно вступившими в нее членами.
Государственная же власть представляет собой особую разновидностьсоциальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственнаявласть» и «политическая власть».
Конечно, указанные понятия очень близкие, ибо политическаявласть, и государственная власть общественно необходимы, общественно значимы,обе суть публичная власть. Однако понятия — не тождественные. Государственнаявласть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всютерриторию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее вгосударстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранныхгосударств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия сгосударственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамкахкакой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределамигосударства в рамках международных организаций. Да и государственная властьпроявляется не только как политическая, но и административно-распорядительная,судебная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущимитолько ей.
Государственная власть, будучи по своей сущности социальной,публичной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различныеформы. В период своего зарождения (предыстории) она была анонимной, распыленнойсреди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев,регламентируя поведение человека. Позже приняла форму персонифицированной(индивидуализированной, личной) власти вождей, старейшин, царей, императоров,и, наконец — институциализированной, с опорой на институты власти.
И все же остановимся, прежде всего, на понятии государственной власти.В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи, с чемможно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти.
Например, одни в государственной власти видят определеннуюфункцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение междувластвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать своюволю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себеволю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д1[1].Но если вместе взять все представления о государственной власти, то можносказать, что государственная власть:
1)  распространяется на всеобщество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам,проживающим в данной территории);
2)  Носитпублично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решатьобщие дела);
3)  Опирается нагосударственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимодля достижения законных и справедливых целей);
4)  Осуществляетсяспециальными лицами (чиновниками, политиками);
5)  Устанавливает системуналогов;
6)  Организует население потерриториальному признаку;
7)  Характеризуетсялегитимностью и легальностью.
Итак, государственная власть в целом обладает верховенством вобществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальнойвласти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.
Государственная власть в институциональном выражении — это системаструктур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.
Государственная власть в процессуальном выражении — этоцеленаправленная управленческая деятельность (управляющее воздействие) всех органовгосударства по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечениюстабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.
§2 Соотношение государственной власти и государства
Теперьпоговорим о соотношении государственной власти и государства. Дело в том, чтопонятия «государственная власть» и «государство» очень часто отождествляют, непроводя между ними никакого различия. В то же время эти понятия нужноразличать, так как за ними стоят хоть и взаимосвязанные, но все же разныеявления.
Вотечественной науке вопрос о соотношении государственной власти и государстваотносится к числу малоисследованных и не имеет однозначного решения. Например,одни ученые, как только что было отмечено, отождествляют государственную властьи государство, исходя из того, что государственная власть как быматериализуется в органах государства и ими представлена. Другие полагают, чтогосударственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, гдевласть является содержанием, а государство формой. Третьи рассматриваютгосударственную власть в качестве признака государства. Четвертые считают, чтогосударство – это средство осуществления государственной власти. Пятыепредлагают проводить соотношение государственной власти и государства с учетомтого, что понимается под государством.
Последнийподход представляется наиболее предпочтительным, так как соотношениегосударственной власти и государства действительно будет зависеть от того, чтомы будем понимать под государством. В научной литературе государство принятотрактовать либо в широком, либо в узком смыслах. При этом под государством вшироком смысле понимается определенным образом организованное общество(государственно-организованное общество), а под государством в узком смысле –определенная организация, управляющая обществом.
Говоряо соотношении государственной власти и государства в широком смысле,государственную власть следует рассматривать в качестве неотъемлемойпринадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство вшироком смысле – это политико-территориальный союз людей, управляемыйгосударственной властью и находящийся под ее защитой.
Иначебудет выглядеть соотношение государственной власти с государством в узкомсмысле. Здесь государство рассматривается уже не в качестве определеннымобразом организованного общества, а в качестве определенной политическойорганизации, функционирующей в обществе. Эта организация выражена вразветвленной системе органов, которые олицетворяют собой государственнуювласть. Иначе говоря, государство в узком смысле – это определенным образоморганизованная публичная власть – государственная власть[2].В этой связи государственную власть, думается, надо рассматривать в качествесодержания государства, а органы государства в качестве ее внешней формы.Государство же (в узком смысле) будет представлять собой единство содержания(государственной власти) и формы (органов, в которых выражена государственнаявласть).
§ 3 Проблемы становленияи укрепления государственной власти в Российской Федерации
 
С обретениемРоссией самостоятельности началось становление постсоциалистическойгосударственной власти. Этот процесс идет трудно, противоречиво, сопровождаетсябольшими издержками, ибо новая государственная власть пока неудовлетворительновыполняет свои многочисленные функции. Почему?
Во — первых,не было обоснованной программы преобразования и общества, ни государственности.Обнародованная Президентом РФ Программа действий на 1996-2000 годы и человек,семья, общество, государство осталась значительной степени декларацией.Во-вторых, между прежней и создаваемой государственностью почти не сохранилосьисторической преемственности; по сути, произошло полное отрицание прошлого. Амежду тем стройная система Советов была неплохо приспособлена к управлениюкрупным государством другое дело, что Советы подменялись парт номенклатурой.Истинная политическая мудрость как раз и состояла бы в том, чтобысовершенствовать систему Советов, а не разрушать ее. Новая системагосударственного управления вряд ли качественно превосходит прежнюю: онагромоздка, ее звенья слабо скреплены системообразующими связями,государственные органы неуверенно взаимодействуют с органами местного самоуправления и т. д. Словом, подтверждается правило: кто много сил затрачивает наразрушение, у того их не хватает на созидание.
В-третьих,огромный вред обществу и государству причинили мифы правых либералов обавтоматическом оздоровлении нашей кризисной экономики с помощью рынка иобезличенного монетаризма. Обществу, народу была навязана ложная альтернатива:или прежняя государственно-директивная экономика, или так называемый чистый,независимый от государства рынок. Эта губительная для страны альтернативапослужила принижению роли государственной власти, ее ослаблению.
В-четвертых,не была разработана научно обоснованная кадровая политика формированиягосударственного аппарата. На первых порах в государственном аппарате местастарой номенклатуры часто занимала такая же номенклатура, но более низ когоранга. К рычагам власти пришло также немало ‘“новых демократов” — нередкосамоуверенных дилетантов, далеких от жизни и готовых проводить самыесомнительные эксперименты.
В-пятых,катастрофический спад промышленного и сельскохозяйственного производства,массовое обнищание населения существенно подорвали экономическую и социальнуюосновы российской государственной власти, до крайности ослабили государственноеуправление.
Вот ужечетыре послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации посвященыпроблемам российской государственности, но кризис ее пока неуклонноуглубляется. В мартовском послании “Порядок во власти — порядок в стране”1российская государственная власть подвергнута жесткой критике: “Безволие иравнодушие, безответственность и некомпетентность в решении государственныхпроблем — так сегодня оценивается российская власть… Она скорее суетится, чемуправляет. Чаще имитирует деятельность, чем действует. Именно власть обязанасмягчать издержки преобразований. Мы этого не сделали”.
Только вотнепонятно, почему российская власть стала такой и кто в этом виноват. Президентсчитает, что значительная доля вины лежит на тех руководителях предприятий, «которыене могут организовать работу в новых условиях и не хотят этому учиться”.
Укреплениероссийской государственной власти — требование времени, неотложнаянеобходимость. В этом заинтересованы общество, все партии и политическиедвижения, общественные организации и ветви власти. Только в активном и сильномгосударстве они могут рассчитывать на гарантированную реализацию своихинтересов, а органы государства — направить свою энергию на благо народа.
Сильная,активно функционирующая государственная власть — важнейшее условие выходастраны из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без нее неутвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены всеформы собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, невозродятся российская наука, куль тура, не установятся справедливость инравственность. Лишь сильная государственная власть способна вести успешнуюборьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие.Прочное и могучее Российское государство — самый надежный и реальный гарантстабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособностистраны, поддержания мира в мировом сообществе.
“Толькосильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить их эффективноеисполнение, в состоянии выполнить свои обязанности: дать гарантии дляактивности сильных и достойно поддержать слабых, обеспечить развитие культуры,образования и науки, реформировать Вооруженные Силы, стать естественным инадежным центром интеграции для партнеров по СНГ, отстоять российскиенациональные интересы”, — именно так Президент в своем послании ФедеральномуСобранию сформулировал основную задачу государства[3].
Проблемыукрепления российской государственности и остроактуальны, и весьма сложны.Здесь мы затронем лишь некоторые их аспекты.
Во-первых, необходимо выяснить и устранить причины и условия,вызвавшие ослабление государственной власти. В частности, без оздоровленияэкономики, усиления начал социальной справедливости все пути укрепления властибудут, пожалуй, закрыты.
Во-вторых, требуется вернуть государственной власти, ее органамдоверие народа. В последние годы органы государства, и прежде всего высшие,бездарно теряли доверие народа, вследствие чего ослабевала их социальнаялегитимность и поддержка. И только когда возмущение широких народных массприняло угрожающие размеры, лишь тогда в высших эшелонах власти сталиприниматься, хотя и не всегда адекватные, ответные меры. В своем февральском 1998г. послании Федеральному Собранию РФ Президент как аксиому отметил, что подъемв России невозможно обеспечить без эффективной власти, работающей на принципахслужения обществу, а не самой себе. Ответственность за общее дело он возложилне только на Президента и Правительство, но и на депутатов, судей,руководителей органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления[4].
В-третьих, давно назрела необходимость в разработке программыгосударственного строительства. При ее разработке надо учитывать, чтопервоосновой российской государственности были и остаются державность,народность, духовность, патриотизм и ведущая роль русского народа в управлениигосударством.
Эффективность функционирования государственной власти во многомзависит от профессионализма работников государственного аппарата. Постоянноесовершенствование государственного аппарата — объективная потребность времени.Чтобы оправдать свое назначение, качественно выполнять свои функции, госаппаратпризван действовать четко, обеспечивать квалифицированное и своевременноерешение всех вопросов, отнесенных к его ведению.
Хорошо отлаженный государственный аппарат является итогомкропотливой работы по его рационализации, нахождения оптимальных структуруправления, устранения излишних звеньев, улучшения организации и техническогооснащения управленческого труда.
Наука и практика выработали следующие меры по совершенствованиюгосударственного аппарата: 1) сокращение государственного аппарата и расходовна его содержание с целью обеспечения оптимального численного соотношения междууправляющими и управляемыми (с учетом того факта, что госаппарат имееттенденцию к самовозрастанию); 2) повышение ответственности должностных лиц запорученное дело, выработка такого стиля работы, в котором сочетались быкомпетентность, дисциплинированность и смелая инициатива; 3) созданиенормативной и стимулирующе-организационной основы для повышения квалификации иоценки труда государственных служащих; 4) точная и четкая правовая регламентациякомпетенции, функций каждого органа, его внутренних подразделений; 5) внедрениенаучной организации управленческого труда; 6) установление оснований ипроцедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответственностигосударственных служащих; 7) усиление контроля и проверки исполнения, всемерноеукрепление исполнительской дисциплины; 8) введение антикоррупционных механизмов(строго обязательная декларация доходов и контроль за чрезмерными расходамигосударственных служащих, их аттестация и конкурсный отбор и др.).
В мартовском 1997 г. послании Президента РФ Федеральному Собраниюговорится: «Настоящим бичом остается необоснованное раздувание штатов. С1991 г. общая численность государственного аппарата возросла в полтора раза.Особенно это проявляется на региональном уровне»[5].Разбухание государственного аппарата — это верный признак его загнивания,бюрократизации, снижения уровня государственного управления. С 1991 г. объемпромышленного и сельскохозяйственного производства снизился в стране более чемна 50%, а численность государственного аппарата возросла в полтора раза. Этоозначает, что бал здесь правит стихия.
Крайне неэффективным остается контроль за качеством управления, заисполнительской дисциплиной, хотя в стране существует множество ведомственных ивневедомственных контролирующих органов. Это и не удивительно. Историческаяпрактика давно доказала, что контроль государственных органов загосударственными органами, как правило, не может быть действенным, поскольку иконтролирующие, и подконтрольные органы подвержены аппаратным болезням —бюрократизации, безответственности, коррупции. В нашей стране аппаратисполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектовФедерации выведен из-под контроля и представительных органов, и народа. Отсюда — невиданный разгул коррупции, чиновничьего произвола.
В качестве позитивных тенденций, помогающих сохранить оптимизм иувидеть перспективы укрепления российской государственности, можно отметитьследующие моменты: во-первых, хотя непоследовательно и медленно, но идетреализация конституционных положений о становлении судебной власти в стране,создаются организационно-правовые институты защиты прав человека и гражданина;во-вторых, государство все активнее пытается воздействовать при помощи правовыхсредств на экономику страны; в-третьих, конституируются новые формыполитического согласования властных структур(консультации, круглые столы); в-четвертых, все более динамичным, научно обоснованным и социально значимымстановиться законодательный процесс на федеральном и региональном уровнях.

Глава IIПризнаки государственнойвласти
 
§1 Признаки государственной власти
Вгосударственной власти имеются свои отличительные черты- признаки. Во-первых, государственнаявласть, как и любая власть, – это способность или возможность при помощикаких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться илиуправлять кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чащевсего определяется власть. И хотя ее иногда отождествляют с государственнойвластью, рассматривая в качестве либо политического господства, либо системыгосударственных органов, либо облеченных властными полномочиями государственныхслужащих, власть, тем не менее, понятие достаточно широкое, поскольку этимпонятием охватываются самые разные виды власти, включая и государственную.
Во-вторых,государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. властиобщественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях междулюдьми. Как разновидность социальной власти государственная власть – этоспособность или возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а наповедение людей, распоряжаться или управлять не вообще кем-то, а людьми и ихобъединениями, подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей.
В-третьих,государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носитнечастный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество вцелом, на всех его членов и все их объединения.
Нередкогосударственную и публичную власть отождествляют, полагая, что публичная власть– это и есть власть государственная. Между тем государственная власть – неединственная разновидность публичной власти. К последней следует отнести, например,власть первобытного общества, которая тоже носила всеобщий, всенародныйхарактер, являлась властью всего общества и распространялась на всех егочленов. Поэтому не случайно отдельные государствоведы предпочитают называтьгосударственную власть особой публичной властью или публичной властью особогорода. Но так или иначе государственная власть – это власть публичная, в связи,с чем ее нужно рассматривать как способность или возможность осуществлятьуправление, руководство обществом.
В-четвертых,государственная власть – это власть политическая. Ее политический характервыражается в том, что она является властью государства, организацииполитической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе,разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.
Внаучной и учебной литературе государственную и политическую власть частоотождествляют, подчеркивая, что политическая власть – это и есть властьгосударственная. Определенные основания для такого отождествления существуют,поскольку политическая власть первоначально возникает как властьгосударственная, и долгое время пребывает только в этом качестве. Связано это стем, что государство явилось исторически первой политической организацией,просуществовавшей в единственном числе достаточно длительное время. Однакопостепенно в обществе сформировались и другие политические организации(например, политические партии), власть которых тоже приобрела политическийхарактер. Поэтому государственная и политическая власть – это, какпредставляется, не совсем одно и то же, поскольку кроме государственнойсуществуют и могут существовать другие формы политической власти. Однако внезависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной иполитической власти, государственная власть всегда была и остается властьюполитической, исходя из чего, ее следует рассматривать как способность иливозможность осуществлять политическое руководство обществом.
В-пятых,государственная власть – это легитимная власть. Легитимность государственнойвласти, как принято считать, выражается, прежде всего, в признании этой властинаселением страны в качестве публичной. Поскольку государственная властьявляется властью общества, общество, население страны должно признавать этувласть в качестве таковой, считать ее своей властью и подчиняться ей. В случае,если общество не признает существующую государственную власть, отвергает ее,эта власть не имеет права на дальнейшее существование и должна быть замененадругой государственной властью. Поэтому государственная власть должна иметькредит доверия у населения.
В-шестых,государственная власть – это власть территориальная. Как и государство, онадействует только в пределах территории страны. При этом центральная властьдействует в пределах всей территории страны, региональная – в пределахтерритории соответствующего региона (например, в пределах территории субъектафедерации), местная – в пределах территории соответствующихадминистративно-территориальных образований (города, района, села и т.д.).
В-седьмых,государственная власть – это суверенная власть, власть, обладающаясуверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенствевнутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляетсяв том, что государственная власть как бы возвышается над любой другойсоциальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, вслучае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить.Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что толькоона может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто наэтой территории проживает или находится. Независимость же государственнойвласти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международногохарактера.
В-восьмых,государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощиразличных, в том числе и специальных, средств и методов. Государственнаявласть, как и любая власть, может осуществляться, используя самые различныесредства и методы. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология,религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственнаявласть располагает и своими, специальными средствами и методами, которых нет ниу одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществлениягосударственной власти относятся органы государства, в своем единствеобразующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правилаповедения, установленные или санкционированные государством. К специальнымметодам осуществления государственной власти относятся разнообразные методыгосударственного принуждения, вплоть до применения физического насилия иподавления.
§2 Легализация и легитимация государственной власти
 
Легализация государственной власти. Законы, иные нормативныеакты, издаваемые от имени государственной власти, легализуют (от латинскогослова «lex»), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, незаконнымите или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь самагосударственная власть тоже нуждается в легализации.
Легализация государственной власти — это юридическое провозглашениеправомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Вобычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всегоконституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как КонституцияРоссии 1993 г., легализовавшая ту государственную власть, которая сложиласьпосле фактического роспуска двухсоставного парламента (Съезда народныхдепутатов и Верховного Совета). Легализация может осуществляться также путемпринятия конституции избранным народом Учредительным собранием или парламентом.Конституции закрепляют основы общественного и государственного строя, порядоксоздания и систему органов государства, методы осуществления государственнойвласти, делая их легальными, законными.
Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий,порядок деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами(например, законы о выборах парламента и президента, законы о правительстве, осудебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениямисудов (например, Конституционного суда и других судов, рассматривающих споры ополномочиях между органами государства) и т.д.
Легализация государственной власти — понятие юридическое.Обоснование властных полномочий в данном случае коренится в юридических актах,хотя бывают такие конституционные акты, которые легализуют (на деле, тольковнешне) антинародную, антидемократическую, террористическую, государственнуювласть. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственнойвласти, меру ее легализации, необходимо учитывать не только внешние признаки(например, наличие или отсутствие конституции, иного основного закона,определяющего пределы государственной власти, основные права граждан), но и то,насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческимценностям и принципам права, в том числе международного права.
Государственная власть должна быть законной. Во-первых, должнобыть законным само ее происхождение (установление). Узурпация, захватгосударственной власти (как правило, это насильственное действие) незаконны,поскольку государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии спроцедурами конституции. Конституция России 1993 г. устанавливает, что «никтоне может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти илиприсвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (п. 4 ст.3). Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государствевласть не может осуществляться без непосредственного участия народа, например,путем выборов важнейших органов, и если в стране в течение многих лет нетизбранного парламента и президента (правит страной лицо, провозглашенноепрезидентом военным советом), отсутствуют представительные органы на местах,действуют чрезвычайные суды, организация такой власти не отвечает подлиннымпринципам легальности. В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственнойвласти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Вмешательствогосударственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободыличности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлиннойлегальности. Наконец, законными должны быть формы и методы деятельности государственнойвласти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами,основанными на признании общечеловеческих ценностей. Массовый терроргосударственной власти по отношению к населению страны, депортация целыхнародов, лишение большинства населения избирательных прав, преследованиеинакомыслящих и т.д. лишает государственную власть подлинной легальности.
Нарушение принципа легальности государственной власти предполагаетюридическую ответственность — политическую, уголовную, гражданскую. Она можетвыражаться в отставке высших должностных лиц, предании суду лиц, совершившихпопытку государственного, военного переворота (так бывает, правда, только вслучаях неудачных попыток), в смещении с должности (с возможностью преданиязатем суду) президента, других высокопоставленных должностных лиц зазлоупотребление властью, измену государству, в возмещении ущерба гражданам вслучае незаконного использования государственной власти ее различными органамии должностными лицами.
Легитимация государственной власти. В основе термина «легитимация»лежит корень того же латинского слова, что и при употреблении понятия«легализация», но первому термину придается иное истолкование. Это тожеузаконение, но узаконение не только правовое, главным образом не правовое,нередко не имеющее отношения к праву, наконец, иногда противоречащее правовымнормам. В отличие от прежнего толкования о легитимности монархических династийв современном понимании легитимность — это состояние не юридическое, а фактическое,не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимация государственнойвласти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойстволегитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовуюи моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, еедеятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиямобщества, народа. Легитимная государственная власть — это власть,соответствующая представлениям общества данной страны о должной государственнойвласти. Такие представления связаны, прежде всего, не с юридическими нормами, ас материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественнойжизни, с индивидуальной и общественной психикой людей, их коллективов.
В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага зависятот сохранения и поддержания данного порядка в обществе убеждение в том, чтотакой порядок выражает их интересы. Легитимация прямо связана с интересами людей,которые чаще всего оцениваются ими осознанно, по иногда имеют неосознанныйхарактер. Поскольку интересы людей и различных социальных слоев неодинаковы, ав силу ограниченных ресурсов и других обстоятельств (например, давление другихгрупп) государственная власть не может удовлетворить интересы всех членов ивсех слоев общества, она удовлетворяет интересы определенных групп общества итолько частично. Поэтому легитимация государственной власти, за редчайшимиисключениями, видимо, не может иметь всеобъемлющего характера. То, что являетсялегитимным для одних слоев населения, нелегитимно и противозаконно для других.Поэтому легитимность государственной власти оценивается обычно с точки зренияее соответствия интересам большинства населения, его представлениям о власти.Следствием легитимности государственной власти является ее авторитет унаселения, признание права управлять и соглашение подчиняться. Легитимностьповышает эффективность государственной власти, опирающуюся на большинствонаселения.
Легитимность государственной власти находит свое выражение в ееподдержке населением. Эта поддержка может выть выражена мыслями, чувствами, но,прежде всего действиями. Она находит свое выражение в результатах голосованияна выборах парламента, президента, других органов, в итогах референдумов, вмассовых демонстрациях населения, одобряющих те или иные мероприятияправительства, в массовых выступлениях населения в защиту государственнойвласти при попытках государственных переворотов. О поддержке государственнойвласти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения,анкетирование, проведение различных публичных мероприятий.
Наиболее отчетливой формой легитимации власти являются социальныеи политические революции, если они выражают подлинные интересы населения,свергая угнетательскую антинародную власть и утверждая новую государственнуювласть. Другое дело, что новая власть далеко не всегда оправдывает чаяниянарода.
Существуют несколько основных форм легитимации государственнойвласти[6]. Немецкийполитолог М. Вебер впервые выделил три из них, традиционную, харизматическую ирациональную. Первая форма связана с обычаями, традициями населения, нередко сособой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболееотчетливым примером является влияние обычаев и религии во многих мусульманскихстранах.
Харизматическая легитимность (харизма от древнегреческого — «божественный»)обусловлена особыми качествами выдающихся личностей, реже — их коллективов,которым приписываются качества, способные определять поведение людей. К числутаких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, силадуха и слова. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (АлександрМакедонский, Чингисхан, Наполеон и др.), а также Гитлер и др. Харизма можетбыть связана с определенной идеологией. Для укрепления харизмы широкоиспользуются ритуальные обряды (факельные шествия в фашистской Германии,парады, демонстрации в определенной униформе и с определенными знаменами,знаками и т.д.).
Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает илиотвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкоймероприятий этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги иобещания, они имеют сравнительно кратковременный эффект, хотя, например,обещания грядущего коммунистического общества, где люди будут трудиться поспособностям, а получать по потребностям, длительное время способствовалилегитимации государственной власти в странах тоталитарного социализма. Такойосновой является не имидж благодушного и мудрого правителя, часто даже несправедливые законы, а практическая работа органов государства на благо егонаселения, соблюдение руководителями государства, должностными лицамиустановленных для всех законов, а не создание привилегий для себя. Важноезначение имеет этичное поведение руководителей страны, других должностных лиц вобществе, открытый и честный диалог власти и политических партий, другихобщественных объединений граждан. Готовность власти к диалогу, умение выслушатьоппонента (а не просто стремление командовать и угрожать), понять аргументыдругих участников диалога, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влияниемэтих доводов имеет огромное значение для психологического воздействия нанаселение для легитимации государственной власти.

Глава IIIСтруктурагосударственной власти
 
§1 Структура государственной власти
 
Вопросо структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении, о техэлементах, из которых она состоит. Как представляется, структуругосударственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разныхточек зрения. Это позволит получить более глубокие представления о самойгосударственной власти и элементах, ее составляющих.
Преждевсего, рассмотрим структуру государственной власти с точки зрения структурывласти вообще. При этом мы отвлечемся оттого, что власть находится в постоянномдвижении, функционировании и будем рассматривать ее как бы в состоянии покоя, встатике. В научной литературе при таком подходе принято выделять дваструктурных элемента власти: волю и силу. Воля – определяющий элемент власти.Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека,коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать – значит претворять своюволю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственнаявласть – это тоже чья-то воля. В настоящее время считают, что это либо волянарода, либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.
Второйструктурный элемент власти – сила. Сила как бы подкрепляет волю, способствуетее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способнавоздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ееавторитете, в идеологическом воздействии, в принуждении, в насилии. Силагосударственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах,прежде всего в органах принуждения – армии, полиции и др. Когда авторитетагосударственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, вдействие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лицесоответствующих органов.
Иначебудет выглядеть структура государственной власти, если государственную властьрассматривать в динамике, в действии. Здесь государственная власть предстаетуже как определенное отношение, складывающееся между властвующими иподвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой волеподвластных.
Вструктуре государственной власти, если рассматривать государственную власть вдинамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы:субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методыосуществления власти.
Субъектывласти – этоносители государственной власти, те, кому может принадлежать государственнаявласть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальныеили национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чьюинтересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качествесубъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или егоорганы.
Объектывласти – этоподвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. Кобъектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения(организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Властеотношения – это отношения, которыевозникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления,реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет местопроявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, сдругой, подчинение объектов власти субъекту власти.
Средстваосуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессесвоего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется вжизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществлениягосударственной власти являются государственные органы (государственный аппарат)и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей властигосударство может использовать и другие средства, например, различныенегосударственные объединения, средства массовой информации, ту или инуюидеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То естьарсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьмаразнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец,методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственнаявласть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных.Традиционно государственная власть использует два основных метода – методубеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основанна использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека.Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную сразъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения,другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связанс психологическим, материальным или физическим воздействием государственныхорганов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действоватьпо воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит болеежесткий характер и выражается в применении организованной силы государства.Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, сбезусловным навязыванием ему государственной воли.
Структуругосударственной власти можно рассматривать и с других позиций. Например, сучетом принципа разделения властей, который нашел свое воплощение в практикемногих современных государств, в том числе и нашего, в структурегосударственной власти можно выделить такие элементы (ветви), как законодательнуювласть, исполнительную власть и судебную власть. С учетом территориальнойорганизации государственной власти можно выделить центральную (верховную)власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, иместную власть, действие которой ограничено территорией соответствующихадминистративно-территориальных образований. В государствах с федеративнымустройством кроме центральной (федеральной) и местной власти следует выделятьтакже региональную власть, т.е. власть субъектов федерации.
§ 2 Принцип разделениявластей
Принципразделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса одемократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условияхчрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как онреализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейшихпредпосылок продвижения Росси по пути демократии. Идеальных демократическихформ государственного режима в реальной действительности не существует. В томили ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержаниюметоды официального властвования.
Тем не менее,можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидностигосударственного режима. Органы государственной власти РФ строят свою деятельностьна принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав исвобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправнойузурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделениявластей. В Российской Федерации носителем законодательной власти ипредставительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властьюнаделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная властьреализуется посредством конституционного, гражданского, административного иуголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своихпредставителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизмаразделения властей. В действительности это не так. ПРЕЗИДЕНТ. ПрезидентРоссийской Федерации, будучи главой государства, является верховнымпредставителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни.На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществленияКонституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостностигосударства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями ипрерогативами. Но государственную работу вершит не один Президент. Ееосуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своеговедения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованностьдеятельности всех органов власти. Президент действует не как указующаяинстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или инойстепени участие в каждой из них. Президент Российской Федерации участвует восуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того,что его избирают путем прямых выборов.
Одно и то желицо не может занимать должность президента два срока подряд. В сферевзаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительныеполномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее вслучаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательнойинициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторногообсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Такимобразом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работупарламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. Аиздаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции иосновным законам. Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственногоуправления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлениюзаместителей председателя и федеральных министров, принимает решение оботставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительствовведен ряд запретов. Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначаетсяПрезидентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Думатрижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправесам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новыхвыборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарнуюситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличногопрезидентского правления. Конституция не допускает этого. Так, еслигосударственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такиесроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания непозднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течениекоторого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством,ограничен.
Поскольку, поКонституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, тотем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президентможет не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ейнедоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должныйэффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трехмесяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы,Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату.Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства. Механизм,заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможногоконфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большойсложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всякомслучае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управлениестраной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой ГосударственнойДумы. После выборов Президенту, так или иначе, придется считаться с результатамивыборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладаетбольшими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительнуювласти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвуетв деятельности всех государственных органов. Полномочия Президента. ПрезидентРоссийской Федерации определяет основные направления внутренней и внешнейполитики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил,осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводитвоенное положение, а при иных особых обстоятельствах — чрезвычайное положение.
Он решаетвопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственныедолжности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного,Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора РоссийскойФедерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента,назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командованиеВооруженных сил. В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства.Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но этоне значит, что глава государства свободен от следования предписаниямКонституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправныйхарактер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент).Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только вслучае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления.Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судомРФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выраженияимпичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинутьимпичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно. Важнейшейконституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей ипредупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остаетсямеханизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФподконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двухпалат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страныпутем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации,который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектовФедерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародногопредставительства является Государственная Дума, то именно на эту палатувозложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит правовыражения вотума недоверия. Государственная Дума единственный законодательныйорган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональнойоснове. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течениевсего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. Вст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельностиФедерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек ипротивовесов президенту и правительству. Так, например, без согласияФедерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшегозвена, Председатель Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает всевопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства:федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочияФедерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиленияисполнительной власти и Президента. ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. «Исполнительнуювласть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», —гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. Председатель Правительства РФ назначаетсяПрезидентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявленияпринципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придетсясчитаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагаеткандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. ПравительствоРоссийской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутреннейи внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочияПравительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственногобюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики[7].Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизмпарламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции вобщих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве.Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие.Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так иисполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам. Сильнаяисполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимныхсдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей всистеме государственных органов. Но эта тенденция государственно-правовогоразвития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общимтенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. Ксожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть.Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводствареализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление состороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальныегарантии судьи, как — то несменяемость, неприкосновенность, независимость ит.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствиятехнической и материальной базы.
ПоКонституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органамиявляются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,административным и иным делам (ст. 126). Высший Арбитражный Суд РФ являетсявысшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственнымиорганами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах,заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает спорымежду федеральными органами государственной власти России и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125)[8].В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Судараспространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган дляРоссии и ее граждан.
Принципразделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и втой или иной мере применяется в построении и функционировании государственныхинститутов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек ипротивовесов — одна из важных задач России. По общему правилу, вытекающему изразделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменятьдруг друга не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных закаждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительнойвласти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во- первых, усложнение иускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненноважным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть.Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламентав сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собойправительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезнымполитическим осложнениям.

Заключение
 
Рассмотрев понятие, признаки и структуру государственной власти,можно сделать вывод, что государственная власть в целом обладает верховенствомв обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальнойвласти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.
Она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство натерритории России, высшую юридическую силу Конституции РФ и федеральных законовв любой точке страны и для всех граждан, юридических лиц. Благодаря этому,властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых иконтролируемых государственной властью.
Характерными признаками государственной власти являются то, что:
• онараспространяется на все общество;
• носитпублично-политический характер;
• опираетсяна государственное принуждение;
• осуществляетсяспециальными лицами (политиками и т.п.);
• действуетсистема налогов;
• населениеделится по территориальному признаку;
• ейприсущи легитимность, легальность и т.п.
• государственнаявласть всегда авторитетна.
В динамичном рассмотрении государственной власти, можно сказать,что в структуре преобладают следующие элементы: субъекты власти, объектывласти, властеотношения, средства и методы государственной власти. Если жерассматривать государственную власть в состоянии покоя, в статике, можновыделить два структурных элемента: волю и силу.
Достоинства государственной власти является то, что она способнауправлять обществом, вносить в него организованность и порядочность.Недостатками можно рассматривать универсальность и прерогативу государственнойвласти т.к. благодаря этим качествам государство может монополизировать всесферы управления обществом.
 

Список использованнойлитературы
1.   Правоведение/Подред. проф. М.Б.Смоленского, Серия «Высшее образование».-4-е изд., перераб. идол.- Ростов н/Д:«Феникс»,2005
2.   //Парламентская газета- декабрь 1999г.
3.   //Российскаягазета- декабрь 1997г.-№260
4. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. – М.1999.
5.Ачкасов В.А., ЕлисеевС.М., Ланцов С.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М.,1996.
6. См.: Алексеев А.С. Кучению о юридической природе государства и государственной власти. М.1994.
7. Малый А.Ф.Государственная власть как правовая категория // Государство и право. — 2001..
8.   МатузовН.И. Теория государства и права: Учеб. — М.: Юристь, 2004.
9.   МатузовН.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристь,2004.
10. МорозоваЛ.А. Функции Российского государства на современном этапе //Государство иправо. — 1993. — №6.
11. Политология: Курслекций. /Под ред. М.Н. Марченко. — М., 1993.
12. Протасов В.Н. Теорияправа и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы.-М.: Новый юрист, 1999.
13. Чиркин В.Е.Государствоведение: Учебник. — М.: Юристъ, 1999.
14. ЧетвернинВ.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства:Учеб. пособ.- М.: Дело, 1997.
15. ШеруговР.Т. Теория государства и права: Учеб. пособ.- М.: ЭЛЬФА,2000.
16. Яковлев В.Ф.Экономика. Право. Суд. Проблемы теории и практики. // Государство и право. №5.2004.
17. Ячменев Ю.В. Нетрадиционныеподходы в общей теории права: критический анализ. // Правоведение. №1. 2002.
18. Ячменев Ю.В.Юридическая ответственность и ее виды в современной учебной литературе:критический анализ. // Правоведение. №1.2001.Нормативные акты.
1.   Конституция РоссийскойФедерации. / Федеральный закон Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2.  Гражданскийкодекс Российской Федерации Часть первая / Федеральный закон РоссийскойФедерации от 30 ноября 1994 г. (с доп. и изм. от 3 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994.- № 21 — Ст. 2865
3.  УказПрезидента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 23 декабря 2005 г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.