Реферат по предмету "Государство и право"


Виды эмоциональных состояний, существенно влияющих на поведение обвиняемых в криминогенной ситуации

Виды эмоциональных состояний, существенно влияющих наповедение обвиняемых в криминогенной ситуацииРигидность как личностная черта и ее криминологическиеаспекты
В отечественной психологии ригидность изучалась мало. Междутем некоторые исследования показывают, что среди преступников ригидностьвыражена значительно больше, чем у законопослушных граждан. Выборочноеэмпирическое исследование репрезентативной группы преступников с помощью ММР1(проведенное В.В. Гульданом и Ю.М. Антоняном) показало, что ригидность (6-яшкала) наряду с импульсивностью (4-я шкала) и социально-психологическойизоляцией, отчужденностью относятся к числу самых характерных черт личностипреступника. Они наиболее часто встречаются у лиц, совершающих грабежи, разбои,изнасилования, убийства. В психологии ригидность понимается как неспособностьличности изменять свое поведение в соответствии с изменением ситуациями — какприверженность к одному и тому же образу действия, несмотря на то, что внешниеусловия стали другими. Ригидность предполагает и застреваемость аффекта,фиксацию на однообразных объектах, неизменность их эмоциональной значимости. Ригидностьчасто связана с подозрительностью, злопамятностью, повышенной чувствительностьюв межличностных отношениях. В конце 40-х — начале 50-х годов нашего столетия происходитраздвоение понятия «ригидность»: с одной стороны, выход в теориюличности, а с другой — в сторону теории состояний (тревога, стресс). Б. Ф.Березин и соавторы пишут, что после того, как форма поведения, выражающаяэмоции, реализуется, эмоция угасает. Нейтрализованная эмоция обычно угасает стечением времени. Если у испытуемых такое угасание происходит значительномедленнее, чем у большинства индивидуумов, неотреагированный аффект немедленновозникает вновь при одной мысли о вызвавшей его ситуации, несмотря наотсутствие ситуации, подкрепляющей переживания. Ригидность очень часто связанас тревожностью, и именно их взаимодействие приобретает значительнуюстимулирующую силу в преступном поведении. К. Леонгард отмечает, что привысокой степени застревания наблюдается такая черта, как подозрительность. В товремя как оправдываемая подозрительность (ревность) не идет дальше данногослучая, подозрительность застревающей личности носит всеохватывающий характер,поскольку она порождается не конкретными внешними обстоятельствами, а коренитсяв психике самой личности. Поэтому о подозрительности как свойстве психики можноговорить только при наличии общей настроенности недоверия, распространяющейсяна любые области и отношения. Аффекты большой силы обнаруживают тенденцию кзастреванию, постепенно поглощают мысли больного, что приводит к появлениюсверхценных и даже бредовых, параноических идей. Вне области психиатрииразвитие почти бредового характера можно наблюдать, в первую очередь, в связи сревностью. По наблюдениям Б. Ф. Березина и др., сочетание присущей ригиднымличностям сензитивности, восприимчивости с тенденцией к самоутверждениюпорождает подозрительность, критическое или презрительное отношение кокружающим, упрямство, а нередко и агрессивность. Лица такого типа честолюбивыи руководствуются твердым намерением быть лучше и умнее других, а в групповойдеятельности стремятся к лидерству. Подобные стремления можно встретить упсихопатических личностей, возглавляющих преступные группы. Таким образом, ригидностьтесно связана с тревожностью, а во многих случаях порождается ею. Можнопредположить, что застреваемость аффекта, аффективная окраска окружающего мирав значительной степени обусловлены тревожностью как личностной чертой, т.е.беспокойством, неуверенностью в себе, своем положении, отношении к себе другихлюдей, в первую очередь тех, на которых, в основном, строится адаптация данногочеловека. Подозрительность ригидных личностей, как правило, отражаетнеблагоприятные ожидания, тревогу, боязнь отторжения от микросоциальногоокружения. Аффективные насильственные действия поэтому часто носят характерпсихологической защиты от действительного, а скорее мнимого,недоброжелательного, враждебного отношения. К аналогичным выводам приходят имногие другие авторы. Так, Г.В. Залевский считает, что для ригидных личностейхарактерны тревога и чувство вины, беспокойство, навязчивые сомнения,подавленное жесткое суперэго, недоверчивость, чувство неполноценности. Вместе стем Г.В. Заленский отмечает и такую черту ригидных личностей, как отчуждение исоциальная изолированность. Отчуждение и социальная изолированность ригидныхлиц особенно часто наблюдаются у преступников с психическими аномалиями. Так,ригидность как личностная черта присутствует в симптоматике некоторых формолигофрений, психопатий, органических заболеваний центральной нервной системы,остаточных проявлений черепно-мозговых травм. Ригидность присуща и лицам,страдающим неврозами и неврозоподобными расстройствами. Особый интереспредставляют патопсихологические свойства тех категорий преступников, длякоторых ригидность является наиболее характерной чертой. По данным Э.П.Котовой, ригидность оказывает влияние на поведение в момент принятия решения.Среди убийц имеется значительное число лиц, проявивших ригидные установки вкритической ситуации (75%), по сравнению с группой расхитителей, где этотпоказатель оказался значительно ниже (52%). По частоте применения характерныхспособов совершения преступления осужденные распределялись так: средирасхитителей подавляющее большинство применяло разнообразные комбинациипреступных способов или приемов. В группе насильственных преступниковнаблюдалась обратная тенденция: 90% лиц действовали стереотипно, пользуясьоднородными приемами. Таким образом, у насильственных преступников выработаласьустановка на преступный способ разрешения конфликта. Иными словами, у нихобразовалась ригидная операционная установка. Эта категория преступников неможет адекватно воспринять и оценить ситуацию, не может в должной мере корректироватьсвои действия в ответ на изменение ситуации, они чаще действуют шаблонно, привычнымстереотипным способом.
Однако происхождение и формирование ригидности как личностнойчерты исследованы недостаточно. Так, существует гипотеза (Сарбина), согласнокоторой неспособность к перемене роли является результатом фиксации на одной изпредыдущих стадий развития «Я». По мнению многих авторов, например Кэттела,ригидность стоит в одном ряду с тираничностью, мстительностью ипротивопоставляется покладистости, дружелюбию, адаптивности. Нампредставляется, что ригидность как черта личности тесно связана с биологическимрождением человека, в частности со второй базовой перинатальной матрицей поГрофу, что соответствует второй клинической стадии родов — периоду схваток. Вэтих случаях человек как бы заключается в рамки каких- то очень жесткихпредставлений, правил, отношений. В положительном аспекте такой индивидуумбудет очень целеустремленной личностью, способной добиваться своей целинесмотря ни на что, любыми путями. При ярко выраженной ригидности, еслиокружающая действительность не согласуется с представлениями, целями такогоиндивида, он будет склонен к развитию таких черт характера, какподозрительность, склонность к обдумыванию своих действий и действий окружающихего людей, в связи с чем у него может наблюдаться рост тревожности иагрессивности. Такой человек может длительно переживать свои успехи илинеуспехи, что способствует развитию пролонгированных аффективных реакций.Ригидные лица, проявляя стойкую приверженность к определенным способамповедения, осложняют тем самым общение, что приводит к развитию дезадаптации. Улиц с психическими аномалиями ригидность приводит к еще более тяжкимпоследствиям, так как набор субъективных возможностей к адаптации у них в целомхуже и беднее. Многие из них активно отталкиваются средой, что во многомдетерминирует проявления противоправных действий с их стороны. Ригидное, илипаранойяльное, развитие личности (сутяжное, ипохондрическое, с идеями ревности,изобретательства, реформаторства, религиозного содержания) наблюдается приразличных формах психопатий: паранойяльной, возбудимой, тормозимой иистерической. В сутяжном варианте паранойяльной психопатии и паранойяльногоразвития личности обнажаются мотивы психопатической самоактуализации, которыелегко обнаруживаются в ситуациях, ущемляющих притязания психопатическихличностей, нарушающих привычный стереотип их поведения, требующих гибкости,перестройки и устоявшихся представлений и установок. Именно при формированиисутяжного мотива наиболее отчетливо проявляется «сдвиг мотива на цель», мотивомповедения при этом становится сам процесс борьбы за свои права. По мотивам,связанным с патологической ригидностью, лицами с паранойяльной психопатией нпаранойяльным развитием личности совершались такие противоправные действия, каквозведение клеветы, а также хищения и другие преступления, смыслом которых былоразоблачение беспорядков, несправедливости, стремление привлечь внимание ксвоему положению. Патологические ревнивцы, психопатические личности сипохондрическим развитием совершали насильственные противоправные действия.Вопросы, для самоподготовки:
1. Что понимается в психологии под ригидностью?
2. Какие личностные черты характерны для ригидных лиц?
3. Охарактеризуйте патопсихологические свойства преступников,для которых ригидность является наиболее характерной чертой.
4. Какие факторы способствуют ригидному, или паранойяльному,развитию личности?
Психологические свойства и преступное поведение тревожных лиц
В настоящее время в отечественной психологии существует однаиз объяснительных схем, предложенных И. Лангмейером и З. Матейчеком (1984), Ю.М.Антоняном (1987), которая трактует, что преступное поведение определяетсянеблагоприятными условиями формирования и развития личности в детстве вродительской семье. Эти условия, в основном, заключаются в психическойдепривации ребенка, его эмоциональном отвергании матерью и отцом. В дальнейшемэто приводит к возникновению необратимых психологических особенностей: общейнеуверенности индивида в жизни, ощущении неопределенности своего социальногостатуса, тревожных ожиданиях негативного воздействия среды. По мнению Е.Г.Самовичева, отвергание создает у ребенка психологическое образование — полностью неосознаваемый страх смерти. Нам представляется, что страх смертисвязан с более глубокими уровнями бессознательного и переживается в периодбиологического рождения индивида. По мнению С. Грофа, именно в периодпрохождения плода по родовым путям закладывается опыт смерти-возрождения,который может оказывать организующее влияние на последующее существованиеиндивида. Страх смерти, лежащий на перинатальном уровне, обусловливает высокуютревожность индивида, которая преодолевается путем совершения агрессивныхдействий, носящих характер защиты от внешней агрессии. В этом, по мнению Ю.М.Антоняна и В.В. Гульдана, состоит личностный смысл большинства насильственныхпреступлений. Не составляет исключения и значительная часть изнасилований,мотивация которых также может заключаться в утверждении себя как биологическогосущества. На низшем уровне (биографический уровень бессознательного по С.Грофу) тревожность порождает общую неуверенность человека в своем социальномсуществовании, месте в жизни, в своей социальной определенности, создаетощущение угрозы. Таким образом, охрана, защита, подтверждение собственногосуществования — биологического и социального — представляют, вероятно,личностный смысл большинства преступлений, и это можно рассматривать в качествегипотезы о причинах преступности в целом. Биологические особенности людей могутпредрасполагать к повышенной тревожности, но это никак не означает фатальностипреступного поведения, поскольку ее неблагоприятные последствия вполне можнокомпенсировать надлежащим воспитанием. Эмпирические данные многочисленныхкриминологических исследований показали, что именно среди преступниковзначительно больше тех, кто был отвергнут в детстве родителями, и тех, ктоотличается высоким уровнем тревожности. Рассмотрим теперь, что понимается подпонятиями тревоги и тревожности в психологии. Тревога — это эмоциональноесостояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся вожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, которыйпредставляет собой реакцию на конкретную угрозу, тревожность представляет собойгенерализованный, диффузный или беспредметный страх. Она часто бываетобусловлена неосознаваемостью источника опасности. Тревожность можетпроявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия передвнешними факторами.
Существуют следующие поведенческие проявления тревоги:
·   общаядезорганизация деятельности;
·   нарушениенаправленности деятельности и ее продуктивности.
В отечественной психологии тревожность определяется как«индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонностииспытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе итаких, общественные характеристики которых к этому не располагают»(Психологический словарь, М., 1983). Тревожность обычно повышена при нервно-психических,тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающихпоследствия психотравмы, и у лиц с отклоняющимся поведением. В целомтревожность является проявлением субъективного неблагополучия личности.
Современные исследования тревожности направлены наразличение:
·   ситуативнойтревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией;
·   личностнойтревожности, являющейся стабильным свойством личности.
С этой целью применяется методика Спилбергера, с помощьюкоторой выделяют состояние тревожности (Т-состояние), характеризующеесяобъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и сопровождающеесявозбуждением автономной нервной системы, и тревожность как черта личности (Т-свойство),означающую мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, котораяпредрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасныхситуаций как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями. Изэтого следует, что тревожность может как свойство личности выступать в качествемотива. Тревога и тревожность могут быть рассмотрены в аспекте стресса. Внастоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия стресса — стадиямобилизации адаптационных резервов (стадия «тревоги»), на протяжении которой, восновном, заканчивается формирование новой «функциональной системности»,адекватной новым, экстремальным требованиям среды (Л.А. Китаев-Смык, 1983).Установлено, что стрессогенные воздействия быстрее, чем у здоровых, вызываютантиобщественные поступки у лиц с психическими аномалиями, поскольку ихадаптационные возможности ниже. Тревога и тревожность наблюдаются в рамкахбольшинства психиатрических синдромов: позитивных (продуктивных)психопатологических, в том числе в астеническом, депрессивном,деперсонализационном (расстройство самосознания, проявляющееся ощущениемизмененности некоторых психических процессов — чувств, мыслей, представлений),растерянности, двигательных расстройств и т.д., — а также в ряде негативных(дефицитарных) психопатологических синдромов. В этой связи небезосновательнагипотеза, что нарушения психики порождают ощущения субъективнойдезадаптированности, повышенные по сравнению со здоровыми, переживания страха,неуверенности, беспомощности, уязвимости. Это иногда вызывает уход «всебя» или из общества, от людей («биологический» уход — самоубийство,«социальный» уход — бродяжничество), либо защиту в виде агрессии.
В подавляющем большинстве случаев источники, природа, смыслназванных переживаний не охватываются сознанием, особенно у лиц с нарушенной психикой.Наблюдения показывают, что у преступников с психическими аномалиями тревожностьвыражена сильнее, чем у здоровых из-за их дезадаптированности. Несомненно, чтовыраженность тревожности у них связана и с самими психическими расстройствами,и обусловлена другими причинами. Одной из причин преступного поведения можетявляться то, что оно детерминировано неблагоприятными условиями формирования иразвития личности в детстве, в родительской семье. Исследование тревожности у преступников,осуществленное В.В. Кулиничем с помощью методики Спилбергера, показало, что уворов тревожность носит ровный характер. Это позволяет многим из них постоянночувствовать опасность, быть готовым к ней. У убийц тревожность носит характервспышек, имеет скачкообразную форму, актуализируется в определенных, частотравмирующих ситуациях, что приводит к дезорганизации поведения.
В свете сказанного, криминологический интерес представляютсобой выделенные К. Леонгардом в качестве самостоятельного типа тревожные(боязливые) личности из числа акцентуированных. По К. Леонгарду, подобныеличности в детстве боятся темноты, собак, боятся других детей, за что последниеих дразнят. Это «козлы отпущения», или «мишени», так как сверстники сразураспознают их слабое место. У взрослых тревожность не так бросается в глаза.Такие люди отличаются робостью, в которой чувствуется элемент покорности,униженности, поэтому человек постоянно настороже перед внешними раздражителями.Наряду с этим различают еще ананкастическую робость — внутреннюю неуверенностьв себе. Здесь источником робости служит собственное поведение человека, котороевсе время находится в центре внимания. В обоих случаях возможнасверхкомпенсация в виде самоуверенности и дерзкого поведения, которые бросаютсяв глаза своей неестественностью. Эмпирические данные показали, что такиепсихологические особенности, как боязливость, пугливость, страх, когда онисубъективно не контролируются, могут стать причиной совершения преступлений(дезертирство, сдача в плен, самовольное оставление части в боевой обстановке идругие воинские преступления). Дерзкое же поведение — это своеобразнаяпсихическая компенсация тревоги.
Тревожность наличествует и в отдельных психических болезнях ианомалиях. Она наблюдается при шизофрении, последствиях черепно-мозговых травм,психопатиях. Конфликтность и враждебные действия психопатов во многом связанысо страхом, тревогой, постоянным ожиданием угроз нападения, неприятностей,непонимания, в целом неблагоприятного развития событий. Все это заставляетпсихопатов все время держать оборону, давать отпор, защищать себя. Всоциально-психологическом плане это можно охарактеризовать как состояниедезадаптации, при котором ослабляются и искажаются эмоциональные,интеллектуальные и иные психические связи с окружающим миром. Таким образом,агрессивные, насильственные действия своим субъективным источником могут иметьтревожность как состояние или как фундаментальное свойство личности.Тревожность сама является следствием дезадаптированности индивида. Причиныдезадаптации следует усматривать в субъективных особенностях по отношению кокружающему миру. Но не следует игнорировать и обратное — отношение микросредык конкретному человеку. Наблюдения показывают, что к психопатам, алкоголикам,олигофренам даже близкие люди относятся недоверчиво, презрительно, частовыталкивая их из среды нормальных связей и контактов, а это вызывает ответныеагрессивные реакции. Поэтому можно утверждать, что тревожность идезадаптированность лиц с психическими аномалиями имеют объективно-субъективноепроисхождение, а поведение носит реактивный характер. Рассмотрим рольтревожности в преступном поведении алкоголиков. Эти лица относятся к числунаиболее дезадаптированных. Алкоголь обладает способностью, особенно впсихотравмирующих ситуациях, выступать в качестве средства снятиянеуверенности, тревоги, неопределенной тоски, плохого настроения, создаваясубъективные ощущения адаптированности. Тяга к общению с себе подобными — этостремление преодолеть тревожность и неуверенность. В компании собутыльников алкоголикичувствуют себя нужными, понятыми, принятыми, ощущают общность интересов. Такимобразом, алкоголизация представляет собой способ адаптации, обретение своего«Я», преодоление тревожности и неуверенности. Мотивы поведения, связанные спреодолением тревожности, обычно носят бессознательный характер, сознанием неохватывается личностный смысл конкретных поступков. Тревожность также можетвыступать в качестве причины совершения имущественных преступлений.Противозаконное приобретение денег и других материальных благ помогает сниматьтревожность, обрести уверенность. Однако, как и после алкоголя, неуверенность,тревога, непонятное беспокойство наступают вновь. Это особенно хорошопрослеживается на примере клептомании. Этот термин был введен французским исследователемС.С. Маге и обозначает неосознанное безмотивное желание совершить кражу, поприроде своей непреодолимое, несмотря на стремление индивида противостоятьпобуждению. Существуют различные точки зрения на генезис и мотивы клептомании.Авторы психоаналитического направления рассматривают клептоманию как «клапан»для садомазохистских тенденций.
J. Wyrch связывает клептоманию с сексуальными конфликтами иподсознательным стремлением преодолеть что-то запретное. V. Student называетагрессивные тенденции. М.И. Лукомская (1974) предпочитает пользоваться термином«патическая кража», целью которой является не материальная выгода, а сампроцесс похищения. Здесь мотивами могут выступать самоутверждение, месть, стремлениепривлечь внимание и др.
Мотивы могут различаться по содержанию, по степени осознания,но объединяет их то, что все они были мотивами-«суррогатами», замещающимиадекватное опредмечивание какой-либо потребности. Важным для пониманиямеханизмов формирования клептомании может оказаться повышение на 1-й и 3-йшкалах профиля ММИЛ, свидетельствующих о механизмах «соматизации тревоги», хотябольные не предъявляют жалоб на соматическое здоровье. «Соматизация тревоги»трансформируется в поиск специфических ситуаций «опредмечивания» тревоги сформированием мотива-«суррогата» в виде клептомании. Таким образом,криминогенность тревожности заключается не только в том, что она включает всебя беспокойство, незащищенность, но и детерминирует специфическоемироощущение, восприятие окружающей среды как неопределенной, чуждой и дажевраждебной. Поэтому непонятны и чужды ее нормы, предписания и запреты.Совокупность этих моментов образует тревожность как психологическую черту,формирующую дезадаптированность индивида и его особое отношение к миру.Тревожная личность бессознательно проецирует свои состояния и переживания насреду и воспринимает ее уже враждебной. Вопросы для самоподготовки:
1. Что такое тревожность и в чем состоит ее отличие отстраха?
2. Какие вы знаете методы определения тревожности?
3. В чем состоит криминогенное проявление тревожности?
4. В чем заключаются особенности проявления тревожности у лицс психическими аномалиями.
5. Дайте характеристику мотивационным механизмам формированияклептомании.
Внушаемость и ее роль в преступном поведении лиц спсихическими аномалиями
Внушаемость, по данным ряда авторов, относится к числу техвнутренних обстоятельств, которые активно участвуют в детерминации преступногоповедения. Ее криминогенную роль можно проследить при совершении самыхразнообразных преступлений: хищений, краж, убийств, хулиганства и др. Онанаиболее очевидна в групповом преступном поведении, и можно утверждать, чтовнушаемость представляет собой одну из психологических основ такого поведения.Внушаемость способствует противоправным действиям несовершеннолетних, частосовершаемым в группе. Внушаемость также наблюдается и при одиночныхпреступлениях под влиянием каких- либо идей, представлений, имеющих дляиндивида значительную ценность. Внушаемость может выступать в качестве барьера,препятствующего реализации воспитательных, профилактических усилий, в том числев деле перевоспитания и исправления осужденных. В этих ситуациях подобныеусилия блокируются воздействиями тех лиц, престиж и авторитет которыхоцениваются как более предпочтительные. Рассмотрим, что же такое внушение. Внушениепредставляет собой механизм психологического воздействия на личность, врезультате которого субъект усваивает внешние для него побуждения, оценки,формы поведения. Оно является существенным фактором мотивации поведения, в томчисле противоправного.
Главные признаки состояния внушения по В.М. Бехтереву:
· некритичностьсубъекта;
· невозможностьпроизвольной коррекции внушенного содержания.
В настоящее время в литературе дискутируется вопрос о том,существует ли внушаемость как личностная черта. Большинство авторов связываетвнушаемость с общей личностной и интеллектуальной незрелостью (В.Н. Куликов,1972). В клинических исследованиях внушаемость относят к чертам истерическойличности (А. Якубик, 1982). Внушаемость также связывают с интеллектуальнойнедостаточностью, с отрицательным отношением к себе, с неуверенностью в своихсилах, низкой самооценкой, определяющими ориентацию в поведении на мнениядругих людей. Существует точка зрения, что внушаемость является не устойчивой,а относительной (ситуационной) чертой личности, проявляющейся только всоответствующих ситуационных условиях. Исторический опыт показывает, чтовнушение и внушаемость по отношению к персонифицированным источникам,определенным идеям могут оказывать существенное влияние на поведение не толькомалых, но и больших групп, охватывать целые страны, побуждать огромные массылюдей к совершению противоестественных и преступных действий. Так, в своейкниге «Анатомия человеческой деструктивности» (1994) Э. Фромм проводит анализличности Гитлера, пытаясь ответить на вопрос, как этот человек сумел статьвлиятельной фигурой в Европе, вызывать восхищение и преклонение в своей странеи во многих других странах. В результате своих исследований Э. Фромм пришел к следующимвыводам относительно структуры характера Гитлера. Во-первых, все, что говорил иписал Гитлер, выдает его стремление властвовать над слабыми и характеризуетего, по мнению Э. Фромма, как садомазохистский авторитарный тип личности.Во-вторых, Гитлер был ярко выраженной «Я-ориентированной» личностью, чтопроявлялось в явлениях нарциссизма. Он интересовался только собой, толькосвоими желаниями, только своими мыслями. У него наблюдалось полное отсутствиеинтереса ко всему, что лично ему не могло быть полезным. Замкнутость ихолодность Гитлера являлись источниками его суггестивных способностей, вызываяу окружающих страх, смешанный с восхищением. Еще одним фактором, объясняющимсуггестивные способности Гитлера, была его непоколебимая уверенность в своих идеях.Дело в том, что человеку необходима система координат, жизненных, ценностныхориентации, некая карта его природного и социального мира, без которой, повыражению Э. Фромма, он может заблудиться и утратить способность действоватьцеленаправленно и последовательно. Потребностью в системе ценностных координатобъясняются факты подверженности человека иррациональным доктринамполитического, религиозного или какого-нибудь иного толка. В обстановкесоциальной и политической неопределенности, как это было в Германии в 20-егоды, люди с достаточно некритичным мышлением обращают свои взоры к фанатику,умеющему ответить на все вопросы, и готовы объявить его «спасителем». Гитлер,будучи блестящим актером, обладал еще одним важным даром — был демагогом,демонстрирующим простоту слога. Он брал факты, подтверждавшие его тезис, груболепил их один к другому и получал текст вполне убедительный, по крайней мере,для людей, не отягощенных критической способностью разума. Это был человек,который, перескакивая из одной области знания в другую, ухитрялся благодаряхорошей памяти выстраивать более или менее связные цепочки фактов, специальновыуженных из различных книг. И хотя среди его слушателей были образованные иинтеллигентные люди, многие из них были загипнотизированы его личностью ипотому готовы были не замечать существенных пробелов в его знаниях. Подобныситуации складываются и в настоящее время, что нередко приводит к формированиюразличных группировок, в том числе преступных. Преступления под влияниемвнушаемости и внушения совершались не только в групповой форме, но и водиночку, лицами с психическими аномалиями. Так, суггестивные мотивы преступныхдействий, делающих поведение объективно необоснованным, оторванным от реальныхпотребностей субъекта, установлены у 7% психопатических личностей (В.В.Гульдан, 1984) и у 40,5% умственно отсталых, больных олигофренией в степенидебильности (О.Г. Сыропятов, 1985). Повышенная внушаемость лиц с психическиминарушениями, чаще всего умственно отсталых, деградировавших алкоголиков,истерических, неустойчивых психопатов, сознательно используется лидерами,отводящими этим лицам роль наиболее уязвимых исполнителей, а то и «козловотпущения», на которых потом и пытаются свалить основную вину.
В качестве примера преступных действий, совершенных подвлиянием внушения, приведем следующее наблюдение (цит. по Ю.М. Антоняну и В.В.Гульдану). «Б., 29 лет, обвинялась в хищении денежных средств. С детстваотличалась усидчивостью, прилежностью, исполнительностью. Окончила 8 классов имедицинское училище с отличием. В 23 года вышла замуж, от брака имеет двоихдетей. Длительное время жила у родителей мужа, отношения с которыми быликонфликтными. Сильно уставала, настроение было подавленным, часто плакала, былараздражительной, плохо спала, похудела. Устроилась работать кассиром впарикмахерскую, намеревалась в последующем работать по специальности. По дорогес работы к Б. на улице подошла женщина, которая сказала ей, что она «плоховыглядит», спросила, где и с кем она живет, где работает, обещала «гаданием»помочь ей. Следующую встречу она назначила в день получения Б. из банка крупнойсуммы денег. При этом присутствовали соучастницы, две другие женщины,«ассистирующие» лидеру, подтверждавшие ее «возможности». Через 10 дней Б„получив деньги из банка и отвезя их на работу, отправилась на встречу с этойженщиной. Узнав, что Б. пришла без денег, соучастницы стали требовать деньги,необходимые для «гадания», угрожали ей ухудшением состояния ее здоровья иотношений с мужем. Б. вернулась в бухгалтерию, взяла из сейфа деньги в сумме 10415 руб. На улице в процессе «гадания» она отдала деньги одной из женщин, послечего все трое скрылись. Была привлечена к уголовной ответственности за хищение.
В период следствия обвиняла себя в случившемся, говорила, что«гадалка» так подействовала на нее своей внешностью и поведением, что она былаготова выполнить любое ее приказание. При проведении комплексной судебнойпсихолого-психиатрической экспертизы (назначенной с целью установления еевменяемости), а также определения индивидуально-психологических особенностейличности, в частности внушаемости, и того, какое отражение они могли найти в ееповедении при совершении преступных действий, сообщила, что, когда «гадалка»подошла к ней на улице и с участливым лицом осведомилась о ее самочувствии,пообещав помочь, у нее не возникло сомнений в искренности слов «гадалки». Вэтот момент рядом оказалась женщина, которая была намерена принести «гадалке»за уже оказанную якобы ранее услугу значительную сумму денег. Была так «заворожена»словами «гадалки», что согласилась исполнить ее условия. Первые дни послевстречи самочувствие ее улучшилось, в последующие дни она с тревогой чего-тождала, часто вспоминала о происшедшем с ней, охотно пошла на повторную встречу.При встрече ощущала некоторую тревогу, волнение, а когда она отдала деньги«гадалке», та сказала, чтобы. Б. закрыла глаза и так стояла три минуты. Открывглаза и не увидев «гадалку», некоторое время считала, что так и должно быть,затем, поняв, что ее обманули, она стала метаться по улице, искать «гадалку» иее спутниц, но их уже нигде не было. Вернувшись на работу, сообщила ослучившемся в милицию. Хорошо помнит все детали событий того периода, своидействия и ощущения. Суждения Б. во многом примитивны. Наивна, доверчива, суеверна,верит во все «истории» и сплетни, которые рассказывают на работе. Запассведений мал, круг интересов беден, однако она хорошо ориентирована в вопросахпрактической жизни, понимает противоправный характер и тяжесть инкриминируемогоей деяния. Озабочена своей дальнейшей судьбой, тяжело переживает случившееся,винит себя в излишней доверчивости, раскаивается в совершенном. Приисследовании интеллекта в тесте Равена правильно выполнила за 20 минут 30заданий из 60. Уровень интеллекта невысок (нижняя граница нормы), однаковыраженных интеллектуальных расстройств не обнаружено. Справляется смыслительными операциями сравнения, обобщения, установленияпричинно-следственных связей. По данным теста ММИЛ, настроение снижено, высокийуровень тревоги, отгорожена, замкнута, чувствительна, ранима. По сравнению сосредней линией профиля (7 ОТ) очень низкие (40Т) показатели по 5-й шкале(идентификация с женской социальной ролью), свидетельствующие о стремлении кзащищенности, опеке, подчинению. Себя характеризует «очень податливой,мечтательной, уступчивой». Самооценка, уровень притязаний снижены. Решения всемейных проблемах всегда принимает муж, так как «он часто оказывается прав». Втесте Роршаха отчетливые показатели тревоги, сниженного настроения, невысокогоинтеллектуального уровня. По суммарным данным личностных методик, у Б.выявляются признаки эмоциональной неустойчивости, повышенная тревожность,низкая самооценка, трудность принятия самостоятельных решений, невысокийинтеллектуальный уровень, недостаточность прогнозирования возможных последствийсвоих действий, особенно в стрессовых ситуациях, внушаемость, пассивнаяподчиняемостъ субъективно авторитетным лицам. Перечисленные признакискладываются в патопсихологический синдром, в который наряду с указанными патохарактерологическимичертами входят и нормально психологическая доверчивость и мягкость, игиперсоциальные установки личности. Криминогенностъ синдрома связана с рядомпризнаков, ведущим из которых является внушаемость. Экспертная комиссия пришлак заключению, что Б. психическим заболеванием не страдает. В периодправонарушения она не обнаруживала признаков и какого-либо временногоболезненного расстройства психической деятельность, могла отдавать себе отчет всвоих действиях и руководить ими. По судебно-психиатрической оценке, Б.вменяема относительно содеянного, так как медицинских предпосылок невменяемостив этом случае не имеется. Вместе с тем, выявленные при обследованиипатохарактерологические особенности личности Б., и прежде всего внушаемость, нашлиотражение в ее поведении при совершении преступления, в процессе формированиясуггестивного (внушенного) мотива противоправных действий. Свойственные ейособенности личности, психическое состояние, в котором Б. находилась присовершении преступления, ограничивали ее способность предвидеть возможныепоследствия своих действий и оказывать активное сопротивление внушающемувоздействию со стороны соучастников». Какуже было сказано выше, повышенная внушаемость лиц с психическими нарушениямисознательно используется лидерами преступных групп. Наиболее криминогенными вэтом плане являются сочетание внушаемости и трудности осмысления событий,неспособности к прогнозированию возможных последствии своих действий,внушаемости и демонстративности; Стремление произвести впечатление наокружающих; внушаемости и агрессивности; внушаемости и отсутствиясамостоятельных нравственных ориентиров. Повышенная внушаемость олигофреновиспользуется и органами следствия. Зарегистрирован ряд уголовных дел, связанныхс совершением тяжких преступлений, убийствами, сопряженными с изнасилованиями,совершенными в условиях, трудных для расследования, когда олигофрены в течениеследствия давали признательные показания. На более поздних этапах следствиявыяснялась непричастность этих лиц к содеянному. Единственной гарантией отошибок в этих случаях может стать участие адвоката на начальных этапахследствия и проведение тогда же комплексных психолого-психиатрическихэкспертиз. Внушаемость как личностная черта может претерпевать, при особых обстоятельствах,удивительные превращения. Внушаемость психопатических и акцентуированныхличностей, лиц с психопатоподобными расстройствами способствует возникновениюне только суггестивных форм поведения (пассивной подчиняемости, имитации,конформизма), но и появлению противоположных психических и психопатологическихновообразований (стойких, некорригируемых идей и представлений). Напарадоксальную связь внушаемости и паранойи обратил внимание Е. Блейлер.Парадоксальное сочетание внушаемости и упрямства обнаружено у психопатическихличностей с признаками инфантилизма.
Однако психологические механизмы связи между внушаемостью ивозникновением стойких сверхценных идей остаются неизученными. Ответ на вопросможет быть прояснен при клинико-психолого-криминологическом изучении группылиц, участвующей в работе религиозной секты «пятидесятников», среди которыхбыли практически здоровые, душевнобольные, психопатические и акцентуированныелица. Психолого-психиатрическая экспертиза показала, что формирование устойчивойпатологической системы отношений на основе внушения и внушаемости происходилоследующим образом:
·   набор приемовпривлечения внимания и интереса, рассчитанных на доверчивость аудитории(диагностика и лечение на расстоянии, по фотографии, розыск преступников);
·   использованиеповышенного интереса окружающих к восточной культуре, философии, развитию своихпсихологических способностей путем специального тренинга;
·   детальноразработанный «имидж», в котором все имеет значение (внешний облик, легенда ит.д.);
·   ненарокомпредъявляемые «вещественные доказательства»: рекомендательные письма,фотографии с известными лицами, книги с дарственными надписями известныхписателей, ученых;
·   использованиеэлементов так называемой эмоционально-стрессовой терапии, которые применяют ипрофессиональные психотерапевты. Однако цель психотерапевтов заключается вразрешении внутренних конфликтов пациента, в увеличении числа «степенейсвободы» внутренне мотивированного поведения.
Мотивы руководителей религиозной секты сводились ксамоутверждению, борьбе за первенство и власть в неформальном объединении,корысти. Целями же их действий были манипулирование окружающими, использованиелюдей с психическими аномалиями для собственного самоутверждения, выкачиваниеденег.
Эмпирические данные показывают, что лидером преступной группыможет стать и психически больной человек. В этих случаях наибольший интереспредставляют межличностные отношения в этой группе, так как они вскрываютмеханизмы группового взаимодействия, перестраивающего структуру и иерархиюмотивов его участников. В преступной группе с мощным суггестивным воздействиеммежличностные отношения строятся в соответствии с требованиями лидера, егоболезненными притязаниями, нарушенным мышлением и парадоксальнымиэмоциональными реакциями. Окружение душевнобольного лидера начинает повторятьего болезненные неологизмы, копировать разорванность его речи, воспринимает итранслирует идеи величия, избранности и другую психопатологическуюсимптоматику. Таким образом формируется и поддерживается патология отношений,патология общения. Носителем патологии является уже не один больной человек, адовольно большая группа лиц, среди которых многие формально психически здоровыелюди. В психиатрии описаны случаи индуцированного бреда, в том числе и ведущиек совершению групповых общественно опасных действий. То, что больной человекстановится лидером группы, кажется абсурдным и противоречит житейскимпредставлениям о психических заболеваниях и социальных отношениях. Тем не менеедоминирование общей идеи, некорригируемая убежденность в своейисключительности, патологичность мышления и эмоциональной сферы, маскируемаяпарадоксальностью и афористичностью высказываний, для внешнего наблюдателямогут складываться в облик необычности, силы, стойкости, который можетоказаться привлекательным для определенной категории лиц. Что касается лидеровгруппы, то власть над окружающими становится для них привычной, в нее стольковложено, что они сами начинают верить в свои особые способности, особоепредназначение. И когда кто-то пытается разрушить сложившуюся системуотношений, создается потенциальная возможность совершения преступлений. И неслучайно, а закономерно, что эти группы порождают тяжкие, насильственныепреступления.
Подведем некоторые итоги. Исследованиекриминогенных черт личности преступников с психическими аномалиями позволяетсделать некоторые важные выводы теоретического характера и объяснить преступноеповедение таких лиц. Тревожность, агрессивность, жестокость, конфликтность,ригидность и другие черты преступников с психическими аномалиями тесно связаныс нарушениями личности, восприятия, памяти, мышления, умственнойработоспособности, что приводит к образованию нового системного качества — дезадаптированности таких субъектов, их отчуждению от общества, малыхсоциальных групп и их ценностей. Отчуждение в основном проявляется в общении.Психологические последствия отчуждения выражаются в отсутствии эмоциональныхконтактов с людьми, специфическом восприятии окружающего мира как чуждого ивраждебного личности, разрыве между ее ожиданиями, желаниями и действующимисоциальными нормами, чувстве изоляции, одиночества, что может приводить ксовершению правонарушений. Отчуждение, охватывая важные стороны жизни человека,становится причиной его дезадаптации — несовпадения целей и ценностейориентации группы и личности, когда человек в силу разных причин не может илине умеет полностью усвоить групповые нормы. Дезадаптация может бытьохарактеризована и как состояние личности, в том числе вызванное расстройствамипсихической деятельности. Преступники с психическими аномалиями — это наиболееотчужденная часть преступной среды, причем в отношении некоторых из этой средыможно говорить и о социальной отчужденности. Это прежде всегопреступники-олигофрены, а также те, которые ведут бездомное существование и несоблюдают правил личной гигиены. Среди них велика доля лиц с низким уровнемобразования, квалификации, не имеющих семьи. Дезадаптация, отчужденностьпреступников с психическими аномалиями приводят к тому, что они слабо усваиваютнормы и правила, регулирующие поведение людей. Это может приводить кформированию в целом негативного отношения к среде и ее ценностям, к ощущениювраждебности окружающего мира. В наибольшей социальной изоляции находятсяпреступники с психическими аномалиями, которые продолжительное время ведутбездомное существование. Здесь к двум достаточно мощным дезадаптирующимфакторам — совершению преступлений и наличию расстройств психики — присоединяется третий — длительные скитания, отсутствие постоянного местажительства и работы, элементарных привязанностей и контактов. Исследования,проведенные Н.А. Орловым, показывают, что среди этой группы особенно великадоля тех, кто имеет низкий уровень образования и производственной квалификации(а значительная часть вообще не имеет ее) и никогда не создавали собственнуюсемью; многие из них страдают соматическими заболеваниями. Все это позволяетутверждать, что действительное исправление и перевоспитание такой категории лицнедостижимо.
Дезадаптация, отчужденность преступников с психическимианомалиями, ощущение враждебности окружающего мира способны породить ответнуюагрессию как способ защиты от чаще всего воображаемого нападения, что, какправило, и лежит в основе мотивации многих тяжких преступлений против личности.Социальная изоляция правонарушителей с психическими аномалиями от нормальныхконтактов в микросреде обычно приводит к тому, что они ищут признания средиподобных себе. Это выражается в разрыве или значительном ослаблении общественнополезных связей с семьей, трудовыми коллективами и т.д. и уходе в первичныегруппы антиобщественной направленности, что особенно характерно для алкоголикови наркоманов. Такие обстоятельства могут явиться одной из причин существованиягрупповой преступности, особенно если рассматривать группу как общность, вкоторой личность получает возможность проявить свою индивидуальность, ощущаетподдержку и признание.
Преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы
Известно, что эмоционально-стрессовые воздействия, взависимости от возраста и других факторов, могут иметь положительное иотрицательное значение. Приятные и неприятные переживания, неизбежные вповседневной жизни, способствуют адекватному формированию и совершенствованиюличности, однако необычные, внезапные и сильные эмоциональные раздражители умногих людей или у одного и того же человека, но в разное время, могут вызыватькратковременную или продолжительную преходящую дезорганизацию психическойдеятельности и поведения. Формирующая и дезорганизующая роль эмоций особенноярко выступает при ослаблении устойчивости и повышении чувствительности нервнойсистемы и психической сферы, а также в периоды возрастных кризов, Обычно вкризисных ситуациях, когда человек не может уклониться от решения возникающих проблем,он переживает, ищет выхода из создавшегося положения и таким образомприобретает полезный опыт приспособления.
Однако нельзя не отметить, что у некоторых лиц, менееинтеллектуально и эмоционально устойчивых, нагромождение трудностей всовокупности с дополнительным психогенным, соматогенным ослаблениемнервно-психической сферы нередко ведет к дезорганизации поведения,невротизации, патохарактерологическому развитию или к психическому заболеванию.Вполне психически нормальные и здоровые люди в зависимости от возраста, пола,особенностей личности и психического состояния могут переживать состояниенеобычайного эмоционального стресса (с изменением психических функций иповедения), вызванного индивидуально-экстремальными эмоциогеннымивоздействиями. В таких случаях у многих людей наблюдаются единичные зрительные,слуховые и другие обманы восприятия окружающего, тревожное фантазирование,искажение образов и содержания воспоминаний, бессвязность мыслей и речи,доминирующие и сверхценные мысли, неадекватные обстоятельствам, ошибочныесуждения, па-ралогичные умозаключения, повышенная внушаемость исамовнушаемость, кратковременные навязчивости и фобии, снижениесообразительности, понимания ситуации, апатия, падение уровня правильнойориентировки, фрустрации и отчаяния (Н.Е. Бачериков и др., 1995). В результатеперечисленных психических изменений в поведении наблюдаются растерянность,дезорганизация и хаотичность движений, непродуктивность активности, агрессия,регрессия (примитивные, инфантильные формы поведения — неприличные жесты ит.п.), суицидные мысли и поступки. Перечисленные эмоционально-стрессовыевоздействия и связанные с ними переживания и поступки нередко дезорганизуютповедение и ставят человека в неблагоприятные условия, приводя к тяжелымпоследствиям. В отличие от патологических реакций их называют преходящимиситуационными расстройствами. Этот термин следует понимать лишь как частьситуационного поведения человека, включающую ограниченный спектр психическихпроявлений, которые характеризуются более значительной остротой и большейинтенсивностью, несоответствием обычным социальным нормам поведения, новозможностью их возникновения у любого человека в трудных ситуациях. Фактическиречь идет о физиологическом аффекте различной интенсивности и продолжительностис неполной адекватностью и контролируемостью поведения из-за аффективногосужения сознания. Аффект — это внезапно возникшее сильное душевное волнение,которое является одним из видов эмоциональных состояний и проявляется остройреакцией на психоэмоциональный стресс. С точки зрения систематики эмоциональныхсостояний, это физиологический аффект, проявления которого обычно исчезаютспустя несколько часов или дней. Е. К. Краснушкин (1928), В. А. Гиляровский(1946), Г.К. Ушаков (1978) и другие исследователи указывали на большоеразнообразие внешних проявлений реакций на эмоциональный стресс. ВМеждународной классификации болезней (МКБ) 9-го пересмотра (1982) они былиобъединены в четыре основные группы:
·     с преобладаниемэмоциональных нарушений (состояния паники, возбужденности, страха, депрессии итревоги);
·     с преобладаниемнарушения сознания (амбулаторный автоматизм, или фуга); с преобладаниемпсихомоторных нарушений (состояние двигательного возбуждения илизаторможенности);
·          другие смешанныеи неуточненные непсихотические нарушения (в рамках острой реакции на стресс).
Из приведенной классификации следует, что для всех стрессовыхреакций характерны неупорядоченное поведение, аффективное сужение сознания иаффективное мышление, то есть шоковая дезорганизация психических функций иповедения. В таких случаях наиболее вероятны состояния растерянности,бестолковой активности, психомоторного возбуждения, заторможенности илисостояния со смешанной симптоматикой. Их отграничение от патологическихреактивных состояний очень затруднено.
Физиологический аффект — состояние повышенного душевного волнения — в Научно-практическом комментарии кУголовному кодексу Украинской ССР (1978, ст. 95) определялся как «… состояниефизиологического аффекта, представляющего собой кратковременную интенсивнуюэмоцию, занимающую господствующее положение в сознании человека, которое взначительной мере ослабляет способность лица отдавать отчет своим действиям, атакже руководить ими». По данным Н.Е. Бачерикова с соавторами, в состояниифизиологического аффекта лица мужского пола в 86% случаев совершали суицидныепопытки, в 14% — агрессивные поступки. Об отсутствии патологического компонентав этих реакциях можно судить по целому ряду субъективных и объективныхпризнаков. Так, после аффективной разрядки уже в первые часы пациенты даютполный отчет о случившемся с сохранением памяти, критической оценки, проявляячувство раскаяния. Некоторые совершают свой поступок по типу реакции короткогозамыкания («внезапно сверкнула мысль, сделал и тут же одумался, но было ужепоздно»). При обследовании у них не наблюдалось психопатологической исоматоневрологической симптоматики вследствие перенесенного эмоциональногостресса. Наиболее частыми причинами эмоционально-стрессовых реакций были конфликтыв интимно-личностных отношениях (измены, ссоры и т.п.), затем — необоснованныеобвинения в неблаговидном поступке (краже и т.п.). Но способствовали этомупроявлению акцентуация личности (вспыльчивость, обидчивость, мнительность идр.).
Таким образом, основными проявлениями физиологическогоаффекта являются:
·   кратковременные ибурно протекающие эмоциональные состояния (вспышки);
·   внезапноевозникновение в ответ на какой-то сильный, значимый для личности, внезапновозникающий раздражитель;
·   резко выраженныемимика, пантомимика (речь, плач, бледность лица, коронароспазм и т.д.).
В настоящее время физиологический аффект в юриспруденциирассматривается как смягчающее вину обстоятельство (Гл.V, ст.40, п.4 УКУкраины, 1996 г.). Классический физиологический аффект состоит из трехочерченных фаз:
·   первая фаза,обычно наступающая у обвиняемых в ответ на противоправные действияпотерпевшего, характеризуется ощущением субъективной безвыходности изсложившейся ситуации, а также субъективной внезапностью наступленияаффективного взрыва;
·   вторая фаза, илифаза аффективного взрыва, характеризуется двумя основными признаками: частичнымсужением сознания (с фрагментарностью восприятия и доминированием значимыхпереживаний) и нарушениями деятельности (снижение контроля и опосредованностидействий вплоть до двигательных стереотипов);
·   третья фаза — постаффективная, основным признаком которой является наличие психической ифизической астении.
Отдельно выделяется кумулятивный аффект (Ф.С. Сафуанов,1997), основное отличие которого от классической физиологии аффекта состоит втом, что первая фаза обычно растянута по времени (от нескольких дней донескольких месяцев и даже лет), в течение которого развивается более или менеедлительная психотравмирующая ситуация, обуславливающая накоплениеэмоционального напряжения у обвиняемого.
По данным С.П. Бочаровой (1996), при установлениифизиологического аффекта необходимо учитывать следующие факторы:
1) какие отношения складывались между потерпевшим иобвиняемым, а именно — между ними не должно быть предварительных длительныхконфликтных отношений;
2) насколько действия потерпевших были значимы дляобвиняемых;
3) человек не должен находиться в сильном алкогольномопьянении. Если констатировано сильное алкогольное опьянение (5% алкоголя вкрови и более) или наркотическое отравление, то эти случаи рассматриваютсяпсихиатрами на предмет установления патологического аффекта. Эмоциональные состояния, относимые кситуациям сильного душевного волнения
Первым к состояниям сильного душевного волнения следуетотнести физиологический аффект, характеристика которого дана была нами выше.
Второй вид эмоционального состояния, относимый к ситуациямсильного душевного волнения, носит название (по данным С.П. Бочаровой) повышенноепсихоэмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание иповедение. Его еще называют иногда аффективным состоянием, для которогохарактерно следующее:
·      более длительноепо времени, чем физиологический аффект (может протекать несколько часов и дажедней), что способствует кумуляции эмоционального напряжения, которое в силувзаимодействия определенных личностных особенностей и ситуативных воздействийне находит ответной реакции. Механизм переживаний преимущественно заключается в«терпении» (иногда длительностью до нескольких лет). В результате эмоциональноевозбуждение достигает очень высокого уровня — большего, чем при кумулятивномаффекте.
На этом фоне даже незначительные, иногда условные,фрустрирующие воздействия могут вызвать пик эмоционального возбуждения,нарастание которого обычно более сглажено, чем у эмоционального взрыва прифизиологическом или кумулятивном аффекте. Однако 2-я и 3-я фазы эмоций сходны стечением таковых, наблюдаемых при классическом физиологическом аффекте;
·           при переменеситуации повышенное эмоциональное возбуждение может постепенно разрядиться илизакончиться аффектом.
В настоящее время такое состояние учитывается судом каксмягчающее вину обстоятельство, потому что в этом состоянии нарушается память,мышление, наблюдаются хаотичность действий, нарушение координации, а такжеспособность отдавать себе отчет в содеянном.
Третий вид эмоционального состояния, связанный с сильнымдушевным волнением, — это стрессовые состояния, или состояния повышенногоэмоционального напряжения, оказывающие существенное влияние на сознание иповедение. Первая стадия протекает аналогично первой фазе эмоциональноговозбуждения: происходит кумуляция эмоциональной напряженности, однако эмоции,напряжение после каждого очередного фрустрирующего воздействия не сбрасываются,а все более нарастают и переходят во вторую фазу, которая не несет взрывногохарактера, а имеет вид так называемого «плато» интенсивного эмоциональногонапряжения. При этом сужение сознания выражается не столько в фрагментарностивосприятия, сколько в доминировании аффектогенной мотивации, носящейсверхзначимый, сверхценный характер и обуславливающей затруднения в осмыслениии понимании окружающего. Третья стадия характеризуется выраженным психическимистощением. Это бурное эмоциональное состояние, которое возникает на внезапныеизменения окружающей обстановки (дома, на производстве, в транспорте) ихарактеризуется нарушением психических функций, памяти, внимания, координациидвижений, суженным полем внимания.
Состояние повышенного эмоционального напряжения, или стресс,является промежуточным состоянием между аффектом и повышенным эмоциональнымвозбуждением, которое длится больше по времени, чем аффект, но меньше, чемсостояние повышенного эмоционального возбуждения. Оно также учитывается судомкак смягчающее вину обстоятельство. Кроме физиологического аффекта необходимовыделять и так называемые адаптационные реакции, возникающие вследствиекумуляции длительных отрицательных эмоций, приводящих к аффективным вспышкам нафоне истощения центральной нервной системы. Адаптационные реакции, в отличие отстрессовых, более длительны и менее интенсивны по своим внешним проявлениям. ВМеждународной классификации болезней 9-го пересмотра они определены как легкиеили преходящие непсихотические расстройства длительностью от нескольких дней донескольких месяцев, обратимые, тесно связанные во времени и по содержанию спсихотравмирующими ситуациями, вызванными такими событиями, как тяжелая утрата,миграция или разлука, то есть фактически имеют патологический характер. Однакоотносить их к патологическим проявлениям нет никаких оснований, так как посвоим психическим проявлениям они не выходят за рамки нормы, лишь болееявственно и длительно акцентируют присущие конкретному человеку особенностипсихологического реагирования на трудные ситуации. Это реакции недостаточнойадаптации, проявление ее пониженных возможностей.
Адаптационные реакции описаны у только что призванных навоенную службу (В.П. Осипов, 1934; Н.Н. Тимофеев, 1962 и др.), у попавших вбоевую обстановку военнослужащих (В.А. Гиляровский, 1946; С.Н. Давиденков 1949,1963), у беженцев, лиц, оказавшихся в заключении, у студентов 1-2 курсов вузов(Н.Е. Бачериков, М.П. Воронцов, Э.И. Добромиль, 1988) и других лиц, оказавшихсяв непривычных условиях быта, учебы и работы.
В группе адаптационных реакций выделяют кратковременные изатяжные депрессивные реакции (реакции горя и т.п.), другие эмоциональныерасстройства (беспокойство, страх, тревога) с преобладанием нарушения поведенияи реакции смешанного типа. Однако на практике наблюдается значительно большееразнообразие переживаний и поведения, связанных с новизной или тяжестьюопределенных условий и обстоятельств, причем это зависит от психологическихособенностей конкретного человека, личностной значимости новой жизненнойситуации, установки на ее преодоление или уход от нее. Таким образом, основнымипроявлениями адаптационных реакций являются изменения эмоциональной имыслительной сфер, а затем и поведения. В эмоциональной сфере отмечаютсяснижение или неустойчивость настроения, склонность к аффективным илидепрессивным реакциям, раздражительность, обидчивость и другие измененияэмоционального состояния, а в мыслительной сфере — склонность к искаженномуистолкованию поведения, разговоров окружающих, к образованию негативныхсверхценных суждений. Соответственно этому меняется и поведение: появляетсяпридирчивость к словам и поступкам окружающих, повышается уровень агрессивностиили замкнутости с тяжелыми внутренними переживаниями.
Степень выраженности и длительность изменений адаптационноготипа зависят от целого ряда факторов, к которым в первую очередь можно отнестиособенности характера (чаще у акцентуированных, психопатических иневротизированных личностей), необычность и трудность новой ситуации,положительную или отрицательную личностную установку на адаптацию ипреодолнение трудностей, наличие или отсутствие близких или знакомых, а такжестепень доброжелательности окружающих. При неблагоприятных обстоятельствахадаптационный период может продолжаться длительное время, сопровождатьсяострыми аффективными реакциями и перейти в болезненное состояние. Существенноезначение в генезе стрессовых и адаптационных реакций имеют моральные факторы иличностная направленность. Так, по данным Н.Е. Бачерикова с соавторами, у рядалиц в прошлом были судимости за хулиганство и другие антиобщественные поступки,злоупотребление алкогольными напитками, употребление наркотиков или другиходурманивающих средств, беспорядочный образ жизни, асоциальные установки. Вцелом, у 25,2% обследованных ранее наблюдались различные отклонения в моральнойсфере, которые давали о себе знать и в последующем поведении. В дополнение ксказанному следует подчеркнуть, что во всей группе обследованных преобладалилица со стеническим, экстравертированным характером, то есть активные, с яркимивнешними аффективными проявлениями. Перечисленные данные дают определенныепредставления об особенностях личности, способствовавших возникновениюпреходящих ситуационных расстройств на различные внешние трудности. Однако онипроявляются не сами по себе, а во взаимодействии с определенными факторамивнешней среды, конкретной жизненной обстановки, в которой человек вынужденнаходиться в настоящее время. В любой аффективной реакции, в любом поступкенаходят отражение и привычная форма реагирования, обусловленнаяхарактерологической и нравственной сторонами личности, и индивидуальноезначение воздействующего раздражителя. Следовательно, для полного пониманияуказанного явления необходимо изучение и конкретных причин психическойдекомпенсации. Как уже указывалось, острые стрессовые реакции обычно являютсяследствием внезапного и сильного эмоционального воздействия. Напротив, приадаптационных реакциях обнаруживается не только недостаточность адаптационныхмеханизмов, но и отрицательное личностное отношение к ситуации, котороенеизбежно сопровождается неприятными эмоциями, эмоциональным напряжением. Имеетзначение уровень интеллектуального развития, способность реальной оценкиситуации и умение контролировать эмоциональные проявления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.