Реферат по предмету "Государство и право"


Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Контрольная работа
«Выявлениеи устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства.Усыновление»

Введение
Воспитаниеподрастающего поколения – это не только задача семьи, это и одна из важных исложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразныхсредств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечениянадлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежитсемейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, аодним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересовнесовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В последнеевремя в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся безпопечения родителей. В 2007 г. Их общее количество составило более 700тыс. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей врезультате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социальногосиротства, т.е. являются сиротами при живых родителей. Основными причинамиувеличения числа детей – сирот при живых родителях являются падение социальногопрестижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональныеконфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущихасоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихсябез попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важноезначение.

1.Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
СогласноСемейному Кодексу Российской Федерации основаниями (причинами) утраты детьмиродительского попечения являются:
– смертьродителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правахили признание родителей судом недееспособными;
– уклонениеродителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числеотказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебныхучреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичныхучреждений;
– длительноеотсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины.[1]
Основанное наположениях СК РФ законодательное определение понятий «дети-сироты» и «дети,оставшиеся без попечения родителей» дано Федеральным законом «О дополнительныхгарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей». В нем установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте довосемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети,оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до восемнадцати лет,которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи сотсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестноотсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях,объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющихнаказание в виде лишения свободы, уклонением родителей от воспитания детей илиот защиты их прав и интересов и иных случаях признания ребенка оставшимся безпопечения родителей в предусмотренном законом порядке.
СК РФопределено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей,утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органыопеки и попечительства. Указанная обязанность органов опеки и попечительствапредполагает выполнение ими следующих функций:
1 выявление иучет детей, оставшихся без попечения родителей;
2 избраниеформ устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утратыпопечения родителей;
3осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания иобразования детей.
Органамиопеки и попечительства являются органы местного самоуправления – избираемыенепосредственно населением и (или) образуемые представительным органоммуниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями порешению вопросов местного значения, не входящие в систему государственнойвласти. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городскихи сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и навнутригородских территориях городов федерального значения.
Функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереопеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ. Всубъектах РФ соответствующая методическая помощь органам опеки и попечительстваоказывается управлениями образования субъектов РФ.
СК РФустанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки ипопечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей,оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и напосредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку(попечительство) или на воспитание в семью.
Несмотря нато, что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению иустройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менееони обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях,если они стали им известны.[2] Главнымобразом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях по месту обучениянесовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения ихродителей, в жилищных органах по месту проживания несовершеннолетних детей и ихродителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи сзаключением под стражу родителей, а также в органах загса по местугосударственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или ихрождения. Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попеченияродителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся безпопечения родителей.
Органы опекии попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей,обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, сцелью, в частности, проверки достоверности поступившее информации об утратедетьми попечения родителей.
Дети,оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены изарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных одетях, оставшихся без попечения родителей.
Государственныйбанк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – это совокупностьинформационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ и на федеральномуровне, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора,обработки, накопления, хранения, поиска, предоставления гражданам, желающимпринять детей на воспитание в сои семьи, документированной информации о детях,оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание всоответствии с законодательством РФ.[3]
На основаниисообщений органов опеки и попечительства региональным оператором формируетсярегиональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей ипроживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дняпоступления указанных сведений региональный оператор организует устройстворебенка в семью граждан, проживающих на его территории. При отсутствии такойвозможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральномуоператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попеченияродителей, которым формируется федеральный банк данных о детях, оставшихся безпопечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенкана воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
Основаниемпрекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, вгосударственном банке данных о детях являются следующие юридические факты:
– устройстворебенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;
– возвращениеребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;
– достижениеребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретениетаким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;
– смертьребенка, оставшегося без попечения родителей.[4]

2. Формыустройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей
Семейныйкодекс Российской Федерации (ст. 123) закрепляет четыре реальносуществующие формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, ипредусматривает интересы детей.
Ксуществующим формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей,относятся:
– усыновление(удочерение);
– передачапод опеку или попечительство;
– передачана воспитание в приемную семью;
– устройстводетей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальнойзащиты населения и другие аналогичные учреждения, включая детские домасемейного типа.
Приоритетнойформой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передачаребенка на воспитание в семью. В целях максимального обеспечения использованияданной формы в законе закреплена обязанность руководителей учреждений, вкоторых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сообщить в органыопеки и попечительства сведения о возможности передачи ребенка на воспитание всемью в течение семи дней со дня, когда им стали известны такие сведения.
Одной из формвоспитания в условиях семьи детей, оставшихся без попечения родителей, являютсядетские дома семейного типа, которые создаются в организационно-правовой формевоспитательного учреждения по решению органа исполнительной власти субъекта РФили органа местного самоуправления.
Детский домсемейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять навоспитание не менее 5 и не более 10 детей, с учетом мнения всех совместнопроживающих членов семьи, в т.ч. родных и усыновленных детей. Дети, достигшие10 лет, должны давать свое согласие. Общее количество детей в детском доме семейноготипа не должно превышать 12 человек.
На воспитаниев детском доме семейного типа передаются дети от рождения до 18 лет. Срокпребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре,который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительстваребенка и детским домом семейного типа.
Ребенок,переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся емуалименты, пенсии, другие социальные льготы и гарантии, установленныезаконодательством РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей.
При выбореформы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, должныучитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религиии культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании иобразованию. Учитываются также и другие интересы ребенка.
Согласно п. 2ст. 123 СК РФ, до устройства детей, оставшихся без родительскогопопечения, в семью или соответствующее учреждение обязанности опекунов ипопечителей детей временно исполняют ораны опеки и попечительства.[5]
3.Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей
Согласно СКРФ усыновление или удочерение являются приоритетной формой устройства детей,оставшихся без попечения родителей.
Именноусыновление позволяет в наибольшей степени обеспечить права и интересы ребенка,оставшегося без родительского попечения, и прежде всего право ребенка жить ивоспитываться в семье.
С другойстороны, усыновление является одновременно правообразующим и правопрекращающимюридическим фактом. В результате усыновления между усыновителем и егородственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой, возникаютличные неимущественные и имущественные права и обязанности, как междуродственниками по происхождению.
В-третьих,усыновление представляет собой семейное правоотношение между усыновителем иусыновленным, которое по содержанию эквивалентно родительскому правоотношению.
В-четвертых,усыновление является одним из институтов семейного права, представляющихсовокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественныеотношения, возникающие в связи с усыновлением.
Основнойцелью усыновления является обеспечение семейного воспитания детей, оставшимсябез родителей, что гарантирует оптимальную защиту их законных прав и интересов.В соответствии с СК РФ особо подчеркнуто, что усыновление допускается только винтересах детей.
Особо следуетподчеркнуть, что усыновление – это сложный социально-правовой институт. Помимообеспечения интересов детей, усыновление позволяет обрести радость материнстваи отцовства лицам, не имеющим собственных детей. Таким образом, институтусыновления удовлетворяет человеческие потребности и интересы усыновителей.
Субъектамиотношений по усыновлению выступают усыновители и усыновленные.
В РФ возможноусыновление только несовершеннолетних детей и только в их интересах.Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только висключительных случаях, когда это отвечает интересам детей.
Учет детей,подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей,оставшихся без попечения родителей: он подразделяется на первичный,региональный и федеральный и производится соответственно органами опеки ипопечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ иМинистерством образования и науки РФ.
Органы,уполномоченные законом осуществлять подбор и передачу детей на усыновление немогут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
Приусыновлении необходимо обязательное личное участие лиц, желающих усыновитьребенка, но это не лишает их права привлекать представителей и пользоватьсяуслугами переводчика.
Усыновителямимогут быть совершеннолетние лица обоего пола. Исходя из цели усыновления –обеспечить ребенку надлежащее семейное воспитание и всестороннее гармоничноеразвитие – усыновителями не могут быть:
– лица,признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
– супруги,один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
– лица,лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
– бывшиеусыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
– лица,которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
– лица,которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемомупрожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которогопроживают усыновители;
– лица,не имеющие постоянного места жительства, а так же жилого помещения, отвечающегоустановленным санитарным и техническим требованиям;
– лица,имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизниили здоровья гражданина.
Всоответствии с действующим законодательством, усыновление детей в РФпроизводится в судебном порядке.
Усыновлениепроизводится судом по заявлению лиц (лица), желающего усыновить ребенка.Заявление об установлении усыновления ребенка подается гражданами РФ, желающимиусыновить ребенка, в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка.Граждане РФ постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица безгражданства подают заявление об усыновлении ребенка – гражданин РФ в Верховныйсуд республики, краевой суд, суд города федерального значения, суд автономнойобласти или суд автономного округа по месту жительства усыновляемого ребенка.
К заявлениюоб установлении усыновления ребенка должны быть приложены:
– копиясвидетельства о рождении усыновителя – при усыновлении ребенка лицом, несостоящим в браке;
– копиясвидетельства о браке усыновителей при усыновлении ребенка лицами, состоящими вбраке;
– приусыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ,подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживаютсовместно уже больше года;
– медицинскоезаключение о состоянии здоровья усыновителей;
– справкас места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларациио доходах или иной документ о доходах;
– документ,подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности нажилое помещение;
– документо постановке на учет в качестве кандидата в усыновители.
Послепринятия заявления об установлении усыновления судья при подготовке дела ксудебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по местужительства или нахождения усыновляемого представить в суд заключение обобоснованности усыновляемого представить в суд заключение об обоснованностиусыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указаниемсведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым ребенком.
Дела обустановлении усыновления рассматриваются в закрытом судебном заседании собязательным участием самих усыновителей, представителя органа опеки ипопечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет.
Суд в течениетрех дней со дня вступления в законную силу решения суда направляет выписку изнего в орган загса по месту вынесения решения. Усыновление подлежитгосударственной регистрации актов гражданского состояния. Государственнаярегистрация усыновления ребенка производится органом загса по месту вынесениярешения суда об установлении усыновления или по месту жительства усыновителейпо устному или письменному заявлению усыновителей на основании решения обустановлении усыновления, вступившего в законную силу. Государственнаярегистрация усыновления производится посредством составления записи акта обусыновлении, на основании которой выдается свидетельство об усыновлении.
В СК РФзакреплен рая условий, необходимых для усыновления ребенка:
– согласиеродителей на усыновление ребенка;
– согласиеопекунов, приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятсядети, оставшиеся без попечения родителей;
– согласиеусыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет;
– разницав возрасте не менее 16 лет между усыновляемым м усыновителем, не стоящим вбраке.[6]

Заключение
Такимобразом, выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей,относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Толькоони решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна бытьустроена судьба ребенка. Поэтому даже суд, например, лишая родителейродительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передаваядетей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос оконкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.
Доопределения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать вспециализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальнойреабилитации.
Усыновлениеявляется одним из самых старейших правовых институтов и существует во всехсовременных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная формаустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Такимобразом, под усыновлением понимается юридический акт, в результате которогомежду усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, иусыновленным ребенком – с другой, возникают такие же права и обязанности, какмежду родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

Списокиспользуемой литературы
Нормативно-правовые акты
1 Конституция РоссийскойФедерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) //Рос. Газ. – 25.12.1993. – №237.
2 Федеральный закон от16.04.2001 г. №44-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственном банке данныхо детях, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 15.03.2001) //Рос. Газ. – 20.04.2001. – №78.
3 Семейный кодекс РФ от29.12.95 г. №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (в ред. от 30.06.2008 г.)(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09. 2008) // СЗ РФ. – 01.01.1996. –№1. – ст. 16.
4 Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №183-ФЗ (принят ГД ФСРФ 23.10.2002) (ред. от 25.11.2008) // СЗ РФ. – 18.11.2002. – №46. – ст. 4532.
Литература
1 Муратова, С.А. Семейноеправо: Учебник 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 448 с.
2 Пчелинцева, Л.М. Семейноеправо России: учебник/ Л.М. Пчелинцева. – 5 – е изд., перераб. – М.:Норма, 2008. – 704 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.